Френки де Йонг. Глубинный плеймейкер будущего | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Френки де Йонг. Глубинный плеймейкер будущего — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Игроки
Прочие лиги
26 января 2019, 13:57
26 января 2019, 13:57
Френки де Йонг. Глубинный плеймейкер будущего
Сергей Титов – с тотальным разбором новичка «Барселоны».
Содержание
01Де Йонг тащит мяч на мировом уровне
02Как пасует де Йонг
03Как де Йонг думает на поле
04Как обороняется де Йонг
05Структура «Аякса» как фактор прогресса де Йонга
06Недостатки?

Когда «Аякс» выкупал Френки де Йонга в обмен на четверых игроков молодёжного сектора, голландские СМИ называли его копией Луки Модрича. В декабре 2017-го Марсель Кайзер сделал де Йонга ложным центральным защитником – опустил глубоко для билд-апа, но дал полную свободу для развития атаки. Де Йонг расцвёл в новой роли, а Ари Хаан, один из лидеров сборной Нидерландов 1970-х, увидел в его роли цикличность развития тактики: «Де Йонг – лучшая версия Франца Беккенбауэра. Он быстр и с отличным пасом». В свою эпоху Кайзер Франц был образцом либеро, часто вытаскивавшего мяч в атаку, но тогда футбол был на других скоростях, с редким использованием прессинга. В современной высокоинтенсивной игре появление такой роли, как у де Йонга – фурор.

Теперь Френки сравнивают с Йоханом Круиффом. Он краснеет и отрицает сходство: «Для меня это большая честь, но Круифф намного сильнее меня. Я никогда не достигну такого уровня. Люди, делающие такие сравнения, видят сходство, но не разницу в качестве. Я смотрю видео его игры – он был потрясающим; как он двигался с мячом, как вёл игру».

Френки уже сейчас претендует на статус футбольного мыслителя в далёком будущем, как сейчас Хави, как ранее Круифф – он говорит очень дельные вещи. Де Йонг ещё не повлиял на футбол так, как Круифф, но понимает, почему идут такие сравнения – невероятно развитые интеллект и интуиция, о которой Френки часто говорит в интервью. Ещё в юношеском футболе де Йонг нарушал тренерские установки и играл так, как видит сам, на интуиции. Эволюция оценки де Йонга в голландской прессе ещё более показательна. К 21 году его видели будущим топ-игроком в трёх разных ролях, причём одна до Френки считалась вымершей, а вторая – святая для местного футбола. Это подтверждает уникальность игрока.

Де Йонг тащит мяч на мировом уровне

Для тактических гиков Френки де Йонга открыл именно Марсель Кайзер, сделав игрока ложным центральным защитником. В билд-апе «Аякс» выстраивался 1-3, де Йонг занимал любую из позиций над страхующим и протаскивал мяч вперёд на очень длинных рывках. Френки сканировал свободное пространство, ускорялся туда и выбирал умный вариант развития атаки. Отличная техника и невероятная устойчивость под прессингом помогали де Йонгу сохранять мяч.

«Люди говорят, что я много рискую. Я так не думаю, потому что очень редко теряю владение», – говорит де Йонг. Он зациклен на простых и умных решениях, сохраняющих мяч у его команды. Своими рывками с мячом вперёд де Йонг продвигает владение – он сканирует свободные зоны, куда можно протащить мяч, и отлично контролирует его за счёт техники и быстрых ног. У Френки неторопливая манера игры, но на рывках он резко тащит мяч и невероятно устойчив под прессингом, отобрать мяч у голландца очень сложно.

