Как играет «Аталанта». Гасперини поставил самый жёсткий персональный прессинг в Европе | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Как играет «Аталанта». Гасперини поставил самый жёсткий персональный прессинг в Европе — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Команды
Серия А
21 июня 2019, 10:53
21 июня 2019, 10:53
Как играет «Аталанта». Гасперини поставил самый жёсткий персональный прессинг в Европе
Сергей Титов – о главном открытии сезона в кальчо.
Содержание
01Прессинг при начале атаки соперника
02Экстремально высокие включения центральных защитников в прессинг
03Как разбить эту оборону?
04Начало атаки. Почему так важен перекат мяча
05Гомес – Иличич – Сапата
06Коротко о стандартах в атаке

«Аталанта» Джан Пьеро Гасперини вписывается в тактический тренд современного футбола на высокий прессинг, но даже на фоне других успешных прессингующих команд «Аталанта» уникальна. Ни в кальчо, ни в других топ-лигах Европы никто, кроме Гасперини, не использует тотальный man-marking-прессинг, за счёт которого команда высоко возвращает себе мяч и строит быстрые атаки. При этом «Аталанта» лидирует в чемпионате Италии и по основным атакующим показателям – количество ожидаемых и реальных голов, обводок, атак, передач в глубокие зоны.

Эта команда уникальна и для Гасперини. В 1997-м, когда в кальчо возникла мода на 4-4-2, Гасп съездил на стажировку в «Аякс» к Луи ван Галу, восхитился принципами голландцев в схеме 3-4-3 при владении и переходе в оборону, и перевёз модель игры в Италию. С того момента Гасперини не отходит от модуля с тремя центральными защитниками. Второй виток развития тактики, судя по интервью тренера – гостевой матч «Дженоа» против «Ювентуса» в марте 2015-го: «До этого момента я был догматичен в отношении численного превосходства в обороне. Но против «Ювентуса» я поставил Бурдиссо и Де Майо персонально против Тевеса и Льоренте. Так я заработал ещё одного игрока [Ронкалью] для наших собственных ходов. Защитники «Аталанты», выбегающие в атаку, исходят из той же логики».

Этот текст – самый подробный разбор принципов игры Гасперини на русском языке.

Прессинг при начале атаки соперника

Цель Гасперини при высоком прессинге – связать игроков, двигающих мяч через центр. Треугольник Сапата-Иличич-Гомес выстраивается вершиной вниз: если соперник начинает атаку от вратаря, рискованно отдавать и центральным защитникам (их опекают Сапата и Иличич), и разыгрывающему опорнику (его со спины накрывает Гомес). Треугольник «Аталанты» всегда высоко прессингует при ударах от ворот, при владении вратаря и в ситуациях, когда соперник на своей половине подбирает бесхозный мяч – например, после неточной длинной передачи.

Гасперини добивается выхода соперника из-под прессинга через длинные передачи, на перехват которых выскакивают центральные защитники «Аталанты». Если соперник пробует выход через короткий пас, то даже наименее рискованный вариант – пас центральному защитнику под дальнюю ногу – уязвим к прессингу. С одной стороны на игрока давит Иличич или Сапата, делающий движение по диагонали из центра ближе к флангу, с другой – боковая линия. Крайний защитник, предлагающий себя под игрока с мячом, тоже попадает под прессинг. И самым надёжным вариантом для игрока с мячом становится длинная передача.

Щенсны пасует Ругани под дальнюю ногу. Сапата сразу включается в прессинг, перекрывая Ругани траекторию для паса через полуфланг и рывка. Сапата вытесняет Ругани в боковую линию, где он упускает мяч

Также треугольник прессинга чутко реагирует на триггеры. Главный из них – разворот атаки с фланга в центр, к защитникам или разыгрывающему опорнику. До триггера Сапата, Иличич и Гомес могут обороняться в других зонах – например, на флангах – но сразу после паса в центр создают такой же компактный треугольник, провоцирующий передачу или назад, или в борьбу, или с риском потери.

