Качественных английских опорных полузащитников критически мало: наверное, ни одна другая позиция не представлена таким скромным количеством сильных исполнителей даже в перспективе. Кэлвин Филлипс – редкое возможное будущее Англии на позиции опорника. В «Лидсе» Бьелса круто прокачал Филлипса: раскрыл его навыки по организации атак и научил регулировать пространство движением без мяча, сделав его системообразующим игроком команды.
Этот текст – разбор игровых качеств Филлипса и вытекающих из этого перспектив.
Филлипс – очень крепкий игрок с мощным корпусом. Умение жестко встретить со спины и выжимать соперника силой, при прессинге не выдергиваться на перехват, а стараться плотно встречать сзади, в крайнем случае пойти резко в подкат или полететь в отбор всем телом – типичные акценты в игре Филлипса. Однако главное направление в его игре во всех аспектах – он редко стремится к риску, и это сильно сказывается на стиле его игры в обороне.
У Филлипса весьма качественный отбор – он сочетает силу с чтением игры. При чистой ситуации 1в1 Филлипс стоит на полусогнутых и старается не дать сопернику обойти себя, ставя ему спину или выбивая мяч из-под ноги, резко выбрасывая ногу. Отбор Филлипса в топе по лиге: 2.8 отборов p90 – пятый результат; из 9.65 единоборств он выигрывает около 66%.
Особенно хорош Филлипс, когда соперник движется на небольшой скорости, не имеет явных вариантов или уже контролирует мяч не так плотно. Филлипс включается сбоку или со спины, сильным корпусом выжимает игрока или максимально сбивает баланс, старается задавить и забрать владение. При этом он всегда старается занять изначально оптимальную позицию, чтобы в случае проброса мимо себя хотя бы контролировать зону, а в случае ухода под себя – выставить ногу и выбить мяч. Это особенно важное качество в контексте интенсивного контрпрессинга и прессинга «Лидса», где соперники часто выходят из обороны с трудом, и где особенно важно иметь игрока типажа Филлипса, который будет окончательно устанавливать контроль.
Филлипс, отчасти из-за мышечной массы, телосложения и не очень длинных ног, не обладает высокой скоростью, координацией (в особенности умением быстро менять направление и совершать серии резких движений в разные стороны), отчего зачастую стремится не выбрасываться на перехват, а скорее поджимать со спины. На перехват он выходит исключительно за счет чтения игры, и только когда уверен в успешности.
Поджимая со спины, Филлипс выжимает соперника корпусом или жестко встречает в момент приёма, заставляя терять координацию, плюс он одновременно закрывает прямой разворот игроку и не дает придержать мяч, при малейшей возможности пытаясь его выбить.
Филлипс может резко выброситься на мяч, когда он уверен в отборе. Пытаясь прочитать эпизод, он старательно следит за моментом, когда нужно выбрасываться, и в случае другого развития событий готов быстро вернуться в свою зону. Когда он четко читает момент, то резко выбрасывает ногу и забирает владение чисто, либо отодвигая соперника корпусом и рукой без фола.
Тот же принцип действует, когда соперник немного потерял контроль. Филлипс жестко ставит корпус и выставляет ногу. Так же он действует, когда сам сбивается с контроля и тянется к мячу.
Поэтому Филлипс возвращает владение часто: 11.5 возвратов p90, и ~39% из них на чужой половине.
Выходя на перехват, Филлипс определенно немного рискует – он не способен быстро развернуться после рывка (координация при резкой смене направления у него не на высоком уровне), ему сложно вообще выполнять серии рывков/резких движений в разных направлениях. По этой причине техничный и быстрый дриблёр может даже без обманных движений по амплитуде уйти от Филлипса.
У Филлипса мало шансов догнать игрока, уходящего на скорости – он может относительно быстро стартануть, но относительно недолго держать скорость, и на дистанции все равно выглядит тяжеловато. Но в такой ситуации Филлипс скринит пространство за спиной, а выходя в отбор, преследует цель не столько отобрать (это в идеале), сколько вынудить соперника сместиться в сторону.
Пытаясь догнать соперника, Филлипс также старается выжать максимальную скорость, чтобы сблизиться с соперником, и втыкается в него корпусом.
По этой же причине Филлипса не так сложно убрать, переложив мяч под себя несколько раз на скорости или на месте, резко изменив направление. Особенно Филлипсу будет сложно с быстрыми и резкими дриблёрами, хорошо координированными и сбалансированными: когда они ведут на скорости, а Филлипс выбегает, он рискует пробежать мимо, а встречая на месте – не успеть среагировать на проброс мяча и смену направления.
