Перед сезоном 2019/20 «Брайтон» сделал важный шаг на пути к новой клубной философии: из «Суонси» забрали тренера Грэма Поттера. Он должен был изменить оборонительный стиль «Брайтона», сделать команду более гибкой, поставить команде владение и постепенно учить доминировать.
Поттеру это удалось. В начале сезона команда выставила интересную гибридную схему, впоследствии немного изменив ее, но оставив принципы. «Брайтон» весь сезон много ставил на владение мячом и взлом блока через проникающие передачи между линий и переводы, с активным подключением ЦЗ к атаке, более высокой линией обороны, разнообразным прессингом, хорошей работой над стандартами, неплохой подготовкой к соперникам. В итоге «Брайтон» хоть и с некоторыми затруднениями, но достаточно уверенно остался в АПЛ, а значит прогресс команды с перспективным английским тренером, грамотным селекционным отделом (одним из лучших в английском футболе), интересным и молодым составом и идеями в разных аспектах игры продолжится. Это делает команду Поттера одной из главных теневых интриг нового сезона: сможет ли Поттер сделать команду более стабильной, чтобы выступить лучше, чем в прошлом сезоне, сохранив принципы? Как продолжится прививание «Брайтону» доминирующего стиля? Какие новые идеи будут в «Брайтоне» 20/21?
О том, на каких принципах строится новый «Брайтон», как команда прессингует и обороняется, как выстраивает владение и учиться доминировать, а также кратко о тех, за кем в этой команде стоит последить – в нашем тексте к открытию сезона АПЛ 20/21.
Рассказывает Артем Исаев
«Брайтон» начинал играть по сложной гибридной структуре, но затем много менял схемы, в основном играя по 4-2-3-1, но иногда выставляя 4-2-2-2/4-4-2, 3-5-2, 4-3-2-1/4-3-3. При владении команда часто переходила на четверку или на тройку в первой линии независимо от схемы, а также создавала понятную структуру в атаке на каждом этапе владения.
Принципы команды в атаке строятся вокруг двух важных для Поттера принципов:
— грамотная структура в позиционном нападении и при построении атаки на любой стадии, заполнение всех важных зон: пять игроков в финальной трети при позиционном нападении, стабильный контроль мяча за счет 2 игроков в центре во второй линии на любой стадии атаки, очень агрессивная игра в билд-апе центральных защитников.
— одновременно с этим: свобода у атакующих игроков, а также гибкость, возможность строить атаки по-разному, но акцент на проникающих передачах между линий (быстрый вертикальный футбол низом – «Брайтон» среди лучших команд лиги по передачам в финальную треть и progressive passes) и резких переводах («Брайтон» – пятый в лиге по длинным переводам, команда идет после «Ливерпуля», «Манчестер Сити», «Челси» и «Вулверхэмптона»).
Таким образом, Поттер вписывается в новую волну тренеров, которые ставят доминирующую игру на модуле 4-2-3-1, ставшим вообще очень популярным у многих топ-клубов. И также Поттер строит гибридную структуру, тоже нередко встречающуюся у топов (гибкий билд-ап Гвардиолы, работа Артеты в «Арсенале»).
При билд-апе в 4-X-X «Брайтон» заполняет центр и полуфланги, на флангах ширину держат фулбэки, слева у «Брайтона» есть вариант с выходом верхом: Бёрн играл левым защитником, а так как это очень высокий игрок, он часто помогал «Брайтону» проходить прессинг соперника – вратарь или ЦЗ бросали ему верхом при необходимости, на любой стадии атаки. То есть так могли выйти из-под прессинга или перейти в финальную треть.
