Совмещение чётких принципов и тонких адаптаций. «Астон Вилла» как авторский проект Эмери | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Совмещение чётких принципов и тонких адаптаций. «Астон Вилла» как авторский проект Эмери — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Команды
АПЛ
4 марта , 14:53
4 марта , 14:53
Совмещение чётких принципов и тонких адаптаций. «Астон Вилла» как авторский проект Эмери
Артём Терентьев знакомит с командой из Бирмингема.
Содержание
01Начало атаки
02Позиционная атака
03Прессинг
04Позиционная оборона
05Переходные фазы

После сенсационного попадания в Лигу Чемпионов в прошлом сезоне результаты «Астон Виллы» пошли на спад. На то есть несколько причин: необходимость играть по два матча в неделю, лучшая готовность соперников (этот тезис обговаривал Эмери) и изменения в составе. Несмотря на ухудшение результатов в лиге и изменения в игре, «Вилла» остаётся интересной для изучения командой.

Начало атаки

В начале атаки «Вилла» выстраивается по структуре 4-2-2-2. Команда нацелена на быстрое продвижение мяча за счёт перегрузов в ключевых зонах – система подразумевает прямоугольник в центре и формирование ромбов на флангах.

Многие паттерны выходов со своей половины строятся на доставке мяча дальней десятке. В зонном давлении страхующий полузащитник соперника перемещается по мячу, из-за чего игра по дальней десятке становится ответственностью ЦЗ. В большинстве случаев десятке «Виллы» предоставляют свободу/выдвигаются к ней по пасу, благодаря чему игрок получает время на принятие решения.

Передачи дальней десятке выполняются из полуфлангов/центра. Чтобы открыть мяч в полуфланге, команда растягивает прессинг диагональю во фланг, а затем доводит мяч до ЦЗ/опорника. Передачи из центра становятся возможны при игре лучшего распасовщика Тилеманса в опорной зоне. Бельгиец опасен на открытом мяче благодаря непредсказуемости и смелости: он качественно пасует обеими ногами, а разрезающие передачи проходят благодаря высокой скорости мяча.

«Вилла» могла отталкиваться от прессинга соперников. Если к ближнему атакующему полузащитнику выдвигался КЗ, десятки располагались ассиметрично. Ближний полузащитник отваливался в недодачу, а дальний оставался в пространстве между линиями. Вертикальный пас нападающему запускал комбинацию на третьего: дальняя десятка открывалась под мяч, а ближняя забегала за спину своему опекуну.

Команда пользовалась плотной доигровкой защитников за отвалами и другим способом. Ближний атакующий полузащитник уводил защитника на свою треть, а дальняя десятка перемещалась в его зону. При разборе игроков в зоне мяча атаки начинались через нападающего, а десятка подстраивалась под эпизод. Она стягивалась на подбор под нападающим и разгоняла атаку, а если нападающий играл назад – ускорялась за спину.

Если команда сталкивается с плотной игрой по обеим десяткам, то начинает атаку фланговым перегрузом. По развороту на ближнюю шестёрку соперники отходят назад, а «Вилла» доводит мяч до свободной десятки. Оппоненты не успевают перестроиться в блок, и команда пользуется коридорами между полузащитниками.

Отскоки дальней десятки в среднюю линию – ещё один способ команды выйти из-под прессинга. Этот ход способствовал выходу через ведение десятки или выманиванию страхующего полузащитника и освобождение пространства между линиями.

ВИДЕО

Когда линии передач в полуфланги закрыты, «Вилла» переходит на продвижение через центральные каналы. Нападающий открывается в недодачу, а десятка выполняет роль подыгрывающего. В случае прохода стенки они отрезают сразу двух защитников, и команда проводит атаку на пространстве с численным преимуществом.

ВИДЕО

Вратарь активно вовлекается в розыгрыши «Виллы» – Мартинес качественно пасует на любую дистанцию и уверенно играет под давлением. Сейчас по опыту прошлого сезона команды реже включаются в давление на Мартинеса. Обычно давление на вратаря образует ситуацию 2-в-1 в первой линии. Команда разыгрывает преимущество диагоналями вратаря на поднимающегося крайнего защитника. Он получает возможность разогнать атаку с равным соотношением, а при нежелании рисковать продвигается в полуфланге и разыгрывает стенку с партнёром.

