Жоржиньо, Ковачич и солары. Погружение в передачи полузащитников «Челси» | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Жоржиньо, Ковачич и солары. Погружение в передачи полузащитников «Челси» — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Статистика
АПЛ
5 декабря 2019, 16:17
5 декабря 2019, 16:17
Фото:
Counterpress.ru
Жоржиньо, Ковачич и солары. Погружение в передачи полузащитников «Челси»
Артём Исаев – подробно о главных мозгах команды Фрэнка Лэмпарда.
Содержание
01Как устроена карта передач
02Как играет Жоржиньо
03Как играет Ковачич
04Сравнение игроков и выводы по связке
05И что это даёт?

Есть три основные причины того, почему стоило написать подобный текст.

Первая – сама пара Жоржиньо и Ковачича. Этот кейс очень интересен для разбора, потому что их влияние на структуру игры «Челси» на всех стадиях огромное. Лэмпард активно использует и индивидуальные скиллы каждого, и их в связке.

Вторая – сам принцип подобного построения игры не совсем типичен, потому что гораздо чаще в команде есть либо один четкий разыгрывающий, либо розыгрыш строится структурно (выстроенный билд-ап, конкретные паттерны, кластеры игроков без явных системообразующих футболистов), либо выход гораздо устроен проще. «Челси» умеет начинать атаки через паттерны (об этом есть в тексте о команде). Однако связку Жоржиньо-Ковачич можно разбирать как отдельную часть командной системы, количество их взаимодействий очень велико в некоторых матчах.

Например, в игре с «Уотфордом» оба набили дикие 84 передачи друг другу – это почти каждый третий пас (всего на двоих они отдали 267 передач, а по отдельности – больше всех в команде с приличным отрывом). Хорошо, «Уотфорд» слишком слаб для тренда: игра с «Манчестер Сити» (до 74-й минуты и замены Жоржиньо) – 161 пас на двоих; друг другу – 51. Понятно, что так бывает далеко не всегда, иногда Ковачич играет чуть выше – например, игра с «Шеффилд Юнайтед»: общее количество пасов – 142, друг другу – всего 21.

Третья причина – понять, какую пользу можно извлечь из подобного детального разбора конкретной пары игроков и понять, что может дать аналитика по картам передач в принципе. Данные Statsbomb – спонсор идеи текста об этой связке.

Как устроена карта передач

История этого подхода подробно изложена, например, тут. Поле разбито на 30 одинаковых зон – 30 кружков (сонаров, «вагонных колес»): по пять в каждой линии (фланги, полуфланги и центр) вплоть от своей до чужой штрафной. В нашем случае круги в штрафной соперника отсутствуют (кроме двух кругов Ковачича, малоинтересных из-за минимальной выборки), круги рядом со штрафной соперника на флангах неакутальны и неинтересны для разбора.

В каждом круге – линии разной длины, разного цвета и направления. Направление – куда идет пас из этой точки; цвет – насколько точно: от синего (неточного) до красного (самого точного); длина – на какое расстояние в среднем игрок пасует в этом направлении. Внутри круга даны другие более мелкие окружности – они размечают конкретную длину передачи. В теории каждый круг можно раскрыть: лучи вырастут и покажут конкретное направление пасов.

Длина в метрах: первая (самый маленький внутренний круг) – 10.88 м, вторая – 15.18, третья – 20.21, последняя – 29.99. Выходящее за границу, соответственно, начинается от 30 метров, и, как правило, редко поднимается выше 40 (пунктирный квадрат, который определяет границы для каждого такого круга).

Условно можно отметить, что всё, что ниже второй отметки – короткие-средние передачи; от второй до третьей – средние; всё, что дальше – длинные передачи.

Для удобства в тексте пронумеруем все круги (слева направо в каждом ряду, начиная с нижнего левого круга). Также для удобства разобьем карту передач на такие фрагменты:

— первый – первая линия кружков (1-5). Поможет понять, как игрок действует из глубины, опускаясь в первую линию при начальных стадиях билд-апа, в том числе из фланговых зон. В особенности помогает понять, как игрок играет под прессингом (центральный полузащитник при игре в таких глубоких зонах всегда оказывается под давлением).

