Результат матча «Барселоны» и «Баварии» – отражение не только разного уровня текущих команд. Это разница и в давлении клубного руководства, и в токсичности раздевалок (баварская быстро приняла требования Флика, каталонская, судя по инсайдам, так и не сработалась с Сетьеном), и – главное – в характеристиках игроков. «Барселона» в текущий момент – команда без прессинга, с медленной по движению полузащитой, что противоречит тенденциям всего современного футбола, слишком зависимая от индивидуальности Месси. При этом даже в таком состоянии «Барселона» пыталась дать бой «Баварии» и какое-то время – до счёта 1:3 – играла с командой Ханса-Дитера Флика на равных.
Счёт матча соблазнителен, чтобы рассматривать игру цельно, как катастрофу «Барселоны», но из-за стартового получаса игры это неверный подход. «Барселона» рассыпалась после гола Гнабри, но до него было понятно, как Кике Сетьен планировал атаковать (и его план просматривался в комбинациях команды). План был построен вокруг компактности и очень высокой линии обороны «Баварии»: если центр плотно закрыт, надо растягивать оборонительный блок переводами на фланги и вскрывать его через фланги. Основными игроками «Барселоны» в таком плане стали крайние защитники, Альба и Семеду. Оба получали наибольшее пространство, но по-разному получали и использовали его, что зависело ещё и от функций вингеров.
Справа Семеду выходил на пространство через комбинации после приёма мяча. Под него подстраивался и Месси, и – чуть реже – Роберто, который становился дополнительным центральным полузащитником при владении. Наиболее успешно на фланге работали простые стенки, с пасом Семеду и вбеганием под ответный пас (в моментах с проникающей передачей на ход Суаресу на 9-й минуте, неточным переводом на набегавшего Суареса на 41-й). По ходу первого тайма у «Барселоны» добавились подключения Роберто в финальной трети по ширине под передачи Месси на ход.
План был недостаточно эффективен из-за ограниченности Семеду с мячом. Проблема не столько в завершающих действиях, хотя даже момент с пасом вразрез на Суареса выглядит, как случайно найденная и исполненная передача. На фоне «Баварии» выделялись проблемы базовой техники Семеду на таком уровне. Он тормозил владение «Барселоны», когда получал мяч – подрабатывал под себя, особенно под давлением (даже после хорошего приёма в ход), делал лишние касания, далеко отпускал от себя мяч при лишних касаниях. На 30-й минуте Семеду вышел на пространство успешной обводкой, но испортил атаку некачественной передачей на ход Роберто – по силе получилась передача в ноги, хотя напрашивался пас на ход и перед Роберто была огромная свободная зона.
Перевод на Семеду – он уходит от Перишича, Дэвис стягивается к Месси, из-за чего приоткрывается фланг. Роберто вбегает за спину, но получает слабую по исполнению передачу
Ещё один фактор, почему план Сетьена не сработал на правом фланге – успешная игра Алабы на подстраховке. Агрессивный стиль игры Дэвиса подразумевает передачи ему за спину или отыгрыши через стенку, что проглядывалось и против «Барселоны», но в подобных моментах Алаба перестраивался ближе к флангу и реагировал на ситуацию: по передаче выдвигался на перехват и опережал забегавшего, по ведению – плассировался, двигаясь ближе к центру.
Слева «Барселона» пыталась использовать забегания Альбы за спины с внешней стороны, а номинально закрывавший один фланг с ним Видаль поднимался к Суаресу на переднюю линию. Эта деталь работала лучше – с подключений Альбы пришли оба гола «Барселоны» и ещё один удар Месси при 2:5. Киммих, за исключением первой голевой атаки, вовремя реагировал на подключения Альбы и встречал его после приёма, но блокируя левую ногу, возможную подачу или обводку, а линия поперечной передачи в центр оставалась открытой. Это помогло Альбе в атаке с голом Суареса.
