Свой последний матч до отставки Аурелио Андреаццоли проиграл «Наполи» 1:5. Даже несмотря на затяжную серию без побед, разгром не выглядел трагедией. Раде Крунич после матча вспоминал, что Марко Джампаоло – последний тактический гик «Эмполи» до Андреаццоли – проигрывал в Неаполе с тем же счётом, Карло Анчелотти признавал, что тосканцы сыграли лучше «Наполи», а Андреаццоли на пресс-конференции продолжил пропаганду идей, воплощаемых на поле: «Мы не должны отказываться от идеи позиционирования себя как команды. Чем больше мы работаем над качеством игры, тем больше покажем на поле. Нам нужно сохранять футбол, который позволит нам стать сильными в будущем. Мы не откажемся от этого пути, убеждён».
Спустя три дня «Эмполи» уволил Андреаццоли.
Отставка как подарок тренеру на 65-летие – даже не самое циничное в решение руководства «Эмполи». Назначение Маурицио Сарри сделало «Эмполи» серьёзной тактической лабораторией кальчо – ставка на высокое качество комбинационного футбола провоцировала развитие игроков (Руй, Ругани, Хюсай, Зелиньски, Сапонара спрогрессировали именно у Сарри, а Вальдифиори выдал сильнейший сезон в карьере). Тактическую философию Сарри продолжил Джампаоло, но с его подъёмом в «Сампдорию» стиль тосканцев исчез. Без тренера-идеолога «Эмполи» вылетел в первый же сезон, а потом болтался в зоне стыковых матчей Серии В.
Андреаццоли вернул «Эмполи» статус одной из тактически сильнейших команд кальчо. Тосканцы с комбинационным футболом бодро вынесли Серию В (не проиграли при Андреаццоли ни одного матча + всегда владели мячом больше соперника, рекорд – 74% против «Карпи») и сохранили стиль после повышения. Но в «Эмполи» включили режим русских руководителей, оценив работу Андреаццоли только по результату. Даже при 12-матчевой серии без побед тосканцы заслужили как минимум 2 победы и на момент отставки Андреаццоли были 10-й командой Серии А по xPoints. Клуб сам отказался от пути «тактической лаборатории», возвращённого с назначением Андреаццоли.
Андреаццоли повезло, что команда так быстро усвоила его идеи – «Эмполи» собрал для этого подходящий материал. У тосканцев одна из сильнейших сетей скаутинга в Италии, но главный типаж, где скауты «Эмполи» редко ошибаются – центральные полузащитники с навыками реджиста и продвижением мяча вперёд на рывках. Причём деление происходит уже после трансфера в «Эмполи» (Вальдифиори и Паредес трансформировались в реджиста именно здесь, альтернативное развитие получили Зелиньски и Крунич). Андреаццоли тоже получил большую бригаду полузащитников, отлично начинающих и развивающих атаки – Беннасер, тот же Крунич, юниор Хамед Траоре. Летом к ним подтянули Капецци, Расмуссена и Акуа.
Андреаццоли построил структуру позиционной атаки так, чтобы менять позиции и задачи игроков без потери качества. При этом видение структуры Андреаццоли – более сложное, чем у Сарри и Джампаоло. Если предыдущие тренеры-гики ставили «Эмполи» центрированный узкий ромб в 4-3-1-2, что нормально для этой расстановки, то структура Андреаццоли всегда скошена правее. Правый центральный полузащитник (обычно Акуа, но тренер мог передвинуть сюда и реджиста – Беннасера или Капецци) располагается низко, тогда как левый центральный – рядом с атакующим полузащитником или даже с нападающим. При этом все полузащитники забивают центр и полуфланги, создавая очень узкий ромб или пятиугольник. Андреаццоли корректировал структуру под соперников (плавающая между 4-3-1-2 и 4-3-2-1), но принципы позиционной игры не менял.
4-3-2-1: ПЦП (Акуа) располагается примерно на одной горизонтальной линии с реджиста (Капецци) и значительно ниже ЛЦП (Беннасера). Беннасер – на одной линии с атакующим полузащитником Зайцом
4-3-1-2: ПЦП (Беннасер) снова располагается ниже, чем ЛЦП (Крунич). Развитие атаки пойдёт через него
Разные задачи Исмаэля Беннасера на скриншотах не случайны – это самый разносторонний центральный полузащитник «Эмполи». Он сильно видит поляну, часто пасует из глубины низом в финальную треть, отрезая линии (9,05 передач за игру – больше только у Капецци, стабильно играющего реджиста), очень качественно избавляется от прессинга движением под владеющего мячом. Против «Наполи» Андреаццоли поставил Беннасера на позицию реджиста и получил игрока, смело сбрасывающего прессинг через обводку – из-за низкого центра тяжести и работы корпусом у алжирца сложно отобрать мяч. Нет ни одного статистического параметра, по которому Беннасер – лучший игрок «Эмполи», но точность передач у него – сильнейшая среди центральных полузащитников тосканцев (86,8%).