Важно, что «Брайтон» расставляется очень грамотно, так, что сопернику действительно сложно их запрессинговать. Закрывая один вариант, открывается другой, а относительно устойчивый под давлением и сильный в пассинге центр обороны, вратарь и разыгрывающие игроки в центре поля дают возможность качественно и быстро переводить мяч, создавать стабильную циркуляцию. На первом эпизоде из видео ниже «Тоттенхэм» закрыл сначала центр (открылась диагноаль), затем потерял компактность в центре (дали принять мяч Альсате – если бы не фол, могли бы выйти через центр). Второй эпизод, игра с «Ман Сити» – 2-4-4 (2-4-2-2): перекрыв центр, «Сити» пустил фланг.
Команда на всех стадиях структурно располагается грамотно: и при билд-апе от ворот, и при розыгрыше мяча чуть выше, за штрафной, но до центральной трети, и при позиционных атаках. Поэтому важными оказываются любые возможности вертикально сломать прессинг соперника, которые при грамотной структуре и стабильной циркуляции открываются часто: перевод, оба полуфланга, центр, зона за спинами. «Брайтон» активно использует все подобные возможности. В этом причина успешности их структуры владения: стабильный контроль мяча и разнообразие опций позволяет команде отрезками доминировать над территорией.
Типичная ситуация, когда «Брайтон» интерпретирует позицию соперника. Соперник потерял компактность между линий? Если в опорной зоне «Брайтона», открыты 1-2 игрока из центральных полузащитников, выход идет через них; если выше – свободны инсайды. Соперник вышел в высокий прессинг? Часто «Брайтон» сразу ловит и бьет за спины, создавая неудобную ситуацию для ЦЗ соперника (особенно когда напрягают или ведут борьбу с ними такие игроки как Коннолли, Мопе, Троссар). Соперник среагировал на перегруз (важный принцип команды)? Сразу идет перевод.
Особенно помогают центральные защитники, Данк и Уэбстер, и центр поля (Проппер, Биссума, Стивенс) – очень сильные в контексте пассинга и продвижения мяча (и пасами, и ранами) игроки. Они не боятся давать сложные передачи между линиями, что очень сильно помогает «Брайтону» не просто устанавливать плотный контроль, но и бить блок агрессивно, разбивая несколько линий соперника, и постоянно читать расстановку соперника, сканируя слабые места в данный конкретный игровой эпизод. Ниже будут разные примеры их решений.
Важная деталь: ЦЗ «Брайтона» не просто очень активно включаются в атаки и агрессивно двигают мяч вперед, но и всегда идут выше даже при контроле на своей половину – например, подстраиваются под стенку, и даже не получив мяч, могут остаться выше. Это однозначно требование Поттера, а точнее его идея давать защитникам практически абсолютную свободу действий. Благодаря этому получаются такие комбинации-импровизации.
При позиционном нападении обычно структура – 3-2-5 (левый фулбэк Бёрн иногда не так активно идет в атаку, но важно, что он располагается широко и готов включиться), либо 2-3-5/2-4-4: с подключением выше и второго крайнего защитника. В такой ситуации один из инсайдов может опуститься глубже (2-3-5), или перегрузить центр (2-4-4, где последняя 4 – нападающий, атакующий полузащитник и пара инсайдов). Оба этих варианта постоянные: в зависимости от структуры прессинга соперника, от ситуации на поле и иногда от того, куда идет мяч, структура может быть и такой, и такой, и даже плавно меняться в рамках одного владения.
Вот пример из игры с «Кристал Пэлас». Бёрн регулярно играл при владении уже, в тройке, но по ситуации мог уйти выше на фланг, регулярно перестраивая структуру владения команды. Иногда это не просто помогало команде растаскивать блок соперника, но и прямо взламывать его, если Бёрна теряли при подключении выше.
Это очень гибкая структура – подобное было у «Брайтона» с первого тура, и гибридную структуру 3-Х-Х первых туров мы уже разбирали в начале сезона (принцип гибкости в 4-Х-Х схожий, но работает как бы в обратном порядке – не с 3-Х-Х на 4-Х-Х, а наоборот). Гибкость на всех уровнях – одна из главных особенностей «Брайтона». Взаимные перемещения и смены позиций сохраняют принципы команды по заполнению всех ключевых зон в атаке, но одновременно их дополняют – регулярно создаются перегрузы в центре или на фланге за счет включения «лишнего» игрока.