Пас из полуфланга в центр Джану. Он получает мяч спиной к воротам. Со спины его накрывает Гомес, Сапата и Иличич перекрывают оба варианта паса на центральных защитников. Джан с центра поля отдаёт вратарю

Тот же принцип работает и в среднем блоке. Сапата и Иличич при доводке мяча до центрального защитника плотно играют с ним, мешая отдавать и вертикальный пас, и поперечный, Гомес мешает играть через разыгрывающего опорника. Крайние защитники свободны, но вингбэки «Аталанты» включаются в прессинг сразу после паса на фланг – причём дальний крайний, по эпизоду ниже Гозенс, готов и к подстраховке центральных защитников при длинной передаче.

При развороте атаки соперника на фланг треугольник прессинга «Аталанты» сохраняется, но сдвигается ближе к флангу. Иличич справа и Сапата слева могут сместиться ближе к крайнему защитнику, чтобы перекрыть направление передачи крайнему центральному, а дальний игрок в первой линии прессинга – занять позицию между центральными.

Иличич и Сапата, в меньшей степени Гомес не вступают в активный отбор против своих оппонентов, а выжимают их назад. Это формирует любопытные данные. По данным твиттера @TacticsPlatform (это данные за февраль, но по визуальной картине весной тенденция стала ещё более ярко выраженной), «Аталанта» допускает большую, чем в среднем по лиге, точность передач соперника на своей трети в полуфлангах перед своей штрафной и в центре чуть выше – это зоны, где наиболее часто располагается треугольник прессинга. При этом «Аталанта» чаще стандартной команды кальчо провоцирует передачи соперника назад и в полуфлангах средней трети, и во всей центральной зоне.

Чем цвет ближе к красному, тем хуже команда относительно средней по лиге. Чем цвет ближе к синему – тем лучше

«Аталанта» адаптируется и к альтернативным вариантам билд-апа. Если к игроку, опекаемому Гомесом, на одну горизонтальную линию опускается ещё один центральный полузащитник, его накрывает Фройлер или де Рон – в зависимости от полуфланга, в котором открывается соперник. Если опускается один из игроков группы атаки, за ним следует кто-то из центральных защитников, чтобы сохранить персональные ориентировки Фройлера и де Рона. Такую идею использовал «Наполи», где очень глубоко опускался под начало атаки Кальехон – за ним выбрасывался Мазьелло, причём после паса Кальехона назад мог доиграть в прессинге до вратаря.

Обычно структура прессинга с двумя игроками в первой линии уязвима против структуры билд-апа 3-1, с тройкой центральных защитников, и к каждому матчу штаб подстраивается под силы/слабости игроков в билд-апе соперника. Гасперини придумал единую идею прессинга: Сапата накрывает центрального защитника в тройке, Иличич – левого центрального, Гомес – опорника, а правый ЦЗ остаётся свободен, вне зависимости от его качеств в начале атаки. Конечно, вратарь разыгрывает мяч через него, и после приёма мяча его на рывке накрывает Фройлер, а в его зону выдвигается левый центральный защитник. Выбор полуфланга, куда загоняется владение соперника, связан с характеристиками полузащитников – де Рон лучше Фройлера страхует зоны, освобождённые высоко прессингующими защитниками.

Аналогично высокий прессинг «Аталанты» подстраивается и под другие варианты начала атаки. Разыгрывающий опорник садится на одну линию к центральным защитникам – тогда Гомес в ответ поднимается в первую линию прессинга и формирует 3v3. Центральный защитник пытается пройти сквозь треугольник на рывке, а опорник стягивает на себя Гомеса – тогда сужают Фройлер, де Рон и отыгранный нападающий.