Эрик тен Хаг, ставший главным тренером «Аякса» спустя месяц после Марселя Кайзера, построил команду вокруг постоянного движения де Йонга по всему полю. Несмотря на тактическую жёсткость, тен Хаг не запретил Френки рывки с мячом, хотя теперь де Йонг реже тащит мяч на огромные дистанции. Это прослеживается, если посчитать продвижение мяча де Йонгом на рывках по карте зон Дастина Уорда:

Данные – количество соперников, отрезанных при таких рывках (в том числе целыми линиями):

Zone 4 – Zone 3: 8 PackDr
Zone 6 – Zone 5: 6 PackDr
Zone 5 – Zone 4: 6 PackDr
Zone 3 – Zone 2: 5 PackDr
Zone 7 – Zone 6: 4 PackDr
Zone 6 – Zone 4: 4 Pack Dr
Zone 5 – Zone 3: 4 PackDr

На 1 зону вперёд: 31 PackDr
На 2 зоны вперёд: 10 PackDr
На 3 и более зон вперёд: 10 PackDr

То есть сейчас Френки де Йонг обычно протаскивает мяч из средней трети, но на небольшие расстояния. Как и раньше, игрок использует дриблинг, чтобы вскрывать прессинг соперника. Его рывки с мячом можно разделить на три типа:

1. Рывки мимо первой линии прессинга соперника без адекватного сопротивления,

2. Рывки мимо прессингующего игрока в свободную зону, которую он не контролирует,

3. Рывки в зону, которую «Аякс» планирует насытить в позиционной атаке (преимущественно в левый полуфланг).

В среднем за матч Френки обыгрывает (именно 1v1, а не просто преодолевает на рывке) 1,15 игроков соперника. Что важно, после своего дриблинга де Йонг отлично находит продолжение атаки. Обычно это простой пас ближнему, но если Френки дотаскивает мяч до чужой трети, он ищет варианты передачи вразрез. А прошлой осенью де Йонг забил «Зволле», когда протащил мяч на дриблинге из средней трети до чужой, сместился в центр и точно пробил издали. В Европе почти нет игроков, настолько эффективных в этом компоненте.

Как пасует де Йонг

Де Йонг – очень сложный пасующий для соперников. Он ищет мяч во всех зонах и отдаёт качественные передачи разных типов – бьёт линии передачами низом, разыгрывает стенки на флангах, делает диагонали и забросы за спины защитникам. Но наиболее часто де Йонг играет простыми передачами, ближнему или открытому по линии партнёру. По итогам первого круга Эредивизии Френки составил самую сильную пасовую связь с Дейли Блиндом, которые тоже вариативно двигается в билд-апе. Де Йонг получил от Блинда 174 передачи, отдал ему 138. Только одна пара игроков «Аякса» делает больше передач между собой – Блинд и де Лигт.

Это доказательство, что Френки де Йонг не рискует в билд-апе. При тен Хаге Блинд – главный игрок «Аякса» в начале атак, он располагается глубже остальных и редко попадает под прессинг. Получая мяч под прессингом ближе к боковой линии, де Йонг чаще играет через Блинда, чем обостряет с риском потери. Чтобы расшатать качественный прессинг соперника, Френки часто использует подготовительные передачи на более свободных игроков – Блинда, Шоне, де Лигта – или на фланги, где меньше сопротивление.

Плохо ли это? Конечно, нет.

Стиль Френки объясняют слова Йохана Круиффа: «Играть в футбол сложно. Самое сложное – играть в простой футбол». Де Йонг зациклен на простых решениях – как следствие, часто делает простые, но эффективные передачи низом. Средняя длина его передач, 18,1 метров, достаточно маленькая для его позиции (из топ-игроков в похожей роли меньше только у Витселя, Жоржиньо и Верратти). Он делает меньше progressive passes, чем Жоржиньо, Джака и Верратти, но тоже двигает мяч преимущественно вперёд.

Вот паттерн, объясняющий продвижение мяча от лучших глубинных плеймейкеров мира. Реже, чем Френки де Йонг, длинные передачи использует только Аксель Витсель – главный царь простых решений в текущем сезоне. При этом голландец двигает мяч вперёд чаще, чем Жоржиньо и Бускетс, значительно чаще, чем Тиаго Алькантара и Пьянич. Причём если отбросить матчи де Йонга в Эредивизии, процент его передач вперёд даже вырастет с 73,18% до 74,47%. Наиболее близкий к Френки игрок в паттерне – Марко Верратти.

