Гибкий ромб в атаке и высокая линия обороны. Как играет «Енисей» Вадима Гаранина | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Гибкий ромб в атаке и высокая линия обороны. Как играет «Енисей» Вадима Гаранина — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Команды
Прочие лиги
11 мая 2022, 13:57
11 мая 2022, 13:57
Гибкий ромб в атаке и высокая линия обороны. Как играет «Енисей» Вадима Гаранина
Александр Захаров – о полуфиналисте Кубка России.
Содержание
01Игра в атаке. Основные принципы
02Начало атаки
03Развитие атаки
04Роль Зотова
05Игра в финальной трети
06Игра в обороне
07Переходы

Персона Вадима Гаранина в андерграунде российского футбола обсуждается в разной степени интенсивности уже на протяжении двух сезонов. В этом году тренер и его идеи во всеуслышанье загремели на всю страну.

Вадим Вячеславович начинал свою карьеру в структуре футбольного клуба «Динамо», где его взгляды на футбол кардинально перевернул испанский спортивный директор Хуан Луис Мартинес. То пересечение можно назвать началом большого и долгого пути, в котором Гаранин переучивался, развивал свой стиль на основе принципов позиционного футбола и всех современных тактических веяний.

Полтора ярких сезона в ФК «Тверь» так и не закончились выходом клуба в ФНЛ (тут претензий к тренерской работе быть не может). И в межсезонье-21/22 Гаранин, разочаровавшись в инфраструктуре тверской команды, сделал шаг на повышение. Тренер принял «Енисей» в конце 2021 года и провёл с клубом полноценные сборы, а в первом же официальном матче разбил «Локомотив» 4:0 в Кубке России. С того момента команда продолжает свое развитие и громко шумит как в Кубке, так и в ФНЛ.

В тексте постараемся разобрать основные идеи и детали игры «Енисея» при Гаранине.

Игра в атаке. Основные принципы

Основная идея футбола «Енисея» в атаке – это совмещение принципов позиционной структуры владения с диагональностью или вертикальностью ромба при продвижении. Для футбола Гаранина важно, чтобы игроки имели два или три варианта в зоне продвижения и создавалось преимущество как численное (+1 игрок в зоне), так и динамическое (подвижность структуры). Для выполнения этих условия от игроков требуется высокий уровень понимания системы, чтобы они могли свободно интерпретировать каждый эпизод и гибко меняться позициями, подстраиваясь под движение партнёров и мяча.

Новый главный тренер перевёл команду на свою любимую схему 4-4-2 ромб. Иногда команда переходит на 4-2-3-1, под соперников с тройкой центральных защитников, но основные идеи команды не меняются.  Особенности ромба четче всего проявляются при игре без мяча и в фазе перехода в атаку (используется вертикальность при развитии быстрых атак). Структура команды в затяжном владении зависит от стадии владения и ситуации на поле.

Вот пример позиционного расположения: заполняются все необходимые зоны и каналы для качественного продвижения мяча:

Начало атаки

В начале атаки «Енисей» разыгрывает мяч осознанно, стараясь минимизировать передачи в борьбу или неподготовленные выносы. При начале от ворот команда выстраивается в структуру 2-4-4 с разным расположением восьмёрок и верхней четвёркой в форме трапеции. Такая расстановка позволяет как постепенно продвигать мяч короткими передачами, так и выходить в атаку более вертикально (осознанно) средними или длинными передачами в освобожденную заранее зону, избегая борьбы в ней. Такая структура применяется командой и в более поздних этапах владения, в средней и финальной третях.

Таким образом, выстраивается позиционная структура с качественным горизонтальным и вертикальным расположением. Создается разноуровневость, которая даёт больше вариантов для продвижения и возможность игры на третьего.

На примерах ниже можно разглядеть все описанные принципы. Игроки качественно создают и заполняют пространство, провоцируют давление и бьют линии соперника благодаря правильному расположению и непрерывности движения:

На этом этапе развития атаки стоит отметить постепенно менявшийся профиль игры под давлением вратаря Опарина. Статистически изменения пока что отслеживаются с трудом: 23 передачи с точностью 86% (в среднем за матч) в первой части сезона против 28 передач с точностью 88% весной. Но сами типология передач и манера игры под давлением отличаются. Опарин стал больше оценивать ситуацию, искать варианты контролируемого развития и делать меньше безадресных передач.