Ошибки «Аталанты» в высоком прессинге могут возникать при передаче игроков друг другу, когда прессингующие располагаются на непривычных для себя позициях. Пример из матча с «Наполи»: Сапата, обычно заполняющий левый полуфланг, оказался в центре против Руиса, но после паса Луперто вратарю потерял позицию – сначала сместился к Аллану, затем побежал на голкипера. Де Рон вынужденно сместился к центру, при этом Хюсай на фланге остался один. Правый защитник Хатебур не мог его накрыть – выше его связывал Зелиньски.

Гомес увидел ситуацию и подсказал де Рону, что Хюсай один, но получилось даже хуже – де Рон метнулся к флангу, Руис без давления получил мяч, а затем без давления сделал диагональ.

Иногда ошибочное движение в прессинге допускает Папу Гомес – накрывает игрока, которого уже опекает Сапата/Иличич, упускает линию передачи на опорника и останавливается, когда его отрезают пасом.

Экстремально высокие включения центральных защитников в прессинг

Если цель прессинга верхнего треугольника – не допустить открытый мяч, а вингбэков – как можно быстрее закрыть открытый мяч, то Фройлер, де Рон и особенно центральные защитники в системе Гасперини реагируют на открывания под первый пас спиной к воротам «Аталанты». Им не обязательно резко вступать в отбор/перехват со спины, главное – сохранять компактность и своим включением провоцировать пас назад. При высоком прессинге и контрпрессинге центральные защитники «Аталанты» накрывают в средней и даже финальной трети. Самый активный в таких включениях – Паломино.

Система перемещения центральных защитников не зависит от игроков – «Аталанта» подобрала плюс-минус одинаково резких и агрессивных ЦЗ. С таким набором защитников Гасперини тасует без потери качества и состав тройки центральных защитников (рекорд сезона – 4 матча подряд со связкой Мазьелло-Джимсити-Манчини), и позиции игроков в тройке.

При этом система Гасперини – очень сложная для освоения. Центральные защитники «Аталанты» тоже нацелены на man-marking-прессинг, но когда один из ЦЗ выдвигается из линии за своим игроком, остальные должны правильно читать ситуацию – или продолжать жёсткую опеку, или перестроиться на подстраховке (либо оба страхующих ЦЗ на одной линии, либо крайний ЦЗ выше, центральный ниже). Вот классический пример для «Аталанты». Дибала опускается в центр под первый пас, за ним выдвигается левый центральный защитник Паломино. Это ложное открывание – Дибала уходит от мяча, а Хедира начинает забегание от Фройлера в зону Паломино.

Под первый пас отскакивает Роналду. В обычной ситуации это игрок Джимсити, центрального в тройке, но здесь его накрывает Толой, заставляя принимать мяч спиной к воротам. Бернардески, которого в обычной структуре опекал Толой, смещается на фланг – там его закроет и вингбэк Хатебур. Что делает Паломино: чувствуя, что Фройлер не успевает за рывком Хедиры, он передаёт ему Дибалу и сам делает ответный рывок). Если Толой вдруг даст Роналду развернуться, сзади у «Аталанты» уже готова подстраховка – Джимсити и смещающийся в центр Кастань.

При этом если зеркальный эпизод вытянет правого центрального защитника, он продолжит жёсткий прессинг по своему игроку, а по забеганию в его зону сработает де Рон. Это системная, а не разовая история – де Рон резче, быстрее разворачивается и лучше ведёт единоборства на своей трети поля.

Аналогично защита перегруппируется и перед своей штрафной. Если атакующий игрок соперника получает мяч в финальной трети, особенно лицом к воротам, один из защитников бросается на него, а остальные сужают освободившуюся зону и плотнее забивают центр. Если атака подключает на фланге игрока, опекаемого крайним центральным защитником, опекун доигрывает за оппонентом. Слева под его движение подстраивается ЦЗ, справа – де Рон.

Одна из идей, придуманных под систему защиты «Аталанты» – выманивать крайних ЦЗ из линии и забрасывать мяч верхом в их зоны. Команда Гасперини может ловить соперника в искусственный офсайд, но стандартное действие в таких ситуациях – центральный защитник или вингбэк следует за игроком, делающим рывок в свободную зону, плотно опекает его и обязательно держит перед собой. Он до конца играет с опекуном, а отыгранные длинной передачей защитники садятся назад и страхуют уже того, кто был последним защитником.

