Английские десятки нового поколения. Маунт, Мэддисон, Фоден, Грилиш | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Английские десятки нового поколения. Маунт, Мэддисон, Фоден, Грилиш — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Игроки
АПЛ
30 октября 2019, 18:44
30 октября 2019, 18:44
Английские десятки нового поколения. Маунт, Мэддисон, Фоден, Грилиш
Алек Кегелес и Артём Исаев – о новых звёздах АПЛ.
Содержание
01Мэйсон Маунт, «Челси», 20 лет
02Джеймс Мэддисон, «Лестер», 22 года
03Джек Грилиш, «Астон Вилла», 24 года
04Фил Фоден, «Манчестер Сити», 19 лет
05Заключение

В наше время термин «десятка» относительно футбольной позиции перестал четко определять позицию, роль и качества футболиста на футбольном поле. Да, когда мы говорим о «десятках», в уме всплывают такие качества, как креативность, хорошая техника дриблинга и паса, скорость мышления, первое касание, умение открыться между линий и так далее, но описать чистую «десятку» тяжело. Из-за разнообразия умений, требуемых от игрока данной позиции, появляется все больше и больше разнообразных типов «десяток»; большинство из них способно играть на смежных позициях вингера или «восьмерки».

Сейчас в АПЛ есть четыре наиболее яркие на наш взгляд молодые «десятки»; наш текст – об их сильных и слабых сторонах, их уникальных талантах и в целом о том, что такое современная «десятка».

Мэйсон Маунт, «Челси», 20 лет

Главные качества Маунта были известны еще по «Дерби», и на уровне АПЛ он показал их на таком же хорошем уровне – это его нацеленность на ворота, очень хорошее движение в финальной трети и отличный прессинг. Он часто вбегает в полуфланговые зоны, смещается на фланг или в центр, открывается под стенку при развитии.

При этом Маунт не совсем инсайд и совсем не плеймейкер – его игра между линий оставляет вопросы как с тактической точки зрения (далеко не всегда знает, что делать с мячом в сжатом пространстве, часто принимает быстрое, но неправильное решение), так и с технической – об этом подробнее будет сказано ниже. Тактические проблемы можно списать на небогатый опыт – это первый сезон Маунта в АПЛ.

Открывания в опасные зоны – одно из главных качеств Маунта. Он влетает в штрафную или в зону 14 при контратаках или переходах, быстро забегает за спину защитникам, влезает в карманы между защитниками.

Прессинг Маунта – это постоянное агрессивное давление, следование триггерам, качественный выбор момента прессинга, неплохое чтение игры и правильная траектория движения. Все это отлично сочетается с очень приличным для его амплуа отбором: резко выбрасывает ногу, плотно прижимает со спины, жестко встречает, толкает руками, читает эпизод, своевременно двигается на игрока, правильно выбирает момент, когда начать давление.

Безусловно, здесь есть ошибка игрока «Аякса», который дал заведомо неудачный пас. Но Маунт все равно жестко и резко выдвинулся и забрал мяч для команды

Его интенсивность в прессинге и общее визуальное ощущение крайне большого объема рывков и спринтов – логичные вещи из-за трех аспектов. Во-первых, он играет у Лэмпарда: прессинг у «Челси» – одна из главных деталей игры команды, а Лэмпард вообще очень требователен к этому аспекту (то же самое было в его «Дерби»). Во-вторых, Маунту есть что доказывать: в отличие, например, от Мэддисона или Грилиша, он не ключевой игрок клуба, к тому же игрок топ-клуба, в котором, возможно, лишь временно не так ощутима конкуренция на этой позиции из-за трансферного бана. В-третьих, Маунт действительно оставляет приятное впечатление своей работоспособностью и трудолюбием – это заметно и по его периоду в «Дерби», и сейчас в «Челси».

Еще один талант Маунта – существующие где-то в глубине неплохие качества по организации атак. Ярчайший и один из немногих примеров – финал плей-офф Чемпионшипа с «Астон Виллой». В последние минуты, когда «Вилла» была вынуждена сесть в низкий блок, Маунт отошел ниже и играл разыгрывающего: прорывался на дриблинге в зоны, замечал неплохие варианты обострения игры, бил линии со входа в финальную треть, давал передачи на границу штрафной и забегал под стенку. В «Челси» он так почти не играет: его редкие смещения вглубь в поиске мяча заканчиваются максимум неплохим переводом на другой фланг или пасом обратно.

