Тактическая философия Грэма Поттера. На примере «Суонси» | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Тактическая философия Грэма Поттера. На примере «Суонси» — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Команды
Прочие лиги
8 июля 2019, 17:43
8 июля 2019, 17:43
Тактическая философия Грэма Поттера. На примере «Суонси»
Артём Исаев – о новом главном тренере «Брайтона».
Содержание
01Схема и билд-ап
02Развитие и завершение атак
03Оборона, прессинг и контрпрессинг
04Что нужно для футбола Поттера в «Брайтоне»?

Проект «Брайтона» развивался еще до увольнения Криса Хьютона – клуб покупал игроков под один стиль, а Хьютон после подъёма в АПЛ ставил другой. Летняя кульминация проекта –тренер, способный поставить владение с ограниченными ресурсами, не самым сильным составом на уровне лиги, без звезд; и при этом гибкий тактически, который сможет отказаться от идеи, когда это необходимо. Такой тренер нашёлся – у «Суонси» выкупили Грэма Поттера.

Поттер завершил сезон в середине таблицы, но сделал в «Суонси» интересную команду – вторую в лиге по владению (56%), после «Лидса» и впереди «Брентфорда» и «Норвича», лучшую по точности передач (84%). А вратарь «Суонси» Кристоффер Нордфельдт отдавал в среднем 32 передачи за игру – больше, чем Тер Штеген, Эдерсон и Алиссон.

Схема и билд-ап

В большинстве матчей сезона «Суонси» играл по схеме 4-2-3-1, но в зависимости от соперника, игроков в составе и сюжета матча Поттер менял функции и позиции игроков в атакующей четверке. Стабильные идеи: атакующий полузащитник Целина располагался ближе к левому полуфлангу, правый вингер Дайер часто смещался в правый полуфланг, а левый вингер Джеймс чаще создавал ширину, чем смещался в центр. При этом иногда Дайер много смещался глубоко в центр, связывая полузащиту и атаку. В заключительных фазах атаки вся четверка расставлялась вокруг зоны 14.

Одна из главных идей футбола Поттера – атакующие игроки взаимозаменяемы и способны играть как на фланге, так и в полуфлангах/центре, а номинальные позиции мало что значат. Обычное дело, когда по ходу матча Дайер начинал опускаться ниже, Джеймс уходил либо в центр атаки, либо наоборот широко во фланг, форвард команды Раутледж начинал играть правее или левее и так далее.

В опорной зоне большую часть матчей играла пара игроков Мэтт Граймс и Джордж Байерс/Лерой Фер (всю концовку сезона – Байерс). Байерс располагался выше, опускаясь в опорную зону при обороне и при проблемах в билд-апе. Граймс был разыгрывающим опорником, через него строилась почти вся игра в начале атаки. Другими важнейшими игроками тут были центральные защитники – Ван дер Хорн и Картер-Викерс (всю первую часть сезона – Родон). Благодаря системе Поттера все четверо попали в топ лучших игроков Чемпионшипа по продвижению мяча вперёд. Майк ван дер Хорн намного чаще, чем остальные защитники лиги, отдавал в финальную треть и вырезал through balls p90 в совокупности – ~ 6.1 и 0.37 соответственно. Никто в лиге и близко не делал ничего подобного.

Источник: твиттер @PannasNutmegs и @rramesss

Также голландец – второй защитник лиги по progressive passes и runs p90 в совокупности (~12 + 2 p90).

Картер-Викерс был хуже в продвижении мяча – у него наименьший процент передач вперёд от общего числа в лиге среди ЦЗ, при этом он лучший по точности передач вообще и 3-й по точности пасов в финальную треть. Родон стал лучшим по точности пасов в финальную треть в лиге.

Картер-Викерс делал промежуточную передачу перед пасом вперёд, что тоже очень важно. Он правильно выбирал направление дальнейшего развития атаки между ван дер Хорном, Граймсом и левым защитником Нотоном.