ВИДЕО

Сталкиваясь с персональным давлением, «Вилла» проводит быстрые атаки. Структура с двумя десятками предполагает возникновение ситуации 2-в-2 в последней линии, и в таких случаях команда переходит в атаку вертикально. Паттерны строятся на передачах смещающимся в полуфланги нападающим.

Команда часто провоцирует давление промежуточными передачами и вовлечением вратаря, но не всегда справляется с прессингом из-за двух особенностей. Первая заключается в строгой структуре. Игроки разыгрывающей шестёрки прикованы к своим зонам, и не создают дополнительных опций под пас открываниями. Вторая особенность – заточенность на игру через ближнего опорника. Игроки под давлением часто инстинктивно прибегают к этому варианту, даже если другие партнёры открыты. Исходя из особенностей становится понятно, как создать команде трудности при выходе. Для этого достаточно плотно держать ближнего опорника и разбирать игроков в зоне мяча.

Статика дальнего опорника приводит к попаданию во фланговые ловушки. Если соперники загоняют «Виллу» во фланг и закрывают развороты через ЦЗ и ближнего опорного, единственным вариантом для среднего паса остаётся десятка. Основными десятками команды являются устойчивые под давлением Макгинн и Роджерс, но в смелой структуре им не позволяют развернуться, накрывая на приёме/после первого касания.

Позиционная атака

Позиционная атака – далеко не сильнейшая фаза команды. «Вилла» чередует затяжные владения с быстрыми фланговыми атаками, а движение игроков имеет две отличительные черты. По итогам двадцати туров команда была второй в лиге по индексу вертикальности (процентное соотношение открываний под пас на ход с открываниями под пас в ноги). Другая особенность заключается в нацеленности на открывания за спину – игроки «Виллы» занимают второе место в АПЛ по подобным рывкам.

Сталкиваясь с трудностями в продвижении, «Вилла» начинает растягивать поле через отходы на свою треть. При отходах в центре команда преследует цель продвинуть мяч через игрока между линиями. Для этого опорники отваливаются в полуфлангах, тем самым открывая линию паса в центр. Нападающий/десятка открывается в недодачу, и либо самостоятельно продвигает мяч, либо отдаёт пас на ход опорному. В большинстве случаев на отвал в центре реагирует ЦЗ, что образует между защитниками большие коридоры.

Другим вариантом растягивания поля являются развороты слева направо через вратаря. Во время них команда перегружает правый фланг и возвращает мяч налево. Адресатом разворотов становится левый защитник, который изначально остаётся в высокой позиции. На него вынужден выдвигаться ПЗ, благодаря чему левый полузащитник оказывается в более выигрышной ситуации 1-в-1 против центрального защитника.

Из-за изменений в составе «Астон Вилла» стала чаще терять мяч в начальной стадии позиционных атак. Летом из команды ушёл Дуглас Луис, и из сбалансированных полузащитников у Эмери остался только Камара. Пришедший вместо Луиса Онана во многом уступает бразильцу на мяче. Разница особенно заметна в работе под давлением. В таких ситуациях Онана допускает простые ошибки: не проверяет спину перед приёмом или принимает необдуманные решения (например, пропускает мяч).

Рывки центральных защитников используются как вспомогательный способ продвижения мяча. На своей половине этот инструмент действенен при давлении на вратаря, а в позиционных атаках помогает разыгрывать преимущество в первой линии. Проходы с мячом совершают все ЦЗ, но Пау Торрес выделяется качеством дальнейших решений. Испанец, без сомнения, один из лучших пасующих игроков своей позиции и хорошо оценивает возможность для средней/длинной передачи.

Данные: Opta

Морган Роджерс – самый яркий игрок «Виллы» и краеугольный камень для атак через центр. Отскоками в полуфлангах он освобождает пространство для себя, либо провоцирует выдвижение соперника, чтобы открыть линию паса внутрь блока. Далее запускается стенка/комбинация на третьего с участием нападающего, а Роджерс вбегает в пространство между линиями под приём лицом к воротам.

