Тренер, отнявший у «Базеля» вечное чемпионство. Скоро ждите его в Бундеслиге | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Тренер, отнявший у «Базеля» вечное чемпионство. Скоро ждите его в Бундеслиге — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Философия
Прочие лиги
29 апреля 2018, 12:33
29 апреля 2018, 12:33
Тренер, отнявший у «Базеля» вечное чемпионство. Скоро ждите его в Бундеслиге
Сергей Титов для «Контрпресса» – об Ади Хюттере.
Содержание
01«Грёдиг» и гегенпрессинг
02Золотой «Янг Бойз»

Свой первый трофей в карьере Ади Хюттер выиграл пять лет назад. «Грёдиг» при Хюттере досрочно выиграл австрийскую Эрсте Лигу, а золото обеспечил себе в матче с прямым конкурентом – «Аустрией Лустенау». «Вся команда праздновала титул до раннего утра. На следующее утро я пошёл в деревенскую пекарню, где уже сидели Штефан Нуц и Хюттер, – вспоминает Лукас Шуберт, один из главных героев того «Грёдига», чью карьеру раскололи проблемы с сердцем. – Постепенно к нам приходило всё больше игроков. Мы сидели за одним столом, и никто не понял, что на самом деле произошло».

Если в лучших традициях современной журналистики верить Transfermarkt, «Грёдиг» по составу не был сильнейшей командой даже Эрсте Лиги. Спустя пять лет после золота, выпитого пива, пекарни и похмелья темп выдерживают только испанский центрдеф Ионе Кабрера, играющий в «Адмире», левый защитник Томас Саломон (венская «Аустрия») и вингер Петер Чернегг (он в Том Самом «Санкт-Галлене»). Для этих игроков подъём в Бундеслигу уже казался похмельным сном. Следующей весной «Грёдиг» стал третьей командой Австрии после «Зальцбурга» и «Рапида», но стиль игры не изменил вообще.

Этот текст – в первую очередь о тренерской философии Хюттера: человека, прервавшего вечную доминацию «Базеля» через поступательное строительство «Янг Бойз». Но для понимания тактики и стиля Хюттера отмотать до работы в крохотном Грёдиге нужно обязательно.

«Грёдиг» и гегенпрессинг

«Мой стиль – это простой вертикальный футбол с быстрой доставкой мяча несколькими касаниями. Это то, что мне нравится, и то, что нравится игрокам. Независимо от того, где я работаю, я не хочу менять стиль хотя бы на один матч. Только длинные передачи – тоже не моя философия. Если наша игра ничего не принесла через 15 минут, мы не перейдём на бесконечные длинные передачи – мы такое даже не тренируем». Чтобы вы понимали помешанность Хюттера на тактике: это его слова в интервью осенью 2012-го, когда «Грёдиг» болтался в Эрсте Лиге. В ФНЛ тактика только-только проникает на единичных примерах, а вторая австрийская лига была сильно подкована тактически уже пять лет назад.

Свой стиль Хюттер вообще не изменил вместе с подъёмом «Грёдига» в Бундеслигу. Для текста отсмотрел 4 матча «Грёдига» в сезоне-2013/14 и наметил несколько опорных точек:

•    Гегенпрессинг. Не, не так – ГЕГЕНПРЕССИНГ!!!
•    Если не проходит гегенпрессинг – рубить жёстким фолом
•    Ставка на максимально быструю доставку мяча вперёд – не обязательно верхом, важна именно скорость атаки
•    Умная игра в штрафной – если была возможность улучшить ситуацию для удара, игроки «Грёдига» её улучшали
•    Откровенно разбитая защита на своей трети поля с громадными свободными зонами. Лучший вещдок – дважды по 0:6, 3:6, 3:5 за один сезон и 2:16 в четырёх матчах от «Зальцбурга»

