Техника, интеллект и минимум физики. Скаутский портрет Андреа Кольпани | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Техника, интеллект и минимум физики. Скаутский портрет Андреа Кольпани — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Игроки
Серия А
3 октября , 12:03
3 октября , 12:03
Техника, интеллект и минимум физики. Скаутский портрет Андреа Кольпани
Артём Терентьев – о новичке «Фиорентины», которого лучше всех знает её новый тренер.
Содержание
01Игра с мячом
02Игра без мяча
03Первые матчи Кольпани в «Фиорентине»

Одна из множества летних тренерских перестановок в Серии А – переход Рафаэлле Палладино из «Монцы» в «Фиорентину». Палладино сделал владение своей новой команды более вертикальным, привил ей излюбленную схему 5-2-2-1, умерил частоту и радикальность прессинга. Для игры с любимой схемой тренеру были необходимы подходящие его требованиям десятки, и в качестве одной из них клуб приобрёл Андреа Кольпани – главное открытие прошлогодней «Монцы».

Андреа Кольпани поздно раскрылся. Он впервые провёл более 1000 минут в Серии А только в прошлом сезоне, в 24 года. Сам игрок видит причину взлёта в подходе тренера: «Я всегда играл в роли бокс-ту-бокс. Мне даже говорили, что я могу играть шестёрку, но я никогда этого не хотел. Я всегда думал, что лучше действую ближе к чужим воротам, потому что у меня есть удар и желание ассистировать. Палладино создал мне идеальные условия, чтобы раскрыться, поставив меня под нападающими».

Игра с мячом

Кольпани редко участвует в продвижении со своей половины, но может отскакивать в зону правой восьмёрки против персонального прессинга. Итальянец уходит из-под опеки разворотами с контролем мяча внешней стороной стопы или умышленно пропуская мяч. Открываясь в более высоких позициях, Кольпани способствует продвижению мяча подыгрышем в касание.

Кольпани любит открываться в недодачу в средней трети. Если ему приходится принимать мяч с соперником на спине, он избавляется от давления движением назад или поперёк поля, а затем меняет направление атаки переводом на дальний край. Несмотря на лидерство по количеству исполненных диагоналей (33) в «Монце» и четвёртое место в лиге, Кольпани выполняет их на среднем уровне. Диагонали получаются точными и удобными для приёма, но по высокой траектории, что негативно сказывается на скорости передач.

ВИДЕО

Стенки – любимый приём Кольпани для отыгрыша соперников. При открываниях в недодачу итальянец просматривает, выдернулся ли за ним соперник. Затем Андреа в касание отдаёт передачу и, получая мяч обратно, протаскивает его через возникшую зону. Стенки также эффективны в начальной стадии контратак, против агрессивного контрпрессинга.

ВИДЕО

В позиционных атаках Андреа – связующее звено в стенках с игроком в ширине. Как только мяч перемещается направо, он комбинирует в полуфланге. Кольпани точно подыгрывает обеими ногами и может делать ложное движение за спину, чтобы помешать защитнику сыграть в приём.

Кольпани также использует стенки как средство для входа в штрафную. Здесь подсвечивается скоростное мышление – он оценивает положение партнёра и находил свободную зону до приёма, а затем отдаёт передачу первым касанием.

ВИДЕО

Кольпани заточен на доставку мяча латералю и почти не созидает напрямую из центра. «Монца» редко использовала передачи за спину защитникам, и даже после приёма между линиями Андреа стремился использовать коридор между защитниками для паса на ход латералю. С действиями Кольпани на фланге всё обстоит иначе. Оттуда он самостоятельно доставляет мяч в штрафную мягкими приходящими подачами в центр. Кольпани подаёт как внешней, так и внутренней стороной стопы, что делает его непредсказуемым.

ВИДЕО

Потенциал Кольпани ограничивает посредственный дриблинг. Итальянец не обладает ни стартовой, ни дистанционной скоростью для обыгрыша на пробросах и предсказуемо убирает мяч под левую. Даже если он обыгрывает соперника, его успевают догнать уже после второго-третьего касания. Андреа хорошо действует в редких эпизодах, когда оппонент движется к нему на скорости. В таких ситуациях он ловит соперника на разгоне и в нужный момент убирает мяч влево внешней стороной стопы. Кольпани мог бы компенсировать свои недостатки выборочными включениями в дриблинг, но он идёт в дриблинг неоправданно часто (2.7 попыток p90 при 35% удачных).

Андреа редко совершает свойственные инвертированным игрокам смещения с фланга в центр. Большинство ударов из-за штрафной он наносит после передач из ширины, после разворотов. Наиболее качественные удары получаются, когда Кольпани находится в движении и получает достаточно времени на подготовку – для улучшения позиции он готов обыгрывать соперников, которые изначально находятся позади него. Долгая подготовка может оправдывать себя в быстрых атаках, но в затяжных приводит к заблокированным ударам (36% ударов игрока из-за штрафной попали под блок). В комфортных условиях Кольпани наносит прицельные удары в ближний угол. Удары с шага даются итальянцу хуже – зачастую он целится в дальний верхний угол, но бьёт выше ворот.

