Осенью 2016-го Эузебио Ди Франческо уже грохнул Эрнесто Вальверде со счётом 3:0. Тогда еврокубок был попроще, вывеска пожиже – «Сассуоло» против «Атлетика» – но стиль игры ЭдФ традиционно проглядывался и читался. Ди Франческо – ученик шизанутого Зденека Земана, но если к нагрузкам, потреблению кофе и пирожных он относится попроще, то к схеме 4-3-3 тоже относится, как к иконе. Работая с «Сассуоло», Эузебио рассказывал, что на тренировках отрабатывает только 4-3-3. «Рома» с лета тоже использовала лишь одну тактику.
Характерно, что Ди Франческо выработал свой чёткий стиль, под который подбирал/подстраивал игроков. Один из крайних защитников должен жить на чужой трети поля (Врсалько, Коларов), полузащита должна обеспечивать в первую очередь мобильность. Центральный нападающий – делать много черновой работы (Дзадза, Джеко). Главный мозг команды – не в середине, а на позиции инсайда, откуда смещается в центр и открывает фланг под рывки защитника-камикадзе (Берарди, Перотти). Предсказуемо? Пожалуй, да, только это не мешало «Роме» диктовать свои условия в обоих матчах с «Челси» и грохнуть «Наполи», не отходя от собственных идей.
Тем удивительнее, что перед ответкой с «Барселоной» ЭдФ поменял тактику. «Рома» сыграла по схеме, по-бердыевски средней между 3-4-1-2 и 3-4-3 (гибкую роль получил Раджа Наингголан). Но главный акцент своей игры – на атаку – сохранила. И играла с позиции силы до гола Маноласа.
«Я выбрал данную схему, чтобы создать больше ширины, возможности для контратак, а также добавить скорости, но то, что действительно изменилось – это мышление нашего состава. Нам нужно продолжать в том же духе», – сказал Эузебио Ди Франческо, объясняя переход на 3-4-1-2. Скорость действительно стала фишкой «Ромы», но план ЭдФ был завязан ещё на нескольких непривычных тактических деталях:
– Задачи Раджи Наингголана. Если в 4-3-3 мозгом, менявшим командное движение, был Диего Перотти, то в 3-4-1-2 им стал Наингголан – хотя бы потому, что перестраивал команду на 3-4-3 своим движением и давил на слабейшую зону «Барселоны». Когда каталонцы начинали атаки, Наингголан смещался левее и персонально накрывал Нелсона Семеду. А при аутах «Барселоны» – Жерара Пике. Прессингом Раджа вынуждал Пике и Семеду выпиливать длинные передачи или переводить мяч на другой фланг, и атаки «Барсы» на этом нередко глохли.
При владении «Ромы» Наингголан тоже был отвязан от остальных игроков. Он не опускался в билд-ап, где мяч разыгрывали Де Росси и Стротман, но под Джеко подстраивался тоже в основном при длинных передачах. Его главная функция по матчу – искать мяч в левом полуфланге между линиями. Ди Франческо осознанно бил на больное: работа Ракитича и Роберто в защите проблемна, и даже оборонительный фланг Семеду-Роберто не исправил ситуацию.
Что характерно, Наингголан вообще не получал передачи низом в пространстве между линиями. Дело не в плохих открываниях, а в стремлении форсировать центр передачами напрямую на Джеко или во фланги. Но когда Раджа получал мяч, у «Ромы» выстраивался чёткий треугольник Коларов-Наингголан-Джеко. Мяч в полуфланге, один вариант для расширения атаки, второй – с доставкой в центр: идеальный расклад.
– Миссия Эдина Джеко. Космический матч боснийца, тоже получившего широкую роль. 56% выигранных единоборств – следствие постоянного поиска мяча: «Рома» часто переходила в позиционную атаку за счёт длинных передач на Джеко. Если Коларов и Наингголан успевали открыться под Джеко, босниец выполнял скидку на кого-то из них. Если Джеко был в одиночестве – старался зацепиться за мяч и раскрутить атаку поперечной передачей на фланг.
Самое мощное решение ДиФра – использовать скорость Джеко при передачах за спины защитникам. В 32 года Джеко сохраняет сочетание быстрых рывков, мощи и понимания игры, что делает его востребованным даже на уровне «Челси» (хорошо, что не уехал). Свой комплекс качеств Джеко показывал оба раза, когда отрывался от защитников после передач Де Росси и Наингголана: находясь изначально в равных условиях с дефами, он очень классно отрывался от них на рывках.
