«Байер» Хаби Алонсо. Путеводитель по модели игры | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике «Байер» Хаби Алонсо. Путеводитель по модели игры — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Команды
Бундеслига
11 июня , 18:06
11 июня , 18:06
Фото:
2T17KA9 Bundesliga, BayArena Leverkusen; Bayer Leverkusen vs 1. FC Koln; Headcoach Xabi Alonso (LEV)
«Байер» Хаби Алонсо. Путеводитель по модели игры
Сергей Титов – с тотальным разбором Леверкузена.
Содержание
01Вместо «рационального заполнения поля» – короткие расстояния
02Вместо статичного расположения – динамика и игроки-магниты
03Важные частности в атакующей игре «Байера», дополняющие общую идею
04Финал Лиги Европы против «Аталанты»: что пошло не так?
05Вместо агрессивного прессинга – средний блок, компактность и слаженность

Уникальный сезон «Байера» – 51 матч без поражений, первая в истории клуба победа в Бундеслиге, поход за тремя трофеями и постоянные походы в камбэчную – стал возможен благодаря уникальной модели игры Хаби Алонсо. В октябре 2022-го он принял команду в зоне вылета, оказался шокирован техническому уровню игроков «Байера» и откатил тренировки до выполнения базовых элементов, а к старту нового сезона – выстроил очень подвижную и динамичную команду с разнообразной атакой, которой тяжело противостоять.

Игровая модель «Байера» особенно интересна, потому что на уровне главных принципов отличается от канонов современного футбола. Сейчас в моде структурность владения, чёткая паттернизация атаки и акцент на заполнение конкретных зон, а также высокий прессинг, чтобы подавить такое же структурное владение соперника. «Байер» частично использует и эти элементы, но его игра про другое – вертикальная, очень динамичная, наполненная перегрузами и игрой через центр атака объединяется с прагматичным подходом к игре без мяча.

Вместо «рационального заполнения поля» – короткие расстояния

Как мы уже отмечали в тексте про функциональный футбол, «Байер» – это команда, сочетающая структурность владения и создание среды для стихийных коротких взаимодействий. Часто «Байер» называют образцом атаки в структуре 3-2-5 или 3-2-4-1, но это слишком схематический взгляд на процессы.

Более точное описание недавно предложили экс-аналитик сборной Италии Антонио Гальярди и тренер «Венеции» Франческо Бордин (и оно применимо ко всем командам, смешивающим позиционный футбол и функциональный). Они предлагают деление игроков в структуре на два типа – «расположенные по периметру» по аналогии с баскетболом определяют форму структуры, растягивают или сужают её по ситуации, но обычно не покидают «формирующие» позиции, а «свободные», «реляционные» (мы здесь называли их «игроками-магнитами») ищут взаимодействия друг с другом, и их поиск часто создаёт перегрузы в зоне мяча, явную асимметрию игры.

Такое деление заметно у «Байера». Пятеро игроков – тройка центральных защитников, Фримпонг и нападающий – заполняют периметр и сохраняют структуру. Задачи на позиции немного меняются под каждого игрока (Инкапье как левый ЦЗ и Станишич как правый ЦЗ часто включаются глубоко во фланг, Коссуну как правый ЦЗ чаще других поднимается на одну линию к опорным и двигается на ведении, Бонифейс и Шик по-разному интерпретируют роль нападающего), но расположение на периметре и ограниченные рамки игровой свободы для них неизменны. Другая пятёрка – игроки-магниты с высокой амплитудой движения в зоне мяча, среди которых наибольшая у Джаки, Паласиоса и Вирца. Они творят главную магию «Байера», а через периметр или удерживают мяч, или играют под явную изоляцию.

Состав «Байера» и основная динамика. Чёрным выделены «игроки периметра», красным – «магниты»

Это распределение задач в идее атаки «Байера» связано с тремя осевыми принципами, противоположными концепции позиционного футбола:

– Короткие расстояния между игроками (как следствие, множество коротких связей и взаимодействий, «магнитных полей»);

– Приоритет вертикальности в продвижении мяча (пас вперёд и внутрь – главная опция для игрока с мячом, пас по периметру – резервная);

– Динамика и постоянное движение под мяч, в первую очередь от игроков-магнитов.

За счёт взаимопроникновения принципов друг в друга возникает «жидкая» по строению модель игры в атаке. Крайне устойчивая к давлению и за счёт правильных действий игроков на периметре, и за счёт отвалов магнитов в глубину (для фанатов позиционного футбола они могут выглядеть хаотичными и даже вредительскими, но позже объясним, в чём их сок). Очень подвижная и путающая любые ориентировки движением магнитов. Захватывающая центр, активно играющая вертикально и через короткий пас по центру. Распознающая и структурные, численные, динамические преимущества, когда требует игра. Постоянно перегружающая зону мяча и двигающаяся всей командой, что даёт высочайшую компактность и моменты с игрой 10х10 на чужой трети. Готовая к любой потере. Подчёркивающая качества каждого игрока в составе.