Гегенпрессинг стал главной фишкой «Грёдига» и доказательством смелости команды. Рене Марич сравнивал стиль «Грёдига» со сборной Нидерландов и «Аяксом» 1970-х: как Ринус Михелс и Штефан Ковач, Хюттер использовал прессинг, тотально ориентированный на мяч. Суицидальный стиль бросался в глаза, когда соперник «Грёдига» доставлял мяч на фланг – ситуации, где пятеро игроков «Грёдига» создают ловушку на фланге массовым движением, а ещё двое готовы включиться в зону, были очень частыми. Ну, вот простой пример:

В кадр попадают сразу 8 игроков «Грёдига», пятеро из них насыщают зону, где находится мяч. Против команд с низкой скоростью мысли такой прессинг эффективен – под давлением они не успевают принять решение. Но если удавалось найти пасом игрока на дальней половине поля, команда Хюттера становилась уязвимой. Вот один из примеров: мяч с фланга успел уйти в центр (заметно по расположению корпуса игроков «Грёдига» – все начинают движение с фланга навстречу мячу), левый защитник остался один и не накрыл игрока «Инсбрука», получившего мяч. «Инсбрук» получает ситуацию 2v1 – одного паса, хватает, чтобы создать голевой момент.

Прессинг «Грёдига» был зациклен на мяче, но не начинался без явных триггеров. Первый, как вы уже догадались – доставка мяча на фланг: команда Хюттера сразу создавала капканы большим числом. Второй триггер – ситуации, когда центральный защитник получает недостаточно хороший пас. Или от вратаря, когда ему ещё надо разворачиваться, или от напарника по центру обороны, когда между двумя защитниками большое расстояние. Плюс, очевидно, контрпрессинг – независимо от соперника «Грёдиг» включался в высокий отбор сразу после потери мяча.

Одна из ситуаций, когда нацеленность «Грёдига» на прессинг по защитникам сработала – гол в матче с венским «Рапидом». Центральный защитник «Рапида» получил пас от вратаря и сразу оказался накрыт.

Защитник убрал прессингующего на финте и отдал назад, но второго игрока «Рапида» тоже накрыли резким рывком навстречу мячу. Он замешкался, потерял мяч и привёз выход 2v0.

«Игра в переходных фазах очень ускорилась, этот процесс не случился бы 20 лет назад», – тоже слова Ади Хюттера из интервью, которое он давал, тренируя «Грёдиг» во второй австрийской лиге. Цитата доказывает, что Хюттера интересует не только скорость прессинга и контрпрессинга, но и быстрый переход в атаку. Перехватывая мяч, «Грёдиг» резко убегал в контратаку большим числом, подключая крайних защитников (часто – обоих). Тип передач – длинные или короткие – не имел значения: важнее для Хюттера была скорость движения мяча между игроками.

Класс футболистов бросался в глаза. Интенсивный контроль неизбежно вызывал технический брак, а использование перегруза, как сейчас в «Янг Бойз», было невозможно – банально не было игрока, способного выполнить длинную диагональ с одного фланга на другой. Когда не хватало класса, «Грёдиг» брал физикой – агрессивными забеганиями, которые награждали длинными передачами вперёд.

Показательна для оценки атаки домашняя игра команды с «Ридом», выигранная 3:0, Хюттер называл её самой красивой за тренерскую работу. У Хюттера выпали сразу шесть игроков основы, из-за чего тренер перестроился с 4-2-3-1 на 4-4-2, выставил пару нападающих Трдина-Сигурдссон (исландца вы, может быть, помните по нальчикскому «Спартаку», но если не помните – неудивительно). «Грёдиг» построил атакующую игру на резких рывках из глубины после перехвата и длинных забросах в сторону разбегающихся футболистов. Неудивительно, что серия моментов и гол «Грёдига» пришли как раз после такой простой системы: рывок + заброс.

Тактические проблемы «Грёдига» – типичные для команды, использующей гегенпрессинг. Высоко поднимая в давление крайних защитников, Хюттер делал «Грёдиг» уязвимым к длинным забросам. Суицидальные фланговые ловушки при быстром понимании соперника, что делать с мячом дальше, приводили к резким переводам на противоположный край. Забавно, что сильнее остальных тренеров на слабости Хюттера давил Рогер Шмидт – коуч с очень близкой тактической философией.