— второй – три средних круга второй и третьей линий (7-9, 12-14). Как игрок двигает мяч из глубоких зон, но уже при переходе на чужую половину. Оценка игры под давлением с большей выборкой. Как игрок строит игру команды в целом. Куда и как игрок чаще всего пасует в принципе. Ключевые зоны для системообразующих глубинных плеймейкеров.

— третий – четвертая линия, также три средних круга (17-19) – как игрок пасует в финальную треть. Как игрок строит атаки на чужой половине при позиционном нападении и низком блоке соперника. Насколько хорошо игрок сохраняет мяч в сжатом пространстве на чужой половине.

— четвертый – фланговые зоны трех центральных рядов (6, 10; 11, 15; 16, 20). Их можно рассматривать в контексте со вторым и третьим фрагментами, но можно и выделить отдельно. Что игрок делает, оказавшись на фланге, куда и насколько хорошо двигает атаку (или сохраняет владение), и вообще как часто уходит на фланг. Круги 26 и 27 не особо интересны в контексте этих игроков.

— пятый – весь предпоследний ряд (21-25). Игра в финальной трети, подключения к атакам, игра в сжатом пространстве и между линий. Обострение игры.

На основе этих пяти фрагментов будет идти оценка игрока и их сопоставление. Обе карты игроков не самые свежие, однако основные тренды не могли измениться.

Как играет Жоржиньо

Жоржиньо – один из сильнейших игроков Европы по уровню плеймейкинга и пассинга. Его уровень принятия решений, тайминг, пасы разной сложности, умение открываться и манипулировать опекой, плотный контроль, очень точные и своевременные решения при билд-апе, игра под давлением, выбор направления развития атаки и умение сбрасывать прессинг или разбивать его за счет передач – всё это не вызывает особых сомнений, во всех этих аспектах итальянец очень хорош.

Жоржиньо здорово выбирает зоны для дальнейшего продвижения мяча. При владении команды он регулирует то, куда идет владение и куда стоит его направить дальше, не только указывая партнерам лучшее по его мнению направление следующего паса (его не всегда слушают, и не всегда он прав, но тем не менее это важно), но и самостоятельно двигаясь в зоны. Таким образом он либо освобождает линию следующего паса (например, идет выше и открывает фланг), либо сам оказывается в наиболее выгодной для дальнейшего продвижения мяча зоне.

Перейдем к карте передач.

Первый интересующий фрагмент – первый ряд.

Жоржиньо не так сильно влияет на билд-ап в глубоких зонах, часто оказывается слева в полуфланге, в зоне 2. Оказавшись там, помимо стандартных передач ближнему, Жоржиньо бьет прессинг длинными вперед, периодическими переводами на другой фланг (средняя длина направленной вправо линии чуть больше 20 метров – чаще Жоржиньо сразу переводит мяч на Аспиликуэту, одного из ключевых связующих игроков). У длинной передачи из второй зоны просматривается очевидный адресат – Абрахам, причем точность таких передач очень высокая.

Оказавшись правее центра или в центре, Жоржиньо всегда играет направо – практически нет передач налево, кроме передач из правого фланга, и мало пасов вперед. Основной вариант – диагональ на фулбэка (из центрального круга). При этом справа в полуфланге он играет чуть реже, чем слева в аналогичной зоне (меньше линий передач), и также почти не двигает мяч вперед из этой зоны.

Интересно, что Жоржиньо оказывается чаще глубоко справа на фланге (тогда как зона 1 полностью выключена) – в совокупности такой же большой разброс передач на этой стадии он предлагает только из левого полуфланга. Там Жоржиньо появляется либо при агрессивном прессинге соперника, либо после собственного отбора/участия в отборе. С правого фланга Жоржиньо часто бьет в полуфланг – самая низкая точность из всех передач в этой зоне именно у этого типа пасов. Причина простая – часто это неподготовленный выход из-под прессинга (на флангах соперник уже зажимает).

Второй фрагмент (круги 7-9, 12-14).

Самые очевидные тренды после просмотра этого фрагмента карты – Жоржиньо в целом точнее играет слева или в центре; в правых зонах (9 и 14) почти все передачи вперед со средней/ниже среднего точностью. Линии передач очень отрывисты, точно выделены – игрок дает либо сразу далеко, либо точечно выбирает направления среднего паса, почти не сбиваясь на короткие пасы (которых больше в зоне, расположенной выше).

