Контроль и хаос в футболе «Саутгемптона». Как устроена самая необычная атака лиги | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Контроль и хаос в футболе «Саутгемптона». Как устроена самая необычная атака лиги — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Команды
АПЛ
19 января 2021, 16:12
19 января 2021, 16:12
Контроль и хаос в футболе «Саутгемптона». Как устроена самая необычная атака лиги
Артем Исаев – о самом вертикальном футболе АПЛ
Содержание
01Как «Саутгемптон» выстраивает контроль: подстройка в средней трети, необычная структура владения, акцент на сохранении контроля под давлением
02Контроль vs хаос: перегруз центра и полуфлангов, постоянное заполнение пространства между линий, смена позиций в атаке и вертикальный футбол
03Другие особенности: создание ромбов при выходе из-под давления, асимметрия в позиционном нападении, роль Уокера-Питерса

Самобытность «Саутгемптона» – не только в их стиле игры без мяча; не нужно напоминать, что это команда с уникальным прессингом и контрпрессингом в АПЛ. Еще в прошлом сезоне Хазенхюттль очень хотел научить «Саутгемптон» контролю мяча и выстраиванию позиционного нападения. В первой половине сезона это сделать не получилось. Команда была не до конца сформирована, и с мячом, и без мяча была слишком сырой, в итоге вовсе опустилась в зону вылета. К карантину «Саутгемптон» почти обеспечил себе спасение в АПЛ, обретя в первую очередь стабильность состава, играя более рационально. В посткарантинном отрезке чемпионата Хазенхюттль вернулся к идее сделать «Саутгемптон» гибче, чем и обусловлен новый «посткарантинный футбол» команды.

Сам Хазенхюттль отметил главное отличие «нового» «Саутгемптона» от «старого»: теперь его команда при возврате владения терпеливее контролирует мяч, грамотнее и бережнее выстраивает контроль, строит свою игру вокруг владения, а не прессинга. «Это не случайность, что мы сейчас спокойны при владении мячом <…>. Это хороший способ игры против любого соперника», – говорил Хазенхюттль после 12-го тура, когда команда вышла на третье место, – «Раньше мы боролись с такими соперниками (имеется в виду, прежде всего, «Шеффилд Юнайтед»), но сейчас мы имеем больше решений на мяче». Эта масштабная перемена развилась в «Саутгемптоне» именно в посткарантинный период в прошлом сезоне.

Эволюция в этом сезоне продолжилась и, кажется, достигает своего пика.

«Саутгемптон» – пятая команда лиги по владению, пятая по количеству коротких передач, с наибольшим в лиге количеством передач верхом, с наименьшим количеством кроссов, с наибольшим (с отрывом) количеством передач под давлением, с наименьшим (после «Кристал Пэлас») количеством переводов мяча (все данные – FBref). Команда не выделяется по ожидаемым метрикам, однако забивает сильно больше, чем создает (разница – наибольшая по лиге).

Такой разброс разных статистических показателей из крайности в крайность говорит о нескольких вещах. В первую очередь о том, что «Саутгемптон» – уникальная команда для лиги: стилистически похожих команд в АПЛ нет. «Святые» не атакуют флангами, очень много пробуют атаковать через центр (отчасти в этом причина малого количества и низкого среднего качества моментов), стремятся выстраивать владение короткими передачами (мало переводов, много коротких пасов); при этом для перехода в финальную треть «Саутгемптон» одинаково много играет верхом и низом (кол-во передач верхом, коротких передач и передач, сделанных под давлением).

Так, Хазенхюттль прививает команде новый для нее стиль, оставляя актуальным основу своей концепции. Терпеливое владение и вертикализация игры, короткие передачи и быстрый выход верхом, контроль и хаос с мячом и без мяча – все это переплетается в игре команды, делает ее очень самобытной.

Этим текстом завершаю историю об эволюции команды Хазензюттля, разбираясь в принципах футбола «Саутгемптона» в атаке.