Центр практически не использовался «Барселоной» даже в первые полчаса. Минимум передач через центр и доставок между линиями – это аномалия не только стиля «Барсы», но и стиля Сетьена, чей футбол обычно построен вокруг таких передач. Стиль был вынужденно (и в первые полчаса неплохо) подстроен под соперника: «Бавария» не давала долго контролировать мяч на своей половине и оставляла минимальное пространство между линиями, сразу после передачи в это пространство обычно следовал возврат. Из-за этого Видаль, получая мяч между линиями, сразу возвращал его назад, а Месси предпочитал получать мячи перед двумя линиями, а не в высокой плотности.
Явных недостатков флангового плана Сетьена два. Первый – недостаток подач и прострелов с фланга, с явным расчётом на которые выходил Видаль и располагался Суарес (в своём стиле залезал в офсайд, ожидая диагональ на крайнего защитника для ускорения под прострел). Второй – недостаток игроков, бегущих за спину, и общая низкая скорость состава. Фланговый футбол «Баварии» эффективен в том числе потому, что у Флика все вингеры и основные крайние защитники могут своевременно и резко ускориться за спину, а вингеры ещё и постоянно расчищают пространство для рывков крайних защитников ложными открываниями. Сетьен пожертвовал быстрыми игроками – Фати вышел только со скамейки, Дембеле не вышел вообще – в пользу надёжности в обороне, но потерял скорость. Как минимум на чужой трети хоть один из них добавил бы разнообразия во фланговых атаках.
На фоне компактности «Баварии» даже при прессинге структура «Барселоны» без мяча выглядела ужасно. Сетьен тоже стремился прессинговать на чужой половине шестёркой игроков, причём пока Тиаго не опускался к центральным защитникам, его и Горецку пытались связать 1v1 со спины Бускетс и де Йонг (когда опускался, один из опорных смещался чуть вглубь). Но, как и в случае с расчётом на фланговые атаки, это утопичный план даже на уровне характеристик игроков. Первая линия прессинга Суарес-Месси ленива и периодически отказывается даже обозначать давление, а де Йонг и особенно Бускетс не успевают возвращаться в позицию, когда требуется быстро перестроиться из высокого прессинга на подбор ближе к центральным защитникам.
Проблема усугубляется системным недостатком компактности. «Бавария» при высоком прессинге поднимала четвёрку защитников к центральной линии, у «Барселоны» линия обороны оставляла перед собой ещё 6-10 метров до центра. Вместе с медлительностью центральных полузащитников в перестроениях это создавало проблему, когда «Барселона» прессинговала – команда делилась на два блока 4-6 и не успевала перестраиваться, если шли передачи и подборы в пространство между блоками.
Пример ситуации: «Барселона» прессингует 4-4-2, оставляя 4v6 сзади. Пятеро игроков (+ Дэвис за кадром) при получении мяча отрезают блок из 6 игроков
Это повлияло на контроль «Баварии». Мюнхенцы периодически расставлялись на своей половине, выманивая соперника в прессинг, и разбивали его либо длинной передачей с подбором между блоками, либо выходом через один из флангов. Провоцировали не только Бускетса и де Йонга, но и центральных защитников – например, Левандовски вытягивал за собой Пике, а Нойер вырезал длинный заброс ему за спину, куда вбегал Мюллер. Как вариант, «Бавария» провоцировала прессинг центральных полузащитников, вынуждала их садиться глубже и двигала мяч через выигранное пространство в центре, после чего тоже выбирала доступный вариант – отыграть во фланг или между линиями.
Кроме того, «Бавария» несколько раз успешно вскрыла прессинг «Барселоны» через левый фланг, где под Алабу вместе с Дэвисом подстраивался ещё один игрок атакующей группы. Он стягивал внимание и Семеду, и Роберто, после чего Дэвис получал мяч, в одном из эпизодов – на ход мимо обоих фланговых игроков «Барсы».
