В этом сезоне в «Арсенале» Микель Артета заметно сместил акцент с постоянного владения и чаще подстраивается под течение матчей, показывая прагматичную игру – повлияли и рисунки некоторых игр, и травма Эдегора, а возможно и просто решение тренера таким образом дожимать победы. Важность игры без мяча возросла, и «Арсенал» укрепил себя в статусе одной из наиболее организованных команд лиги в обороне – эти же принципы у команды были и раньше, но сейчас на них обратили больше внимания.
В тексте разбираем, как устроен прессинг и блок «Арсенала» и почему в нем просматриваются разные современные тренды в игре без мяча.
Прагматичность «Арсенала» выражается в частоте высокого давления – заполучая преимущество, команда стала реже включаться в прессинг, что отразилось в статистике. При этом качество давления осталось на высоком уровне, о чём свидетельствуют достойные показатели высоких возвратов мяча и второе место в лиге по количеству отборов на чужой трети (37).
Принцип при давлении зонный: команда бросает дальних игроков, гонит мяч в нужный фланг, отрезая направление передачи в другую сторону, и своевременно по передаче сжимает пространство в зоне мяча. Но при этом в прессинге присутствуют явные элементы персональной игры – особенно доигровки из линии защиты по открываниям в недодачу. Сочетание зонного и персонального может звучать немного странно, потому что это по своей сути противоположные концепции, но у «Арсенала» неправильно отделять одно от другого – это действительно гибридный вариант (что также можно заметить и в позиционной обороне).
Прессинг запускает нападающий (обычно Хавертц), который продолжает давление до вратаря, загоняя мяч в нужную сторону. По пасу на ЦЗ десятка (при прессинге – как второй нападающий) и вингер одновременно начинают сближаться со своими игроками. Единственного опорника закрывает один из опорных (обычно – Райс), тогда как вторая шестёрка «Арсенала» страхует ближний полуфланг, плотно доигрывая за игроком в этой зоне.
Против пары опорников задачи немного меняются. Десятка играет глубже по правому опорному, а правый вингер компактно давит в центрального защитника, оставляя фланг – там правый защитник располагается в полупозиции для возможного выдвижения в крайнего защитника. Мяч в идеале загоняется в противоположную сторону – там игроки удобнее раскладываются по оппонентам, больше плотности, тогда как с другой стороны больше эпизодов 1в1 на более разреженном пространстве. В таком варианте цифрами прессинг можно описать как 4-3-3, но с разными задачами на разных флангах.
Систему с тремя активными игроками в центре поля запрессинговать сложнее, но команда справлялась с задачей с помощью двойной работы нападающих и грамотного расположения вингеров. Благодаря этим составляющим команда создавала постоянную плотность в зоне мяча даже при численном недостатке двух игроков. Эпизоды на видео ниже – пример грамотного компактного давления от команды Артеты.
Открывания под мяч из линии атаки активно доигрывают центральные защитники, особенно Габриэл, и это как раз элемент строгой персональной игры внутри зонной обороны команды – яркий пример можно увидеть на втором видео в тексте. Обратите внимание, что оба центральных защитника в моменте (ниже на скриншоте) выдернулись почти к границе финальной трети – ситуация вполне обычная для прессинга команды.
Габриэл также ситуативно поднимается в опорную зону при верховых передачах на игрока между линиями, вступает там в единоборства или играет на подборе.
В более сложных эпизодах с открываниями полузащитников соперника из центра в ширину (или, например, от ЦЗ в отвал во фланг под выход низом) у «Арсенала» проявлялись отлаженные действия защитной линии. В такой ситуации крайний защитник «Арсенала» своевременно выдвигался к этому лишнему игроку, а линия сдвигалась – ближний центральный защитник смещался на страховку фланга, в том числе быстро подбирая игрока, которого в такой ситуации бросал крайний защитник. И эта деталь как раз четко говорит уже о том, что сам принцип давления «Арсенала» – зонный. Или же можно сказать, что игроки хорошо коммуницируют друг с другом, чтобы разбирать всех ближних к мячу 1в1, не нарушая стройность своей структуры.
