Креативщик будущего. Тактический портрет Николо Дзаниоло | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Креативщик будущего. Тактический портрет Николо Дзаниоло — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Игроки
Серия А
29 января 2019, 18:47
29 января 2019, 18:47
Креативщик будущего. Тактический портрет Николо Дзаниоло
Михаил Громов – о новой звездочке «Ромы».
Содержание
01Универсальность
02 Прессинг
03Открывания
04Мощный дриблинг
05Недостатки

Многие любители кальчо узнали Николо Дзаниоло только этим летом – молодой итальянский полузащитник перешёл в «Рому» в результате сделки с «Интером» по Наингголану. Разговоров вокруг своей персоны Николо поначалу почти не вызывал: фанаты римской команды были опечалены уходом Раджи, и наличие нового таланта в распоряжении не успокаивало их. И уж точно никто не ожидал, что Дзаниоло так быстро пробьётся в основу…

Кроме тренера. Эузебио Ди Франческо уверяет, что включение Дзаниоло в сделку – его инициатива, якобы он был впечатлён игрой Николо и хотел заполучить его, а потом сходу приближать к основе. Словам тренера можно верить: дебют Дзаниоло в старте не заставил себя ждать, причём Ди Франческо не побоялся бросить его в экстремальную ситуацию – Николо дебютировал на «Сантьяго Бернабеу». Сам Дзаниоло заявлял в интервью, что узнал об этом тренерском решении в день матча. Но Ди Франческо принял его осознанно, это не было вынужденной мерой – Николо усердно тренировался, и алленаторе посчитал, что он потянет такой уровень.

За половину сезона Дзаниоло стал железным игроком старта «Ромы». Каков его игровой стиль и почему его можно называть креативщиком будущего? Как Николо сумел вырасти так быстро и над чем ещё следует поработать? Попробуем разобраться в игре этого полузащитника.

Универсальность

Первая причина, по которой Николо Дзаниоло можно считать креативщиком будущего – уже сейчас, в свои 19 лет, он приспособлен к игре на нескольких позициях в линии атаки: на взрослом уровне за «Рому» Дзаниоло поиграл в роли реджиста, меццала, треквартиста; использовался даже в качестве ложной девятки. И сохранял уровень на каждой позиции.

Дзаниоло – самый тактически гибкий футболист клуба: в стольких ролях не выступал ни один другой игрок «Ромы». Основное его преимущество в том, что он без потери в качестве меняет позиции в течение одной игры и адаптирован под разные схемы. Например, в игре с «Дженоа» Дзаниоло с первых минут играл ложную девятку, поддерживая вингеров Ундера и Клюйверта. Николо расчищал центральные зоны, которые заполняли вингеры (чаще – Клюйверт, Ундер понимал задумку хуже); сам же не представлял никакой угрозы воротам «Дженоа» — Дзаниоло нанёс лишь один удар за весь матч. Во втором тайме Ди Франческо перевёл команду на 3-5-2, и тогда Дзаниоло отошёл в тройку полузащитников и занял позицию восьмёрки в левом полуфланге. Ундер и Клюйверт стали номинальными нападающими, но турок много кренился во фланг, Клюйверт держался ближе к центру, а левый фланг заполняли Коларов или как раз Дзаниоло.

Дзаниоло регулярно меняет роль треквартиста на роль реджиста несколько раз за матч. Николо покрывает большое пространство в каждом матче благодаря такому движению по вертикали. В зависимости от игровой ситуации, Дзаниоло исполняет самую логичную роль. Когда у «Ромы» проблемы с выходом из обороны – он опустится и сам будет раскидывать диагонали из глубины (тем более в клубе нет профильного реджиста); если матч сбалансированный/«Рома» владеет инициативой, то Дзаниоло можно чаще всего встретить в финальной трети поля.

В финальной трети поля Дзаниоло тоже гибок: он любит свободу перемещения и часто оказывается не только в полуфлангах, но и вообще на флангах. Чаще всего Николо уходит в правую часть поля: он левша, поэтому смещаться в зону 14 или заходить в штрафную ему удобнее после смещений с правого фланга/полуфланга. Его движения в этом плане максимально похожи на движения Иличича или прошлогоднего Дибалы – увы, без двух таких наглядных сравнений в этом тексте не обойтись, они будут и в дальнейшем. Дзаниоло ближе к краю чувствует себя максимально комфортно: именно после прохода по правому флангу он забил свой первый гол; в игре с «Аталантой» на днях он заменил Ундера и выглядел полезнее турка – раздал две голевые передачи, был самым продуктивным игроком во время редких контратак.

