Как «Милан» отжигал после карантина | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Как «Милан» отжигал после карантина — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Серия А
7 сентября 2020, 21:12
7 сентября 2020, 21:12
Фото:
MILAN, ITALY - JULY 15: Hakan Çalhanoglu of AC Milan (C) celebrates after scoring the third goal during the Serie A match between AC Milan and Parma Calcio at Stadio Giuseppe Meazza on July 15, 2020 in Milan, Italy. (Photo by Claudio Villa/Getty Images)
Как «Милан» отжигал после карантина
Михаил Громов - об игре "Милана" после карантина
Содержание
01Построение атак
02Атакующие шаблоны «Милана»
03Прессинг «Милана»
04Оборонительный блок «Милана»
05Матч-менеджмент Пиоли
06Заключение

Клубы итальянской Серии А уже полным ходом готовятся к следующему сезону. А главным сюрпризом концовки прошлого сезона стал «Милан» Стефано Пиоли, который после карантина демонстрировал качественный футбол.

Пиоли столкнулся с большим давлением после назначения на пост главного тренера «Милана». Болельщики были в плохом настроении и воспринимали всё негативно после работы Марко Джампаоло, от которого сходу ожидали чудес. Более того, Пиоли изначально рассматривался всеми как временный тренер. С течением времени о приходе Ральфа Рангника в «Милан» к началу следующего сезона говорили как о свершившемся факте, что тоже давило на Стефано. Однако он конвертировал давление в мотивацию и провёл настолько солидную работу, что боссы «Милана» отказались от перестановок и доверили клуб Пиоли на следующий сезон.

Стефано Пиоли создал одну из лучших версий «Милана» за последние годы. Посткарантинный отрезок получился не только зрелищным, но и успешным по результату: «Милан» отобрался в квалификацию Лиги Европы (что в последние годы получалось редко).

Построение атак

Начало атак «Милана» – олицетворение простоты и эффективности системы Пиоли: на каждую игровую ситуацию у игроков есть понятные инструкции, которым они следуют.

Сначала разберём билд-ап «Милана» в ситуациях, когда соперник не оказывает весомого давления на центральных защитников и опекает полузащитников номинально: то есть, когда есть время, чтобы спокойно разыграть мяч внизу.

Если с мячом Кьер, правый центральный защитник команды, то к нему опускается Беннасер, получает передачу и дальше сразу оценивает положение Кессье, который открывается чуть выше, но не уходит на большую дистанцию. Если Франк открыт, Исмаэль отдаёт передачу ему. Если закрыт, Беннасер найдёт либо Чалханоглу, который шикарно открывается по всему полю по ситуации (именно Хакан – главный адресат передач Беннасера из глубины), либо пройдёт ближайшего соперника на дриблинге, чтобы улучшить позицию и продолжить поиск выгодного адреса для передачи.

В дриблинге Беннасер чувствует себя уверенно: у него низкий центр тяжести, мощные ноги и грамотная работа корпусом; вдобавок к этому алжирец хорошо понимает, как именно он будет обводить соперника. Беннасер – в тройке лучших игроков «Милана» по обводкам за последние игры в итальянском чемпионате (2.3 обводок за 90 минут в среднем после карантина – больше только у Ребича и Леао, у которых по 4.2 и 5.4 соответственно). Интересно, что раньше Исмаэль играл левее, а Кессье правее, но после решения Пиоли поменять их позициями оба заметно прибавили.

Билд-ап 2-1-3 от «Милана»

Если с мячом Романьоли, левый центральный защитник команды, то под него опускается уже Кессье, а Беннасер открывается под передачу Франка чуть выше. Тогда запускается идентичный алгоритм. Существенное различие здесь только в стиле розыгрыша, но это связано с индивидуальными различиями Кессье и Беннасера: Франк реже идёт в обводку, но чаще ищет партнёров во фланге (прежде всего, Тео Эрнандеса).

