Дмитрий Хохлов и Юрий Сёмин синхронно сошлись в мысли, что 0:4 по итогам матча – счёт, не отражающий течение игры. «Динамо» не проигрывало с таким счётом с лета-2012, когда был уволен Сергей Силкин, и тогда команда смотрелась гораздо более беспомощной. Но главный урок матча для Хохлова – быстрый пропущенный гол против такой команды, как «Локомотив», прибивает тебя и уменьшает шансы на набор очков. Особенно когда в следующей же атаке ты создаёшь потенциальный явный голевой момент, но плохо обрабатываешь мяч и упускаешь шанс (как Фёдор Черных), а потом теряешь мяч под прессингом. И нервно оглядываешься на прессинг «Локо» весь оставшийся матч.
Главный тезис Дмитрия Хохлова по итогам вчерашнего матча – «Динамо» играло на равных с «Локомотивом», но проиграло из-за стандартов, к которым команда готовилась. Факт, что и в позиционных атаках «Локо» был острее, неопровержим (6 ударов из штрафной, 4 из которых – явные голевые моменты, против 4/0 у «Динамо»), однако стандарты действительно стали ключом к успеху во вчерашнем дерби. При этом полноценно предотвратить голы со стандартов «Динамо» вряд ли могло: главный ключ к успеху штрафных «железнодорожников» – импровизация.
Юрий Сёмин после матча открыто сказал, что приветствует инициативу игроков при стандартах, и они сами решают, кто бьёт. Подготовиться к штрафным от Антона Миранчука и Фарфана было сложно – не только из-за того, что все стандарты распределяют между собой другой Миранчук и Ману Фернандеш. Оба игрока, забивших «Динамо» со штрафных, в текущем сезоне вообще не били штрафные у «Локо» – для обоих удары по воротам Шунина стали первыми. Важно добавить и фактор самого Шунина, неуверенно реагирующего на удары со штрафных – как над стенкой, так и в обвод. Это проблема вратаря «Динамо» на дистанции, не только в конкретном матче.
Подготовиться к навесу на ближнюю штангу, после которого «Динамо» пропустило третий мяч, было реально – в эту зону «Локомотив» делает 36% подач со стандартов в текущем сезоне. Но эффективность ударов из этой зоны – самая низкая (22% конвертируются в удары), и до «Динамо» «железнодорожники» забили похожим образом лишь однажды, в гостях у ЦСКА. Здесь уже можно говорить о командной ошибке, тем более что подачу замкнул Дмитрий Тарасов – игрок, которого Сёмин специально выпускает в матчах, где нужна его мощь.
После игры Дмитрий Хохлов сказал, что давно говорил с командой о реакции на пропущенные голы: «Любой гол не должен менять план. Сегодня он ничего не поменял – мы продолжили играть так, как и планировали». Ну, после тактики «Динамо» в предыдущем дерби, с ЦСКА, эти слова выглядят немного лукавыми. Сейчас есть два явно работающих плана под «Локо»: или закрыться на своей трети поля, блокируя центр и вылетая в быстрые контратаки, или душить высоким прессингом, провоцируя безадресные выносы. Первый план свойственен не только «Уфе» или «Амкару», побеждавшим Сёмина – «Динамо» играло против ЦСКА в похожей манере.
Если команда неплохо для Премьер-Лиги играет и при контроле мяча, и при отдаче инициативы сопернику, при быстром голе в её ворота возникает вилка сценариев: продолжить поиск свободных зон для контратаки или захватить мяч? «Динамо» выбрало второй вариант, и для «Локомотива» это было оптимальным вариантом. «Железнодорожники» забросали «Динамо» передачами в коридоры между защитниками и за спины им – на Эдера, Фарфана, обоих Миранчуков. На большую часть таких передач и забросов «Динамо» успевало нервно реагировать, но один подобный пас прошёл и привёл к заработанному пенальти.
Самым уязвимым звеном при таких забросах был Тони Шуньич, неповоротливый при оборонительных действиях. Против быстрой атаки «Локо» босниец старался подчищать силовыми действиями – подстраиваться под мячи, летящие верхом, головой – но только усложнял себе жизнь. В моменте с назначением пенальти Шуньич, пытаясь попасть головой по мячу, промахнулся и создал свободный коридор для рывка Фарфана. Так перуанец, изначально проигрывая позицию Шуньичу, легко оказался первым на мяче. За три минуты до пенальти Тони, играя в воздухе после броска Игнатьева из аута, тоже неудачно сыграл головой – забросил мяч за спину Рыкову под рывок того же Фарфана.
В первом тайме «Локомотив» нашёл ещё один способ, как вскрывать «Динамо» – выходить из-под высокого прессинга на правом фланге и резко переводить на левый. Во-первых, такие атаки сильно начинал Владислав Игнатьев, дважды делавший резкий перевод на противоположный фланг после выхода из-под прессинга. Во-вторых, не успевал возвращаться Алексей Козлов. Показательный момент перед вторым голевым штрафным «Локо»: «Динамо» не успевает перестроиться после позиционной атаки, Черных, игравший в полуфланге, начинает движение за Антоном Миранчуком… а Козлов бежит назад трусцой.
