Как играет «Славия»: опорник в стиле Бускетса, атакующий стиль и 6-3-1 без мяча | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Как играет «Славия»: опорник в стиле Бускетса, атакующий стиль и 6-3-1 без мяча — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Команды
ЛЕ
25 марта 2019, 17:42
25 марта 2019, 17:42
Как играет «Славия»: опорник в стиле Бускетса, атакующий стиль и 6-3-1 без мяча
Сергей Титов – о команде-открытии Лиги Европы.
Содержание
01Билд-ап и позиционная атака
02Позиционная оборона
03Стандарты
04В Лиге Европы «Славия» учится тактической гибкости

«Славия» развивается как один из самых прогрессивных клубов Восточной Европы в плане подхода к качеству и анализу футбола. Пражане сотрудничают с командой Full Report Scouting, подбирающей игроков на основе данных. Помощь с трансферами началась с покупки Микаэля Нгадо-Нгаджуя, теперь ключевого центрального защитника «Славии», а с лета аналитики отвечают за все трансферы пражан – подбирают игроков в более слабых командах чемпионата Чехии, в похожих лигах или с необходимыми для тактической системы функциями. Трансферной политике «Славии» помогает Том Лоуренс, создававший свою оборонительную метрику PATCH и писавший на StatsBomb. Из летних трансферов пока не сыграл только переход Яна Матоушека, сброшенного в аренду в родной «Пршибрам».

За этих игроков отвечает Йиндржих Трпишовски. Чешские журналисты видят в Трпишовском копию Юргена Клоппа из-за стиля одежды и вечной белой бейсболки, сам коуч фанатеет от работы Жозе Моуринью, но его подход к футболу – нетипично жёстко-комбинационный для Восточной Европы. Трпишовски зациклен на владении мячом, схеме 4-3-3, которую меняет очень редко (обычно на 4-2-3-1), многократно повторяемых паттернах позиционной атаки и видеоанализе, в том числе в личных беседах с игроками. Подход Трпишовского сделал «Славию» командой, против которой очень сложно защищаться из-за вариативности и гибкости идей.

Билд-ап и позиционная атака

В начале атаки «Славия» комбинирует структуры 3-1 и скошенную на один из флангов 2-2. Строение первой структуры – стандартное: опорник Соучек часто опускается на линию к центральным защитникам, располагается между ними и задаёт направление атаки. Чаще «Славия» проходит первую линию прессинга через левый фланг, куда смещается Нгадо-Нгаджуй. Камерунец комбинирует вертикальные пасы низом ближнему, Боржилу, верхом в финальную треть под рывок одного из вингеров, передачи восьмёрке, избавляющейся от прессинга, и даже диагонали на дальний край. Через Куделу «Славия» начинает атаки чуть реже, но вариативность решений правого ЦЗ – на том же уровне, что у Нгадо-Нгаджуя.

Над тройкой двигается одна из восьмёрок – или ищет момент для открывания в полуфланге, разбивая прессинг, или смещается к одному из флангов, где соперник создаёт меньшую плотность. Когда Соучек располагается над центральными защитниками, восьмёрка сама может опуститься на одну линию к ним. Обычно такие открывания делает Гушбауэр. После зимней паузы Гушбауэр чаще отдаёт место в старте Кралу, но новичок «Славии» выполняет те же функции при начале атаки.

Ключевая черта билд-апа «Славии» – маниакальная ставка на диагонали и растягивание прессинга соперника. Крайние защитники, Боржил и Цоуфал, подключаются очень высоко, а главные поставщики диагоналей на них – Гушбауэр и Стох, опускающиеся к центральной линии ближе к флангам. Трпишовски рассчитал все детали паттерна: соперники «Славии» часто отказываются от прессинга по мячу на флангах, перекрывая ближнюю к пасующему восьмёрку и высоко поднятого крайнего защитника, позиция Соучека в билд-апе позволяет высоко подниматься обоим крайним защитникам, а Гушбауэр и Стох делают очень качественные переводы на дальний фланг без давления. Так «Славия» уже неоднократно создавала ситуации 2v1 после диагоналей из глубины.

