Оркун Кёкчу – умный, но узкопрофильный игрок. Его трансфер должен быть очень взвешенным | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Оркун Кёкчу – умный, но узкопрофильный игрок. Его трансфер должен быть очень взвешенным — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Игроки
Прочие лиги
10 мая 2020, 15:46
10 мая 2020, 15:46
Фото:
(Photo by MIGUEL RIOPA / AFP)
Оркун Кёкчу – умный, но узкопрофильный игрок. Его трансфер должен быть очень взвешенным
Сергей Титов – о главной трансферной цели лондонского «Арсенала».
Содержание
01Начало атаки
02Подстройка тела
03Обострение
04Оборонительные качества
05Тактический контекст

Главное открытие голландского сезона среди центральных полузащитников – Оркун Кёкчу. Для 19-летней восьмёрки сезон получился насыщенным: он впервые закрепился в основе «Фейеноорда» у Япа Стама, пережил отставку тренера и сохранил место в старте, сменил футбольное гражданство (по юниорам играл за Нидерланды, но перешёл в молодёжную сборную Турции) и объявил о желании сменить клуб уже в межсезонье. Говорят, что на Кёкчу уже претендуют «Арсенал» и «Севилья». Но насколько Кёкчу хорош во взрослом футболе и готов ли к переезду в топ-чемпионат? Этот текст – попытка ответа на вопрос.

Начало атаки

При билд-апе основная позиция Кёкчу – в одном из полуфлангов (обычно левом) на одной линии с шестёркой, расположенной над центральными защитниками. Как вариант, Кёкчу может сдвигаться ещё ближе к паре ЦЗ и просить мяч у Сенеси, чтобы самостоятельно продвинуть или развернуть владение.

Самое ценное качество Кёкчу в начале атаки – движение под мяч за первой линией прессинга. Кёкчу прибегает к нему реже, чем к смещению в полуфланг под Сенеси, но правильно оценивает пространство между прессингующими игроками, открывается за их спинами (или перед ними) чётко между соперниками. Также Кёкчу умеет избегать прессинга по линии передачи – за спиной соперника делает обманные движения из стороны в сторону, провоцируя закрывать «неправильную» линию передачи, видит зоны, через которые можно растянуть прессингующего.

Другие преимущества Кёкчу – способность пасовать обеими ногами, хотя большинство обостряющих передач он делает правой, и устойчивость под давлением после приёма. Он хорошо укрывает мяч от соперника корпусом, при попытках выйти в отбор из-за спины ставит плечо, и уходит с приёма в менее насыщенные зоны.

В начале атаки Кёкчу нацелен на несложные передачи. Наиболее частое направление – широко на левый фланг, где открывается Маласия (главный адресат Кёкчу в текущем сезоне). Частично это объясняется построением игры «Фейеноорда»: доминирующий фланг – правый, где играют Карсдорп и Бергхёйс, левый край используется реже. При этом Кёкчу реже, чем другие центральные полузащитники «Фейеноорда» (Фер, Тапия, Торнстра), меняет направление атаки переводами на дальний фланг, разворот владения он обычно выполняет через центрального защитника.

Цифры по продвижению мяча по метрам Кёкчу – неплохие, но не выдающиеся: 2,77 метра на минуту владения и 25,45 метров на потерю. Это недостаточный набор, чтобы оценивать продвижение мяча игрока, здесь помогло бы использование Packing или non-shot-xG-модели, плюс опять же важно учитывать построение игры «Фейеноорда». Но в голландской лиге есть восьмёрки, двигающие мяч лучше: Ферман из «Херенвена», Хамер из «Зволле», ван Кам из «Гронингена».

Подстройка тела

Работа с Япом Стамом прокачала пространственное мышление Кёкчу. Стам – пока очень спорный тренер (из-за слабой организации защиты, слабой компактности и, если верить голландским СМИ, излишне мягкой работы с игроками), но он очевидно работает над скоростью и качеством принятия решений в высокой плотности. В «Зволле» Стам раскрыл в роли 8-10 Юнеса Намли, и одна из причин – модификация рондо специально под Намли: внутри квадрата очерчивался ещё один квадрат, поменьше, где Намли должен был двигаться под мяч и быстро находить решения с приёма. С каждой тренировкой внутренний квадрат уменьшался. Окей, мы не знаем, использовал ли Стам это упражнение под Кёкчу, но визуально на фоне прошлого сезона Кёкчу прокачался и в открываниях за первой линией прессинга, и в открываниях между игроками.