За год наших Packing-подсчётов матчей Премьер-Лиги лишь однажды игрок был лучшим в команде по всем шести пасовым показателям – Packing, PackDr, PackFT, Impect, Receive, Pack+Rec (Григорий Морозов в пермском матче с «Амкаром»). Теперь добавился второй игрок с похожим статистическим достижением. Антон Миранчук выдал мощнейший матч, сделал всё, чтобы после матча наш автор Миша Громов не спутал его с братом – Миша не справился и фоткался с Антоном, думая, что он Алексей – и лучше всех в «Локомотиве» двигал мяч.
Против «Динамо» Антон Миранчук примерил на себя роль Ману Фернандеша – тоже номинально располагался на левом фланге, тоже постоянно уходил разыгрывать мяч в центр и глубину, тоже брал игру на себя и смело шёл в дриблинг (8 обводок, у брата всего на одну больше). Только если Фернандеш чаще возникал в глубине, Антон Миранчук давал умное движение на финальной трети, забегая в коридоры между защитниками. Лучшее взаимопонимание – конечно, с братом: Алексей Миранчук дважды пасовал Антону под резкие рывки, один из которых, на скриншоте ниже, Антон начинал после своего же паса.
Оба Миранчука заслужили похвалу ещё и за работу без мяча. Прессинг «Локомотива» выстраивался точно так же, как и игра в атаке – с допуском фантазии, отсутствием привязки к конкретной позиции. Антон и Алексей начинали матч в первой линии прессинга, Эдер при такой расстановке уходил налево, Фарфан – направо. Когда стало очевидно, что Фарфан плохо помогает Игнатьеву, и на фланге слишком много свободы для Ташаева, направо передвинулся Алексей Миранчук. Он накрывал Рауша в момент приёма мяча и замучил русского немца, мешая ему выстраивать треугольник на фланге.
Лишнее доказательство, что Юрий Палыч – не шарлатан, и его внимание к деталям всё ещё в порядке. «Локомотив» часто начинал атаки длинными передачами, всегда выносил мяч далеко при ударах от ворот, а Сёмин умышленно сделал акцент на командную мощь в таких эпизодах (явный ответ на Шуньича, Рыкова и Соу). Похожую идею тренер «Локо» использовал против ЦСКА: тогда Тарасов подстраивался под длинные передачи выше и своей мощью организовал два гола в ворота «армейцев».
Против «Динамо» у Гилерме было сразу две цели, куда вратарь заряжал мяч – на Тарасова и Эдера. Ставка явно делалась на скидку в зону Цаллагова, где мяч караулили оба Миранчука и Фарфан (на скриншоте показательная ситуация), и последующую передачу за спины защитникам или вразрез. К голевым атакам такие лонг-боллы не привели, а Тарасов и Эдер нечасто выигрывали воздух – 30% и 23% побед в верховых единоборствах соответственно. Но частично ставка всё равно сработала: именно после длинной передачи Гилерме Эдер скинул мяч под рывок Фарфана, когда «Локо» заработал пенальти.
Отдельно – о моментах, когда Гилерме начинал контратаки «Локомотива». Юрий Сёмин отмечал важность Гилерме для быстрых атак «Локо» ещё в 2010-м, и с тех пор вратарь сохранил своё главное качество для атаки – умение быстро оценить ситуацию и закинуть мяч под резкий рывок. В матчах, где «железнодорожники» контратакуют, у Гилерме уже сложилась спаянная связка с Джефферсоном Фарфаном. Вчера «Локо» тоже дважды проводил такие атаки – и снова игроком, на которого оказывалось давление, становился Тони Шуньич.
До зимнего перерыва «Динамо» играло в простой, прямолинейный футбол – с явной ставкой на силовые качества, форсирование центра поля длинными передачами, мощь Луценко и Бечирая, выходивших одновременно. Тогда Дмитрий Хохлов признавался, что после назначения пробовал комбинационный стиль на тренировках, но из-за подбора игроков и необходимости результата временно отказался от своей тактической идеи. Весной «Динамо» уже лучше понимает задумки Хохлова – покупки новых игроков (Рауш, Теттех, Черных с пониманием пространства), апгрейд старых (Панченко, чаще работающий в глубине) и зимняя работа над тактикой помогли перестроиться на комбинационный футбол.