Против опорников, которые доигрывают по игрокам между линиями, движение Роджерса несёт косвенную пользу. По развороту в дальний полуфланг он забегает в последнюю линию чтобы увести опорника. Благодаря этому между полузащитниками образуется коридор, и команда получает возможность продвинуть мяч по диагональной цепочке. Сам Морган оказывается её последним звеном и запускает стенку для входа в штрафную.

«Вилла» нацелена на проникновение в пространство между линиями через полуфланги. Под это заточено движение игроков: опорники открываются в узких позициях или отскакивают в первую линию, а нападающий смещается в свободный полуфланг при отвале одной из десяток. Преобразование структуры также является важным пунктом – для растягивания соперников команда может формировать в первой линии четвёрку, а не привычную в современном футболе тройку игроков. Одной из главных наработок является разворот с фланга в центр. Команда провоцирует выдвижение вингера пасом на фланг, а далее разворачивает мяч в центр и использует увеличенный коридор между соперниками. У игрока между линиями есть два адресата под пас (забегающий за спину нападающий и игрок в ширине), и он действует, отталкиваясь от выдвижения защитников.

ВИДЕО

Когда команда сталкивается с плотной опекой игроков между линиями, то старается манипулировать этим с помощью встречного движения. При нахождении мяча в полуфланге десятка открывается в недодачу, а нападающий забегает в освободившуюся зону. Уже в штрафной дальняя десятка по цепочке перемещается в зону нападающего.

Приход Асенсио повлиял на командное движение. С его появлением тренер внедрил концепцию свободной десятки. Марко открывается в обоих полуфлангах и в центре, а также ускоряет атаки отвалами в опорную зону. Он разбивает линии своими передачами и поддерживает атаки рывками.

Большинство атак «Виллы» (37%) проходит на левом фланге. Он заточен под открытие мяча в ширине и короткие комбинации. Такой перекос налево отчасти объясняется тем, что ширину на фланге даёт лучший исполнитель кроссов Динь. Крайнего защитника связывает игрок в полуфланге, а свободный Люка ускоряется за спину при виде открытого мяча. Из кластера длинных передач видно, что второй по частоте комбинацией «Виллы» были диагонали Карлоса на Диня. Когда владение происходит уже на чужой трети, Динь открывает себе мяч посредством стенки. Он быстро оценивает ситуацию в штрафной и точно выполняет кроссы разной силы и катбэки. Третье место в команде по xA и предударным действиям с игры (54) доказывает важность Диня для команды.

Появление Рэшфорда сделало фланг вариативнее. Теперь опасность генерируется не только кроссами Диня, но и смещениями Маркуса в центр под проникающие передачи/удары.

Данные: Statsbomb

Одним из постоянных паттернов «Виллы» является розыгрыш ситуации 2-в-1 против правого защитника соперника. Команда вытягивает его пасом на десятку, а затем в 1-2 паса доставляет мяч на свободный фланг левому защитнику.

При необходимости взламывать низкий блок работают другие механизмы, которые рассчитаны на проникновение в полуфланг. Здесь защитники успевают реагировать по пасу/диагонали в ширину, поэтому ситуация 2-в-1 разыгрывается через быструю доводку с фланга в полуфланг. Если игрока в полуфланге контролируют, «Вилла» проводит комбинацию на третьего, и через опорника доставляет мяч в коридор между защитниками.

ВИДЕО

Нападающий «Виллы» вариативно предлагает себя в штрафной. Он открывается в коридорах между защитниками, но также может держаться в зоне перед ними для ускорений под поперечный пас. Другая командная наработка – подключения в штрафную одного из опорников. Они эффективны, когда команде удаётся растянуть линию защиты. В матче с «Арсеналом» крайний защитник выдернулся по пасу на фланг, а ближний ЦЗ сместился на контроль забегания в полуфланге. В штрафной образовалась выгодная ситуация 2-в-2 и команда воспользовалась ей. Нападающий увёл дальнего центрального защитника на ближнюю штангу, а опорник забежал в карман между защитниками.

