«Ред Булл Зальцбург» уже не первый сезон известен как кладезь талантов и самый сильный клуб Австрии. Многочисленные продажи игроков в топ-клубы и вверх по энергетической лестнице в Лейпциг стали приковывать внимание не только к трансферной политике команды, но и к особенностям тактики команд клубной вертикали, которая позволяет раскрывать сильные стороны молодых футболистов. В этом тексте знакомимся с молодежной командой «Зальцбурга». Играющий во втором по силе дивизионе «Лиферинг» является ближайшим источником талантливых футболистов. Схема 4-4-2 ромб, высокий прессинг и лидерство в лиге по многим показателям – отличительные особенности команды, которую построил Бо Свенссон, в начале января получивший работу в «Майнце».
Начнём с разбора владения мячом на своей половине. Оба крайних защитника не поднимаются высоко, но при этом создают ширину – необходимо это для одного из главных атакующих манёвров команды Бо Свенссона. Структура 4-4-2 ромб позволяет сковывать центр оборонительной структуры соперника, в частности, это очень работает против классической 4-4-2. Соперник типично опекает Айгнера, номинального центрального защитника, использующегося в роли шестёрки, и владеющего мячом центрального защитника «Лиферинга». Проблемы у соперника появляются в попытках закрыть фулбэка. Здесь и кроется главный замысел – восьмёрки и десятка, выстраиваясь в линию, сковывают между собой средний блок.
Если крайние полузащитники выдернутся на крайнего защитника, возникнет коридор для передачи через возникшее пространство. Пара форвардов при этом сковывает четверку защитников соперника.
Когда проникающая передача удаётся, «Лиферинг» получает ситуацию 5в4. Игроки, приученные в системе РБ к быстрым вертикальным прорывам, чувствуют себя очень комфортно в развитии подобных ситуаций.
Против команды Бо Свенссона хорошо проявляют себя структуры с тремя центральными защитниками, особенно 5-2-3. Верхняя тройка прессингующих закрывает центральных защитников «Лиферинга» и Айгнера, а два центральных полузащитника – восьмёрок. Низко сидящие вингбэки соперника ждут триггера – передачу на крайнего защитника. После передачи они выдёргиваются из линии и поджимают оппонента на фланге. Структуры с тремя центральными защитниками максимально перекрывают активность ромба «Лиферинга», а также снижают активность фулбэков.
Ниже один из примеров, как «Лиферинг» лишается возможности использовать свободного игрока при билд-апе. Инсайды перекрывают обоих восьмёрок, а оба центральных полузащитника по вертикали разбирают десятку и шестёрку. При этом желательно стараться держать игроков ромба за спиной, что даст возможность поджимать обоих центральных защитников, не создавая быстрого варианта для паса игрокам «Лиферинга».
Если необходимо выбрать менее рисковый вариант прессинга, достаточно плотнее привязать игроков центральной оси к соперникам по такому же принципу, но оставить свободным одного из центральных защитников.
«Лиферинг» интенсивнее всех в лиге прессингует на чужой половине (что выражается в статистике PPDA – 5,93). Против команд, играющих в два центральных защитника, команда Свенссона пользуется главной структурой прессинга – оба форварда опекают центральных защитников соперника, Кьергор закрывает опорника, а восьмёрки реагируют на передачу кому-либо из фуллбэков.
Структуру с тремя центральными защитниками и тремя игроками в центре «Лиферинг» накрывает так же высоко, как и с двумя ЦЗ. Кьергор опекает центрального защитника и перекрывает линию передачи на ещё одного игрока, осуществляя прессинг, когда центральный защитник медлит с принятием решения. Расположение Айгнера перед двумя центральными защитниками создаёт ситуацию 3в2, что позволяет крайним защитникам «Лиферинга» подниматься выше для давления на вингбэков соперника.
Для успешного прессинга такой структуры Свенссон в некоторых матчах использует схему 4-2-3-1. Оба вингера и центральный нападающий персонально закрывают всю тройку центральных защитников, а Кьергор берёт на себя одного из центральных полузащитников соперника. Важную роль здесь играют оба опорника «Лиферинга»: один закрывает второго центрального полузащитника, а второй оттягивается к четвёрке защитников, что не даёт сопернику создать ситуацию 5 в 4 по ширине. На скриншоте ниже – пример прессинга «Лиферинга» в такой структуре.
Высокий прессинг провоцирует создание пространства и свободных зон, что периодически приносит «Лиферингу» проблемы в оборонительной фазе. На скриншоте ниже оба форварда и Кьергор прессингуют тройку центральных защитников соперника, а восьмёрки и Айгнер держат центр. Далее атака разворачивается на фланг, и один из полузащитников «Лиферинга» уже готов выдернуться по подключению вингбэка. Такой же ход мы видели ранее и против структур с двумя центральными защитниками – тогда свободным остаётся вингбэк соперника на другом фланге, однако это совсем не так опасно.
Опасность высокого расположения игроков «Лиферинга» в процессе высокого прессинга возникает, когда вектор атаки разворачивается на другой фланг, где вингбэк соперника открыт и ждёт момента для получения мяча.
