«Алкмар» – первый самостоятельный опыт работы Арне Слота, и к новому вызову он тотально подготовился. В «Камбюре» Слот помогал Хенку де Йонгу и параллельно создал огромную медиатеку с техническим директором клуба Марселем Кайзером – будущим тренером «Аякса» и автором инновационной роли для Френки де Йонга. Слот сохранил тягу к изучению работы других тренеров: он продолжает накапливать коллекцию видео, читает о тактике в соцсетях, черпает сторонние идеи (летом Слот рассказывал, что модернизирует видеоанализ, опираясь на продукт «Мидтьюлланна», ранее изучал игру баскетбольного «Ландстеде»). После окончания карьеры игрока он вместе с братом создал статистическую компанию – теперь Якко анализирует данные в SciSports, а Арне фильтрует идеи, связанные с данными.
Слот – ярый сторонник отработки игровых ситуаций на тренировках: «80% голов происходят по определённому шаблону: навесы, открывания, серии передач, переходы, стандарты. Остальные 20% – случайность, хаотичные отскоки. Необходимо тренироваться так, чтобы паттерны стали частью вашей игры». Уже в «Камбюре» он доводил идеи до игроков. В YouTube легко находится съёмка тренировки «Камбюра» в 2016-м с дрона, где команда разыгрывает серию комбинаций, соответствующих философии Слота. В прошлом сезоне Слот уже знакомил с идеями игроков «Алкмара» – Джон ван дер Бром периодически доверял ему проведение тренировок и переложил на него индивидуальные беседы с игроками по тактике. Это помогло тренеру прокачаться в психологии и лучше узнать коллектив.
Слот называет личным ориентиром Петера Боша (отличный выбор для психовозки), а видение футбола Слот декларировал, ещё не работая главным – в 2017-м, в роли помощника главного в «Камбюре», в интервью журналу De Voetbaltrainer. Принципы позиционной игры, обозначенные Слотом два года назад – среди ключевых в нынешнем «Алкмаре».
Заполнение всех вертикальных каналов и динамичное движение внутри них. Понятно, что это требование любого тренера, ставящего позиционный футбол в 2019-м, но здесь важны два момента. Первый: когда центральный защитник «Алкмара» начинает атаку против среднего/низкого блока, особенно через перегружаемый правый фланг, у него обычно есть 3 варианта на одной горизонтальной линии (причём между защитой и полузащитой соперника), но в разных каналах. Рядом есть и четвёртый вариант – либо опорник в центральном круге, стягивающий на себя внимание и в 1-2 касания доставляющий мяч между линий, либо Боаду или Стенгс в одном из вертикальных каналов над тройкой (если не заполняет канал ранее).
Второй момент – в любой стадии атаки игроки в каналах могут меняться местами, сохраняя заполнение зон, или создавать пространство для одного из игроков, обычно Стенгса или Боаду: двое стягивают, третий вбегает за спину или отскакивает вглубь.
Правильные открывания из глубины – и по таймингу, и по расположению. Слот сам обозначает принцип как один из ключевых. В билд-апе «Алкмара» каждый, особенно Копмайнерс, может исполнить диагональ или заброс к линии штрафной, в атаке подобралась группа игроков, резко стартующих за спину (Стенгс, Боаду, де Вит) или под изоляцию (Идрисси). Это усложняет процесс защиты против «Алкмара» – высокую линию обороны легко ловить, а при глубоком низком блоке забросы и диагонали становятся более эффективным оружием, чем паттерны, завязанные на мелком пасе. Статистика, косвенно объясняющая стиль «Алкмара» – передачи из средней трети в штрафную (косвенно, так как у команды Слота подобные передачи обычно долетают до угла или к линии штрафной): 5,9 попыток за 90 минут. Сочетание длительного владения и частых вертикальных передач – почти уникальное: в главных европейских лигах похожее сочетание есть только у «Зальцбурга» (наиболее явное), «Ливерпуля» и «Андерлехта».
Слот концентрируется на открываниях игроков больше, чем на передачах. Ключевые детали – до передачи выходить за поле зрения защитника, особенно при ускорении под диагональ, и располагаться на 2-3 метра глубже последнего защитника. Если обе детали соблюдаются, игрок принимает мяч без сопротивления на скорости – на 2-3 метрах созданной глубины он разгоняется и получает динамическое преимущество перед оппонентом. Слот запрещает открывания по последнему защитнику: при них игрок либо потеряет в динамике (начнёт ускорение, когда мяч уже будет в воздухе), либо залезет в офсайд.