Прессинг

Эмери известен как сторонник зонных принципов защиты. В «Вилле» тренер остался верен базису, но добился успеха, улучшив зонную защиту эпизодическими персональными включениями. Другой важной составляющей игры без мяча являются подстройки под соперников. Тренер сделал «Виллу» командой-хамелеоном, которая может адаптировать под соперников любую фазу игры.

В прессинге «Астон Виллы» пятёрка игроков активно давит на мяч, загоняет соперников направо и отрезает направление паса в другую сторону. Команда оставляет разворот через дальнего ЦЗ открытым, но быстро перемещается по мячу, когда соперники используют эту опцию.

Прессинг начинает левый нападающий, который давит на ЦЗ с мячом и продолжает давление до вратаря. После давления на мяч он остаётся в той же зоне на случай возврата вратарю. Второй нападающий располагается в зоне подбора во избежание вертикальных передач. По пасу на дальнего ЦЗ нападающий ускоряется к нему, а опорник сближается с ближней шестёркой. Ближний крайний полузащитник закрывает линию паса в полуфланг и давит на КЗ по передаче, а дальний КП закрывает разворот через дальнюю шестёрку. Второй опорник перемещается по мячу для страховки пространства между линиями, включаясь в доигровки в активной зоне. Защитники поддерживают прессинг по принципу выдвижения из зоны отвала.

В рамке адаптаций задачи опорников могли меняться. Например, против «Брайтона» команда стремилась отрезать обе шестёрки без вовлечения дальнего КП. Для этого левый опорник был привязан к шестёрке в своей зоне, а правый опорник выдёргивался в давление по пасу на фланг.

У «Виллы» было две специальные установки для противодействия командам с тройкой в средней линии. Целью первой установки было выключение опорника из розыгрышей. При переходе мяча от одного ЦЗ к другому его закрывал дальний нападающий. В ситуациях с разворотами в касание/передачами вратарю это было невозможно, поэтому подобные случаи становились триггером для подъёма шестёрки к опорнику. Вторая установка работала при нахождении мяча на фланге. В таких ситуациях дальний нападающий смещался в зону мяча и отрезал разворот через опорного.

ВИДЕО

Понимание зонных принципов и тщательная подготовка к соперникам позволяют справляться с разными видами перегрузов. Например, когда ближняя шестёрка перемещается к дополнительному сопернику на фланге, дальний опорник помогает поддерживать плотность в зоне мяча.

Команда устойчива к попыткам растянуть прессинг. Крайние полузащитники постоянно проверяют положение КЗ и при их подъёме отскакивают ниже, чтобы успеть сблизиться по переводу. Попытки увеличить пространство между линиями под отскок из последней линии также не удавались. «Брайтон» провоцировал выдвижение одного из опорников, а затем через ширину доводил мяч до отваливающегося в полуфланге игрока. Плану помешали действия дальнего опорника – по пасу в ширину он начинал движение назад и за счёт этого успевал к оппоненту.

Выходы из-под давления «Виллы» имеют общие черты. Как правило, это затяжные розыгрыши с продвижением через зоны КЗ или комбинации на третьего. Соперники часто проходили начальную стадию давления через движение вратаря. Если он выходил из вратарской, угол передачи менялся, а нападающие не успевали возвращаться и закрывать линии передач от него. Когда это совмещалось с отскоком дополнительного игрока в первую линию, крайний полузащитник оказывался в ситуации 1-в-2. Крайний защитник «Виллы» оставался в своей зоне, и несмотря на переключение опорника, соперник на фланге получал возможность продвинуть мяч.

ВИДЕО

«Лестер» разбил давление благодаря структуре с прямоугольником в центре. Из-за неё опорники «Виллы» опасались выдвигаться к шестёркам и оставались в своих зонах. Пасом назад вратарю соперники спровоцировали выдёргивание нападающего, а далее через опорника довели мяч до ЦЗ. К нему выдернулся крайний полузащитник, а оппонент на фланге оказался свободен.