Из зоны 7 Жоржиньо здорово двигает мяч и высоко на фланг, и поперек в обе стороны, в том числе переводит на противоположный фланг (средняя длина поперечной передачи в этом сегменте – почти 30 метров). Жоржиньо много подключает левого фулбэка в разные зоны. Точность всех передач в этом сегменте идеальная, за исключением передач в полуфланг – низом на Абрахама, реже Маунта. К тому же визуально чувствуется, что игроку комфортнее забрасывать с другой стороны.

Из центральной зоны (8) Жоржиньо на активно разворачивает атаку на оба фланга – такого игрока сложно запрессинговать здесь. Интересно, что неточными чаще оказываются пасы вперед левее, чем правее, и пасы поперек правее, чем левее. Это логично, исходя из того, что сделать заброс удобнее ближней к флангу ногой, а учитывая, что Жоржиньо играет правее, то смещаясь в центр и разворачивая на противоположный фланг, ему иногда приходится играть левой или подстраиваться. Пас поперек на правого фулбэка со средней точностью – сложный для анализа аспект: вероятно, Жоржиньо просто склонен ошибаться в пасах в этом направлении на этой дистанции. Связано это и с активным участием в билд-апе Аспиликуэты – как следствие, большее количество пасов туда от Жоржиньо, отчего немного падает точность. Возможно, это связано с тем, что и соперник «Челси» может выстраивать прессинг под Аспиликуэту, который слабее под давлением и больше участвует в билд-апе, чем Эмерсон.

Частично это подтверждается большим количеством действий со слабой точностью в зоне 9. Смещаясь туда, Жоржиньо оказывается под максимальным давлением: отдаёт много неточных пасов вперед во всевозможных направлениях (и на вингера, и на форварда, и длинные забросы по флангу, и пасы в центр между линий). К тому же Жоржиньо нередко получает мяч с другого фланга, поэтому зона впереди периодически уязвима к передаче – Жоржиньо больше рискует.

Большое количество попыток продвинуть вперед – паттерн «Челси» при билд-апе: получая мяч от Аспиликуэты, Жоржиньо часто одним касанием двигает выше в полуфланг.

Короткие пасы крайнему защитнику справа не так точны, как слева: значительно чаще проходят передачи назад, чем продвигающие мяч. В целом двигать мяч выше у Жоржиньо получается лучше из центра – просто сравните точность передач в правый полуфланг/на правый фланг из зон 8 и 9.

Зато Жоржиньо значительно агрессивнее переводит мяч из этой зоны: намного чаще выбирает именно длинный перевод (оранжевая линия), чем короткий пас ближнему (сравните аналогичные направления из зоны 7 – совсем другое соотношение). Как следствие, теряется точность. Плюс это снова говорит о нацеленности «Челси» на перегруз правой зоны и перевод налево – этот тренд будет четко проявляться на картах обоих футболистов.

По карте кажется, что чаще адресатом сзади является правый центральный защитник (Зума/Кристенсен) – из зоны 8 больше передач в направлении этого защитника, тогда как левый центрбэк, видимо, чаще оказывается выше (поперечные передачи чуть назад в левый фланг иногда идут на регулярно поднимающегося выше Томори, например).

Перейдем к следующей линии (продублирую скрин, чтобы было удобнее ориентироваться).

Здесь Жоржиньо наиболее вариативен – очень много играет поперек (на центрального защитника или на Ковачича), очень много отдаёт фулбэку и/или вингеру в любые зоны, нередко переводит с высокой точностью. Значительно хуже Жоржиньо двигает мяч вертикально на открытого в полуфланге игрока или забрасывает по флангу. Желтая линия в зоне 12 и аналогичная желтая и также синяя в зоне 14 – явно передачи под прием на Абрахама или на вингера. Средняя точность не удивительна, если учитывать давление в момент таких передач и их контекст (длина более 20 метров).

Зона 13 имеет очень сильный крен налево, в отличие от аналогичной зоны ниже. Это непростой кейс: с одной стороны, когда Жоржиньо ниже, то и левый фулбэк часто оказывается чуть ниже, а Виллиан много предлагает себя широко справа. При этом, находясь выше (то есть, в рассматриваемой зоне), Жоржиньо чаще принимает мяч, изначально находясь чуть правее – когда мяч правее, правый фулбэк ниже, чем левый. При таком расположении переводы налево будут очевидно чаще.