Последний крупный талант – стандарты. Маунт не так круто бьет прямые штрафные, хотя пробует, зато хорошо подает с угловых и очень качественно забрасывает мяч с непрямых штрафных, причем делает нацеленные подачи разные по стилю, в разные зоны. Немного странно, что Маунт не использует свой скилл дальних передач в игре: он способен сделать очень качественный перевод и в целом может делать неплохие забросы за спину.

Показательно: Маунт на конец сентября был лидером «Челси» по non-shot xG и единственным представителем «Челси» с показателем >2 (3.04 нон-шот xG у Маунта). 71% non-shot xG он собрал со стандартов. Это вторые числа в лиге после Миливоевича.

Комплексный минус игрока – отсутствие большого количества талантов. Все остальные требующиеся для идеальной «десятки» качества у Маунта развиты на среднем или ниже среднего уровне. У него нет стабильно качественного первого касания и приема: периодически возникают ошибки при приеме обычных сильных передач, часто требуется больше одного и даже двух касаний для обработки, также он много убирает мяч первым касанием в неудобную зону. Не редки ошибки при развороте после приема, при пасах в одно касание или вторым касанием после разворота, иногда деревянные пробросы на ход – в первую очередь это касается ситуаций под давлением. Наверное, чаще у Маунта получается сыграть качественно, но ошибки очень бросаются в глаза.

Все ситуации на этой гифке объединяют несколько вещей: некачественный скрининг, жесткий или плохой по направлению прием, или слабые действия после приема. Последняя ситуация требует ремарки: на мой взгляд, Маунт должен был принимать по направлению к чужим воротам, где была отличная зона, а не в сторону

У него также нет хорошего дриблинга: на всем просмотренном отрезке Маунт не делал обводок за исключением ситуативных уходов в сторону или уходе на смене темпа (например, так он заработал штрафные в матчах с «Лиллем» и «Саутгемптоном»). Их алгоритм часто похожий – успевает пробросить мяч в ничейных ситуациях или резко убрать под себя на скорости (наверное, лучший его финт). Его раны не уникальны: он максимум выдавал неплохие попытки прохода на скорости параллельно соперникам в карманы между ними или изначально занимал классную позицию и оттуда двигал мяч. Но контроль мяча у Маунта совсем не плотный, не очень ровный, из-за чего он долго готовит пас на скорости – приходится подбирать ногу, доставать мяч из-под самого себя. Пример плохого рывка – в игре с «Лестером»: кажется, у Маунта была отличная возможность пройти смелее по центру, но он ушел во фланг, затормозил и потерял мяч в попытке укрыть корпусом.

Маунт не сильно выделяется в пассинге, а на фоне нашего списка выглядит наиболее блекло: обостряющие передачи с игры от него – скорее редкость; точные интересные пасы в развитии атаки в финальной трети/финальную треть – чаще, но ничего выдающегося он не делает. Это передачи на фланги, в контратаках и переходах во фланг, между первой и второй линиями обороняющейся команды в полуфлангах, поперечные пасы с фланга в центр. За счет большого объема движений он много участвует в циркуляции мяча, но в целом его влияние на игру вторично в контексте команды. Чаще всего Маунт стремится сделать пас в 1-2 касания на короткие дистанции и почти не рискует. Когда рискует, довольно часто ошибается. Не спасает даже местами хороший скрининг.

Также Маунт не силен в принятии решений: может затянуть с пасом или, наоборот, сделать поспешную передачу. Он неплохо скринит, но часто выбирает неоптимальные решения.

Поэтому под давлением Маунт играет слабо: его ошибки вытекают не из-за потери концентрации или желания изобрести что-то сложное; они связаны с общим не самым сильным уровнем игры в сжатом пространстве. Маунт стремится быстро избавиться от мяча, иногда не имеет четкого решения в голове, действует слишком поспешно, поддаваясь давлению эпизода. Если топовая игра под давлением скорее подразумевает умение подстраиваться под эпизод и принимать решение исходя из контекста, то игра Маунта в этом аспекте – скорее обратный алгоритм: контекст давит на Мэйсона и заставляет его ошибаться.

Маунт – второй бомбардир команды: он часто оказывается у штрафной, двигается в хорошие зоны, поэтому получает моменты, и пока реализует их хорошо. В завершении Маунт выделяется умением пробить на силу и хладнокровно реализовать эпизод (голы в ворота «Саутгемптона» или «Норвича»). Однако иногда у него возникает странное желание пробить с очень дальней дистанции со своего левого полуфланга, и еще проблемы с тем, чтобы нормально подстроиться под удар (упущенный момент в игре с «Саутгемптоном»).