В целом Кессье меньше востребован в билд-апе, чем Беннасер. Это логично, потому что приоритет Пиоли – раскрытие лучших качеств в игроках, а Франк, в отличие от Беннасера, не является чистым реджиста, хотя и может быть полезен при начале атак. Поэтому Кьер получает инициативу при розыгрыше мяча чаще, чем Романьоли, что автоматически приводит к большей загруженности Беннасера в билд-апе (кроме того, Кьер часто ищет Ибрагимовича длинными забросами – это его второй по частоте адрес передач). Сам Алессио чаще начинает атаки через Тео Эрнандеса, чем через Кессье.

Решения Кьера и Романьоли в билд-апе

Эта схема говорит о том, что «Милан» предпочитает вертикальный футбол с быстрой и простой доставкой мяча на чужую половину поля. Особенно часто россонери вынуждены так играть против соперников, которые оказывают давление и перекрывают варианты при розыгрыше.

Здесь Кьер не находится под давлением, но траектории передач на Конти и Романьоли перекрыты, а Кессье и Беннасер находятся под наблюдением Пьянича, Бентанкура и Бернардески. Если бы Франк или Исмаэль получили мяч, они бы сразу попали под прессинг. Поэтому Кьер, во избежание рисков, переводит на Ибрагимовича, который сместился на левый фланг (чаще это делает Ребич, но и Златан часто открывается ближе к флангам). Тео Эрнандес тоже открыт, но Кьер своим выбором в пользу Златана показывает приоритеты «Милана»: отдать как можно дальше и быстрее, чтобы безошибочно покинуть свою половину поля.

Под хорошим прессингом вскрываются недостатки «Милана» при попытках розыгрыша мяча низом. Оценивать это по ничейной игре против лучшей команды лиги по прессингу, «Аталанты», было бы нечестно: бергамаски легко разбили билд-ап россонери, но у «Милана» в тот день не было ни Тео, ни Беннасера, ни Романьоли, каждый из которых важен для начала атак. Куда лучше подходят примеры из матча против «Сассуоло», против которого россонери играли оптимальным составом. «Сассуоло» прессинговал «Милан» с первых минут и делал это качественно – Де Дзерби требует полного включения от игроков.

Капуто и Распадори расположились рядом с Кьером и Романьоли, оказывая на них большое давление и выдавливая в полуфланги, что увеличивало расстояние между линией центральных защитников. Кессье плотно закрыт, Локателли – опорник «Сассуоло» – поднялся, чтобы прессинговать Беннасера. Только Тео Эрнандес был открыт, но Беннасер, получивший мяч в правой части штрафной площади от Доннаруммы, долго двигался в левую сторону и промедлил с передачей на француза, и Берарди сыграл на перехвате.

«Милан» испытывает сложности под давлением, потому что в таких экстремальных условиях игроки со своей половины поля (как Кессье на скриншоте) редко качественно открываются, а игроки с мячом (как Беннасер на скриншоте) иногда передерживают мяч и упускают и так редкие варианты. Эти моменты можно отработать, потому что футболистом «Милана» хватит качества, чтобы научиться выходить из-под давления низом. Но на это нужно много времени и желания, и поэтому Пиоли просил выходить через длинные вертикальные передачи. Игроки, начинающие атаки «Милана», не будут усложнять игру и доставят мяч вперёд максимально быстро, если футболисты группы атаки найдут и заполнят выгодные пространства.

Атакующие шаблоны «Милана»

За последние десять матчей в итальянском чемпионате «Милан» забил 29 мячей (лучший показатель в лиге), но при этом игра россонери на чужой половине поля тоже базируется на простых принципах, и все перемещения игроков достаточно типичны.

Стандартная расстановка «Милана»

«Милан» Пиоли играет по схеме 4-4-2, которая постоянно перетекает в 4-2-3-1 по ходу игры (или наоборот). Эту перестановку обеспечивают Чалханоглу и Ребич: Хакан номинально выходит на левом краю полузащиты и действительно много работает в левой части поля, но Ребич часто кренится на этот фланг, и тогда турок играет под Ибрагимовичем. Иногда Чалханоглу можно увидеть и на позиции чистого второго форварда.