На видео ниже примеры исполнения более сложных передач от вратаря в начале атаки. На этих примерах можно еще раз наблюдать, как команда создает и заполняет пространство: вытягивает первую линию в давление и сдерживает последнюю (этот принцип проявляется во всех стадиях атаки), создавая разрывы в построении соперника. После передачи в освобожденную зону игроки из смежных зон продолжают подстройку под эпизод. Из нижней группы, выманивающей в давление, игроки врываются, предлагая себя под скидку или пас на третьего, чтобы получить мяч в активной позиции лицом к воротам соперника. А из верхней группы – продолжают открывание в глубину.

В последнем эпизоде при начале от ворот «Енисей» в стандартной структуре билд-апа использует наиболее простой, но от этого не менее действенный способ преодоления давления соперника. Верхняя четверка располагается виде трапеции, которая потенциально может давать варианты развития в глубине и между линиями, но в данном эпизоде сковывает и сужает блок соперника, что дает больше свободы игрокам в широких позициях, чем красноярцы и пользуются. Биже к финальной трети, когда игрок из широкой позиции возвращает мяч Зотову, Иванов быстро считывает ситуацию и отскакивает в полуфланг для создания треугольника. Этот пример демонстрирует качественную взаимосвязь микроструктур (трапеции в развитии и треугольника в обострении игры) и уровень понимания от игроков, когда какую из них использовать.

Развитие атаки

В развитии атаки для команды Гаранина важны все те же основные принципы: создание двух или трех вариантов продвижения, большинство и динамическое преимущество в зоне. Так эпизодически образуются подвижные ромбы.

На примере еще одного эпизода из кубкового матча против «Рубина» можно проследить реализацию этих идей на практике на протяжении всей атаки. По ходу эпизода под игрока с мячом создаются варианты продвижения: так образуются ситуативные ромбы (на этапе продвижения) и треугольники (на этапе обострения). Главным элементом успешного продвижения тут является создание динамического преимущества.

Команда часто использует структуру 2-4-4, где верхняя четвёрка располагается в форме трапеции не только при выходе со своей трети. Трапеция состоит из двух линий по два игрока: пара нападающих располагается на последней линии соперника, сдерживает ее и ищет варианты для атаки глубины. Пара может вариативно располагаться по горизонтали: один между двумя центральными защитниками, второй в широкой позиции (Гаранин в своих командах любит использовать игрока, совмещающего в себя функционал форварда и вингера, об этом подробнее поговорим ниже), или оба в каналах между центральным и крайним защитниками, или в зонах крайних ЦЗ (против схем с тройкой).

Игроки нижнего основания трапеции, десятка и одна из восьмёрок (обычно дальняя от Зотова, так как на этой стадии восьмёрки располагаются диагонально относительно друг друга), активно открываются между линиями и подстраиваются под движение мяча. В этой зоне нужны минимум два игрока для потенциального отыгрыша партнёру в одно-два касания и выводу его в активную позицию. Такое же расположение актуально и для игры ближе к чужим воротам.

И еще один вариант с широкой позицией крайних защитников (трапеция сужает блок соперника и дает создает зоны во флангах):

Игроки в первых двух линиях «Енисея» стараются выманивать на себя первую линию соперника и растянуть зону внутри блока для игры между линий.

Создание ромбов и продвижение через них можно разделить на две категории: продвижение через фланговые ромбы или через ромб в центре.

Пример флангового построения:

Фланговый ромб активно поддерживается дополнительным игроком, часто этим игроком выступает атакующий полузащитник. На первом примере на видео ниже – как раз такая подстройка. Интересно также движение Зотова: он не помогает Ланину в центре, а открывается между линиями, выступая верхним наконечником ромба. Зотов двигается разнообразно и может оказываться на любой позиции внутри этого четырёхугольника. Во втором эпизоде вершиной ромба уже является нападающий, а внутри поля открывается ближняя восьмёрка. На последних трех примерах можно наблюдать качественную смену позициями внутри структуры (создание преимущества в динамике) и подстройку пятого игрока (создание большинства в зоне).