ВИДЕО

Улучшения позиции для удара около штрафной или внутри неё получаются лучше. В этих зонах он менее предсказуем, выполняет переступы или убирает мяч под правую. Получая мяч перед защитником, Кольпани может делать ложный замах и наносить неудобный для вратаря удар из-под игрока.

ВИДЕО

Постоянные подключения в центр штрафной при атаках через дальний фланг сделали бы Кольпани опаснее – он умеет находить пространство, своевременно открывается, в прошлом сезоне уже забил после таких открываний дважды. С «Эмполи» нападающий увёл дальнего ЦЗ, а Кольпани воспользовался этим и вбежал в центр штрафной. Против «Удинезе» Андреа вбежал в штрафную уже после подачи и в касание замкнул её.

ВИДЕО

В переходах в атаку Кольпани действовал иначе и не шёл в обводку лицом к лицу. Большинство контратак «Монцы» строились на разворотах на дальний фланг в середине поля. Если мяч доставляли на Кольпани, он придерживал мяч и выигрывал время для забегающего латераля. Когда подключений не следовало, он совершал перевод налево. Кольпани осторожно действовал и при продвижении через центр – в таких ситуациях двигался на коротком шаге и оглядывался в ожидании партнёра.

ВИДЕО

В прошлом сезоне Кольпани зарекомендовал себя как разносторонний созидатель – вошёл в десятку лучших полузащитников Серии А по вовлечённости в предударные действия с игры.

Игра без мяча

В игре без мяча Кольпани уступает многим игрокам своей позиции и действует на уровне ниже среднего по меркам Серии А. Его основная проблема – неспособность выполнять большой объём рывковой работы из-за нехватки физических данных и выносливости, из-за чего Кольпани часто заменяют в промежутке между 60-й и 65-й минутами. «Мне с самого детства было трудно соревноваться с другими. Меня всегда окружали игроки с лучшей физической подготовкой», – вспоминал Кольпани, которому дали характерное прозвище «тощий».

В «Монце» при прессинге команд со структурой X+2 в начале атаки Кольпани выдёргивался по пасу на край, а против структуры X+1 – играл по опорнику. Когда соперники проходили первую линию давления, Кольпани переключался на мяч. Если его оппонент не делал резких рывков, Андреа продолжал располагаться на расстоянии двух шагов от него, и играл на опережение в случае передач назад.

Палладино мог наделять Кольпани задачей персонально играть по опорнику. Итальянец справлялся с ней не полностью. Он поворачивал голову, старался не упускать соперника из виду, далеко дорабатывал за ним, но всё же периодически терял концентрацию.

ВИДЕО

Во время защиты в блоке Кольпани играл правого полузащитника и внимательно отрабатывал по левому защитнику – должен был выдвигаться по пасу на него, отслеживать забегания. Чтобы успевать за оппонентом, Кольпани находился на одной высоте с игроками своей линии, но не заужал позицию.

Первые матчи Кольпани в «Фиорентине»

Приобретение Кольпани в «Фиорентину» могло быть просьбой Палладино, учитывая их удачное взаимодействие в прошлом. Чтобы проявлять себя наилучшим образом, Кольпани нужны определённые условия. За годы карьеры Андреа понял это и быстро согласился на переход к знакомому наставнику. Тренер изменил схему «Фиорентины» на 5-2-2-1, в которой Кольпани досталась излюбленная роль правой десятки. Как и в «Монце», единственным ограничением игрока стало перемещение по правой стороне поля.

В прошедших матчах за «Фиорентину» Кольпани не смог показать прежнего уровня игры с мячом. В новом клубе он чаще отскакивает в полуфланг для вовлечения в выход со своей половины, но эффективно действовать из более глубокой позиции не удавалось. Андреа отдавал простые передачи назад и поперёк, а при попытках разворотов в дальний полуфланг и диагоналей на дальний фланг подводило исполнение.

Из мелких необычных деталей – поведение Кольпани во время угловых. Он располагается напротив дальней штанги и стартует вместе с группой игроков, но, как правило, останавливается на уровне 11-метровой отметки. Большинство подач направляется в центр штрафной, а Кольпани ждёт возможности пробить с отскока.

В прессинге «Фиорентина» тоже не смогла до конца освоить принципы Палладино на предсезонной подготовке. Большинство недостатков в стартовых матчах было связано с дальним флангом: соперники разбивали давление разворотами на дальний край в средней трети или разворачивали мяч уже в чужой трети, пользуясь медленным возвращением латераля. Несмотря на командные проблемы, Кольпани справлялся со своей задачей – игре по сопернику в зоне левого опорника. Для понимания расположения оппонентов он часто оглядывался. Это помогало ему вовремя переключаться между оппонентами и указывать партнёрам на свободных игроков.

ВИДЕО

***

Кольпани – техничный игрок, главными умениями которого являются комбинирование и поиск свободного пространства. В современном, атлетичном футболе его можно отнести к редкому типу игроков, которые компенсируют физические недостатки игровым интеллектом и техникой.