В круге 14 – огромный разброс передач вперед (в основном из-за забросов). Это сочетается с паттерном «Челси»: вингер или форвард делает открывание в недодачу, следует открывание ему за спину – идет заброс на ход. Если переводить мяч или искать точные варианты продолжения и развития атаки вперед из левой зоны удобнее, смещаясь под правую, то забрасывать на ход Жоржиньо удобнее из правого полуфланга.

Отсюда – вывод: если Жоржиньо слева, то он скорее будет искать варианты, не продвигающие владение; если он оказался на открытом мяче справа, то с огромной долей вероятности, последует заброс. Наибольшее количество передач назад Жоржиньо тоже делает в 14 круге, что вытекает из предыдущего тезиса – не всегда есть вариант для заброса, а по-другому Жоржиньо в этой зоне почти не играет – приходится отдавать назад.

Третий фрагмент (17, 18, 19).

Основное направление длинных-средних передач в круге 17 – назад и поперек. Это переводы на противоположный фланг. Передачи на левый фланг – часто простые ближнему. Сразу несколько передач среднего качества в направлении ворот соперника – передачи инсайдам, основной паттерн «Челси» при создании моментов. Это можно проследить и по другим двум зонам. Важно, что Жоржиньо подключается сюда из левого полуфланга, открываясь, как правило, под Ковачича между игроками соперника.

Из зоны 18 у Жоржиньо значительно больше передач в финальную треть или в штрафную, в основном точных. Снова выделяется явный крен на левый полуфланг: там открываются связующие Маунт, Пулишич, важный в атаке защитник Эмерсон. И, опять же, это более удобное направление переводов для итальянца из-за его изначального расположения чуть правее. Возможно, часто удобнее перевести мяч налево, так как зона открывается синхронным смещением обороны в сторону движения мяча. Передачи в другой полуфланг значительно менее точны – потенциально это можно использовать, чтобы забирать владение у «Челси».

Большое количество разных забросов или передач под прием в зоне 19 оказываются точными – обострение из этой зоны даже напрямую в штрафную (линия на 30+ метров идет как раз к штрафной) отмечено высокой точностью на карте – около 60-70%. Из зоны 19 Жоржиньо может резко забросить в касание, и также оттуда удобно крутить правой – удобно для приёма и сложно для перехвата защитника.

Четвертый фрагмент – фланги (круги слева направо – 6, 10; 11, 15; 16, 20).

Основная разница в передачах Жоржиньо с флангов вытекает из структуры «Челси»: с правого фланга и полуфланга часто следует заброс в зону за спинами защитников. Почти все остальные передачи на всех стадиях (кроме коротких пасов ближнему во фланг или назад) – переводы. При этом обычно Жоржиньо не продвигает владение за счёт переводов.

Пятый фрагмент – финальная треть.

Здесь Жоржиньо слабо представлен; тем не менее, у полузащитника тоже есть большая выборка передач, например, в круге 24 (правый полуфланг) и сильный разброс слева в полуфланге.

С левого фланга и полуфланга Жоржиньо делает немало удачных обострений в штрафную, но гораздо чаще регулирует темп атаки и задает ей направление. С правого полуфланга Жоржиньо больше обостряет. Как минимум некоторые передачи из выделенных красным линий, направленные вперед, достаточно опасны; самая левая, например, идет почти к центру штрафной, и учитывая длину (~15 м), скорее всего, ломает блок и выводит на удар. Оттуда же чаще следуют передачи в центр – с левого фланга открывается больше игроков: Маунт, Пулишич, Ковачич.

Передачи на другой фланг в круге 24 точнее – аналогичная желтой линия в круге 22 окрашена синим. Если Жоржиньо отсюда пасует на фланг, то это чаще передача под подачу, чем в аналогичной зоне слева.

Из центра Жоржиньо переводит на фланги, почти не обостряя в штрафную. Но переводы направо получаются значительно лучше – важный аспект для опеки этого игрока и для понимания игры «Челси». Это может быть важным для соперника: понятно, что лучше не открывать зон вообще, но такую сильную разницу в качестве однотипных пасов в разные фланги нужно учитывать.

Как играет Ковачич

Ковачич превосходит Жоржиньо в подключениях в опасные зоны, в дриблинге 1 в 1, в контроле мяча на ведении и рывках с мячом на скорости. Но это логичные вещи из-за разницы разыгрывающей «шестерки» и «восьмерки» с акцентом на атаку и продвижение мяча.