Перегруз центра, подвижность и вертикальность обеспечивают гораздо более динамичный и острый захват территории, чем даёт строго позиционный футбол. Для защиты закрыть центр против «Байера» – ключевая задача, но работа игроков-магнитов её невероятно усложняет. Короткие расстояния между магнитами в центре создают контекст, где игрок обороны оказывается вокруг них и разрывается – переключается между игроками перед собой, реагирует на движение под мяч и при этом ещё должен перекрывать пространство за спиной, где двигается ещё один игрок. А подвижность магнитов «Байера» часто вынимает соперников из их зон и создаёт пространство для открывания ещё одного магнита под пас вперёд. Одна позиционная ошибка или потеря плотности – и возникает опция для вертикальной игры.

Серия подготовительных передач и постоянное движение в центре приводят к ситуации, где сразу 3 магнита «Байера» оказываются в выигрышной позиции или вообще без опеки и готовы к игре между линий

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Мартин Рафельт из Spielverlagerung видит ключевую разницу между футболом «Байера» и строго позиционным в том, как на возникающие задачи реагирует защита соперника (я периодически буду ссылаться на его тезисы об игре «Байера» по ходу текста – некоторые бесформенные мысли в моей голове он докрутил до чётких тезисов). Рафельт формулирует разницу так: если позиционный стиль способствует ситуациям 1-в-1 и может вызвать ситуацию 1-в-0 стягиванием соперника в одну зону и резким переводом в противоположную, то стиль «Байера» способствует ситуациям 2-в-2 и 3-в-2 с динамикой. При этом футбол Хаби Алонсо тоже не исключает изоляций, в первую очередь для быстрых фланговых игроков и Бонифейса, но использует их как альтернативную опцию.

Позиционный стиль минимально сталкивается с активной защитой, но это работает и в обратку – защита испытывает низкое напряжение, сталкиваясь с позиционной игрой. Только 1 или 2 игрока в большинстве отдельно взятых ситуаций обороняются с полным напряжением, тогда как остальные перебегают и минимально корректируют позиции. Для обученных и неэгоистичных команд это монотонная, но несложная работа, а при наложении схем (например, 5-2-3 на 3-2-5) и строгой структурности атаки – становится ещё проще.

Система «Байера» подвергает защиту гораздо большему стрессу. Игровое пространство при перегрузах центра может быть меньше, но короткие связи внутри него резко повышают нагрузку на защиту. Большее количество игроков вынуждено чаще обороняться с полной концентрацией против различной угрозы, обрабатывать слишком много информации, что создаёт тактическую усталость. А вертикальность в продвижении провоцирует больше резких оборонительных действий, коротких взрывов, чтобы сохранять вертикальную компактность. Это выматывает и физически, и психологически (очень сложно многократно коротко ускоряться, чтобы просто не дать продвинуть мяч, особенно для игроков с атакующей ментальностью), и всё равно может открывать новые пространства внутри для вертикальной игры. Позиционный футбол ставит меньше задач на любом уровне на стадии построения атаки – циркуляция мяча по периметру, простые развороты и отвалы не требуют резких вертикальных ускорений, а в тактическом плане защита находится в режиме ожидания момента для ловушки или прыжка в прессинг, но не в постоянном напряжении.

Стресс для защиты выглядит так: сразу несколько игроков разрываются 1-в-2, перекрывая линии передачи или обороняясь в полупозиции, при этом не контролируют ни пространство, ни игроков, а короткие расстояния между игроками «Байера» обеспечивают пошаговое вскрытие защиты

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Пошагово разберём эпизод, где видны и принципы атаки «Байера», и задачи игроков-магнитов. После аута Леверкузен играет через дом на Та, и здесь проявляется вертикальность – в более консервативной системе он отдал бы поперечную на Коссуну, но Та играет через опорного, а Коссуну получает следующий пас.

Под Коссуну подстраиваются сразу три магнита – оба опорных и инсайд Хофманн. Когда сразу несколько игроков «Байера» идут под мяч, часто появляется кто-то свободный, а соперник или не может отреагировать на это, или реагирует и рвёт всю структуру. Паласиос движется под мяч, дополнительно выигрывает пару метров, и «Байер» играет на четвёртого Джаку в зоне мяча через передачи в касание.

Двойная подстройка опорных создаёт стресс у игрока «Кёльна»: он реагирует на ближнего к себе опорного и доигрывает с ним, но уже не может закрыть дальнего

Джака принимает мяч чуть назад, защищается от давления и ставит соперника в тупик: опорный выдернулся, но не пошёл до конца после обработки Джаки, весь ромб в полузащите чуть растянут, никто не закрывает Джаке мяч, из перекрытых линий передач – только поперечные, зато открыта вертикаль на Вирца, очень быстро принимающего решения в сжатых пространствах. Вертикальная компактность соперника уже нарушена.

