Зимой в немецкий футбол в очередной раз попытались прийти большие деньги. Инвестор Ларс Виндхорст купил значительную часть доли в берлинской «Герте» и пообещал сделать ее топ-клубом. Однако до всемирной пандемии замашки владельца казались пустой тратой денег. Сначала громкие, но не самые подходящие трансферы, потом назначение и увольнение Юргена Клинсманна (что само по себе насмешка над немецким тренерским цехом) и 6 очков отставания от зоны вылета перед уходом на пандемийный перерыв.
Спасать ситуацию был призван главный «пожарный» тренер Германии, Бруно Лаббадия. И уже с первых туров после пандемии стало понятно, почему был выбран именно он. 10 очков в пяти матчах – третий результат после «Баварии» и дортмундской «Боруссии». В текущей форме «Герта» уже не один из претендентов на вылет, а клуб, способный в текущей форме зацепиться за третью путевку в Лигу Европы от Германии уже в этом сезоне.
Успех Лаббадии заключается в упрощении игры для достижения необходимого результата в короткий период времени. Он сменил схему – от 3-5-2 при паре Нури-Клинсманн к 4-2-3-1. В центре защиты появилась пара Боята-Торунарига, основная задача которой – через перепас вытягивать соперника в прессинг, тем самым открыв зоны под длинные передачи за их спинами.
Во всех пяти матчах с участием «Герты» после перерыва эта пара становилась самой пасующей в матче, отдавая друг другу минимум 30 передач за игру. Здесь принципиально разделение ролей между центральными защитниками: Торунарига больше ответственен за диагонали, а Боята предпочитает передачу ближнему или по флангу. Вытягиванию соперника и забросам за спину способствует и вратарь «Герты» Руне Ярстейн, который входит в число лидеров по всем показателям, связанным с длинными передачами (количество, точность, длина передач).
Даже в такой упрощенной схеме игры Лаббадия придумал важную роль крайним защитникам. Пекарик (и реже Миттельштедт) регулярно выдвигаются вперед для создания численного равенства или преимущества в линии атаки. При их подключениях в чужую треть U-образная структура сохраняется, а глубоко во фланг опускаются восьмёрки (Груич, Шелбред) и даже играющий десяткой Дарида.
«Герта» заполняет все пять вертикальных каналов: тройка атакующих игроков открывается в центре и полуфлангах (обычно Лукебакио, Ибишевич и Дилросун, но это касается и Дариды, и Груича), а фланги заполняют крайний защитник и свободный от заполнения центра вингер или восьмёрка/десятка. Против модуля 3-Х-Х это создаёт защитникам соперника ситуации 1v1, против стандартных 4-4-2 – численный перевес в атаке. При таком типе взлома оборонительных построений соперника важно, что «Герта» растягивает соперника и в длину, и в ширину. Активно используются и передачи по сдваиваемому флангу, и диагональные передачи.
В чужой трети поля атака «Герты» заточена на кроссы. Именно поэтому в состав был возвращен уже списанный Ведад Ибишевич вместо купленного Кшиштофа Пентека. Подробнее о различиях двух форвардов «Герты» мы писали здесь. Пока основным недостатком Ибишевича в системе Лаббадии можно считать работу в прессинге. Из-за возраста регулярно поддавливать оборону соперника у Ибишевича не выходит. Для этих целей на позиции центрфорварда его ситуативно замещает Лукебакио, также способный играть на данной позиции.
В защите Лаббадия использует классические принципы обороны в 4-4-2. Высокий прессинг используется чаще, чем при предыдущем тренерском штабе, но в основном при статичных ситуациях и по передаче назад, по которой вся команда поднимается выше. За счёт высокой компактности «Герта» и перекрывает центр, и навязывает давление в полуфлангах, стягивая туда большую группу игроков и блокируя развитие атаки через фланг.
Загоняя соперника в прессинге ближе к флангу, игроки «Герты» разбирают соперников 1v1 и действуют против них очень плотно. В такой ситуации важно накрывать соперника в момент приёма. По передаче, допущенной под давлением, каждый игрок «Герты» пробует атаковать соперника в момент приёма – либо это срабатывает, и мяч возвращается к берлинцам, либо (если игрок принял и сохранил мяч в ногах) следует толчок в спину. Команда Лаббадии применяет тактический фол часто и при этом довольно аккуратно.
Прессинг «Герты» недостаточно отлажен и работает с ошибками, но их компенсирует игра опорных полузащитников. Даже если один из пары Груича и Шелбреда выдвигается в линию выше, другой остается на подстраховке.
Важную роль в прессинге играет и Дарида, часто используемый для опеки главной цели в билд-апе соперника. Так, например, Дарида практически индивидуально занимался опекой Витселя в недавнем матче с Дортмундом, лишь редко переключаясь на Делейни, передавая при этом бельгийца напарнику – Груйичу или Шельбреду.
На своей половине поля берлинцы выстраиваются в две линии по четыре игрока. Ибишевич регулярно остается впереди и при развитии атак соперника через фланг закрывает ближнего ЦЗ. Еще один игрок располагается или между линиями защиты и полузащиты (чаще Шельбред), или выдвигается вперед (чаще Дарида) – так комбинируются структуры 4-1-4-1 и 4-4-1-1.
Главная слабость такой структуры «Герты» – тоже классическая для принципов 4-4-2: линии расставляются достаточно узко, что делает команду уязвимой к вскрытию с использованием всей ширины поля. Доставка мяча на фланг позволяла соперникам берлинцев спокойно открываться между линий и принимать там передачи с фланга в центр – особенно это выделялось в матче с дортмундской «Боруссией», игравшей по схеме 3-4-3.
На данный момент, когда команды ищут свою игру после перерыва и не привыкли к обновленному стилю «Герты», берлинцы будут стабильно набирать очки и даже могут залезть по итогам сезона в еврокубки. Однако, важно добавить, что команде для постепенного перехода в верхнюю часть турнирной таблицы необходимо будет, как кадровое усиление (Ярстейн и Ибишевич не молодеют, а Пентек пока не оправдывает возложенных ожиданий на него), так и усовершествование своей тактики. Результат – то, что нужно Лаббадии и «Герте» здесь и сейчас. Но если берлинцы планируют играть в долгую, то совершенствование неизбежно.