Многие, не только любители белфутбола, хотя бы раз слышали историю «Крумкачоу». Полностью частный футбольный клуб за несколько лет прошел путь от любителей до высшей лиги, обыгрывал минское «Динамо» и солигорский «Шахтер». В лучший период в истории «Крумкачоу» командой руководил Олег Дулуб.
В Украине и Беларуси Дулуба справедливо считают эффективным антикризисным менеджером. «Крумкачы», «Карпаты», «Черноморец» — специалист не раз принимал клубы не в лучшем их состоянии и оперативно обеспечивал результат. В конце лета мы встретились с тренером и замучали его вопросами. Получился большой рассказ о футбольной философии одного из самых прогрессивных специалистов Беларуси, психологии выстраивания отношений в кризисных командах, селекции при отсутствии бюджета и роли продвинутой статистики.
В основе моей философии лежит уважение. Уважение между игроками и между тренерами. Оно определяется уважением игроков как личностей, а игроки в свою очередь должны уважать тренера, его решения. Хорошая команда имеет строгую внутреннюю дисциплину. Должно быть четко установлено, как игроки должны вести себя по отношению друг к другу. Должны быть установлены правила команды. Они могут регулировать учет времени, взаимное уважение, взаимопомощь, и запрещать добиваться успеха за счет других. Мы часто видим, как «примадонны» нарушают режим, что может создать в команде неприязнь. Мы знаем, что командный дух исчезает, когда игроки начинают оскорблять друг друга и начинаются раздоры. В таких случаях тренер должен вмешаться немедленно, пока моральный дух не исчез вообще.
Второе – интенсивная работа на тренировках. Есть фраза «Как ты тренируешься, так ты и играешь». Очень важно, чтобы игроки тренировались с высокой интенсивностью. Усилие важнее таланта. Игроки должны “сражаться как львы”, оставляя все свои силы на поле ради достижения командного успеха: они могут плохо играть и совершать ошибки, но они должны отдаваться на 100% в каждой тренировке и игре. Команда играет так, как она тренируется, следовательно, основной акцент делается на высококачественных коротких тренировочных занятиях.
Если мы берём модель игры, то мне нравится игра в контроль мяча, скоростные атаки, интенсивный прессинг. Не просто контроль мяча, а скоростной контроль мяча. Как только есть свободное пространство – его нужно сразу же преодолевать. Когда пространство закрыто, тогда необходим структурный контроль мяча. Но приоритет – скорость. Предпочтение вертикальной игре по отношению к игре поперек поля.
При потерях – максимально быстрый отбор. Когда начинал ещё тренировать – это были команды области, второй лиги – пытался игрокам привить принцип: «потеря – максимально быстрый агрессивный отбор». Тогда молодой был, мне говорили «ну как? Где вы такое видели, чтобы нападающий мяч отбирал?» Говорил, что придут к этому, что будут десять игроков двигаться вперед-назад по полю как единое целое.
В моем понимании хорошие игроки никогда просто так не теряют мяч.
Футбол, в моем понимании – игра для болельщиков, которым всегда нравится зрелищный футбол. Но когда ты выстраиваешь, так называемые, кризисные команды, то понимаешь, что нужен результат. Тогда ты идёшь в ущерб зрелищности, просто концентрируясь на наборе очков.
Кто должен быть более гибким, тренер или игрок? Ещё Лобановский сказал: когда тренер подстраивается под игроков – это путь в никуда. Но нужно ещё учитывать, что есть бюджеты клубов. Есть маленький бюджет – ты вынужден подстраиваться. Если бюджет большой, тогда у клуба должно быть чёткое видение того, что они хотят, отталкиваясь от своей философии: модель игры, система игры.