Однако задачи, например, оставаться сзади +1 у «Арсенала» нет: все защитники могут разложиться 1в1, а самой главной задачей остается разбор всех ближних к мячу игроков и сжатие пространства в зоне мяча.
Как разбивали прессинг «Арсенала»? Как правило, используя недостатки как раз двух обозначенных особенностей прессинга: зонные принципы, то есть полупозиции и компактность при давлении вверху (и, соответственно, быстрые развороты в свободный фланг), а также персоналку в линии защиты, особенно при нестандартном расположении атакующей группы соперника и открываниях в недодачу.
Так, ради сокращения времени для вратаря, дальний нападающий «Арсенала» мог занимать полупозицию, чтобы готовиться выйти на него в давление. Но в случае прямого паса на разворот нападающий не успевал перестраиваться. Он добегал и давил на соперника со спины, но прошедшая передача отрезала прессинг и запускала цепочку: линия отступала назад, дальнейшие выдвижения игроков «Арсенала» освобождали оппонентов.
Соперники также проходили прессинг с помощью различных фланговых ротаций. «Саутгемптон» пользовался переключением крайнего полузащитника в ЦЗ и освобождал правого защитника с помощью комбинации на третьего. «Ньюкасл» прибегал к тому же принципу, но создавал на флангах ромбы. Это позволяло не только освобождать одного из игроков, но и вскрывать фланг – верхний игрок в ромбе уводил крайнего защитника рывком в недодачу, а затем мяч доводили до забегающей в освободившуюся зону восьмёрки. «ПСЖ» разбивал давление стенкой со смещением правого защитника в полуфланг. Опорник «Арсенала» переключался на защитника, и центр открывался.
«Интер» воспользовался другой особенностью первой линии давления. Уведя в ширину ЦЗ, «Интер» расставил компактное давление, дал время защитникам для продвижения с мячом или разворотов через дом.
Для продвижения мяча далее «Интер» поднимал восьмёрку вверх, а в обратном направлении открывался нападающий. Такое разнонаправленное движение связывало ближнего к мячу центрального защитника, из-за чего отскакивающий в недодачу нападающий мог получать мяч.
У «Арсенала» был и более прагматичный вариант прессинга – без подъема опорного вверх. Опорника закрывал один из нападающих, а на ЦЗ в его зоне выдвигался вингер. Но при такой расстановке КЗ со стороны вингера был открыт, оказывать давление регулярно сложнее – поэтому это больше вариант давления в блоке, чтобы не раскрывать центр.
Помимо прессинга, «Арсенал» стремится быстро возвращать мяч с помощью агрессивного контрпрессинга. На соперника с мячом обычно сразу давят два ближних игрока, остальные сближаются со своими игроками. Защитники также выдёргиваются за подвисающими между линий соперниками. Опорники являются второй волной контрпрессинга, и вступают в игру, когда отобрать мяч на чужой трети не получается. При фланговых атаках ближняя шестёрка заполняет зону подбора (Парти – справа, Калафьори, приходящий туда с позиции левого защитника – слева). Там они подбирают отскоки и срывают контратаки фолами.
В средней трети «Арсенал» встречает оппонентов компактным блоком 4-4-2. Команда начинает выжимать соперников по передаче назад от фланга: игроки синхронно устремляются на центральных полузащитников и защитников для давления на мяч и в спину ближних игроков, а дальний ЦЗ может подниматься из линии, реагируя на отскок в полуфланге.
Против развития атаки в тройке (как на видео выше) «Арсенал» не позволяет проникать в зону за нападающими через внешних ЦЗ – на них давят крайние полузащитники, особенно справа. Нападающий и десятка закрывают линии передач в центр. При выдвижении крайнего полузащитника, ближний нападающий концентрируется только на закрытии линии передачи и уплотнении центра, чтобы гнать мяч назад. По ширине реагирует крайний защитник, его зону страхует ближний ЦЗ или опорный.
При игре через центр «Арсенал» старается быстро сужать пространство и прибивать игроков выдвижениями опорных и защитников.