Фишка де Йонга – часто двигая мяч вперёд, он мало рискует:

– После Блинда главные адресаты передач Френки – Тадич (119), Шоне (113) и Зиех (99). В списке оба основных инсайда «Аякса» – в структуре Эрика тен Хага они открываются в полуфлангах и отлично чувствуют коридоры между игроками, располагаясь в их центре. Де Йонг часто развивает атаки из полуфлангов, чаще из левого. Отсюда логичный вывод – Френки часто бьёт линии передачами на инсайдов, они открываются так, что вероятность потери минимальна, и у них тоже есть несколько вариантов развития атаки.

– Когда де Йонг управляет быстрым переходом «Аякса» в атаку, он часто использует передачи вразрез низом через центр. В этих передачах тоже минимум риска – де Йонг делает их, когда свободного пространства много, и отлично видит свободные коридоры. Пожалуй, лучшую передачу в быстрой атаке Френки сделал против «Утрехта»: после отбора на фланге де Йонг получил мяч, чуть продвинул его в центр, отрезал шестерых одной передачей и создал ситуацию 3v2 в пользу «Аякса».

– На фоне других игроков его стиля Френки делает мало through passes – передач, вскрывающих оборону соперника по воздуху (0,95). Такая статистика формируется из двух деталей. Во-первых, де Йонг делает такие передачи, только когда чувствует, что врывающийся партнёр получит мяч на свободном пространстве. Во-вторых, главный специалист «Аякса» по таким передачам – Блинд: скорее всего, Эрик тен Хаг разграничил зоны ответственности своих глубинных плеймейкеров. Кроме того, де Йонг часто получает мяч выше и в перенасыщенных зонах, где можно разыгрывать мяч накоротке – такие передачи от него редко нужны.

При этом, когда нужно сделать такой пас, де Йонг отлично видит забегания партнёров и вырезает качественную передачу за спины защитникам. Есть маленькие проблемы с таймингом – наиболее часто Френки забрасывает мяч под рывки Давида Нереса, но часто или не вкладывает мяч в ногу, или принимающий игрок начинает рывок чуть раньше. Но это проблема, решаемая на тренировках.

– Де Йонг делает 4-6 смещений глубоко во фланг за матч, чтобы разыграть серию стенок с инсайдом или крайним защитником, а затем ворваться в свободную зону. Такие эпизоды показывают все грани понимания футбола де Йонгом: он сначала пасует партнёру на свободное пространство, а затем сам идеально открывается на пространстве под ответный пас.

Любой команде тяжело обороняться против команды, способной порвать линии и серией коротких передач, и одним забросом, и вскрыть свободные зоны на фланге. Френки де Йонг в одиночку даёт «Аяксу» весь этот комплект.

Как де Йонг думает на поле

Френки уверен, что ставка на интуицию – качество больших игроков, но не знает, можно ли её развивать. «Даже со своей интуицией я не программирую себя на какое-то решение, когда получаю мяч, – объясняет де Йонг своё поведение на поле. – Я всегда ищу товарища по команде. Если он свободен, я знаю, что делать. Но иногда ситуация может измениться. Тогда нужно реагировать и использовать свою интуицию. Я вижу всю картинку, когда получаю мяч, и знаю, где все располагаются. Это одна из самых важных вещей для полузащитника».

Де Йонг смотрит очень много футбола, концентрируясь на движении полузащитников. Голландец очень высоко котирует Жоржиньо, критикуемого в Англии за недостаток оборонительных качеств: «Все должны выполнять работу в защите, но игроков, понимающих футбол, с сильным видением поля очень мало. Жоржиньо – один из них». Английские эксперты критикуют глубинного плеймейкера «Челси» за отсутствие ассистов, но не замечают, как он помогает команде выходить из-под прессинга, как двигается под давлением, как развивает атаки простыми передачами. Хотя для позиции Жоржиньо эти качества – ключевые.

Де Йонг очень крут на мяче, но интуиция и изучение других игроков помогают ему приносить пользу структуре «Аякса», даже когда Френки не контролирует мяч. Вот момент, раскрывающий разные грани мышления де Йонга:

– «Аякс» начинает атаку в стандартной структуре, которая позже будет разобрана подробнее. Френки располагается в левом полуфланге, чуть выше центральных защитников. АЕК играет 4-4-2 без мяча, но здесь у греков только один прессингующий (Понсе). Де Йонг зовёт Вёбера и просит его подняться выше, чтобы стянуть на себя Понсе. Вёбер слушается. Так Де Йонг управляет движением партнёров в билд-апе.

