Оценка Мурило вне контекста Лиги чемпионов | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Оценка Мурило вне контекста Лиги чемпионов — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Игроки
ЛЧ
1 декабря 2020, 17:53
1 декабря 2020, 17:53
Оценка Мурило вне контекста Лиги чемпионов
Сергей Титов – с разбором защитника «Локо».
Содержание
01Стиль Мурило в обороне
02Основные ошибки в обороне
03Игра с мячом
04Мурило при Сёмине и Николиче: как изменились условия?

Динамика оценки Мурило и Марко Николича в России меняется примерно одинаково – от саркастичной, основанной на цитатах Василия Кикнадзе, к сдержанно-оптимистичной. Николич ставит «Локомотиву» простой футбол и точно нуждается в зимнем сборе для более полной картины, но при этом качественно развивает команду в некоторых аспектах – в первую очередь в построении начала атаки, создании численных преимуществ в начале атаки. До предыдущего отрезка с матчами через два дня на третий «Локомотив» также выглядел компактно внутри и перед своей штрафной без мяча. Мурило стал важной частью плана нового тренера – сразу попал в стартовый состав в пару с Чорлукой, больше не возвращался в опорную зону и визуально прибавил в надёжности.

Этот текст – попытка разложить, за счёт каких качеств играет Мурило, в чём проявляются его ошибки, которые пока не скрывает даже система Николича, и как ошибки всё-таки удаётся скрывать.

Стиль Мурило в обороне

Центральных защитников тяжело оценивать по данным без тактического контекста команды, но один показатель, не зависящий от стиля команды в обороне, всё же есть – процент выигранных единоборств в ключевых для центрального защитника зонах: своя треть и штрафная. По этим данным Мурило был в порядке и при Сёмине, но с момента назначения Николича лидирует в РПЛ среди центральных защитников по выигранным единоборствам внизу в своей трети (84,5%) и имеет нормальный, выше среднего по лиге, процент выигранного воздуха в зоне (67,4%). По числам легко нарисовать ложный портрет мощного проактивного защитника, наиболее эффективного в силовой борьбе, тем более что вместе с Мурило в тройке лучших по единоборствам внизу в своей трети поля – идеально подходящий под описание Рыков. Но Мурило доминирует в борьбе больше за счёт интеллекта, чем силы, что прослеживается по типичным для бразильца эпизодам.

При забросах из глубины на ход нападающему Мурило не пытается сразу выйти на траекторию движения соперника и выбить мяч (например, так часто делал Кверквелия) – он держит дистанцию, даёт принять передачу, но при этом оптимально располагается относительно нападающего. Он ближе к своим воротам, одной из ног закрывает дорогу в центр или створ, корпус развёрнут так, чтобы направлять нападающего от ворот, и он держит дистанцию, не позволяющую пробрасывать мяч мимо него к лицевой и оббегать на скорости. Под давлением игрок с мячом двигается от ворот, Мурило дожимает его к боковой линии или угловому флагу и уже там вступает в контакт – выбрасывает ногу в отбор или играет плечо-в-плечо.

Даже если в подобной ситуации игрок с мячом находит момент, чтобы развернуться лицом в поле и к Мурило, защитник очень хорошо держит дистанцию и корпус в ситуациях 1-в-1. При резком пробросе мяча в лицевую Мурило пересекает нападающему траекторию движения и не пускает к мячу. При движении в центр – всё ещё будет перекрывать створ и направит игрока с мячом к опорным, которые при позиционной обороне располагаются глубоко и хорошо держат центр перед штрафной.

Похожему принципу Мурило следует и при выходах из линии. Он реагирует на открывание игрока перед собой в недодачу, но только близко к штрафной может идти в отбор по первому касанию. Чаще Мурило позволяет сделать первое касание и уже затем резко сближается с соперником, накрывая второе касание. Как следствие, он даже не всегда идёт в верховую борьбу против нападающего: может отпустить нападающего от себя на пару метров, дождаться, пока он положит мяч после длинной передачи, и накрыть уже опущенный мяч.

Такой стиль ведения борьбы эффективен, но может быть использован против самого защитника. Лучшее решение, когда Мурило направляет игрока с мячом к боковой линии – передача назад ближайшему партнёру. Рыбус может выключаться из эпизодов, когда Мурило страхует его, и не читать такие передачи, а в створе периодически остаётся один Чорлука (один из опорных может сесть на подстраховку Мурило перед подачей, но делает это не всегда). Центр штрафной контролируется хуже, и можно подавать в штрафную, пока Мурило туда не вернулся.