Маунт средне развит физически: не очень пластичный и координированный, достаточно быстрый и резкий, ниже среднего в корпусе. Это помогает ему в основном при входе в штрафную соперника на скорости (так он забил «Саутгемптону», так он до последнего стоял на ногах и умудрился забить «Лидсу» в ответке в плей-офф). Однако на скорости он иногда начинает заваливаться. Маунт не так здорово ставит спину: как бы он удачно не прошел на резкости или не пытался устоять на ногах, оттолкнуть без фола Мэйсона часто не так сложно – пример такого эпизода был на гифке.

Смещения Маунта в опасные/потенциально опасные зоны в атаке – безусловно, очень неплохие вводные, но крайне скромные для топ-уровня. В сумме получаются данные очень приличного «ролевика» для топ-клуба или околотопа. Во всем остальном Маунт дает среднее или ниже среднего качество. Оценивая его в принятой для этого текста системе координат, Маунт смотрится вполне качественным, но как минимум не самым интересным игроком и очень сильно ограниченным – как на данный момент, так и в перспективе.

Джеймс Мэддисон, «Лестер», 22 года

«Я впечатлен его игрой. Джеймс блестяще понимает футбол. Технически он на очень высоком уровне. Все видят, как он создает моменты, находит пространство, умело обращается с мячом и создает шансы для других игроков. Тактически он постоянно прогрессирует» – говорит о Мэддисоне Брендан Роджерс. Главный тренер «Лестера» в любом случае высказался бы положительно о своем игроке, но здесь он практически не приукрашивал – если сравнивать десятку «Лестера» с другими коллегами по амплуа из АПЛ, он сильнее и разнообразнее большинства из них. Мэддисон гораздо вариативнее Грилиша и Маунта: он намного чаще ищет пространство между линиями, при этом и делает рывки в штрафную, и периодически пытается вести атаки из глубины, но, в отличие от Джека, не стремится оказаться в той же точке, где мяч. Джеймс – самая сбалансированная десятка в АПЛ на данный момент, если вынести за скобки Фила Фодена.

Мэддисон в этом сезоне выходит на двух позициях – левого флангового или центрального полузащитника. Причина в том, что Роджерс использует 4-3-3, в которых нет позиции чистой десятки. При этом Джеймс имеет большую свободу действий – он может оттягиваться глубже по полуфлангам для циркуляции мяча для того, чтобы вытянуть игроков соперника (после этого, возможно, ускориться в свободную зону), может искать пространство на флангах и полуфлангах, а затем смещаться в центр, открываться в штрафной под передачи вразрез или искать пространство между линий. Как правило, остальные игроки «Лестера» компенсируют перемещения Мэддисона, занимая зоны, из которых Джеймс уходит.

Мэддисон может как искать пространство в опорной соперника, так и смещаться во фланги, чтобы отклеиться от соперников или растянуть построение. На втором скриншоте после смещения Мэддисона во фланг Барнс, левый вингер, ушел в полуфланг под передачу с фланга от партнёра.

Против команд, которые играют очень компактно и предпочитают низкий блок, у Мэддисона возникают проблемы. Джеймс включает режим Грилиша, часто отходит за линию полузащиты соперника для получения мяча и попыток комбинирования, а на чужой трети перемещается по всей ширине в поисках вариантов для обострения.

Мэддисон, как правило, не передерживает мяч, чаще старается разыгрывать комбинации, отыгрываясь в 1-2 касания и оттягиваясь в созданное (часто для самого себя) пространство. Но чувство пространства – одно, а умение в него открыться – другое. У Мэддисона периодически возникают проблемы с тем, чтобы выйти из-под cover-shadow. Это серьезно снижает его ценность, особенно для топ-команд, которые на постоянной основе сталкиваются с глубоким блоком.

В обоих эпизодах Мэддисон смещается ровно так, чтобы полузащитники соперника спокойно закрывали линию передач на него. В первом случае Перейра отдал передачу чуть левее – Джеймсу пришлось резко разворачиваться, и его успели накрыть. Во втором случае можно предположить, что Мэддисон уводил МакТоминая, но, во-первых, игрок «Юнайтед» лишь в конце эпизода бросил взгляд за спину, во-вторых, зона слева была пустой практически весь эпизод – уводить МакТоминая не было смысла.

Проблема с выбором позиции есть у Мэддисона при открываниях в карманах между игроками соперника – как правило, Джеймс занимает позицию не внутри треугольника между соперниками, а на одной из граней, что в таких ситуациях ошибочно.

В первом эпизоде Мэддисон слишком близко подошел к Ндиди – он вполне мог получить мяч между тремя игроками соперника. Из-за этого после приема Джеймсу закрыты варианты, например, с передачей на Прата/Барнса (причем одним Фабиньо). Во втором эпизоде Мэддисон весь эпизод прятался за спиной МакТоминая, хотя достаточно было сделать один-два шага; более того, он просил пас от Чоудури, не учитывая, что слабой левой ногой партнеру тяжело отдать передачу на него.