Как «Саутгемптон» выстраивает контроль: подстройка в средней трети, необычная структура владения, акцент на сохранении контроля под давлением

Основная структура команды при построении позиционных атак очень гибкая, но в основе своей содержит несколько понятных принципов: акцент на атаках через левый полуфланг и центр; от трех до пяти человек должны обеспечивать плотный контроль мяча на небольшом пространстве (два центральных защитника, два центральных полузащитника и крайний защитник); постоянная подстройка под прессинг соперника делает структуру гибкой – глубже садятся центральные полузащитники, выше и шире уходят ЦЗ, глубже открывается крайний защитник. Выглядит это обычно так слева (аналогично, но реже – справа):

И, например, так, когда мяч в центре:

К Вестергору и Беднареку отходит один или оба центральных полузащитника, которые могут свободно опускаться в первую линию билд-апа, между ЦЗ или с любой внешней стороны. Так устанавливается достаточно уверенный контроль, постоянная возможность короткими передачами владеть мячом даже под давлением.

Если описывать структуру цифрами, то она гибко переливается от асимметричных 3-2-5 (обычно с креном налево, но бывает, опять же, наоборот – небольшой перекос устанавливается в первую очередь качествами Вестергора на мяче, чем какой-то идее извне), до чистых 3-2-5 (левый защитник располагается еще глубже, чем обычно) или ромба при более поздней стадии атаки (когда оба крайних защитника уходят выше, а сзади остаются центральные полузащитники и два ЦЗ). Структура зависит от контекста матча, состава, соперника, игровой ситуации: например, в игре с «Ньюкаслом» было много игры через левый полуфланг и чистая асимметрия на протяжении всех 90 минут; в других матчах могло быть больше вариативности по ходу игры.

Переход в атаку обычно выстраивается вокруг Вестергора, хотя очень важны и оба центральных полузащитника Ромеу и Уорд-Прауз – ключевые игроки в плане подстройки под развитие атаки. Но именно Вестергор главный по продвижению мяча, как пасами, так и проходами с мячом (лучшие показатели в команде p90).

Иногда Вестергор даже долго работает с мячом (не минус, а особенность стиля «Саутгемптона»), постоянно сканируя пространство между линиями, и в случае давления или необходимости немного растянуть блок, пасует ближнему – Беднареку, одному из центрхавов, Бертранду. Даже если соперник пытается оказать давление на эту группу, «Саутгемптон» умеет за счет коротких передач и терпения вылезать из-под прессинга, ведь любой прессинг сразу открывает пространство впереди.

К тому же важно, что Вестергор обладает великолепным пасом с двух ног. Его умение отдать резкую передачу с нерабочей левой – очень важное для атак «Саутгемптона»: открывает возможность бить почти любые линии из его позиции.

В крайнем случае, у команды есть два основных варианта, как избежать потери под давлением:

— перевод направо на Уокера-Питерса, как поперек поля, так и диагональю за спины (важно, что все игроки в центре + оба ЦЗ – правши, то есть принимая мяч спиной к чужим воротам внутрь поля, им удобнее развернуть владение), а также через короткие передачи;

— отдать мяч вратарю и вытянуть соперника выше.

Последнее – одно из центральных для Хазенхюттля обновлений принципов, в некотором смысле олицетворение нового футбола команды. Теперь «Саутгемптон» научился бережнее и терпеливее выстраивать контроль, за счет чего команда очень часто строит свои атаки, растягивая по вертикали блок соперника, что особенно хорошо накладывается на вертикальную концепцию футбола Хазенхюттля. Примеры на видео чуть ниже показательны: вместо риска, «святые» возвращали мяч вратарю, заставляли соперника раскрыться и сразу били в вскрывающиеся больные места. Хороший контроль и постоянные варианты по вертикали обеспечивает постоянная подстройка – активные открывания обоих центральных полузащитников, движение к вратарю обоих центральных защитников, перемещения в свободные зоны игроков атаки.