Сочетание пасовых и рывковых качеств разных полузащитников формирует их задачи на поле. Африйе Акуа, игравший чистого опорника до трансфера в «Эмполи», выходит правым центральным, пасует реже всех игроков команды в своём амплуа (37,6) с худшей точностью (82,7%), но разбивает прессинг соперника на рывках. Акуа делает 3,57 progressive runs за 90 минут, это лучший результат в лиге среди центральных полузащитников. Крунич располагается выше и менее вовлечён в билд-ап, но отскакивает в глубину, когда все остальные игроки «Эмполи» перекрыты. И тоже выходит из-под прессинга на рывке.
Ещё одна характерная черта структуры, скашивающая её правее – разница задач крайних защитников. Правый защитник, Джованни Ди Лоренцо, в позиционках «Эмполи» через центр очень активен на чужой трети – забегает под диагонали, скидывает мячи в штрафную, а при получении мяча делает проникающие передачи внутрь штрафной. Левый при свободном пространстве превращается в ложного фулбэка – смещается в полуфланг и доводит мяч в центр Круничу или Зайцу.
Решение Андреаццоли чуть глубже, чем кажется. В прошлом сезоне ложного фулбэка слева играл правоногий центральный защитник – Фредрик Весели. Албанец нечасто подключался в финальную треть, редко бил, но становился +1 игроком для билд-апа и располагался на одной линии с реджиста и правым центральным полузащитником – это позволяло открываться выше Круничу. Открываясь в ширину, Весели смещался к центру и искал решение в насыщенной зоне.
Весели получает пас от Зайца, смещается в центр и видит два варианта, после которых можно забросить мяч на ход Зайцу
В Серии А задачи Фредрика не изменились, но теперь он делит игровое время с другим левым защитником, уже профильным – Лукой Антонелли. С Антонелли «Эмполи» получил новый функционал, активно использованный в Неаполе: передачи в центр после смещения и забегания под ответный пас.
Билд-ап «Эмполи» строится жёстко от вратаря. Выбить мяч в борьбу голкипер может, только если все варианты перекрыты, а сам он попал под активный прессинг – при этом все удары от ворот разыгрываются низом. Террачано, основной вратарь «Эмполи» в стартовой части сезона, чаще и качественнее отдавал накоротке, лучше доводил мяч до игроков, смещавшихся глубже (обычно до Крунича). Центральные защитники тоже используют лонг-боллы только в стрессовых ситуациях. Идеальный розыгрыш – низом, через реджиста (Капецци или Беннасера) с передачей между линий, разбивающей прессинг. Для выхода также используются диагонали на Ди Лоренцо, под чьи скидки сразу подстраиваются центральные полузащитники.
При этом большинство команд, с которыми играет «Эмполи», используют высокий прессинг только при статичных розыгрышах – затем идёт откат и встреча соперника в средней трети. Высоко накрывать «Эмполи» опасно из-за склонности полузащитников к progressive runs и устойчивости под давлением. Активный высокий прессинг сразу после потери использовали только «Ювентус» и «Наполи», причём чемпион был за него наказан – в голевой атаке Акуа на рывке ушёл от Алекса Сандро и протащил мяч по свободному флангу до чужой штрафной.
Из-за перекоса структуры правее «Эмполи» чаще использует правый фланг, проводя через него 39% атак. Основные алгоритмы сосредоточены в той же зоне. Ближе к правому флангу тосканцы строят ромб – один из нападающих (чаще Капуто, уходящий направо), два центральных полузащитника и Ди Лоренцо, высоко подключающийся вперёд. Структура позволяет «Эмполи» разворачивать атаки в центр, если фланг слишком забит – Зайц и Крунич открываются так, чтобы можно было доставить им мяч простым пасом, и классно сохраняют мяч под прессингом.
Выстраивая ромб, «Эмполи» использует три домашние заготовки, причём одна вписывается в другую:
1. Подключения Ди Лоренцо с обостряющими передачами. Ди Лоренцо – защитник с набором качеств Марио Фернандеса, даже под диагонали из глубины включается так же. Но его два основных действия – забросы по флангу за спину защитнику или прострел на ближнюю штангу в зону между вратарём и защитниками, куда врывается Зайц.