Карта передач Ковачича выглядит так.

Длина в метрах: первая (самый маленький внутренний круг) – 10.88 м, вторая – 15.18, третья – 20.21, последняя – 29.99

Ковачич почти не представлен в первой линии, а когда оказывается в ней, выполняет схожие с Жоржиньо функции. Помимо дефолтных передач, Ковачичстабильно забрасывает мяч вперёд из зоны 2 (со средней точностью). Около половины передач оказываются неточными из первого круга вперед – возможный сигнал к прессингу для соперника.

Одна из основных функций Ковачича отмечена во втором фрагменте (круги 7-9, 12-14). Он очень много играет поперек, как правило длинными передачами (средняя длина ~30 м). В первую очередь это касается кругов 8, 9, 13, 14. Круг 14 отмечен также хорошими длинными переводами вперед, средними поперечными переводами, а также редкими ошибками при передачах на правый фланг; зона 8 – редкими попытками сыграть вперед (вероятно, это передачи на открывающегося выше Абрахама, Маунта, реже Виллиана); зона 13 – редкими попытками передач в полуфланг внутрь финальной трети.

Здесь Ковачич и Жоржиньо часто действуют как связка. Типичная ситуация – пас Жоржиньо из левой зоны на открывающегося Ковачича и перевод хорвата на фланг/пас в полуфланг.

Отличаются круги 7 и 12: Ковачич много двигает мяч на фланг из глубокой зоны слева в полуфланге (не всегда точно) и совсем неточно переводит в зону выше. Зона 12 – единственный полный спектр передач из всех шести сегментов. Ковачич дает отсюда качественные средние передачи во всех направлениях, обычно на дистанцию от 10 до 20 метров (единственные примеры более длинных передач – переводы в более глубокую зону направо).

Третий фрагмент (17, 18, 19).

Здесь Ковачич сочетает некоторые тренды предыдущей зоны:

— из левого полуфланга – почти полный спектр передач: много длинных на фланг, в полуфланг, на противоположный фланг в любые зоны; плюс к этому совсем неточные забросы к штрафной (на Абрахама/Маунта).

— из центральной зоны – крен направо, в отличие от Жоржиньо. Ковачич играет, наоборот, левее, поэтому перевод под изоляцию идет направо. Это снова говорит о том, как взаимодействует связка: частые передачи друг другу в центре, отыгрыш в стенку или просто перепас с последующим переводом.

— из правого полуфланга – очень точные переводы на противоположный фланг (важно, что в совокупности у двух игроков переводов налево больше). Аналогичных переводов направо из этих зон у обоих игроков нет, что уже вырастает в систему – переводы налево на чужой половине происходят значительно чаще. При этом множество передач на фланг показывают, что широко справа также всегда открывается игрок – здесь небольшое отличие от зоны 17: передач в ширину в 19 круге больше, а длинных забросов по флангу нет; слева они есть.

Четвертый фрагмент – фланги (круги слева направо – 6, 10; 11, 15; 16, 20).

Ковачич на флангах в глубоких зонах – явление нечастое (большой спектр пасов только в зоне 11). И то, в этой единственной интересной зоне можно отметить два тренда: переводы на другой фланг (выше – менее точные), и передачи вперед, часто длинные и совсем неточные.

Зоны выше интереснее. Во-первых – явное продолжение соответствующего третьего фрагмента: слева – пасы почти во всех направлениях, с преобладанием передач в финальную треть под прием или забросов; справа – склонность к переводам на другой фланг и более точные продолжения по флангу. Разница еще в том, что с правого фланга Ковачич заточен только на такие пасы; слева он пасует больше и разнообразнее поперек, пытается двигать вперед в центр со средней точностью.

Финальная треть – зона, где Ковачич ожидаемо представлен больше, чем Жоржиньо.

Сразу интересно отметить, как Ковачич врывается в эти зоны: часто на дриблинге, благодаря перепасовке с Жоржиньо в глубине или движению итальянца, освобождающего зону.

Из центра заметен крен направо с очень высокой точностью передач и неплохие попытки продолжения в штрафную во всех направлениях.

Направление передач из 21 круга – ближнему на фланг или поперек, с редкими попытками обострить передачей под прием или забросом (оранжевая линия). С правого фланга Ковачич играет только через ближнего.

