В начале сезона Пауло Дибала редко проходил в стартовый состав, хотя Сарри требовал у руководства оставить его в команде. Маурицио выпускал Пауло со скамейки на несколько минут, а больше давал играть только в рядовых матчах. Скорее всего, это было связано либо с формой игрока, либо с экспериментами Сарри: к октябрю Дибала стал важнейшим игроком для «Ювентуса», прописался в основном составе и принимал участие во всех главных играх для бьянконери.
Дибала и сейчас иногда не попадает в старт, но стало очевидно, что это часть плана Сарри: в некоторых случаях Пауло уместнее как джокер «Юве». Так было в последнем матче перед карантином, против «Интера»: тогда Дибала вышел всего на полчаса, но не оставил никаких шансов сопернику. «Я считаю, что сегодня было важно использовать Дибалу в решающем отрезке матча. В эти моменты он игрок-киллер», – сказал Сарри после той игры.
Пауло Дибала пребывал в режиме киллера не только в тот вечер, но и в целом на отрезке октябрь-март. Прочитав текст, вы поймёте, как аргентинец прибавил при Сарри.
Маурицио Сарри выстраивает атаку строго: игроки должны много двигаться, заполнять нужные зоны, быстро думать, принимая правильные решения, в идеале – в одно касание. Пауло Дибала комфортно чувствует себя в таких условиях, при этом Сарри видит Дибалу нападающим, а не полузащитником, как Аллегри перед отставкой. Пауло по-прежнему импровизирует и много опускается в глубину, но делает это не по умолчанию, а когда это разумно. Так что Дибала наконец-то прочувствовал баланс между игрой из глубины и игрой в чужой штрафной. Причём Пауло может оказываться не только в правом полуфланге, но и в левом.
Весь сезон Дибала демонстрирует два главных умения – отдать и открыться. Это всегда было в его комплекте, но раньше в комбинационной игре Пауло был больше нацелен на тонкие передачи между линиями. Они никуда не делись и сейчас, просто Дибала стал играть разнообразнее и больше использовать короткие передачи. Высочайший уровень индивидуального мастерства позволяет аргентинцу принять почти любую передачу и моментально отыграться, часто в касание. Дибала прокачал технику приёма-передачи мяча настолько, что делает атаки «Ювентуса» более динамичными и непредсказуемыми.
Более динамичный и скоростной стиль игры Дибалы во многом связан с появлением в команде Аарона Рэмзи, с которым Дибала быстро нашёл общий язык. Вместе они способны поддерживать комбинационную игру как накоротке, так и между линий соперника. Они построили много стенок, избегая лишних касаний (часто им качественно помогает Куадрадо, если действия происходят в правом полуфланге), показывая как качественную игру в быстрый пас, так и взаимодополняющее движение.
Если Дибала работает из глубины, Рэмзи открывается чуть повыше. На примере выше показана типичная для такой ситуации атака с участием аргентинца и валлийца. Дибала получил передачу накоротке от Куадрадо и быстро отыграл на Рэмзи. Пока Рэмзи в одно касание вернул мяч Хуану, Пауло уже рванул вперёд – открываться под заброс от Куадрадо, а Аарон переключился на поддержку Дибалы вторым темпом.
Другая ситуация – когда Дибала играет не из глубины, а опускается от защитников. Куадрадо отыграл на Рэмзи, Аарон – в касание на Дибалу, и Пауло в касание на уже оторвавшегося от защитников Куадрадо. Также стоит отметить, что Дибала здорово отвлекает на себя внимание соперников – он стянул двоих игроков и отыграл их в касание. Таким образом, Дибала расчистил огромную зону, и Куадрадо остаётся лишь оторваться на скорости и довести мяч в штрафную.
Дибала и Рэмзи – два лучших игрока «Юве» в плане открываний. Они путают соперника движениями и как будто заранее знают, кто куда откроется. На скриншоте выше видно, как Пьянич ещё выбирает, кому отдать пас, но Дибала и Рэмзи уже всё решили. Рэмзи увидел, что Дибала открывается из-за спины Жоао Педро, поэтому Пьяничу выгоднее отыграть на Пауло, и сам Аарон уже в эту секунду начал разворачиваться и открываться под передачу от Дибалы. Пауло сыграл в касание, Рэмзи получил мяч между линиями.
На данном этапе Саррибол в «Ювентусе» возможен только при наличии Дибалы и Рэмзи на поле, в остальных случаях мяч не будет ходить так быстро, как при них. Последний пример того, как они разрывают соперников игрой в пас – выше (скриншоты смотреть по часовой стрелке, они пронумерованы). Дибала фирменно открывается из-за спины соперника и получает мяч от Куадрадо, а затем в касание отыгрывает назад на Пьянича. Здесь это лучшая опция, ведь линию с Рэмзи мог перекрыть Сандро Тонали, а передача на Пьянича помогла перезапустить атаку. Миралем отдал на Рэмзи, Дибала снова забежал в зону между линиями и принял передачу от валлийца – и вся линия полузащиты соперника разбита. Дибале остаётся отдать точный разрезающий пас на Игуаина – Пауло в таких ситуациях (к тому же здесь он без опеки) практически не ошибается.