В матче второго круга «Лестер» прошёл прессинг похожим способом. Заметив соперника между линиями, шестёрка не стала давить в спину полузащитнику. Это привело к продвижению защитника через стенку со свободным партнёром, из-за чего шестёрка оказалась в полупозиции.

«Монако» прошёл давление «Виллы» по похожей структуре, но более вертикально. Команда разыграла комбинацию на третьего с забеганием ближней десятки за спину своему опекуну. Ключевым здесь было движение дальней десятки, которая сместилась на активную сторону поля. К ней был прикреплён дальний крайний полузащитник «Виллы», но он не успел переместиться и поджать соперника.

«Вест Хэм» выходил из-под прессинга с помощью игры на третьего в центре. Атака начиналась верховым пасом отскакивающему нападающему, а он скидывал мяч ближнему опорнику. Его опекал дальний нападающий «Виллы», который не включался в доработку и предоставлял сопернику свободу.

ВИДЕО

Позиционная оборона

В средней трети «Вилла» встречает соперников средним блоком 4-4-2 с упором на максимальную компактность. Давление в спину также является важной составляющей – по пасу на внешнего ЦЗ ближние опорник и КЗ начинают подниматься из своих зон. Схема 4-4-2 служит базисом, но расположение игроков может адаптироваться под соперника. Против соперников с тройкой в первой линии применялись разные подходы. При стремлении играть осторожно нападающие закрывали мяч внешним ЦЗ, а крайний полузащитник на стороне мяча двигался на одной линии с соперником в ширине. В более агрессивном варианте расстановка могла становиться ассиметричной – правый полузащитник полузащитник поднимался выше для создания равенства и постоянного давления на мяч.

Переход на 4-2-4 – ещё одна разновидность адаптаций. Схема нужна для нейтрализации полуфлангов персональными ориентировками и сокращения времени КЦЗ и опорников без давления. Хорошим примером сдерживания в этой схеме является матч с «Сити». Тогда опорник на стороне мяча (когда мяч в центре – оба) плотно играл по сопернику в полуфланге. Он передавал его только в ситуациях, когда тот забегал за спину при нахождении мяча в центре. Из-за ориентации на соперников между опорниками возникали большие разрывы, но команда надёжно контролировала пространство между линиями. Если открывание в недодачу совмещалось с движением внутрь блока под игру на третьего, из глубины вместе с ЦЗ выдвигался опорник. Ещё одна деталь схемы крылась в изменённом расположении крайнего защитника. Благодаря контролю оппонента в полуфланге он занимал широкую позицию и быстрее реагировал на передачи во фланг.

В системе, где многое зависит от опорников, особенно выделяется Камара. Француз превосходен в своей роли, так как постоянно сканирует пространство и держит в голове мяч и соперника, не теряя концентрации.

Выдавливание происходит после назад с фланга/от опорника: нападающие и дальний КП устремляются к защитникам, опорники давят в спину полузащитникам, защитная линия поднимается для сохранения компактности. При защите в низком блоке к описанному триггеру прибавляется выжимка во время разворотов в полуфланги в первой линии.

Защитники не всегда удачно поддерживают командное выдавливание. Они выдёргиваются за отвалами в недодачу по пасу, и не успевают атаковать соперников в приём. Выманивание ближнего центрального защитника может привести к взлому центра защиты через стенку, но игроки быстро ориентируются в подобных ситуациях. Дальний ЦЗ отпускает своего соперника и возвращается в свою зону во избежание такого сценария.

ВИДЕО

На протяжении первой трети сезона уязвимым местом «Виллы» была зона между опорниками. Травма Камара и отсутствие схожих по профилю игроков привела к использованию Тилеманса в качестве опорника. Его некомпетентность для игры в паре шестёрок проявлялась при нахождении мяча в полуфлангах – бельгиец не успевал вовремя сжимать пространство/накрывать соперников со спины. Всё усугублялось, когда место одного из нападающих занимал Дюран – он пытался читать соперников по первому касанию, из-за чего не всегда закрывал линию передачи.