Пока Джака готовит пас на Вирца, Гримальдо забегает по флангу за спины и заставляет линию защиты ещё раз дёрнуться к своим воротам на пару шагов. Когда Вирц получает мяч внутри, пространство между линий становится ещё шире, стоявший в офсайде Бонифейс оказывается в игре – и дальше следует атака 5-в-4 через центр, где Бонифейс теряет время на стоячем приёме и обыгрыше на протыках, но всё равно разгоняет гол.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Принцип коротких расстояний работает не только с вертикальными атаками по центру. Мартин Рафельт логично отмечает, что если команда компактнее атакует, то и соперник компактнее защищается в ответ, и «Байер» использует это в свою пользу. Когда «Байер» перегружает зону мяча ближе к одному из флангов на любой высоте, у команды есть сразу три решения: если уже есть свободный игрок в перегруженной зоне – развить атаку через него, если его нет – привести ближе к мячу ещё одного игрока или быстро поменять направление атаки. Так «Байер» регулярно использует концепцию позиционного футбола – перегрузить в одной зоне, чтобы создать изоляцию, «недогруз» в другой, – и получает выгодные ситуации на флангах: чистые 1-в-1 для Фримпонга или 1-в-1 для Гримальдо, где он уже набрал скорость и может влезть в свободную зону на приёме мяча на скорости.

Короткие расстояния очень помогают и в случае потери мяча. Когда «Байер» закрепляется в чужой трети, то именно вжимает соперника в низкий блок всеми полевыми игроками, тройкой центральных защитников в очень высоких позициях. Так расстояния становятся короче, чем у команды с более сдержанным владением, а контрпрессинг – эффективнее. У соперников «Байера» есть выбор держать нападающего или даже нескольких игроков в отрыве от остальных ближе к центральному кругу, чтобы не допустить настолько высоких позиций центральных защитников, но тогда больше свободы на мяче получат Джака и Паласиос, а пространство между линий станет более раскрытым.

Компактность при потере помогает направить соперника во фланг, назад или просто в зону, только что перегружаемую при атаке, резкий первый шаг от атакующих игроков – задать нужное направление. А дальше «Байер» вступает в отбор большим числом, порой даже с численным преимуществом. Кроме того, склонность «Байера» играть вперёд и внутрь в перегруженной зоне сама по себе приводит к ситуациям, где пас перехватывается, но мяч отскакивает обратно к одному из игроков «Байера» или на защитнике сразу же повисает игрок, и после быстрого возврата мяча оборонительный блок уже немного расшатан. Дополнительный штрих в контрпрессинге – прыжки в давление от игрока с дальней стороны поля по направлению в середину, блокирующие пас через дом или провоцирующие длину без адреса.

Стандартный сценарий «Байера» при потере – загнать во фланг большим числом игроков, отобрать мяч или перехватить за счёт закрывания зоны мяча по диагонали

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

После потери Бонифейса «Байер» закрывает выход через разворот на дальний фланг. Дальний латераль сужает пространство, Вирц давит на игрока с мячом и при этом читает пас в диагональ, Джака ориентируется на игрока в диагонали и просит помощи в остаточной обороне от КЦЗ. «Байер» отберёт мяч и забьёт

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Короткие расстояния похоже работают и в обратную сторону, с преодолением контрпрессинга. В тексте про «Жирону» мы уже подсвечивали, насколько это важно в современном футболе и как это возникает будто автоматом, если команда умеет разбивать прессинг на узком пространстве. Это есть и в игре «Байера». Сразу после отбора у игрока, вернувшего мяч, часто есть опция под короткий отыгрыш, в зоне мяча создаётся группа из 3, 4, даже 5 игроков, и основная задача для неё – через короткий пас сохранить мяч, чуть вытянуть соперника на себя и развернуть на более свободного защитника.

Вместо статичного расположения – динамика и игроки-магниты

Если короткие расстояния и вертикальность свойственны всей команде, то за динамику в атаке «Байера» отвечают в первую очередь игроки-магниты. Общее между ними – постоянное движение под мяч, подстройки или в перегруженной зоне, или по диагонали от неё под возможное развитие атаки через 2-3 паса, открывания между линий, управление темпом и вертикальная игра на мяче. Но главное, что они дают – именно динамика в продвижении мяча: включения вперёд или поиск свободного пространства вокруг себя сразу после отданного паса.

Здесь кроется ещё одно фундаментальное отличие футбола «Байера» от классического позиционного. В обеих концепциях используются отвалы полузащитников под розыгрыш мяча без давления, но в позиционной парадигме игрок после паса обычно остаётся по ходу атаки в той же зоне, вокруг блока соперника и не влезает внутрь. В футболе «Байера» это обязательная часть, которая добавляет игре динамики и немного хаоса. Иногда отвалы Джаки и Паласиоса выглядят избыточными, даже вредительскими для позиционной парадигмы – они отскакивают за мячом, когда в розыгрыше уже есть численное преимущество, расстояния между игроками сокращаются ещё сильнее, а впереди будто бы теряется дополнительная опция. Но после паса магнит «Байера» сразу ищет мяч снова. Так возникают длинные стенки и розыгрыши на третьего, попадания между линий через открывания в слепой зоне соперника или просто дополнительная динамика в контроле мяча.