Стох получает мяч справа в глубине и готовит диагональ на дальний фланг

Боржил (на первом скриншоте он тянет руку на левом фланге) добегает до мяча, пущенного Стохом. Вместе с Змрхалом он создаёт ситуацию 2v1. После подачи «Славия» создаёт явный голевой момент

Идея с диагоналями Гушбауэра и Стоха показательна ещё и как пример вариативности «Славии» при владении. Глубинные плеймейкеры пражан могут сделать диагональ в центр, на принимающего спиной к воротам нападающего, под которым подбирают Траоре и один из вингеров. Они же делают вертикальные забросы по флангу к чужой штрафной, под которые обычно забегают два игрока «Славии», или передоверяют их ближним крайним защитникам. Сами диагонали на дальний фланг могут вырезать и Соучек, и Нгадо-Нгаджуй, и Кудела (хотя центральные защитники меньше рискуют и чаще забрасывают мяч вертикально по флангу).

Ещё одна вариация паттерна – диагональ на дальний фланг и пас принимающего крайнего защитника первым касанием. Это работает, когда принимающий далеко от штрафной, и на него вылетает соперник:

Идеального средства, как убивать диагонали «Славии», нет. «Спарта» пробовала персональные ориентировки по каждому игроку в структуре 3-1 – команда Трпишовского перенасыщала фланги и выходила через них. Помогала роль Стоха, вышедшего номинального правым инсайдом (это позволило выпустить ещё одну чистую восьмёрку, Траоре, и сбрасывать со Стоха прессинг). Если опускать две линии в свою штрафную, «Славия» будет беспрепятственно доводить атаки до подач и набивать дальнюю штангу – в этой зоне уязвимы даже команды с компактной защитой. Если прессинговать движением с центра на фланг, когда пас идёт Нгадо-Нгаджую или Куделе, можно избежать диагонали, но получить заброс за спину крайнему защитнику.

Кроме того, «Славия» качественно двигает мяч низом через центр. И Гушбауэр, и Соучек, и пока в меньшей степени Крал, открываясь над тройкой центральных защитников, хорошо ищут момент для открывания за спиной прессингующего игрока. Соучек при давлении 2v3 вытаскивает мяч через центр на рывках. Также полузащитники «Славии», вытягивая на себя прессингующих в центре, создают свободу для рывков центральных защитников через эту зону – редкий, но тоже используемый вариант. Проходя первую линию прессинга, пражане тоже комбинируют варианты: чаще делают забросы за спины, но могут низом довести мяч до зоны 14.

Два игрока «Дуклы» прессингуют Соучека, один из них перекрывает линию паса, даже ускоряясь на Куделу. Соучек отклеивается от опекуна, смещается правее, получает мяч и рвёт прессинг

Единственный проблемный игрок «Славии» в билд-апе – вратарь. Ондржей Коларж часто выходит за штрафную, чтобы сорвать атаки соперника, но слабо играет ногами. По точности коротких передач Коларж – только 9-й вратарь чемпионата Чехии среди основных и слабейший среди голкиперов топ-команд (208 передач, 8 неточных). В стрессовых матчах Коларж испытывает проблемы даже в ситуациях без прессинга, при ударах от ворот. Вратарь частично компенсирует недостаток мощным броском рукой на полполя – так Коларж начал вторую голевую атаку в пражском матче с «Зенитом» – но ноги при таком стиле «Славии» он использует чаще.

В финальной трети «Славия» тоже максимально использует ширину. Пражане часто создают 2v1 на флангах, доводят мяч в штрафную через навесы (18,8 в среднем за игру) или делают передачи под себя к линии штрафной, откуда бьёт Стох. Ещё один вариант – пас низом в центр под резкое открывание нападающего, обычно Олайинки. Кроссы долетают и в центр, и на дальнюю штангу, и «Славия» большими силами набивает штрафную – часто в центр вбегают Соучек и Крал, а дальнюю замыкает второй крайний защитник. Розыгрыши через передачи низом, бьющие линии – альтернативный, но реже работающий вариант.