Подкат – скорее крайняя мера в игре Филлипса, когда соперник явно уходит или когда упускает мяч далеко, а по-другому среагировать на это Кэлвин не успевает.
По этой причине Филлипс не так активно участвует в прессинге и делает среднее количество перехватов – 3.9 за матч. Но это больше подчеркивает не столько качество его чтения игры (на мой взгляд, достаточно приличное), сколько стиль игры, вытекающий из сильных и слабых качеств, и особенно его роль в команде Бьелсы и стиль игры «Лидса», редко дающего сопернику владеть мячом и много забирающим мяч либо при высоком прессинге, либо после неточных выносов/подборов.
Филлипс пользуется умением поставить корпус и при сохранении владения. Ему хватает техники, чтобы просто вести мяч дальней от соперника ногой или забирать под контроль сложные мячи в ситуациях, когда соперники сильно мешают Филлипсу. Плюс это помогает забирать ничейные мячи, правда, по статистике со средней успешностью (51.5% при 4.23 p90, хотя сам этот показатель, на мой взгляд, очень специфичный). Визуально показалось, что Филлипс проигрывает большинство подборов там, где соперник просто быстрее и резче.
Техника контроля мяча в таких ситуациях у Филлипса на очень высоком уровне: Кэлвин способен убрать под себя первым касанием при возврате владения, оставив соперника за спиной, даже не включая корпус; умеет намеренно оттеснять соперника корпусом (в особенности, более легких, у которых против него очень мало шансов), освобождая себе путь в нужном ему направлении.
Качество при постановке корпуса (и тайминг, и точные изменения положения тела при движении в любом направлении, и резкость – быстро выставляет ногу, быстро ставит спину, и данные – прежде всего, сила ног и корпуса) делает Филлипса почти неуязвимым в ситуации, когда тот забирает владение и пытается его сохранить. Недлинные ноги в данном случае помогают Филлипсу: он плотнее контролирует и мяч, и свое тело, и соперника за спиной, не давая возможности ни обойти себя, ни выбить мяч из-за спины.
Уже взяв мяч под контроль, Филлипс – и это специфика его игры во всех аспектах – стремится в первую очередь сохранить его и выбрать наилучшее продолжение. Корпус помогает ему плотно устанавливать контроль под прессингом: он жестко оттирает всех подступающих игроков, а за счет аккуратных, немного замедленных, но очень точно выверенных ложных движений (которые часто рождаются из-за того, что он отказывается от ненадежных вариантов, только начиная их исполнять) он открывает себе зоны и принимает стерильные решения.
Особенно это сочетается с тем, как Филлипс плотно стоит на ногах: даже сильный толчок (конечно, на видео ниже его толкает более легкий игрок, но тем не менее он шел с серьезным динамическим преимуществом) не сбивает Филлипса. Кэлвин ставит опорную ногу, быстро возвращает баланс и сразу возвращается на оптимальную позицию.
Что касается движения Филлипса без мяча и вообще его роли, Кэлвин часто играет третьего защитника, когда соперник начинает строить атаку (по центру или справа, оставляя в центре Уайта) или располагается максимально близко к двойке: так «Лидс» лучше контролирует возможные длинные передачи. Но обычно роль Филлипса стандартная для позиции, с более четким акцентом на движение вглубь в линию защиты при обороне в низком блоке и страховку ЦЗ, если те выдвигаются выше.
При контрпрессинге или прессинге Филлипс менее агрессивно выбрасывается, играет типичного чистильщика: контролирует зону за спинами полузащитников и при необходимости включается в отбор или срывает атаки. Хотя в некоторых матчах Филлипса выдвигают в прессинге выше – с его умением поджимать со спины это может быть полезно, хотя и риск здесь тоже есть, по описанным выше причинам.
Один из явных недостатков Филлипса в обороне – не самая сильная игра при стандартах у своих ворот. Он легко упускает игроков, неплотно их контролирует. Иногда игроки бьют из-под Филлипса абсолютно свободно. Это связано и с не лучшей координацией при резкой смене направления, и, возможно, с плохой внимательностью – иногда кажется, что Филлипс просто теряется в толпе игроков. Это хорошо сочетается с общей проблемой «Лидса» при стандартах, вытекающей из персональной опеки – не только один Филлипс иногда упускает своих игроков, и некоторые ошибки Филлипса связаны в том числе с общей неразберихой в штрафной.