Классический паттерн «Суонси» в билд-апе: пас на игрока в полуфланге (чаще всего там открывался Целина), который в одно-два касания переводит далее на фланг. Слева работала связка Картер-Викерс-Граймс-Целина-Джеймс (вторая фаза иногда пропускалась прямым пасом от центрбэка или отсутствие центрбэка в этой цепочке, когда атаку сразу начинал Граймс); справа Ван дер Хорн-Дайер/Байерс-Робертс (правый фулбэк). Ширину в «Суонси» создавали в концовке сезона Джеймс (вингер – слева) и Робертс (крайний защитник – справа). К такой структуре Поттер пришёл не сразу, поначалу ширину создавали фулбэки.

 

Приблизительные позиции всех, кто много играл в последних 10 матчах (все игроки брались с 100+ пасов), а также вовлечённость игроков во владение (диаметр круга).

Основная структура билд-апа «Суонси» – 2-3: Граймс, Нотон, опускающийся Байерс или реже Дайер располагались над центральными защитниками. Граймс располагался сильно левее под рабочую ногу, там чуть более слабый на мяче Картер-Викерс, там же главный креативщик Целина. Билд-ап строился от вратаря, Нордфельдта. Швед стал лучшим голкипером лиги по точности пасов, с самой маленькой средней длиной передачи. Кстати, Мюлдер – второй вратарь «Суонси» – второй по точности пасов и третий по их средней длине (считая от меньшей).

От ворот Нордфельдт начинал через центральных защитников или опорника. Под прессингом Нордфельдт всё равно использовал короткий пас, затем команда выходила через фулбэков или Граймса. Когда варианты перекрывались, мяч возвращался вратарю и далее шёл либо перевод на другой фланг на центрального/флангового защитника, либо пас в середину, если такая возможность появлялась. Иногда пасом от вратаря на флангового защитника и последующим пасом на отскочившего под приём атакующего полузащитника вскрывался прессинг соперника.

И Граймс, и ван дер Хорн много тащили мяч вперёд на рывках, а Граймс делал это часто под давлением. Выходя из-под прессинга на свободное пространство, они разгоняли атаку передачей в полуфланг.

Иногда соперники выстраивали качественный прессинг, перекрывавший все варианты билд-апа на начальной стадии: не дать Граймсу развернуться, не дать ЦЗ двигать мяч без давления, заблокировать комбинацию вратарь-фулбэк-Граймс/Байерс/Целина/Дайер. Даже при таком давлении «Суонси» избегал выносов вперёд. Часто команда выходила через свободный центр или противоположный фланг. Один из лучших таких паттернов – смещение вглубь без опеки Байерса. Иногда «Суонси» выходил из-под прессинга через лонгболл на фланг, когда соперник оставлял на открытом мяче ван дер Хорна или Граймса, но при этом большими силами оставался впереди и раскрывал фланги.

Иногда «Суонси» вытягивал прессинг на вратаря – тогда следовал пас на опорника и быстрый розыгрыш в касание с доводкой до второго центрального полузащитника.

Лучшее доказательство силы билд-апа «Суонси» – гол в ворота «Манчестер Сити», когда команда вышла через вратаря в 20 касаний.

Развитие и завершение атак

Впереди «Суонси» использовал несколько паттернов, которые должен взять с собой в «Брайтон» Поттер. Одна из ключевых черт в атаке у Поттера – фланговые полузащитники много смещаются в середину, создавая возможность для развития атаки через центр. Даже Джеймс, чаще создающий ширину, открывался ближе к центру на границе финальной трети или уже около штрафной.

Иногда вся группа атаки смещалась в один полуфланг и перегружала зону.

Чтобы двигать мяч между линиями, Поттеру требовался игрок с качественным открыванием в полуфланге, быстрым пасом после приёма на фланг/на ход форварду, резкостью перед штрафной соперника. Этими игроками были Целина и Дайер.

Очень мощный уровень игры между линиями с ограниченным пространством и под большим давлением показал как раз Целина. Воспитанник школы «Ман Сити» качественно разворачивал атаки, великолепно открывался, хорошо входил в финальную треть и пасами, и рывками, с 1.9 key passes p90. Иногда Целина открывался в центре и в два-три касания доводил мяч в переднюю линию.

Также команда Поттера стремится играть вертикально, максимально быстро бить линии, и это работает даже в позиционных атаках.