Прессинг

Дзаниоло, в отличие от Иличича и Дибалы, чаще смещается в левую часть поля. Из левого полуфланга Николо много создаёт из глубины. Там же он зачастую выполняет работу без мяча – чуть ли не главное достоинство Дзаниоло. Николо – самый полезный игрок линии атаки «Ромы» в черновой работе, состязаться с ним может лишь Джеко, и то когда находится в своей лучшей форме.

Дзаниоло помогает Шику додушить соперника у углового флажка и создаёт самый опасный момент «Ромы» в матче

Лучшие матчи Дзаниоло в плане прессинга – с «Ювентусом» и «Реалом», что намекает на готовность Николо к важным играм. Вот карта эффективности прессинга Дзаниоло в матче с «Ювентусом», подтверждающая тезис.

Карта эффективности прессинга Дзаниоло в матче против «Ювентуса». Крестик – отбор (жёлтый – успешный, красный – неудачный/потеря мяча вследствие отбора соперника), кружок – подбор или перехват

Как видите, в игре с «Ювентусом» Дзаниоло овладевал мячом во многих зонах. Николо был лучшим игроком «Ромы» в том матче хотя бы по этой причине. И хотя главное единоборство Николо проиграл Бентанкуру и Де Шильо на левом фланге у своей штрафной (потом последовал навес, после которого Манджукич забил единственный гол в матче), именно его работа без мяча помогла «Роме» не только уйти от разгрома, который был бы закономерен, но и пару раз огрызнуться. Дзаниоло 8 раз отвоёвывал мяч для своих партнёров на чужой половине поля – сильная статистика для такого сложного матча.

Возможно, такая мегаактивность Дзаниоло связана с тем, что он хочет зарекомендовать себя на высоком уровне. Хочется верить, что Дзаниоло не начнёт лениться в будущем – а пока что в плане черновой работы он почти что гениален.

Открывания

Работа без мяча – конёк Дзаниоло, без зрелого движения Николо не смог бы пробиться на такой уровень. Николо лучший не только в плане прессинга, но и в плане открываний под передачи партнёров. Открываться между линиями – искусство, но, помимо эстетического удовольствия от таких приёмов, команда получает много пользы. Вновь обратимся к игре с «Ювентусом» – это лучший матч Дзаниоло и в плане открываний.

Николо был главным связующим звеном команды между защитой и атакой, и благодаря его поиску свободных зон «Рома» могла доставлять мяч на половину поля туринцев. Дзаниоло на приёме отрезал 81 соперника –для центрального атакующего полузащитника это топовые цифры. Николо активно двигался по горизонтали и вертикали и сделал много открываний между линиями «Юве». Дзаниоло также правильно прочувствовал слабость Пьянича в обороне и неопытность Бентанкура, поэтому открывался за их спинами, именно в левом полуфланге – открываться между Пьяничем и Матюиди было бы гораздо сложнее.

Типичные открывания Дзаниоло между линиями соперника

Дзаниоло комбинирует открывания за спинами с открываниями в опасных зонах (а ещё совмещает, что вообще здорово). Его способность делать ложные движения, избавляться от опеки, казаться невидимым просто поражает – это умение, конечно, пока не находится на уровне Икарди или Куальяреллы, зато оно более универсально. Николо шикарно открывается преимущественно не в штрафной площади, а за её пределами – особенно любит зону 14.

Николо Дзаниоло прочувствовал недоработку от опорников «Фиорентины» и в правильный момент «тихо» открылся в зоне 14. Идеальный приём мяча, хлёсткий подготовленный удар, с который оказался сложной задачей для вратаря

Мощный дриблинг

Ди Франческо многие критикуют, в том числе и я, и это справедливо. Но чего не отнять – атака «Ромы» в этом сезоне стала вариативнее, и рост стал возможен во многом благодаря тому, что Ди Франческо использует все качества Дзаниоло. Когда выйти из-под сильного прессинга через пас трудно, джаллоросси склоняются к индивидуальным действиям – и Дзаниоло даже в этом плане один из лучших игроков команды.