При выходах Мурило из линии есть два удобных сценария для атаки. Первый – отыгрывать его передачами в касание, которые защитник либо просто не блокирует, либо не успевает заблокировать. Второй – удерживать мяч под давлением и дожидаться поддержки партнёров. Вдалеке от ворот Мурило может передать игрока, за которым вышел из линии, опорным, но перед штрафной он обычно доигрывает за соперником, не возвращаясь в линию. Тогда линия ломается, и дальнейшее развитие эпизода зависит от позиции Рыбуса. Если он сужает зону, можно доводить мяч во фланг, если не сужает – возникает карман между ним и Чорлукой.

Основные ошибки в обороне

Другая явная стилистическая черта Мурило – склонность к созданию искусственного офсайда: до передачи с открытого мяча он регулярно делает шаг вперёд. Даже при очень сильной отладке офсайдных ловушек их польза перекрывается вредом, когда они не срабатывают. У «Локомотива» эти ловушки не работают, и одна из причин – очевидная: напарник Мурило. Мы уже разбирали стиль Чорлуки, который обычно делает зазор перед нападающим и тем самым маскирует недостаток скорости: при передаче в ноги он успеет накрыть в момент приёма, при передаче себе за спину – будет в выигрышной позиции относительно нападающего с достаточной форой. То есть для Чорлуки естественно играть, создавая глубину линии – Мурило же, наоборот, поднимает линию выше.

Из-за этого возникают моменты, когда их действия не синхронизируются, причём обычно это происходит по вине Мурило. Он может сделать шаг вперёд, когда напарник держит нападающего перед собой и просто не готов подняться вместе с Мурило. Обычно он даже не оценивает положение партнёра и сам поднимает линию, возможно, ожидая той же реакции от Чорлуки – но для хорвата она противоестественна. В результате за спиной Мурило может возникать свободная зона. Особенно явно недостаток проявился в дерби со «Спартаком»: при игре 2-в-2 по центральным нападающим красно-белых Мурило, опекавший Ларссона, сделал шаг вперёд по открытому мячу. Чорлука был к этому абсолютно не готов, а Ларссон получил большое свободное пространство для рывка к воротам.

Мурило допускает и ошибки обратного свойства – может делать шаг к воротам, когда линия поднята, и создавать глубину для передач за спины партнёрам.

Ещё одна стабильная проблема Мурило – игра при подачах и прострелах. Обычно он держится впереди нападающего, стремится перехватить подачу или прострел и хорошо оценивает линию передачи. Но при этом Мурило ориентируется на мяч и не контролирует резкие открывания на опережение при подачах. Практически все удары после подач в зону Мурило наносятся после рывков на опережение, как ногами (от Игнатьева и Берга), так и головой (в моментах с засчитанным и отменённым голами «Атлетико» в московском матче).

Игра с мячом

Реклама Мурило как топового пасующего защитника тоже переоценивает его. Комплекс цифр рисует портрет защитника, редко рискующего, надёжного в простых передачах, чьё продвижение мяча выделяется на фоне лиги за счёт «фактора доминирующей команды»: то есть он проводит больше времени с мячом и, как следствие, сильнее продвигает мяч, чем защитники из команд, которые владеют мячом меньше и прессингуются более активно. У него 2-я в лиге после Старфельта точность передач среди центральных защитников (88,7%), но это больше говорит о характере пасов – а по частоте передач вперёд Мурило превосходит только 13,6% ЦЗ лиги. Впечатление подтверждается списком наиболее частых адресатов Мурило: Рыбус, Крыховяк, Чорлука, Гилерме, Лысцов.

Продвижение мяча вперёд Мурило чаще обеспечивает простыми диагонально-направленными передачами налево, где под него в зависимости от структуры начала атаки подстраивается Рыбус или Крыховяк (если Рыбус оказывается выше). Без давления он может отдать передачу между линий через полуфланг или центр, но обычно он видит предложения только в недодачу, при которых мяч после паса вперёд редко продолжает движение вперёд. Действительно сложных решений на мяче, развивающих командное владение, у Мурило мало.

У Мурило достойная техника средних и длинных передач. Без давления он направляет мяч к чужой штрафной резкими резаными передачами внутренней стороной стопы – мяч быстро долетает до адреса и приземляется к чужой штрафной на уровне груди или колена: очень неудобная высота для защитника, но удобная для нападающего, чтобы зацепиться за мяч и скинуть набегающим партнёрам. Похожая техника у его поперечных передач под давлением, только мяч уже летит на чуть меньшей высоте.