При открываниях в недодачу защитники реагируют на движение и включаются в плотную доигровку. ЦЗ заранее выходят из линии, чтобы не дать сопернику развернуться. Такой подход укрепляет защиту пространства между линиями, но имеет обратную сторону в виде забеганий в образующийся коридор из непрямой зоны.

Крайние защитники также выдёргиваются за отскоками со своих позиций, но система защиты предусматривает страховку фланга и сохранение численности в защите. В позиционных атаках соперника на страховку фланга перемещается опорник, а в быстрых – ближний центральный защитник, в чью зону отскакивает дальний опорник.

В низком блоке у команды есть механизм на случай прохода передачи между линиями. Если соперник получает мяч лицом к воротам, опорник со стороны выдернувшегося защитника подсаживается в защиту для вертикальной компактности.

Узнаваемой чертой «Виллы»-23/24 была высокая линия обороны. Она специализировалась на создании искусственных офсайдов и создавала ловушки чаще всех в лиге, а ключевую роль в синхронных смещениях линии играл ближний к мячу ЦЗ. В этом сезоне команда стала гибче, и корректирует высоту линии в зависимости от соперника и сценариев матчей. Замечая открытый мяч, ближние защитники просматривают положение ближних соперников и принимают стойку вполоборота чтобы быстрее стартовать. Сразу после сканирования они переключают внимание на мяч, и начинают движение к воротам по замаху. Именно эта установка позволяет до последнего сохранять стройность линии и ловить соперников в офсайды. Дальние защитники также сосредоточены на мяче, но устремляются к воротам уже после передачи. При проходе заброса во фланг полузащита быстро сжимает пространство между линиями, отходя за линию мяча.

ВИДЕО

Персональная игра опорников по соперникам между линиями определяла реакцию на фланговые перегрузы. Обычно равенство в зоне мяча в 4-4-2 создаёт ближняя к флангу четвёрка (крайний полузащитник, опорник, центральный и крайний защитники), но из-за особенности команды центральные защитники оставались в линии, а нападающие задействовались. Центральные защитники становились дополнительными игроками, и выдвигались на подстраховку при движении соперника внутрь блока из первой линии, которое влекло переключения остальных игроков. Эта система хорошо работала, когда одного из нападающих играл Тилеманс. Как номинальный полузащитник он быстро распознавал движение внутрь блока и включался в доигровку забеганий в обоих полуфлангах. Проблемы возникали, если Тилеманс не успевал переместиться в дальний полуфланг. Номинальные нападающие отпускали соперников, оставляя партнёра разрываться между двумя оппонентами.

Отскоки крайнего полузащитника на активной стороне в линию защиты являются неотъемлемой чертой команд Эмери. В таких эпизодах многое строится на взаимодействии фланговых игроков. Крайние защитники (особенно Конса) берут на себя руководство и постоянно подсказывают партнёрам, поэтому фланги «Виллы» не взломать через выманивание защитника.

Когда команда играла от соперника, правый полузащитник подсаживался в защиту на постоянной основе. В связи с этим у команды появлялось два типа реакций на развороты в правый полуфланг. Первый – переход на 5-4-1 с перемещением Роджерса в зону ПП. Второй вариант – выдвижения полузащитника по подсказкам крайнего защитника.

«Вилла» уязвима к разворотам в дальний полуфланг при сохранении структуры 4-4-2 в низком блоке. По развороту крайний защитник начинает смещаться в ширину для быстрой реакции по пасу на фланг. Так как опорник не успевает переместиться, на страховку зоны между защитниками отскакивает крайний полузащитник. В их действиях и кроются ошибки – опорники всегда держат соперников в поле зрения, тогда как КП пускают их за спины.

ВИДЕО

Штаб Эмери проводит тщательную индивидуальную работу с игроками. Тренер вратарей помогал Мартинесу совершенствовать игру ногами, а Эмери заставлял Уоткинса чаще играть по створу, демонстрируя нарезки Кавани. Работу с крайними защитниками также стоит выделить. После передач за спину они всегда проверяют спину для контроля забеганий, что делает их готовыми к стенкам и передачам в карманы. Действия КЗ внутри штрафной также строятся на контроле слепой зоны, поэтому они готовы к любым типам передач. В позиционных атаках защитники оглядываются при открытом мяче, а во время переходов постоянно оценивают позицию соперника сзади.