Проблема на стандартах не вырастает в более общий недостаток. Филлипс – далеко не самый высокий полузащитник и не очень прыгучий. Для качественного прыжка с его антропометрическими данными кажется необходимым взять разбег, а почти с места с такими вводными прыгать непросто. Однако Филлипс достаточно хорош наверху, за счет своего корпуса и качественного выбора позиции со средним качеством выигрывая мячи: 25-й в лиге по количеству верховых единоборств (3.32 p90) с 19-м в лиге процентом выигрыша (54.2%).
Благодаря Бьелсе и сложной структуре игры, а также сложной в футболе Бьелсы позиции опорника, Филлипс сильно спрогрессировал в умении организовывать атаку движением без мяча и редкими включениями в игру, и эти качества заставляют котировать его очень высоко.
В структуре игры «Лидса» позиция опорника парадоксально сложна: достаточно много привязанных к нему функций в игре «Лидса» существуют одновременно с отсутствием конкретных алгоритмов во многих игровых ситуациях. Как так?
С одной стороны, Филлипс имеет совершенно четкие функции. Он должен связывать фланги, а также полузащиту и оборону при владении, регулировать циркуляцию мяча в первой и второй линиях билд-апа, иногда использовать переводы или забросы за спины, а также очень много освобождать, создавать, сжимать – короче, всячески регулировать пространство на своей половине поля.
С другой, отсюда возникают сложности. Первые вещи из списка его задач относительно дефолтны для опорников почти любой команды, переводы и забросы – чуть более ситуативная опция, но тоже понятная. Но всё, что касается пространства, сильно усложняет задачи Филлипса, потому что интерпретация пространства и умение своевременно открывать или заполнять зоны – возможно, одна из самых сложных задач в футболе. Более того, всё, что касается игры с мячом, усложнено тем, что многие команды либо ставят против Филлипса персональный прессинг, либо прессингуют так, чтобы всегда один из игроков успевал переключиться на него – поэтому Филлипс часто играет под сильным давлением. Даже если этого не происходит, совмещать эти две функции сложно: Филлипс должен очень точно и непрерывно анализировать ситуацию на поле.
Ему это удается. Именно это выделяет Филлипса на фоне очень многих опорников.
Филлипс грамотно освобождает полуфланговые каналы для вбеганий из глубины восьмерок – уходит либо на противоположный полуфланг, уводя за собой игрока, либо ближе к флангу, открывая заодно и центральную зону.
Филлипс вообще достаточно круто регулирует ширину: может открыться ближе к флангу под пас, затем сместиться на другой полуфланг или подняться выше – так он либо уводит игрока из перегруженной зоны, либо освобождается сам, либо открывает зону другому игроку. На видео ниже фрагмент игры, где Филлипс по-разному регулирует пространство на своей половине во время одного владения.
Регулируя ширину, Филлипс часто освобождает возможность для перевода на дальнего ЦЗ: уводя своего игрока, он освобождает зону перед ним. Также он может открыть зону для себя.
Также Филлипс круто регулирует пространство в центре поля: следит за открываниями вглубь восьмерок, освобождая им зону, или регулирует зоны для проходов с мячом центральных защитников (чаще всего Уайта).
Другая важная функция Филлипса – опускать соперника глубже. Филлипс за счет одного своего резкого открывания выше в полуфланг сажает игроков соперника на несколько метров и дает возможность свободно двигать мяч вперед центральным защитникам. Плюс Филлипс иногда уходит из одного полуфланга в другой, где находится мяч, чтобы дальний от мяча центральный защитник принимал мяч перед более свободной зоной. Или наоборот: уходит из зоны, давая возможность игроку двигаться в нее с мячом.
Такие движения запутывают соперника и иногда освобождают Филлипса. Это не всегда выходит идеально, но Филлипс, даже ненадолго освободившись для передачи, может помочь выйти из-под прессинга: во-первых, на него тут же выбрасываются, из-за чего оголяются другие зоны; во-вторых, Филлипс действует предельно аккуратно и быстро, точно отдавая ближнему.
При открываниях Филлипс особенно круто плавно уходит за спиной игрока соперника.
Важно отметить еще одну важную функцию Филлипса – смещения в первую линию билд-апа для создания тройки. Это регулярная задача Кэлвина: так он регулирует более быстрые переводы с фланга на фланг, как на постоянной основе при одном владении, так и в конкретных ситуативных эпизодах, где ему ближе добежать до полуфланга или центра, чем защитнику.