Когда соперник расставляет «Арсенал» за счет структуры, просаживая к штрафной, слева Мартинелли регулярно ориентируется по создающему ширину сопернику, стараясь держаться глубже, иногда на одной линии с ним и даже образуя пятерку защитников в линии. Бразилец обучен не только грамотному выбору позиции, но и противодействию стенкам – хотя иногда по передаче под стенку он разворачивается лицом к мячу, а не контролирует сразу забегающего, он при этом сразу ускоряется и по итогу не упускает забегание.
На продвигающегося в этой зоне оппонента с мячом приходится выдвигаться опорнику, но из-за ориентировки левого полузащитника по ширине линия паса в полуфланг открыта на момент разворота. Для «Арсенала» это разумный риск, потому как в большинстве случаев Калафьори или Тимбер в этой зоне успевают атаковать оппонента между линиями в приём. Левый защитник выдвигался по передаче на край только в случаях, когда Мартинелли выманивали в давление пасом на игрока перед ним.
Механизм справа работает по-другому – более агрессивно и зонно: на игрока в ширине выдвигается правый защитник, а Сака контролирует пас в полуфланг и по ситуации подваливает игрока с мячом вверху. Сака стягивается к сопернику на фланге уже после передачи, если та проходит, для подстраховки. На страховку полуфланга также отходит опорник, он же контролирует забегания между крайним и центральным защитниками, если центральный защитник не успевает или не может (когда это уже низкий блок) сдвинуться к флангу.
Команда слаженно реагирует на отвалы полузащитников за пределы блока. Это может быть даже своеобразным сигналом к давлению: его запускает ближний опорник, который выдвигается на соперника в отвале, а дальняя 6 заужает позицию, поддерживая компактность.
Так команда Артеты препятствует продвижению мяча через перегрузы в начальной стадии развития атак соперника, особенно справа. Команда нивелирует наличие лишнего игрока с помощью работы опорника – поджимая полузащитника со спины, он продолжает давление после передачи назад. А за счет плотности в этой зоне разыгрывать лишнего партнёра сложно.
«Арсенал» быстро реагирует на попытки проникнуть в полуфланг через игрока в ширине. Скорость, которая позволяет справляться даже с игрой в касание, достигается благодаря двум компонентам. Первый – изначально большое расстояние между крайними и центральными защитниками. Так как крайние полузащитники (в первую очередь и чаще – справа) закрывают линии передач в полуфланги, КЗ располагаются в широких позициях, что позволяет им быстрее сближаться с соперниками в ширине. Второй аспект заключается в своевременном смещении линии. Ближний центральный защитник начинает перемещаться в полуфланг по пасу на край, и потому успевает атаковать соперника в приём.
Похожий эпизод из матча с «Брайтоном». Сначала Салиба выдёргивается из линии на игрока внутри, но по передаче на край отступает ниже дальнего ЦЗ, чтобы закрыть линию паса за спину, в то время как Тимбер активно выходит в давление во фланг. Помогает и высокая линия – пространства для игры между линий меньше.
«Арсенал» рушит комбинации быстрые на разных участках поля за счет ситуативных и дисциплинированных доигровок 1в1. Игроки стараются держать в поле зрения мяч и своего соперника, и быстро восстанавливают позиции после выдвижений, доигрывают за своим оппонентом в рамках конкретного эпизода. Отдельным пунктом стоит выделить нейтрализацию забеганий в пространство между линий из глубины – если нападающий видит, что пространство между опорниками растянуто, то может сопровождать соперника вплоть до своей трети. Выделяются и уже упомянутые выше доигровки ЦЗ: когда нет времени на передачу игрока, защитники не думая плотно доигрывают за оппонентами.
Чтобы вскрыть блок «Арсенала» через центр, соперники использовали коридор для передачи нападающему, чтобы спровоцировать выдёргивание ЦЗ. Взламывать команду не получалось благодаря чтению опорника – он проверял спину после паса нападающему, и видя забегание, садился на страховку зоны ЦЗ.