Дальше идут модельные характеристики игроков. Тебе говорят: мы хотим играть по системе 4-3-3. Ты садишься, достаёшь модельные характеристики, выбираешь игроков. Дальше смотришь, как они взаимодействуют между собой в коллективе. Но лучше, если есть время, предварительно узнать, как игроки вели себя в предыдущих командах. Так легче работать, конечно. Но это уже более денежно-затратный путь.
В работе с игроками приоритет – развитие сильных сторон.
В основе стоит физподготовка, основанная на модели игры. Понимание футболистами игровых принципов уменьшает вероятность ошибки и способствует развитию их сильных сторон. В течение тренировочных занятий важно объяснять игрокам, что и как делать. Это единственное средство, способствующее их развитию.
Мне всегда было интересно узнавать что-то новое, двигаться вперед. Первое, что повлияло – это «Динабург», Латвия, 1996-й год. Тренером был Дмитрий Владимирович Кузьмичёв, он из Москвы сам. Тогда в первый раз увидел, как вся работа строится «через мяч». Настолько был поражён тому, как ты быстро набираешь кондиции, работая всё время с мячом. Потом уже, разговаривая с Дмитрием Владимировичем, понял, что это одна из методик Константина Ивановича Бескова. «Квадраты», игры, различные сочетания игроков, чередование размеров игровых площадок. Чёткий недельный микроцикл, где расписано всё буквально по минутам. С подобным сталкивался и в Беларуси, когда работал под руководством Сергея Боровского. «Квадраты» и позиционные игры – это упражнения, целью которых является понимание игроками модели игры. В своей работе мы используем различного рода «квадраты»: 5v2, 6v2, 4v1, 8v2 и т.д. В этих упражнениях мяч должен передаваться быстро, предпочтительнее в 1 касание. Это заставляет игроков думать быстрее.
Во-вторых, Китай. Увидел применение новых компьютерных технологий, приходящих в футбол.
В-третьих, Финляндия, когда уже заканчивал игровую карьеру. Очень интенсивная работа с мячом. Причём работа с постоянными единоборствами: борьба, стыки, удары. Эту методику, как мне потом объяснили, они взяли у англичан и, обработав, адаптировали ее под свою страну. Помню свои ощущения – мне уже было 35-36 лет – в конце сезона я себя великолепно чувствовал. Мне хотелось играть, прессинговать.
Дулуб в матче чемпионата Финляндии
Нужно чётко понимать, что любой приходящий тренер, какой бы он ни был хороший, не волшебник. Ему нужно время. Минимальное время, для того чтобы перезагрузить команду – шесть недель. Чисто физиологически, чтобы вывести на другой уровень готовности. За эти шесть недель ты должен успеть залатать дыры, сделать акцент на постановке игры в обороне, и только после этого ты можешь двигаться дальше. «Карпаты» – это шесть недель и великолепный матч с «Шахтёром», «Черноморец» – это шесть недель и победа над Киевом. Это физиология, от неё никуда не денешься.
Когда ты приходишь в команду, то первое, что ты должен сделать – создать команду, создать коллектив, учитывая при этом специфику клуба. Далее – выстроить модель игры, отталкиваясь от того, какие игроки есть в твоем распоряжении. Эта модель может быть универсальной, может подходить, условно, для «Карпат», но не подходить для минского «Динамо» или наоборот. Далее ты доносишь её до игроков и двигаешься вместе с ними пошагово по дистанции чемпионата.
Психологическая составляющая – это крыша, покрывающая все виды подготовки. Недавно прочитал высказывание Эйнштейна, где он сказал, что сильнее ядерной и электрической энергии сила воли человека. Основная задача – заставить игроков и весь обслуживающий персонал двигаться в каком-то едином русле. Особого отличия при работе в «Динамо», БАТЭ, «Крумкачах», «Черноморце» или «Карпатах» не увидел. Отличается только квалификация игроков. Ты приходишь в команду, делаешь первый шаг – создание команды внутри команды.
Хорошая команда имеет общий перспективный прорывный план с четким определением уровня, на который команда желает подняться.