То же самое – с переводами мяча. Разматывание блока, которое постепенно продвигает команду вперед и кружит голову сопернику. Иногда выходит слишком удачно – соперник теряет компактность. Тогда получается резкий вертикальный взлом структуры – за счет наличия двух центральных полузащитников, которых нередко теряют, или, наоборот, зоны за спинами полузащитников соперника, если на центральных полузащитников «Брайтона» ушло слишком много внимания.
Для преодоления прессинга, помимо центральной зоны (где любое отсутствие плотности и компактности «Брайтон» сразу стремится наказывать – см. примеры выше), команда активно использует фланги – например, выход через стенку фулбэка и центрального полузащитника, или пас на третьего: передача фулбэка на ЦП, ЦП на инсайда. Или даже более радикально: из любой зоны команда может найти свободного фулбэка (см. последний эпизод на видео).
Даже если варианты открываются не сразу, за счет плотного контроля «Брайтон» уже в первый сезон Поттера научился разматывать соперников. Двигая мяч между четверкой защитников, парой центральных полузащитников и периодически подключая инсайдов, «Брайтон» расшатывает структуру соперника. Против средней организации обороны и прессинга это работает очень хорошо, против высокой организации получалось также расшатать структуру, но были проблемы с выходом в финальную треть.
А еще команде помогают перегрузы. Например, при структуре атаки 2-4-4, если один крайний защитник идет выше и заполняет фланговый канал в финальной трети, а нападающий, ближний к флангу инсайд и атакующий полузащитник смещаются к одному полуфлангу, в нем образуется заметный перегруз – 4 человека + игрок с мячом, будь то ЦЗ или один из центральных полузащитников. Скорее всего, соперник тоже стянул сюда много человек. И «Брайтон» старается либо последовательно через короткие передачи, либо быстро развернуть атаку.
Иногда все это работает действительно очень слаженно, так что в одном владении мы можем видеть разные принципы. Сопернику сложно подстраиваться под них без должной структуры в обороне.
Плюс к этому, активно атакуют пространство за спинами и нападающий, и другие атакующие игроки, поэтому выход верхом был возможен и без Маррея, который перестал быть основным у Поттера. Мопе и Коннолли хорошо цепляются за верховые мячи, а любой из атаки (учитывая и самих нападающих) умеет бежать за спины.
Доводка до штрафной, учитывая вполне адекватный для подобного футбола набор исполнителей в атаке, становится делом времени, если мяч у команды держится. «Брайтон» – седьмой в лиге по передачам в штрафную. Выше – только топ-6 (правда вместо привычного в такой формулировке «Тоттенхэма» – «Лестер»). Но именно по созданию моментов (общему xG) команда во второй половине таблицы. Это одна из главных проблем «Брайтона» по сезону. Некоторые основные принципы «Брайтона» для создания моментов вытекают из описанных принципов построения игры, и были разобраны в предыдущем тексте про команду.
Но и в постановке владения по-прежнему есть проблемы. Против высокого прессинга команде далеко не всегда удавалось выходить (технические ошибки, не лучшее принятие решений); были проблемы с тем, чтобы забирать мяч, а в некоторых играх (особенно в концовке сезона, когда на какой-то момент угроза вылета была вполне ощутимой) «Брайтон» отказывался от короткого розыгрыша и много играл длинными. Почти не было того суицидального контроля мяча, как в игре с «Манчестер Сити» в первом круге. Но именно к такому хотел бы прийти Поттер – в новом сезоне он продолжит гнуть свою линию.
