В сезоне-2016/17 Алехандро Гомес стал олицетворением «Аталанты», ворвавшейся в еврокубки. Гасперини использовал аргентинца на его любимой позиции – инсайда ближе к левому флангу, и Гомес каждый матч выстраивал треугольники со Спинаццолой и Фройлером. Вся система «Аталанты» была заточена под создание идеальных условий для Папу, и он выбил лучшую статистику в своей карьере: 16 голов и 10 голевых передач.
Однако даже тогда было заметно, что Гомес – больше, чем просто бегунок, который кормит штрафную кроссами на столба Петанью. Хотя он был прикреплён к левому флангу атаки, иногда Папу смещался в центральную зону. Это не имело закономерностей и зависело от желания аргентинца, который решал во время некоторых игровых эпизодов смещаться в центр.
В начале нынешнего сезона Гасперини ещё продолжал играть в «старый» футбол, к которому уже адаптировались соперники. «Аталанта» провалила старт чемпионата, плелась во второй десятке турнирной таблицы; проиграла «Копенгагену» в квалификации Лиги Европы. Гасперини был зол на себя и говорил, что поймёт, если руководство его уволит, но чуть позже мистер успокоился и попытался разобраться в причинно-следственных связях.
По «Аталанте» ударила смена кадров. Играть по старым конспектам во многом новым составом оказалось невозможным. Раньше Гасперини использовал 3-4-3 с классическим столбом, играющим спиной к воротам (Андреа Петанья), и игроком, связывающим правый фланг, центр и нападение (Брайан Кристанте). Новый форвард команды Дуван Сапата провалил старт сезона: колумбиец не только крут на втором этаже, но и техничен, больше играет лицом к воротам, участвует в комбинациях по земле, смещается со своей позиции в левый край. Все эти умения были отрезаны, когда он играл в роли Петаньи.
Марио Пашалич рассматривался как сменщик Кристанте и на старте сезона забивал мячи в стиле Кристанте после подключения в штрафную под кроссы, но как связующее звено на уровне Серии А Пашалич оказался заметно слабее. Он дольше принимает решения, хуже двигается, занимает невыгодные позиции, в отличие от Брайана. Пессина и Вальцания, которым Гасперини тоже давал шанс, оказались не готовы – на данный момент их класса не хватает для решения серьёзных задач.
Гасперини оставалось только попробовать Папу Гомеса в центре поля, по всей вертикали.
Слева – тепловая карта настоящего вингера, иногда любящего смещаться под удар, а снизу – свободного художника. Гомесу нравится смещаться на родной край, но теперь его основная роль – треквартиста и реджиста одновременно.
С переводом Гомеса в центр эти проблемы разрешились. У Сапаты появилась свобода, он получил возможность смещаться в левый фланг и играть лицом к воротам чаще, чем спиной. Ему стало комфортно – и теперь он борется за звание лучшего бомбардира этого сезона. Уход Гомеса с левого края помог Тимоти Кастаню развить свой атакующий потенциал. Если раньше он строил треугольник с Папу, отдавая аргентинцу короткий пас, и выключался из атаки, то теперь бельгиец чаще берёт на себя инициативу. Стала более гибкой роль Йосипа Иличича, который то выходит на острие, то играет в правом полуфланге. Про его волшебство в этом сезоне вы уже наверняка тоже слышали, словенец достоин отдельного текста.
Если сравнивать с Кристанте, Гомес даже в неродной роли – игрок принципиально другого уровня: техничнее, быстрее, умнее. Да, Гомес не включается под навесы, как это делал Брайан, но необходимости в этом нет – «Аталанта» больше не команда прострелов и кроссов, стало значительно больше комбинаций низом. Плюс фланги больше не выглядят как две разные планеты (созидательная нагрузка 35% на левом и 33% на правом).
Типичное включение Гомеса в штрафную
Этого разнообразия и качественного скачка вперёд в игровом плане по ходу сезона не было бы без Гомеса. Алехандро внёс гармонию в игру «Аталанты» и улучшил её своими навыками.