Еще сильнее Мэддисону усложняют жизнь его развороты с мячом. Когда Джеймс получает мяч между линий спиной к воротам, он может либо не развернуться в более оптимальную сторону (почему-то редко разворачивается через левое плечо, хотя как раз под правую ему было бы удобно уйти в свободную зону), либо вообще неудачно обработать мяч. Причин проблем несколько – положение тела и стопы, количество и качество поворотов головы для получения информации и в целом немного дубовый прием.

Эпизод на 13-й минуте против «Тоттенхэма» – пример удачного разворота, хотя и в нем Мэддисон ни разу не повернул голову до приема. В эпизодах на 50-й минуте против «шпор» и на 13-й минуте против «Шеффилда» у Мэддисона были более очевидные варианты с разворотом через правое плечо. В эпизодах с 8-й минуты против «Шеффилда» и против «Ливерпуля» Мэддисон слишком долго разворачивался из-за того, что в момент приема мяч подскочил, хотя на Джеймса не оказывалось вообще никакого давления.

Мэддисон неплохо видит поле, нацелен на обострение и отдает неплохие передачи между линий или вразрез, особенно из глубины. Конечно, Джеймсу не так просто разрезать две компактные линии передачами в штрафную, но он здорово выводит партнера 1 на 1 с вратарем в контратаках – они отлично сочетаются с Варди, который все еще гений рывков в штрафную через разрывы в линии обороны соперника.  Особенно здорово десятке «Лестера» удаются разрезающие передачи внешней стороной стопы.

В прошлом году «Лестер» сильно трясло, а Мэддисон проводил первый сезон в АПЛ, но Джеймс все равно набил 0.25 xA/90 – 16-е место в АПЛ, не из топ-6 больше только у Фрейзера и Гросса. По ключевым передачам Мэддисон вообще закончил чемпионат первым.
Мэддисон умеет разбираться с соперниками 1v1 – как правило, он ловит соперника на противоходе, резко убирая от него мяч, когда тот пытается пойти в отбор или просто располагается таким образом, что не успевает среагировать на быструю смену направления движения. Благодаря этому Джеймс здорово убирает соперников на приеме и либо уходит от них, либо зарабатывает фол.

Обыграть соперника 1v1, находясь в статике, Мэддисону не так просто. Другая проблема дриблинга игрока – он часто загоняет себя в ситуации, из которых уже никак не выбраться, затягивает расставание с мячом.

Необходимо отметить и рывки Мэддисона в штрафную – он здорово чувствует зоны, в которые можно ворваться для удара или завершающей передачи. Джеймс не обладает невероятным стартом, но компенсирует это таймингом и выбором зоны.

В 2019-м «десятки» должны уметь классно забегать в штрафную под передачи вразрез – Мэддисон здорово делает это. В этом сезоне у Джеймса 0.25 NPxG/90 – нормальная цифра для игрока подобного типа не из топ-6.

Удивительно, но работу Мэддисона без мяча отмечал и Роджерс. Удивительно, потому что считается, что Джеймс слаб в оборонительной стадии. Это так и не так одновременно. С одной стороны, Мэддисон готов интенсивно работать в прессинге, дорабатывать за своими игроками и глубоко опускаться для обороны. С другой стороны, Джеймс не очень здорово выбирает позицию при игре без мяча, а также может отпустить игрока, если его отыграют в стенку. На позиции вингера эти проблемы не очень явно проявляются, но вот как «восьмерка» Мэддисон слаб – в первую очередь именно в перемещениях.

В первом эпизоде Мэддисон не скорректировал позицию под расположение партнеров по центру поля, из-за чего оставил весь центр пустым. Во втором эпизоде Лерма отдал передачу на Биллинга, Мэддисон сместился правее; при обратной передаче Джеймс побежал прямо к Лерме, хотя явно не успевал – и передача в полуфланг прошла. Если бы Мэддисон не бежал прямо на соперника, а перекрыл бы зону, он бы имел больше шансов не допустить передачи в опорную.

Мэддисон прогрессирует в понимании оборонительной игры, но учитывая, что Роджерс использует систему прессинга, похожую на ливерпульскую, где от «восьмерок» требуется очень интенсивная работа без мяча, в крупных матчах Джеймса все-таки лучше ставить на края.
Из других талантов Мэддисона можно отметить классные подачи со стандартов, а также неплохой дальний удар. Да, Джеймс часто неоправданно лупит издали, но за предыдущий и этот сезоны в АПЛ он забил 5 мячей из-за штрафной при 2.68 xG.