Причины проблем в атаке – в сложной игре команды. «Брайтон» во второй половине таблицы по кроссам в штрафную (важный, но совершенно не ключевой элемент), и большую часть моментов хочет создавать через входы в штрафную низом. Но для стабильного входа в штрафную низом команде не всегда хватает качества, или точнее не получалось выводить на хорошие ударные позиции: «Брайтон» в первой половине таблицы по ударам за 90 минут передачам в штрафную, но по npxG на удар команда третья с конца. Плюс для входа в штрафную нужно не просто ускорять темп и расшатывать структуру соперника («Брайтон» в этих аспектах, как видно на примерах выше, очень хорош), нужно еще и подстраиваться под этот темп, успевать принимать решения на высокой скорости регулярно. Доводка до штрафной была, но это редко была качественная доводка в штрафную, вывод на удар.
Также «Брайтону» не везде хватало сильных дриблеров (по попыткам дриблинга команда 4-я с конца) – все-таки важных для футбола, который строится вокруг владения. С приходом Лэмпти команда стала интереснее в атаке, потому что правый фулбэк из «Челси» значительно опаснее у чужих ворот, чем Монтойя – он резче и опаснее в дриблинге.
Поэтому «Брайтону» есть над чем работать в атаке, и это должно быть очень интересным кейсом нового сезона. К тому же теперь в атаке есть интересный набор, с которым может работать Поттер: помимо пришедшего в клуб Лалланы (в его сильных атакующих качествах нет никаких сомнений), намного чаще стали наигрываться Джаханбакш, Мак Аллистер, постепенно возвращается после травмы Искьердо.
Подробно разбирает Никита Грибов
«Брайтон» не самая прессингующая команда: вне зависимости от схемы, которую выбирает Поттер, они выстраиваются в среднем-низком блоке, иногда переключаясь в высокий прессинг. Показатель PPDA (кол-во передач, которое допустила команда прежде, чем совершила оборонительное действие на половине поля соперника) в сезоне 19/20 был 10.36 – довольно средний показатель и восьмое место в лиге. Но это не означает, что Поттер не умеет выстраивать прессинг. Наоборот, отрезками «Брайтон» показывает качественный прессинг, и его качество не сильно ухудшается (при условии, что он достаточно интенсивен) при переходе с 4-4-2/4-2-3-1 на 3-5-2.
Структура прессинга 4-2-3-1 очень проста: нападающий балансирует между центральными защитниками соперника, не давая им перепасовываться друг с другом; крайние полузащитники накрывают крайних защитников соперника; центральные полузащитники поджимают центральных полузащитников соперника со спины и по передаче выбрасываются на них, их работа очень важна в контексте подстраховки тех, кто находится выше. Если нападающий «Брайтона» не успевает перестроиться, и команда соперника разворачивает владение от одного ЦЗ к другому через вратаря, то к дальнему ЦЗ должен подниматься крайний полузащитник. Также «Брайтон» прессингует до вратаря – это может сделать любой прессингующий (от нападающего до центрального полузащитника), убедившись, что линия передачи на прямого оппонента надежно перекрыта.
Прессинг в 4-4-2 устроен немного по-другому. Здесь пара форвардов играет по центральным защитникам соперника и перекрывает линию передачи на опорников или центральных полузащитников. Если кто-то из нападающих приоткрыл линию передачи на центрального полузащитника соперника, к нему поднимается опорник «Брайтона», бросая своего прямого оппонента. Крайние полузащитники играют по крайним защитникам соперника, но так же, как и опорники, по ситуации могут забрать одного из центральных полузащитников соперника. Центральные защитники поджимают к центральной линии и страхуют своих опорников, но не всегда жестко накрывают нападающих при приеме, из-за чего прессинг иногда разбивается.
Если соперник использует тройку в первой линии билд-апа, то крайний полузащитник «Брайтона» накрывает дополнительного игрока. В это же время к его прямому оппоненту поднимается крайний защитник.
Контпрессинг «Брайтона» очень эффективен, так как сразу после потери в зоне мяча оказывается от 3 до 5 игроков, которые облепляют соперника со всех сторон, стараясь не дать ему сделать передачу вперед. Это возможно благодаря структуре «Брайтона» в позиционных атаках – она предполагает небольшие расстояния между игроками атакующей линии.