«Ювентус» выходит через заброс на Дибалу. Джимсити накрывает его со спины, Кастань и Мазьелло в это время сужают. Джимсити доигрывает с Дибалой 1v1 и отбирает мяч

Для «Аталанты» агрессивные включения центральных защитников – ещё и один из ключевых способов начать контратаку. Идеально, если защитник накрывает первое касание соперника и сам ускоряет игру. Первый способ, который часто встречается в матчах «Аталанты» – перехват-пас первым касанием в центр: как от центральных защитников, так и от Фройлера с де Роном. Когда соперник «Аталанты» начинает атаку, игрокам выгоднее расставляться шире, так как центр перекрыт. Следовательно, перехват-пас в касание через центр очень выгоден для «Аталанты»: темп ускорен, её игроки в более выгодной позиции для приёма мяча.

Второй вариант обострения – забегание центрального защитника в штрафную после отбора или перехвата. Срабатывает и эффект неожиданности, и эффект численного преимущества: скорее всего, соперник, потерявший мяч, не успеет (не побежит) за защитником, а остальные игроки не успеют перестроиться. Гасперини одобряет такие подключения в атаку и говорит, что они должны быть инстинктивными.

Манчини отбирает мяч у Политано со спины, «Аталанта» начинает контратаку. Манчини подключается вперёд без сопротивления – 2v0 с Иличичем на дальней штанге. (Да, это не гол)

Как разбить эту оборону?

Три идеи.

Первая и главная, если вы играете против «Аталанты» во владение – вытягивать и растягивать центральных защитников серией передач вперёд-назад по вертикали. Мы уже разобрались, что обычно один из ЦЗ «Аталанты» выдёргивается из линии за игроком, принимающим первый пас, а ещё двое защитников его страхуют. Проблемы возникают, если соперник выдёргивает и второго защитника – создаётся большая свободная зона, куда можно ворваться на скорости.

В этом плане самым проблемным соперником «Аталанты» в сезоне стал «Наполи». Карло Анчелотти сохранил одну из основных идей позиционной атаки Маурицио Сарри – часто один из тройки Мертенс-Милик-Кальехон отскакивал под первый пас, а затем (когда под пас открывался второй игрок) вбегал за спину своему сопернику. Для этого не обязательно даже получать мяч и в касание отыгрывать назад, хватит показать открывание под первый пас. Большинство ЦЗ «Аталанты» делают резкие рывки по прямой, но медленно разворачиваются в сторону – так что к быстрым вертикальным комбинациям команда очень уязвима.

Милик сделал ложное открывание и вытащил за собой Паломино, причём заведомо выиграл позицию (нападающий изначально развёрнут вполоборота к воротам и расположен ближе к центру). Мертенс сделал второе открывание перед центральными защитниками – Джимсити не успел за ним

Мертенс получает мяч и в касание пасует в коридор на ход Милику. Паломино смотрит на мяч, Джимсити не успевает за своим игроком – «Наполи» создаёт явный голевой момент

Вторая идея – пользоваться включениями вингбэков «Аталанты» в прессинг и пользоваться зонами за их спинами. Можно вдвоём открываться в одной зоне под первый пас и растягивать вингбэка в ситуации 2v2. Это сработало в последнем матче команды против «Сассуоло»: соперник вышел через длинную передачу в зону Гозенса, ближний игрок к которому – Фройлер, и Берарди, игравший по эпизоду против Гозенса, сделал пас под рывок партнёра. Фройлер поздно среагировал на него – то есть если создавать такие эпизоды, то на левом фланге обороны «Аталанты», ближе к которому играет швейцарец.

