В последние годы топ-клубы Европы всё чаще стали рисковать с назначением главными тренерами бывших игроков с легендарным (или близким к тому) статусом для клуба, но с минимальным тренерским опытом. Но даже на фоне общего тренда назначение Андреа Пирло стало шокирующим. Он получил первую самостоятельную работу, главным тренером молодёжки «Ювентуса», буквально за неделю до получения поста в главной команде. Размен Маурицио Сарри на Пирло выглядел крайне странным решением — фактор раздевалки был понятен, но было совсем неясно, какой именно футбол планировал ставить Пирло и каким образом.
Но Пирло сам дал повод для оценки своей работы. Его дипломная работа в Коверчано, нескромно названная «Мой футбол» — его программное заявление о том, как должна играть идеальная команда, на основе работы с рядом тренеров (причём вместе с Маццоне, Конте и Анчелотти в списке есть Гвардиола и ван Гал, с которыми Пирло не работал). Так что путь оценки его работы очевиден — соотнести идеи, продвигаемые Андреа в дипломе, и реальную картину на поле. В этом и есть основная идея нашего текста.
Блоки об игре с мячом: Михаил Громов
Блоки об игре без мяча: Сергей Титов
Андреа Пирло посвятил половину диплома действиям в атаке, где подробно рассказывал о билд-апе и игровом стиле: «Качественная доставка мяча – основа для построения хорошей атаки, так что мы будем строить игру в глубине, в зависимости от прессинга соперника». «Ювентус» действительно начинает атаки очень глубоко, преимущественно от своей штрафной.
Пирло выделяет три способа доставки мяча:
1) протаскивать мяч на дриблинге;
2) раздавать передачи, отрезающие линии;
3) увеличивать время и зоны владения (при этом мяч нужно удерживать любой ценой, даже если для этого потребуется сыграть назад или поперёк).
В билд-апе всегда участвует тройка защитников, к которой опускается один из связующих полузащитников, давая тройке больше опций. В свою очередь, опорнику предлагает себя другой центральный полузащитник, располагаясь выше или в стороне, в случае наличия свободной зоны. Вратарь тоже всегда должен быть готов помогать в построении атаки, и активность Щенсны в передачах выросла по сравнению с прошлым сезоном – теперь Войцех делает на 5 передач за матч больше, чем раньше.
Даже если «Ювентус» выходит с номинальной четвёркой защитников, при построении атак один из крайних поднимается выше, чтобы создавать ширину, а защитник с противоположного края сместится ближе к центру. Чаще вперёд уходят Хуан Куадрадо (справа) и Джанлука Фработта (слева), а Данило и Алекс Сандро обычно остаются с парой центральных защитников, становясь третьими в линии и работая глубоко в полуфлангах.
Когда мяч доходит до опорников, другие игроки «Ювентуса» стараются создавать вокруг футболиста с мячом ромб: один игрок должен быть за спиной, два человека открываются по бокам, спереди тоже должен быть хотя бы один вариант. Эта концепция построения атак полностью совпадает с видением, описанным Пирло в дипломе: «Независимо от ролей, игроки вокруг мяча должны постоянно выстраивать эту конструкцию».
Игроки «Ювентуса» выстраивают ромб вокруг Артура – бразилец отдаст передачу на Криштиану Роналду, отправив мяч в коридор между двумя футболистами «Болоньи»
Однако если на бумаге всё выглядит надёжно и убедительно, то на практике «Юве» столкнулся с рядом проблем при построении атак. Самая главная из них (особенно хорошо это наблюдалось в осенней части сезона, но не искоренилось до сих пор) – слишком частый переход к третьему тезису Андреа по доставке мяча, обозначенному выше. Это приводит к стерильному владению мячом.
Тройка защитников «Юве» слишком долго возится с мячом на низких скоростях, обеспечивая медленную и бесконечную горизонтальную циркуляцию между собой, иногда включая в этот перекат разыгрывающего опорника. «Юве» Пирло занимает высокие места по ряду показателей: 56,6% владения мячом – 2-й результат в Серии А после «Сассуоло», 589 передач за игру (из которых 493 – короткие) – лучший результат.
По этой системе туринцы изматывают прессингующих, если те работают активно, однако в то же время нередко упускают варианты для грамотного продвижения вперёд. Так как большинство мячей разыгрывается вдали от чужих ворот и игроки выжидают момент для обострения слишком долго, «Ювентус» хуже захватывает важные территории. И чем дальше от чужих ворот ходит мяч, тем тоскливее выглядит картина. Пирло акцентирует своё внимание на том, что «владение должно заставлять соперников покидать свои позиции и ошибаться», однако когда скорости настолько низкие, почва для ошибки оппонента создается слабо.
Когда мяч ходит между разыгрывающими слишком долго, это может надоедать даже игрокам с мячом, поэтому иногда «Ювентус» переходит к забросам на фланги, на нападающих команды или игроков, заполняющих «глубину» по концепции Пирло – МакКенни и Рэмси. Часто возникают ситуации, когда это уместно, но длинные передачи и забросы противоречат обозначенной философии Пирло. Андреа – противник длинных передач и забросов, поскольку считает, что его игроки должны продвигаться вперёд компактно, чтобы они «могли атаковать большим числом, а в случае потери – быстро реагировать». Однако часто забросы обеспечивают разрывы между линиями, если атакующая группа не успевает вовремя реагировать.
