«Брайтон» Поттера – главная тактическая сенсация АПЛ на старте сезона. Одна из самых закрытых и скучных команд лиги перешла на футбол, основанный на владении, уникальный в плане структуры, и уже успела получить похвалу от Гвардиолы. Грэм Поттер выстроил все компоненты игры за предсезонку, и сейчас «Брайтон» дает интересные идеи во всех аспектах игры. При этом слабых сторон у команды хватает: далеко не все идеи реализуются полностью, а футбол Поттера абсолютно противоположен футболу Хьютона – перестроение не может быть легким.
Футбол Грэма Поттера я уже разбирал летом, но даже за этот срок принципы Поттера изменились.
Поттер выбрал модуль 3-X-X при обороне, но не отказался от привычного по «Суонси» модуля в 4 защитника. Основной принцип команды – переход от 5-4-1 при обороне в асимметричные 4-2-3-1 при развитии атаки. Этот принцип похож на концепт «Шеффилд Юнайтед» при билд-апе, и это единственное сходство – команда Уайлдера также перестраивает тройку защитников, отправляя ПЦЗ Башэма из тройки вперед, но делает это не всегда и только для заброса на защитника.
«Брайтон» делает немного по-другому. Из тройки отходит левый центральный защитник Бёрн – одно из главных открытий сезона. Он регулирует смену схемы: при обороне уходит в тройку, наиболее резко и часто из тройки защитников выбрасывается в отборы, а при владении поднимается высоко и широко, перестраивая модуль на 4-X-X. Два других центральных защитника – Данк и Даффи/Уэбстер – располагаются типично для своих функций в обороне в тройке (Данк – самый центральный) и в линии при билд-апе.
Таким образом, Бёрн помогает Поттеру сохранять баланс. При обороне выстраивается надежный модуль с 3 защитниками, позволяющий использовать одного неагрессивного опорника – Стивенса; при выходе из обороны он смещается широко налево и дает больше опций для билд-апа; при владении на чужой половине – даёт свободу левому вингбэку, выполняя его роль в атаке. Вовлеченность Бёрна во владение именно с фланга хорошо иллюстрирует график со всеми его передачами за 4 первых тура.
Следующая деталь – асимметрия на флангах. При начале атак и розыгрыше от ворот левый вингбэк (чаще Марч) уходит высоко и действует как полузащитник. Правый вингбэк Монтойя опускается ниже и помогает в развитии, но при атаках тоже поднимается высоко – на нем завязаны некоторые опции в создании моментов. Так, слева у «Брайтона» формально больше игроков; направо, кроме Монтойи, стягивается один из инсайдов.
Асимметрия в атаке – наиболее зависящий от соперника аспект игры «Брайтона». Основная суть: должен быть игрок, который сможет опускаться ниже и помогать в развитии, а также много открываться в каналах с обоих флангов и полуфлангов и качественно доводить мяч в финальную треть. Это обязательная роль одного из инсайдов. Второй инсайд, в зависимости от соперника, должен образовывать:
1) пару нападающих с центрфорвардом и быть более заточенным на завершение, чем развитие (Мопе, Конноли);
2) связку с другим инсайдом, обеспечивая качественное движение в финальной трети и создание моментов (Гросс/Марч/Стивен Альсате/Троссар).
Иногда «Брайтон» может использовать чистые 4-2-3-1 без асимметрии, как делал «Суонси» Поттера – так было в игре с «Челси», где в нападении вышел один Мопе, а под ним расставились Альсате, Биссума и Гросс. Единственный матч, где «Брайтон» в корне поменял структуру – с «Тоттенхэмом». Там Поттер выбрал модуль 4-4-2, с узко играющими флангами (Гросс и Муй), центром Стивенс – Альсате и парой нападающих Мопе (опускался ниже и во фланги) и Конноли. В игре с «Бёрнли» «Брайтон» тоже использовал асимметрию, только гибридную роль вместо Бёрна исполнял Уэбстер справа (Бёрн изначально не был в тройке, а играл вингбэка). Поттер продолжает менять и искать идеи в «Брайтоне» от матча к матчу.