Кстати, существует точка зрения, что Хюттер полностью копирует идеологию Шмидта, и это в корне неверная мысль. Главные тактические принципы Хюттер сформировал в «Грёдиге», ещё до приглашения в «Ред Булл Зальцбург», где Ади заменил Шмидта. Главное, что Хюттер взял у коллеги – схему 4-4-2, которую можно интерпретировать как 4-2-2-2, и систему позиционной атаки при этой расстановке. Стиль «Зальцбурга» при Хюттере действительно не изменился (вертикализация игры, контрпрессинг, агрессивный прессинг), но Хюттер сам красиво отвергает все теории о копировании Шмидта: «Команда <Зальцбург> играет в своём стиле, учитывая философию клуба – высоко поднятая линия обороны, прессинг и контрпрессинг. Я разрабатывал культуру такой игры в Грёдиге. Если бы разница стилей была слишком большой, я бы не стал тренером «Зальцбурга».

Золотой «Янг Бойз»

Отступление к «Грёдигу» было обязательным для оценки работы Хюттера в «Янг Бойз». После работы в Зальцбурге Ади добавил в свою тактическую философию расстановку 4-4-2 (4-2-2-2) и построение позиционной атаки, как в «Зальцбурге» – наследие Рогера Шмидта, которое Хюттер отказался ломать. В Швейцарии Хюттер использовал симбиоз идей: по сравнению с «Грёдигом» сохранились гегенпрессинг и вертикализация игры, но изменилась схема и добавились новые идеи атакующего футбола.

Небольшой срез идей:

1. Главное, что роднит «Янг Бойз» с командами Рогера Шмидта – расстановка игроков в позиционной атаке. Она не обязательно должна быть такой, как на картинке выше: так, один крайний полузащитник, Сулеймани или Фасснахт, может открыться на одной линии с нападающими или поменяться позициями с крайним защитником (правда, намного реже). Но это идеальное расположение игроков в зонах, которое соблюдается за счёт смен позиций. Если, например, Сулеймани поднялся за мячом на переднюю линию, один из двух нападающих – обычно это Ассале – опускается чуть ниже.

При длинных передачах так опускается Гийом Оаро, а кто-то из пары Сулеймани-Фасснахт замещает нападающего:

За счёт грамотного позиционного расположения игроков «Янг Бойз» продуктивно атакует с резкой сменой зон через быстрый пас. Например, «вертикальный вперёд – назад – вертикальный вперёд под рывок» (первый пас становится для соперника триггером, Хюттер ловит на этом). Или алгоритм «с фланга вперёд в центр – снова вперёд на фланг – снова в центр». Нехитрые приёмы, которыми удаётся быстро проходить середину поля, включать крайних защитников и обострять ситуацию в штрафной. Это опять же к тому, что Ади Хюттер любит вертикальный футбол, не сбитый на лонг-боллы. Вертикальный футбол может быть разным.

2. Сулеймани и Фасснахт – игроки с самыми свободными тактическими ролями. Опять же их роли можно сопоставить с ролью Карима Бельараби в «Байере» Шмидта. Изначально будучи крайними полузащитниками, оба очень много работают ближе к центральной зоне. Это заметно при доставке мяча в финальную треть – для «Янг Бойз» привычна ситуация, когда оба крайних хава открываются ближе к центру, чем оба нападающих. И если кто-то из них опускается в глубину, находящийся рядом с ним форвард играет на смене направлений и создаёт вертикальное забегание.

Аналогично «Янг Бойз» работает и при передачах в штрафную – абсолютно нормально, когда Сулеймани или Фасснахт забегает под пас с фланга или из глубины, как центрфорвард, а Ассале или Оаро в это время прикованы ближе к краю.