Но бывает, что нападающие успевают перестраиваться, при этом соперники ошибаются и оставляют пространство – тогда выход через длинные передачи получается быстрым и опасным. «Ювентус» показал, что умеет наказывать соперников за ошибки в перестроениях – это стало чертой команды Пирло.
Нельзя проигнорировать тот факт, что практически в каждом матче туринцы давали пример образцового выхода через короткий пас, которым Пирло был бы доволен. Задача Андреа – довести билд-ап до автоматизма, чтобы таких выходов, как на видео ниже, было как можно больше. Здесь похвалы заслуживает не только Рэмси, опустившийся, чтобы грамотно связать линии, но и Артур, который привлёк внимание большинства игроков прессингующего блока «Барселоны».
Артур – главный мозг «Ювентуса» в центре поля, и Пирло подчёркивал, что ему важно наличие подобного игрока в полузащите: «Футбол последних 20 лет показал, что без техники полузащитников не обойтись. Мы заново открыли для себя эффективность техничных игроков с отличным видением игры и поля». Бентанкур прикладывает много усилий и тоже умеет связывать центр поля, но дриблинг, пас и чувство зон в опорной зоне от Артура – на другом уровне.
Когда бразилец только пришёл в «Юве», он производил плохое впечатление: делал много лишних касаний, раздавал передачи на 5-7 метров, как привык в «Барсе». Это приводило к тому, что Артур сбивал и без того низкий темп начала атак, умудрялся замедлять и так статичные атаки. Сейчас Артур адаптировался и заслуживает похвалы, особенно по последним матчам. Он по-прежнему может делать много касаний, но стал использовать дриблинг разумнее – даже когда передерживает мяч, он может выманить на себя много соперников и откинуть мяч в освободившуюся зону. Более того, Артур стал более нацелен на обострение, и, если видит перспективный вариант, он его использует.
Становление Артура как фундаментального игрока «Ювентуса» для розыгрыша мяча в опорной зоне уже практически завершено. Идеальная пара для Пирло – Бентанкур-Артур, поскольку у Родриго тоже навыки развития атак, к тому же он хорошо себя предлагает под Артура.
Приоритетной задачей для Пирло в рамках отхода от стерильности владения может стать ускорение циркуляции мяча на своей половине поля.
Хуан Куадрадо переквалифицировался из вингера в крайнего защитника ещё до Пирло. Ещё при Аллегри Хуан иногда закрывал эту позицию, а при Маурицио Сарри перешёл на неё на постоянной основе. Причём Куадрадо мог появляться и на левом фланге обороны, что ограничивало его функционал. Что касается Данило, то он профильный крайний защитник, поэтому тоже готов к выполнению указаний Пирло.
В своём дипломе Пирло часто обращает внимание не на позиции, а на роли – это касается не только Куадрадо и Данило, но и всей команды в целом. Функции крайних защитников Пирло разделяет так: «Тот, кто хорошо владеет мячом, подходит для того, чтобы протаскивать мяч и создавать ширину в атаке, и может использоваться в качестве дополнительного полузащитника. Тот, кто лучше обороняется, может стать третьим центральным защитником. Крайние защитники всегда переходят в построение атаки».
Следуя этим догмам, Пирло дал Куадрадо и Данило совершенно разные роли, несмотря на совпадение их актуальных позиций на бумаге.
Данило не только может закрыть оба фланга, но и входит в тройку разыгрывающих центральных защитников при построении атак. При этом Данило – самый активный из тройки, несмотря на наличие игроков с хорошим пасом, Бонуччи и де Лигта, в среднем исполняет 73 передачи за матч (де Лигт – 66, Бонуччи – 65). Более того, Данило более нацелен на обострение, он чаще пытается найти вертикальное решение и может делать это из любой позиции в тройке с одинаковым успехом.
Особенно важно, что Данило превосходит других защитников в продвижении вперёд с мячом в ногах. Данило здорово улучшает позицию и, как следствие, находит больше вариантов для более качественных и надёжных обострений. Бонуччи способен на это в меньшей степени, де Лигт делает это лучше Лео, но хуже Данило. Интересно, что с позиции левого игрока в тройке он больше склонен к продвижению с мячом на рывках.
Иногда движение и универсальность Данило могут доходить до того, что он становится опорным полузащитником. Это диктуют ситуации, «коды игры», как говорит Пирло. На видеофрагменте выше видно, что Данило может меняться с Бентанкуром (или любым другим опорником) по ситуации, при этом Данило умеет открываться в опорной зоне.
Однако Данило не всегда работает по этим схемам. В ряде матчей он был классическим крайним защитником, действовал строго по флангу и подключался вплоть до чужой лицевой линии. Однако в контексте этого сезона это исключение.