Главный технический ограничитель Мурило с мячом – очень слабая левая нога. Если ему перекрывают линию передачи без движения или идут к нему от крайнего защитника, Мурило разворачивается к своим воротам, с мячом под правой ногой, и пасует назад или поперёк. Как вариант, если линия передачи не перекрыта – правой на Рыбуса в глубокой позиции. Но если Мурило гонят прессингом из центра во фланг, он всё равно пытается подстроиться под мяч так, чтобы сделать передачу или даже вынести мяч правой. Левую он задействует крайне редко и пасует ей с очень низкой точностью: в аут или неудобно для приёма.

Есть ещё и когнитивный ограничитель – недостаточная оценка положения партнёров от Мурило. Он не сканирует поле, чтобы выбрать оптимальный адрес паса, а разворачивается с мячом в ногах в направлении адресата так, чтобы отдавать передачу по прямой линии. Даже когда Мурило быстро находит сильные решения под давлением, этот недостаток проявляется: он сначала подрабатывает мяч, затем замечает адресата после разворота на мяче и выпиливает передачу. Если разворачиваться на мяче мешают, он играет длинной без чёткого адреса. Это влияет на всю его работу с мячом. Даже когда давление низкое или с акцентом на закрытие линии передачи, Мурило может несколько раз подрабатывать мяч то в одну, то в другую сторону в поисках лучшего варианта, из-за чего может оказываться в «закрытом» положении корпуса и становиться более уязвимым к прессингу.

Ещё Мурило любит неоправданный риск, когда начинает атаку при перекрытой линии передачи – он может потащить мяч мимо прессингующего или отдать пас и забежать за прессингующего под стенку. Но если он теряет мяч при таком сценарии, за спиной возникает огромная свободная зона, куда можно быстро забросить мяч и без помех войти в штрафную.

Мурило при Сёмине и Николиче: как изменились условия?

Стиль Мурило не изменился после смены тренера: в ведении единоборств и начале атаки он стал визуально и статистически лучше, чем в прошлом сезоне – но не критично лучше. Взаимодействие с Чорлукой тоже не изменилось, хорват остаётся явным страхующим защитником в паре и управляет линией с помощью движения и подсказа. Так что впечатление, что Мурило растёт, скорее связано с изменением тактической среды – и здесь ему в том числе помогло решение Николича передвинуть Чорлуку направо в паре:

• «Локомотив» стал плотнее обороняться на флангах и реже, чем при Сёмине, допускать подачи в штрафную с игры: 13,16 в текущем сезоне против 16,18 в прошлом. Мурило стал реже обороняться против подач, как следствие – стало меньше ошибок в одном из самых неудобных для него сценариев игры.

• «Локомотив» чаще допускает передачи в ударных атаках с правого фланга и полуфланга: эта зона более уязвима за счёт серии факторов – Живоглядов слабее Рыбуса в обороне, правый вингер (если это не Игнатьев) хуже помогает без мяча, чем левый, Куликов позиционно слабее Крыховяка. При таком раскладе соперники, которые хорошо готовятся к «Локо», атакуют через дальнюю от Мурило зону. Как следствие – визуально меньшее количество ударов по воротам «Локо», при которых бразилец оказывается в центре внимания. С более опасного фланга может прилететь подача, но см. пункт 1 – подач тоже стало меньше.

• Теневая тема, которая тоже косвенно влияет на уровень давления в зоне Мурило – теперь в 4-4-2 перед ним обычно располагается Крыховяк. Даже на фоне его спада в текущем сезоне Крыховяк а) по-прежнему успешно перекрывает линии передач в зоне мяча, б) наиболее опасен у «Локомотива» в организации атакующих переходов, что проявляется и на уровне Лиги чемпионов – вспомните, как часто красно-зелёные начинали контратаки с передач Крыховяка. Эти две детали тоже заставляют реже играть низом через их зону.

То есть никакого скачка в развитии у Мурило не произошло и, скорее всего, не произойдёт. Резкость и поворотливость, и сейчас средние – против дриблёров на резких сменах направления он не успевает перестраиваться – могут только ухудшиться. Габариты останутся с ним. Интеллект на мяче требует очень долгого развития и не факт, что кто-то будет готов с ним возиться. Но сейчас у Мурило лучшие условия, чтобы позитивно выделяться, чем были раньше. А контекст Лиги чемпионов, где «Локо» обороняется глубоко и у центральных защитников очень много работы, подсвечивает лучшие качества бразильца.

Шутка о том, что «Локомотив» поставил целью на Лигу чемпионов продать Мурило, немножко реалистична.