Так же это работает и в ситуациях, когда команда просто возвращает мяч чуть назад: тут играет роль подстройка ЦЗ – в таких ситуациях они своевременно открываются вглубь, создавая себе пространство. Не находя либо продолжения уже в финальной трети, у штрафной, либо возможности в финальную треть перейти, попадая под давление, «Саутгемптон» научился сохранять контроль и выносить из этого выгоду. Принцип тот же: контроль, выжидание и резкий удар в слабые места. На гифке пара примеров быстрых растягиваний блока с резким взломом в одну передачу.

Принципы при владении чем-то схожи с одним известным правилом Гвардиолы: без давления выгоднее двигаться с мячом, ожидая, когда кто-то выйдет на тебя и откроет зону. По такому принципу особенно явно действует Вестергор: нередко центральные полузащитники «Саутгемптона» стягивают на себя игроков соперника, а Вестергор двигается с мячом в поисках вариантов. Важно, что в случае неудачи в поисках Вестергор всегда имеет возможность вернуть мяч назад (в том числе транзитом через крайнего защитника) ­– на его место сразу опускается один из центральных полузащитников (пример ниже в первую очередь про это).

Вестергор получил мяч от Уорд-Прауза, обыграл на замахе соперника, продвинулся выше, но был вынужден отдать ближнему – Бертранду. Уорд-Прауз сразу опустился на место Вестергора – очевидное действие, которое он должен был сделать, но это важный принцип в контексте контроля «Саутгемптона»

Как итог, «Саутгемптон» выстраивает неплохой контроль в центре поля и в левом полуфланге (при необходимости, как уже говорили, и в правом). Если соперник пробует прессинговать, команда Хазенхюттля имеет ряд вариантов как для того, чтобы сохранить контроль, так и для того, чтобы воспользоваться агрессивной игрой соперника и резко пробить центр. Новое понимание «Саутгемптона» о том, как выгодно владеть мячом в ожидании вариантов в атаке и владеть мячом под давлением, а также постоянная грамотная подстройка в центре обеспечивают команде прочный базис для атак.

Особенность этого базиса заключается также в том, что часто очень узкое, плотное расположение футболистов в этой зоне (уникальность «Саутгемптона» на фоне многих команд, старающихся играть максимально широко, чтобы растягивать блок соперника) гарантирует как бы фундамент для построения атак через центр. Разные стартовые точки для резкого паса вперед, расположенные близко друг к другу, дают возможность для быстрой циркуляции мяча на небольшом участке поля, что усложняет контроль передач между линий. При этом чтобы растянуть блок, «Саутгемптон», что также нетипично, стремится растянуть его по вертикали, не уходя от основной идеи концепции тренера.

Контроль vs хаос: перегруз центра и полуфлангов, постоянное заполнение пространства между линий, смена позиций в атаке и вертикальный футбол

Переход в атаку строится на перегрузе центра поля и заполнении пространства между линий. Это важный принцип, который лежит в основе 4-2-2-2 Хазенхюттля: оба вингера-инсайда (при владении фланговые игроки располагаются слишком узко для классического вингера, что и является основой схемы) вместе с нападающими открываются в центре и полуфлангах, обеспечивая не просто равномерный посев (то есть расположение игроков) в финальной трети, но и (в большей степени) перегружая пространство в левом полуфланге и центре поля. Это работает и в позиционных атаках, и в любых переходных фазах.

Перегруз центра или полуфланга, или просто своевременное открывание в этой зоне без перегруза (в чем «Саутгемптон» естественно хорош) может выливаться:

– в быструю скидку под удар или пас в штрафную;

– в быструю атаку по флангу;

Уолкотт протащил мяч и отдал под себя на Ингза; тот после подработки опасно пробьет в ближний угол. Здесь также перегружен центр, а справа работает другая идея, близкая к идее ромба, о чем еще будет сказано ниже

– в быстрый проход к штрафной на дриблинге;

Уолкотт пройдет с мячом, заработает штрафной, Уорд-Прауз забьет

– или в быстрый розыгрыш накоротке, с импровизацией и попыткой выйти на пространство (пример будет чуть ниже).