А вот в случае с Хуаном Куадрадо это является не исключением, а прямой обязанностью. Пирло оценил индивидуальные качества Куадрадо, технику и атлетизм, поэтому дал ему роль крайнего защитника, подключающегося вперёд и создающего ширину. Самое важное – Хуан крайне силён в ситуациях 1v1, которым Пирло придаёт большое значение: «Мне нужны техничные и динамичные игроки, ситуации 1v1 важны, особенно если они возникают на флангах».
Если без мяча Куадрадо участвует в четвёрке, в атаке он всегда играет максимально высоко и при владении фактически является чистым вингером. Впереди Хуан взаимодействует непосредственно с игроками группы атаки: он строит стенки на правом фланге, делает качественные рывки за спины защитников под короткие забросы, чтобы затем прострелить или навесить в штрафную. Куадрадо даёт «Ювентусу» максимально возможную ширину в атаке, что важно для Пирло (подробнее об этом – в следующем разделе).
Более того, Куадрадо не перестаёт быть связующим звеном между защитой и атакой. Из-за его движений у тройки защитников «Ювентуса» есть вариант с передачей мяча на Хуана в ширину. Куадрадо может продвинуть мяч и сам на ведении, и делает это лучше, чем Данило. Всем давно знаком главный финт Куадрадо (резкая прокидка мяча шведой вправо из статики), соперники не могут с этим ничего поделать ни на одном из участков поля – Хуан делает это очень резко.
Непопулярное мнение: Хуан Куадрадо – самый влиятельный игрок «Юве» впереди, по вкладу он превосходит всех атакующих партнёров, в том числе и Криштиану Роналду.
Говоря о действиях «Юве» на чужой половине поля, нельзя игнорировать билд-ап, потому что проблемы туринцев у чужих ворот часто связаны с недочётами при построениях атак. Уже упоминалось, что «Ювентусу» в начале атак не хватает скорости и высоты расположения. На самом деле, проблем больше: в системе Пирло форварды часто опускаются слишком глубоко, чтобы получить мяч за первой линией прессинга соперника. У этого есть негативные последствия, да и сама компактность становится излишней из-за слияния форвардов с полузащитниками.
Нет более удручающей картины в игре «Юве», чем Мората и Роналду, которые опускаются глубоко, принимают мяч спиной к воротам и не могут развернуться или не имеют вариантов для продолжения атаки через пас, так как впереди ещё не сформировалось достаточное количество вариантов, и перспективы наступления становятся непонятным.
По канонам Пирло, атаки должны протекать по условной структуре 2-3-5, то есть впереди должно быть много игроков, но когда форварды опускаются глубоко, это становится тяжелой задачей для осуществления.
Сравните два эпизода из видео. В первом Мората опускается слишком глубоко, и защитник «Аталанты» Ромеро не даёт ему развернуться. Перспектив с таким выходом у атаки нет. Во втором Мората получает мяч от Бентанкура в финальной трети «Сампдории», ему проще развернуться, потому что линии соперника отрезаны. Альваро разворачивает голевую атаку в два касания. Мората умеет «экономно» разворачиваться и создавать моменты в два касания, поэтому целесообразнее использовать это у чужих ворот, а не в центре поля. Более того, Мората крайне полезен при рывках за спины соперников к чужой штрафной – но, опять же, в середине поля этот навык не покажешь.
Роналду тоже часто спускается вниз в поисках мяча, но преимущественно на левом фланге. Только разворачивается он хуже Мораты – не потому что менее техничен (Роналду гораздо техничнее Мораты), а потому что менее эффективен в принятии решений. Если Альваро стремится сыграть на партнёра или улучшить позицию, то Роналду часто делает бесполезные касания, и это проблема для атаки «Ювентуса». Роналду злоупотребляет дриблингом на всех участках поля, теряет много мячей (8 в среднем за матч – «лидер» атакующей группы по этому показателю). Когда Криштиану делится мячом с партнёром, он часто делает это не в темп или отдаёт передачу не в нужную зону.
Вопрос эффективности Роналду – главный в контексте атаки «Юве». Да, он ведущий бомбардир команды, также важна ментальная составляющая – ему доверяют и партнёры, и тренер, а противники всегда перекрывают Криштиану с двойными усилиями. Более того, иногда Роналду делает вещи, которые, кажется, может сделать только он, но это уже происходит всё реже и реже. Это важные, ключевые параметры, и Роналду хорош в завершении, поскольку умеет брать количеством, но его эффективность можно сильно повысить.
В конце концов, сам Пирло двигает тезис: «Целью работы «Ювентуса» в финальной трети соперника является поиск игроков в зоне завершения». То есть Роналду, Мораты, а также включающихся Рэмси и МакКенни. Но не дриблинг и хайлайты Криштиану. Возможно, Мората и Роналду слишком дословно восприняли тезис Пирло о том, что «в атакующем футболе необходимо, чтобы нападающий имел возможность связываться со своими одноклубниками с помощью техники и интеллекта, чтобы облегчить включение самих себя». Либо Пирло не объяснил установку достаточно понятно и не сказал, что им не нужно каждый раз опускаться глубоко за мячом.