У хорошей команды есть четкие и определенные цели, увязанные с ее планом. Цели должны быть одинаковы для всех и полностью приниматься всеми – в том числе на эмоциональном уровне. Каждый член команды должен верить в возможность достижения целей. Мы часто встречаем игроков, которые говорят, что их цель – выиграть чемпионат, например, но одновременно они чувствуют, что это нереально или несерьезно. В такой ситуации важно, чтобы тренер убедился в том, что все игроки полностью приняли цели команды. Иначе у них в глубине души не будет смелости выигрывать.
Одно из главных отличий «кризисных» команд от «успешных» — атмосфера в раздевалке. Есть какой-то дисбаланс внутри. Необходимо как можно быстрее найти его и устранить. Вот здесь сразу на первый план выходит помощь руководства. Потому что ты человек новый, ты приходишь в команду и на первых порах можешь не понимать, как управлять, что делать, при этом игроки по-разному воспринимают новые требования. И здесь именно важна поддержка руководства. Например, так было в «Крумкачах», во Львове и в Одессе.
Дулуб в «Крумкачах»
Лучший клуб, наверное, который я видел – это «Барселона» 2009-11 годов. Как-то поймал себя на мысли, когда смотрел, как он играли, что не вижу у этой команды потолка. Контроль мяча, варьирование систем игры, прессинг: PPDA у средних команд был 11, у «Барселоны» – 6 и ниже. Ну и так далее.
Если тренеров брать, то, наверное, Фергюсон, Бьелса, Моуриньо, Гвардиола, Сарри. У всех команды демонстрируют разный футбол, но этот футбол является отображением их личности. Фергюсон – это Фергюсон: ты никогда его не повторишь, даже если очень сильно захочешь.
Очень нравится философия Бьелсы. Его футбол – высшая математика. Из последнего, что читал, книга «Философия Марсело Бьелсы» очень зацепила. Хорошая книга, серьёзная, перечитывал её два или три раза. Что-то из прочитанного применяли в Украине. Ещё из прочитанного впечатлила книга «Positional game». На английском языке обе. Рассмотрены варианты построения игры – вот это очень интересно.
Для меня стажировки – это понимание того, куда движется футбол. Потому что когда ты постоянно находишься в каком-то узком пространстве, например, работая в своей стране, то ты можешь упустить момент понимания того, что происходит вокруг тебя.
Либо момент появления каких-либо новых идей… Бывает, ты находишь решение какой-то проблемы, но оно, на первый взгляд, чуть ли не фантастическое. Потому что это требует каких-то глобальных изменений. Например, в 2008 году родилась идея, которая вошла в основу построения и проведения всей предсезонной подготовки «через мяч», без нефутбольной беговой работы. И вот потом, когда мы ездили на стажировки, смотрели – вся Западная Европа так работает.
Мы сделали главной работу над скоростью, а у нас большинство клубов работает над выносливостью. Терзаешься, потому что это новое, отличается от привычного. Едешь куда-то на стажировку, либо узнаешь у кого-то. Например, ребята из минского «Динамо» ездили в 2013-м в «Манчестер Сити», а там основной акцент делается на развитии и поддержании скорости и силы. И ты понимаешь, что движешься в правильном направлении, в противном случае что-то корректируешь.
Процесс напоминает три стадии внедрения инноваций:
1. этого не может быть;
2. в этом что-то есть;
3. только так и должно быть.
Применимо ли то, что ты увидел за рубежом, у нас? Да. Но ты должен понять алгоритм любой методики и разобраться, как её применить в данных условиях. Потому что условия у нас немного другие: зима длиннее, поля хуже и так далее. Ни одной методики не видел, которую нельзя применить в наших условиях.
