«Аякс» Эрика тен Хага точно войдёт в историю. Стандартный андердог, выбивающий топ-клуб из плей-офф еврокубка, ставит на организацию защиты и контратаки, а в концовках без паники защищает счёт в 8-9 человек – да, как «Атлетико». Команды с агрессивной тактикой, используемой в домашних чемпионатах, тоже часто принимают правила игры в еврокубках и отказываются от своего стиля. Обычно это не приносит ничего хорошего. Когда Леонид Слуцкий тренировал ЦСКА, он сталкивался с проблемой и занимал классическую стойку – контрпрессинг и владение «армейцев» в чемпионате слишком агрессивны для еврокубков (если их использовать, то привет, передачи за спину Игнашевичу и Березуцким), а в альтернативном плане разрушалась вся стандартная игра во владение. Слуцкий отказывался от агрессии, и это одна из ключевых причин провалов его ЦСКА в Европе.
Смелость тактики Эрика тен Хага – главная причина восхищаться «Аяксом». Тен Хаг подстроился под соперника только в выборе нападающего, но так он делает всегда. Амстердамцы сохранили систему прессинга, алгоритмы позиционной атаки, даже стандартные дыры тактического плана – за счёт этого «Аякс» навязал свой агрессивный футбол действующему победителю Лиги чемпионов. В 2010-х такое удавалось только двум командам – дортмундской «Боруссии» Юргена Клоппа и «Монако» Леонарду Жардима, когда монегаски заходили в полуфинал (выбили «Сити» в перестрелке с общим счётом 6:6). Это уже уникально.
Главное доказательство смелости плана «Аякса» – против Мадрида в обоих матчах Эрик тен Хаг прессинговал так же, как в голландском чемпионате. Причём агрессия прессинга не снижалась на «Сантьяго Бернабеу», пока «Аякс» не добился удобного для себя счёта (6,2 PPDA до 30-й минуты) – это тоже вызов стандартным принципам, что домашний прессинг обычно агрессивнее, чем гостевой. Более того, тен Хаг снова не замаскировал заведомо проблемную зону при давлении в ущерб агрессии.
Прессинг тен Хага завязан на персональных ориентировках 1v1 и обязательном давлении на обоих центральных защитников. Агрессию усиливает включение дальнего по движению мяча вингера – так, на скриншоте ниже пас идёт слева направо, и в первую линию к Тадичу поднимается Нерес. Аналогичные ситуации возникали на противоположном фланге, там Душану помогал Зиех. «Аякс» всегда включал такой прессинг при начале атаки через Куртуа, а главным триггером прессинга стали передачи назад.
При этом на дальнем фланге «Аякс» получал ситуацию 1v2 – без опеки в зависимости от направления атаки оставались и Карвахаль, и чаще Регилон. Такие эпизоды могут приводить к большим проблемам – 2:6 в январском матче с «Фейеноордом» во многом связаны с тем, что Зиеха отрезали при включениях в прессинг, а Мазрауи принимал неверные решения, разрываясь на фланге между Вердонком и Ларссоном.
В Мадриде такие эпизоды тоже возникали, но чаще – когда «Аякс» уже откатывался за центральную линию. Свободу Регилона и Карвахаля удавалось гасить, не создавая свободу ни Винисиусу и Васкесу, ни игрокам в центре (хотя Шоне и де Йонг уходили к флангам на подстраховку). Частично в этом виноваты сами фланговые игроки. Если справа атаки хотя бы доводились до подач, особенно когда играл Васкес, то слева темп атаки слишком часто замедлялся, и игроки «Аякса» успевали разобрать соперников.
Диагональ Варана из-под Тадича налево – Регилон получает мяч, возникает ситуация 2v1
Регилон первым касанием пасует на Бэйла, но Бэйл очень долго принимает решение с мячом, пока Мазрауи плассируется. На фланге создаётся ситуация 2v2, Мазрауи помогает Шоне. Бэйл придумывает только бесхитростную подачу
Прессинг «Аякса» спровоцировал быстрый гол, задавший эмоциональный фон матча, и затем провоцировал Мадрид начинать атаки или длинными передачами, или через смещения вглубь Бензема. К обоим сценариям амстердамцы были готовы – за Бензема выбрасывался Блинд, доигрывая по мячу, а перед длинными передачами Шоне и де Йонг опускались глубже, создавая численное преимущество в зоне подбора. Ещё важно, что «Аякс» до конца первого тайма выдержал интенсивность прессинга, заставил «Реал» чаще начинать атаки длинными передачами (20% от общего количества) и создал ещё один острый момент после удачного прессинга и контрпрессинга.