А вот такие игроки, как Кулушевски и Дибала, могут и должны опускаться ниже в поисках мяча и работать не только в зоне завершения, но и связывать полузащиту с атакой. Пауло всегда показывал это умение как в позднем «Юве» Аллегри, так и при Сарри. Сейчас его умение открываться между линиями и разыгрывать из глубины полуфланга как никогда актуально – при Дибале, пусть в этом сезоне он ещё ни разу не выходил на свой пик из-за постоянных травм, у «Ювентуса» лучше выглядят связи между всеми линиями.
Дибала всегда грамотно опускается и предлагает себя в качестве связующего между полузащитой и атакой. Он ждёт мяч за линией высокого прессинга соперника, часто – за линией полузащитников, при этом Дибала постоянно корректирует позицию, чтобы находиться от опекающего его игрока на правильном расстоянии. Учитывая билд-ап «Ювентуса», Дибале нужно иметь большое терпение, чтобы получить передачу, и иногда Пауло не хватает концентрации, но обычно он двигается грамотно.
Главное, что после приёма Дибала нацелен на обострение – если есть вариант для паса, он оценивает его по ходу передачи, а после приёма сразу делает обостряющий или конструктивный пас. Если вариантов нет, то Пауло может придержать мяч, либо протащить вперёд. Когда «Ювентус» переходит на чужую половину поля большими силами, а линия полузащиты располагается высоко, Дибала может разыгрывать мяч из глубины относительно атакующих партнёров, искать вариант для проникающей передачи или заброса.
Сравнения Кулушевски с Дибалой – грубые. Деян тоже может опускаться ниже и связывать полузащиту с атакой, тоже здорово двигается между линиями, но делает это хуже Пауло. Однако после приёма он больше нацелен на дриблинг, прямолинейное обострение, при этом Кулушевски играет немного выше Дибалы и больше работает в штрафной.
Внутри штрафной Кулушевски часто использует простой финт, мягко перекладывая мяч с удобной левой под правую. Несмотря на это, у соперников по-прежнему возникают трудности с чтением этого движения.
Учитывая тот факт, что Мората, Дибала и Кулушевски формально конкурируют за место в старте, это приятная головная боль для Пирло. Мората лучше всех заполняет штрафную, но при этом слабо связывает линию полузащиты и атаки, в отличие от Дибалы и Кулушевски, поэтому Андреа предстоит выбирать игроков, отталкиваясь от соперника. Немаловажно здесь и то, что Пирло приветствует импровизацию в чужой финальной трети: «У чужих ворот индивидуальный талант и креативность должны быть хозяевами, и игроки могут свободно выражать себя». Так что тут Мората тоже уступает конкурентам.
Однако помимо свободы в креативе, у многих игроков атаки есть обязанность не только заполнять зону завершения и глубины или обострять в них. Фланговым футболистам принципиально важно всегда обеспечивать атакам «Ювентуса» ширину и перегрузы на флангах: «Один футболист должен всегда играть широко, расширяя оборонительную линию соперника. Он должен быть технически одарённым и быстрым, а также привыкшим к игре на фланге, чтобы не теряться в ситуациях 1v1 – важнейших ситуациях для игры в футбол высокого уровня».
Главный по созданию ширины в атаке – Федерико Кьеза, идеально подходящий для этой задачи: он привык играть на фланге, техничен и быстр. Причём Кьеза способен давать ширину на обоих флангах. За ним по частоте широкой игры идут Куадрадо (обеспечивает её справа), Фработта и Сандро (слева), иногда ширину дают Дибала и Кулушевски (преимущественно справа, но в редких случаях – слева) и даже Уэстон МакКенни (на обоих флангах, но чаще справа). Для чего нужна ширина?
Во-первых, это растягивает оборонительную линию соперника – причём как четвёрку, так и пятёрку. Перед защитниками стоит выбор: либо тоже играть широко и встречать во фланге, оставляя разрывы для включения нападающих «Юве», либо вжиматься узко, позволяя фланговым игрокам бьянконери доходить до лицевой и простреливать или навешивать из выгодной позиции.
Во-вторых, «Ювентус» Пирло любит создавать перегрузы на флангах, тем самым выманивая много соперников в определённый участок поля, а затем резко переводить мяч на другой фланг, где тоже обеспечивается ширина одним игроком. «Мы можем концентрироваться справа, чтобы быть готовыми атаковать слева – противоположный фланг всегда должен быть готов к ширине».
Именно из-за умения играть широко «Ювентус» победил в главном для себя матче первого круга – против «Милана». Тогда подопечные Пиоли оба гола Кьезы из-за того, что защита допускала ошибки, которые были спровоцированы шириной атак «Ювентуса» и созданием перегрузов на фланге (эпизод со вторым голом Кьезы, разобранный в видео).
Пожалуй, создание ширины – лучший элемент «Ювентуса» Пирло в атаке на данном этапе как по уровню исполнения самими игроками, так и по влиянию на результат. При этом такой стиль игры максимально раскрывает качества Кьезы и Куадрадо, которые проводят лучшие сезоны в своих карьерах.