Любая система игры всё равно базируется на модели. Модель игры независима от системы игры. Она может быть и 4-3-3, и 3-4-3, но это не более, чем цифры. Важнее принципы игры в определённых зонах. Это тоже своего рода как строительные блоки. Ты начинаешь объяснять, анализировать, на тренировке отрабатывать, игру смотришь, анализируешь опять. И дальше решаешь в зависимости от того, какие игроки у тебя есть в распоряжении.
Как родилась модель игры в три центральных? Мы применили её осенью 2016-го. Но еще за несколько лет до этого, когда «Шахтёр» играл с БАТЭ и обыгрывал со счетом 5:0 и 7:0, обратил внимание, что нельзя против быстрых бразильских нападающих играть в два центральных защитника. Модель, которую использует «Шахтёр» — это широкие крайние защитники, четвёрка в центре, и 2 против 2 на уровне двух центральных защитников.
Чтобы противостоять этому, необходимо, во-первых, иметь минимум 3v2 в центре обороны. Во-вторых, иметь игроков с нужными характеристиками. Накануне того матча с «Шахтёром» мы использовали систему 4-3-3. Из двух центральных остался, из-за перебора желтых карточек, в распоряжении только один. Но в команде было четыре крайних защитника. Что делать? Идея родилась сразу – закрыть середину двумя крайними защитниками, а оставшиеся два будут действовать как «линейные» в системе 3-4-2-1. Дальше двойка опорных полузащитников оборонительного плана и тройка атакующая сверху.
Чем хороша эта модель? В «Крумкачах» мы её использовали с акцентом на атаку: три центральных защитника, два разноплановых опорных полузащитника, крайние нападающие, атакующая тройка по центру. Практически, в атаке перекрываем всю ширину. Минимум шесть человек в атаке. Но это атакующая модель. А в «Карпатах», мы вынуждены были применять во флангах номинальных крайних защитников, но выполняющих большой объем черновой работы. В «Черноморце» то же самое.
Эта система более проста для обучения при игре в атаке, чем 4-3-3. Изначально игроки располагаются при атаках в зонах, где они должны находиться для выстраивания правильной геометрии атаки. Плюс при игре в обороне центральные защитники могут более агрессивно вступать в отбор, не боясь свободных зон, возникающих позади них. И, в-третьих, при игре против более классных команд необходима собственная контригра.
Если бы у меня было больше времени в «Черноморце», создал бы «плавающую» систему. Она, на мой взгляд, более гибкая, но требует универсальных и умных игроков, особенно в позиции нижнего опорного. Такой игрок должен хорошо читать ситуацию, постоянно подстраиваясь под нее, играя при этом либо третьего центрального защитника, либо опорного полузащитника оборонительного плана. Под «плавающую» систему очень сложно подстроиться. Анализируя будущего соперника, ты просто определяешь те или иные варианты перестроений, которые будут приводить к созданию ситуаций численного преимущества на тех или иных участках поля.
Весной, когда мы с БАТЭ выиграли 1:0 у минского «Динамо», мы спрогнозировали переход «Динамо» на 5-4-1 и отзеркалили схему. Если «отзеркаленные системы» накладываются одна на одну, то на любом участке поля складываются ситуации 1 в 1. И тогда на первый план выходит квалификация игроков. Так оно в принципе и получилось. Нынешнее минское «Динамо» в большинстве матчей играет в три центральных защитника, во флангах использует игроков оборонительного плана, двух опорных полузащитников оборонительного плана и тройку игроков атаки. Для противостояния атаке необходимо иметь минимум тройку центральных защитников и одного или двух опорных полузащитника. Но та победа имела больше психологический характер.
Мне очень нравится испанская классификация этапов развития тактики. До 70-х годов 20-го века – акцент на технику игры. Начиная с 80-х – физподготовка. Это в основном итальянцы, немцы, Советский Союз. Где-то прочитал, что все рекорды к 2018-2020 году на 99,98% будут выбиты. Здесь уже усиливать нечего: мы упираемся в генетический потенциал спортсменов.