Установка Слота для пасующих проще – делать диагонали и забросы только с открытого мяча, по силе более резкие и жёсткие, так как мягкую передачу легче перехватить и организовать с неё контратаку.
Типичная иллюстрация принципа – создание изоляций для Идрисси. Обычно крайний защитник соперника располагается в полуфланге, особенно при низком блоке, когда есть угроза включения через полуфланг Вейндала. Идрисси открывается близко к боковой, оставляя зазор между собой и линией обороны. Когда пойдёт диагональ, Идрисси уже ускорится и окажется на одной линии с защитником, который должен быстро развернуться и не проиграть на рывке.
Центричность в финальной стадии. «Алкмар» развивает атаки очень широко, но в завершении лезет в глубокие зоны – акцент делается на смещения Идрисси и Стенгса в центр под рабочую ногу, подключения крайних защитников с прострелами во вратарскую, проникающие передачи через центр на ход Стенгсу, Боаду или Идрисси. Из 36 голов, забитых «Алкмаром» в позиционках, только 7 пришли после передач из фланговых вертикальных каналов (причём 2 из них – с боковой линии штрафной, что тоже скорее попадает под понятие глубокой зоны). 8 передач на гол – из левого полуфланга, 10 – из правого, 11 – из центра. При атаках через центр у «Алкмара» есть сразу два явных оружия – проникающие передачи или забросы за спину, а также передачи в полуфланговые зоны штрафной на инсайда, вбегающего в карман между защитниками.
Особенно показательны ситуации, как «Алкмар» заполняет штрафную, если Идрисси или Стенгс получают мяч на углу штрафной. Вейндал и Свенссон забегают под них на вертикальном рывке из полуфланга, часто после отданного паса под стенку. Три игрока обязательно заполняют пространство во вратарской и вокруг неё, а на подбор к линии штрафной может включиться один из опорных.
Что ещё характерно для «Алкмара» в подобных эпизодах: при подготовке прострелов Вейндала и Свенссона два игрока практически всегда бегут на ближний угол вратарской и стягивают защитников. Третий поддерживает либо на линии штрафной, либо на 11-метровой (пользуется тем, как садятся защитники, создавая разрыв между линиями), либо на дальнем углу вратарской (обычно двое игроков «Алкмара» стягивают дальнего центрального и дальнего крайнего защитников – третий остаётся без опеки).
Очень высокие требования к контрпрессингу. Слот считает, что зрелищность игры команды определяется её поведением без мяча, а не с мячом, и называет агрессию сразу после потери мяча одним из главных тактических принципов. Этим он определял ценность Ваута Вегхорста, когда работал с ним в первом сезоне в штабе ван дер Брома. Вегхорст был главным игроком, начинавшим прессинг после потери – Слот требует этого от нападающих.
Боаду и Стенгс не отдыхают после потери, но главные игроки контрпрессинга «Алкмара» – Копмайнерс и Мидтшо. Один из опорных обязательно бросается к мячу, второй стягивается на подстраховку или к ближнему адресату передачи. Если Вейндал или Свенссон занимали позиции в полуфлангах перед потерей, они также включаются в контрпрессинг. Задача «Алкмара» – накрыть атаку соперника как можно раньше, даже если от этого пострадает плотность линий. За спинами опорных может возникнуть дыра, не покрываемая ЦЗ (один обычно смещается встречать ближе к флангу, особенно если крайний защитник отыгран, второй остаётся в центре на подстраховке) – тогда «Алкмар» идёт на тактический фол.
Пример контрпрессинга «Алкмара» в центре. Сразу после потери Мидтшо бросается на игрока с мячом, Копмайнерс к ближнему адресату в центре. Также к мячу стягивается ближний атакующий игрок, Идрисси. Есть адресат за спинами опорников – пас туда – Вюйтенс опережает со спины
Ещё пример, когда по мячу дорабатывает вся атакующая группа
Ещё один принцип Арне Слот подробно объяснял в интервью журналу De Voetbaltrainer – создание и использование глубины в ходе атаки: «Если мы освободим одного из игроков в насыщенной зоне лицом к воротам, то как минимум двое всегда должны подключаться из глубины. Например, когда мяч в левом полуфланге, глубина должна создаваться справа. Неважно, кто забегает – иногда инсайд, иногда крайний защитник. Если игрок с открытым мячом отдаст направо, возникнет зона для проникающего паса на крайнего защитника. Кроме того, я хочу, чтобы нападающий двигался в стиле Луиса Суареса: между двумя центральными защитниками, стягивая одного из них и создавая зону для рывка между ними к воротам».