Джек Грилиш, «Астон Вилла», 24 года

Грилиш резко выделяется на фоне нашего списка. Он старше, сильно отличается по стилю игры, играет в аутсайдере лиги. И еще это человек с самой удивительной карьерой. От подающего большие надежды игрока, дебютировавшего в АПЛ в «Астон Вилле» и вместе с ней вылетевший в Чемпионшип, он успел сбиться с пути, попасть во все английские СМИ лежащим ночью на дороге в нетрезвом состоянии, получить клеймо «не оправдавшего надежды игрока», снова взяться за голову и вывести свою команду в АПЛ практически в одиночку, уже в качестве капитана.

Его вклад в игру «Виллы» действительно огромен. Грилиш – лидер, который структурирует всю атаку команды благодаря нескольким своим главным качествам.

Первое – он всегда стремится быть там, где мяч. Это самый свободный по перемещению игрок в команде, который делает разницу почти на всех стадиях. При развитии атаки на чужой половине Грилиш опускается ниже и участвует в циркуляции мяча: переводит на фланг, протаскивает мяч вперед, уходит с мячом назад из перегруженной зоны в полуфлангах, двигает мяч игрокам с открытым пространством для дальнейшего паса, стягивает игроков соперника на себя при владении. Благодаря этому он в лидерах в команде по non-shot xG через владения, и один из лидеров – по non-shot через пасы. В совокупности это явный лидер атаки.

Стартовая и конечная позиции его non-shot xG в этом контексте также показательны: Грилиш развивает атаку, начиная с границы финальной трети одного из полуфлангов, преимущественно слева. Финальные точки его действий очень крутые: высокие и опасные зоны. Учитывая уровень клуба, это очень сильные показатели.

Джек изначально создает для себя лучшую позицию: важно, чтобы рядом было мало игроков или чтобы ближайший игрок не помешал ему принять мяч и как минимум успеть укрыть корпусом – после этого он становится недосягаем для чистого отбора. Он редко играет в касание и еще реже оказывается у штрафной, принимая мяч в зоне 14, чтобы быстро обострить игру – это одно из ключевых отличий игрока от более современного понятия «десятки».

Свобода перемещений в атаке дает Грилишу возможность самому выбирать лучшие зоны и ломать структуру соперника.

Основные направления передач Грилиша – широко на фланги или в широкие зоны на полуфлангах. Грилиш способен сам протащить мяч, обострить ситуацию пасом в штрафную или на границу штрафной под стенку, а также ускорить атаку острой и удобной передачей на фланг для подачи/прострела. Ускорение темпа атаки – одно из главных качеств Джека; он регулирует скорости команды и способен резко взвинчивать темп даже против массивной обороны: протаскивает мяч быстрыми ранами, дает передачи на фланги, движется с мячом параллельно штрафной и ищет варианты у ее границы, зарабатывает опасные штрафные. То, как Грилиш протаскивает мяч на скорости, показывает второй гол в ворота «Арсенала»: Джек взял мяч в полуфланге у центрального круга и протащил до лицевой, отдав голевую на Уэсли.

Креатив Грилиша отличается от стандартного созидания игрока его амплуа: ищет надежные варианты продолжения атаки, которые не сразу разбивают блок соперника, а только растягивают оборону, или ищет варианты ускорения темпа и, как следствие, разрушения структуры соперника, за счет рывков с мячом.

Передачи Грилиша – уникальные (слишком кричащее, но правдивое слово). Грилиш разбрасывает мяч на фланги и делает это на элитном уровне – дает в дальнюю и идеально по силе, часто с возможностью подачи в одно касание. Для такой передачи Грилиш всегда готов – отлично видит поле, и иногда такой пас на фланг очень неожиданный и не вытекающий напрямую из эпизода – соперник редко читает такие ходы Джека. Плюс Грилиш старается запутать соперника перед выполнением передачи.

Грилиш делает ложные движения, показывая, что будет обводить, и стягивает на себя внимание соперников

Особенный алгоритм передач Грилиша – умение отыграть нескольких соперников за счет выжидания последней возможности для передачи, провоцирование выбрасывания игрока на него за счет ложных переступов или укрываний подошвой. Все это – для максимально своевременной передачи, такой, благодаря которой соперник будет максимально отыгран и у адресата будет максимум времени на действие.