Паласиос подстраивается за первой линией под вертикальный пас центрального защитника…

…отдаёт и забегает вперёд, в пространство между линий, под игру на третьего

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

«Байер» – с отрывом лидер мирового футбола по частоте передач на минуту чистого владения, но не за счёт контроля ради контроля, а за счёт игры с темпом. Игроки Хаби Алонсо не замедляют темп до полной статики, как в футболе Де Дзерби и его последователей, а часто придерживают мяч микрокасаниями, перебрасывают с ноги на ногу, двигаются с подошвой на мяче. Одновременно с этим движение партнёров раздёргивает соперников и создаёт пространство внутри – и когда оно возникает, «Байер» ускоряет игру вертикальным пасом внутрь.

Каждый игрок вносит в «магнитное поле» что-то уникальное. Гримальдо сочетает классические для латераля забегания за спины и замыкания дальней штанги с открываниями по диагонали внутрь, сменами позиции с Вирцем, комбинированием внутри и подключает обводящие дальние удары по высокой траектории как экстра-качество. Паласиос – подвижный опорный с постоянной подстройкой под мяч и частыми вбеганиями внутрь после отданного паса под ответный. Хофманн всю карьеру построил на поиске пространства между линий – его быстрота в подстройке и принятии решений, а не в спринтах. Вирц сам по себе уникален: лезет в очень узкие пространства и за счёт первого касания и подготовленного корпуса сохраняет сложнейшие мячи, на ведении сбрасывает опеку мягкими, но нечитаемыми сменами темпа и направления, хитёр в завершении. Часто Вирц – главный двигатель вертикальности «Байера»: создаёт численное преимущество перед чужими опорными, затем открывается за их спинами под вертикальный пас между линий и играет вразрез. И все они помогают командной динамике в продвижении мяча.

Один из классических способов выражения «магнетизма» Вирца. Он отскакивает в недодачу, перегружает центр и заставляет опорных соперника разрываться 1-в-2

Вирц получает мяч в центре, отыгрывается и бежит вперёд под игру на 3-го или 4-го с приёмом между линий

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Но искусством управления темпа лучше всех владеет Гранит Джака, и из всех магнитов «Байера» он – самый полезный для обучения и переноса действий на свою игру. Джака при атаках «Байера» или уже с мячом, или двигается под мяч. В начале розыгрыша он постоянно просит мяч под каждым из тройки защитников под давлением, глубоко отскакивает за мячом, если можно получить его без давления, расставляет партнёров с мячом на ноге. Когда завязывается розыгрыш и соперник провоцируется на прессинг – вытягивает игрока на себя, до последнего выжидает и отрезает передачей, а затем подстраивается вперёд под ответный пас (и часто двигается за спину прессинговавшему игроку, в слепую зону). Когда оказывается между линиями или между игроками – отслеживает позицию, чтобы получить мяч чётко внутри, отклеивается от давления. Когда атака ускоряется – может включиться после отданного паса под ответный и стать дополнительным игроком, хотя из пары опорных чаще так делает Паласиос.

Стиль Джаки – оказываться в плотных пространствах между игроками и линиями, под давлением, но занимать такую позицию в пространстве, чтобы не попадать под давление

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Такое многогранное движение в пространстве Джака сочетает со сложными решениями на мяче. Джака чаще остальных играет на паузах при ведении, в том числе даже без смен направления – природа игры уже провоцирует реакции соперников и создаёт новые опции для передач, а насыщение и постоянное движение внутри усиливает эффект, – и находит сложные вертикальные решения, когда такие опции возникают. Когда «Байер» перегружает фланг, но не может вскрыть его, Джака ищет резкие диагонали на дальнего латераля – и это сразу создаёт новые проблемы, когда 1-в-1 оказывается Фримпонг. Плюс Джака просто очень сильно технически оснащён – первым касанием или разворачивает игру вперёд, или хотя бы готовит для себя мяч, чтобы видеть поле перед собой под дальнейший розыгрыш.

Все эти качества делают Джаку топовым в подготовке атак до штрафной: по данным Opta, Джака – с отрывом лучший игрок Бундеслиги по вовлечённости во владения, завершённые ударом, не в качестве бьющего или отдающего под удар, а суммарно в топ-5 лигах сильнее Джаки вовлечён только Родри из «Ман Сити».

В динамике «Байера» также заметны повторяющиеся взаимодействия на уровне микропринципов – коротко пробежимся по ним:

– Парные подстройки опорных, когда мяч у защитников. Они одновременно двигаются в недодачу, не съедая друг у друга пространство, провоцируют на реакцию сразу двух соперников – и если реакция есть, растягивается зона для приёма одного из инсайдов между линий. Выражение принципа в самой красивой форме – когда «Байер» обстукивается через обоих опорных, вызывает подъём в прессинг и разбивает его пасом в диагональ на инсайда (альтернативный и менее рискованный вариант – разворотом на дальнего ЦЗ под вхождение на ведении).

