Даже на фоне провальных последних сезонов «Милан» слишком низко опустился в начале осени. После поражения от «Фиорентины» в 6-м туре россонери опустились на 16-ю строчку, и отставка тактического гика Марко Джампаоло была лишь вопросом времени. Скорее всего, руководство поторопилось, и команда еще не привыкла к новым идеям тренера. Но в современном футболе это уже никого не интересует.
Переговоры с Лучано Спаллетти сорвались из-за его соглашения с «Интером», а вытаскивать команду со дна пришел Стефано Пиоли, которому явно не повезло с календарем. Если за первые 6 матчей Джампаоло наткнулся только на одного топа – «Интер», то Пиоли пришлось сразиться сразу с четырьмя: «Рома», «Лацио», «Ювентус» и «Наполи». Несмотря на все сложности и плохие результаты, в отдельных компонентах игры команда прибавляла по ходу работы с новым тренером.
Структура билд-апа менялась в зависимости от расположения крайних защитников. В первых своих матчах Пиоли размещал их асимметрично. Тео Эрнандес поднимался выше по флангу, а Конти или Калабрия создавал тройку в первой линии билд-апа. Разыгрывающий опорник и левая восьмерка составляли вторую линию.
Но в дальнейшем Пиоли задействовал и Конти, и Тео в широких позициях. Команда перестроилась на классическую для схемы 4-3-3 структуру билд-апа. Главное преимущество этой структуры – больше игроков в полуфлангах и оптимальное расположение для создания треугольников. Если два форварда в первой линии прессинга соперников вынуждают создать тройку, то это делает опорник, опустившись между ЦЗ – так в матче с «Наполи» периодически делал Билья.
Попадая под высокий прессинг и играя через Доннарумму, «Милан» выходит выносами в сторону форварда, но если есть время для подготовки передачи, Доннарумма выполняет диагональ на одного из фулбеков. Таким же способом «Милан» выходит из-под прессинга при ударах от ворот, преимущественно через Эрнандеса. Тео отлично действует под давлением, быстро обрабатывает пас в 1-2 касания и тащит мяч вперед, прикрывая корпусом. Если он не видит продолжения атаки, то жестко ставит спину и подставляется под фол. Пока «Милан» слабо строит атаки через центр, под прессингом россонери нередко сбиваются на вертикальные забросы вдоль фланга и лонгболлы на форварда.
Одна из главных идей в структуре 3-2: один из крайних ЦЗ затаскивал мяч во фланг и закидывал на ход вингеру/нападающему. Против «Ромы» это был один из основных принципов доставки мяча вперёд. «Рома» плотно перекрыла центр и активно прессинговала фулбеков, из-за чего забросы получались неподготовленными и неточными. В лонгболлах «Милана» тоже нет системности. Зона подбора не насыщается нужным образом, а нападающие слабо ведут борьбу: у Пёнтека 23,4% выигранных единоборств в атаке.
С переходом на стандартную для 4-3-3 структуру «Милан» лучше начинает атаки через короткий пас. У принимающего на фланге игрока чаще появляются варианты с отыгрышем в полуфланг на восьмерку. Иногда восьмерка уходит выше и вытягивает за собой соперника, тогда в образовавшееся пространство под стенку открывается крайний защитник. Подобные стенки и треугольники вырисовывались в играх с «Наполи», «Пармой» и «Болоньей».
Разберём основные идеи «Милана» в позиционных атаках через призму трёх типов преимуществ. Для построения атак команда должна использовать количественные, качественные и позиционные преимущества.
В создании количественных перевесов «Милан» в порядке. Миланцы активно перегружают фланги или создают численное преимущество в центре поля. Ключевой игрок в данном контексте – Хакан Чалханоглу. При предыдущих тренерах Чалханоглу никак не мог найти свою оптимальную позицию и роль в схеме 4-3-3. Привязка Хакана к флангу ограничивает его потенциал и не использует все его навыки. А для восьмерки Чалханоглу не давал нужный объем без мяча. Стефано Пиоли расширил его функционал. Номинально играя левого вингера, Чалханоглу перемещается по всей ширине поля и перегружает разные участки: опускается для помощи билд-апу, создаёт преимущество +1 в центре, нередко приходит в правый полуфланг, чтобы после получения мяча перевести на свободный противоположный край. В матче против «Болоньи» подобные функции выполнял Сусо – тоже удачно.
Суть качественного превосходства – создание ситуаций 1в1 для самых техничных игроков команды. Количественные преимущества тесно связаны с качественными. Например, когда Чалханоглу смещается с левого фланга в центр, он вытягивает за собой крайнего защитника соперника или хотя бы привлекает его внимание – в результате свободу получает Эрнандес. У Тео высокая скорость, он хорош на свободном пространстве. В среднем у него 4 попытки дриблинга за игру, и так часто идти в обводку ему помогают переводы мяча после перегрузов. Особенно часто Тео получал мяч широко в структуре 3-2-5.
Если перевести мяч диагональю, как на примере выше, невозможно, то перевод осуществляется двумя или тремя средними передачами через кого-то из полузащитников (чаще через опорника).
На правом фланге изоляции создают под Сусо. При Пиоли испанец выходит на привычной для себя позиции. Чаще всего Сусо принимает мяч на фланге и использует свой главный козырь – смещения в полуфланг/центр на дриблинге, передачи в штрафную или удары с левой.