Отметим, как команда остро чувствует любую пробоину в блоке (так же хорошо, как и друг друга).

Другой принцип, также влияющий на переход в финальную треть – постоянная смена позиций. Возьмем из примеров выше. Момент из матча с «Чесли» (розыгрыш в перегруженной зоне) – это перегруз фланга, где все позиции были перемешаны. Неслучайно Уолкотт и Редмонд оказались на одном фланге.

Эпизод из матча с «Эвертоном» (быстрая атака по флангу) – смена позициями Ингза (получил пас в полуфланге) и Редмонда (завершал атаку).

Это вносит хаос в атаку команды: перемещения игроков, хотя и подвержены определенным паттернам, все-таки иногда совершенно непредсказуемы, особенно когда идет затяжная атака или вторая волна одной атаки (где дефолтные позиции игроков часто нарушаются). Резкий взлом блока вместе со сменами позиций и резким проходом к штрафной как бы генерирует переходные фазы во время собственного владение.

Паттерны смен позиций и открываний выглядят приблизительно так.

Левый инсайд, обычно по сезону Уолкотт, играет всегда узко: много открывается в центре и левом полуфланге, редко оказывается у бровки, но может уйти эпизодически в противоположный полуфланг. У Уолкотта великолепные открывания в полуфланге, отличный прием и умение ускорять атаки проходами с мячом. К тому же он достаточно быстро мыслит (что актуально в сверхинтенсивном, в том числе на когнитивном уровне, футболе «Саутгемптона»), поэтому даже где-то неидеально исполняя действие или делая что-то слишком поспешно, он приносит по итогу гораздо больше пользы, чем вреда.

Правый инсайд Стюарт Армстронг – очень свободен в движении. Его много задействуют при комбинациях с правого фланга: он открывается широко, но после любых своих действий обычно идет в центр. При этом особенность его игры в том, что он легко может уйти в абсолютно любую другую зону в атаке, вплоть до противоположного фланга. Все стартовые точки его передач равномерно расположены от правого полуфланга до левого фланга.

Видно, как много Армстронг участвует в подстройке под развитие атаки справа, но и большое количество действий по всей оставшейся части поля средней и финальной третей раскрывает его основную роль

На гифке ниже как раз такая история: Армстронг ушел на левый фланг, где его появление сразу разломало всю оборону «Вулверхэмптона». Отдай ему передачу Дженепо (хотя это было и сложно сделать), могло выйти еще опаснее.

Плюс оба фланговых игрока активно заполняют пространство впереди, частично заменяя или дополняя пару нападающих – как, например, во втором эпизоде на гифке ниже.

 

Ингз много уходит на фланг и вглубь (чаще слева). Так он занимает место как левого инсайда на фланге, так и правого. Хороший пример с уходом на левый фланг Ингза – второй гол «Саутгемптона» в ворота «Эвертона», на правый – гол в прошлом сезоне в ворота «Челси».

Кстати, голевая атака в матче с «Эвертоном» развивалась как раз через возврат вратарю: «Эвертон» поднялся в прессинг и пустил быструю атаку

 

Ингз гораздо больше заточен на завершение, чем на подыгрыш, поэтому часто оказывается на одной линии с центральными защитниками соперника (принцип игры форвардов «Саутгемптона», который уже обозначался в прошлом тексте). При этом в его движении сохраняется свобода, что понятно и по видео выше.