Очень важно, что подобная тактика не работала бы без нападающих, готовых совершать большой объём работы, в том числе двигательной и рывковой. Ивуариец Ассале в этом плане идеален: как только «Янг Бойз» перехватывает мяч, Ассале открывается в одной из фланговых зон, чтобы получить мяч, резко потащить атаку вперёд и затем отыграть в центр, под более удобную ситуацию. На скриншоте выше – как раз подобная история и типичная атака как для «Янг Бойз», так и для «Грёдига» при Хюттере. Гийом Оаро больше заточен на приём длинных передач, и его при смещениях ниже тоже грамотно замещают.

3. Да, к слову о завершении атак. Известно, что Рогер Шмидт в тренировочном процессе использовал xG, из-за чего и «Зальцбург», и «Байер» были нацелены на завершение атак в dangerzone. Неизвестно, ценит ли xG-статистику Хюттер, но обе его команды явно что-то знают о том, откуда надо бить. В текущем сезоне «Янг Бойз» наносит 7,43 удара из dangerzone в среднем за матч во всех турнирах, оттуда забито 67 мячей из 95 в текущем сезоне. Это очень-очень много. Причём команда стабильно нацелена на улучшение ударной позиции, а не удары отовсюду сразу. Золотой гол Нсаме «Люцерну» – как пример: Оаро после навеса мог бить сам, но скинул мяч партнёру в более удобной и опасной позиции.

4. Хюттер использует перегрузы зон – насыщает один фланг, чтобы длинным переводом оттуда на противоположный фланг создать изоляцию. При этом, в отличие от большинства команд, использующих приём, «Янг Бойз» открывают дальний фланг для включения крайнего защитника, а не инсайда. Оба крайних хавбека, Сулеймани и Фасснахт, стягиваются ближе к центру, а один из них обязательно перегружает фланг, откуда делается диагональ – регулярно их делает сам Сулеймани. При такой расстановке игроков крайнему защитнику обязательно включаться, и у правого дефа «Янг Бойз» Мбабу такие включения проходят регулярно.

Игра «Янг Бойз» без мяча стала чуть более аккуратной. «Янг Бойз» не несутся на один край по пять человек, что делает команду менее уязвимой к диагоналям на дальний фланг, чем его «Грёдиг» и «Зальцбург». Триггеры прессинга остались теми же – передачи на фланг, слабые передачи от защитника защитнику, передачи игроку, стоящему лицом к своим воротам. Но как и раньше, команда Хюттера уязвима к длинным передачам и простым розыгрышам. Например, простой стеночкой чемпиона Швейцарии так же легко разбить, как «Грёдиг».

***
Швейцарский чемпионат, как и австрийский – один из самых близких к немецкой Бундеслиге по анатомии игры. Бундеслига не зря закупается в Австрии и Швейцарии игроками и тренерскими идеями: туда совершён и главный австрийский трансфер сезона (хотя в случае с «Лейпцигом», «Зальцбургом» и Конрадом Лаймером это скорее хоккейный подъём из фарм-клуба), и пять самых дорогих трансферов из швейцарской Суперлиги. Большая плеяда тренеров, работающих или работавших в Бундеслиге, тоже прошли школу Австрии и Швейцарии – Рогер Шмидт, Хазенхюттль, Штёгер, Нико Ковач (он работал с молодёжными командами «Зальцбурга»), Мартин Шмидт, Финк.

Хюттер – новый готовый тренер для Бундеслиги. Очевидно, что «Янг Бойз» положил на лопатки многолетнего чемпиона Швейцарии, «Базель», во многом благодаря тренерской работе, и сам Хюттер эволюционировал по ходу работы в «Янг Бойз». Он нашёл баланс между суицидальным сумасшествием и результатом, стал чуть гибче, сохранив свою тактическую философию.

«Моя система универсальна. То, что я поставил «Байеру», смогу поставить любой команде», – говорил Рогер Шмидт, чьи идеи частично помогли Хюттеру. Ади может сказать то же самое: основополагающие принципы игры «Янг Бойз» использовались ещё в «Грёдиге». Дайте ему проект в Бундеслиге – и он сделает команду точно такой же.