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Рубрика «РПЛ головного мозга»: что-то похожее в текущем сезоне от опорных требовал Абаскаль в «Спартаке», даже со скрещиваниями траекторий, но только под вертикальные передачи от центральных защитников. У «Байера» развитие таких эпизодов более диагонально (что ещё и связано с другой структурой владения), а опорные делают парные подстройки под любого из защитников на мяче.

– Отвалы между линий, чтобы вертикально вскрыть через центр. Пункт имени Вирца, который не просто ищет пространство внутри, а нацелен на разворот лицом к воротам с приёма внутри первым касанием под любую ногу и в любой плотности. Если Вирц успешно разворачивается, защита, построенная на взаимодействиях в линиях, уже не контролирует ничего: нападающий (и Фримпонг, если он на передней линии) тянет защитников к воротам, это растягивает пространство для ведения Вирца или для игры через второго инсайда, сам нападающий тоже может после движения к воротам сделать микродвижение в недодачу. И каждый следующий игрок в продвижении после Вирца тоже развёрнут внутрь поля и лицом к воротам.

Показательный момент в контексте стресса для защиты в игре против «Байера». Пара опорных «Майнца» только что отзащищалась против Джаки и Андриха, но движение инсайдов внутри и помощь нападающего снова создают опцию для игры между линий

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

– Комбинации на третьего, где второй игрок получает мяч внутри, а третий – врывается по ширине или в коридор, возникающий из-за реакции на второго игрока. Здесь тоже работает манипуляция соперником. Игрока, принимающего мяч внутри, часто стараются прибить два защитника с двух сторон, но если пространство между этими защитниками сужается, то по ширине от защитника, расположенного дальше от створа – увеличивается. Этим часто пользуются и латерали, и вбегающие из глубины игроки-магниты.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

И все эти периодически возникающие паттерны связаны с вертикальностью и диагональностью в расположении игроков и продвижении мяча – пожалуй, ключевым принципом в развитии атаки для команд с подобной философией игры.

Важные частности в атакующей игре «Байера», дополняющие общую идею

1. Набор золотых идей во фланговых атаках. В завершении «Байер» использует все самые эффективные приёмы фланговых атак в последних сезонах. После вскрытия фланга команда Хаби Алонсо использует катбэки, передачи во второй темп, часто под линию штрафной или по линии штрафной под небольшим углом. До травмы после катбэков регулярно бил Бонифейс, отваливаясь от защитников под линию штрафной, а не набегая к воротам. Или же следуют резкие прострелы в зону между вратарём и защитой, на которые обязан успеть игрок на дальней штанге – вот один из секретов топ-результативности Фримпонга. Если «Байер» подаёт верхом, то тоже с расчётом на дальнюю штангу: или под вбегание дальнего латераля, или под открывание нападающего в слепую зону центрального защитника.

Современная классика атаки с подачи: нападающий прячется в слепую зону дальнему центральному защитнику, а на дальнюю штангу летит латераль

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Может показаться, что ключевые принципы «Байера» с мячом противоречат фланговой игре, но фланговые атаки строятся по тем же принципам. Перегруз фланга перед штрафной создаётся большой группой игроков на коротких расстояниях, как и в любой другой зоне; внутри перегруза много движения, чтобы получить мяч без давления или избавиться от опеки и выиграть позицию под вбегание; внутри перегруза тоже работает вертикальность, просто главная задача – попасть не между линий, а в карман между защитниками или за спины. Меняется только специфика и зона следующего действия.

2. Такие разные (и сверхэффективные) латерали. «Байер»-2023/24 – команда, вероятно, с самой результативной парой латералей в истории футбола. Гримальдо и Фримпонг часто забивали после прострелов с дальней штанги, но это редкое, что объединяет функции латералей у Алонсо.

Гримальдо – игрок-магнит на позиции латераля, много помогающий в начале атаки близко к центральным защитникам, а в развитии создающий «магнетизм» частым движением внутрь поля. Он открывается по диагонали за спины полузащитникам соперника, что очень тяжело считывается, и комбинирует между линий. Когда Гримальдо перегружает фланг вместе с Вирцем – много открывается за спину, часто создаёт «длинные стенки», то есть после паса делает длинный рывок за спины под ответный, меняется с Вирцем позициями, комбинирует накоротке в высоком темпе. Экстра-качество – крайне сложный дальний удар: с силой, вращением, на достаточно большой высоте, такой, что мяч по дороге из-за штрафной к воротам часто не сбавляет скорость.

