В этом сезоне Кристоф Гальтье вновь строит в Лиге 1 команду, претендующую на еврокубки. Но если «Сент-Этьен» под его руководством играл в оборонительный футбол и в большинстве матчей отдавал мяч сопернику, то «Лилль» – модифицированная версия «Сент-Этьена». С мячом они зачастую так же хороши, как и в быстрых контратаках. Этот текст – разбор модели игры «Лилля» и попытка объяснить их высокое место в чемпионате Франции.
Гальтье не меняет и стартовый состав, и расстановку от матча к матчу: в формации 4-2-3-1 его команда провела 2135 минут из 2169 возможных. При розыгрыше от ворот или длительном контроле мяча после перехвата «Лилль» выстраивается в структуру 3-3-4, где левого центрального защитника играет Шека (иногда на той же позиции можно увидеть Мендеша), реже его партнер по полузащите Тьяго опускается в противоположный полуфланг. Это дает возможность для спокойного розыгрыша – ни одна команда не отважилась прессинговать первую тройку «Лилля» в численном равенстве. Плюс Шека хорошо сбрасывает прессинг на движении и дает своим партнерам возможность открываться выше.
Номинальная «десятка» Араухо (чаще там играет Иконе) поднимается выше, образуя вместе с тройкой атаки группу из четырех игроков в передней линии. Она не строгая, каждый её участник постоянно ищет пространство в своей вертикальной зоне смещениями вглубь и рывками.
В билд-апе команды важную роль играют крайние защитники: Балло-Туре (до отъезда в «Монако») и, в особенности, Челик. Оба фланговых игрока поднимаются высоко, иногда образуя вместе с Пепе и компанией дугообразную шестерку, и это является эффективным методом перехода в наступление. Крайние защитники соперника уже заняты опекой вингеров, часто сужающих линию, а в образовавшееся пространство на флангах врываются Фоде и Зеки. Важность турецкого латераля больше из-за позиции, более высокой, чем у партнёра на противоположном фланге, и важности для начала атаки. Шека, а в некоторых матчах – и вратарь Маньян, запускают диагонали именно на Челика. Это важнейший вариант построения атаки, наряду с розыгрышами с Мендешем и «бананами» на вингеров. Также через фланг Челика проходит почти половина атак – 43%, – хотя это объясняется не только его активностью, но и присутствием там Николя Пепе.
Несмотря на изначально более низкую позицию Шеки, в атаку вторым темпом чаще забегает именно он, а не Мендеш, который почти всегда остается в районе центрального круга. Также при атаках Шека располагается в левом полуфланге, чтобы подобрать мяч или получить пас под удар.
Сейчас главный игрок «Лилля» – Николя Пепе, но его игра не только восхищает результативностью, она олицетворяет стиль команды Кристофа Гальтье. Почти все комбинации в атаке и инструменты для вскрытия обороны соперника завязаны на технике и скорости – сильнейших качествах Николя. При этом в длительном владении мячом «Лилль» тоже эффективен.
При переходе на чужую треть поля, помимо уже упомянутых «бананов» на фланги, команда Гальтье часто использует фланговые комбинации с выводом одного из вингеров на свободное пространство под рывок. Пример – из матча против «ПСЖ».
Да, такие качественные выходы в атаку у команды нерегулярны, ведь в моменте на скриншотах не обошлось без несогласованности в действиях защитников соперников, но сама модель перехода – характерна. Дело вот в чем: вся атакующая тройка полузащиты в «Лилле» – вингеры, их сильные стороны полностью раскрываются на флангах, и именно поэтому Иконе с позиции «десятки» гораздо чаще забегает в свободные зоны на обоих флангах, чем обостряет передачами из центра. Кажется, по этой же причине реже играет Араухо: он действует как более классическая «десятка», реже смещается во фланги и полуфланги, в том числе из-за отсутствия должных скоростных качеств.