Третья эпоха – это Сакки, «Милан», 90-е. Зонная игра, тактика.
Четвёртая – сейчас. В большей степени это эра сборной Испании, «Барселоны». Формирование игроков, которые самостоятельно будут принимать решения на футбольном поле. Скажем так, нахождение внутри команды тренера-игрока, способного управлять процессом игры без подсказки со стороны тренера.
Цикличность прослеживается и тогда, когда мы говорим о системах игры. Игра в три центральных защитника напоминает 3-2-3-2 «MW». Функции футболистов изменились, игра становится более компактной, более жесткой, увеличилась скорость принятия решений и скорость движения мяча. Интенсивность игры, интенсивность прессинга. Игра стала более контактной. Думаю, футбол сейчас уходит в сторону баскетбола. Он станет более атлетичным, когда атакующие действия будут доведены, как в баскетболе, до автоматизма. Когда четкая структура, организация командных действий, индивидуальные обязанности каждого из игроков станет базой для проявления элементов импровизации.
Цифры вообще играют большую роль, но относиться к ним нужно очень аккуратно, потому что это не более, чем вспомогательное средство. Если у тебя нет футболистов или нет поставленной игры, то цифры только цифрами и остаются. К новой продвинутой статистике позитивно отношусь. Все данные – Packing, xG, PPDA – очень хорошие, близко коррелируют с результатом. Понятно, что это футбол – это самая непредсказуемая игра, в которой вероятность и случай имеют очень большую роль, но эти показатели коррелируют с результатом.
Надо чётко понимать – они же должны быть связаны с моделью игры. У каждого тренера своя модель, которая определяется его видением и пониманием игры. Естественно, что Packing, может быть, связан с АВП (коэффициент активной выгодной позиции). Это коэффициент, который, скорее всего, объединяет два коэффициента – Packing и ожидаемые голы. И третий коэффициент – это PPDA, эффективность прессинга, показатель того, как быстро команда вступает в прессинг при потере мяча. Четвёртый нашёл для себя в InStat – скорость атакующих действий.
Необходимо понимание динамики данных. Каждый тренер всё оценивает по-своему. Мир сейчас такой, что информации много. Выбирай то, что тебе нужно.
Очень позитивно отношусь к такому явлению, как «мудрость толпы». Садится 10 человек из разных сфер и высказывают своё мнение о каком-то предмете. Обычно объективность оценки соответствует 90%. Очень часто в своих командах мы это использовали, особенно в «Крумкачах». Всегда после тренировки спрашивал у всех, – у президента, помощников, администраторов – что они увидели. То есть ты оцениваешь команду и ее игру со всех сторон.
Сейчас, имея статистику InStat или Wyscout, ты можешь выбрать себе любого игрока, учитывая при этом модельные характеристики игроков. В принципе, это не составляет труда. Особенно если ты есть в социальных сетях. У меня в друзьях несколько десятков футбольных агентов. В кризисный момент это может оказать большую помощь, особенно при поиске новых игроков.
Для примера рассмотрим «Черноморец». Через три дня после подписания контракта закрывалось трансферное окно. Времени на просмотр кандидатов практически нет. Вот здесь, качественно сработали агенты. Во-первых, предложили Сашу Гутора, которого мы хорошо знали по совместной работе в «Динамо-Минск». Во-вторых, тройку французов: Алассане, Мамаду и Бамбу. Да, на тот момент, все они были растренированными, но с определенным игровым потенциалом. Статистику посмотрели – вроде неплохая. Как оказалось позднее, попадание в игроков 100-процентное.
В «Крумкачах» большую помощь оказывал Денис Шунто, подсказывал. Он лучше меня знал нашу первую лигу. Так мы нашли Павла Чикиду, который сейчас в «Смолевичах» играет. Такая же история и у Шикавки, и Иванова, и Кошеля – людей, которые просто никому не нужны были. У Шикавки есть, наверное, все, чтобы стать хорошим игроком. Хорошая работа с мячом, фактурный игрок. Качественные открывания. Сейчас он работает чётко по штрафной. Поэтому и забивать, наверное, стал больше. Время пришло, созрел, повзрослел.
