Лучший ученик футбольного класса. То, что вы могли не знать о Юргене Клоппе | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Лучший ученик футбольного класса. То, что вы могли не знать о Юргене Клоппе — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Философия
АПЛ
26 мая 2018, 13:52
26 мая 2018, 13:52
Лучший ученик футбольного класса. То, что вы могли не знать о Юргене Клоппе
В день финала Лиги Чемпионов Алексей Черняк рассказывает о том, как формировался главный тренер Юрген Клопп.
Содержание
01Учитель, опередивший свое время
02Сначала был бег
03Появление гегенпрессинга
04Человеческие качества и команда

Учитель, опередивший свое время

Репутация «хэви-металлиста» закрепилась за Юргеном Клоппом во время работы в дортмундской «Боруссии». Агрессивный стиль игры его команд и не менее живое поведение самого тренера на бровке закрепили за ним образ футбольной рок-звезды.

Но на закате его игровой карьеры и в начале тренерского пути Юрген Клопп с таким же остервенением, что он сейчас скачет по бровке, делал только одно — впитывал всё, что говорил ему его тренер — Вольфганг Франк.

Немецкий специалист никогда не добивался больших футбольных успехов, но его влияние считается одним из самых мощных на большую плеяду нынешних немецких тренеров. В свое время помимо Клоппа с ним, как игроки, работали Йоахим Лёв (сборная Германии), Ральф Рангник («РБ Лейпциг»), Сандро Шварц («Майнц»), Торстен Либеркнехт («Айнтрахт» Брауншвейг), Юрген Крамны («Арминия»). Со всеми, кроме Лёва, Франк работал в одном клубе — «Майнце».

Сам Франк был идеологом Арриго Сакки. Он восхищался его работой в «Милане» и везде, где работал, пытался ставить похожую игру. Учитывая, что вся Германия на тот момент играла с либеро Франк выглядел инноватором и революционером. Четвёрка защитников, играющих не персональную опеку, а зональную, в середине девяностых казалась чем-то инородным в стране, которая привезла почти сорокалетнего Лотара Маттеуса на Евро-2000 в качестве либеро.

Обучение игре в четвёрку в линию проходило сложно. И помимо тренировок, на которых командная оборона оттачивалась раз за разом, обучение проходило и на теории, где главным оружием Франка был видеомагнитофон с нарезками. В создании видео, что в середине 90-ых было не самым простым процессом, ему помогал ему на первых порах молодой парень из местного университета Петер Кравец. Позже он станет главой скаутов в «Майнце», а потом поедет за Клоппом в Дортмунд и Ливерпуль.

«Видеосессии Франка всегда начинались в 7:30 утра и пугали нас. Мы занимали места в маленькой комнате возле завтрака, пока Франк работал со своими видеозаписями. Это казалось вечностью» , — вспоминал Торстен Либеркнехт.

Сам Клопп также безрадостно вспоминал те видеоуроки: «Мы посмотрели эти скучные видео раз 500, прежде чем Франк позволил обороне тренировать это на практике и с мячом».

Сын Вольфганга Франка Бенжамин вспоминал: «Клопп постоянно задавал вопросы, он хотел понимать смысл и цель того или иного упражнения. Папа советовал ему все записывать: обращения к команде, тактику, тренировочные режимы, игровые идеи. У него было ощущение, что Клопп найдет этому применение в один день. Наш отец определенно вдохновлял его на то, чтобы стать тренером».

Главной проблемой Франка была эмоциональная нестабильность. Именно поэтому он покидал «Майнц» сначала в 1997, а затем и в 2000-ом. Проблема для клуба заключалась лишь в одном: никого даже близко похожего на Франка в Германии на тот момент ещё не было. Поэтому в феврале 2001, когда ситуация начала окончательно выходить из-под контроля (17 место и угроза вылета из второй бундеслиги) генменеджер команды Кристиан Хайдель пошел на решительный шаг. Он подошел к Юргену Клоппу и сказал: «Ты умен, ты красноречив, ты понимаешь игру. Не хочешь попробовать побыть играющим тренером?». На тот момент еще защитник команды ответил: «Только тренером». Так появился тренер Юрген Клопп.