Сам Дибала тоже стал чаще открываться в похожем стиле, как настоящий форвард, и объём его работы в штрафной площади соперника при Сарри вырос.
Игроки «Интера» плохо передавали Дибалу друг другу, потому что Пауло сделал крутой рывок. Хедира вознаградил аргентинца хорошей передачей.
При Максе Аллерги Пауло практически не занимался такой работой, но у Дибалы сохранились инстинкты, за которые многие отмечали его в «Палермо»: умение запутать защитников ложными движениями и резко открыться в нужную зону, а также балансировать на линии офсайда.
На этом примере видно и то, и другое. Дибала сначала медленно опускался вглубь, и защитник «Вероны» хотел с ним сблизиться, но, чтобы сократить дистанцию, ускорился. Как только Дибала понял, что Бонуччи его увидел, а соперник набрал скорость, Пауло «взорвался» и быстро побежал вперёд. Защитнику потребовалось перекладывать корпус – инерция его тела оказалась направлена в сторону, противоположную рывку Дибалы, что позволило аргентинцу оторваться от преследователя, выиграть доли секунды. Более того, Дибала здорово балансировал на линии офсайда – когда Бонуччи решился-таки на перевод, Пауло был на грани. И в итоге он оторвался от всех защитников, но перевод получился не самым удачным – только это спасло «Верону» от гола.
В этом случае в открывании Дибалы нет ничего сверхъестественного – многие форварды мирового уровня часто раздёргивают защитников именно так. Сверхъестественное здесь другое: Пауло использует разные стили игры по ходу одного матча, путает соперников и становится самым непредсказуемым игроком «Ювентуса». Защитник «Вероны» мог лишь догадываться, что выберет аргентинец: ведь была ещё возможность сместиться ещё глубже, поближе к Рэмзи, тогда Бонуччи бы отдал на Аарона, и Пауло сумел бы отыграться с ним.
Ведение мяча во всех итальянских сезонах Дибалы было одним из лучших его умений: он мог пройти половину поля, дурача соперников. Никто не оспаривал его индивидуальное мастерство, вопросы вызывало другое – насколько это эффективно? Дибала умеет выбираться из немыслимых ситуаций, но всегда ли?
Теперь Дибала реже создаёт эти самые «немыслимые ситуации», ведь во многих случаях он оказывался в сложном положении, потому что передерживал мяч. При Сарри дриблинг Дибалы стал «умнее», Пауло нашёл баланс между стремлением к улучшению позиции и моментом, когда лучше расстаться с мячом. Это очень важно, так создаётся больше опасности у ворот соперника. Если Дибала видит качественное открывание, он среагирует на него, а не будет тащить мяч дальше.
Ситуация на скриншоте выше: Дибала сохранил мяч благодаря дриблингу и начал смещаться в центр. Что дальше? В ранние сезоны в «Ювентусе» он наверняка продолжил бы движение вперёд, чтобы пробить из-за штрафной. Но «современный» Дибала понял, что в данном эпизоде разумно отдать на Рэмзи из хорошей позиции. Эта передача стала голевой.
При этом Дибала не только сократил количество лишних касаний на дриблинге – само качество ведения мяча немного, но улучшилось. Речь не о разнообразии финтов, а о том, что Пауло стал лучше укрывать мяч корпусом за счёт понижения центра тяжести – теперь он просто не позволяет соперникам выскакивать из-за спины и отбирать мяч (если только ценой фола).
Дибала грамотно принимает мяч, укрывает его корпусом, разворачивается за счёт качественного ведения и вовремя переводит акцент атаки на правый фланг
Парадоксально, но, хотя Пауло отказался от ненужных затей в дриблинге, количество качественных длинных рывков с мячом выросло по сравнению с прошлым сезоном с 2,06 до 3,16 за 90 минут. Теперь дриблинг Дибалы – не только украшение матчей «Ювентуса», но и в большой степени важная ударная опция для атак туринцев.
Дибалу чаще всего критиковали за его стремление перекладывать все мячи под удобную левую ногу. Известная проблема многих левоногих футболистов – неумение играть правой – касалась и Пауло. Но теперь аргентинец чувствует себя увереннее, когда мяч попадает в правую ногу. Выше был один эпизод (на склейке из четырёх скриншотов), когда Дибала в касание отыграл на Пьянича – может, вы обратили внимание, что он сделал это правой ногой. Раньше в такой ситуации, скорее всего, Пауло потребовалось бы лишнее касание на прием мяча, затем подработку под левую, и уже левой ногой он бы отдал передачу… если бы его ещё не накрыли. В прошлых сезонах Дибала почти не использовал правую ногу при розыгрышах мяча, максимум простреливал в штрафную с правого фланга в динамике, потому что простреливать с правого фланга левой ногой очень неудобно.