Перед штрафной «Суонси» использовал движение нападающего под приём мяча из глубины и открывания в свободных зонах центрального полузащитника/вингера. Первый вариант – передача форварда в касание в зону, куда врывался игрок из глубины. Или же полузащитник мог своим движением открыть линию передачи нападающему и сам вбежать под ответный пас.

Другой вариант доводки в штрафную – смещение нападающего вглубь без касания и ускорение в освобождённую зону.

Ещё один вариант командного владения – заброс или передача за спины защитникам в начале атаки. Раутледж отскакивал ниже под приём и затем резко вбегал в подготовленную этим открыванием зону.

Несмотря на то, что немалую часть голов забил МакБёрни после прострелов/кроссов, «Суонси» нельзя назвать много подающей командой – либо внизу, либо в середине лиги по следующим показателям: количество кроссов, их точность, процент шансов с кроссов. Вероятно, команда выбирала только самые подходящие для подачи моменты.

Оборона, прессинг и контрпрессинг

Поттер не является адептом новой школы прессинга. Высокий прессинг – точно не основная черта «Суонси», и как это будет в «Брайтоне», пока сказать сложно. Без мяча команда выстраивалась 4-4-2, нападающий и атакующий полузащитник нерегулярно атаковали защитника с мячом, а вингеры чаще и удачнее выбрасывались на фулбэков.

Если удавалось оказать давление на фулбэка вовремя, структура перестраивалась типичным для 4-4-2 образом: номинальный нападающий перекрывал ближайшего к игроку с мячом защитника, атакующий полузащитник – накрывал игрока с мячом, вингер – вариант на фланге, вингер с другой бровки – дальний вариант в середине. Граймс и/или Байерс выбрасывались на отскакивающего ниже игрока атаки. Прессинг провоцировал длинные передачи, где защитники либо брали верх (хотя оба центральных на среднем уровне берут верх за пределами штрафной – 67 и 65% у Хорна и Картера-Викерса, визуально больших проблем не возникало), либо возвращали владение.

При прессинге часто большое внимание уделялось разыгрывающему опорнику соперника, на которого в случае возможной ему передачи выскакивало сразу несколько человек – центральный полузащитник, вингер, атакующий полузащитник.

Основная идея Поттера без мяча – перекрытие вариантов на своей трети и возможности войти туда. Для этого врубать прессинг не так необходимо.

Однако как минимум один матч с высоким и структурированным прессингом команда выдала – против «Манчестер Сити». Этот матч в целом был аномальным во многих аспектах – в билд-апе команда сверхактивно задействовала игроков атаки (потому что прессинг «Сити» регулярно перекрывал базовые паттерны Поттера), в центре обороны играл Граймс, который значительно лучше на мяче, чем Картер-Викерс, а сам Картер-Викерс расположился на фланге. В прессинге этот матч тоже стал необычным для «Суонси»: команда врубила мощное давление, заставив «Манчестер Сити» испытывать регулярные проблемы в выходе из обороны.

Проблемы такого прессинга (как, в сущности, любого прессинга) – риск оставить большую зону между линиями. Проблемы возникали не только на фоне «Ман Сити», но и на уровне Чемпионшипа.

Поттер сначала показывал Байерсу накрыть Бранта, но потом начал показывать уже в обратную сторону – Брант успел отдать пас на Харпера (в центре круга).

«Суонси» строил фланговые ловушки и вынуждал уйти соперника на свою половину. Они работали так: вингера соперника встречает фулбэк, вариант с проходом на дриблинге в центр перекрывается опорником (Байерс/Граймс), варианты в центре сзади закрыты вингером или атакующим полузащитником. Фулбэк или отскочивший на фланг центральный хавбек соперника открыт, ему идёт пас назад – все игроки сдвигаются выше, а на получившего мяч игрока выскакивает Байерс/Граймс. Соперник вынужден уходить обратно.

Контрпрессинг, в отличие от прессинга, был качественно поставлен. При потере (особенно на фланге) фулбэки выскакивали на игрока с мячом. Граймс и Байерс из центра резко перекрывали ближайшие варианты и так же старались душить игрока с мячом. Вся группа атаки закрывала варианты назад и поперёк. На видео ниже – контрпрессинг-действия Граймса и прежде всего Нотона, левого фулбэка.