Обычно «Брайтон» использует структуру билд-апа 4-2. При розыгрыше от ворот «Брайтон» активно использует новое правило: Данк и Уэбстер располагаются в штрафной с двух сторон от вратаря, Монтойя расположен низко на фланге, Проппер и Стивенс – в полуфлангах своей трети, либо один из них отходит ниже и ближе к центру, а Бёрн поднимается выше и шире. При розыгрыше от ворот «Брайтон» перекатывает мяч у своей штрафной, и когда открывается зона между прессингующими игроками соперника, команда может довести мяч до Бёрна. Центральные полузащитники открывают своим движением линию паса на фланг, уводя опекающих их игроков, или открываются в полуфлангах.
Также есть возможность довести мяч верхом на Бёрна: 1) напрямую от вратаря, 2) от вратаря с короткой перепасовкой с центральным защитником, 3) от одного из центральных защитников, 4) переводом от Монтойи. Забросы верхом эффективны, потому что Бёрн – высокий и с хорошим прыжком. Даже если его прессингуют, это как правило фулбэк или вингер, так что Бёрн часто выигрывает борьбу – второй в команде по выигранным верховым единоборствам p90 (3.4).
Даже при хорошо выстроенном прессинге соперника эти комбинации проходят, а при наличии в составе Маррея есть также опция с длинной передачей вперед. При этом вариант на фланге может быть заблокирован, и тогда соперник получает возможность запрессинговать «Брайтон». Но даже в игре с «Сити» Уэбстер получал возможность низом довести мяч до Бёрна.
Другие варианты в билд-апе под давлением – передачи в полуфланг своей трети или пас в центр между линий на центральных полузащитников. Стивенс и Проппер в билд-апе много двигаются и иногда меняются местами, что усложняет опеку за ними, также движением создают свободу для центральных защитников и инсайдов (пример – игра с «Уотфордом», где «Брайтон» много владел мячом близко к центральному кругу).
Под прессингом вглубь опускаются инсайды, и иногда возникает возможность передачи на них (или на форварда, который тоже может опуститься глубоко) напрямую от ЦЗ.
Другой сценарий, более редкий – розыгрыш от ворот, где тройка центральных защитников сохраняется. Так было в матче с «Вест Хэмом», где соперник врубил очень интенсивный прессинг у штрафной. Оба КЦЗ располагаются рядом с вратарем, Данк уходит в центр и располагается у полукруга над штрафной. Проппер и Стивенс над ним в полуфлангах. В таком случае выход строится через розыгрыш на одном из флангов, быстрый перевод на Бёрна и его рывок с мячом или пас на фланг.
При отсутствии высокого прессинга «Брайтон» выстраивает первую линию билд-апа выше, в ~30-40 метрах от ворот. Двое центрбэков и фулбэки (в первую очередь Бёрн) растягивают линии соперника передачами и ищут игроков в полуфлангах – опция на всех стадиях построения атаки. При этом часто движение инсайдов и центральных полузащитников синхронизировано: если инсайд уходит ниже для приёма, то Проппер может забежать на его место, а фулбэк уже подстраивается под пас.
На такой стадии «Брайтон» здорово пользуется зонами и пространством, манипулирует прессингом соперника и быстро принимает решения. Примеры на видео ниже – классно прессингующий на старте сезона «Суатгемптон», играя в большинстве, в основном безрезультативно бегал за мячом: «Брайтон» делал своевременные переводы, пользуясь гибридной ролью Бёрна (эпизодически отходил при владении в тройку и оставался один), разрывал прессингующие линии «святых», или создавал перегрузы на фланге. Дикий контраст с командой из прошлого сезона.