ВИДЕО

Во фланговой защите «Виллы» есть интересные детали. При открытом мяче на фланге уже на протяжении долгого времени работает отлаженная система Эмери – включения ближнего опорника в плотную игру по оппоненту в полуфланге. Доработка на своей трети выражалась в страховке растянутой между крайним и центральным защитниками зоны. Ещё одна деталь заключается в постоянной подстраховке крайнего защитника. Обычно его страхует КП, но когда его выдёргивают пасом в полуфланг, на страховку смещения в центр отходит ближний нападающий.

«Вилла» стандартно защищает штрафную. По пасу на фланг выдвигается крайний защитник, а подстраховку обеспечивает КП. Тройка защитников не вваливается к вратарской, а держится немного глубже линии мяча. Ближний опорник обороняет крайний сектор штрафной, дальняя шестёрка вместе с крайним полузащитником формируют вторую линию обороны, а один из нападающих отходит на контроль зоны подбора. В быстрых атаках на контроль забегания в ближнем секторе перемещался центральный защитник, а в его зону отскакивал ближний опорник.

Переходные фазы

Переходы в защиту были одной из главных проблем «Виллы» на стартовом отрезке сезона. Команда пропустила уже семь голов после контратак, при том что за весь прошлый сезон был только один пропущенный мяч. На этом отрезке команда в среднем допускала один удар после контратаки за матч (вдвое больше, чем в прошлом сезоне). В качестве одной из проблем можно выделить контроль начала контратак через отвал нападающего. Центральные защитники с опозданием выдвигались за соперником, и не успевали атаковать его в приём.

Команда реагировала на потери в центре, атакуя соперника с мячом с двух сторон. Остальные игроки оставались в своих зонах, сближались с соперниками поблизости и активизировались при пасе назад, а крайние защитники полностью ориентировались по прямым оппонентам. При потерях на флангах игроки разбирали соперников в зоне мяча, а нападающий занимал позицию между ЦЗ и вратарём. Если соперник с мячом двигался назад, нападающий ускорялся к вратарю.

В случае потерь на своей половине четвёрка защитников быстро сжималась, а растянуть линию рывками из глубины по ширине не удавалось – дальний КП сопровождал подобные забегания.

ВИДЕО

«Вилла» хорошо атакует пространство в подготовленных позиционных атаках, но менее эффективна в контратаках. Команда забила всего один гол после переходов в атаку, а 45% (10/22) ударов были заблокированы. Когда у возвратившего мяч игрока нет пространства, контратаки начинаются вертикальными передачами на Уоткинса, который отличается умением цепляться за мячи. В обычных условиях его поддерживают три партнёра (крайние полузащитники и нападающий) и он отдаёт передачу назад/во фланг, после чего забегает в полуфланг. Система переходов в атаку не приводит к созданию остроты по понятным причинам – большинство контратак завершается ударами уставшего Уоткинса из неопасных зон.

Команда умело пользовалась пространством при высоких возвратах мяча. В начале атаки большинство команд используют крайних защитников в широких позициях, и целью «Виллы» было использование дальнего кармана между защитниками. Когда команда возвращала мяч, дальний крайний полузащитник отскакивал под пас в недодачу, а далее через стенку входил в свободную зону.

ВИДЕО

Стоит отметить, что стремление сохранить мяч и пройти контрпрессинг через пас могло приводить к голам в собственные ворота. При возвратах на своей половине игроки принимали рискованные решения и отдавали передачи партнёрам под давлением в опасных зонах или пытались обрабатывать мячи при ограниченном времени.

***

«Астон Вилла» – одна из немногих команд АПЛ, где тренер остаётся ключевой фигурой. Под Эмери в клуб был приглашён спортивный директор Мончи, вместе с которым они принимают решения по усилению состава. В прошлом сезоне их тандем вывел «Виллу» на четвёртое место в лиге, а теперь попробует удивить в Лиге Чемпионов.