Полуфланговые зоны представлены по-разному: ожидаемо слева Ковачич больше пасует на фланг (в том числе использует забросы), за спины защитникам в штрафную (неточно – по центру, точнее – в правый полуфланг), а также отдаёт поперек и чуть назад (адресат таких пасов – Жоржиньо или правый вингер). Справа Ковачич играет меньше и отдает только стандартные передачи (помимо выделяющихся переводов поперек).

Сравнение игроков и выводы по связке

Текст именно об этом – если прочитать и сопоставить две части, то появится и понимание, чем отличаются эти игроки и как они друг с другом могут комбинировать. Здесь просто отразим самые интересные тренды о различиях и сходствах.

1)    Жоржиньо чаще оказывается ниже, разнообразнее двигает мяч в глубоких зонах. Из зон слева Ковачич двигает мяч вперед выше и чаще, чем слева, и чаще во фланги, плюс точно разворачивает мяч на фланги из центра – явный тренд и отличие от Жоржиньо.

Жоржиньо двигает мяч, как правило, на большую дистанцию и разнообразнее. Также Жоржиньо больше пасует назад, его пасы более выраженные, более чёткие по направлению. Ковачич скорее второстепенный игрок: больше помогает в циркуляции мяча, стабильно разворачивает направление атаки, помогает Жоржиньо при билд-апе. При переходах в атаку уже Жоржиньо больше помогает Ковачичу – участвует в перепасовках с ним, которых помогают хорвату врываться в зоны.

За счет большего количества рискованных передач у Жоржиньо общая точность передач выше у Ковачича. Однако обострение атаки из глубины, агрессивное продвижение мяча и структуризации игры лежит больше на Жоржиньо.

2)    Ковачич играет лучше на подступах к финальной трети, просто потому что стабильно чаще и лучше двигает мяч вперед, реже назад, лучше и чаще, чем Жоржиньо, играет в финальную треть низом.

3)    В финальной трети оба игрока отвечают за разные вещи. Функции Жоржиньо кажутся эпизодическими: он неплохо принимает решения, находясь правее центра и в центре, часто ошибается, двигая мяч вперед из левого полуфланга финальной трети (ошибается в забросах за спины), плохо двигает мяч вперед на флангах.

Ковачич сильнее и разнообразнее в этой зоне. Отсутствие большого количества неточных пасов говорит о двух вещах: Ковачич разумнее выбирает варианты продолжения и в целом обостряет лучше, принимая решения быстро. Также Ковачич часто сам врывается в эти зоны – ведет мяч лицом к воротам и выбирает решения в движении, что почти всегда опаснее и точнее. Это тоже интуитивно понятно, но теперь видно и на уровне трендов по карте передач. Например, крен на правый фланг и полуфланг при выборе вариантов обострения у обоих игроков явно просматривается.

И что это даёт?

Например, дает четкое понимание, как функционирует основная двигающая мяч связка в команде – это очень важно для понимания игры команды. Это может дать ответы, например, на такие вопросы:

– кто и откуда «Челси» чаще пасует за спины защитникам (из зоны справа, Жоржиньо);

– кто и откуда чаще переводит (в глубоких зонах с фланга на фланг Жоржиньо, из центра глубоких зон оба, при подходах к финальной трети – Ковачич с правого фланга на левый, из центра направо; Жоржиньо – из центра налево);

– кто и где больше пасует неточно (например, пасы Жоржиньо в финальной трети вперед хуже, чем у Ковачича).

Это дает ответы на более частные вопросы: в какие зоны игроку менее удобно давать пас, а в каких направлениях игрок не ошибается в передачах совсем; в каких зонах игрок выбирает только одни направления (например, Ковачич из глубокой зоны в центре), а в каких играет максимально разносторонне.

Соответственно, это может помочь понять, где прессинговать этого игрока, где выбрасываться, а где лучше не накрывать и готовить в уже известной конечной точке прессинг-ловушку. Также это может помочь в понимании, как строить оборону в целом – откуда чаще ждать забросы, от кого и где не ждать перевода, а кто из игроков скорее ошибется с дальней передачей под давлением, потому что средняя точность его пасов из этой зоны ниже среднего.

Это вспомогательный, но интересный и важный ресурс для оценки пассинга игроков, разбора структуры игры команды и влияния конкретных игроков на организацию этой игры.

В материале использованы данные StatsBomb