Сначала был бег

Первое время работы в «Майнце» Клопп строил на старых тренерских планах Франка. Для начала он навел порядок в обороне и пропустил в первых десяти играх всего девять мячей.

Оставшись на посту тренера по итогам сезона (а был ли у Хайделя другой выбор?), он постепенно развивал свое видение тренировочного процесса. В отличие от Гвардиолы и Моуриньо, которые делали акцент на работу с мячом, Клопп настаивал на другом: «Тренировка только с мячом — это миф. Ничего не тренирует выносливость лучше, чем бег, бег, бег».

Другим тренерским принципом Клоппа в начале его работы была повторяемость. Он, подобно своему учителю Вольфгангу Франку, заставлял игроков отрабатывать упражнения раз за разом. Только так можно было добиться автоматизации всех командных процессов.

Юрген решил продолжать работать с четверкой защитников в линию и зональной опекой, но к моменту, когда он поднялся с «Майнцем» в первую бундеслигу, многие немецкие тренеры также начали постепенно переходить на подобную схему. Поэтому с течением времени Клоппу пришлось совершенствовать свою игровую философию. Начиная в Майнце, как тренер, делавший акцент на оборону, он постепенно стал видоизменять игру команды. Постепенно «Майнц» стал встречать соперника все раньше и раньше. Клопп использовал выносливость своей команды, чтобы заставлять соперника делать ошибки.

Появление гегенпрессинга

Игру в атаке Клопп тоже модернизировал, отказываясь от просто быстрой доставки мяча вперед в пользу акцентированного и быстрого решения. После переезда из «Майнца» в Дортмунд Клопп добавил к своему «футболу на полном газу» еще один аспект — попытку вернуть мяч сразу после его потери. Для этого было необходимо, чтобы игроки атаки действовали как можно ближе друг к другу с одной стороны, а с другой — имели возможность постоянно следить за тремя-четыремя игроками соперников. «Насколько высоко (на чужой половине поля) окажется команда при завоевании мяча — необычайно важно», — так рассказывал про гегенпрессинг сам Клопп.

В чемпионском Дортмунде одной из тактических фишек, которая давала ощутимый результат и преимущество команде Клоппа было расположение нападающих. БарриосКагава, а затем Левандовски и Гетце при правильном расположении создавали такое давление на половине поля соперника, под которым вдвоем перекрывали сразу четырех игроков соперника. В последствие все тренеры бундеслиги пытались интепретировать эту фишку в свою игру.

Человеческие качества и команда

Но и это было не самым главным. Основным достоинством Клоппа является тренерское умение объединять вокруг себя людей. Об этом говорят, примерно все, кто с ним когда-то работал. Начиная от экспертов на телевидении, где он работал в 2006-ом году во время чемпионата мира, заканчивая игроками, многие из которых не смогли зарекомендовать себя нигде, кроме команд Клоппа.

В современном футболе крутой тренер — это не только гениальный тактик, отличный менеджер или тонкий психолог-мотиватор. Это все вместе.

«Когда я был игроком, у меня был талант для Ландеслиги (пятый дивизион), а голова — для бундеслиги. Поэтому я закончил во второй бундеслиге», — говорил о себе Клопп. О созданной вокруг себя команде Клопп всегда отзывался с большим уважением: «Игроки бьются за мяч, как в последний раз, и для меня это самый величайший показатель из всех, что есть … Желько (Бувач — его главный помощник — прим. авт.) — чемпион по реализации тренировок. Я учусь у него чему-то каждый день … Иногда очень сложно соответствовать вашим собственным требованиям, поэтому я искал того, кто сможет это сделать» (о помощнике Петере Кравеце — прим. авт.). Тем самым, он везде вокруг себя создавал команду единомышленников, которые были готовы идти за ним сворачивать любые горы.

Сегодня перед Юргеном Клоппом и его «Ливерпулем» новая гора. Болельщики почти не помнят, как она была покорена в последний раз, игроки — не знают, как это надо сделать, а Клопп остановился в шаге от её покорения в 2013 году. Смогут ли они все сегодня сделать одно общее дело? Ответ на этот вопрос узнаем через несколько часов.