Кроме того, при включениях вингбэка в прессинг крайний центральный защитник вынужден смещаться к флангу. Если вертикальный пас по флангу пройдёт, то крайний ЦЗ или уменьшит численность «Аталанты» в штрафной, или пустит соперника в большой фланговый коридор.

Габбьядини получает мяч в полуфланге и первым касанием уходит от Мазьелло во фланг

Когда крайних защитников отыгрывают, крайний ЦЗ смещается на фланг, а его зона не страхуется, «Аталанта» уязвима к подачам и входам в штрафную на дриблинге через край. Это тоже больше касается левого для «Аталанты» фланга из-за меньшей активности Фройлера на подстраховке. В таких ситуациях в штрафной остаётся только два центральных защитника, а смещение дальнего крайнего – обычно Хатебура – именно в штрафной малополезно: он упускает забегания и себе за спину, и из-за спины.

В подобных ситуациях, а также в быстрых атаках – то есть когда защитники «Аталанты» остаются 1v1 против оппонентов со слабой подстраховкой – вскрываются их слабости. Паломино очень агрессивно включается в прессинг, но при рывках от себя в центральную зону занимает заведомо проигрышную позицию (часто лицом к мячу, а не вполоборота) и реагирует на мяч – можно отклеиваться от него в центр и просить передачу на ход. В ситуациях 1v1 он может отвернуться от мяча, при подаче – отпустить своего игрока из-за реакции на мяч. Мазьелло не хватает скорости в целом, как рывковой, так и принятия решений, опять же если оставить за скобками включения в прессинг. Джимсити против сильных соперников опаздывает за эпизодами и компенсирует это прыжками под мяч, подкатами – можно убирать албанца на замахах.

Начало атаки. Почему так важен перекат мяча

В билд-апе «Аталанта» комбинирует горизонтальное и вертикальное продвижение мяча, но главная стратегия бергамасков при начале атаки – спровоцировать прессинг соперника или растянуть его блок так, чтобы осталось свободное пространство. «Аталанте» нельзя давать даже начинать атаку от своей штрафной через полуфланг, тогда у соперника нет выигрышной стратегии. Если крайнему центральному защитнику перекрыты все варианты в центр, он выходит из-под прессинга вертикальным забросом на Сапату (слева) или Иличича (справа). Если оппонент перекрывает все варианты на фланге, «Аталанта» использует разворот в более свободную зону. Команда Гасперини использует их на всех участках поля – и разбивает прессинг соперника, и ускоряет темп собственного контроля мяча.

Здесь Гасперини тоже требует от центральных защитников «Аталанты» сложных и рискованных решений. Во-первых, против команд с двумя игроками в первой линии прессинга используются передачи на небольшой высоте из накрытого полуфланга в свободный. Они должны быть идеально исполнены, чтобы не допустить опасную потерю – так, в домашнем матче против СПАЛа Толой отдал неаккуратный поперечный пас на линии своей штрафной. Во-вторых, центральные защитники «Аталанты» могут преодолевать прессинг через стенку с партнёром. В-третьих, Гасперини одобряет их подключения вперёд, разбивающие прессинг.

Из-за фигуры де Рона по-разному строятся и подключения крайних центральных защитников «Аталанты» на разных флангах. Де Рон может опускаться в правый полуфланг при начале атаки – это сигнал для крайнего центрального защитника смещаться к флангу, а для вингбэка подниматься выше, на одну линию к Сапате и Иличичу. Стандартное решение при таких ситуациях – или длинная передача напрямую на Иличича/Хатебура, или пас поднятому центральному защитнику и продвижение мяча от него в центр.

Левый центральный защитник более свободен в начале атаки, чаще «Аталанта» разворачивает атаки именно справа налево, через него. Это позволяет ему получать поперечные передачи выше, чем правому центральному, и подключаться выше. Пример, как это работает: Паломино нацелен на передачу в левый полуфланг, но Мазьелло не остаётся на одной линии с центральным защитником, а поднимается выше.