В анализе контрпрессинга Пирло не концентрируется только на физике и ментальности, а подробно теоретизирует его. Он опирается на исследования помощников — согласно их цифрам, лучшие команды мира 30-35 раз включаются в прессинг после потери, в 70% случаев возвращают себе мяч, для этого в среднем достаточно 5 секунд и 2,5 игроков. Пирло также обозначает ключевые модели поведения в контрпрессинге для своей команды. Первый игрок, реагирующий на потерю, должен встречать игрока с мячом в стойке и закрывать ему мяч, но не идти в отбор, для Пирло это слишком рискованно. Ориентиры игроков в контрпрессинге комбинированы: для игроков в зоне мяча главный ориентир — мяч, для защитников — прямой оппонент в их зоне, к которому надо располагаться вплотную ещё до потери.
Пирло также пишет о структурных принципах: двигает стандартный тезис, что при владении команда должна располагаться компактно, чтобы быстро реагировать на потерю, и отмечает особенную важность контрпрессинга на флангах и в полуфлангах (потому что там уже пространство). В контексте «Ювентуса» это самые интересные тезисы. Команда следует структурным принципам Пирло, но при этом регулярно допускает удары в переходах, и это взаимосвязанные вещи.
Владение у Пирло, как было отмечено в предыдущих разделах, подразумевает асимметрию флангов, причём на перегруженной стороне одновременно могут оказываться обе шестёрки и полузащитник, нацеленный на заполнение пространства (Маккенни или Рэмси). Вдобавок там всегда есть один игрок, создающий ширину, часто — один из нападающих (иногда оба), часто — крайний центральный защитник в широкой позиции. При потере эта группа готова быстро организовать контрпрессинг на фланге, где берёт численностью и давлением: именно давление на игроков с мячом, а не поиск единоборств и моментов для отбора, приоритетно для «Юве» в контрпрессинге. За счёт этого у команды получается запирать соперника после потери на фланге и провоцировать безадресный пас вперёд.
Но когда у соперника под контрпрессингом возникает возможность развернуться в поле или отдать передачу в центр, «Ювентус» становится крайне уязвим. Если никто из шестёрок не остаётся на центральной оси при владении (что часто случается при перегрузе фланга), после потери центр становится открытым.
Проблема усугубляется двумя моментами. Первый — слабость структуры: если шестёрки так нацелены на перегруз фланга, то дальний игрок в нижней тройке должен подниматься примерно на одну линию к шестёркам в узкую позицию, это сделает структуру более компактной. По «Манчестер Сити» это знакомая деталь для Данило. Но у «Ювентуса» это происходит крайне редко. Если соперник отбирает мяч и доставляет его в центр, группа защитников откатывается, и к игроку с мячом обычно никто не выдвигается.
Вторая проблема связана с подбором игроков: «Ювентусу» не хватает полузащитников со взрывной реакцией на потерю, каждому из них удобнее встречать игрока с мячом в стойке, а не догонять (особенно это касается Рабьо). Эта проблема касается всего контрпрессинга, но при таких ситуациях проявляется наиболее остро. Пирло необходим игрок, встречающий в стойке, чтобы замедлить контратаку соперника, но если его отрезают пасом или обходят на ведении, нужна либо высокая страховка от защитников (которой нет), либо резкий игрок, быстро включающийся на подстраховку игрока в стойке. А у «Ювентуса» вообще недостаток игроков, способных в одиночку сорвать контратаку, добежав за игроком с мячом, закрыв ему мяч или замедлив на мяче, направив его назад или во фланг: только Маккенни, Рэмси и Кьеза.
Очень яркий пример, как эти проблемы работают в связке — гол Влаховича. Сначала Бентанкур, Маккенни и Рэмси втроём стянулись ближе к левому флангу. После паса Рэмси под перехват в центре остался свободный Рибери, но его никто не накрыл — Бентанкур, перегружавший фланг, опоздал к нему, а защитники откатывались в глубину.
Ещё контрпрессинг «Ювентуса» нарушается нехваткой работы от атакующих игроков. Сразу после потери они могут выключаться из эпизода, не включаясь в давление по мячу (Роналду здесь вне конкуренции). Если они всё же вступают в контрпрессинг на фланге, то могут поджимать недостаточно активно, открывать возможность развернуться внутрь поля или отдать туда передачу. Если контрпрессинг проваливается, 3-4 игрока могут отваливаться от остальной команды и медленно садиться на свою половину поля, пока остальные 6-7 уже падают на свою треть. Из-за этого «Ювентус» допускает длительные розыгрыши в контратаках, удары со второго темпа.
Так что общая картина контрпрессинга «Ювентуса» — качественная работа после потери на флангах, где удаётся сузить пространство, и очень слабый контроль переходов, если соперник выводит мяч с фланга внутрь поля и свободного пространства больше. Визуальный провал подтверждается цифрами: по строгим данным Opta «Ювентус» допускает больше ударов (10) и голов (3) в контратаках, чем любая другая команда из топ-7 лиги. Здесь для тренера легко списать проблемы на качества и характеристики игроков, и это даже будет во многом правдой (состав «Ювентуса» в последние годы вообще был плохо адаптирован к контрпрессингу). Но проблемы связаны также со структурой владения и либо с её недостаточно жёсткой постановкой (без привязки к заполнению зон), либо с её проблемной интерпретацией, где центральные полузащитники и нападающие порой двигаются слишком свободно. Очевидное решение, которое могло бы повысить эффективность контрпрессинга — более высокая позиция дальнего к перегруженному флангу защитника и его более активная ориентация на мяч после потери.