Роль Чалханоглу – одна из самых удивительных перемен в «Милане» Пиоли. При прошлых тренерах Хакан был загнан в определённые рамки, и это мешало ему показывать оптимальный футбол. Пиоли, напротив, дал Хакану свободу перемещений и действий, что помогло ему вновь показать футбол высокого уровня.

Когда «Милан» атакует, Чалханоглу всегда в движении: возможно, по перемещениям он самый умный игрок в составе россонери. Чаще всего стартуя с левой части поля, он двигается по всей горизонтали и вертикали в поисках свободных зон и предлагает себя под передачу. Насколько опасно оставлять Чалханоглу в зоне трекварти? Отвечает результативность турка, которая взлетела после карантина: 6 голов и 8 голевых передач в 12 матчах.

Нельзя так оставлять Чалханоглу. Но в данном эпизоде «Сассуоло» повезло: открывание Хакана не было вознаграждено, Салемакерс отдал пас назад

Загонять Чалханоглу во фланг – неразумное решение, поэтому Пиоли логично позволяет турку самостоятельно выбирать зону действия. Левый фланг «Милана» при его смещениях не остаётся незаполненным: туда постоянно смещается Ребич и там есть постоянная поддержка в атаке от Тео Эрнандеса.

Когда Ребич получает мяч во фланге, но соперники пытаются зажать его как можно ближе к бровке, хорват не теряется – у него отличная техника, и он может обыграть 1v1 любого соперника. Однако поддержка Тео Эрнандеса идёт только в плюс: Ребич может отыграться с французом, вывести его на прострел и увести кого-нибудь из соперников за собой, побежав открываться в штрафную площадь.

Связка Ребич-Эрнандес на фланге

На скриншоте Ребич держит мяч, располагаясь спиной к воротам. У него есть отличный вариант с Чалханоглу, но Анте выбирает передачу пяткой на Тео Эрнандеса, который делает рывок в сторону лицевой линии. Атакующая стратегия «Милана» во многом построена на фланговой игре и прострелах в штрафную, которую необходимо насыщать. В данном эпизоде Эрнандес выполнит прострел, Ибрагимович сделает вид, что откликнулся на него, тем самым привлекая внимание соперников, но пропустит мяч дальше, зная, что там есть Салемакерс, который забьёт гол. В идеале при подачах и прострелах штрафная площадь соперника должна заполняться Ибрагимовичем, Кессье, Ребичем и Салемакерсом (если прострел идёт с левого фланга, то Салемакерс всегда старается найти зону у дальней штанги).

Подключения Тео Эрнандеса в атаку особенно важны для атаки «Милана». Тео – самый стабильный футболист команды: даже в начале этого сезона он был одним из немногих, кто давал качество как с мячом, так и без мяча. Практически весь креатив в атаке шёл от него, и в итоге Тео стал лучшим защитником итальянского чемпионата по количеству успешных обводок – 57.

На правом краю «Милана» сосредоточено не так много креатива, как на левом – там играют Салемакерс (Кастильехо) и Калабрия (Конти). Они тоже принимают активное участие в атаках команды, но больше действуют на простых шаблонах, потому что все эти игроки, кроме Кастильехо, не так хороши с мячом в ситуациях 1v1. Опять же, главной задачей фланговых игроков «Милана» является доставка мяча в штрафную площадь через прострел, и Салемакерс с Калабрией постоянно помогают друг другу выходить на хорошие позиции для прострела.

Шаблонная комбинация на правом фланге «Милана»

Калабрия, начиная атаки из глубины, всегда ждёт, когда Салемакерс немного опустится под него. После отданной передачи Калабрия может подключиться к атаке, как показано на скриншоте выше: в момент паса он делает рывок. Под Салемакерса и здесь открывается Чалханоглу, двигающийся по ширине. Когда Хакан получает мяч, Калабрия уже имеет преимущество в скорости над защитниками соперника, и турок исполняет заброс в свободную зону. Дальше всё зависит от техники Калабрии, с которой у него плохо (даже на уровне обработки), но если всё пройдёт по хорошему сценарию, то Калабрия сделает прострел или навес в штрафную площадь.