Гомес получает мяч в полуфланге, стягивает на себя правого центрального полузащитника «Лацио» и подключает Мазьелло – он свободно двигает мяч в финальную треть.

За счёт горизонтального контроля мяча «Аталанта» лучше создаёт такие ситуации. Подход в таких эпизодах близок к концепции Пепа Гвардиолы, который просит от команды больше передач, растягивающих оборонительный блок соперника. Но команда Гасперини – более гибкая и чаще использует забросы верхом, чтобы вскрыть прессинг. Даже если Сапата и Иличич не зацепятся за мяч, «Аталанта» после такого заброса может начать высокий прессинг и вернуть себе владение.

Ещё один элемент, делающий билд-ап «Аталанты» более вертикальным и менее предсказуемым – смещения Алехандро Гомеса на позицию реджиста, чуть ниже Фройлера и де Рона. Фактически он превращает расстановку 3-4-1-2 в 3-1-4-2. Команде без мяча очень тяжело реагировать на такое смещение. Гомеса атакует либо один из игроков, опекавших Фройлера/де Рона (тогда игрок получит свободное пространство), либо опорник (так делал Лукас Лейва из «Лацио» – возникал риск большой зоны за спиной, куда можно отпасовать или протащить мяч). Ну, либо Гомес двигает мяч без давления.

Коронное решение Гомеса в билд-апе – получить мяч в центральном круге, развернуться лицом к воротам и выпилить диагональ в правый полуфланг за спину защитнику, куда вбегал Иличич (реже – на Сапату левее). Но Гомес не привязан к одной задаче – может развернуть атаку поперечным переводом на фланг или рывком отрезать первую линию прессинга.

Гомес – Иличич – Сапата

С помощью трансфера Дувана Сапаты из «Сампдории» Гасперини собрал очень подвижный атакующий треугольник, но нашёл его оптимальное строение уже по ходу сезона. На старте сезона Сапата был выдвинутой вершиной треугольника, Гомес играл левее от него, Иличич – правее. После стартового пике Гасперини перевернул треугольник вершиной вниз, опустил Гомеса лучше, что повлияло и на билд-ап «Аталанты», и сделал более широкой роль Сапаты. Колумбиец – левоногий, достаточно подвижный и техничный, чтобы цепляться за мяч и открываться в контратаках в левом полуфланге. Один из атакующих паттернов «Аталанты» в сезоне – Сапата цепляется за заброс, скидывает его в центр Гомесу, Иличичу или одному из полузащитников, ускоряется в полуфланг и получает мяч в ситуации 1v1.

Изменённая роль Алехандро Гомеса подробно разобрана и в предыдущих частях материала, и в отдельном майском тексте Михаила Громова. Коротко перескажем основные тезисы:

– опускаясь в центральный круг, Гомес нацелен или на диагонали направо Иличичу, или на разворот атаки в более свободный фланг/полуфланг, или на продвижение мяча на дриблинге;

– при построении треугольников и ромбов на флангах располагается ближе к центру, чем остальные участники фигуры. Получая мяч в полуфланге, Гомес нацелен на смещение в центр;

– за счёт низкого центра тяжести, отработанных движений корпусом – ложных уходов в сторону, выставленной перед соперником руки – и постоянных коротких касаний мяча Гомес двигает мяч к чужой штрафной на дриблинге. Причём часто делает ускорения через центр, особенно в контратаках, когда защита дестабилизирована;

– затаскивая мяч в центр финальной трети или собирая там подбор, Гомес нацелен на проникающую передачу в один из полуфлангов.