Там же Слот предлагал упражнение для отработки компонента – игру 7v6 + вратарь: «Мы начинаем с игрока 8 <левый ЦП> и передачи на игрока 11 <левый инсайд>. В этот момент правый защитник накрывает игрока с мячом, а правый центральный полузащитник его страхует. Наш игрок 8 опускается и получает мяч обратно. В этот момент из линии выходит правый центральный защитник, иначе наша 8 может пройти к воротам.
Затем у него есть три варианта, в зависимости от того, что делает противник:
8b – если левый центральный защитник соперника опекает нашу 9, а левый центрхав нашу 10, то освобождается наша 6 <правый ЦП>. Он получает мяч, играет на фланг на игрока 7 <правый инсайд>, после чего наш игрок 2 <правый защитник> делает забегание. Он начинает ускорение, когда видит движение мяча слева направо.
8c – если левый центрхав не опекает нашу 10, то мы используем заброс под его рывок.
8d – если левый центральный защитник реагирует на движение 10, то наш центральный нападающий получит шанс для «рывка Суареса» между защитниками».
Каждый из компонентов легко находится в позиционках «Алкмара», это одни из основных паттернов команды при владении. Первый вариант – типичная ситуация при перегрузе правого фланга и переводе налево: Идрисси получает мяч в ситуации 1v1, под него подключается Вейндал, Идрисси отдаёт скрытый пас, Вейндал доходит до лицевой и готовит прострел во вратарскую или подачу на дальнюю штангу. Похожие розыгрыши проходят и справа, но не так регулярно – во-первых, Свенссон не так агрессивно проникает в штрафную, как Вейндал, больше получает мяч шире или глубже, во-вторых, изоляции под Идрисси создают намного чаще, чем под Стенгса.
Гол «Алкмара» ПСВ. Мидтшо получает мяч после перегруза правого фланга (правда, с подбора) и готовит диагональ на Идрисси. Его встречают, Вейндал забегает под него. Идрисси отдаёт скрытый пас – Вейндал свободно вбегает и пасует во вратарскую
Второй вариант строится вокруг Дани де Вита – ещё одного представителя новой школы голландских десяток (как Донни ван де Бек, как проданный летом Гус Тиль). Его ключевые качества, когда команда с мячом – поиск пространства, тайминг и выбор зоны для рывка за спину, игра на опережение при передачах с флангов. Пока де Вит забил только 2 мяча за «Алкмар», со стандарта и с добивания, а его рывки за спину чаще проходят против высокой линии обороны, когда де Вит располагается не перед центральными защитниками, а на линии с одним из них. Защитники уже читают рывки де Вита, держат его перед собой и садятся вглубь, но это тоже помогает «Алкмару» – тогда создаётся пространство между линиями или ситуация для «движения Суареса».
Третий вариант – забегание Боаду (или де Вита) в пространство между защитниками, сломавшими линию в ходе эпизода. Только проблемы с реализацией мешают назвать 18-летнего Боаду лучшим нападающим голландской лиги: он чувствует зоны между защитниками и читает ситуации, когда партнёры создают зоны движением.
Начало эпизода. Де Вит под открытый мяч Свенссона забегает в штрафную, дальний центральный защитник корректирует позицию по нему
Де Вит стянул за собой центрального защитника, второй выдвигается к Стенгсу. Возникает огромный разрыв между защитниками, туда вбегает Боаду
Слот анализировал принцип и упражнение, работая помощником главного тренера в «Камбюре» из Эрстедивизии. Съёмка тренировки «Камбюра» с дрона датируется примерно тем же периодом – на отрезке с 2:40 можно найти серию комбинаций без сопротивления с передачами на четвёртого или даже пятого, смещением инсайдов очень узко в центр, часто под удар с рабочей ноги, вбеганием десятки или центрального полузащитника со второго темпа. Игроки тренируют детали, свойственные футболу Слота. Единственное явное отличие – использование нападающего-ориентира, расположенного в створе: Боаду работает в подыгрыше совсем иначе.
Для интереса я открыл несколько хайлайтов матчей «Камбюра» во второй голландской лиге – понятно, что это так себе способ оценить игру команды, но уже там просматривались комбинации, описанные Слотом и показанные на видео. Скорость принятия решений ниже, а движение не всегда поддерживается передачами, но видна идея, как нужно двигаться в атаке. Это во второй лиге и с игроками, которым сложнее поставить такой футбол, чем «Алкмару».