Вёбер вытаскивает на себя Понсе, и де Лигт пасует де Йонгу с нулевым риском. Френки получает мяч и провоцирует прессинг соперника, чтобы затем сбросить прессинг:

Управляя движением и правильно открываясь, де Йонг создал численное преимущество в билд-апе – 3v2 – и расшатал прессинг АЕК переводом на свободного де Лигта. Защитник может протащить мяч вперёд – для других игроков АЕК прессинговать слишком рискованно:

Конечно, это не единичный момент. Де Йонг нахально самоуверен под прессингом, и даже персональные ориентировки соперника его не смущают. Френки часто получает мяч над центральными защитниками под давлением, причём я бы не списал это на специфику чемпионата Нидерландов – де Йонг играет так и в Лиге чемпионов, и в сборной. Принимая мяч под плотным прессингом, Френки первым касанием отыгрывает более свободному партнёру. Когда игрок чувствует, что его встречают не так плотно – уходит из-под прессинга на развороте.

Мало кто вообще получает мяч в таких ситуациях. Первый тактический кризис в карьере Серхио Бускетса был вызван регулярным высоким прессингом соперников «Барселоны» по нему – пивот сделал пару привозов, получая мяч под давлением, после чего вообще изолировался в билд-апе. Глубинных плеймейкеров, расшатывающих персонально-ориентированный прессинг, очень мало, а комфортно чувствующих себя под ним – почти нет. Де Йонг – такой.

Такой стиль невозможен без постоянного сканирования ситуации на поле. Чтобы оценить расположение игроков, де Йонг постоянно вертит головой – это делает его готовым даже к резкому агрессивному прессингу. Ещё Френки часто манипулирует прессингом соперника, то есть сознательно вытягивает игрока на себя (даже когда не владеет мячом), чтобы создать более благоприятную ситуацию для партнёра.

Де Йонг открывается в левом полуфланге – там же, где и Шоне – и вытаскивает за собой прессингующего игрока. Шоне получает свободу и двигает мяч через зону

В позиционных атаках де Йонг идеально открывается, его очень сложно запрессинговать. Одна из редких проблем Френки – получая мяч на чужой половине, он иногда слишком увлекается дриблингом и навлекает на себя 2-3 игроков соперника. Да, под таким прессингом де Йонг тоже сохраняет мяч, но не обостряет. В моментах, где де Йонг избавляется от мяча первым касанием, его мышление выделяется намного ярче.

Обычная позиционная атака «Аякса» с перенасыщением правого фланга (4v3)

Когда Блинд получает мяч в полуфланге, де Йонг резко ускоряется к мячу. Он читает момент наперёд

Получая мяч, де Йонг первым касанием пасует свободному Зиеху. Он пасует внутрь штрафной – «Аякс» забивает гол в этой атаке

Чтение моментов на шаг вперёд – одна из причин, почему Френки лидирует среди игроков своего типажа в Европе по количеству участий в результативных атаках голевыми, предголевыми и вторыми предголевыми передачами (0,3 за 90 минут: 0,23 у Банеги, 0,22 у Джаки, 0,20 у Верратти, Жоржиньо и Брозовича, остальные отстают). Частично такие числа можно списать на специфику лиги, где играет де Йонг, но с осени Френки очень крут в «предпоследних» решениях уже на уровне «Баварии» и топ-сборных Европы.

Как обороняется де Йонг

Из-за уникального стиля Френки де Йонга на мяче недооценены его оборонительные качества. Голландцу сложно только в контактной силовой борьбе с игроками, отлично использующими корпус, как Томас Мюллер. Стиль Френки – не допускать таких эпизодов за счёт чтения игры и агрессивных включений в отбор. В матчах против ПСВ Френки сталкивался с однофамильцем, Люком де Йонгом, и перехватывал даже верховые передачи – резко включался из-за спины. Даже когда соперник сознательно пуляет лонг-боллы в зону де Йонга (как АЕК в Лиге чемпионов), Френки отказывается от силовой борьбы. Он или сразу идёт на опережение, или ждёт, когда соперник опустит мяч на землю без сопротивления, и уже тогда агрессивно накрывает со спины. При обоих сценариях де Йонг выигрывает мяч, избегая верховой борьбы – он понимает, что это его слабое место.