В первых двух аспектах преимуществ команда Пиоли преуспела, но в позиционном еще нужно прибавлять. В плане расположения нет особых проблем: вертикальные каналы заполняются правильно, игроки редко дублируют друг друга, полуфланги и центр хорошо заполняются. Но чтобы механизм заработал, нужно больше динамики и подвижности в открываниях между линиями. Для комбинирования в треугольниках, проникновения через центр и полуфланги не хватало перекрёстных смен направления, ситуативной взаимозаменяемости, ложных рывков. Часть проблем решилась с переходом на 4-3-3, да и в последних матчах футболисты двигаются активнее, но есть проблемы и в самих игроках. Иногда они не замечают своих партнеров между линиями, в выгодных позициях, или просто принимают неправильные решения.
Ещё одна проблема – наличие в «Милане» игроков, не подходящих для позиционного футбола из-за ограниченного набора скиллов. Яркий пример – Франк Кессье. Для такого футбола он слишком слаб на мяче и чем ближе к штрафной соперника, тем больше допускает брака. Позиция восьмерки в 4-3-3 точно не для него.
Также у «Милана» возникают трудности в завершении атак. Отчасти влияет слабая реализация Кшиштофа Пёнтека (4 гола при xG 7.22), но не стоит во всем обвинять форварда. Стефано Пиоли на пресс-конференциях много говорит о конвертации ударов в голы, но проблема не только в этом. Доводка мяча в опасные зоны для удара тоже хромает, отчасти из-за неправильных решений в финальной трети. Уже упоминалось, что Сусо и Хакан обостряют через пас лучше всех в команде, но оба всё равно перегибают с некачественными дальними ударами, в большей степени Чалханоглу. В последние 2 сезона у Хакана более 3 ударов в среднем за 90 минут и только один гол при массе попыток.
Кроме склонности к дальним ударам, у «Милана» есть проблемы со вскрытием организованной обороны – тогда команда часто сбивается на беспорядочные кроссы. В штрафной практически всегда численное меньшинство, а подающий часто находится под давлением и не может подготовить подачу нужным образом. Косвенное доказательство – точность их кроссов (19%), предпоследняя в лиге: хуже подаёт только «Сассуоло», но команда Де Дзерби, в отличие от «Милана», навешивает очень редко.
По основным оборонительным показателям «Милан» на высоком уровне относительно лиги. Они допускают по своим воротам 11.5 ударов за игру (2-е место в лиге), а по xGA 18.56 — 5-е в чемпионате. По сумме точных передач соперников в зону радиусом 20 ярдов от ворот «Милан» второй в лиге с 62 допущенных передачами.
Команда Пиоли любит прессинговать высоко, по интенсивности они шестые в чемпионате (PPDA 8.07). В прессинге новый «Милан» использует обычную для схемы 4-3-3 структуру, заведомо более простую, чем у Джампаоло. Хотя бы по той причине, что чаще всего фулбеков соперника прессингуют вингеры, а не «восьмерки», и им не приходится покрывать огромное пространство/контролировать сразу двух оппонентов. Главная цель прессинга – спровоцировать пас на фланг и уже там прижать оппонента. На скрине пример прессинга против четверки защитников.
Пёнтек своим движением направил атаку в сторону Ди Лоренцо, а Бонавентура накрыл фулбека и провоцирует вынос. Дальний от мяча вингер контролирует дальнего ЦЗ, а восьмерки персонально следят за своими прямыми соперниками. Тео выдвигается за отскочившим в глубину вингером. Главный минус такого прессинга – уязвимость к переводу на противоположный фланг.
Против тройки ЦЗ структура не меняется кардинально. Тройка нападающих играет по тройке ЦЗ и направляет атаку во фланг. Когда мяч принимает латераль, то на него выбрасывается крайний защитник «Милана», а вингер перекрывает обратную линию передачи. Так «Милан» напряг «Лацио» в первом тайме и спровоцировал серию потерь мяча в начале атак.
Кроме того, треугольник центральных полузащитников «Милана» гибко перестраивается в зависимости от расположения ЦПЗ соперников и связывает их персональными ориентировками. На скрине выше показано, как против системы 3-1-4-2 Пакета и Крунич играют персонально по Савичу и Альберто, даже опустившись в одну линию к защитникам, а Беннасер поднимается для прессинга Лейвы. Когда «Лацио» начал разбивать прессинг в подобных ситуациях и ломать опорную зону, «Милан» перестроился, и по Лейве играла одна из восьмёрок.
В среднем и низком блоке «Милан» расставляется 4-1-4-1 или 4-5-1. Главный принцип не меняется. Центральные защитники часто агрессивно страхуют хавбеков. Один из ЦЗ выбрасывается, а тройка организовано сужает пространство за его спиной. Такой же принцип работает при выходах ЦЗ из линии для вступления в верховое единоборство. Связка Мусаккьо и Романьоли работает слаженно – оба и своевременно выходят из линии, и своевременно страхуют.
Ещё одно положительное качество оборонительной игры «Милана» при Пиоли – гибкость и умение подстроится под соперника. Это проявляется как в мелочах, так и в глобальных планах на игру. На матч с «Юве» Пиоли принял решение отзеркалить схему 4-3-1-2. В результате «Милан» качественно оборонялся и сбавил только после удачных решений Сарри.
Под «Наполи» Пиоли перестраивал структуру без мяча, чтобы сдержать Калиду Кулибали. Ни для кого не секрет, что левый ЦЗ «Наполи» хорош в продвижении мяча через пас и силовой дриблинг. Пиоли сдерживал Кулибали сначала использованием на позиции правой восьмёрки Кессье, а затем – крайнего защитника Калабрии.
Прогнозировать судьбу Пиоли и делать глобальные выводы пока рано, особенно с таким руководством клуба. Игра «Милана» все еще сыровата и есть много проблем, но так все и продолжится, если увольнять наставников дважды за полсезона. Но на данный момент Стефано Пиоли заслужил провести зимние сборы и поработать с командой в спокойной обстановке без давления прессы, фанатов и руководства.