В начале и развитии атаки «Брайтон» часто использует вертикальные забросы на вингбэков. Справа Монтойя во всех матчах, кроме игры с «Манчестер Сити», обеспечивал качественные забегания в ширину. Марч делал забеганий меньше, но вышедший вместо него с «Сити» Бернардо показал, что у «Брайтона» есть подходящие для этого игроки на обоих флангах.
Навесы с фланга нельзя назвать основной идеей «Брайтона», но доводка до подачи разнообразна: слева могут вывести на позицию для подачи вингбэка, инсайда или Бёрна; справа – вингбэка, инсайда или центрального полузащитника (например, с правого фланга Проппер сделал голевую передачу в игре с «Уотфордом»). Часто используются подключения фланговых защитников и инсайдов в карманы между крайним и центральным защитниками соперника.
Скорее всего, одним из основных, но пока не проявившим себя на 100% паттерном в атаке будут комбинации в зоне 14 с участием инсайдов, а также забегания инсайдов за спины защитникам. В игре с «Саутгемптоном», например, возник отличный момент с возможной ситуацией 4 в 3 (и 2 в 1 с краю штрафной), но неудачная обработка Мопе не дала возможности создать момент.
Красные стрелки – некоторые возможные опасные продолжения атаки, если бы обработка была удачной
Мопе открывается в полуфланг для дальнейшего продолжения на Гросса (справа) и одновременно открывает зону Маррею
Особенно круто открывается Мопе. В первом матче он поймал высокую линию обороны «Уотфорда» при затяжном владении в центре поля. Данк показал по первым турам, что он скрывал в системе Хьютона – очень приличный первый пас. Поэтому обострение из глубины – тоже полезная опция «Брайтона».
Однако создание моментов пока дается «Брайтону» с трудом, и это главная проблема Поттера. По ожидаемым голам команда была во второй половине таблицы: Understat ставил «Брайтон» на 16-е место с 8,64 xG до матча с «Тоттенхэмом» (где большие числа по ожидаемым голам связаны с двумя голами в пустые ворота с метра). При этом идеи в атаке есть – остается наладить их исполнение и реализацию.
Поттер и его штаб много работают над стандартами. В матче с «Саутгемптоном» постоянно использовался розыгрыш с блоком вратаря Бёрном и подачей на дальнюю или ближнюю штангу, в задумке в зону Данка. Он даже забил так гол, который не засчитали из-за фола Бёрна на вратаре.
Другой интересный розыгрыш – два игрока у мяча при подаче, один из которых забегает вглубь на угол штрафной. Розыгрыш идет через игрока, отошедшего под пас. Бёрн при этом так же блокирует вратаря (на скрине ниже отмечен красным кругом).
Похожим образом разыгрываются непрямые штрафные. Один из игроков пробегает мимо мяча, второй выкатывает ему под удар на границу штрафной. Игроки в штрафной разделяются на две группы: три человека на ближней штанге уводят игроков, чтобы те не выскочили на перехват, двое других на дальней ждут возможный отскок.
Угловые/штрафные рядом с угловым флагом с передачей под удар. Вариант первый – типичная подача на дальнюю штангу, где вся группа в штрафной бежит на ближнюю и освобождает зону для игрока. Такой розыгрыш пробовался в первом тайме матча с «Тоттенхэмом».
Вариант второй – группа в штрафной (в красном круге) блокирует и уводит часть игроков соперника, Бёрн на ближней штанге отвлекает внимание сразу нескольких игроков «Бёрнли», а два игрока на подборе – Стивенс (ближний к мячу) и Проппер (дальний от мяча) ждут передачи низом под удар (пробьют оба по очереди).
«Брайтон» хорошо выстроен в среднем-низком блоке и периодически показывает качественный прессинг, допускает немало моментов, но по xGA находится в середине таблицы.
В среднем блоке «Брайтон» выстраивается в 5-2-2-1 (при переходе на 5-4-1 в низком блоке, 3-4-3 при прессинге). Один из основных принципов в позиционной обороне – очень агрессивные выбрасывания крайних центральных защитников в полуфланги, даже если от них не требуется давление в момент приёма. Наиболее заметен в этом аспекте снова Бёрн – он очень высокий, с длинными ногами, достаточно резкий и быстрый для защитника, с агрессивным отбором и неплохим таймингом.