Момент с голом отлично объясняет понимание игры Джеко. Изначально босниец зацепился за мяч справа, отпасовал назад и попятился к линии защитников. Ожидая паса из глубины, Джеко четырежды повернул голову в сторону линии, выискивая правильный коридор для рывка. Выбрал правильный, а Даниэле Де Росси сделал очень качественный, к месту пас.
– Заточенность Шика под черновую работу. Движение Патрика Шика высоко котировал и Марко Джампаоло, для которого движение нападающих важнее результативности. Теперь явно котирует и Ди Франческо. Выбор Шика в старт кажется странным, если не учитывать несколько факторов:
1. Он качественно прессингует – то, что требовалось «Роме»,
2. Он понимает, как поле делится на зоны, вытягивает за собой защитников и создаёт свободное пространство для партнёров,
3. Он хорош в воздухе, что было важно против «Барселоны».
Шик редко включался в позиционных атаках, сделал всего 14 передач – меньше, чем кто-либо из старта «Ромы». Но чех сильно отработал на правом фланге: опускался очень глубоко, вытягивал за собой Жорди Альбу, за счёт корпуса сохранял мяч в борьбе с защитником. Получая мяч между линий, Шик пробовал фокус, который обычно создают в «Роме» Наингголан и Стротман – пас с фланга в полуфланг, где Альба уже отрезан, а впереди открывается большая свободная зона. Правда, из таких моментов «Рома» не выжала ничего толкового.
Шик всего дважды пробил, оба раза головой после навесов – тоже не совпадение: чех явно получил установку замыкать кроссы в борьбе с Умтити. Шик открывался исключительно в его зоне, как при атаках правым флангом, так и при атаках левым. Ну и сильная работа в прессинге, очевидно – Шик съел Умтити, покусал Альбу и раскрутил одну атаку «Ромы» отбором у Иньесты.
– 3-Х-Х против длинных передач «Барселоны». Отличная логическая цепочка Ди Франческо: если у «Ромы» удастся прессинг – значит, «Барса» будет много играть лонг-боллами – значит, надо повысить шанс на выигрыш верховых единоборств. Дополнительный защитник стал плюсом и в борьбе с Суаресом, и в контроле полуфлангов, и в подстраховке.
Пример. Когда тер Штеген начинал атаки «Барселоны» с минимальным прессингом, он заряжал длинные передачи в полуфланг Фасио – наименее полезного в воздухе защитника «Ромы» из тройки. Туда же подскакивал Луис Суарес. Потенциальное проигранное единоборство страховал Костас Манолас, но толком вступать в борьбу ему не пришлось. Фасио четырежды боролся с Суаресом в воздухе – 2 выигранных единоборства, 2 фола.
Ну и в целом «Рома» легко разбила «Барсу» вверху – выиграла 75% воздуха. Манолас, Фасио и Жезус на троих – 86,7%. И даже редкие проигранные верховые единоборства – это два фола Фасио, так что у римской тройки ЦЗ ни разу не выиграли воздух вчистую.
– Роль Фасио в атаке «Ромы». Когда «Рома» резко переводила мяч на правый фланг под включения Алессандро Флоренци, Фасио дополнял численность джаллоросси на узком участке поля, забегая под пас на ход и навешивая в штрафную. Подключаясь во фланг, Федерико вырезал 3 кросса, один из них привёл к удару Патрика Шика. Ещё один навес Фасио сделал с левого фланга, когда «Рома» разыгрывала аут – Де Росси продавил Альбу и опасно пробил по воротам.
И прессинг, конечно – его надо разбирать отдельным подразделом.
Ди Франческо поставил на максимальную агрессию в прессинге. Агрессивный план логичен, и уже неоднократно в текущем сезоне разные команды – например, «Севилья», «Хетафе» и «Кристал Пэлас» (не в контексте «Барсы») доказывали: шансы андердога против гранда гораздо выше, если высоко прессинговать его и вынуждать играть в неудобный для себя футбол, с длинными передачами. Но «Рома» переплюнула всех. Её прессинг долетал до тер Штегена (голкипера постоянно накрывал Джеко), а остальные игроки разбирали своих визави 1v1. При этом если, например, «Сити» или «Тоттенхэм» оказывают давление на трёх ближайших игроков к владеющему мячом, то джаллоросси стремились перекрывать вообще всех.