Тем не менее, Кёкчу ещё нужно много работать над пространственным мышлением и использованием тела для использования пространства. Одно из главных специфических качеств игрока – потребность в подготовительном касании в момент приёма, чтобы лучше подработать мяч или убрать его от опекуна. Она очень помогает при позиционных атаках, но вредит при начале контратак (нечасто подыгрывает в касание), в ситуациях, когда можно отыграться в касание (Кёкчу значительно чаще участвует в стенках, как выходящий через стенку на пространство, чем как подыгрывающий), в высокой плотности.

Кёкчу много крутит головой для изучения ситуации до получения мяча, но по его скринингу есть два замечания, и одно вытекает из другого. Первое: при поворотах головы он сканирует в первую очередь наличие и движение опекуна. Получая информацию, он подстраивает корпус так, чтобы уйти от опеки в более свободную зону с мячом, и только потом думает о развитии атаки. Второе: даже если при повороте головы в его поле зрения оказывается партнёр, это не значит, что Кёкчу видит его открывание. Он всё равно акцентируется на опеке и нацелен на сохранение мяча, получая мяч под давлением, он совсем редко пасует в касание – то самое подготовительное касание для него обязательно.

Также Кёкчу не хватает правильной подстройки под мяч на пространстве. Опять же это можно связать с ограниченной информацией, получаемой игроком при поворотах головы: когда мяч у партнёра, он оценивает вокруг себя опеку, а пространство не изучает. Либо изучает, но не может быстро обработать информацию и подстроиться.

Нехватка правильной подстройки Кёкчу особенно выделяется, когда он ожидает передачу с фланга внутри поля. Он фокусируется на мяче, ждёт на месте и не корректирует позицию по свободному пространству, когда пара шагов внутрь поля улучшит позицию, даст больше пространства в более острой зоне для продвижения мяча с приёма. Плюс уже в момент приёма мешает то же самое подготовительное касание – получая пас с фланга внутри поля, он часто подрабатывает мяч сначала внутрь или даже назад, а не вперёд.

Удивительно, что Кёкчу более эффективен в подстройке и подработке в более сложных ситуациях, в сжатых пространствах. Получая мяч перед двумя игроками или между ними, он может отрезать их входом в зону за их спинами с приёма первым касанием или вообще без касания, пропуская мяч. В этом он спрогрессировал именно при Стаме – в просмотренных видео сезона-2018/19 за «Фейеноорд» и юниорскую сборную Нидерландов Кёкчу хуже подстраивался и подрабатывал мяч между линиями, а также не залезал в пространство между двумя игроками в линии. Потенциал для развития пространственных навыков очевиден, но Кёкчу нужна более простая работа вдобавок к более сложной.

Обострение

Кёкчу более склонен обострять также из-за двух линий или из позиции чуть шире полузащитника соперника на одной линии с ним, чем из пространства между линий. Как следствие, Кёкчу нацелен скорее на «предпоследний» пас, чем на последний, его проникающие передачи обычно направлены в полуфланги и боковые зоны внутри штрафной.

У Кёкчу два любимых обостряющих действия. Первое – заброс за спины защитникам с открытого мяча из-за двух линий: Кёкчу видит рывки за спины и сразу же реагирует на них передачей. Он качественно направляет мяч по точности в зону, куда вбегает партнёр, но недостаточно хорошо по силе. Часто он мягко подрезает мяч, и в наивысшей точке мяч летит на уровне головы защитника, реагирующего на заброс (то есть именно за спины такие забросы пока не летят, несмотря на качественную оценку подобных эпизодов). Второе действие – проникающие передачи в карман между крайним и центральным защитником на ход в боковые зоны внутри штрафной. Кёкчу качественно и подготавливает их («открывает» мяч на подработке или ведении), и исполняет по силе и точности.

Также Кёкчу успешно обостряет проникающими передачами в полуфланги в динамичных эпизодах, часто – после стенок: получает мяч в глубине, пасует партнёру и движется вперёд под ответный пас. Причём на скорости по ходу движения он отлично подстраивается под мяч и правильно подрабатывает его на свободное пространство, не допуская недочёты, возникающие в менее динамичных эпизодах. Вероятно, это следствие того, что после паса и по ходу подстройки под стенку Кёкчу видит свободное пространство впереди себя, а не по одному из плеч, и из-за этого быстрее ориентируется.

Тема, которая появилась в «Фейеноорде» после назначения Адвоката и добавила разнообразия обострениям Кёкчу – позиционная ротация на левом фланге, которая использовалась при ван Бронкхорсте. Суть: инсайд (Синистерра) опускается в полуфланг, участвует в подыгрыше спиной к воротам и стягивает на себя правого защитника, а восьмёрка (Кёкчу) и крайний защитник (Маласия) поочерёдно то двигают мяч из глубины, то заполняют зону на фланге. В этом треугольнике Кёкчу часто поддерживает забегания Маласии передачами в ход, но именно обостряет, когда открывается шире инсайда и забегает за спины под заброс из глубины. Получая мяч уже в штрафной, Кёкчу нацелен скорее на передачу во вратарскую под рывок партнёра, чем на удар. Ещё один вариант обострения на левом фланге – создание узкого треугольника, доводка мяча до Кёкчу, вбегание четвёртого игрока из глубины в край штрафной и заброс от Кёкчу на ход вбегающему.