Салемакерс открывается по аналогичному принципу, хотя есть ещё один шаблон с его участием. Партнёры ищут Алексиса, задача которого – широко открываться на правом фланге, даже когда акцент атаки «Милана» смещён на левую часть поля. Таким образом, соперники часто оставляют Салемакерса, который оказывается открытым для перевода.

Салемакерс один на правом фланге

На этом примере видно, что «Милан» делал акцент атаки на левом фланге, и игроки «Ювентуса» переместились в эту сторону, оставив много пространства на правом фланге: и Данило, и Рабьо находятся слишком далеко от Салемакерса. Франк Кессье вовремя заметил это и сделал перевод на бельгийца, который в одно касание исполнил прострел в штрафную площадь «Юве».

Если «Милану» необходимо организовать навал на ворота соперника, то здесь есть следующий алгоритм, который тоже предполагает участие фланговых игроков. Когда «Милан» поддавливает соперника большими силами, Ребич уходит в штрафную площадь с левого края, Салемакерс – с правого, а их места по краям занимают Тео и Калабрия соответственно. Также в штрафную площадь подключается Кессье, в такие моменты его мощь и способность выиграть верховую борьбу нужны команде, он может быть полезен и как отвлекающий игрок, чтобы Ибрагимовичу было проще освобождаться от опеки. Чалханоглу остаётся на подборе у штрафной, а заброс во фланг исполняют либо центральный защитник (на примере это Романьоли), либо Беннасер.

Навал «Милана» на ворота СПАЛа (по шаблону вместо Пакета чуть выше  играл бы Ибрагимович, но он ещё не вышел на поле)

Высока эффективность также у контратак «Милана». Посткарантинный «Милан» – самая опасная команда лиги на контратаках: даже сильные команды, которые умеют быстро садиться из обороны в атаку (как тот же «Сассуоло», «Ювентус»), пропускали от миланцев в контратаках.

 

Такая опасность россонери при контратаках связана с тем же принципом Пиоли – играть быстро и вертикально. Игроки «Милана», восстанавливая владение у своих ворот, способны дойти до чужой штрафной площади буквально в 2-3 вертикальных длинных паса (неважно, по земле или по воздуху).

Против «Аталанты» «Милан» провёл хорошую контратаку из ничего всего за две передачи, хотя бергамаски были на своей половине поля практически в полном составе. Доннарумма быстро ввёл мяч на Лаксальта, Диего протащил его и отдал передачу на Ребича, который сделал рывок во фланг. Там Анте заработал штрафной, который был реализован Хаканом Чалханоглу.

Прессинг «Милана»

«Милан» нельзя назвать активно прессингующей командой – Пиоли предпочитает аккуратно обозначать давление, чтобы игроки в случае чего могли быстро сесть в защиту и не пропустить контратаку. Из-за этого «Милан» очень трудно поймать на перестроении, игроки готовы перейти к низкому оборонительному блоку за считанные секунды.

Но были и исключения из этой тенденции. Например, «Милан» здорово прессинговал во втором тайме матча против «Ювентуса» (победа 4:2), но это выглядело слегка хаотично, поэтому можно предположить, что игроки просто поймали кураж и были готовы к интенсивной работе по всему полю, учитывая, что Пиоли вовремя освежил игру.

Прессинг в том матче, впрочем, принёс плоды.

Эта ситуация началась с того, что Леау пошёл в дриблинг против Матюиди и Алекса Сандро, но оказался в «коробочке» и потерял мяч. Однако игроки «Милана» не выключились из эпизода и начали перекрывать варианты для передачи, которые искал Алекс Сандро, а Леау сразу же включился в прессинг бразильца. В итоге Сандро не знал, что делать с мячом, потому что все видимые варианты действительно были перекрыты, завозился, но спустя пару мгновений сделал перевод на Ругани. Однако в момент этой рискованной передачи в штрафную площадь включился Бонавентура, перехватил мяч, быстро отыграл на Ребича, и «Милан» забил четвёртый гол.