Зрелищный дриблинг Дзаниоло против «Интера» не только порадовал публику: главную задачу – доставить мяч в штрафную – Николо выполнил. Потеря произошла не столько из-за его небрежности, сколько из-за отсутствия вариантов для паса

Дзаниоло может разобраться один на один с соперником ничуть не хуже Ундера, который считается самым лучшим дриблером команды, часто делает ложный замах и прокидывает мяч влево – как Йосип Иличич. Что радует: Николо старается не вступать в лишний дриблинг – в отличие от Ундера, он не лезет напрямую раз за разом и скорее предпочтёт альтернативное развитие атаки, в дриблинге практически не делает лишних касаний. Вот почему Дзаниоло не лидер по progressive runs – он скорее расстанется с мячом, чем протащит его через половину поля. Хотя бросаться в длинные прорывы Дзаниоло тоже умеет – иначе бы не сделал четыре progressive runs против «Аталанты» и два против «Кальяри».

Недостатки

Первое, за что хотелось бы покритиковать Дзаниоло – слишком высокое количество ударов из-за пределов штрафной (44% ударов). Это характерная болезнь для многих футболистов с его позиции, и два самых ярких примера-доказательства из Серии А помимо Николо… вновь Пауло Дибала и Йосип Иличич. Дибала и Иличич порой любят бить с дурных позиций без подготовки: у обоих в этом сезоне процент ударов из-за пределов штрафной перепрыгнул за 50%. Да, они из года в год забивают такими ударами, но это не должно вводить в заблуждение – Дибале и Иличичу всё равно следует искать улучшение позиции. Пауло это понимает и работает над сокращением выстрелов (процент дальних ударов в прошлом году составлял 59, в этом – 51), Йосип пока что себе не изменяет.

Карта ударов Николо Дзаниоло

Динамику Дзаниоло отследить трудно, потому что он только недавно дебютировал на взрослом уровне, но факт перед нами: процент его ударов издалека нужно урезать. Меньше, чем у Дибалы и Иличича лишь потому, что «Рома» атакует реже – а «Аталанта» и «Ювентус», в свою очередь, две самые забивные команды чемпионата. Из 11 ударов Николо издалека в створ пришлось лишь четыре, и те, если отсматривать эпизоды, были произведены без должной подготовки, не из максимально выгодной позиции (кроме удара против «Фиорентины»).

Ещё. Йосип и Пауло имеют более качественный удар, поэтому у них больше оснований на удары издалека. Нет, Дзаниоло тоже бить умеет, причём лучше многих игроков линии атаки «Ромы», но удар всё-таки не сформирован до конца. Пока что Николо больше полагается на силу, а технику исполнения ему ещё предстоит подтянуть.

Из чрезмерной нацеленности на удар вытекает следующий недостаток Николо Дзаниоло – он не всегда рационально обращается с мячом. Это в чём-то одно и тоже, но не совсем: помимо эпизодов с ударами по воротам, Николо не всегда успевает правильно принять решение в нужный момент, и, как следствие, либо теряет мяч, либо упускает момент для наиболее опасного развития атаки. Общий скилл работы с мячом у Дзаниоло на качественном уровне, однако Николо иногда мешкает или, наоборот, спешит в слишком простых ситуациях. Но с опытом таких помарок должно стать меньше.

Николо Дзаниоло шикарно прессингует, но затем принимает худшее решение – сразу пробить. Ещё и удар не получился

И, пожалуй, последний существенный минус Дзаниоло: он одноногий, во многих моментах это мешает развитию атак. Николо вынужден перекладывать мяч под удобную ногу даже чаще, чем те же Дибала и Иличич – Дзаниоло использовал правую для удара лишь трижды – и все три раза даже были бы опаснее, если бы правая нога была натренированной. Впрочем, и сам Николо выделяет в своём интервью этот минус как самый главный.

***

Я изучил характер Дзаниоло – поверьте, это упорный парень, поэтому лично у меня нет никаких сомнений в том, что перед нами игрок высокого уровня в будущем. Уже сейчас сделано много, у Дзаниоло одна из самых лучших баз, остаётся лишь развивать наработанное – и здесь вопрос времени, трудолюбия, наличия практики. Время есть. Трудолюбие есть – на всех тренировках Дзаниоло максимально сосредоточен, не халтурит (по словам Ди Франческо). Практика есть.