Пример, объясняющий сильные стороны Гомеса в системе Гасперини. Длинная передача от своей штрафной – Гомес навязывает борьбу более высокому и мощному Экдалю, ставит корпус и уходит от него в центр. Гомес тащит мяч до штрафной на мелком дриблинге, оценивает варианты, поворачивая голову, вытаскивает на себя страхующего центрального защитника и только тогда пасует вразрез под ускорение Иличича

Роль Йосипа Иличича после перехода на 3-4-1-2 изменилась меньше, чем у Гомеса и Сапаты, но Иличич – игрок с самым широким спектром задач в атакующем треугольнике. Когда «Аталанта» выходит из-под прессинга вертикальным пасом в полуфланг, Иличич – более удачный для команды вариант развития атаки, если получает мяч низом в ногу. Словенец открывается под первый пас спиной к воротам, часто чуть ниже центральной линии. Дальнейшее действие зависит от того, как Иличича опекают – под давлением Йосип качает прессингующего игрока корпусом и часто уходит на показе движения в одну сторону и уходе в другую.

Если соперника удаётся сбросить движением корпуса, Иличич разворачивается в центр и оценивает ситуацию уже лицом к воротам. Тогда он тоже выбирает между рывком на дриблинге к чужой штрафной, проникающим пасом в один из полуфлангов или доводкой на правый фланг, для создания ромба или подготовки подачи вторым касанием. Альтернативный удобный для Иличича вариант – прессингующий выбегает за ним в момент приёма мяча, но затем отскакивает обратно на позицию. Тогда Иличич тоже беспрепятственно разворачивается лицом к чужим воротам.

Получая мяч ближе к флангу спиной к воротам в финальной трети, Иличич использует тот же принцип – смещается в центр, пытаясь сбросить своего соперника. Если ему дают развернуться лицом к воротам, Иличич отдаёт проникающую передачу в штрафную.

Иличич умно подстраивается и под систему опеки против себя. Так, в матче чемпионата Италии против «Лацио» Баштуш постоянно очень высоко бросался за Иличичем из тройки защитников и шёл на тактический фол, когда форвард обыгрывал его уходом в центр. Йосип адаптировался – либо получал мяч ещё глубже, перед центральными полузащитниками (тогда игроки «Лацио» путались в опеке – или свободу получал Иличич, или де Рон, или за спиной Баштуша возникала огромная зона), либо уходил от Баштуша в край и прокидывал мяч себе на скорости.

В позиционных атаках Иличич подстраивает свои открывания под требования Гасперини на конкретный матч. По ходу сезона Йосипа наиболее часто использовали:

– при разворотах атаки с левого фланга – получал мяч в центре при низком сопротивлении, тащил его к штрафной, отдавал проникающий пас или подключал крайнего защитника;

– как участника треугольника/ромба на правом фланге, наиболее близкого к центральной зоне. Часто Иличич получал мяч на углу штрафной и подключал забегающего к лицевой Хатебура;

– под создание изоляций 1v1 в правом полуфланге, после диагоналей из глубины – Иличич или подавал сам, или дожидался того же Хатебура, или убирал в центр под удар. Так, создание изоляций для Иличича перевернуло матч с «Наполи», худший для «Аталанты» в 2019 году по допущенным моментам с игры.

Открывания Иличича при кроссах тоже наиграны и подстраиваются под фланг, с которого подаёт «Аталанта». Если навес идёт с левого края, Иличич вбегает на дальнюю штангу и качественно замыкает её, отклеиваясь и продавливая защитников корпусом, как чистый центральный нападающий – тот же принцип работает в контратаках, которые тащит Сапата через левый край. Если «Аталанта» подаёт с правого фланга, Иличич отскакивает на 11-метровую отметку или к линии штрафной, ожидая пас под себя.

Иличич перевёл мяч из правого полуфланга налево, а затем сам включился в штрафную. Асамоа играет по забеганию Иличича – Йосип резко включается, выставляет руку перед защитником и отклеивается от Асамоа в пустую зону

Задача Сапаты в начале атаки – та же, что у Иличича: зацепиться за заброс и развернуть атаку в центр. Дуван лучше цепляется за передачи верхом, но комфортнее себя чувствует, когда не тащит мяч сам, а поддерживает контратаку ускорением через левый полуфланг. Сапата быстр, очень мощно продавливает защитников корпусом на скорости, часто обыгрывает 1v1 с уходом под левую ногу – если он входит в штрафную по краю, может как пробить по воротам, так и прострелить на дальнюю, где готов замыкать Иличич.