Адамс больше, чем Ингз, открывается вглубь, иногда играя почти как ложная девять. Кстати, когда Уолкотт играл на позиции форварда, то располагался особенно много в центре и двух полуфлангах, опускаясь глубоко под прием – то есть брал на себя те же функции, но даже в еще большем объеме. Ниже – идеальный пример открывания Адамса, со своевременным открыванием уже на его позиции Уолкотта (в той игре – правый инсайд).

Адамс также нередко уходит на фланг при развитии атаки, и слева, и справа – по сути они с Ингзом дополняют друг друга и одновременно взаимозаменяемы. Карты, откуда они пасуют, показательны как в контексте игры «Саутгемптона», так и в контексте открываний нападающих. Игра команды идет через левый фланг (гораздо больше действий), но Ингз чаще уходит вглубь на фланг и реже – в подыгрыш в полуфланг. Адамс же намного больше участвует в подыгрыше в обоих полуфлангах, хотя самая активная зона все равно левый фланг, как и у Ингза, но чуть выше (отчасти влияет тот факт, что немало матчей Адамс провел изначально на позиции левого форварда, играя в паре с Уолкоттом).

Уже из этих примеров понятно, что большую роль играет импровизация. После передачи между линий команда старается быстро разыграть мяч, и в этих атакующих комбинациях почти нет четкой системы. Поэтому против «Сотона» сложно обороняться – постоянно можно кого-то упустить, не до конца понимаешь, чего ожидать в завершающей стадии.

В этом и заключается заявленная в тексте антитеза – контроль и хаос. Контроль позволяет «Саутгемптону» искать варианты, чтобы пробить вертикально блок соперника, и в контроле кроется ключевое изменение нового «Саутгемптона». Как только команда пробивает соперника, уже нет почти никакого контроля, все подчиняется хаосу – смены позиций, быстрые комбинации в перегруженной зоне, резкие проходы с мячом и постоянные открывания за спину. В этом смысле особенно показателен, например, матч с «Ньюкаслом»: «Саутгемптон» аномально круто для себя контролировал мяч и бил линии, но как только мяч пересекал последних полузащитников соперника и доходил до атакующей группы (обычно – на границе финальной трети или даже еще глубже, около центрального круга), шли быстрые, иногда не до конца оправданные и обдуманные попытки пройти оборону соперника.

Отчасти из-за этого у «Саутгемптона» не так много моментов с игры (180 ударов, шестые с конца), не такого высокого качества (шестые с конца по npxG и седьмые с конца по npxG на удар), и статус команды, которая реализует сильно больше, чем создает. Но на это есть свои ответы: «Саутгемптон» играет слишком много через центр – очевидно, что так создавать опасные моменты регулярно крайне сложно. Много ударов будет идти из не самых лучших позиций, под давлением, будут поспешными; однако и высок шанс создать крайне опасный голевой момент. Плюс команде не хватает как качества атакующей группы (оптимальное сочетание в атаке из-за травм приходится видеть не всегда), так и более взвешенных решений впереди, потому что огромное количество потенциально опасных выходов команда губила некачественными решениями. Но это уже следующий этап развития: нужно либо чаще направлять хаос впереди в правильное русло, либо подчинить хотя бы частично игру в финальной трети такому же контролю, как и развитие атаки и владение в центре поля.

Другие особенности: создание ромбов при выходе из-под давления, асимметрия в позиционном нападении, роль Уокера-Питерса

Несколько особенностей стоит разобрать отдельно от описанного выше – это менее общие, но столь же важные аспекты игры «Саутгемптона».

Первое – создание треугольников и ромбов. Это входит в принцип подстройки под передачи (таким образом это и делается). Но в особенности стоит обратить внимание на этот принцип при выходе из обороны под прессингом соперника и при розыгрыше мяча на правом фланге атаки.

При розыгрыше справа создается ромб, состоящий из Уорд-Прауза, Уокера-Питерса, Армстронга и Адамса (может подключиться и ЦЗ). Их перемещения, опять же, очень свободны, но здесь подвержены определенной структуре: Адамс открывается в полуфланге, Армстронг – справа на фланге (но бывает и наоборот), Уорд-Прауз подстраивается глубже, ближе к центру, Уокер-Питерс – ближе к полуфлангу.