В центр штрафной под удар Кёкчу практически не набегает, а если набегает, то тоже тратит лишнее касание на подработку, из-за чего его успевают накрыть. Поэтому Кёкчу много бьёт из-за штрафной, с подборов или после приёма мяча перед штрафной. Он бьёт также с обеих ног, любимая точка – примерно в 20 метрах от ворот левее центра. Его удар пока не до конца поставлен: с правой он стремится крутить мяч, но не всегда поднимает его на нужную высоту, плюс из-за характера удара его несложно заблокировать, если быстро сдвинуться к игроку. При этом давать Кёкчу свободу не стоит – в матче против «Утрехта» он забил шикарным кручёным ударом издали, где его как раз не успели накрыть.

Плюс Кёкчу полезен подачами со стандартов, особенно с точек, откуда мяч закручивается к воротам. Он крутит мяч к линии вратарской, которую «Фейеноорд» заполняет по всей ширине: двое на ближней штанге, двое на дальней, обе группы атакуют через заслоны друг для друга, плюс помогает блокирующий игрок внутри вратарской. Так что достаточно закрутить мяч на нужной высоте в правильном направлении, неважно в какую зону. Из 6 явных голевых моментов, созданных Кёкчу в текущем сезоне, 4 – подачи со стандартов.

Оборонительные качества

Главное сильное качество Кёкчу без мяча – работа в прессинге: он выполняет большой объём мелких рывков без мяча и быстро оценивает ситуацию на поле. При начале атаки соперника Кёкчу держится за спиной прямого оппонента, резко стартует к нему в момент передачи в его направлении. При этом Кёкчу не выбивает мяч из-под ног соперника в момент приёма, что типично для прессинга со спины, и вообще не нацелен на контактное единоборство даже после приёма. Его задача – навязать давление и продолжать его, пока прессингуемый игрок не сделает передачу. Если пас идёт назад, Кёкчу добегает до нового адресата на высокой скорости, перекрывая по ходу движения обратную линию передачи, если он загоняет владение во вратаря – добегает до вратаря.

Кёкчу быстро переключается по ходу прессинга – и от игрока к игроку, и по открыванию внутри своей линии левее-правее от себя, может быстро перестроиться из прессингуемой зоны в свободную, если соперник готовит разворот владения. Скорость переключений помогает Кёкчу и при контрпрессинге, где он быстро переключается на каждого игрока с мячом и выжимает назад.

Смежное сильное качество Кёкчу – закрывание мяча в низком и среднем блоке. Это работает примерно так же: по пасу назад или поперёк игроку, принимающему мяч в зоне Кёкчу (центр или один из полуфлангов), Оркун резко выдвигается из линии и встречает его вплотную, но не вступая в единоборство. Расположением корпуса Кёкчу закрывает передачу в центр и направляет соперника в сторону. Если соперник под давлением отдаст пас назад, Кёкчу тоже может переключиться на следующего адресата и движением поднять оборонительный блок.

Объём движения Кёкчу маскирует его слабую игру в единоборствах: среди центральных полузащитников голландской лиги, отыгравших более 800 минут, он 48-й из 49 по проценту выигранной борьбы (37%). Он достаточно эффективен в ситуациях, когда оттесняет соперника плечом по ходу движения, отодвигает его и забирает мяч. Но ногами он идёт в стыки очень слабо. В первую очередь это проявляется, когда Кёкчу встречает игрока с мячом лицом, а не выжимая его к флангу, и игрок движется с мячом вперёд. В момент ускорения соперника он обозначает контакт – выставляет ногу, но мягко и с низкой амплитудой: то есть не жёстко выбрасывает её и ставит на землю, как шлагбаум, а немного поднимает, не до конца напрягает.

Как следствие, и в отборах, и на перехватах Кёкчу часто не дотягивается до мяча или чиркает его, но не останавливает движение соперника. В таких эпизодах ему, на мой взгляд, не хватает именно правильной работы ног, а не их длины.

На подборах Кёкчу тоже ищет чистые мячи без контакта. И под своей, и под чужой штрафной Кёкчу ищет свободное пространство, где можно подобрать отскок и не попасть под давление. При длинных передачах он предпочитает не сдвигаться к точке, где произошло верховое единоборство, а располагаться на пространстве чуть в стороне от точки – в идеале на подбор после верхового мяча должен сместиться партнёр, и если он выигрывает подбор, то Кёкчу получает в свободной зоне уже «очищенный» мяч. Если Кёкчу всё-таки приходится вести борьбу за подбор, работают те же правила, что и в единоборствах: он может выиграть мяч, когда надо бороться корпус в корпус, но если надо пойти на мяч в нейтральной зоне ногой, он только обозначает подбор и проигрывает его.