Это был хаотичный прессинг, но типичные маркировки «Милана» можно было отследить в других моментах. Обычно Ибрагимович и Чалханоглу работают по двум центральным защитникам соперника, Салемакерс и Ребич разбирают крайних защитников, а Кессье и Беннасер перекрывают центр поля. В том случае, если у соперника три центральных полузащитника и заброс идёт на свободного, Кессье/Беннасер быстро переключают акцент на адресата; либо один из центральных защитников «Милана» выдёргивается из линии, чтобы выиграть верховое единоборство.

Маркировки «Милана»

Карантин принёс много неудобств, но можно найти и плюсы: например, слышно тренерские указания. Стефано Пиоли всегда очень активен на бровке, и именно благодаря его подсказкам можно было понять, что он хочет от прессинга своей команды. В эпизоде выше он кричал на Чалханоглу, чтобы турок активнее вышел на центрального защитника «Сассуоло», а Кессье следом переключился на опорника (здесь – Маньянелли).

Оборонительный блок «Милана»

Стефано Пиоли донёс принципы обороны до футболистов «Милана», и поэтому теперь защита россонери смотрится организованно. Каждый игрок чётко знает, как ему действовать, какие зоны перекрывать в моментах, когда команда играет в низком блоке.

Одно из главных требований Пиоли при обороне на своей половине поля – насыщение центра поля. Кессье и Беннасер всегда должны быть на своих местах, и вдвоём они выполняют большой объём работы в опорной зоне – с точки зрения обороны они составили сильную связку. Беннасер – цепкий и неуступчивый игрок, который здорово чувствует правильный момент для отбора, а Кессье, помимо этого, добавляет связке мощи. В центре им помогает треквартиста: Чалханоглу/Пакета/Бонавентура всегда опускаются ниже. Фактически, получается тройка полузащитников, где Беннасер – правее, Кессье – в центре, а треквартиста – левее, контролирует полуфланг.

Беннасер и Кессье держат центр, спустившийся Пакета работает в полуфланге

На скриншоте выше Салемакерс не играет большой роли в эпизоде, но отмечен он не просто так. Именно он является главным пахарем «Милана» без мяча: заметно, что в «Андерлехте» у него был опыт игры правым защитником/правым полузащитником, покрывавшим всю бровку.

В «Милане» Салемакерс играет чистого правого вингера, но только во время владения мячом – в оборонительных фазах Алексис всегда опускается очень глубоко. Когда «Милан» закрывают на его же половине поля, Салемакерс может опускаться пятым защитником в линию. Тогда Калабрия/Конти уходит на позицию правого центрального защитника.

Если правый защитник «Милана» уходит слишком высоко, то Салемакерс опускается, чтобы закрыть образовавшуюся дыру. Например, в матче с «Ювентусом» Андреа Конти постоянно сталкивался с Криштиану Роналду на фланге. Один раз Конти увлёкся, побежал за Роналду аж на чужую половину поля, чтобы довести единоборство до конца. Данило это заметил и сразу поднялся выше, но Салемакерс опустился и перекрыл зону.

Многим болельщикам «Милана» Салемакерс не нравится, потому что он не обладает потрясающим дриблингом, не всегда может обыграть соперника 1v1. Однако важно оценивать работу игрока без мяча, и в этом компоненте Алексис приносит так много пользы, что его можно назвать одним из главных открытий посткарантинного «Милана».

Матч-менеджмент Пиоли

В посткарантинный период тренеры получили возможность проводить пять замен вместо привычных трёх, и это действительно изменило футбол. Появилось больше шансов переломить ход матча благодаря грамотным заменам (если скамейка позволяет, конечно).