Грилиш неплохо дает скрытые пасы, также отлично видит лучшие продолжения атаки, что особенно выделяет его в быстрых контратаках. Пример – гол в ворота «Эвертона»: «Вилла» выходила в контратаку, соперник сфолил на чужой половине, Грилиш быстро разыграл мяч, и его команда забила. Также Грилиш неплохо подает, в особенности со стандартов. Естественно, он первый по xGA и ассистам в команде.

Также Грилиш заметно прокачал дриблинг по сравнению с его давним дебютом в АПЛ. Он и раньше мог удержать мяч под давлением, плотно его контролировал и старался иногда лезть в обводку – в Чемпионшипе он довел эти качества до своего максимума.

Дриблинг с места у Грилиша почти идеальный. Он очень классно раскачивает корпусом, делает ложные движения ногами, плотно ведет мяч, плюс очень координированный и неуступчивый. Он стал сильнее физически, плюс заметно стал опытнее в выборе момента для обводки: ловит соперника в полупозиции, на смене темпа, не резкой смене направления, а затем резко блокирует возможность отбора без фола.

Дриблинг в движении – та же смена темпа, ложные движения корпусом и выбор момента для ухода в сторону. Плюс к этому – великолепный корпус и неплохая скорость с мячом, которая сочетается с очень плотным контролем.

Контроль мяча Грилиша хорошо сочетается с его умением ставить спину, а его уверенность в себе и умение быстро сориентироваться и убрать мяч – с частыми передержками мяча и откровенными заходами на фол. На Грилише фолят очень много – был в лидерах как в Чемпионшипе, сейчас идет на первом месте в АПЛ и на третьем в топ-5 лиг (4.1 p90) по данным Opta.

Один из минусов Грилиша звучит как одна из главных черт его игры – он стремится всегда быть там, где мяч. В такой команде, как «Астон Вилла», такой игрок необходим, но в топе такие навыки не так нужны – там есть, кому вести игру. Открывания Грилиша между линий и обострение игры в 1-2 касания из высоких полуфланговых зон сразу после приёма (то, что должна делать «десятка» в большой команде) – аспекты, которые для нас неизвестны: Грилиш не играет так. Это кардинально отличает Джека от всех игроков нашей подборки. Поэтому то, как Грилиш будет играть в большом клубе с конкретной структурой, в которой он будет лишь частью, а не её центром и олицетворением, вызывает вопросы. Но это не ставит крест на перспективах игры за топ-клуб.

Под вопросом остаются удары. Грилиш неплохо бьет влет (для примера – голы в ворота «Дерби» или «Кардиффа» в Чемпионшие), в целом способен неплохо пробить в касания или после прохода с мячом. Но в целом Грилиш редко бьет, и иногда из плохой позиции: 1) не видит лучший вариант из-за излишнего желания решить эпизод самому, или 2) просто бьет с плохой позиции. Первый минус присущ очень многим лидерам и у Грилиша он встречается крайне редко; второй скорее типичен для игрока, хотя его карта ударов сильно не выделяется ни в отрицательную, ни в положительную сторону.

Был отличный вариант с пасом на Трезеге. Грилиш сразу после удара увидел его и был очень расстроен своим решением, но в итоге момент упущен

Наиболее существенный минус – игра под давлением. Грилиш любит тянуть на себя игру и получать по ногам, когда можно спокойно отыграть назад и не тормозить атаку. Также Грилиш иногда совершает странные ошибки под давлением или даже без него: он чувствует себя спокойно и не торопится с принятием решения, выбирая наилучшее и придерживая мяч (и часто делает это удачно), но иногда это вредит ему и команде: так забил «Тоттенхэм» в первом туре, так часто ловил Грилиша на ошибках «Арсенал», так иногда Грилиш давал неудобные пасы и в других матчах. Ошибки под давлением связаны с тем, Грилиш ошибается в исполнении передачи, а эти ошибки – слишком явные пасы, которые может прочитать соперник или потеря концентрации (все-таки Грилиш больше всех находится с мячом в «Астон Вилле»).

Грилиш без мяча в обороне – организованный, но не дающий большой объем игрок. Он редко передвигается рывками, редко врубает спринты при давлении и скорее старается держать свою позицию и включатся уже в контратаке. Однако при явной возможности запрессинговать соперника Грилиш способен резко выбрасываться в прессинг.

Фил Фоден, «Манчестер Сити», 19 лет

Фоден уже давно считается одним из самых талантливых игроков своего поколения – о его потенциале громко говорят уже с 17-летия Фила. Тем не менее, Фоден получает мало практики в «Сити»: в прошлом сезоне он провел всего три матча в АПЛ с первых минут (игры с «Кардиффом», «Тоттенхэмом» и «Лестером»), суммарно наиграв 316 минут, а в текущем сезоне вышел в старте только на «Аталанту» в Лиге Чемпионов, не считая кубковые матчи.