Де Йонг очень помогает контрпрессингу «Аякса». Когда амстердамцы проникают в штрафную, Френки часто остаётся за её пределами в полуфланге. Выбор позиции делает его готовым к любому развитию атаки. Он открыт под игроков «Аякса» на случай, если им перекроют все дороги к воротам, готов к подбору отскоков и выносов, при необходимости идёт за мячом глубже, но главное – готов к контрпрессингу. Де Йонг не бросается на мяч, когда «Аякс» теряет его, но реагирует на следующее решение соперника, накрывая выход и через дриблинг, и через пас.

«Бавария» отбирает мяч у «Аякса» в своей штрафной. Де Йонг располагается в левом полуфланге и готов к контрпрессингу. Рафинья пасует Киммиху

Де Йонг вступает в контрпрессинг, перехватывает мяч и продолжает позиционку «Аякса»

В контрпрессинге Френки двигается по горизонтали в центр, на фланг или глубже по диагонали, но никогда не выбрасывается на мяч вперёд. Такое движение тоже поднимает качество контрпрессинга – де Йонг покрывает большую площадь и уменьшает риск возникновения свободных зон.

Ещё одна деталь агрессивного стиля Френки – одновременно с перехватом он очень часто пасует свободному игроку. Так происходит и при контрпрессинге «Аякса», и при выходе соперника из обороны через длинный пас, и даже перед своей штрафной, где цена ошибки в передаче выше. Такие перехваты де Йонга позволяют «Аяксу» продолжать массированную позиционную атаку (особенно часто при выносах соперника из штрафной – де Йонг выбирает точку подбора и сразу же, нередко головой, пасует на свободный фланг). Или, наоборот, быстро выходить из обороны, как здесь:

Де Йонг агрессивен и в стандартных прессинг-действиях при позиционной атаке соперника – плотно играет по рывкам соперника, накрывает со спины в момент приёма мяча. Когда голландцы играли против Франции в Лиге наций, Френки агрессивно накрывал Н’Голо Канте. Де Йонг или отбирал мяч ещё до приёма, или провоцировал Канте на дриблинг и ошибку. Возможно, такие включения де Йонга было бы правильнее оценивать против игрока, лучше двигающего мяч, но в каждой команде Френки есть игрок, лучше подходящий под роль прессинг-машины – ван де Бек в «Аяксе», Вейналдум в сборной. Де Йонг редко нужен своим командам как прессинг-машина, но старательно выполняет установку.

Всё это выгодно отличает Френки де Йонга от Серхио Бускетса. Его главная тактическая проблема сейчас – излишне агрессивные включения в прессинг и особенно в контрпрессинг: Бускетс зациклен на мяче и оставляет большую свободную зону за спиной. Это явно тренерская установка Эрнесто Вальверде, а потом и Луиса Энрике, но она портит Бускетса – и «Барселона», и сборная Испании уже пропускали после его прессинг-включений. Плюс Серхио не хватает интенсивности для таких рывков. Де Йонг обороняется чаще в полуфланге, чем в центре, но двигается, как ранний Бускетс, а не как нынешний. Он двигается так, чтобы мяч сам пришёл к нему, а не выбрасывается на него.

Играя центрального защитника или страхуя Блинда, де Йонг тоже выигрывает эпизоды на мышлении. При длинных передачах Френки занимает позицию перед нападающим, и получить мяч без фола на де Йонге очень сложно. Открывания форвардов соперника в свободных зонах Френки тоже читает и перекрывает острые передачи ещё до того, как они будут сделаны.

Защитники «Аякса» стянуты на ближнюю штангу, в это время игрок «Херенвена» забегает на дальнюю. Де Йонг видит его включение, контролирует его частыми поворотами головы и готов к пасу на него. Де Йонг перехватит пас

Редкая устойчивая проблема де Йонга в обороне – ситуации 1v1. В таких эпизодах Френки тоже не бросается на мяч, сохраняет дистанцию и часто сбивает темп атаки, но допускает передачи из-под себя. Это проблема, когда де Йонг играет центрального защитника. В этом сезоне «Аякс» проиграл ПСВ 0:3, и один из голов прилетел, когда Френки остался 1v1 против Бергвейна – легко дал прокинуть мяч мимо себя и прострелить во вратарскую.