2. Забросы во фланг за спины защитникам на ход Капуто. Смещения центрального нападающего во фланг в тактике 4-3-1-2 – норма, но Капуто активно перемещается даже в качестве единственного форварда. У Франческо отличный стартовый рывок; что важнее, он очень вовремя начинает свои рывки в правильные зоны. Капуто хорошо держит мяч в ногах на скорости, тоже не позволяет себя оттеснить и, добегая до штрафной, делает острые передачи в центр.
Типичные пас Ди Лоренцо и забегание Капуто во фланг
Задачи Капуто формируют парадокс – будучи нападающим и лучшим снайпером «Эмполи», он чаще всех делает передачи в deep completions. В контратаках Капуто очень опасен, но именно как ассистент, а не как снайпер. Это из-за того, что мощно набивается центр штрафной.
3. Забегания Зайца в центр штрафной. Треквартиста «Эмполи» – такая же торговая марка, как и реджиста: в Тоскане самый мощный толчок для развития в карьере получали Верди и Сапонара. Аналогичную трансформацию получил Миха Зайц. Он отлично открывается между линиями, доводит мяч оттуда в свободные коридоры и сам врывается в них, когда их создают Капуто или Крунич. Но его главное качество – открывания в центре при фланговых атаках.
Забегания Зайца вариативны. При подачах и прострелах до входа в штрафную словенец ускоряется из глубины в пространство между защитниками (попутно один из нападающих делает ложное открывание) или на ближнюю штангу, где играет на опережение. Если идёт прострел из зоны ближе к лицевой, Зайц отскакивает на 11-метровую отметку или линию штрафной. Самые опасные моменты «Эмполи» как раз создаёт после открываний Зайца.
Без мяча «Эмполи» выстраивался по схеме 4-3-3 (4-3-1-2) и использовал прессинг с жёсткими персональными ориентировками. Андреаццоли или направлял атаки соперника в зону самого слабого пасующего (против «Наполи» тосканцы провоцировали атаки через Хюсая, вышедшего на непрофильной позиции левого защитника), или разменивал соперников на своих прессингующих, накрывая 1v1. Причём жёстких ориентировок могло быть несколько. В матче с «Ромой» – сразу три: по Фасио, Де Росси и Н’Зонзи, чтобы атаки начинал Манолас.
Ключевая проблема такого жёсткого прессинга: скорее всего, сопернику будет сложно выходить из-под него через проблемного пасующего, но можно адаптироваться к движению так, чтобы первый пас не был рискованным и при этом разбивал прессинг. Тогда пас будет преодолевать 3-4 игроков соперника, в центре будет больше свободы, а медлительных центральных защитников, выдёргивающихся из глубины, можно обыгрывать 1v1 на разворотах. Так и делала «Рома» – под Маноласа опускались Лоренцо Пеллегрини и Джеко, сохранявшие мяч после приёма. Это или провоцировало проблемы «Эмполи» в центральной зоне, или заставляло Крунича и Зайца переключаться со своих целей без мяча. Тогда Де Росси и Н’Зонзи получали свободу.
Ключевое после преодоления прессинга пасом через центр – в 1-2 касания переадресовать на фланг, где опека слабее. Тогда крайние защитники «Эмполи» останутся 1v1 с игроками соперника, выбросятся на них, а за спиной останется большая свободная зона. Так преодолевали прессинг и «Рома», и особенно «Сассуоло» (против нероверди Андреаццоли натравил Зайца на опеку Локателли). Оба плана роднит наличие ложной или очень подвижной девятки – Джеко и Боатенг быстро переадресовывали мяч после приёма.
Ещё одна специфическая черта «Эмполи» Андреаццоли без мяча – расположение при обороне на своей трети. «Эмполи» перестраивался на очень сложные 4-3-3, очень редко используемые в современном футболе: четвёрка защитников располагалась по линии штрафной или параллельно ей, а крайние центральные полузащитники перекрывали фланги. Так «Эмполи» гипотетически снижал эффективность фланговых атак соперника, но больше проблем возникало в центре: инсайды плохо помогали Капецци/Беннасеру, центральные защитники медлительны и недостаточно резко выбрасывались из линии. Неудивительно, что при Андреаццоли «Эмполи» допускал в среднем 2 удара за матч из «зоны 14».