Обычно Душан Тадич играет левого инсайда и создаёт ромб в полуфланге, отлично понимая де Йонга, подыгрывая Тальяфико и нападающему. Тен Хаг ставит его ложной девяткой, когда «Аяксу» нужна более быстрая и подвижная атака – Хунтелар и Дольберг, играя нападающих, двигаются только в центральной зоне и создают свободные зоны только ван де Беку. Тадич перемещается по всей ширине атаки, часто получает мяч между линиями, как десятка, и делает идеальные передачи вразрез – как в ширину, под забегание Нереса или Мазрауи, так и в свободные коридоры. Тадич как ложная девятка идеален для тактики тен Хага в топ-матчах, и это заметно по списку соперников, с которыми серб играл в этой роли: дважды «Реал», дважды «Бавария», «Бенфика» в гостях и «Фейеноорд» в кубке (за неделю до матча в Мадриде – скорее всего, тен Хаг рассматривал матч как дополнительную тренировку Тадича на позиции).
Против «Реала» Тадич играл везде. Как и в привычной позиции, Душан помогал ромбу на фланге и делал проникающие передачи по диагонали в штрафную. В контратаках Тадич искал мяч между линиями, отклеиваясь в сторону от Касемиро. У серба восхитительная тепловая карта до 72-й минуты, когда вышел Дольберг, и Тадич вернулся на привычную позицию: 12 касаний в центре, 12 в левой зоне (фланг + полуфланг), 13 в правой.
Лучшее, что делал Тадич на «Сантьяго Бернабеу» – открывался в самых проблемных зонах «Реала» и двигал мяч оттуда дриблингом или передачами вразрез. Кроос плохо поддерживал структуру без мяча и оставлял много свободного пространства. Так бывает часто, но обычно проблемы Крооса маскирует Серхио Рамос, очень высоко выбрасываясь из оборонительной линии. Рамос решил пропустить ответный матч, и за спиной Крооса остался Начо – защитник, хорошо читающий игру, но избегающий активных единоборств, более полезный как страхующий в паре. Из-за характеристик игроков между Кроосом и Начо возникла дыра, которую и заполнял Тадич (иногда там же открывался Зиех, стягивая дополнительное внимание).
Классический эпизод для матча: Кроос идёт высоко на Шоне и бросает зону, медленно возвращаясь назад, и под де Лигта уже открывается Тадич. Капитан «Аякса» делает лишний пас, но до Тадича всё-таки доводят мяч. Начо несколько секунд сохраняет большую дистанцию с Душаном, а когда встречает Тадича, даёт обыграть себя на дриблинге.
Вот момент, где Тадичу помогает Зиех – Начо реагирует на его открывание, а Тадич остаётся без опеки. Кроос и Касемиро заняты персональными ориентировками.
Движение «Аякса» и лично Тадича размотало Касемиро в опорной зоне. Дело не только в рулетке Душана перед вторым голом. Солари, как и в первом матче, использовал жёсткие прессинг-ориентировки, и Касемиро должен был перекрывать ван де Бека. Донни часто или стягивал Касемиро за собой в полуфланг, приоткрывая опорную зону, или открывался в центре, позволяя Тадичу принимать мяч без опеки.
Вот ещё один вариант – Касемиро разрывается, кого перекрывать в опорной зоне, и бросает свою ориентировку. Тадич получит мяч, уберёт Касемиро смещением в центр и отдаст ван де Беку в зону, откуда выбросился Начо.
Во втором тайме Тадичу было ещё проще. Прессинг Мадрида окончательно расклеился – Касемиро или выбрасывался на подстраховку, теряя опорную зону, или сам летел в прессинг и бросал якорь, когда его отрезали пасом. Тадич чаще открывался в центре перед штрафной, придумал оттуда передачи вразрез на ван де Бека, Мазрауи и забил сам.
Сочетая умное давление в слабых зонах «Реала» и постоянное обострение, Тадич выдал волшебный матч. Десятка от L’Equipe – это хоть и уникально, но слишком субъективно, за Душана лучше скажет статистика: 33 передачи (больше, чем у центрального полузащитника Шоне), 10 острых передач, 3 удачных обводки, 21 Impect. Мы редко считаем Packing-статистику европейского футбола, но матч, где игрок так часто отрезает защитников – обычно лучший/один из лучших в сезоне для топовой десятки. Тадич собрал этот букет, играя ложную девятку.
Донни ван де Бек – самый недооценённый игрок нового поколения «Аякса». Он часто худший в команде по количеству касаний мяча, хотя выходит на позиции десятки, но ван де Бек наиболее полезен в движении без мяча. Он вытягивает игроков из своих зон, создаёт свободное пространство и сам отлично его чувствует. Ван де Бек не забил «Реалу», но постоянно разматывал игроков Мадрида своими перемещениями. Помимо эпизодов, где ВДБ открывался в зоне Касемиро, он классно уводил Варана и расчищал пространство между защитниками.