Несколько раз за сезон такой розыгрыш проходил очень удачно – удавалось не просто выйти из-под прессинга, но и провести опасную атаку. Обычно такой выход в атаку завершается переводом на другой фланг (посмотрите на видео ниже, как это происходит в матче с «Вулверхэмптоном» и «Манчестер Юнайтед» – два идентичных эпизода) или передачей за спину (соответственно, два других эпизода на видео).

Правый фланг – место для забросов. Именно там «Саутгемптон», тоже за счет создания ромба, выходит на позицию для заброса за спины, под которые забегают нападающие команды. Так пришел гол в ворота «Тоттенхэма» – классический заброс «Саутгемптона».

Еще одна особенность – асимметрия. Правый фланг обычно поднят выше левого. В эту зону часто направлены переводы Вестергора из глубины в направлении высоко уходящего Уокера-Питерса. Особенно это актуально, когда соперник старается оказывать давление на группу разыгрывающих, заставляя принимать решения быстрее и поднимая линию обороны выше.

И, наконец, последняя особенность – Уокер-Питерс. В Англии полно классных правых фулбэков, но важно всегда помнить, что все они очень разные. Уокер-Питерс выделяется своим контролем и устойчивостью под давлением – за счет техники и интеллекта, умения выжидать лучший момент для выхода на пространство, быстрого поиска свободных зон, отличной постановки корпуса, быстрых, достаточно длинных ног и очень хорошей координации (очень крутое сочетание). Кайлу пока не хватает стабильности (бывает, что заигрывается или лезет туда, где нет шансов), и особенно в принятии решений после дриблинга – лучше исполнять передачи, быстрее находить лучшие варианты продолжения атаки. Но уже сейчас он дает команде дополнительные опции.

***

Вполне очевидно, что «Саутгемптон» не готов выходить на еще более высокий уровень; более того, команда, скорее всего, должна отпасть от группы борьбы за ЛЕ в сторону уверенной середины таблицы. Команде катастрофически не хватает глубины состава. Повезло подписать Уолкотта, который может сыграть на любой позиции в атаке, и в последние дни забрать Ибраима Диалло – интересный опорник, который только сейчас начинает получать регулярную практику (в клубе до трансфера, после ухода Хёйбьерга, остался только один игрок на позицию – Ромеу; причем адекватной замены не было и для Уорда-Прауза). Но этих трансферов достаточно только чтобы закрыть основные дыры.

Однако эволюция «Саутгемптона» в последние два сезона так или иначе дает повод продолжать следить за этой командой. Необычная история: в футболе не так много доверия тренерам, оттого не всегда есть возможность наблюдать за постепенным развитием команды. Развитие же «Саутгемптона» поражает: команда постепенно училась контролю над матчами (сначала – уникальные для лиги прессинг и контрпрессинг, теперь – улучшение владения мячом) и дошла до очень высокого уровня. Почти ни одному сопернику в матчах со «святыми» не было просто в этом сезоне (только два поражения с разницей в 2+ мяча, из них только один полный разгром с «Тоттенхэмом»). Некоторых соперников «Саутгемптон» откровенно возил: например, весь матч с «Ньюкаслом» и «Шеффилд Юнайтед», частично – «Эвертон», и эпизодически многие другие игры. Сейчас это явно одна из наиболее выстроенных, цельных и сбалансированных команд лиги, и одна из самых интересных с точки зрения тактики.

Поэтому работа Хазенхюттля – близкий к уникальному случай, позволяющий проследить, как команда постепенно училась принципам тренера, как тренер поэтапно прививал команде свой футбол, в один момент кардинально изменив стилистику команды, пройдя через тяжелый период с угрозой увольнения. История продолжается.