Даже после переезда в топ-чемпионат Паулу Фонсека остаётся одним из самых недооценённых тренеров сезона. «Рома» к середине осени усвоила базовые принципы футбола Фонсеки – доминирующие 4-2-3-1 с затяжным билд-апом, обязательно с тремя игроками в первой линии, асимметричными флангами в позиционках и переходом на компактные 4-4-2 без мяча. При этом под влиянием тактической среды кальчо Фонсека качественно подстраивается под соперников, сохраняя базовые принципы. Дерби против «Лацио» – пример сильной подготовки Фонсеки.
После матча Давиде Сантон подробно разобрал план Фонсеки, в котором получил гибридную роль: «Мы начинали атаки тройкой в первой линии, чтобы поднять одного полузащитника выше. В развитии атаки мы тоже оставили троих сзади, чтобы остановить их контратаки, и добились успеха». Роль Сантона действительно стала ключевой в доминировании «Ромы».
Краткий экскурс в систему Фонсеки. «Шахтёр» Фонсеки стабильно строил билд-ап в структуре 3-1, с одним опорным на линии с ЦЗ и вторым опорным выше. «Рома» в первых матчах использовала ту же структуру – Кристанте опускался к защитникам, а над тройкой располагался Пеллегрини. Первое дерби с «Лацио», в начале сентября, спровоцировало поиск альтернативных идей. Пеллегрини был выключен из билд-апа и мало двигался под тройку защитников, что выделяло Фреда в начале атак «Шахтёра» Фонсеки. Также завалили задачу инсайды, чьи открывания в полуфлангах важны для разбития прессинга при структуре Фонсеки – Клюйверт редко отскакивал вглубь на свободное пространство под приём, а Ундер открывался широко на фланге.
Уже в середине сентября, в матче против «Сассуоло», Фонсека использовал альтернативную структуру – тройку создавал правый защитник, Флоренци, над тройкой открывались либо оба опорных, либо один (и тогда второй залезал выше в один из полуфлангов). Теперь 3-1 с правым защитником в первой линии – основная структура билд-апа «Ромы» на матчи против команд, использующих схему 5-3-2 без мяча, и её использование против «Лацио» напрашивалось.
Позицию правого защитника против «Лацио» занял Сантон (вероятно, реакция на кубковый матч против «Ювентуса» – и Коларов, и Флоренци, закрывавшие фланги, начали дерби в запасе). Сантон уже дважды играл в подобной роли, против «Вероны» и «Дженоа», но никогда ранее не был настолько вовлечён в начало атаки «Ромы». Он сделал 78 передач с точностью 97%, чаще других защитников пасовал в финальную треть, и продвижение мяча через его полуфланг было намного опаснее, чем через Смоллинга.
Косвенная причина, объясняющая это – левый край слишком пассивно развивал атаки: Клюйверт снова редко получал мяч в полуфланге, а Спинаццола часто получал мяч спиной к воротам, под давлением Лаццари, и быстро возвращал мяч тройке защитников или Кристанте. Более важная причина – «Рома» осмысленно перегружала правый фланг и полуфланг. Используя Сантона в первой линии билд-апа, Фонсека разгрузил Верету, который поднимался в полуфланг. Там же открывались Пеллегрини, периодически Джеко при смещениях вглубь, а Ундер создавал ширину.
Кроме того, «Рома» манипулировала системой игры «Лацио» в среднем блоке. При доводке мяча в билд-апе до Сантона к нему выдвигался Луис Альберто, одновременно с движением перекрывая линию передачи на Верету. При таком включении Альберто остальные игроки «Лацио» в зоне мяча тоже должны реагировать и разбирать каждого соперника, либо перекрывая линию передачи, либо выходя за ним из позиции для отбора на первом-втором касании при приёме. В этот момент Верету и Пеллегрини вдвоём смещались чуть вглубь к Сантону, и возникала одна из ситуаций:
– Никто из защитников не успевает выдернуться из линии, Сантон пасует в центр, Альберто и Лейву отрезают треугольником с пасом на Верету, «Рома» пытается проникнуть в штрафную «Лацио» через фланг;
– На смещения Верету и Пеллегрини вглубь реагируют двое, Раду и Лейва, но движением Раду манипулируют и отрезают его передачей на ход Ундеру.
На коротком отрезке при счёте 1:0, когда «Лацио» поднял линию обороны выше, «Рома» построила самый опасный розыгрыш билд-апа за матч. Когда Пеллегрини и Верету стянули Лейву и Раду, в опорную зону отскочил Джеко, а за ним вышел Ачерби. Джеко получил мяч и в касание перевёл на фланг, где Ундер снова остался 1v1 с Луличем.