Второе сильнейшее качество атакующих игроков «Лилля» – техника – помогает им строить комбинации на ограниченном пространстве, в окружении множества защитников, и самим же из них выпутываться. Часто Иконе, Бамба и Пепе втроем стягиваются ближе к центру, разыгрывают мяч накоротке и выводят партнера на свободное пространство за спину защитникам. Ширину в таком случае дают крайние защитники.
Также «Лилль» часто использует передачи вразрез, наиболее часто – между крайним и крайним центральным защитником. В эти карманы врывается один из тройки Иконе-Бамба-Пепе. Часто такие передачи из глубины выдаёт Тьягу Мендеш, помогая розыгрышам на фланге.
Статистически из этой тройки выделяется Николя Пепе. Моё видение его перфоманса в нынешнем сезоне – он не является уникальным по скиллам (в своей команде) игроком и похож на обоих Жонатанов, Бамба и Иконе, но просто выше их качеством. Плюс помогает поддержка Челика и любовь «Лилля» к атакам флангом Пепе. Может настораживать факт, что 7 из 16 голов Николя забил с пенальти, но 3 из этих 7 пенальти вингер зарабатывал сам, обыгрывая вратаря в тех ситуациях, которые и так бы неизбежно завершились голом – в качестве примера тут можно привести первый гол в ворота «Марселя».
Центральный нападающий – скорее вспомогательный игрок для атакующей тройки Гальтье. На этой позиции у «Лилля» примерно равное количество минут отыграли Лоик Реми и Рафаэль Леао. Оба очень похожи по комплекции, что наталкивает на мысль о четких требованиях Гальтье к нападающему: за счет мощи и роста он должен цепляться за верховые мячи, отскакивать глубже под отыгрыш (примеры – на скриншотах ниже), обладать достаточной техникой и скоростью для поддержки контратак.
Основное преимущество в быстрых контратаках «Лилль» получает из-за структуры игры без мяча. При отборе мяча в центре четвёрка игроков атаки занимает все вертикальные зоны, получая либо численное равенство, либо преимущество против обороны соперника, так как почти все клубы, противостоящие команде Гальтье, поднимают крайних защитников выше. Особенно больно было «Лиону».
При защите своих ворот Кристоф Гальтье не применяет оригинальных решений – во всех встречах без мяча «Лилль» выстраивался в 4-4-2 в среднем блоке, где первую линию составляет форвард и Иконе. Линия эта почти не оказывает давления на защитников соперника, разве что Реми иногда напрягает их самостоятельно, стараясь перекрывать игроков центральной оси, и лишь иногда на крайнего разыгрывающего (чаще – одного из крайних центральных защитников в тройке) может выдвинуться вингер «терьеров».
Также выдвигаться на оттягивающихся атакующих игроков соперника позволяют себе Мендеш и Шека. Основная задача команды Гальтье при обороне – полностью перекрыть центр за счет плотности, в идеале – перехватом начать быструю атаку. Такой подход работает: по допущенным ударам «Лилль» является лучшей командой Лиги 1, позволяя пробивать сопернику 10 раз за матч. По xGA «Доги» занимают четвертое место среди всех клубов французской лиги.
Главный недостаток «Лилля» – в отсутствии тактической гибкости. Речь идет даже не про смену схемы от матча к матчу или регулярную здоровую ротацию – Гальтье не проявлял себя как успешный матч-менеджер, и практически все его решения были тривиальны и ожидаемы. Так, в зависимости от счета на табло он либо выпускал дополнительного центрального защитника (чаще – на последние 10-15 минут), либо чуть повышал темп игры и интенсивность прессинга. Ощутимых перестроек что в течение одной игры, что в нескольких разных не проявлялось. Впрочем, пока это не мешало команде побеждать – посмотрим, что будет во втором круге, ведь соперники могут найти противоядие стремительным контратакам «Лилля».
Сюда же при желании можно отнести и стандарты, которые пока не представляют серьезной угрозы в руках «Лилля», но и это простительно – команда все же ставит не на мощь и наигранные комбинации, а на технику и импровизацию.