Продвижение мяча через ромб в центральной оси поля является более быстрым и вертикальным способом развития атаки. Если опорный полузащитник получает открытый мяч в оси, то восьмёрки подстраиваются под него диагонально. Также создаются варианты для игры на третьего, что ускоряет развитие атаки на пространстве.

Роль Зотова

При описании идей команды на разных этапах владения нужно останавливаться и на конкретных игроках. Один из наиболее ярких и системообразующих – Александр Зотов. Номинальная восьмёрка активно перемещается по всему полю, и гибкая система «Енисея» создает комфортные условия для такого движения. Под разные уровни атаки у Зотова есть различный набор задач. Например, при начале атаки он опускается на одну линию с опорным полузащитником Ланиным для помощи в продвижении мяча. Такая роль Зотова подразумевает диагональное расположение пары восьмёрок: одна участвует в сохранении контроля и подстраивается под структуру в опорной зоне в паре с шестёркой, вторая выше подстраивается под развитие атаки между линиями.

В более высоких зонах Зотов продолжает активно искать пространство: может уходить в правый полуфланг или во фланг, отскакивать в зоны между линиями или напрягать последнюю линию соперника. Рассмотрим его действия вместе с идеями «Енисея» в финальной трети:

Игра в финальной трети

В обострении игры действия «Енисея» тоже можно разделить на несколько различных типов. Первый – доставка мяча между линиями и создание трапеции уже в финальной трети. Трапецию команда использует не только в средней трети, но и для непосредственного обострения игры ближе к чужим воротам.

При подобном расположении «Енисей» делает ставку на вариативность и разнонаправленность открываний на последней линии: есть варианты и на линии обороны соперника, и в недодачу между линиями. Плюс такое расположение способствует созданию зон между линий – игроки сажают линию обороны и вытягивают линию полузащиты. Активное и разнонаправленное движение игроков путает ориентировки соперника и создает секунды свободы для красноярцев даже в самых плотных зонах.

Вот несколько эпизодов с использованием двух игроков на последней линии и двух в зоне между линиями:

Разбирая этот этап атакующей фазы команды, важно отметить и отдельных игроков. Гаранин и в работе с «Тверью», и сейчас в «Енисее» активно дает игрокам гибридные роли и позиции, подстраивая систему под них и их под систему в той же мере. Помимо разнообразной роли Зотова можно выделить еще две важные и не менее интересные позиции. Десятка разнообразно подстраивается под партнеров между линиями, способна врываться за спины линии обороны соперника или отскакивать ниже в недодачу.

Кроме того, Вадим Гаранин любит использовать вингера на позиции одного из нападающих, а иногда и двух сразу: тогда схема 4-4-2 ромб становится похожа на 4-3-3 с ложной девяткой в исполнении номинального атакующего полузащитника. В «Енисей» вместе с тренером зимой пришел Еременко, который активно использовался именно в этой роли в Твери. К сожалению, игрок получил серьезную травму в первом же матче. Но тренер быстро нашел выход из ситуации и попробовал на этой позиции только восстановившегося от разрыва крестообразной связки вингера Никиту Глушкова. В новой для себя роли игрок быстро адаптировался и начал использовать свои лучшие качества, которые раскрывает позиция: скорость при открываниях за спины линии обороны и в быстрых атаках на пространстве, умение обыгрывать 1в1 и смещаться в центр из широкой позиции при позиционных атаках.

Еще одним инструментом для обострения игры у «Енисея» является фланговая игра. Команда качественно разыгрывает фланговые треугольники и с их помощью выводит игрока на удобную для обострения позицию – чаще всего на угол штрафной площади, откуда следует мягкий заброс в зону дальней штанги. Соответственно, заполнение нужных зон в штрафной площади команды тоже отлажено. Особенно хорошо это видно на предпоследнем примере: три игрока перегружают дальнюю и створ, создают 3в3 в зоне подачи, их поддерживает игрок в зоне второго темпа.

Дополнительно стоит отметить длинные диагональные переводы. Часто они используются после формирования трапеции в центральной оси, которая сужает блок соперника и освобождает пространство во фланговых зонах:

Игра в обороне

Без мяча «Енисей» играет более типично для структуры 4-4-2 ромб. Команда может успешно включать высокое давление, вынуждающее соперника играть во фланг, где красноярцы включают ловушки. Качественно работают связки крайнего защитника и восьмёрки: пара игроков грамотно выбирает момент для давления и решает, кто играет по мячу, а кто страхует рывок в активный полуфланг:

Как вариант, красноярцы провоцируют длинную передачу соперника и забирают подбор благодаря большинству в зоне. В таких эпизодах «Енисей» выдвигается в давление не слишком интенсивно, не вступая в отбор, скорее провоцируя соперника выбить мяч, перекрывая возможности короткого развития. А в зоне подбора уже создается большинство.