Не все тренеры смогли воспользоваться таким преимуществом: в Серии А самым ярким антипримером стал Маурицио Сарри, который буквально разрушил несколько матчей тройными заменами/плохими заменами. Зато тренеры, которые хорошо оценивают ситуацию на поле в режиме онлайн, только выиграли от нового правила. Стефано Пиоли доказал, что он является одним из лучших тренеров итальянского чемпионата в матч-менеджменте.

Лучшая замена, произведённая Пиоли после карантина – замена Салемакерса на Леау в матче против «Ювентуса». «Милан» провалил начало второго тайма и горел со счётом 0:2, поэтому оборонительные навыки Салемакерса, а также баланс, который он вносит в игру, уже не были так нужны: нужен был игрок, который сможет переломить ход игры благодаря креативным действиям.

Леау оказался лучшей кандидатурой на эту роль. Первыми же касаниями Рафаэль поддержал голевую атаку «Милана»: сначала португалец хорошо открылся на правом фланге, потом немного подержал мяч и грамотно перевёл акцент атаки обратно на левый край. Затем Леау забил после контратаки (это был победный гол). Эпизод с последним голом, который забил Ребич, уже был рассмотрен в разделе о прессинге: Леау заставил ошибиться Алекса Сандро, и эта ошибка стала роковой для «Юве».

После ухода Ребича Леау стал чаще появляться в центре атаки с тенденцией к смещению в левый край. В отсутствие Ибрагимовича и Ребича, выносы стали идти именно на Леау, и Рафаэль успешно сделал несколько скидок – физические данные позволяют португальцу бороться на втором этаже.

Леау стал любимым джокером Пиоли. Португальский футболист забивал после выхода на замену в ворота «Лечче», «Ювентуса», СПАЛа, а с «Болоньей» отметился ассистом. 3+1 после карантина и звание лучшего дриблёра команды – неплохо для игрока, который не провёл ни одного полного матча.

Ещё один хороший пример грамотного матч-менеджмента от Пиоли – из матча против «Аталанты»: Гасперини постоянно освежал игру, но Пиоли реагировал на все перестановки практически моментально. Как только Гасперини выпустил Муриэля, Пиоли укрепил центр поля, заменив уставшего Билью на Крунича, который был гораздо полезнее без мяча. Когда Гасперини освежил левый край, убрав с игры Гозенса и выпустив Кастаня, Пиоли убрал Салемакерса и дал поиграть Кастильехо, рассчитывая ещё и на его технику.

Пиоли по ходу всех матчей пристально следил за состоянием своих футболистов, а также за действиями тренера команды соперника. Благодаря матч-менеджменту Стефано «Милан» переломил исход как минимум трёх матчей – против «Юве», «Ромы» и СПАЛа.

Заключение

Главный успех Стефано Пиоли – он заставил парней вновь поверить в свои силы. Главный тренер «Милана» провёл тотальную переоценку состава за время карантина, индивидуально поработал с каждым игроком, раздал им оптимальные роли на поле, благодаря чему Ребич, Беннасер и многие другие вышли на новый уровень, а Чалханоглу и Кессье сумели преодолеть длительный игровой кризис. Даже Рафаэль Леау, который хотел бы больше играть, доволен тем, что имеет: Пиоли сделал из него джокера, выходящего со скамейки, и Леау органичен в этой роли.

Стефано Пиоли также не позволил «Милану» впасть в тотальную зависимость от Златана Ибрагимовича: несмотря на то, что Златан по-прежнему очень хорош, и на нём заточено многое, его отсутствие не становилось причиной существенных спадов в игре команды. Ибрагимович при Пиоли – важная, приоритетная, но не единственная опция в атаке. И он, и Чалханоглу, и Пакета, и другие креативные футболисты – все работают без мяча, в команде Пиоли нет пассажиров, и это тоже большая заслуга тренера.

«Милан» Пиоли после карантина может заслуженно носить статус команды, добившейся самого большого прогресса в Италии за время вынужденной паузы.