При позиционной обороне в среднем блоке «Брайтон» старается перекрыть все пространство между линий и заставить соперника отдать на фланг. По передаче на фланг реагирует крайний защитник (если крайний полузащитник не успевает), выжимая оппонента от ворот и заставляя отдать назад. Подстраховку крайним защитникам обеспечивают крайние полузащитники или опорники, также они контролируют вбегания в зону между крайними и центральными защитниками, чтобы центральные защитники могли оставаться в створе на случай прострела или подачи. Если игрока в полуфланге проспали, выдвигаться приходится центральному защитнику.
Пример подстраховки в полуфланге от Биссума
Защитная линия располагается полуоборотом и играет по мячу: если мяч открыт, садятся на несколько метров назад, если закрыт, поджимают. Тем не менее определенные проблемы с забросами за спину и контролем игроков за спиной иногда возникают (в большей степени у Уэбстера).
В начале прошлого сезона Поттер на постоянной основе использовал гибридную схему с тройкой центральных защитников (при обороне 5-4-1, при прессинге 3-4-3), которая при владении мячом трансформировалась в 4-2-3-1. Ключевую роль исполнял Ден Бёрн: когда «Брайтон» оборонялся, он играл левого центрального защитника, когда атаковал – левого защитника. Затем Поттер отказался от тройки центральных при обороне (возможно, это связано с проблемами в зоне крайнего центрального защитника, о которых мы уже писали), но часто возвращался к ней при владении мячом – с 4-2-3-1/4-4-2 команда перестраивалась на 3-2-5. Теперь Бёрн становился третьим центральным при владении, а при обороне играл как левый защитник.
Такое расположение помогает команде установить надёжный контроль, но также предполагает хорошую атакующую структуру: 5 игроков атакующей линии заполняют все вертикальные каналы, находясь на небольшом расстоянии друг от друга, что помогает не только хорошо комбинировать, но и контрпрессинговать.
Мы ожидаем, что Поттер на постоянной основе может вернуться к тройке центральных защитников. Во-первых, это обусловлено одним из самых интересных и гибких наборов ЦЗ в лиге: теперь в распоряжении главного тренера Брайтона есть Уайт (хорошо двигает мяч на дриблинге и пасах), Данк и Уэбстер (способны двигать мяч разрезающими передачами, а Уэбстер также тащить мяч вперед на ведении), Бёрн (способен хорошо подключиться в атаку с позиции ЛЦЗ и исполнить гибридную роль), Велтман (его наигрывают как вингбека, но он также может закрыть позицию ЦЗ или исполнить гибридную роль) и на всякий случай Даффи (по понятным причинам мало играл в прошлом сезоне, но достойно заменить травмированного сможет). Во-вторых, в «Брайтон» перешел Лаллана: играя на позиции центрального полузащитника в 5-3-2, он может подняться в атакующую линию и заполнить один из полуфлангов за счет своих качеств. Что-то подобное Поттер наигрывал в товарищеском матче против «Челси», и похожее прослеживалось также в прошлом сезоне (например, в последней игре с «Бёрнли»).
Троссар – лучший атакующий игрок второй половины таблицы?
Артем Исаев: Один из (а на мой взгляд, после вылета «Норвича» и соответственно Эмильяно Буэндии, Троссар – лучший или как минимум самый разносторонний атакующий игрок второй половины АПЛ). Троссар, в первую очередь, очень умный игрок. Он часто находит сложные решения, быстро ориентируется под давлением, обладает очень хорошим пониманием, как создавать моменты, куда и когда лучше отдать – особенно в контексте завершающих передач. Плюс к этому, Троссар разнообразен в своих передачах: на высоком уровне он умеет и отдавать разрезающие передачи низом, и забрасывать в штрафную, и подавать, и простреливать/катить под удар, и разыгрывать комбинации накоротке у штрафной или резко бить линии в финальной трети. Троссар очень быстрый игрок в контексте принятия решений, этим он действительно выделяется. И особенно важно, что он очень круто владеет обеими ногами.