Шикавка в «Крумкачах»
Ещё часто приходят сообщения посмотреть разных игроков со стороны. Иногда физически просто не успеваешь. Приходится часть работы делегировать помощникам. Но найти игрока хорошего – это как намыть золото. Кто тебе поможет найти такой самородок, не имеет никакого значения. Это и есть «мудрость толпы». Можно выслушать любой совет, не обижая неуважением человека, дающего его тебе.
Мне нравится высказывание Сакки в этом плане: «Для того, чтобы выигрывать на скачках, не нужно быть лошадью». Сразу примеры: Сакки, Моуриньо, Сарри. Естественно, что у тренеров, которые поиграли, у них есть большой игроцкий опыт, есть преимущество – они эту кухню чувствуют изнутри. Но есть и недостаток – когда они были игроками, то, как и большинство игроков, они не учились по ходу карьеры. По завершению карьеры приходит понимание того, что для управления командой необходимы знания, но не думаю, что за 2-3 года можно получить тот багаж знаний, который не игравший человек заработал за 10 или 15 лет.
В большинстве своём игроки эксплуатируют свой талант, они мало задумываются над тем, за счет чего принимаются те или иные решения на футбольном поле. Вот только сейчас появились игроки, которые анализируют сложившуюся ситуацию, которые могут изменить ход игры. То есть тактики внутри команды. Но это звёзды, таких игроков единицы.
А тренер – это совсем другая профессия. Тут нужны фундаментальные знания, умение управлять командой, способность вести за собой. У футболистов, которые заканчивают играть, есть преимущество – они ещё чувствуют партнеров как бы изнутри. Потом наступает момент, когда это чувство исчезает, и наступают проблемы. Знаний нет, умений нет, всё, что было, построено на чувствах.
Раздевалка – больше вопрос интеллекта игроков и поддержки тренера руководством. Из всех спортсменов футболисты – самые умные, продвинутые, быстро соображающие, быстро ориентируются по времени и в пространстве. Если они видят, что нет поддержки со стороны руководства, то «съедят» любого тренера.
В последнее время вынашиваю идею создания единой программы подготовки для всех команд клуба. Большинство ведущих футбольных клубов в мире имеют собственную программу подготовки футболистов. Она необходима, так как полностью отображает единые принципы обучения футболистов и единую философию ведения игры. Тренеры работают по одним и тем же методикам, используя единую базу средств, что в дальнейшем обеспечивает лучшую адаптацию при переходе футболистов в главную команду клуба.
Необходимость иметь свою программу продиктована временем, поскольку на приобретение игроков требуются огромные средства, тем более что с каждым годом все сложнее находить футболистов, адаптированных к требованиям современной игры. Эта программа должна быть приспособлена к реалиям футбольного клуба и его возможностям и при необходимости может быть дальше модернизирована и усовершенствована. Результатом проделанной работы должно стать хорошо сбалансированное, детализированное, ясно структурированное и легкое для восприятия управление, главными разделами которого являются:
1.Единая философия игры для всех команд клуба.
2. Модельные характеристики игроков согласно избранной системе игры.
3. Единая модель игры для всех команд клуба.
4. Планирование учебно-тренировочного процесса.
5. Методы тренировки согласно избранной модели игры, обеспечивающие гибкость тренировочной системы.
6. Тренировочные упражнения, определяемые философией клуба и избранной моделью игры и разработанные для каждой из возрастных групп согласно сенситивным периодам развития.
7. Комплексный контроль подготовленности игроков клуба.
8. Отбор футболистов на основании модельных характеристик.
9. Контроль и оценка профессиональных способностей тренерского состава.