Из массы команд, прессингующих в 4-4-2, «Ювентус» выделяет очень агрессивный фланговый прессинг. Стандартный сценарий давления команды (например, при ударе от ворот) — разобрать 1в1 всех игроков в центре и полуфлангах, доступных для паса, с помощью движения одного из нападающих или узких вингеров направить билд-ап соперника во фланг и создать там крайне высокую плотность.
Агрессия флангового прессинга задаётся ролями вингера и крайнего защитника. Оба по развитию владения через фланг опекают игроков 1в1, но крайний защитник во многих сценариях прессингует крайнего защитника или вингбэка соперника, поднимается за ним в чужую треть. Типичные ситуации — против тройки ЦЗ (когда к одному из ЦЗ поднимается вингер) или против команд с четвёркой защитников, но узкой позицией вингера при начале атаки (тогда вингер либо перекрывается своим вингером по линии передачи, либо контролируется опорным). Выходящий так высоко крайний защитник идёт в отбор со спины или очень плотно встречает 1в1, если удаётся принять мяч лицом в поле, а ближний центральный защитник сдвигается к флангу на подстраховку на случай длинной передачи.
Плотность на фланге создаётся также движением остальных полузащитников. При начале атаки, когда мяч ещё в центре у вратаря или защитника, одна из шестёрок «Ювентуса» поднимается к чужой штрафной по разыгрывающему опорному соперника. Вторая шестёрка остаётся в страховочной позиции, в центре между верхней пятёркой прессингующих и парой центральных защитников, и корректирует позицию по зоне, где включается прессинг. Когда соперник загнан во фланг, страхующая шестёрка занимает достаточно глубокую позицию в полуфланге, часто ниже крайнего защитника, перекрывая диагональную передачу для выхода из-под прессинга. Дальний вингер при фланговом прессинге тоже часто располагается в узкой позиции, в центре или даже в дальнем от себя полуфланге.
Когда компактность и плотность при фланговом прессинге не нарушается, такая узкая структура оставляет минимум решений. Самые типичные из них — передача по флангу под приём перед крайним защитником, где есть шанс обыграть его или отыграть через быструю стенку, или длинная вертикальная передача, читаемая страхующей шестёркой или центральным защитником.
При этом участники флангового прессинга скорее ориентированы на опеку 1в1, чем на контроль пространства (что подтверждает и Пирло тезисами диплома) — только страхующая шестёрка и дальний вингер чаще играют по зоне, а не по конкретному игроку. На основе этого формируется универсальный способ нарушить компактность прессинга «Ювентуса» — добавить игрока в глубину под выход из-под прессинга внутрь поля. Если бьянконери реагируют на свободного игрока (например, смещая к нему вингера или поднимая страхующую шестёрку), соперник получает другого свободного игрока или большое пространство за спиной поднятого игрока. Если не реагируют — дают выходить через свободного игрока и вынужденно откатываются.
Соперники «Ювентуса» подобрали уже достаточно вариантов, как разбивать прессинг, даже если загоняют во фланг:
— «Рома» (3-4-2-1) — за счёт глубокой и узкой подстройки инсайда, Мхитаряна, по которому должен был выходить крайний защитник Данило. Шестёрки «Ювентуса» стягивались высоко по шестёркам «Ромы», так что у Мхитаряна было пространство для захода внутрь поля с приёма, а на фланге под него подключался вингбэк.
— «Динамо» Киев (4-3-3) — за счёт подстройки в полуфланг на одну линию к шестёрке ближней к флангу восьмёрки, Шапаренко, и частых смещений в ту же зону дальней 8, Шепелева (а другой полуфланг выше заполнял инсайд). Обычно после розыгрыша от вратаря и/или центральных защитников Шапаренко свободно получал мяч, после чего к нему смещался либо Кьеза (и тогда открывался крайний защитник «Динамо»), либо Бентанкур (открывая опорную). Либо же «Ювентус» вынужденно откатывался на свою половину.
— «Милан» (4-2-3-1) — за счёт глубоких шестёрок и роли Чалханоглу. Центральные защитники «Милана» растягивались широко и растягивали нападающих, Кессье и Калабрия выманивали на себя шестёрок, открываясь в недодачу, и стремились быстро доставить мяч либо на правый фланг (чтобы оттуда открывалась простая диагональная передача в центр), либо напрямую за спины опорным на Чалханоглу, который отскакивал в глубокую позицию.
— «Интер» (3-1-4-2) — пожалуй, лучший план билд-апа под «Ювентус». На фланге команда Конте получила удобную численную ситуацию из-за прессинг-ориентировок Пирло (инсайд по крайнему ЦЗ, крайний защитник по вингбэку) и глубокой позиции вингбэков, которые вытягивали Фработту и Данило очень высоко. Когда мяч доставлялся во фланг, возникало несколько вариантов. Если шестёрка «Ювентуса» не поднималась к Брозовичу, шестёрке в 3-1-4-2, «Интер» выходил через него. Если поднималась — страхующая шестёрка оставалась 1в2 и разрывалась между двумя игроками. Если следовал выход через длинную передачу, на подборе тоже регулярно оставался свободный игрок.