Теряя одного из участников атакующей тройки, «Аталанта» теряет в разнообразии атаки. Когда Иличич пропускал матчи из-за проблем с сердцем или после Нового года из-за микротравм, его подменял Марио Пашалич – он сохраняет качество Иличича в прессинге и борьбе за передачи из глубины, но намного менее креативен в финальной трети. Найти игрока, способного встроиться в атакующую систему «Аталанты» – ключевая задача клуба на летнее трансферное окно.

Коротко о стандартах в атаке

Идея угловых Гасперини – создать максимальную плотность во вратарской и направить туда мяч. «Аталанта» отправляет в чужую штрафную при корнерах 6 игроков, 3-4 из них бегут на ближний угол вратарской – независимо от того, как команда расставлялась до подачи.

Один из центральных защитников «Аталанты» выбегает первым на подачу и лёгким касанием продолжает полёт мяча во вратарскую. Дальше Гасперини рассчитывает на ошибку соперника или удачный отскок, в том числе от игрока соперника. Здесь самое важное движение тоже обеспечивают не защитники, а Иличич. Как минимум один из них вбегает на дальнюю штангу (или оба, но тогда один из них изначально должен там находиться), также оба отклеиваются к 11-метровой отметке, под отскок или вынос через центр.

Отдельная история – непрямые штрафные «Аталанты». Гомес и Иличич разыгрывают мяч вдвоём и часто комбинируют между собой вместо прямой подачи. В такой ситуации соперник «Аталанты» обороняется и против Гомеса с Иличичем (обязательно ставить как минимум двоих в стенку, чтобы не допускать численного преимущества при розыгрыше, в идеале – добавлять +1 страхующего), и против высоких центральных защитников в штрафной.

Обычный вариант – Гомес и Иличич либо разыгрывают мяч вдвоём на фланге под подачу, либо готовят смещение одного из игроков под удар. Но Гасперини подстраивает под своих лидеров более сложные розыгрыши. Пример из матча с «Лацио»: Иличич разыграл мяч с Гомесом, чуть сместился в центр и отдал пас Фройлеру, стоявшему в центральной зоне. После паса Иличич сделал резкое забегание под диагональ и поймал защиту «Лацио» на противоходе. (Мы могли бы поставить видео розыгрыша, но гении телемаркетинга дали нам по шапке – поэтому только скринами.)

Статистическое подтверждение подхода: «Аталанта» чаще, чем любая другая команда кальчо, подаёт стандарты на ближнюю штангу (49,2% подач), и входит в топ-3 лиги по количеству стандартов, завершённых ударами (34% – больше только у СПАЛа и «Ромы»).

**

«Аталанта» – редкий пример подъёма клуба на значительно более высокий уровень, связанный с работой тренера. Лучшие примеры прогресса команды с тренером – дортмундская «Боруссия» и «Ливерпуль» Юргена Клоппа, а также «Атлетико» Диего Симеоне, но подъём «Аталанты» случился позже (из-за ФФП так подняться всё сложнее) и с худшей позиции. Более того, Гасперини начал революцию в клубе не сразу, а после стартовых неудач – подтянул в основу воспитанников Дзингонии, академии «Аталанты» (Кальдару, Конти, Гальярдини), и молодёжь со стороны (Кристанте и Спинаццолу), сделал стиль игры более агрессивным.

Гасп перестроился и в первый сезон, и этой осенью, когда схема 3-4-2-1 стала хуже работать. Он сохранил оборонительный костяк тактики, но изменил треугольник Гомес-Сапата-Иличич, и в новой вариации он стал убийственным. Прогресс «Аталанты» при Гасперини не останавливается, и в следующем сезоне Джан Пьеро сыграет с командой в Лиге чемпионов – интересно, как Гасперини продолжит движение вперёд.