«Лацио» повезло с быстрым ответным голом ещё и в плане тактики – действия «Ромы» в билд-апе спровоцировали бы либо серию моментов со вскрытием зоны Раду, либо откат «Лацио» в пассивный средний блок и такое же доминирование «Ромы» с мячом, но уже при счёте 1:0.
В позиционных атаках «Рома» тоже активно использовала правый фланг. Система «Лацио» без мяча – 5-3-2 низким блоком, с подвижной четвёркой игроков, двигающейся в зону мяча (Иммобиле обычно отвязан от перемещений и закрывает линию передачи назад) – сильно ограничивает потенциал атак любой команды через центр. Поэтому идеи атак «Ромы» были завязаны или на передачах из-за оборонительного блока в зону центральных защитников, или на ситуациях, где блок вскрывался, как при начале атаки.
«Рома» часто создавала ситуации 2v2 на флангах, особенно справа, в финальной трети и пыталась проникнуть внутрь блока несколькими способами. Первый – простая стенка: и Альберто, и Милинкович-Савич могли выключиться из эпизода после паса во фланг игрока, которому они закрывали мяч на подходе к штрафной. Он забегал в пространство за спиной Лулича/Лаццари и получал пас на ход. Чаще это работало ближе к концу матча, когда Альберто и СМС устали от оборонительной работы.
Второй вариант – передачи и прострелы в пространство между двумя линиями «Лацио». Здесь Фонсека пользовался особенностями стиля 5-3-2 «Лацио»: при владении соперника на фланге перед штрафной команда Индзаги часто располагается в две линии с диагональной страховкой, и даже при небольшом расстоянии между линиями возникает пространство, куда можно довести мяч. «Лацио» справлялся с подобными передачами, но хуже контролировал прострелы с флангов в зону между линий. В таких ситуациях Лейва смещается ближе к флангу, а дальний центральный полузащитник должен страховать его зону – но и Альберто, и Милинкович-Савич не создавали компактность (вероятно, это связано с нехваткой оборонительных навыков).
Передача Спинаццолы низом в центр штрафной – Лейва контролирует Пеллегрини, а дальний центральный полузащитник (Альберто) не страхует его. Верету один в зоне подбора
Третий вариант – попытки инсайдов прорваться внутрь блока через дриблинг с проникающей передачей или ударом. Если Клюйверт слева сделал только одну неудачную попытку обводки, то справа Ундер уничтожил Лулича – уходил от него разнообразно и очень эффектно (на простом пробросе себе на ход, на развороте в центр, прокидывая мяч пяткой себе на ход с резким разворотом). Ундер сделал 9 попыток обводки, три из которых приводили к смещениям в центр и острым моментам. Дриблинг Ундера создавал типичную проблему для команд с такой системой без мяча, как у «Лацио»: блок перестраивается, Раду и Лейва смещаются на подстраховку Лулича, больше пространства возникает в центре.
Ещё «Рома» использовала подачи и забросы в штрафную, что тоже логично против компактного низкого блока (21 навес с игры за матч – очень много). Здесь правый фланг тоже был намного активнее левого до выхода Коларова, Спинаццола, получая мяч в позиции для подачи, не шёл в обыгрыш под давлением Лаццари и обычно пасовал чуть назад Клюйверту, сохраняя владение перед оборонительным блоком «Лацио». Немного иронично, что гол пришёл из левого полуфланга после заброса Кристанте, и это очень сложно объяснить как-то системно (кроме того, что за три минуты до гола из левого полуфланга в штрафную подавал Клюйверт – но это были единственные подобные передачи с игры до выхода Коларова).
Подачи с широких позиций обычно были направлены к линии вратарской, а не между линий, и практически не привели к прямой угрозе. Единственное исключение – удар Джеко из-под Габбарона на 88-й минуте после 2v2 и стенки на фланге. Опаснее были скидки защитников и Стракоши на подбор, где хотя бы один из игроков оставался без опеки (обычно игрок Альберто).
Хотя «Лацио» – достаточно вертикальная команда, в билд-апе команда Индзаги использует короткие передачи даже внутри штрафной, даже под высоким прессингом, чтобы растянуть соперника и вывести одного из атакующих игроков на свободное пространство. Но прессинг «Ромы» заставил «Лацио» чаще обычного выходить не через защитников, а через Стракошу, сделавшего 36 передач (третий личный результат Стракоши в сезоне и второй результат в «Лацио» по итогам матча).