Тактические ошибки Кёкчу в позиционной обороне связаны с переключением по ходу эпизода с игрока на мяч. В основном это проявляется при защите против фланговых треугольников – после паса опекаемого им полузащитника, или же после отрезающего вертикального паса Кёкчу переключается на мяч и чуть сдвигается на помощь партнёру, теряя опекаемого игрока. Соперник при этом оказывается свободным или первым на мяче.

Тактический контекст

Кёкчу – восьмёрка очень узкого профиля. С одной стороны, для него идеально играть в треугольнике полузащиты с наиболее свободными оборонительными задачами, возможно, в первой линии прессинга, где под Кёкчу будет два более объёмных игрока. Избегание активных оборонительных действий делает его неподходящим игроком для пары центральных полузащитников, например, в 4-4-2: 8 в паре и 8 в тройке – абсолютно разные роли в плане частоты действий без мяча, ответственности и ширины покрываемой зоны.

С другой стороны, для самого атакующего игрока в треугольнике полузащиты Кёкчу – тоже ограничивающий выбор: он предпочитает раскидывать мячи из левого полуфланга в средней трети, перед двумя оборонительными линиями, а не между ними. Похожий спектр передач был в «Фейеноорде» у Тонни Вильены, с поправкой на более редкие включения между линий, но Вильена компенсировал это дополнительным качеством – острыми включениями на дальнюю штангу при подачах. Но Кёкчу менее эффективен при забеганиях в штрафную, а другого развитого качества для работы в штрафной у него нет.

В юношеской сборной Нидерландов (он успел поиграть за оранжевых до вызова в молодёжку Турции) Кёкчу пробовался десяткой в 4-2-3-1. Сейчас в голландском футболе обозначились два ярко выраженных типа десяток – объёмные прессингующие игроки с отличным пониманием пространства и вторым темпом (ван де Бек, де Вит, Гус Тиль) и комфортно чувствующие себя в розыгрыше между линий профильные инсайды, работающие в полуфлангах и ищущие проникающие передачи (Стенгс, Промес). Кёкчу не подходил под оба типа, а играл стандартно для восьмёрки в 4-3-3: смещался в полуфланг или фланг под розыгрыш мяча, не залезал между линий, не давал второй темп в штрафной.

Всё это не говорит о том, что Кёкчу – слабый или недостаточно умный игрок, но он с большим набором маячков для будущих покупателей. Можно грубо очертить базовые тактические детали команды, наиболее подходящей для Кёкчу: 4-3-3, два более объёмных в контактных единоборствах партнёра по треугольнику полузащиты, наличие экстра-качества в завершении у одного из них, сильный акцент на фланговые атаки и доставку мяча в штрафную через фланги, стремление к высокому прессингу. В других условиях Кёкчу может приносить меньше пользы или нарушать баланс.

**

Яп Стам, комментируя интерес «Арсенала» к Кёкчу, отметил сильные ментальные качества игрока, но отметил, что переезжать ему ещё немного рано: «Он должен будет приспособиться, потому что «Арсенал» и Премьер-лига – другая среда по сравнению с Голландией. Скорость игры, качество, интенсивность намного выше. Но у него есть способность к этому, он игрок, который всегда хочет добиться большего и всегда недоволен собой, даже если его передачи недостаточно хороши. В идеале для него было бы хорошо остаться в Голландии, приспособиться к графику с тремя играми в неделю, привыкнуть к интенсивности и стать более стабильным игроком». В контексте перехода в АПЛ Стам тоже выделил игру Кёкчу в обороне, как главную слабость, которую нужно развивать.

В Эредивизии наконец-то ломается тенденция раннего отъезда игроков из лиги после первого успешного сезона, и для Кёкчу ещё сезон в голландском чемпионате был бы подходящей площадкой для развития. Он – действительно умный, но пока ещё сыроватый игрок, нуждающийся в работе над базовыми деталями: над приёмом мяча, над подстройкой под партнёра, над более широкой оценкой поля.

Тем не менее, у «Фейеноорда» очень мало шансов удержать Кёкчу летом – он попросил клуб продать себя по окончании сезона. Если он уедет, то, похоже, в правильном направлении: два главных претендента на Кёкчу, «Арсенал» и «Севилья», подходят под тактический профиль игрока. Есть только сомнения, что центр поля в обеих командах после трансфера будет недостаточно острым.