Похожая система обороны ставится и в среднем блоке – команда пытается выдавить соперника во фланговые зоны и запереть в них. Отличительная черта команд Гаранина – высокая линия обороны. Тренер использует скоростных центральных защитников, которые могут качественно обороняться на пространстве. Так в центре обороны весной оказался номинальный крайний защитник Феррейра.

Экстремально высокая линия обороны дает команде несколько значимых плюсов. Команде удается соблюдать компактность и держать соперника дальше от своих ворот, где могут возникать проблемы при обороне створа ворот из-за антропометрии линии обороны. Для этого «Енисей» часто использует искусственный офсайд, линия ориентируется по ближнему к мячу центральному защитнику. Гаранин сумел быстро наладить работу линии, защитники слаженно поднимаются по передачи соперника назад или закрытому мячу.

Однако игра с высокой линией в любом случае несет за собой определённые уязвимости. У «Енисея» это работа линии обороны и синхронность ее движения. При всей стройности обороны полузащитники могут выпадать из эпизода и не дорабатывать по сопернику, стараясь закрыть мяч. В первом моменте на видео четко видна разница в стройности линий. «Оренбург» пока что сумел надавить на данную проблему больше остальных. «Факел» тоже неплохо давил на эту деталь, сначала растягивая соперника по горизонтали и затем атакуя глубину (второй пример):

В оборонительной фазе отдельного упоминания заслуживает Олег Ланин. Игрок качественно проявляет себя на мяче, но более незаметную и важную работу выполняет без него. Ланин при необходимости садится пятым в линию или закрывает разрывы при выдергивании кого-нибудь из защитников:

Но как бы Ланин ни старался закрывать разрывы в линии обороны, соперникам все равно удаётся перегружать последнюю линию и использовать уязвимость в зоне дальнего фулбэка, так как дальняя восьмёрка не успевает возвращаться. Наиболее ярко этот недостаток проявляется уже в низком блоке. «Енисей» старается запирать оппонента во флангах, но если сопернику удается выйти из-под давления, то у красноярцев возникают проблемы. В недавнем матче «Ротор» давил именно на эту проблему, часто используя широкие зоны и стараясь горизонтально растягивать оборону «Енисея»:

Переходы

Коротко поговорим и про переходы владения в исполнении «Енисея». В контратаках команда пользуется вертикальностью схемы с ромбом. Игроки стараются максимально быстро довести мяч до атакующего треугольника и развить быструю атаку. Атакующий треугольник качественно разбегается в быстрые атаки: форварды создают ширину и глубину, а десятка ищет пространство в центральной оси и ускоряет выпад.

При переходах в оборону помогает качественно отработанная позиционная структура. Помимо плотности в зоне мяча команда имеет две линии страховки в низких позициях. В этой фазе команда сохраняет компактность благодаря высокой линии обороны, которая сохраняет стройность и сжимает пространство после потери мяча.

Сама манера контрпрессинга в зоне, если у команды нет равенства или большинства на участке поля для моментального вступления в отбор, частично схожа с манерой обозначения давления в прессинге. Верхняя группа изолирует мяч, не давая возможности сыграть коротко, страхующая группа создаёт большинство в зоне подбора:

***

Вадим Гаранин своей работой постепенно доказывает, что не зря считается одним из самых интересных и прогрессивных тренеров России на данный момент. «Енисей» быстро усвоил его требования и демонстрирует очень привлекательный футбол не только в рамках ФНЛ, но и куда шире. Помимо умения хорошо ставить игру, что тренер демонстрировал в Твери и сейчас в Красноярске, сумев перенести идеи на уровень выше, тренер также отменно работает с игроками, встраивает их в свою систему, раскрывает новые качества и развивает имеющиеся. Все это делает «Енисей» интересным для разбора и дальнейшего изучения, как отдельных игроков, так и команды в целом.