— Ситуативная идея из ряда матчей — обе шестёрки вытягиваются в прессинг ближе к флангу, следует заброс в недодачу в центр в пространство между линиями, где нападающий опережает защитника «Ювентуса» (часто Бонуччи), под ним собирается подбор и атака развивается через дальний фланг.
Есть ещё одна особенность прессинга Пирло, которая способствует проблемам при создании +1 внутри поля — поведение нападающих. Если соперник начинает владение от вратаря или центрального защитника, пара форвардов обязательно играет по паре ЦЗ и не корректирует позиции при передаче во фланг. Для прессинга в 4-4-2 типично, когда дальний к зоне мяча нападающий смещается ближе к шестёрке соперника. У «Ювентуса» этого не происходит — форвард остаётся рядом с ЦЗ, 6 остаётся рядом с 6. Вероятно, это осознанный шаг Пирло, чтобы не перегружать проблемных без мяча нападающих и давать им простые задачи — занимать позицию рядом с игроком и держаться по нему, а не постоянно корректировать её.
Прессинговать в первой линии у «Юве» действительно некому. Криштиану просто отвязан от этой работы и включается в неё редко, что также выражается в цифрах — он слабейший центрфорвард лиги по общему объёму прессинг-действий (6.27 р90) и второй с конца по объёму в финальной трети (3.35 р90, только у Джеко меньше). Дибала и Кулушевски более старательно, но обозначают давление и допускают передачи из-под себя внутрь поля. Мората активнее остальных идёт в прессинг и выдаёт наибольший объём, но допускает достаточно ошибок в переключении между игроками, между защитником и вратарём, и пассивен, если отыгран передачей.
При этом даже на фоне такого широкого круга проблем «Ювентус» намного успешнее в прессинге, когда соперник сам начинает владение, чем в прессинге после потери. Причин здесь две. Во-первых, работают те самые компактность и плотность при фланговом прессинге — даже если соперник вылезает с фланга внутрь поля, плотность в зоне мяча выше и больше шансов погасить владение, чем при контрпрессинге. Во-вторых, центральные защитники при прессинге намного агрессивнее, далеко выходят из линии на подстраховку.
Средний и низкий блок «Ювентуса» построен на нескольких простых установках, во многом повторяющихся с заданиями при высоком прессинге. Когда мяч на центральной оси, главная цель шестёрок — закрывать мяч после приёма и направлять игрока с мячом во фланг или назад. Если мяч под давлением всё же доставляется между линий, две линии должны быстро сомкнуться, защитник, наиболее близко расположенный к принимающему — пойти в отбор в момент приёма, опорные — также пойти в отбор. Пирло называет это в том числе выражением «менталитета при низкой обороне, аналогичного тому, который проявляется при прессинге». Здесь показательна специфика отборов Артура, Рабьо и Бентанкура: они активнее в отборах ближе к флангу, а в центре идут в отбор в эпизодах, когда мяч доставлен между линий и надо быстро захлопнуть пространство.
По обороне против фланговых атак Пирло обозначает в дипломе несколько тезисных установок. Крайний защитник и вингер играют 1в1, не должны сваливаться вдвоём слишком близко к одному игроку (только против некоторых дриблёров Пирло допускает оборону 1в2, но с расстоянием около 5 метров между встречающими). При резких забеганиях они передают игроков друг другу, а не дорабатывают по своему. Центральный защитник занимает страховочную позицию и держит нападающего перед собой, чтобы быстро реагировать на открывание в любую сторону.
Но важнее установок принцип обороны, который не раскрыт в дипломе, но заметен в игре «Ювентуса». Когда мяч на фланге, нужно не допустить передачу в полуфланг в любую позицию и читать пас с фланга в полуфланг ещё до того, как он будет сделан — например, когда фланговый игрок в ситуации 1в1 перекладывает мяч внутрь поля. Чтобы не допустить пас, полуфланг контролируется не только шестёркой и центральным защитником, но и одним из нападающих (в подавляющем большинстве случаев Роналду отдыхает, а в полуфланг приходит другой нападающий): он перекрывает диагональную передачу с края назад, например, на подстройку шестёрки. Если пас всё же прошёл, ближний к принимающему игрок резко вступает в отбор.
Самое интересное в этом принципе — стремление предвосхитить пас на игрока, открытого в полуфланге или забегающего в полуфланг, ещё до паса. Здесь Пирло использует не установку конкретно шестёрке читать эту передачу, а именно общий принцип, то есть на открывание/забегание может реагировать любой игрок в зоне мяча, не участвующий в эпизоде в ситуации 1в1. В реализации принципа больше влияют индивидуальные решения игроков, чем структура, и здесь «Ювентус» сталкивается с двумя типичными проблемами:
— на одно открывание/забегание могут реагировать сразу два игрока, покидая свои зоны — тогда в смежной между ними зоне будет ещё больше пространства (это особенно проявлялось в начале сезона, когда игроки только привыкали к требованиям);
— шестёрка в полуфланге поднимается к игроку, которого должен опекать нападающий, но либо отпускает его, либо просто не участвует в обороне.