Он вряд ли будет играть правой ногой, если время позволяет подработать под левую без ухудшения ситуации. Но то, что необходимость играть ТОЛЬКО левой постепенно отпадает, поможет Пауло выигрывать лишние секунды в простых эпизодах.
Это плюс и для партнёров. Для футболиста крайне важно уметь отдавать передачу в правильную, рабочую ногу, но некоторые ситуации могут не позволять сыграть на Дибалу так, чтобы он принял левой. Поэтому улучшенная обработка правой позволит сократить количество брака в целом.
Также в этом сезоне Дибала забил два мяча правой ногой: «Милану» и «Лацио». Окей, мяч в ворота римлян можно не считать: тогда Дибала просто добил в пустые с нескольких метров – там роль сыграло умение сделать рывок в нужную зону в нужное время. А вот против «Милана» Дибала переложил мяч под правую ногу, потому что в той ситуации иначе было нельзя, но не растерялся, пробил и попал в самый уголок, принеся команде победу.
Маурицио Сарри уделяет большое внимание работе игроков без мяча и не терпит лень в прессинге. Раньше Дибале можно было предъявлять за эту работу: там недоработал, тут поленился даже обозначить прессинг. Редкие моменты, когда Дибала включался-таки в давление, удивляли нас.
В этом сезоне Пауло не избегает черновой работы. Важно понимать, что Дибала слабоват в отборе – это не его работа, он креативный форвард, поэтому много овладеваний от его прессинга ждать не нужно (у Пауло по 0,97 овладеваний на чужой половине за матч). Его прессинг больше нужен, чтобы держать соперника в напряжении, ограничивая его во времени и пространстве.
Таким образом, Дибала всегда работает в штрафной площади соперника, если чужой вратарь при вводе мяча от ворот разыгрывает с ближним партнёром. По ходу игры Пауло тоже не выключается и обозначает давление на центральных защитников, пытаясь хотя бы выиграть несколько секунд для партнёров.
В этом сезоне «Юве» забил два мяча после отличного прессинга Дибалы. Рассмотрим оба примера.
Ольсен вводит от ворот. Дибала сначала караулил Смоллинга, но когда Ольсен отдал на Верету, Пауло сделал резкий рывок, выскочил из-за спины, накрыл замешкавшегося соперника и заработал пенальти, который реализовал Криштиану Роналду.
Клаван долго возился с мячом и не мог выбрать адресата для передачи, Дибала быстро сократил дистанцию с ним, Рагнар неуверенно отыграл поперёк – Криштиану Роналду оказался на перехвате и забил, но Дибала сыграл важную роль в данном эпизоде.
Любопытно, что в некоторых ситуациях в Дибале пробуждается азарт, и он работает в прессинге до конца. Он всё реже выключается из эпизодов, и в этом сезоне можно найти моменты, когда он преследовал соперника в длинных забегах, уходя глубоко на свою половину поля, хотя оборонительный блок «Юве» не прижимался к воротам.
Дибала увидел, что в теории может успеть на перехват. Не успел, но не выключился, добежал практически до своей штрафной и остановил Кьезу в подкате.
Чётко сформулированные задачи от Сарри (при свободном движении по полю Дибала должен выполнять задачи), ментальное взросление и индивидуальный прогресс Дибалы повлияли на игрока. Теперь Пауло Дибала раз за разом становится героем важных для «Юве» матчей.
Дибала в этом сезоне – машина результативности. В Лиге чемпионов он внёс огромный вклад в выход из группы с первого места: голами принёс победу над «Атлетико» и перевернул исход домашней игры с «Локомотивом»; голевыми передачами помог команде обыграть «Байер». В Суперкубке Дибала забил «Лацио», хотя это не помогло «Ювентусу» победить. В Серии А Пауло забивал важнейшие мячи «Интеру» и в первой, и во второй встречах, разбирал защиту «Милана», огорчал «Аталанту» в Бергамо и заработал пенальти с «Ромой».
Очень жаль, что футбол закрылся на карантин, когда Дибала вышел на пик формы. Этот сезон мог стать особенным для аргентинца, который медленно становится символом «Ювентуса». В любом случае, этого отрезка хватило боссам «Юве»: теперь они отогнали все мысли о возможной продаже la Joya, которые то и дело посещали их головы по ходу прошлого сезона. Более того: ходят слухи о скором продлении контракта Дибалы.