Структура «Аякса» как фактор прогресса де Йонга

Косвенная причина, почему Френки де Йонг пробился в основу «Аякса» именно при Марселе Кайзере – наиболее хаотичная за последние годы структура команды. Петер Бош играл только по схеме 4-3-3 с жёсткими требованиями к полузащитникам, которую перенёс в «Байер» этой зимой (например, один из них – быстрый переученный инсайд, часто ищущий свободные коридоры ближе к центру: так трансформировалась позиция у Хакима Зиеха, а теперь у Юлиана Брандта). Кайзер ставил на индивидуальный класс игроков, менял схемы и структуру билд-апа. Бывшие тренеры де Йонга жаловались, что с ним очень сложно работать из-за постоянных нарушений установки, но в футболе Кайзера такой проблемы не было из-за отсутствия чёткой системы. Неудивительно, что именно у Кайзера де Йонг получил самую свободную роль в карьере и чаще использовал силовой дриблинг.

Подход Эрика тен Хага – нечто среднее. Тен Хаг не запрещает де Йонгу искать мяч в разных зонах, но в рамках чёткой структуры билд-апа. Атаку начинают вчетвером – два центральных защитника в глубине, один чуть выше в полуфланге (обычно левом), один в опорной зоне. Плюс один игрок создаёт ширину в зоне, через которую атакует «Аякс». Так как билд-ап амстердамцев выстроен с перекосом налево, де Йонг обычно располагается в левом полуфланге над центральными защитниками…

…но может открыться над ними в опорной зоне, где чаще двигается Шоне.

А при развитии позиционной атаки может забежать по флангу.

Плюс де Йонг играл у тен Хага и левого центрального защитника (против «Хераклеса»), и правого центрального (против «Фейеноорда», ПСВ, АЕК) – то есть в билд-апе «Аякса» Френки может закрыть все пять ролей. Но эти качества не использовались бы без тотальной взаимозаменяемости в структуре.

Крен билд-апа налево связан с переизбытком универсальных игроков, знакомых с позицией левого крайнего/центрального защитника. Дэйли Блинд одинаково успешно закрывает три роли в структуре «Аякса», Тальяфико – тоже три (иногда садится в оборону и страхует номинального центрального защитника, когда он поднимается выше), перешедший зимой в «Севилью» Вёбер – две. Синкгравен, только вернувшийся после травмы, тоже закроет три позиции. Эйтинг закрывает две роли – игрока в опорной зоне и в полуфланге над центральными защитниками. Плюс де Йонг, адаптированный ко всем задачам. Плюс де Лигт, всегда играющий правого ЦЗ, и Шоне.

Тен Хаг построил структуру так, что игроки легко меняются позициями друг с другом по ходу одной атаки. Эта же пятёрка качественно связана с левым инсайдом. Обычно позицию закрывает Душан Тадич, регулярно получающий мяч от игроков в билд-апе: по итогам первого круга наибольшее количество передач на Тадича сделали Тальяфико (134), де Йонг (119) и Блинд (117), все они задействованы в структуре начала атаки. В финальной трети Тадич часто тащит мяч в центр и пасует под рывок одного из игроков билд-апа – так в штрафную врывается де Йонг, так неоднократно опасно подключался Блинд.

Такая подвижная структура делает эффективнее каждого игрока «Аякса». Есть опасения, что прогресс Френки де Йонга в «Барселоне», вне такой структуры, замедлится. Билд-ап «Барселоны» тоже перекошен налево, но его вводные совсем другие:

– Умтити/Ленгле. Оба центральных защитника с качественным первым пасом, Умтити даже может протащить мяч на рывке (но за счёт силы, а не техники) – в текущем сезоне у него больше progressive runs, чем у Бускетса. Но постоянное движение в структуре? Смены позициями с де Йонгом? Пока это кажется слишком сложным для них.