Обычно «Лацио» выходит из-под давления через серию передач Стракоша-Ачерби-Раду-Лулич, и «Рома» прессинговала так, что цепочка обрывалась на втором пасе. После передачи на Ачерби Джеко выдвигался к нему, направляя в левый фланг. В это время Ундер находился в полупозиции, после паса Раду поднимался и доигрывал по мячу, направляя Раду назад во вратаря. Из всей четвёрки прессингующих «Ромы» (Клюйверт-Джеко-Ундер-Пеллегрини) на рывках двигался только Ундер, расположения в правильных позициях хватало, чтобы блокировать начало атаки «Лацио» через пас.
В середине первого тайма Индзаги сделал стандартные для себя изменения билд-апа: теперь Луис Альберто смещался глубже в левый полуфланг и образовывал структуру 3-2, а не 3-1, и ниже располагался Лулич. Кроме того, Ачерби сознательно подходил на одну линию к Стракоше, чтобы вытягивать прессинг «Ромы» ещё выше и создавать численное преимущество в +1 игрока.
«Рома» была готова ко всем перестроениям. Под смещения Альберто вглубь подстроился Верету, готовый к атаке со спины в момент приёма, как и Пеллегрини по Лейве. Лулич оставался один до паса Раду – тогда к нему поднимался Сантон, и вся защита «Ромы» перестраивалась, в крайнем случае Лулич получал мяч и пасовал вперёд, где джалоросси уже создали численный перевес в обороне. Джеко не реагировал на Стракошу и сохранял акцент в прессинге на Ачерби, закрывая ему левую ногу. По ходу матча также возникали ситуации, когда Альберто забегал во фланг под Лулича и, получая мяч, смещался в центр – игроки «Ромы» фолами умно срывали редкие успешные выходы из-под давления.
«Рома» отлично подготовилась и к выходу из-под прессинга через длинные передачи Стракоши. Под лонгболл «Лацио» обязательно оставляет впереди СМС, Корреа и Иммобиле, есть и осознанная структура при длинных: Милинкович-Савич бежит на опережение и в прыжке скидывает мяч вперёд на ход, часто за спину своему опекуну, куда врывается один из форвардов. Под контроль длинных передач «Рома» создавала +1 в зоне, куда выбивался мяч, в ущерб дальнему флангу – то есть если Сантон поднимался в прессинг, в тройку защиты садился Спинаццола, и наоборот, а по Милинковичу-Савичу играл Кристанте. «Рома» неидеально контролировала рывки за спину после скидок Сергея (в первую очередь как раз Спинаццола), но страхующий ЦЗ быстро реагировал на передачу и опережал форвардов «Лацио».
Похожий принцип формировался при переходах «Ромы» из атаки в оборону, и здесь мы снова приходим к реплике Сантона. Важное отличие тактики Фонсеки с правым защитником в первой линии билд-апа от предыдущих матчей – если ранее у Флоренци/Сантона была гибридная роль, и после создания преимущества в начале атаки они поднимались высоко по флангу, то против «Лацио» Сантон сохранял асимметрию и при позиционных атаках «Ромы». В результате команда была менее уязвима при классических контратаках «Лацио», с проникающими передачами на ход Иммобиле. Ближний к мячу опорник доигрывал по игроку с мячом, а тройка защитников сужала коридоры, куда мог бы ворваться Иммобиле.
Типичная ситуация для матча – тройка защитников сужает, Сантон держит узкий коридор между собой и Манчини. Иммобиле делает рывок в другой коридор, Манчини успешен на подстраховке
***
Два ничейных римских дерби в сезоне – несправедливость по отношению к каждой из команд: «Рома» заслужила победу по количеству и качеству созданных моментов ровно так же, как «Лацио» в первом круге. Но разница в характере матчей отчасти отображает прогресс «Ромы» при Паулу Фонсеке с начала осени. Если в первом круге «Лацио» даже не закрывался с надеждой на контригру, то теперь принял классический для себя сценарий матча против сильного соперника. При этом в контригре «Рома» не позволила создать «Лацио» практически ничего – только удар Корреа после сольного прохода и дальний от Милинковича-Савича в концовке. Кстати, это тоже показательно для оценки идеи Фонсеки с позицией Сантона: первый момент был создан, когда Сантон вынужденно поднялся в высокий прессинг и оказался отыгран, второй – уже после замены и перевода направо Спинаццолы.
Случайный цирк в штрафной «Ромы» на угловом – не повод менять оценку Фонсеке за отличную подготовку к одному из самых сложных соперников в чемпионате.