«Алкмар» – 2-я команда Эредивизии после «Аякса» по интенсивности прессинга, но это связано с очень высокой активностью сразу после потери. При начале атаки соперника «Алкмар» расставляется 4-4-2 в среднем блоке и не прессингует активно – де Вит и Боаду, составляющие первую линию прессинга, либо остаются в центральном круге, либо обозначают давление по поперечному пасу. Де Вит делает это чуть активнее, может резко выдернуться на игрока с мячом и расположением корпуса проводить его во фланг. По передаче в полупозицию может выдвинуться ближний инсайд, закрывая линию передачи на фланг (на скриншоте – Стенгс).
Триггеры прессинга для «Алкмара» – передача центральному защитнику близко к флангу, пас во фланг или назад вратарю. В первых двух случаях инсайд поднимается за крайним защитником соперника, ближний опорник читает его поперечный пас в центр, а де Вит или Боаду закрывает направление обратной передачи. Если соперник возвращает мяч вратарю, в первую линию прессинга поднимается дальний инсайд. Он закрывает дальнего от мяча ЦЗ, один игрок из первой линии прессинга – ближнего ЦЗ, а второй либо перекрывает линию передачи на опорного, либо бежит во вратаря.
Высокий прессинг Слота имеет много общего с принципами Эрика тен Хага. Ключевая задача и в среднем блоке, и после перехода в высокий – закрыть все варианты развития атаки через центр, между линиями, заставить играть или на вынос, или через фланги, где тоже готовятся ловушки. При этом расположением игроков «Алкмар» часто направляет атаку в один из флангов, преимущественно в свой правый, и там создаёт высокую компактность.
Разворот атаки назад подключает дальнего инсайда – обычно Идрисси. Похожую функцию в «Аяксе» выполняет Зиеш, но Идрисси – более работоспособный игрок: допускает ошибки с выбором позиции и контролем пространства за спиной, но садится глубоко и в ситуациях 1v2, периодически возникающих при такой структуре прессинга, всегда доигрывает по мячу.
Потенциальная проблема прессинга «Алкмара»: дать сопернику +1 игрока в центре или оставить закрытый дальний фланг? Идрисси играет по дальнему опорному «Спарты», Вейндал на дальнем фланге остаётся 1v2. Копмайнерс в подобных эпизодах не идёт в прессинг, а страхует пространство на случай, если передача вдруг пройдёт
«Спарта» вышла через перевод на дальний фланг, но в своей трети «Алкмар» уже перестроился. Идрисси встречает крайнего защитника 1v1, Вейндал готов встретить вторым, Копмайнерс – подстраховать Вейндала. Потенциальная опасность гасится
На свою половину «Алкмар» также пускает в основном через фланги, закрывая центральную зону. Копмайнерс и Мидтшо защищают пространство и перестраиваются по движению соперника: при попытке создания треугольника на фланге один из опорных, в зависимости от фланга, смещается ближе к мячу, дальний обеспечивает диагональную страховку. На флангах, особенно перед штрафной Бизота, крайний защитник и инсайд плотно защищаются 2v2, а Копмайнерс слева и Мидтшо справа как бы создают треугольник расположением в полупозициях – опорники готовы и к передачам в карман между крайним и центральным защитником, и к передачам назад на игрока, создающего треугольник в полуфланге (тогда опорный выдёргивается по мячу и выжимает назад). Если соперник получает численный перевес даже против тройки игроков, в перегруженной зоне помогает де Вит.
Типичный эпизод для системы «Алкмара». Все игроки на фланге разобраны, Мидтшо заполняет полуфланг. Пас назад Фреду – Мидтшо выдвигается выше и закрывает мяч
Такой подход может приводить к проблемным эпизодам. На дальнем фланге могут возникать ситуации 2v1, Идрисси может не успеть за крайним защитником соперника, при выдвижениях обоих опорных к мячу уязвимой может стать зона между дальним опорным и дальним инсайдом… но «Алкмар» успевает быстро перестраиваться в подобных ситуациях, а быстрые передачи в центр после вскрытия зон перехватываются защитниками на чтении игры и резкости. За сезон «Алкмар» пропустил только 2 мяча после позиционных атак через центр, в Белграде от «Партизана» и от «Виллема II» (после выноса вратаря от ворот и скидки на ход), и всего 4 мяча в позиционных атаках в целом. Система обороны центра организована настолько качественно, что пока «Алкмар» безболезненно для защиты пережил потерю сразу двух правых ЦЗ из-за травмы, Влара и Хацидиакоса, порвавшего кресты. После травмы Хацидиакоса позицию закрывал профильный опорник Класи со 169 см роста, и это создавало дискомфорт больше в билд-апе, чем в позиционной защите.