Позиционная оборона

Главная задача «Славии» без мяча – плотно перекрыть центр. Пражане используют жёсткий man-oriented-прессинг по центральным полузащитникам соперника, персонально опекая их и в билд-апе, и у своей штрафной. Трпишовски – ярый фанат такого прессинга, а специфика чемпионата Чехии позволяет еженедельно тренировать его. Схема 4-2-3-1 – до сих пор самая популярная в лиге: 11 команд используют её как ведущую, в том числе конкуренты по топ-3, «Спарта» и Пльзень. Треугольник «Славии» развёрнут так, что Соучек может плотно играть с десяткой до чужой штрафной, а два других центральных полузащитника свяжут опорников. Олайинка или Шкода плотно перекрывает лучше пасующего защитника соперника – второй получает больше свободы, но на уровне чешской лиги это неопасно.

Если полузащитники соперника меняются позициями, игроки «Славии» сохраняют ориентировки, а не разбирают новых оппонентов в тех же зонах. Для оценки прессинга пражан показателен гостевой матч с «Генком». Траоре плотно опекал Хейнена, Крал – Малиновского, Соучек – Посуэло. И при смене позициями, и при переходе из атаки в оборону полузащитники «Славии» стремились сохранять ориентировки.

Самый интенсивный полузащитник в треугольнике «Славии» – Томаш Соучек. Пока соперник начинает атаку вдали от Соучека, он плотно опекает десятку, но как только мяч доводится в зону Соучека, опорник включается по мячу и доигрывает эпизод строго по нему, выбрасываясь и к флангам. Движение Томаша без мяча похоже на то, как в «Барселоне» периодически используется Серхио Бускетс – Соучек тоже рискует, покидая опорную зону и оставляя большую зону за спиной. Выжимая атаку соперника к своим воротам, Соучек доигрывает до вратаря и провоцирует длинную передачу, которую уже готовы перехватить другие игроки в центре.

Обратная сторона такой активности – потенциальные провалы в опорной зоне и быстрые контратаки, если обыгрывать Соучека на дриблинге или отыгрывать передачами в касание. Во-первых, Трпишовски замаскировал такие провалы умной подстраховкой. «Славия» не бросается в контрпрессинг центральными защитниками, увеличивая площадь свободных зон, а откатывается линией обороны к своей штрафной и создаёт плотность в центре. Во-вторых, сам Соучек доигрывает почти все эпизоды, где его обыгрывают. Это ключевое позитивное отличие чеха от Бускетса – если Бускетс не успевает назад, иногда возвращается пешком (не из-за лени, а из-за недостатка физических данных, невозможности сделать второй мощный рывок), то Соучек продолжает реагировать на мяч.

Соучек проигрывает подбор, соперник развивает контратаку через фланг. Соучек доигрывает по мячу, плотно накрывает принимающего пас на фланге игрока 1v1. Центральные защитники «Славии» страхуют Соучека

На своей половине «Славия» перекрывает центр уже двойным блоком. Тройка полузащитников всё так же разбирает своих игроков, но чаще отбирает мячи, перенасыщая зону вдвоём-втроём: Соучек чувствует моменты, когда нужно помочь в полуфланге, а Траоре и Гушбауэр – эпизоды в центре. Четвёрка защитников сужается и располагается по линии штрафной. Очень глубоко опускаются вингеры, часто расстановка «Славии» без мяча выглядит как 6-3-1.

Классическая структура «Славии» при обороне на своей трети, близкая к 6-3-1. Четвёрка защитников расположена очень компактно. Вингеры Стох и Олайинка покрывают пространство на флангах. Треугольник Гушбауэр-Соучек-Змргал создаёт плотность на мяче. Низко отрабатывает Шкода

Такая структура на своей трети и специфика перехода в оборону делают «Славию» менее уязвимой, чем классическая комбинирующая команда («Краснодар», «Спартак» при Каррере). Пражане допускают 3,84 ударов в среднем за 90 минут после позиционных атак и очень мало пропускают – всего 4 мяча в чемпионате Чехии, 6 в Лиге Европы.

Главная слабость «Славии» в позиционной обороне – диагонали в коридоры, за которые отвечают крайние защитники, особенно Боржил. Вингеры, несмотря на низкую позицию, при передачах из средней трети теряют концентрацию и допускают открывания за спину, а Боржил и Цоуфал зациклены на опеке своего игрока – как следствие, могут выброситься за ним и увеличить площадь свободной зоны.

Классическая для «Славии» ситуация – игрок соперника открывается слишком широко для Боржила и слишком высоко для Олайинки. Пас на Травника проходит в коридор между фланговыми игроками.