Мяч у Алабы: Семеду стягивается в полуфланг за Перишичем, Роберто замечает его боковым зрением и зачем-то переключается на него, перебрасывая корпус. Передача на ход Дэвису
Когда соперник откатывался в средний блок, «Бавария» использовала диагонали на дальний фланг под включение крайнего защитника, особенно активно – от Боатенга Дэвису. В том числе с такого перевода начался второй гол «Баварии», повернувший игру в сторону разгрома. Боатенг продвинулся с мячом на чужую половину перед Суаресом, только обозначавшим давление, а перевод налево (только Левандовскому, а не Дэвису) не долетел до адресата, но помог контрпрессинг. Причём не только от группы игроков, накрывшей тяжёлого с мячом Семеду и Роберто, но и от Тиаго, не участвовавшего в контрпрессинге напрямую: он поджал Бускетса, который залезал под передачу Семеду за спину двум прессингующим и несколько мгновений был открыт, заставил Семеду подрабатывать мяч в прессинг-ловушку и подсовывать мяч Роберто.
Момент, когда ещё можно выйти из-под давления – Бускетс открывается под Семеду. (При этом очевидна ошибка Роберто, от которого нет подстройки)
Поздно
Высокий прессинг – эффективное оружие против «Барселоны» уже несколько сезонов: он был основой тактики Ди Франческо в 2018-м и Клоппа в 2019-м, при Вальверде он стал работающей идеей в любых гостевых матчах «Барселоны», при Сетьене даже после работы над структурой владения остался сильным инструментом. Но даже в чемпионате Испании «Барселона» редко сталкивалась с таким активным прессингом, как от «Баварии».
Прессинг-план Флика строился на двух идеях. Первая: когда мяч у тер Стегена, все варианты развития владения через центр и полуфланги должны быть перекрыты. Вторая: по пасу центрального защитника назад тер Стегену игрок, прессинговавший защитника, обязательно должен на рывке бежать до вратаря и лишать времени на принятие решения. Обычно в Испании «Барселона» сталкивается только с одним условием такого прессинга – например, «Хетафе» Бордаласа до пандемии приоткрывал тер Стегена, но блокировал все остальные варианты. Либо же с двумя условиями, но очень ситуативно и/или с недостаточно активным давлением на игроков центральной оси. Флик объединил идеи, за счёт чего прессинг сработал особенно эффективно.
Обычно «Барселона» начинала контроль через Пике, через него же обычно пыталась развернуть контроль справа налево, если это требовалось. Получая передачу, Пике попадал под прессинг, независимо от направления передачи, и часто отдавал назад тер Стегену. В результате пасовая связь Пике на тер Стегена стала главной последовательностью «Барселоны» в матче с огромным отрывом (16 передач, ни в одной другой связи нет больше 10). Дополнительный фактор, помогавший прессингу «Баварии» – нога, под которую загоняли тер Стегена: под таким давлением эффективнее был бы левша, тер Стеген же получал мяч под правую и вынужденно тратил меньше времени на решение, либо же долго подбирал ногу и тоже терял время.
Типичная ситуация для тер Стегена: пас назад от Пике, Перишич дорабатывает до него в прессинге. Попытка забросить под давлением на Альбу – слабый по силе перевод, Гнабри перехватывает
Обратная передача от тер Стегена мимо прессингующего игрока прошла всего однажды (был отрезан Перишич), зато сам вратарь допустил серию и прямых обрезов, передач под перехват, и косвенных – точных передач, но под давление в момент приёма или после приёма. Переводы тер Стегена на Альбу регулярно получались недостаточными по силе и удобными для перехвата, по точным коротким передачам быстро перестраивалась и «сжимала» пространство после приёма группа полузащитников, что приводило к отборам на чужой половине, а длинные передачи были удобными для высокой линии обороны «Баварии»: забирался и верх, и подбор. Явное позитивное влияние тер Стегена на владение было лишь однажды за матч, переводом Альбе в начале атаки на 20-й минуте с ударом Месси.
Пример реакции «Баварии» на точную передачу. Тер Стеген успевает отдать на де Йонга, но к нему перестраиваются с трёх сторон. Попытка выйти из-под прессинга на развороте разбивается
Прессинг мюнхенцев подавил «Барселону» во всех смыслах. Сразу после третьего гола тер Стеген отдал пас в больницу Бускетсу и подарил выход 1 на 1 Левандовскому, уже при 1:4 – отпасовал Пике максимально удобно для прессинга Перишича. Каталонцы окончательно поплыли, и даже то редкое, что хорошо получалось у команды, почти перестало получаться.