В дриблинге Троссар не настолько силен, но он берет своим движением и устойчивостью под давлением (техникой и скоростью мышления). Движение Троссара – отдельный кейс для Поттера, дающий ему возможность работать с игроком по-разному. Например, игрок на хорошем уровне открывается в полуфлангах и дополняет структуру в атаке – поэтому его основная позиция была слева в атаке. С другой стороны, понимания игры Троссару хватит, чтобы сыграть в центре под нападающим или даже вторым нападающим. Во-первых, он очень неплохо открывается за спины; во-вторых, он активно вступает в единоборства; в-третьих, он хорошо играет в подыгрыше; в-четвертых, он хорошо прессингует: и агрессивно, и имеет адекватный отбор, и понимает, когда нужно прессинговать (привел типичный пример в начале видео). Последнее можно раскрыть еще шире: Троссар – очень заряженный на борьбу игрок, умеющий брать на себя, обладающий качествами лидера атаки команды (созидает даже тогда, когда игра у команды идет хуже, чем обычно), постоянно навязывающий борьбу. Плюс у него есть навыки завершения атак и открывания в штрафной – уникальные для игрока его профиля, посмотрите на видео ниже.
Уайт вернулся из аренды в «Лидсе» – это идеальный игрок для Поттера?
Никита Грибов: Прошлый сезон был первым для него на взрослом уровне, но он настолько здорово себя зарекомендовал, что «Лидс» по мере своих финансовых возможностей боролся за него с «Брайтоном» до последнего, однако «чайки» не согласились отпустить англичанина. Очень интересно посмотреть на то, как он адаптируется к требованиям Поттера (постоянная смена схем, умение играть в высокой линии, хороший первый пас) и скоростям АПЛ. Мой прогноз – Бен справится, так как Бьелса обучил его игре и в тройке, и в двойке центральных защитников. И это очень подходящий системе Поттера игрок. Уайт отлично себя чувствует в высокой линии и к первому пасу добавит раны с мячом, которые хорошо разбивают прессинг соперника (его забегам к тому же будет благоприятствовать схема с тремя ЦЗ: если Бен потеряет мяч, его подстрахуют сразу два защитника, хотя и без этого структура Поттера предполагает очень агрессивную и свободную игру ЦЗ в развитии атаки). Со скоростями проблем тоже возникнуть не должно: Уайт успешно играл в команде с самым интенсивным прессингом в Англии и выдержал темп изнурительных тренировок Бьелсы.
Чем крут Уэбстер, как он дополняет один из самых сильных на мяче набор ЦЗ в лиге, как в этот футбол вписался Данк?
Артем Исаев: Уэбстер – центральный защитник с очень крутыми качествами на мяче. С точки зрения агрессивности передач вперед низом и проходов с мячом (понятно, что влияют и требования Поттера, но все же) Уэбстер, на мой взгляд, входит в число сильнейших защитников в европейском футболе. У него превосходный пас – очень сильный и точный, плюс он выбирает нестандартные продолжения атаки за счет уникального для ЦЗ видения поля, а также он способен очень быстро реагировать на открывающиеся варианты. И он совсем не боится двигать мяч агрессивно, давая пасы порой уникально сложные для его амплуа. Плюс к этому, Уэбстер классно двигает мяч на дриблинге, обладая очень хорошим контролем даже на достаточно высокой скорости. В тексте были примеры его пасов и проходов с мячом.
Что касается Данка, то он, оказывается, очень тщательно скрывал свой пас, играя у Хьютона. Данк значительно лучше, чем это казалось раньше, умеет давать передачи разной сложности – его пас и низом, и верхом почти идеален. А еще он обладает уникальным принятием решений и видением поля.