Передачи в эти коридоры провоцируют подачи с флангов, против которых «Славии» тоже не очень комфортно. Лучший из центральных защитников по игре в воздухе в своей штрафной, Нгадо-Нгаджуй, выигрывает только 67,9% верховых единоборств. Плюс на выходе может допустить ошибку Коларж.

Стандарты

Фланговые штрафные и угловые «Славии» очень эффективны – команда конвертирует в удары 37% своих стандартов, причём на проблемных отрезках сезона (старт с проваленной квалификацией Лиги чемпионов и декабрь) конвертация улучшалась до 41-43%. При этом Трпишовски не использует сложные розыгрыши. Главное, что делает стандарты «Славии» опасными – подачи Мирослава Стоха, иногда Йозефа Гушбауэра, и движение в центре штрафной.

Типичный угловой «Славии» – подача в центр штрафной, где игроки создают ситуацию 4v4 до подачи, резко разбегаются в разные стороны и идут на опережение. Обычно четвёрку создают Нгадо-Нгаджуй, Шкода, Соучек и ныряющий на дальнюю штангу Кудела.

При этом «Славия» отлично использует дальнюю штангу. Периодически там остаётся абсолютно свободный от опеки игрок, как Фрыдрых на скриншоте выше или Крал в первом матче с «Севильей». Любой из четвёрки, кроме Нгадо-Нгаджуя, может нырнуть на дальнюю из центра. Чистые подачи на дальнюю делает только Стох, но игрок на дальней помогает перед воротами и после выигранных подборов. Против зоны «Славия» тоже использует четвёрку разбегающихся к воротам игроков, подачи в центр или на дальнюю штангу в темп.

Ещё один альтернативный вариант, который используется редко – перенасыщение вратарской в стиле «Спарты», одновременно с которым создаётся движение в центре штрафной. Так «Славия» забила «Севилье» – создала 3v3 на 11-метровой, откуда Шкода отклеился на дальнюю штангу, и перенасытила ближнюю, куда пошла скидка.

При фланговых штрафных «Славия» использует тот же принцип – Стох подаёт в центр, а четвёрка игроков разбегается и замыкает подачи с рывка.

В Лиге Европы «Славия» учится тактической гибкости

Матчи Лиги Европы с «Севильей» открыли Йиндржиха Трпишовского с новой стороны – как тренера, адаптирующего схему под сильные качества соперника, но сохраняющего свои базовые принципы игры. И в Севилье, и в Праге «Славия» использовала две разных схемы, обе вообще не использовались на сезонной дистанции, а на домашний матч Трпишовски подготовил абсолютно новый план с незнакомой команде структурой защиты.

В первом матче Трпишовски использовал расстановку 4-4-2 ромб, но её можно интерпретировать как 4-3-3 с ложной девяткой из-за гибкой роли Мирослава Стоха – тренер построил тактику «Славии» вокруг него. При начале атак «Севильи» Стох создавал численный перевес 4v3 в центре, опекая Банегу или перекрывая линии передач на него, и накрывал Кьера в первой линии обороны. При Мачине Банега окончательно стал одним из лучших игроков мира по разбитию прессинга своим движением, и если бы Трпишовски сохранил стандартные ориентировки, как в 4-3-3, Банега вытаскивал бы одного из полузащитников за собой, создавая большой коридор.

Трпишовски полностью адаптировал под «Севилью» прессинг – Стох по Банеге с переключениями на Кьера, Змргал жёстко по Меркадо, Масопуст по мячу, тоже с частой опекой Кьера. «Славия» загнала билд-ап «Севильи» в Серхио Гомеса, худшего пасующего из четвёрки испанцев, и заставила «Севилью» начинать атаки длинными передачами.

В позиционной защите «Славия» использовала стандартные 6-3-1, где Стох занимал самую высокую позицию, но из-за новой схемы Трпишовски изменил перестроение в шестёрку. Боржил и Цоуфал располагались широко, а полуфланговые коридоры заполняли крайние центральные полузащитники – Крал и Траоре, резко садившиеся назад. Номинальные форварды, Змргал и Масопуст, навязывали борьбу в центре вместе с Соучеком (правда, очень редко её выигрывали).