Слово «гипотетически» в предыдущем абзаце – важное: «Эмполи» часто давал фланговым игрокам соперника свободу. Эффективны были розыгрыши 2v2 с забеганием из-под Крунича за спину Весели или Антонелли. Оба левых защитника недостаточно хороши на стартовом рывке, а Крунич не доигрывает по забеганиям соперников. Ещё одна проблема «Эмполи» – уязвимость к смещениям вингеров в полуфланг. В этом плане идеальный матч против тосканцев отыграл Ченгиз Ундер. Турок открывался ровно между опорником Капецци и Беннасером, уходившим за крайним защитником «Ромы», и над линией защиты – так, чтобы Весели не мог выброситься в отбор. Если Весели выбрасывался, Ундер пасовал назад и забегал за спину албанцу. Вроде бы ничего особенного, но качественные смещения разрывают эту защиту.
Работа Аурелио Андреаццоли заслуживает внимания хотя бы за верность своей тактической идее – тренер корректировал схему, менял игроков на позициях и их задачи, но сохранял основы игры «Эмполи». Но Андреаццоли попал в классическую ловушку: класс ряда игроков плохо соответствовал футболу, который строил тренер. Прежде всего это касается центральных защитников, Майетты и в меньшей степени Сильвестре. Оба – медленные, уязвимые к резким разворотам и запускающие забросы себе за спину. Оба дорожат мячом хуже, чем остальные полевые игроки «Эмполи», но если у Сильвестре есть хотя бы школа футбола Джампаоло, то Майетта всю карьеру играл по-другому. При агрессивном прессинге они не всегда поджимали вслед за центральными полузащитниками, из-за чего возникала дыра между линиями. Против «Наполи» и «Ювентуса» это было наиболее заметно.
Это же создавало проблемы при переходе из атаки в оборону. «Эмполи» наравне с несчастным «Кьево» – худшая команда кальчо по голам, пропущенным в быстрых атаках длиной менее 15 секунд (4). При любви к контролю и активному контрпрессингу с использованием всей полузащиты тосканцы оставляют Майетту и Сильвестре на растерзание, если полузащитников отрежут проникающим или длинным пасом. Они плохи в беге не только на дистанции, но и на коротких рывках – в этом сезоне «Эмполи» пропускал после эпизодов, когда центральные защитники плотно опекали соперника ВНУТРИ штрафной, но просыпали его рывок.
«Эмполи» строит и развивает атаки, как претендент на еврокубки, но в завершении тоже испытывает недостаток класса. Тосканцы – третья команда Серии А по передачам в deep completions, глубокие зоны (11,2 за матч, больше только у «Ювентуса» и «Аталанты»), но процент успеха таких передач – 17-й в чемпионате и хуже лишь у соседей по болоту таблицы.
Точность ударов «Эмполи» в створ от общего числа – тоже 17-я в Италии: 27,92%. Если реализация – неконтролируемый процесс, то точность ударов можно тренировать. Люсьен Фавр, успешно тренирующий реализацию в каждой своей команде, подтверждает. Учитывая опасность шансов, создаваемых «Эмполи» (11-я в лиге), из возможностей можно было выжать намного больше. Даже лучший игрок команды, Миха Зайц, плох в конвертации шансов в голы. По ожидаемым голам и ассистам Зайц – 15-й в Серии А, это классно для игрока андера, но средний недобор словенца по сравнению с реальными голами/передачами – 0,24 xG+xA за матч. Из топ-50 лиги сильнее недобор только у Луиса Альберто из «Лацио».
P.S.
Без таких тренеров, как Андреаццоли, андеграунд точно будет скучнее. Следить за теми, кто неотступно верен своей идее, очень интересно, некоторые их идеи откровенно безумны (такие 4-3-3 без мяча, как у «Эмполи» – именно безумие). Но чаще всего это утопия: одновременно поставить на таком уровне топовый контроль мяча, разнообразные комбинации, топовый прессинг и контрпрессинг очень сложно. Андреаццоли поставил «Эмполи» отличные контроль мяча и комбинаторику, но его защита оказалась несостоятельной на уровне Серии А, а добила – недостаточно сильная реализация имевшихся моментов. С таким подходом огонь неизбежен, но рано или поздно придётся задуть свечи.
«Эмполи» уже провёл один матч с новым тренером, Джузеппе Якини. Тосканцы выиграли у «Удинезе» 2:1, но слова про психологическую встряску здесь – моветон. Якини сразу перестроил «Эмполи» на оборонительный стиль, отдал фриульцам мяч, и в позиционной защите команда показала себя совсем несостоятельной: «Эмполи» допустил 3,72 xGA и заслужил проиграть в 3-4 мяча. При футболе Андреаццоли такого ужасного баланса моментов не было ни разу.