Фодену в каком-то смысле не повезло – он конкурирует с такими людьми, как Давид Сильва, Кевин де Брюйне, Илкай Гюндоган и Бернарду Силва (по крайней мере, в прошлом сезоне). Несмотря на это, у Фила есть все шансы пробиться на более высокий уровень: он явно нравится Гвардиоле. «Я давно не видел такого, – говорил Пеп еще в 2017-м, – его выступления на совершенно другом уровне». Потом Каталонец назвал Фодена самым талантливым 18-летним игроком, которого он когда-либо видел – возможно, осторожное заявление, но, если вспомнить, с какими людьми Гвардиола работал в академии и во второй команде «Барселоны», это можно расценить как серьезный комплимент. Вряд ли Пеп просто кормит Фила обещаниями.

Англичанин действительно обладает набором качеств, который в перспективе позволяет ему заменить Давида Сильву. Фоден быстрый, резкий и отлично координированный, обладает незаурядной техникой, классным чувством зон и пространства, здорово открывается между линий и в карманах, уверенно чувствует себя на узких пространствах, очень много поворачивает голову в разные стороны и за счет этого видит поле, хорош в дриблинге, обостряет, вовремя врывается в штрафную и имеет поставленный хлесткий удар. Более того, Фил здорово действует без мяча и в позиционной обороне, и в контрпрессинге, причем берет не только интенсивностью, но и правильным расположением.

В этом эпизоде отображаются главные плюсы и главный минус Фодена: скрининг (два очень быстрых поворота головы перед приемом), отличное открывание ровно между тремя соперниками, прием с одновременным разворотом (возможно, после этого Фил планировал отдать передачу на Бернарду сразу, но тот оказался слишком близко), плотный контроль мяча на узком пространстве, недостаток физики (это и есть его главный недостаток – Ван Анхольт слишком легко оттер Фила от мяча) и моментальное включение в контрпрессинг, а также резкость и длинный шаг.

Когда мы говорим про наследника Сильвы, в первую очередь необходимо отметить умение открываться между линий и в полуфланговых карманах между несколькими игроками соперника. Фоден освоил это умение на высоком уровне по любым меркам – он здорово отклеивается от соперников, смещаясь ближе к флангам и открываясь под передачи сбоку от них либо выбегая из-за их спины, практически идеально располагается между оппонентами, знает об их расположении благодаря скринингу и моментально разворачивается с мячом внутрь поля.

Умение так открыться и развернуться на словах может показаться обыденным, но в реальности даже игроки из топ-лиг (в том числе и из этого текста) выполняют эти элементы гораздо хуже. Более того, скорость разворота и контроль мяча в узких пространствах еще сильнее выделяют Фодена на фоне большинства игроков.

Современная «десятка» не может существовать без рывков в штрафную, даже если она «восьмерка». Фоден много оказывался в чужой штрафной и в сборной Англии U-21, играя немного глубже (23 место на Евро U-21 с показателем 5 касаний в штрафной за игру – и выше, и ниже только форварды и вингеры), и в «Сити» против очень насыщенных оборон (тоже под 5 касаний в штрафной за матч – у Сильвы похожие показатели). Понятно, что количество матчей у Фодена слишком мало для серьезного анализа, но цифры совпадают с визуальным впечатлением. Чувство пространства и умение открываться позволяют Фодену грамотно выбирать и зону, и тайминг, и траекторию рывка.

На первом примере выше Фил забежал за спину Чоудури, а затем, воспользовавшись движением Чилуэлла в сторону вингера «Сити», сделал рывок в штрафную – к сожалению, Уолкер забросил недостаточно глубоко в штрафную, и Фодену пришлось останавливаться, принимать мяч на грудь и бить с разворота. С большой вероятностью эта комбинация наиграна, но англичанин сделал все максимально выверенно. На втором примере Фоден сыграл как нападающий: скрестил движение с Агуэро, диагональной траекторией движения сделал так, что Санчес среагировал на его рывок, а Алдервейрелд его не заметил, и оказался в точке, из которой мог расстреливать ворота «Тоттенхэма».

Удар Фодена достаточно точный, сильный и хлесткий, причем Фил завершает с обеих ног.

Фоден хорош на пространстве и 1v1. Резкость и техника помогает ему разбираться с соперниками на узких пространствах, а в больших зонах он добавляет к этому скорость рывка, широкий шаг, координацию и устойчивость – в итоге создается ощущение, что Фил буквально оббегает соперников.