До того, как зайти в полуфланг и в пространство между игроками, Гримальдо показывает на партнёра в ширине и отвлекает игроков «Лейпцига», а после приёма в полуфланге – первым касанием разворачивается вперёд и готов к обострению

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Фримпонг – элитный «рельсовый игрок», чей функционал в атаке сводится в основном к трём задачам: игре 1-в-1 на скорости, с пробросом мяча себе на ход и продавливанием соперника на рывке, открываниям за спину (регулярно в тех же «длинных стенках», что и Гримальдо) и замыканию дальней штанги. Но все эти задачи Фримпонг делает на топ-уровне за счёт скорости и тайминга открываний. Он игрок-функция, но крайне важный для модели игры Хаби Алонсо. Даже когда «Байер» огромным числом перегрузит левый фланг, соперник должен сохранять осторожность против Фримпонга – ведь в любой момент «Байер» может перевести игру из перегруженной зоны на дальний фланг, где Фримпонг окажется 1-в-1 и будет доминировать на скорости против любого крайнего защитника в лиге, или подать на дальнюю штангу.

Фримпонг в высокой позиции часто или просаживает линию защиты соперника, растягивая пространство между линиями, или заставляет защитника разрываться между ним и другим игроком. Здесь произошло оба события сразу: защитник 1-в-2 и не контролирует ни Паласиоса, ни Фримпонга, а линия защиты уже чуть просажена, и Фримпонг в правильном положении для рывка за спины

Классная деталь: Фримпонг осознаёт, что доминирует в скорости за счёт лёгкости и природных данных, и из-за этого отказывается от работы с большими весами – боится потерять скорость. Интересно, это влияние Алонсо (на примере Криштиану Роналду он видел, как зал может создать у игрока совсем другую мышечную структуру, отнять лёгкость и сильно ограничить функционал) или сознательность Фримпонга, но в любом случае подход очень умный.

3. Нападающий не так сильно привязан к створу, как мы привыкли. Обычно нападающий в 3-4-3 держится чётко по створу – в привязке к пяти вертикальным каналам он заполняет центральный, чтобы у команды точно был адрес под пас вперёд и сброс, подыгрывает спиной к воротам. Хаби Алонсо в креативе до штрафной, наоборот, просит от нападающих смещения в полуфланг. Возможно, ключ в том, что так форварды чаще получают мячи перед штрафной вполоборота, не тратят лишнее время на обработку и двигаются к воротам, а не от ворот, могут следующим касанием создать себе прямую дорогу к воротам. Особенно это полезно против пятёрок защитников – двигаясь из центра, нападающий или провоцирует защитника идти за собой (и создаёт дыру в линии), или создаёт кому-то из партнёров дополнительную свободу.

Развитие этой идеи – в функционале нападающих: Бонифейс и Шик играют за створом по-разному. Шик играет на командности – больше перегружает зону мяча, активнее в подыгрыше, связывает защитников под приём между линиями. Бонифейс чаще прячется под дальним ЦЗ и больше оказывается в ситуациях 1-в-1 после разворотов или диагональных передач из перегруженной зоны, и в пиковой форме в первые 2-3 месяца сезона он был очень эффективен в подобных эпизодах – и пробрасывал на дриблинге, и продавливал, и разворачивал после приёма спиной к воротам.

Игра Бонифейса – отскакивать левее, оставаться в изоляциях, больше надеяться на ситуации 1-в-1, чаще оказываться в слепой зоне у защитника или во втором темпе

Игра Шика – отскакивать правее, участвовать в перегрузах, связывать 1-в-2 и создавать свободного партнёра, чаще открываться на опережение или в первом темпе

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Финал Лиги Европы против «Аталанты»: что пошло не так?

Сезон «Байера» без поражений чуть разбавился крупным поражением от «Аталанты» в финале Лиги Европы и ещё одним напоминанием: лучший антидот против такой динамичной атаки, как у «Байера» – постоянный прессинг 1-в-1 по всему полю, разбитие игры на микроматчи и фолы, как только возникает перспектива пустить соперника на пространство. «Аталанта» – главный босс и вдохновитель среди команд, играющих в подобном стиле, и против Леверкузена план Гасперини был максимально радикальным: идея поломать футбол сопернику как главная цель, контроль всех соперников 1-в-1 и доигровки в любую зону без разменов с полной концентрацией.

Как разбивать настолько слепую персоналку? Лучший рецепт из прошедшего сезона от «Интера» – меняться позициями чаще, чем обычно, заставлять игроков «Аталанты» защищаться в неудобных сценариях, скрещиваться 2-в-2, 3-в-3, 4-в-4 и искать в таких микроситуациях свободного игрока. «Интер» делал размены, путающие открывания со стартом в одну сторону и резким отскоком в противоположную, движения в слепую зону от опекуна и за счёт этого выдал отрезок с 5-6 моментами чистого вскрытия персоналки за 15-20 минут в первом тайме – тотальное доминирование против команды, ломающей игру. Но «Интер» сталкивается с такими командами неоднократно по ходу сезона, так как франшиза Гасперини регулярно расширяет сеть филиалов по Серии А, и лучше знает, как этому сопротивляться.