Как и с фланговым прессингом, и с фланговым контрпрессингом, у этого принципа две стороны медали. Когда «Ювентусу» удаётся перекрыть каждого игрока в зоне мяча или быстро среагировать на доводку мяча в полуфланг, создаётся высокая плотность и сопернику тяжело выбраться с фланга, в идеальном сценарии даже разворот через дом блокируется нападающими. Но когда один из игроков свободно получает мяч, оборона начинает действовать по принципу домино — либо его не встречают до штрафной, либо к нему выходит защитник и открывается уже пространство, которое он покинул.
Для четвёрки защитников Пирло упростил концепт на фоне принципов обороны Маурицио Сарри. Основное изменение — в реакции на открывания в недодачу спиной к защищаемым воротам. У Сарри шедший вглубь игрок становился ответственностью полузащитников, а защитники могли выйти из линии, только когда он разворачивался с приёма лицом к воротам, чтобы встретить лицом 1в1. Пирло в этом плане предлагает более традиционный подход — каждый из защитников может двигаться за открыванием в недодачу, накрывать из-за спины в момент приёма. Как следствие, четвёрка в линию не настолько монолитна и может ломаться не только из-за реакции на открытый мяч, но и из-за реакции на движение в глубину. В этом плане защитникам «Ювентуса» стало проще.
Под оборону против подач Пирло очерчивает численность в своей штрафной — пятеро должны держаться близко к створу и контролировать 6 зон. Тройка защитников садится к линии вратарской по зонам, а если перед защитником есть нападающий, он опекается 1в1 в зоне. Ближний центральный защитник может выдвигаться из створа на подстраховку крайнего, при этом дальний ЦЗ обязан оставаться в створе. Два полузащитника должны блокировать зоны вокруг 11-метровой отметки, дальний крайний защитник — читать дальнюю штангу и при необходимости помогать либо ЦЗ, либо в зоне подбора.
Эта система успешно работает против подач первым темпом — центральные защитники «Юве» забирают воздух, а редкие моменты из таких атак связаны не с проигранной верховой борьбой, а с индивидуальными косяками (например, в матче против киевского «Динамо» в ЛЧ де Лигт пошёл на перехват верхового мяча, но ошибся с расчётом траектории, и мяч залетел ему за спину). Гораздо сложнее защищаться против подач под открывания со второго темпа: если штрафная насыщена, то защитники «Ювентуса» уже играют 1в1 по своим нападающим и им тяжело быстро переключиться, а опорные не дорабатывают за вбегающим.
Похожая проблема при фланговых подачах и прострелах — передачи низом на линию штрафной. Это работающее решение в ситуациях, когда защитники падают к линии вратарской, а один из опорных стянут на подстраховку кармана между КЗ и ЦЗ: тогда второй опорный тоже стягивается в зону мяча, а одного дальнего инсайда может не хватить на контроле зоны подбора.
**
Пирло точно нельзя упрекнуть за отказ в реальности от идей, обозначенных на бумаге: «Ювентус» во многом стремится играть в футбол, расписанный тренером как «его футбол». При этом Пирло ещё и пытается подстроиться под своих звёзд, давая им меньший объём работы без мяча и большую свободу с мячом, чем он, вероятно, хотел бы, а с другой стороны на него давят проблемы с составом (в первую очередь в плане интенсивности игроков), которые продолжаются уже не первый сезон. Для входа в тренерскую работу это достаточно сложные условия, и стремление Пирло держаться собственных идей против любого соперника при любых проблемах с составом вызывает уважение.
При этом в игре «Юве» ещё достаточно белых пятен, даже несмотря на прогресс команды по ходу сезона (особенно во владении мячом в последние месяц-два — логично связать его с формой Артура). Команда всё ещё склонна к стерильному контролю, ей не хватает остроты в финальной трети, и, кажется, это напрямую можно связать с желанием Пирло давать игрокам атаки полную свободу действий. В результате нападающие слишком часто для своих ролей стягиваются к мячу и заходят с ним в неудобные зоны, но из-за их смещений перед штрафной «Юве» даёт мало острых решений (потому что часто некому пасовать в штрафную), а при фланговых атаках команде не хватает заполнения штрафной. В части оборонительных компонентов и особенно в прессинге после потери «Ювентус» тоже проседает, но их усвоение далось команде проще и их эффективность идёт по сезону достаточно ровно.
Требовать от Пирло результата в первый же сезон наивно, что, скорее всего, понимает и руководство «Ювентуса», но команда всё же должна развиваться и быть намного мощнее. Сейчас бьянконери стремятся доминировать над соперниками во многих компонентах, но их доминирование достаточно удобное для оппонента или даже уязвимое для самого «Ювентуса». Это доминирование должно стать значительно более агрессивным за счёт прогресса во всех фазах и компонентах игры.