1. «Бавария» привычно много создала после фланговых комбинаций. При Флике они стали одним из сильнейших инструментов команды, причём ничего инновационного в них нет: всего лишь игроки регулярно повторяют натренированные несложные комбинации. Но из-за сильной структуры и отработанного движения они очень эффективны, а индивидуальный класс игроков сильно снижает брак в передачах в подобных атаках. Простые вещи, которые проходили у «Баварии» против «Барселоны», я расписывал ещё в январском тексте по Флику:
– подключение крайнего защитника и расчистка пространства от инсайда: ложное движение в центр, уводящее за собой КЗ соперника
– открывания инсайда широко на фланге со смещением в центр через стенку
– вбегание инсайда или игрока, открывающегося перед крайним защитником (часто им может быть Левандовски), под диагональ и подстройка Мюллера/Горецки на подборе
– перед подачей – вбегание Мюллера или Горецки на ударные позиции со второго темпа
В этом плане нет ничего сложного, и Кике Сетьен тоже пытался сделать акцент на подобных вещах (забегания Альбы под забросы за спины). Но и качество, и количество игроков «Баварии» в этих ролях, и отработка фланговых комбинаций ставят команду Флика на абсолютно другой уровень. При этом когда «Барселона» пыталась разбирать фланговых игроков 1v1, страдала компактность в центре – и на первый план выходили уже игроки центральной оси.
2. Тиаго был главным мозгом «Баварии», но помогал не только продвижением мяча (хотя и в нём выдал сильный матч: 94% точности коротких и средних передач, 12 передач из глубины в финальную треть, две вторых голевых передачи). Когда Тиаго получал мяч и открывался не слишком глубоко, ближе к полузащите «Барселоны», один из центральных полузащитников выдёргивался к нему – блокировать приём до того, как он получит мяч, или закрывать мяч уже после получения. Тиаго чувствовал себя комфортно в обоих сценариях, создавал своей позицией разрывы между линиями и, когда сам владел мячом, доводил мяч в разрывы между линиями через центр.
Де Йонг выдвигается к Тиаго, крайние полузащитники недостаточно узко. Компактности в центре нет. Горецка залезает за спину Бускетсу и забрасывает в касание на ход Гнабри, чьё открывание не контролируется
Ещё одна полезная роль Тиаго в матче – быстрая доводка мяча к чужой штрафной после перехвата неточных длинных передач тер Стегена.
3. Горецка был не так полезен при начале атак «Баварии»: в отличие от Тиаго, он чаще пасовал центральным защитникам, а не крайним, много получал мячи под давлением лицом к своим воротам. Наибольшую пользу в билд-апе он приносил, когда вытягивал центрального полузащитника «Барселоны» в прессинг, увеличивая пространство между линиями. Но в развитии атак Горецка был привычно хорош между линиями и пару раз опасно забегал из глубины вторым темпом (одно из таких забеганий закончилось ударом в начале второго тайма, когда Мюллер и Левандовски поочерёдно стянули центральных защитников). Лучшее действие Горецки в матче – открывание между линиями перед третьим голом: после серии передач в центре поля он залез за спину Бускетсу, затем занял идеальную позицию между линиями и между игроками под пас Тиаго и технично подрезал мяч в касание на ход Гнабри.
4. Среди атакующих игроков «Баварии» выделить нельзя никого, каждый сыграл очень сильно в своей роли. Перишич и Гнабри были полезны и на смещениях вглубь для подыгрыша, и в ложных открываниях, создающих пространство для крайних защитников. Гнабри качественно разгонял контратаки, Перишич – открывался и тащил мяч в быстрых отрывах. Мюллер, помимо двух мячей, один из которых – его классика, сделал 7 передач в глубокие зоны и 5 под удар. Левандовски в этот раз реализовал меньше, чем создал, но несколько раз начинал атаки «Баварии» отборами при высоком прессинге.