В Бундеслиге «Байер» сталкивался со стилистически похожим, но не идентичным сопротивлением от «Штутгарта» – и в каждой из игр испытывал против него проблемы. На чужой половине «Штутгарт» много прессинговал с ориентировками 1-в-1 – без слепого преследования в стиле Гасперини, но на коротких дистанциях, чтобы давить на игрока с мячом и всех ближних к нему партнёров. Когда «Штутгарт» был расставлен и готов к прессингу, «Байер» с трудом преодолевал его, в каждой из трёх игр привозил гол после ошибки под прессингом или спровоцированной длинной передачи. Но «Байер» нашёл способ манипулировать давлением и разбивать его – движение Вирца слишком далеко от персональщика, внешнего ЦЗ в пятёрке: или очень глубоко к опорным, или в зону дальнего инсайда под перегруз. Защитник разрывался, не доигрывал за Вирцем до упора, а при смещениях Вирца на дальний фланг «Штутгарт» скорее уплотнял зону мяча, чем сохранял ориентировки 1-в-1 – тогда Вирц получал свободу и обострял, особенно в кубковом матче.

«Аталанта» не допускала таких ситуаций – разбирала 1-в-1 и всех игроков в зоне мяча, и каждого перед линией защиты, кто мог бы побежать за спины. Только дальний игрок «Байера» по диагонали иногда мог подвисать без опекуна, но прямая передача на него не проходила, а по любому изменению ситуации, где этот вариант приоткрывался, защитник «Аталанты» уже был готов к прыжку 1-в-1 из страхующей позиции.

Здесь такой игрок – Станишич: он по диагонали отскакивает достаточно далеко от своего ЦЗ, но Колашинац готов к прыжку в прессинг по развороту, а позиция Лукмана не позволяет сыграть диагональю

Вдобавок Алонсо сам упростил «Аталанте» задачу отказом от одного магнита в пользу Фримпонга в атакующей тройке, с расчётом на спринтерские дуэли против Колашинаца или Руджери, и Станишича-латераля с периодическими (но не регулярными) смещениями внутрь при атаках. Принцип игры на коротких расстояниях после такого решения не мог работать так же, особенно в начале атаки, где «Байер» сильнее обычного растягивал ширину, а из атакующей тройки в недодачу отскакивал только один – Вирц или Адли как ложная девятка.

Пятёрка сзади, недостаток поддержки для опорных от атакующей группы, подстройка опорного во фланг, а не вглубь под ЦЗ, чтобы растянуть прессинг – структура, которой «Байер» ухудшил работу принципов атаки

Идея имела смысл, чтобы вытянуть в прессинг и перебить за спины под забег Фримпонга или Адли. Но «Аталанта» с защитой без оглядки на линию, но с целью держать каждого игрока 1-в-1 перед собой избегала проблем против билд-апа «Байера»: лишь однажды, после скрещивающего движения Вирца, «Байер» создал большое пространство, но тогда дальний крайний защитник успел на подстраховку.

Зато когда передача шла не за спины, а в борьбу, у Леверкузена сразу возникали проблемы и в борьбе, и с подбором. Так пришёл второй гол «Аталанты», и, пожалуй, это качественный кейс, каких передач надо избегать в вертикальной игре против прессинга 1-в-1. Когда ты играешь за спины, то атакуешь пространство, когда пасуешь вертикально низом – создаёшь потенциальную ситуацию для подрезки вперёд в касание, чтобы тоже проатаковать пространство. Но передачи верхом на неудобной высоте, в борьбу, в расчёте на подбор – это лотерея, в которой ты даже делаешь более проигрышную ставку (ведь принимаешь мяч спиной к чужим воротам, тогда как соперник в случае отбора к твоим воротам лицом). Второй гол «Аталанты» пришёл после длинной передачи вратаря на Адли – в моменте есть и его вина, что он не сохранил мяч после заброса, что мог бы сделать Бонифейс или Шик, но и топ-нападающие не всегда сохранят подобные мячи. Но важнее, что после неудачного сброса Адли никто из игроков «Байера» не был готов к подбору, а Лукман подхватывал мяч на отскоке уже развёрнутым к воротам.

Неудачный сброс Адли после длинной передачи – и команда раскрыта

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Дополнительный фактор поражения – слабая игра оставшихся магнитов «Байера», особенно Джаки и Паласиоса, с непривычно частыми потерями и ошибками под давлением. Но, на мой взгляд, здесь прямая связь с идеей Алонсо «расширить» игру и «уменьшить магнитное поле». С меньшей поддержкой и большим числом изолированных, стянутых в ширину или на переднюю линию партнёров им было сложнее вязать игру, чем обычно. А ротации и размены в стиле «Интера» среди игроков периметра – чтобы, например, опорные чаще менялись местами с центральными защитниками и запускали ротацию 3-4 игроков – Алонсо не использовал, хотя в тактическом контексте матча они могли бы помочь.