При построении атак «Аталанте» в начале сезона не хватало вариативности. Лучшим доказательством служит факт, что важнейшей фигурой билд-апа стал центральный защитник, поднимавшийся на позицию полузащитника – Рафаэль Толой. Поэтому одной из задач Гомеса в центре стала помощь билд-апу, каждый матч Алехандро смещается в зону реджиста. Папу любит не только разыгрывать, но и избавляться от опеки с помощью progressive runs: в среднем за матч он делает их 5 раз (лидер всей Серии А). Для сравнения, в сезоне 2016/17 он делал всего 2 рывка с мячом за игру.
Папу быстро протаскивает мяч до финальной трети, откуда обостряет ещё лучше, чем из глубины. Когда Гомес доходит до зоны 14, он предпочитает резкое вертикальное обострение в штрафную – Сапата и Иличич прекрасно чувствуют момент для открывания, а Гомес разрезает линию обороны. Хотя аргентинец порой слишком креативен и выбирает не самые популярные варианты за счёт видения поля и быстрой реакции на ситуацию.
Сапата делал рывок, напрашивалась передача. Впрочем, Папу посчитал, что есть риск брака, поэтому не менее опасно подключил Хатебура. Оборона соперника вообще не следила за Хансом
Статистический парадокс: в этом сезоне больше всего передач за матч делает Фройлер, даже больше, чем когда он был главным мозгом команды. Дело в том, что он обеспечивает циркуляцию мяча, раздавая подготовительные короткие передачи. Это важная работа, но продвижением мяча вперёд занимается преимущественно Гомес, так что швейцарец визуально остаётся в тени. Папу бесспорный лидер по передачам в штрафную – 6,67 за матч в среднем (на один пас больше, чем в прошлом сезоне). У Фройлера – одного из главных преследователей аргентинца по этому показателю – 2,5.
На днях Папу Гомес дал тактическое интервью для моих друзей с Cronache di Spogliatoio, где объяснял различные тонкости и мелочи, которые обычно проходят мимо глаз. Но они фундаментальны и делают разницу в эпизодах на разных участках поля.
Начнём с работы корпусом. Папу всего лишь 165 см и 68 кг, но когда он ставит сопернику спину, оттереть его от мяча – трудная задача. «Важно выставлять руку, чтобы понимать, с какой стороны исходит угроза, и держать соперника относительно далеко», — объясняет Гомес. «Я низко опускаю свой центр тяжести, активно использую бёдра и при этом всегда двигаю мяч. Всё это вводит соперника в затруднение». Есть важная деталь при приёме, которую использует Папу – он стоит боком, чтобы в один момент подставить спину, при этом быстро развернуться, принимая одним касанием в сторону дальнейшей траектории собственного движения. Гомес много борется на разных участках поля, всегда в движении, на скорости – в этом аспекте Алехандро действует на мировом уровне.
Умение укладывать корпус в нужную сторону, быстро переносить центр тяжести – основа дриблинга Папу. Он часто принимает мяч и делает много ложных движений корпусом, показывает в одну сторону, а уходит в другую. Здесь решает резкость, стартовая скорость, баланс. Так он разворачивается, когда соперник за спиной, но если он играет против защитника лицом к лицу, то тоже любит раскачивать.
Также Гомес уделяет отдельное внимание тренировке периферийного зрения. Папу отрабатывает это в собственном спортивном центре Perform на тренажере, который наверняка видел каждый из вас: ты стоишь с мячом в небольшом поле, есть несколько маленьких лунок и лампочки; нужно разворачиваться и отправлять мяч в «загоревшуюся» лунку как можно быстрее. Периферийное зрение полезно в игре, когда соперник Гомес не чувствует соперника ни руками, ни корпусом, но оппонент бежит на него и хочет забрать мяч. Папу даже на большой скорости во время дриблинга реагирует на цвет майки соперника и уходит от него по правильной траектории. Обратите на это внимание не только в следующем видео, но и во всех предыдущих – Гомес всегда оценивает ситуацию.
***
Папу Гомес уже не будет мировой легендой, но для «Аталанты» и её болельщиков он икона уже сейчас. За его игрой приятно наблюдать, это большой мастер, поэтому было бы справедливо, если бы под конец карьеры ему выдался шанс показать свои умения в Лиге чемпионов. Серия А – одна из ведущих лиг, но было бы крайне любопытно узнать, на что способен Алехандро Гомес в главном еврокубковом турнире.