Так он косвенно повлиял на второй гол. Здесь недооценено даже влияние Нереса, идеально вбежавшего в ширину от крайнего защитника, которым внезапно стал Модрич. Влияние ван де Бека ещё более незаметно – он вытянул за собой Варана, заблокировал корпусом и создал для Тадича идеальные условия. Продавить и спровоцировать неудачное движение лучшего страхующего защитника мира – это очень сильно.
Похожее влияние на игру, только в глубине, оказал Лассе Шоне. Солари, как и в первом матче, натравил на Шоне ориентировку Тони Крооса, а тен Хаг пожертвовал датчанином в билд-апе «Аякса». Лассе стал худшим игроком из стартовых 11 амстердамцев по Packing (12) – ничтожно мало для глубинного плеймейкера, но он управлял движением Крооса и вытаскивал немца на себя. Кроос, опекавший Шоне, так или иначе бросал свою зону и создавал «Аяксу» свободу.
Движение Шоне привело к тому, что Кроос окончательно потерялся, когда следовать за Лассе, а когда оставаться на позиции. Это приводило к эпизодам, когда Шоне приходил в полуфланг Крооса и сам двигал мяч оттуда к штрафной.
Конечно, Тадич – главная звезда матча в Мадриде, но ван де Бек и Шоне спродюсировали его матч-концерт. Движением без мяча они создали комфортные условия для Тадича.
Это важно: «Аякс» полностью заслужил победу и в Мадриде, и по сумме двух матчей, но команда совершенно не умеет отстаивать счёт. При 2:0 команда тен Хага всё равно откатилась чуть глубже, применяла прессинг ситуативно, а в начале второго тайма встречала «Реал» компактными 4-4-2 с двумя линиями в своей трети. Даже кризисный «Реал», у которого при Солари полторы идеи в атаке (и одна из них завязана на Винисиусе, получившем травму), находил способы вскрывать защиту «Аякса».
«Реал» эксплуатировал проблемы «Аякса» в обороне на фланге. Для выхода из-под высокого прессинга, как и в первом матче, использовались длинные передачи в зону Блинда и Тальяфико. В позиционной атаке проходили переводы на фланг, где или вингер поднимался в прессинг, или крайний защитник вжимался в центр, оставляя одного флангового игрока соперника свободным.
Голевая атака «Реала»: Мазрауи приклеен к Бензема, и вся линия защиты «Аякса» должна перестроиться, чтобы крайний защитник вышел на Регилона. Зиех прессинговал центрального защитника, он бежит на Регилона, но легко убирается на замахе
Blancos неоднократно создавали ситуации, когда 1v1 после перевода на дальнем фланге оставался не крайний защитник, а кто-то из игроков атаки – Асенсио, Бэйл, даже Бензема. Они убирали своих соперников, но часто крутили мяч с острых углов в ворота, а не доводили мяч в центр штрафной. Там часто собиралось такое скопление игроков, что опасной могла стать любая срезка после сильного прострела.
Вторая проблема «Аякса» – ситуации, когда центральный полузащитник, обычно Френки де Йонг, смещался ближе к флангу на подстраховку или лично за Лукой Модричем. Возникали свободные треугольники между де Йонгом, Тальяфико и Блиндом, куда в начале матча пытался вбегать Васкес. Проходили смещения на дриблинге в центр, когда опекун бросался к флангу в отбор, но только преследовал своего игрока. При таких смещениях Блинд или де Лигт мог выброситься на дриблёра и получить пас в свободную зону, дважды это проходило.
Ещё возникали эпизоды, когда де Йонг опускался на подстраховку крайнего защитника, если его обыгрывали 1v1. Но тогда Френки оставлял пространство в опорной. «Реал» пытался доставлять туда мяч передачами-катбэками – под них открывался Модрич.
Даже когда «Аякс» пытался сыграть компактно и чуть более глубоко, у команды Эрика тен Хага возникали проблемы. Лучшие отрезки матча голландцы выдавали, когда реализовывали свой смелый план, с высоким прессингом и открываниями в проблемных для Мадрида зонах. Это должно быть главным для тен Хага перед четвертьфиналом – даже если «Аякс» попадёт на «Барселону» или «Манчестер Сити», отказ от своего стиля не приведёт ни к чему хорошему. Тем более когда стиль и игроки, определяющие его, настолько круты.
Для тех, кто только теперь очарован игрой «Аякса»:
Подробный разбор игры «Аякса»
Как играет Френки де Йонг
Разбор первого матча «Аякса» и «Реала»