– Альба. Высоко подключается в атаку, часто создаёт ширину и забегает под проникающие передачи к боковой линии штрафной, после чего простреливает. Его главный ход – резкий рывок с фланга в свободную зону: если Альба будет изначально открываться в полуфланге, его открывания будет проще прочитать.

– Бускетс. Подвижен и отлично двигает мяч, но только из центральной зоны – в чужой трети он редко появляется даже в полуфланге, как Шоне, не говоря про открывания в стиле де Йонга.

– Артур. Умный и очень подвижный игрок, визуально близкий к Френки – тоже часто двигает мяч простыми передачами, тоже сканирует свободные зоны, тоже тащит мяч на рывках (хотя значительно реже, чем де Йонг). Плюс редкий, кто пробовался в нынешней «Барселоне» и в левом полуфланге, и в опорной зоне, на позиции Бускетса. Теоретически они могли бы создать динамичную связку с де Йонгом – только вопрос, кто из них будет делать диагонали хотя бы с частотой Бускетса.

Редкая для структуры «Барселоны» (но часто повторяемая) заготовка, основанная на движении: Артур смещается в центр, Коутиньо опускается в глубину, в это время ширину создаёт Альба. При этом альтернативных вариантов движения с тем же расположением игроков нет

Структура «Барселоны» статична, и при Вальверде подвижки маловероятны, поэтому для де Йонга наиболее вероятны два сценария. Первый – другие игроки подстраиваются под движение Френки: Альба при фланговых рывках де Йонга смещается в полуфланг, Умтити подключается высоко вперёд и т.д. Второй – структура остаётся статичной, де Йонг часто нарушает установку своим движением, а командная подстраховка работает слабо. Оба варианта – болезненные и на каком-то отрезке скажутся на результатах «Барселоны», но при втором сценарии пострадают и игрок, и вся команда. Полностью запирать де Йонга в тактические рамки нельзя.

Недостатки?

Их очень мало.

– Де Йонг некомфортно чувствует себя в силовой борьбе. Френки нравится футбол «Манчестер Сити», он признал факт разговора с Пепом Гвардиолой – более того, понятно, в какой роли его видел Пеп. В начале сезона-2017/18 он пробовал Джона Стоунса ложным центральным защитником – он тоже протаскивал мяч мимо первой линии прессинга, доводил до Фернандиньо или ложного фулбэка, иногда даже продолжал рывок вперёд после паса. Но у Стоунса и де Йонга разная природа силового дриблинга: защитник «Ман Сити» больше использует мощь, тогда как Френки – технику.

Мы не можем проверить, хватило бы техники де Йонга, чтобы рвать АПЛ на таких рывках. Но футбол в Англии всё ещё более силовой, чем в Испании, и даже экспансия топ-тренеров не изменила ситуацию. В Испании Френки будет проще проявлять свои сильные качества.

– Де Йонг испытывает проблемы, когда остаётся 1v1 с дриблёром и сохраняет дистанцию – проблема частично разобрана выше. Френки может сбить темп атаки, но при этом оставить свободную зону, куда и пойдёт пас.

– Де Йонг говорит, что очень редко теряет мяч на дриблинге. Это действительно так, но когда Френки тащит мяч поперёк поля с фланга в центр, он иногда заигрывается и попадает в очаг прессинга – его накрывают вдвоём-втроём. Это малоэффективно (после таких рывков де Йонг редко доводит мяч до партнёра) и банально противоречит философии «простого футбола», на которой воспитан игрок.

И даже эти недостатки решаемы. Сложные решения? Де Йонгу они не нужны, но он может их исполнить. Дальний удар? В порядке – в нынешнем сезоне «Зволле» получил от Френки «идеальный гол», после рывка на дриблинге и плотного удара низом из-за штрафной. Де Йонг выглядит игроком, который уже умеет почти всё – невероятно устойчивым под давлением и отлично двигающим мяч.

Он может стать лучшим полузащитником мира на долгие годы. Единственный вопрос – не в способностях де Йонга, а в «Барселоне». Сейчас она кажется менее логичным выбором продолжения карьеры, чем «Манчестер Сити».

В материале использованы данные Wyscout

Волшебная кнопка доната