Что нужно для футбола Поттера в «Брайтоне»?

Итак, предположим, что Поттер сохранит основные идеи и попробует перенести их в «Брайтон». Тогда нужны соответствующие кадры.

Для футбола Поттера необходим, во-первых, пасующий вратарь, причем близко к элитному уровню – Нордфельдт действительно круто пасовал, часто в непростых ситуациях. Мэтью Райан может и обладает нужными характеристиками, но оценить его качество на мяче сейчас затруднительно. Согласно исследованию по вратарям АПЛ Сэма Джексона и Алекса Уайли, Райан на среднем уровне среди вратарей по количеству отрезанных соперников на пас (~3). По качеству пасов Райан внизу лиги, но под давлением действует на среднем уровне; по качеству ударов от ворот – худший по лиге. Всё это оставляет немного сомнительные перспективы, но нужно понимать, что Райан играл в совсем другой структуре, и как он сможет исполнять роль Нордфельдта, пока сказать трудно.

Во-вторых, нужны хорошие защитники на мяче, как минимум один. Купленный недавно Мэтт Кларк намного ближе к ван дер Хорну, чем Даффи и Данк: он был в топе по английской Лиги 1 по пасам в финальную треть, точности пасов вперёд, дриблингу и deep completions p90 среди центральных защитников, плюс он левша. Прыжок через лигу – это опасно, но Кларк пока выглядит отличным подписанием для системы «Брайтона».

Третий необходимый игрок – разыгрывающий опорник, который протаскивает мяч на дриблинге и бьёт линии (бюджетный вариант де Йонга в «Суонси» – Граймс). Проппер мог бы справиться как с функцией основы билд-апа, так и с функциями того же Байерса, футбол Хьютона был очевидно не для него. Биссума безумно хорош на рывках, он также может раскрыться сильнее при Поттере.

Также Поттеру нужны сильный игрок между линиями на позиции атакующего полузащитника и хорошие фланги, способные смещаться в центр и также хорошо играть между линиями. Гросс для первой задачи и Джаханбакш, Искьердо или Троссар (купленный недавно у «Генка») для второй вполне подходят. Троссар не так много идёт в дриблинг, но очень много бьёт (3,8) и часто получает мяч в штрафной (9,8), а значит не исключено, что Поттер будет рассматривать его иногда как центрфорварда.

Леандро Троссар

Нападающий типажа Маррея, наверное, уже не будет котироваться как основной – в футболе Поттера важен форвард, который много двигается на мяче. Это не Маррей. А вот Локадия вполне мог бы вписаться в систему – как раз у Поттера было два разноплановых игрока в атаке, а тот же МакБёрни внес много мячей в сетку со второго этажа и иногда цеплялся за очень редкие лонгболллы из глубины – Локадия, как кажется, может «сыграть МакБёрни» в «Брайтоне».

***

Поттер показал себя тренером с современными взглядами на игру, футболом, основанным на владении, и очень гибким тактически. Также Поттер – большой фанат универсальности игроков: легче назвать тех, кто играл стабильно на одной позиции – это ван дер Хорн или Дайер. Почти все остальные проявили себя в самых разных амплуа: Граймс – опорник с разными функциями, левый фулбэк, центральный защитник в тройке и двойке; Робертс – оба фланга в защите, в 3-5-2 и в четвёрке в линии, а также правый полузащитник; МакБёрни и Раутледж – в основном в центре нападения, но еще слева и под нападающим.

Уже в «Суонси» Грэм много экспериментировал как со схемой (4-2-3-1; 3-5-2; разные вариации 4-4-2), так и с самим футболом команды (врубал и убирал совсем прессинг, пробовал разные паттерны в атаке, очень редко – другие структуры билд-апа). К тому же Поттер поработал в «Суонси» всего сезон. В «Брайтоне» будет чуть больше возможностей, другой уровень игроков и лиги.

При Хьютоне «Брайтон» точно имел бы меньше шансов для развития, чем при Поттере – этот сезон для команды спасли вылетевшие клубы, по разным причинам оказавшиеся хуже или менее удачливее. Смена тренера была необходима. И это значит, что мы вправе ждать магию от Поттера и на одну команду больше в АПЛ, которая ставит футбол, основанный на владении.