Иногда расстояния между опорными достаточно большое, но при попытке разыгрывать через него, опорные сразу сужали пространство и атаковали соперника с двух сторон. Один из ЦЗ в таких ситуациях также выходил из линии в прием.
В низком блоке фланговые игроки всегда создают преимущество 2-в-1 в широких зонах за счёт страховки друг друга. Умение защищаться 1в1 важно для КЗ «Арсенала» в первую очередь на пространстве. Линия защиты высоко поднимается во время прессинга, а одной из установок в среднем блоке является агрессивное выдавливание с флангов – ситуации со вскрытием флангов и забегами 1в1 периодически случаются.
Тимбер преуспевает в дуэлях благодаря резкости. Он быстро сближается с оппонентом, реагирует на движения корпусом, успевая переложить корпус в случае смены направления. Для Калафьори защита 1в1 на пространстве является одной из главных слабостей (это частично послужило его переводу в центр защиты «Болоньи»). В переходных фазах это скрывается его нахождением в средней линии, но защита в блоке подсвечивает недостатки итальянца. Калафьори недостаёт стартового рывка, и он не компенсирует это своим движением. При сближении у него есть небольшой задел, но когда соперник двигается вперёд, он не плассируется к своим воротам. Это приводит к тому, что Калафьори пробрасывается или отстаёт от оппонента при пробросе на ход уже на первых метрах. Исправить ошибку и выбить мяч со спины за счёт длины ног удаётся лишь в редких случаях. В том числе поэтому, вероятно, «Арсенал» создает ситуативно пятерку в линии именно с левого фланга, опуская назад Мартинелли.
Чтобы поддерживать компактность, защитники смело, в меру прагматично действуют на открытом мяче. Два ближних к сопернику защитника создают небольшой задел, как только видят забегание с его стороны. Замечая рывок, ближний защитник может поднимать руку, чтобы подать сигнал к отступлению дальнему. Если передачи не следует, игроки быстро возвращаются в линию.
Как только мяч открывается на фланге, тройка защитников сразу отходит в штрафную по створу. Подход не позволяет соперникам использовать пространство за спинами защитников, также это помогает быть лучше готовыми к подачам. Защитники компактно обороняются по створу, однако дальний сектор штрафной остаётся свободным. Подключения в эту зону должен отслеживать дальний крайний полузащитник, но он ускоряется в штрафную только в момент подачи.
При защите у своих ворот при фланговой атаке штрафную заполняют 5-6 игроков. Ближний опорный защищает крайний сектор штрафной, а дальний держится перед защитниками для контроля второго темпа и зоны подбора. Дальний крайний полузащитник защищает зону дальнего подбора, а в низком блоке к нему присоединяется один из нападающих.
***
«Если вы хотите побеждать в чемпионатах, у вас должна быть защита, которую очень сложно взломать», – говорил Артета в прошлом сезоне.
Решение для Артеты нашлось в сочетании зонных принципов с плотной игрой 1в1 при прессинге и в блоке. При прессинге это дает «Арсеналу» общую командную организацию, но и необходимую агрессию, чтобы чаще и быстрее возвращать себе мяч.
В блоке сочетание компактного давления и ситуативных доигровок 1в1 (как агрессивных – например, выдвижения ЦЗ между линий, так и пассивных – как падение в пятерку Мартинелли) иногда дает сопернику больше территории и мяча, но и продвигать мяч и создавать моменты против такого комбинированного варианта обороны действительно непросто.
В какой-то степени это отражение современных трендов в игре. Персонального прессинга в футболе становится больше: многие тренеры либо уходят целиком в эту тему, либо ищут варианты внутри своей идеи – делают свой персональный прессинг более гибким через ту же передачу игроков, или наоборот – перестраивают зонный прессинг, дополняя его доигровками 1в1.
Похожие тенденции и в обороне в блоке. Вариант с тем, чтобы закрывать ширину переходом на пятерку не новость уже давно. Активное выдавливание за счет узких и высоких позиций крайних полузащитников, более агрессивных крайних защитников и сдвижек высокой линии (как у «Арсенала» чаще работает справа) – идея уже чуть более свежая.