Минусами обоих ЦЗ в обороне является либо скорость, либо координация, либо резкость. У Данка полный набор, но он компенсирует это вполне неплохо чтением игры и грамотной игрой со спины или лицо в лицо, стараясь плассироваться, играть на своих сильных качествах (отбор, единоборства, чтение игры). У Уэбстера лучше дела обстоят со скоростью и координацией, но он все равно недостаточно резкий, плюс имеет проблемы с отбором, ведением единоборств и оценкой пространства вокруг себя (например, пускает за спину). Особенно в штрафной это оборачивается определенными проблемами – заваливается, не вовремя реагирует, неудачно выходит в отбор. Поэтому особенно интересно, что к этой компании присоединяется Уайт – более подходящий физически к высокой линии и обученный тактически у Бьелсы игрок, способный добавить гибкости и качества этой обороне.
Возможный прогресс Ива Биссума
Артем Исаев: Приход Биссума в «Брайтон», еще в эпоху Криса Хьютона, сопровождался большими ожиданиями. Во Франции уже сформировался портрет игрока: центральный полузащитник, уникально сбалансированный – хорошая динамика, физика, техника, понимание игры. Он дает неплохой объем в обороне, имеет солидный отбор, а физические данные – сила, резкость, рывок, координация – делают его достаточно сильным и сбалансированным оборонительным игроком без явных слабых мест. Единственное – не лучшая организация и концентрация, из-за чего Биссума сложно представить единственным опорным, но это компенсируется его атакующими качествами, заметно прокачивающими его профиль, а также системой «Брайтона», где в центре поля рядом с ним всегда есть игрок. Как оборонительная восемь Биссума – один из ярчайших игроков лиги.
Ключевые качества Биссума с мячом – умение таскать мяч, идти в дриблинг, уходить первым или вторым касанием из-под давления, в целом устойчивость под давлением. Он набивал пугающие числа в Лиге 1 по дриблингу и ранам, но в игре «Брайтона» до Поттера не мог раскрывать всех своих сильных качеств. С Поттером это как минимум начало меняться: Биссума получал больше доверия, и футбол, который ставил Поттер, лучше раскрывал его сильные стороны. Будет очень интересно посмотреть, как Поттер продолжит встраивать Биссума в свой футбол – по своему потенциальному максимуму Биссума, в моем понимании, один из трех лучших игроков команды, наряду с Троссаром и Уайтом (а еще, возможно, Тариком Лэмпти).
Лэмпти – новый крутой молодой фулбэк в Англии. Чем он хорош, плох, уникален?
Никита Грибов: Тарик Лэмпти – очень резкий, быстрый, координированный и цепкий защитник. Эти качества помогают ему как в разрушении, так и в созидании. В обороне он редко проигрывает единоборства внизу, т.к. почти всегда успевает агрессивно вступить в отбор, резко выбросив ногу в сторону мяча. При забросах за спину Тарик здорово компенсирует очень маленький рост (165 см) отличной скоростью и прыгучестью. В верховых единоборствах ему нелегко из-за роста, но чисто визуально Лэмпти выпрыгивает не хуже более высоких соперников (статистику приводить рано из-за маленькой выборки – в прошлом сезоне он сыграл всего 5 полноценных матчей за Брайтон).
Лэмпти не всегда занимает правильную позицию в высокой линии обороны: иногда он располагается недостаточно близко к потенциальному адресату для передачи, возможно, переоценивая свою скорость или просто не всегда быстро ориентируясь по эпизоду, и не успевает вовремя его накрыть – так забил Ингз в матче второго круга. Впрочем, это легко исправимая ошибка, которую вполне можно списать на возраст игрока – это первый сезон в АПЛ для Лэмпти, и то неполноценный.
Лэмпти здорово подключается в атаку. При подключениях он часто использует дриблинг (одно из самых ярких и отличительных качеств Лэмпти: запросто может обыграть 2-3 соперника подряд за счет резкости и очень плотного контроля) и отличные прострелы. Подачи верхом реже находят партнера в штрафной: во многом это обусловлено маленьким ростом атакующих игроков «Брайтона», но также влияет визуально не лучшее качество подач от Тарика.