Цифры Фодена по обострению или по продвижению в высокие зоны также нельзя приводить в качестве примера – выборка слишком мала. Тем не менее, Фил неплохо отдает проникающие передачи между линий, передачи вразрез и забросы – все это есть в его арсенале. В «Сити» англичанин не создает много моментов в каждом матче, но, если ему удается воспользоваться пространством, он может здорово обострить. Возможно, Фодену еще требуется время для того, чтобы быстрее принимать обостряющие решения.

Получая пространство, Фоден способен выполнить любой тип обостряющей передачи.

С продвижением из глубины у Фодена есть сложности. Зачастую, опускаясь во вторую лини билд-апа и получая мяч под давлением, Фил не разворачивается, а в 1-2 касания возвращает мяч обратно. Кажется, что молодой англичанин недостаточно уверенно чувствует себя под давлением, поэтому принимает мяч спиной к чужим воротам, чтобы сохранить его, и быстро с ним расстается; в зонах выше Фоден чаще пробует разворот в гораздо более тяжелых ситуациях.

Вернуть мяч назад первым-вторым касанием – далеко не всегда ошибочное решение, но у Фодена в подобных ситуациях это решение – доминирующее, хотя, например, в первом эпизоде с гифки выше Фил мог спокойно разворачиваться в центр. Более того, в молодежных сборных Фоден гораздо увереннее действует под давлением – вероятно, в играх за основу «Сити» в АПЛ и ЛЧ дело лишь в попытке сыграть надежнее. При этом к самим смещениям и движению Фодена в глубине претензий нет.

Уже заявленная проблема Фодена – он не совсем тянет единоборства в АПЛ: он некрупный и очень сухой, что позволяет ему быть более быстрым и резким, чем большинство его соперников, но уязвимый к большинству контактов. Да, англичанин может устоять на ногах, но он с большой вероятностью потеряет баланс – это важно на узких пространствах.

В первом эпизоде Фоден помог партнерам в прессинге, неплохо открылся в кармане, обыгрался в стенку, обвел соперника и снова обыгрался в стенку, но затем Кейта легко оттёр Фодена в единоборстве плечо-в-плечо. Во втором эпизоде Мэддисон сзади подтолкнул Фодена – фола не было, но Фил потерял баланс, из-за чего не смог уйти от накрывшего его Ндиди.

Впрочем, Фоден стал лучше вести единоборства относительно прошлого сезона. Вряд ли Фоден не сможет прибавить в этом компоненте естественным образом в ходе взросления – не забываем, что ему всего 19 лет.

Без мяча Фоден хорош – как уже было сказано, он прессингует не только очень интенсивно, но и грамотно, перекрывая линии передач и загоняя соперника в нужную ему зону, а также неплохо читает игру, знает, какую позицию правильно занимать, плюс обладает поставленным акцентированным отбором (габариты не портят этого) и цепкостью.

Первый эпизод – грамотный выбор позиции, отбор, резкость и контрпрессинг, второй – чтение игры, третий – грамотная подстраховка по позиции (опустился ниже и закрыл пустующую зону).

Заключение

Итак, мы получили большой набор качеств, в теории определяющий качественную «десятку». При этом одновременно всеми качествами не обладает никто: Маунт узкоспециализирован на рывках в полуфланги; Грилиш напоминает «десятку» старого типа, потому что старается участвовать в каждом аспекте игры; Фоден специализируется на игре на узких пространствах, хоть и выглядит как потенциально наиболее разнообразный, разносторонний и совершенный игрок; Мэддисон также больше похож на классическую «десятку», хоть и более универсальный, чем тот же Грилиш.

Каждый из игроков хорош в своей системе и команде – будь то вертикальный фланговый футбол или позиционная игра, топ-клуб или коллектив послабее, которому требуется креативный игрок, способный в одиночку вести игру или создавать моменты. Тем не менее, если рейтинговать игроков из нашего списка, стоит оценивать их так:

— потенциально самый сильный игрок – Фоден, благодаря его полному набору качеств;

— прямо сейчас интересней всех Мэддисон, но его потолок находится близко;

— Грилиш недалеко ушел от Мэддисона, но по стилю он слабо подходит топ-клубу современного образца, потому что слишком активно участвует в движении и циркуляции, что невозможно в условиях позиционной структуры;

— Маунт – неплохой ролевик с потенциалом, но явно переоцененный на фоне неожиданных результатов «Челси».

Точно можно отметить следующее: современная «десятка» должна хорошо чувствовать пространство, уметь открываться между линий (иначе это серьезный минус), постоянно оценивать пространство вокруг себя, здорово врываться в штрафную и классно обострять, а также интенсивно прессинговать и грамотно обороняться (но это общая тенденция футбола).