Как разбить прессинг «Лиферинга»? Только используя принцип создания ширины и глубины игрового пространства – необходимо растянуть свою атакующую структуру, дождаться формирования зон между линиями и использовать ширину поля. Хороший пример такого подхода показывает скриншот ниже.
В этом эпизоде игроки «Лиферинга» персонально поджимают соперника, однако их игровая структура растянута и через свободные зоны можно вывести мяч на другой фланг, где находится абсолютно свободный вингбэк.
Минус использования высокого прессинга для команды Бо Свенссона носит сугубо тактический характер – поскольку боковые вершины ромба и Кьергор с двумя форвардами нацелены на персональный прессинг билд-апа соперника, возникают разрывы между передней пятёркой и задней пятёркой – Айгнер вместе с четверкой защитников вынужден сдерживать атаку соперника. Именно пространство между этими двумя линиями является ключевым в структуре атаки соперников «Лиферинга». Поэтому структуры с тремя центральными защитниками позволяют стянуть акцент прессинга в центр, дав свободу и время вингбэкам.
Еще одну слабость прессинга «Лиферинга» вскрывает структура с тремя центральными полузащитниками. Игроки этой команды не могут прессинговать интенсивно всю игру, поэтому периодически Кьергор будет садиться в центр, а игрок, являющийся боковой вершиной ромба, будет реагировать на вингбэка. Это даёт возможность для циркуляции мяча с фланга на фланг и прорыва вперёд через свободного вингбэка. Таким образом, то, что «Лиферинг» стягивает свою оборонительную структуру в процессе высокого прессинга, можно использовать в U-образном движении мяча – достаточно перевести мяч на другой фланг и в структуре «Лиферинга» возникнут перестроения и «передача» игроков партнёрам, что создаст свободные коридоры в центре поля.
Суммируя сказанное выше, наиболее подходящей структурой для игры против ромба «Лиферинга» является та, что включает в себя три центральных полузащитника и три центральных защитника. Один из игроков центра будет сковывать действия Айгнера, оба форварда стянут на себя всю четвёрку защитников – реагировать на вингбэков придётся уже боковым вершинам ромба. Геометрически это выразится в преимуществе 5в4 по ширине в среднем блоке. Если же на вингбэка выдернется фулбэк «Лиферинга», это внесёт дисбаланс в структуру обороны, растянет защитную четвёрку и даст возможность одному из форвардов увести за собой своего опекуна.
Функции в ромбе не являются сложными для понимания. Номинальный центральный защитник Айгнер играет перед двумя ЦЗ, восьмёрки помогают сковывать средний блок соперника, ищут и создают пространство между линиями, в обороне активно прессингуют крайних защитников и страхуют Айгнера. В обороне Мориц Кьергор занят опекой центрального полузащитника, его действия в атакующей фазе следует рассмотреть подробнее.
Кьергор умеет тащить мяч между соперниками, однако часто, особенно на левом фланге, загоняет себя в бровку, откуда пытается выдать передачи под второй темп либо на ближнюю штангу. Такие передачи легче ликвидируются соперником.
Мориц любит отдавать передачи за спину защитникам, однако делает это не всегда в подходящий момент – он видит свободную зону для передачи, но не всегда точно рассчитывает тайминг открывания партнёра и силу паса. Однако стремление одной передачей выводить игрока на удар говорит об уровне видения поля и чтения игры – надо развивать имеющиеся данные.
Больше половины ударов Кьергор наносит из центральной зоны из-за пределов штрафной, что связано с его позицией и пониманием игры. Оказываясь на фланге, он предпочитает сделать передачу, а не наносить удары даже после типичных смещений в центр. Кьергор старается бить в касание, что периодически идёт в ущерб качеству удара – даже с позиций в штрафной площади лишь 40% ударов попадают в створ.
Тяга к смещениям на левый фланг видна и на карте дриблинга, большая часть попыток идти в обыгрыш находится именно здесь. Это связано с особенностью дриблинга Морица – он пытается уходить под сильную ногу на свободное пространство, ведь справа контроль мяча будет осуществляться уже ближней к сопернику ногой. Кьергор хорошо разбегается, что и пытается использовать в попытках обыгрыша оппонента, а финты применяет лишь во время дриблинга на ограниченном пространстве. В свободной зоне, оставшись 1 на 1 с соперником, он включает скорость и оббегает его.
***
Бо Свенссон стал главным тренером «Майнца» и укрепил влияние фирменного футбола системы Red Bull на Бундеслигу, а заменил его Маттиас Яйссле. Это ещё один тренер из энергетической вертикали – он помогал главному в юношеских командах «Лейпцига» и «Брондбю», а также тренировал «Ред Булл Зальцбург» U-18. Вряд ли система игры «Лиферинга» серьёзно изменится, так как она задаётся клубной вертикалью, но будет интересно последить за развитием тренерского таланта Яйссле, включая его следующее место работы. «Лиферинг» – это не только кузница молодых талантливых футболистов, но и возможность работать под пристальным вниманием команд из топ-5 лиг для дальнейшего шага вверх в тренерской карьере.