У Бьелсы Филлипс не так много оказывается с мячом: в основном он регулирует циркуляцию мяча в глубоких зонах и редко сам продвигает мяч выше. Филлипс замыкает тройку лучших игроков лиги по количеству поперечных передач – 22.33 (после Артера из «Фулхэма» и Сойерса из «Вест Бромвича»). Поэтому логично, что Филлипс немного двигает вперед: по тем же передачам в финальную треть Филлипс – 20-й в лиге среди центральных полузащитников (7.76).
Но и простые передачи Филлипс готовит качественно: он хорошо чувствует возможность отдать вратарю под давлением, не подсовывая мяч ближнему, умеет дать на ход в ногу, ускоряя или не теряя темп, хотя иногда умения рассчитывать силу Филлипсу не хватает – как при средних, так и при длинных, в первую очередь вертикальных передачах.
Однако иногда Кэлвин может круто разбить прессинг и выбрать более интересные варианты: ложным движением корпусом показать одно продолжение, а выбрать другое. Из-за специфики его игры (он редко так делает, всегда это неожиданно для соперника), его телосложения (внешне немного неуклюжего) и благодаря его технике работы с мячом в простых ситуациях (передачи, пара аккуратных касаний под давлением для контроля, прием в нужном направлении) Филлипс умеет красиво сбросить опекающего его игрока.
Важный аспект в игре Филлипса – действительно очень подробный скрининг, быстрое мышление и одновременно контроль мяча в ногах. Это позволяет Филлипсу сохранять мяч в сложных ситуациях. Примеры на видео ниже объединены общей сутью – Филлипс быстро скринит спину и по сторонам (посмотрите, как он быстро оценил ситуацию в игре с «Арсеналом», например), контролируя мяч в ногах или готовясь к приему, и быстро принимает решение (второй эпизод – успел оценить ситуацию и перебросил соперника).
Кэлвин спокоен не только под давлением, но и по поведению на поле и вне его из того, что мне довелось узнать (за исключением иногда слишком жесткой игры в подкатах или выбросах в отбор – пару раз его жалели, не давая прямую красную, но даже в таких ситуациях он сохранял свою невозмутимость и спокойствие). Он редко ошибается под давлением, ещё реже он разбивает прессинг строго на индивидуальных качествах, а не через передачи.
Главное качество Филлипса на открытых мячах – длинный пас и вообще пас верхом. Он пятый в лиге и по количеству длинных передач (6.99), и по средней длине передачи (22.12). Это также расставляет важные акценты касательно функции Филлипса: он участвует в циркуляции мяча, но далеко не так много, своими длинными передачами сильно разбивая общий объем коротких передач.
Он одинаково круто исполняет длинные на фланги и за спину в полуфланг, плюс умеет давать более короткие передачи верхом – редкие забросы в финальной трети в штрафную или под прием, столь же редкие переводы в полуфланг, но на достаточно высоком уровне.
Во многом поэтому он подает угловые и штрафные в команды. «Лидс» – худшая команда по успешности угловых в лиге, но факт, что Бьелса и его помощники видят подающим большинство стандартов именно Кэлвина, и вряд ли они так настойчиво продолжают это делать просто так, когда в команде есть, например, Пабло Эрнандес. Визуально Филлипс вполне качественно доводил мяч до нужных зон при подачах.
Филлипс – опорник, который близок к своему пику. И Филлипс не элитный опорник – в его игре есть как явные недостатки, так и сложно интерпретируемые аспекты игры из-за его роли в команде Бьелсы. Некоторые качества – оборона 1в1 на небольшом пространстве, игра корпусом, силовые отборы, пассинг и контроль под давлением, длинные передачи и работа без мяча не вызывают вопросов. Но для более полной картины увидеть Филлипса в АПЛ было бы интересно: как он будет сохранять под давлением в лиге уровнем выше, сможет ли сохранить или даже улучшить свой отбор (который использовать ему придется чаще), сможет ли продолжать давать качество на длинных пасах? И главное: способен ли Филлипс так же круто регулировать пространство и создавать зоны стабильно, не только в контексте «Лидса», Бьелсы и Чемпионшипа?
Помимо этих вопросов, слабым местом Филлипса является его ограниченность при продвижении мяча: почти только длинными передачами, со слабым количеством передач низом и особенно с отсутствием ранов (что, например, явно отличает Филлипса от его главного конкурента – Райса, намного более агрессивного в плане движения с мячом игрока). Однако сложно сказать, умеет ли Филлипс играть вперед низом агрессивно – у Бьелсы он и не должен это делать. Но плюсы Филлипса делают из него одного из сильнейших английских опорников уже сейчас – для финальной оценки его качества и потенциала ему необходимы опыт в АПЛ и вызов в сборную.