Стандартные ориентировки в прессинге выглядели так:
Джеко – по Пике/тер Штегену
Наингголан – по Пике/Семеду
Коларов – по Семеду/Роберто
Шик – по Умтити
Флоренци – по Альбе
Де Росси, Стротман – по Бускетсу/Иньесте/Ракитичу (в зависимости от того, кто открывается в билд-апе «Барселоны» ниже – его накрывал Стротман)
Такие ситуации, когда «Рома» разбирала всех игроков «Барсы» 1v1 на маленьком участке поля, были регулярными – даже если участок был очень узким.
Ещё важный момент: в чемпионате Испании «Барса» часто использует длинные передачи как способ выхода из-под прессинга и находит свободные зоны. Идеальный пример – гостевой матч с «Эйбаром» (скромный соперник прессинговал на финальной трети, и «Барса» забила ему в быстрых атаках после лонг-боллов). Но «Рома» спокойно справилась и с длинными передачами в сторону Суареса, и с передачами в полуфланги, отрезающими прессинг. Секрет – опять же в выборе схемы: Жезус и Фасио агрессивно перекусывали длинные передачи «Барсы», а если кто-то ошибался, царил Манолас.
Главный индикатор того, что план «Ромы» сработал – слова Вальверде после матча: «Мы так и не справились с этим прессингом. Они подбирали все отскоки, забивали в нужное время. «Рома» отодвинула нас к нашим воротам. Она заставила нас играть длинным пасом». 82 длинных паса «Барселоны» – доказательство того, что с прессингом команда так и не справилась. Самое печальное для каталонцев, что точными стали всего 27 таких передач, а весь верх был снят. Как и подбор после большей части длинных передач.
Вспомните-ка, что Ди Франческо называл главной причиной перехода на 3-4-1-2? Желание добавить скорости. Своими заменами – Ундер и Эль-Шаарави вместо Наингголана и Шика – ЭдФ сделал команду ещё более быстрой и заточенной на фланги. Характерно, что в 10-минутке до гола оба резервиста были самыми активными. Эль-Шаарави замыкал умную подачу Флоренци на дальней штанге, а Ундер мучил «Барсу» забеганиями как за спину Альбе (дважды), так и в несчастный коридор Альба-Умтити (однажды).
Когда «Рома» зарабатывала голевой угловой, Ундер тоже спрятался за спиной Альбы. Когда Флоренци головой переводил мяч на турка, Альба застрял в полупозиции – метнулся от своего игрока к Ундеру – но прострел Дженгиза перекрыл только Умтити. Ну и не забывайте, что голевой угловой для Костаса Маноласа тоже подал Ундер.
Решения ЭдФ в стрессовой ситуации сильно контрастируют с паникой Вальверде. Рамон Алексанко, бывший защитник «Барсы», сказал официальному сайту УЕФА: «В конце матча у меня просто не было слов. Я смотрел на финальный штурм «Барсы» и удивлялся, почему команда не начала играть так раньше». А толку? Выход Дембеле и Алькасера, перевод в атаку Пике, смена вектора игры – все решения были направлены на бестолковый навал. Да, одна длинная передача привела к выходу Алиссона далеко из ворот и удару на сетку Дембеле. Но два других адекватных момента, с проникновениями Месси в свободные зоны, связаны с игрой низом или дриблингом самого Месси. Штурм «Барселоны» тут ни при чём.
Так Вальверде расписался в собственном бессилии. Неоднократно исследованиями доказано, что навал – глупая штука, и гораздо правильнее искать способ вскрывать защиту соперника (даже максимально плотную) передачами низом, вразрез. Если уж «Барселона» отказывается от таких передач в пользу лонг-боллов, значит, команду сразил коллективный коллапс.
Зато из ставок «Ромы» – прессинг, длинные передачи, воздух, стандарты, забросы за спины защитникам, скорость на флангах – сыграло всё.
P.S. Игра Алиссона Беккера – тот самый случай, когда вратарь получил лишь один удар в створ, но выдал сильнейший матч. Алиссон прочитал все спорные мячи, где игроки «Барселоны» могли его опередить, очень сильно и рискованно действовал за штрафной (даже при 3:0!), пасовал через опорную зону при начале атаки, классно выходил из ворот при навесах. Алиссон – очень крутой кипер: всё, что в его игре видится риском, объясняется холодным расчётом.