Такая структура требовала от Крала и Траоре быстро опускаться к защитникам, когда игроки «Севильи» готовили диагонали или длинные передачи в уязвимые фланговые коридоры. Соучек при этом выдёргивался из опорной зоны на мяч. Так «Славия» разбивалась на два блока, игнорируя большую свободную площадь в центре.

Переход «Славии» в атаку и позиционки строились вокруг Стоха. Он очень глубоко искал мяч в центральной зоне, а номинальные нападающие в схеме, Змргал и Масопуст, открывались широко на флангах, шире крайних центральных защитников «Севильи». Получая мяч, Стох быстро разворачивал атаку на один из флангов. Уже перед чужой штрафной нападающие-вингеры делали передачи под себя к линии штрафной, под удар, куда как раз вбегал Стох.

У плана Трпишовского в Севилье было две явных слабости. Первая – недостаточное заполнение штрафной: Стох не сделал ни одного касания внутри штрафной, а крайние центральные полузащитники, Крал и Траоре, редко и бессистемно заполняли штрафную. Как следствие, «Славия» нанесла всего 1 удар из штрафной с игры, от Змргала после открывания широко на фланге (только пас из глубины отдавал Соучек, а не Стох).

Вторая слабость – те самые диагонали и забросы от «Севильи». Из-за более сложной системы перестроений в шестёрку «Славия» часто получала моменты у своих ворот, когда Крал и Траоре не успевали перестроиться.

Диагонали, проблемы билд-апа под высоким прессингом и удобный счёт 2:2 спровоцировали новую идею Трпишовского на ответку – 3-1-4-2, зеркалку тактики «Севильи».

Даже несмотря на модуль 3-Х-Х, использованный Трпишовским впервые в сезоне, «Славия» сохранила главные тактические принципы. В центре поля пражане снова создавали перевес 4v3 за счёт Стоха, а перед своей штрафной снова перестраивались на узкие 6-3-1. Соучек, как обычно, выдвигался по мячу, Траоре и Стох помогали Соучеку по бокам от него, а Крал опускался к центральным защитникам, перенасыщая центр ещё сильнее.

Так «Славия» получала 4v3 в центре ещё и в задней линии, которую «Севилья» при Мачине всегда атаковала минимум тремя игроками (или 6v5 при подключениях латералей). Ещё одно преимущество – возможность высоко накрывать Мунира и Сарабию, подвижных инсайдов «Севильи», с помощью крайних центральных защитников. Нгадо-Нгаджуй оставался на подстраховке. Проблемы возникали, когда «Севилья» создавала 2v1 в зоне одного из центральных защитников, обычно Куделы. Со стандартным движением пражане справлялись.

При владении «Славия» снова агрессивно использовала ширину и высоко подключала вингбэков. Из-за наложения расстановок соперников справа друг против друга играли Масопуст и Промес – диагонали на этот фланг часто продолжались рывками в свободные зоны, и в атаках «Севильи», и в атаках «Славии». Слева, помимо широких открываний Боржила, пражане создавали ситуации 2v2 – левому вингбэку помогал Крал.

Высокие подключения Боржила и Масопуста стали ключевым фактором успеха «Славии» в позиционной атаке (наравне с качественными стандартами). Пенальти перед вторым голом Боржил заработал, забегая под диагональ за спину Навасу со своей половины поля. Перед третьим голом «Славия» перенасытила правый фланг с помощью вышедшего на замену ван Бюрена, причём довела мяч до голландца не диагональю, а через розыгрыш низом. Только в последней 15-минутке, с выходом высокого защитника Фрыдрыха в нападение, слависты перешли на частые длинные передачи к чужой штрафной.

В четвертьфинале Лиги Европы «Славия» сыграет с «Челси», на который очень хотел попасть Трпишовски. Против Маурицио Сарри тактическая гибкость тоже пригодится – «Славия» ни разу в сезоне не владела мячом меньше 42%, а худшие матчи по контролю (дома с киевским «Динамо», против «Сигмы») сыграла в начале сезона, когда Трпишовски только прививал идеи. Новые тактические настройки необходимы – например, чтобы одновременно использовать жёсткие ориентировки по Жоржиньо и обоим пасующим центральным защитникам. Но принципы футбола «Славии» сохранятся, независимо от схемы. Так что пара «Славии» с «Челси» – более интересная для нейтрального зрителя, чем кажется на первый взгляд.