Поэтому его оборонительные метрики выделяются даже на фоне лиги. Причем особенно важно здесь отметить показатели «давлений», что прямо иллюстрирует то, что описано выше.
Главная проблема «Брайтона» вытекает отсюда: при таком расположении уязвима зона за спинами вингбэка и крайнего центрального защитника. Этим достаточно легко воспользоваться, если вытянуть КЦЗ из зоны и отдать передачу в эту зону – за подключениями из глубины не всегда успевают центральные полузащитники, а Данк недостаточно быстрый, чтобы страховать зону. Такие забегания могут быть опасны и от самого игрока в полуфланге, если КЦЗ вовремя не сориентируется.
Отчасти в этом моменте повлиял факт, что Проппер толкнул Форнальса в сторону ворот. По инерции Форнальс двинулся в ту сторону, а затем сориентировался и забежал за спину Даффи
Другой аспект этой же проблемы вытекает из гибридной структуры: левый вингбэк, играющий при владении значительно выше, не всегда своевременно и правильно садится назад. В игре с «Челси» слева играл Альсате – молодой игрок с качествами вингера и полузащитника 8-10. Понятно, что оборонительные функции ему были непривычны, тем более такие сложные. Поэтому Поттер уже во втором тайме развязал ему руки и выпустил Бонга, отправив Альсате выше.
Пас мог пойти как за спину на Педро (Данк вышел из зоны, КЦЗ не успели подстраховать), так и на фланг – Альсате явно не в лучшей позиции
Основная цель при обороне – вытеснить соперника на фланг и там выстраивать фланговый блок. Устроен он так: вингбэк опекает фулбэка на фланге, инсайд и Стивенс/Проппер закрывают линию передачи игроку. Бёрн выдвигается на игрока в полуфланге. Зоны за спинами закрывает либо Данк (забегания в штрафную), либо вингбэк (забегания по флангу), но выполнить такую передачу в принципе сложно: на игроке с мячом висят двое, а блок расставлен таким образом, что передача может пройти только верхом.
Постоянного агрессивного прессинга у «Брайтона» нет. Основная цель – выжимать соперника на его половину, когда он подбирается к центральному кругу, или выжимать соперника при фланговом блоке. Но прессинг может быть более агрессивным. Пример – матч с «Вест Хэмом», с отрывом самый сильный матч по PPDA (5.49). На фулбэка соперника выходит вингбэк и инсайд – такое давление закрывает направление атаки и на фланг, и в центр. Плюс в центре разбирают ближнего и дальнего игроков центральные полузащитники. По передачам от крайнего защитника центральному в прессинг поднимались оба нападающих. При 3-X-X соперника «Брайтон» может зеркалить всех игроков.
В матче с «Тоттенхэмом» Поттер изменил схему, выставив 4-4-2 – решение, в том числе настроенное на прессинг, со взломом которого у «шпор» большие проблемы. Типичный фланговый прессинг в такой структуре душил «Тоттенхэм», особенно в первом тайме (во втором при 2:0 и потом 3:0 в этом не было необходимости).
Структуру Поттера можно назвать уникальной с некоторыми оговорками. Подключения КЦЗ при атаках на фланги и на чужую половину – обычная практика; более агрессивные подключения в атаку и уход чисто на фланг – не новшество: Поттер мог подчерпнуть идею у того же Уайлдера из «Шеффилд Юнайтед». Гибридные схемы так же не уникальны сами по себе.
Уникален сам кейс «Брайтона». Это одна из самых ярких тактических перестроек в современном футболе и исключительная история про аналитику: команда создавалась уже несколько лет именно для этого резкого перехода, от автобуса без перспектив на выживание в АПЛ в долгую к команде, которая навязывает свой футбол даже «Манчестер Сити».