При контрпрессинге используется похожий принцип, что и при переходе в высокий прессинг: Мидтшо и Копмайнерс выбрасываются из опорной зоны на мяч так, чтобы закрыть направление передачи в центр, второй опорный контролирует ближнего адресата и пространство за спиной напарника, их общая цель – выжать соперника во фланг. На их подстраховку из линии может выдернуться Вюйтенс, явный ведущий защитник «Алкмара» в паре центральных.
Проблемы «Алкмара» в контрпрессинге возникают, если выходить из-под него длинными передачами до того, как накроют Копмайнерс и Мидтшо, желательно во фланги – тогда, скорее всего, будут отыграны ещё и Вейндал/Свенссон, тоже наполняющие центр после потери. После 2:4 от «Херенвена» Слот сказал, что контрпрессинг не сработал, и соперник получил слишком много шансов, после домашних 2:2 с «Партизаном» – не критиковал команду по фактам (отыгрались с 0:2 в меньшинстве), но назвал течение игры хаотичным. В обоих матчах соперники после отбора на своей трети выходили или длинными передачами ближе к флангам, или просто передачами за спины опорным, куда отваливался один из инсайдов соперника.
«Алкмар» – лидер Эредивизии по количеству пропущенных мячей (всего 8), и опять же важно, что после контратак команда Слота пропускает больше, чем из позиционок. Это не только индикатор, как можно играть против «Алкмара», но и показатель качества обороны.
Как минимум это первый матч, когда «Аякс» Эрика тен Хага увидит напротив что-то похожее на отражение. Футбол тен Хага – один из самых сложных для копирования, но Арне Слот создал команду, в деталях очень близкую к прошлогоднему «Аяксу». У команд похожие прессинг-системы, с похожими задачами и перемещениями, близкие структуры билд-апа и перегруза одного из фланга. Разница только в стороне, которую перегружают команды: «Аякс» – левую, «Алкмар» – правую.
Функционал на некоторых позициях тоже сопоставим. И Слот, и тен Хаг используют подвижную ложную девятку с большим объёмом движений в перегружаемом полуфланге, между линий (Боаду и Тадич); инсайда, заточенного на изоляции, смещения в центр с ударом и агрессивную работу в прессинге (Идрисси и Зиеш); техничного вингера на противоположном фланге с частыми смещениями в центр и открываниями на передней линии вместе с форвардом (Стенгс и Нерес). В стандартных 4-2-3-1 «Алкмара» и «Аякса» позицию десятки закрывает ролевик с сильным вторым темпом и чувством свободных зон (де Вит – копия ван де Бека). Осенью тен Хаг использовал десяткой Промеса, и функционал на позиции менялся – Промес был заточен на подыгрыш в перегруженном полуфланге и вход в центр, внутрь штрафной через серию передач. В топ-матчах «Алкмара» близкую роль получает Стенгс, а правый фланг вместо него закрывает профильный крайний защитник Сугавара. Баланс функций в парах Копмайнерс-Мидтшо и де Йонг-Шоне распределён по-разному, но их общий набор тоже очень похож.
Сейчас «Алкмар» – более сбалансированная команда, чем «Аякс». По качеству игры в атаке и созданию моментов амстердамцы всё ещё в другой вселенной (3,36 xG90 – только «Зальцбург» в домашней лиге создаёт так же много), но в позиционной обороне «Аякс» сдал даже относительно прошлого сезона. «Твенте», «Виллем II» и «Лилль» в последних матчах показали несколько простых идей под команду тен Хага – длинные передачи и забросы в зону Блинда, собирание подборов за спинами опорных, быстрые проникающие передачи и забросы после возврата мяча в средней трети. Под «Аякс» как минимум напрашивается использование забросов с поочерёдно бегущими за спину Стенгсом и Боаду, даже вне контекста гола, выбившего тен Хага из Лиги чемпионов.
В отдалённой перспективе это матч, который может повлиять на дальнейшее развитие карьеры Слота. Практически очевидно, что летом Эрик тен Хаг найдёт работу в европейском топ-клубе, а идеальный вариант ему на замену – человек, понимающий принципы системы «Аякса», способный ставить и докручивать их. Одна ставка на будущее Слота уже есть. «Если тен Хаг покинет «Аякс» после этого сезона, они должны взять Арне. Поверьте, они как минимум не станут слабее», – сказал в ноябре Хенк де Йонг, работавший со Слотом в «Камбюре».
Он знает, как Слот переносит стиль из одной команды в другую.