Для 19 лет Лэмпти очень хорош и совсем не теряется на уровне АПЛ. Многие аспекты его игры прояснятся, когда он получит больше игровой практики и опыта в большом футболе, но в любом случае очень интересно понаблюдать за его прогрессом в новом сезоне.
Стивен Альсате – недооцененное мини-открытие прошлого сезона АПЛ.
Артем Исаев: Альсате – еще один очень умный игрок в «Брайтоне». В первую очередь в контексте понимания игры, интерпретации пространства. Также Альсате очень сбалансированный: минусы в скоростных и силовых данных он компенсирует мозгами. Он неплохо для первого своего сезона контролирует под давлением, нормально пасует, умеет идти в дриблинг в сжатом пространстве, хорошо принимает передачи. У него нет топовых качеств, но он сбалансирован во всем.
Это сделало Альсате одним из главных универсалов прошлого сезона. Находясь в аренде (в позапрошлом сезоне), Альсате играл в атаке – либо как вингер, либо как атакующая восьмерка. Поттер сделал из него настоящего трансформера: Альсате выходил с фланга защиты (как фулбэк и вингбэк, справа и слева), в центре поля (в паре, в тройке) и на своей более родной позиции вингера/инсайда.
Два самых ярких качества Альсате с мячом – принятие решений, контроль и первое касание. Это быстро думающий игрок: получая мяч, Альсате нередко принимал неординарные решения или просто не терялся под давлением. Помогал контроль мяча и первое касание: умение ставить спину, хорошая техника, умение мягко скидывать опеку.
Без мяча Альсате тоже неплох: он грамотно читает игру, достаточно агрессивно вступает в отбор, умеет отбирать чисто и вести силовую борьбу, неплох в перехватах, остается на ногах при игре 1 в 1. У него нет взрывной скорости, но за счет понимания игры, интеллекта, Альсате успешен в том числе на позиции флангового защитника. Хотя важно понимать, что он допускает ошибки на любой из позиций: в центре не хватает более сильных скиллов на мяче и более сильной игры под давлением, в обороне – опыта игры на позиции. Плюс он нередко боялся делать что-то сложное, тащить мяч самому (хотя он способен на это). Его прогресс – мини-интрига: на какой позиции он сможет раскрыться в итоге, сможет ли приблизиться к основе, в каком направлении продолжит прогрессировать и продолжит ли. Потенциал у него есть.
Коннолли – прототип Мопе?
Артем Исаев: Аарон Коннолли – действительно во многом копия Мопе: невысокий, но очень крепкий, цепкий и заряженный на борьбу форвард, великолепно ведущий единоборства. Этим он выделяется сразу: низкий центр тяжести, сильный корпус, координация и прыжок позволяют ему цепляться за очень сложные мячи, выигрывать борьбу при движении на мяч вглубь, стоять на ногах при давлении со спины, а также вырывать мячи в неравной борьбе. И еще постоянно напрягать ЦЗ соперника. Достаточно посмотреть любую его игру.
Вытекающее отсюда качество – Коннолли всегда идет до конца. Такие агрессивные и нацеленные на борьбу нападающие всегда очень ценятся. Коннолли дает приличный объем открываний: движения вглубь, регулярные уходы на фланг, забегания за спины. Он не только хорошо чувствует момент для рывка, но и бежит очень быстро. Плюс он достаточно техничный, что позволяет ему забирать контроль над мячом, а не просто устоять на ногах. Он вполне спокойно способен выполнять короткие-средние передачи, развивать атаку после приема.
Быстрые ноги и умение резко убрать мяч и пробить у Коннолли есть. При этом у него есть задатки для чистой игры в штрафной: ему помогает все описанное ранее – умение резко врываться в зоны и антропометрические данные, из-за которых его непросто опекать, а также нацеленность на удар. Ему есть куда расти, но с его качествами он не может не быть полезным: как минимум цепляться за мячи, напрягать ЦЗ и вратаря, идти в прессинг, убегать за спины – это его базовые вводные, раскрывающиеся в каждой игре.