Вместо агрессивного прессинга – средний блок, компактность и слаженность

Стиль «Байера» без мяча не вяжется с привычным стилем для топ-команд сейчас – компактный средний блок 5-2-3, эпизодический высокий прессинг, – но рационален и очень отлажен, за счёт чего «Байеру» комфортно защищаться на такой высоте долгими отрезками. Мартин Рафельт и здесь смотрит на «Байер» с позиции соперника и того, как неудобно и непривычно сопротивляться такому стилю от команды такого уровня. Когда тебя постоянно прессингуют, расстояния между соперниками часто шире, ты можешь этим манипулировать, растянуть какое-то пространство и продвинуть атаку, в крайнем случае всегда остаётся опция длинной передачи и подбора. Но когда ты встречаешь средний блок, у тебя больше свободы в начале атаки, но намного меньше пространства в развитии. В контексте Бундеслиги, особенно нижней части таблицы, мало команд, кому удобнее контролировать мяч и вскрывать блок, чем бить вперёд и подбирать, и на это добавляется страх поймать контратаку после потери – а на пространстве «Байер» разрывает скоростью и отдельных игроков (привет, Фримпонг), и движения мяча.

«Байер» часто даёт дойти с мячом до средней трети без активного сопротивления, а в средней трети встречает 5-2-3 с качественной вертикальной компактностью, то есть с короткими расстояниями между линиями. Первая задача в среднем блоке – закрыть центр: нападающий и два инсайда перекрывают линии передач через центр и полуфланги, а по открываниям внутри со спины поддавливают опорные (если предложение между игроками атакующей тройки) или внешние ЦЗ (если в зону шире, чем закрывает инсайд). По пасу на фланг начинается более активное давление – обязательно и на игрока с мячом, и на ближних к нему адресатов. На флангах «Байер» старается зажать игрока с мячом 2-в-1 с двух сторон и закрыть ему опции для паса внутрь. Линии тоже постоянно и внимательно перебегают, что сохраняет компактность.

Первая задача – закрыть центр. Перекрыт опорный, перекрыты линии передач на игроков внутри

Вторая задача – зажать на фланге. На игрока с мячом давят 2-в-1, линия сдвигается для давления на фланге, ближних к мячу адресатов готовы давить со спины

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

В прессинге «Байер» обычно ждёт момента, чтобы погнать соперника во фланг всей пятёркой и закрыть все выходы из зоны. Часто давление начинает инсайд, в первую очередь Вирц. При этом обычно «Байер» не стремится высоко забрать мяч любой ценой – когда не удаётся закрыть разворот через дом, откатывается, восстанавливает компактность и встречает уже в средней трети. Если соперник приводит лишнего игрока, чтобы создать численный перевес в билд-апе, «Байер» чаще сохраняет зонный прессинг, а если его отрезают, снова уплотняется в средней трети.

Здесь соперник «Байера» привёл инсайда в зону мяча, создал +1 и нашёл выход из-под давления – сразу после этого команда сворачивает прессинг и садится в средний блок

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Иногда «Байер» всё же использует высокий прессинг 1-в-1, но в задней линии не разрывается и сохраняет монолитность. То есть если игрок от внешнего ЦЗ пойдёт в недодачу, а крайнего потянут за спину, то защитники «Байера» скорее разменяются, чтобы не создать дыру в линии, а не будут персоналить до упора (конечно, если в моменте у них будет время на размен).

Основные идеи, как создать среднему блоку «Байера» проблемы – тоже достаточно типичные для 5-2-3. Часто острота возникает, когда соперник стягивает на фланг одного опорного, привязывает второго и ищет лишнего игрока в центре. Это регулярно проходит у соперников с лишним полузащитником в центре (с 4-3-3 или 4-2-3-1) или с глубокими отвалами дальнего инсайда, за которым сложно пойти защитнику. Ещё одна стандартная опция против такой схемы – вынуть внешнего ЦЗ к флангу и вскрыть карман вбеганием из глубины.

**

Важные добавки к настолько выстроенной модели игры – явное огромное внимание техническим элементам, как приём с первым касанием, направленным вперёд или от соперника, чтобы увеличить дистанцию и сбросить давление; опасные стандарты и мощнейший характер, за счёт которого «Байер» переламывал игры, в которых по ходу матча был хуже соперника или проигрывал близко к 90-й минуте. Впрочем, у таких переломов есть и очевидная тактическая сторона – во многих подобных играх «Байер» вжимал соперника ближе к концовке совсем близко к своей штрафной, насыщал штрафную большим числом, постоянно грузил мячи в штрафную и накатывал новыми волнами атак с подборов, за счёт чего именно дожимал соперников.

И очень здорово, что Хаби Алонсо не свернул проект после одного успешного сезона. Следующая цель «Байера» на лето – удержать всех лидеров и добавить ещё пару игроков под стиль (активно ходят слухи про мозг «Жироны» Алейша Гарсию, ещё один инсайд с большей подвижностью, чем у Хофмана, тоже не помешал бы). В следующем сезоне эта команда столкнётся с новым уровнем сопротивления – и, хочется верить, будет готова к нему на новом уровне развития игровой модели.

Если дочитали и хотите отблагодарить автора донатом – можете сделать это здесь