На сборах Хохлов заново перестроил структуру билд-апа, создав для «Динамо» два готовых варианта построения атаки. Первый – переход с 4-4-2 на асимметричные 3-4-3: правый защитник остаётся в нижней тройке и начинает атаки первым пасом, левый защитник поднимается выше, левый вингер поднимается в переднюю линию. Двойные роли получали Морозов, Рауш и Ташаев. Тот вариант стал резервным после матча с «Уфой», а основным – билд-ап, где одновременно заполняются все вертикальные зоны (при первом варианте такого не было). Оптимальная ситуация: Панченко опускается разыгрывать мяч чуть ниже, оба крайних защитника – Рауш и Козлов – заполняют фланговые зоны, оба вингера – полуфланговые.
На скриншоте близкая к оптимальной ситуация, где «Локомотив» упрощает «Динамо» задачу. Рауш и Ташаев одновременным забеганием создают треугольник, и на их фланге потенциально возможна ситуация 2v1 из-за неверной позиции Фарфана. В это же время смещение ближе к левому флангу начинает Луценко – как только Ташаев, грамотно открывшийся на скриншоте, получит мяч, он и Рауш будут составлять треугольник уже не с Шуньичем, а с Луценко. Создание таких треугольников и их резкое перестроение по мере продвижения мяча вперёд – один из основных принципов комбинационного стиля. «Динамо» его придерживается.
Ещё пара побочных признаков того, что «Динамо» стало больше дорожить мячом:
1. Антон Шунин чаще использует короткий пас, даже под прессингом;
2. После очередного острого момента у ворот «Динамо» Тони Шуньич не выбивал мяч на отбой, а пасовал низом под развитие контратаки – редкая штука, особенно для команды, которая осенью в схожей ситуации неизбежно делала бы безадресный вынос.
В дерби «Динамо» владело мячом 29 минут чистого времени – это 5-й результат команды в сезоне (характерно, что осенью, после назначения Хохлова и упрощения игры, «Динамо» ни разу не добиралось до отметки). Но важно, что такой сюжет был выгоден «Локомотиву», и ещё важнее предсказуемость хозяев. «Динамо» провело 53% своих атак левым краем, через Рауша и Ташаева, и всего 16% атак через центр.
Александр Ташаев действительно набрал мощную форму, был гиперактивен в первой 15-минутке (8 Impect, 3 удачных обводки), терроризовал Игнатьева резким дриблингом весь матч – 9 успешных обводок из 13 за матч. Но «Локомотив» сумел адаптироваться к игре Ташаева, блокируя ему смещения в центр под удар или резкий пас с правой ноги – к таким смещениям уже готовятся осознанно. Неудивительно, что во втором тайме Ташаев затих, а лучшее решение после резкого старта – диагональ под рывок Козлова – тоже выдал после смещения на дриблинге в центр.
И ещё. Важно, чтобы при ставке на контроль мяч регулярно доставлялся в штрафную из глубины. В матче с тульским «Арсеналом», где «Динамо» раскатывало атаки в похожем ключе, много сильной пасовой работы сделал Кирилл Панченко. Против лидера Панченко, во-первых, был более пассивен (5 Impect, 32 Packing, всего 21 отрезанный соперник на приёме мяча за игру), во-вторых, намного тяжелее принимал решения. В одной из контратак «Динамо», когда Ташаев пробил издали, Панченко получил мяч в центре, но сделал два лишних касания и отпасовал только четвёртым – к тому времени «Локомотив» и лично Игнатьев успели сесть в оборону. На уровне такого соперника Панченко медленно думает.
Уже явная черта тренерского стиля Дмитрия Хохлова – замены на усиление атаки при проигрышном счёте в стиле «пан или пропал». При 0:3 Хохлов заменил Алексея Козлова на Евгения Маркова, а после матча объяснил мысль: «Нужно было немножко усилить атаку. Фланги работали, а в завершении нам чего-то не хватало». Если отображать дальнейший план «Динамо» числовой схемой, это ближе к асимметричным 4-3-1-2 – Фёдор Черных закрывал правый фланг целиком, тогда как Луценко и Марков вдвоём открывались на передней линии.
Замена создала «Динамо» двойную проблему, причём правый фланг, откуда был убран Козлов, она затронула больнее. Черных остался в одиночестве, и никто из нападающих – ни Луценко, ни Марков – не помогал ему без мяча. Даже при редких включениях Рыбуса в атаку такой план выглядел слишком авантюрно. На правом фланге возникали большие свободные зоны, особенно уязвимые, когда Черных включался в финальную треть.
Когда «Локомотив» забивал четвёртый мяч, против Хохлова как раз сыграла авантюрность его плана. Черных, подключившийся высоко, был отыгран перехватом «Локо», а страховать литовца выбросился Владимир Рыков. Антон Миранчук сделал умный пас из глубины, где Фарфан остался 1v1 с Шуньичем, и забежал вперёд сам – у Черных не было шансов отыграть гандикап в скорости, а Рыков проиграл забег и перед своей штрафной ушёл в центр.
Не сыграла и основная мысль замены – усилить давление в атаке Марковым. Новичок «Динамо» успевал только включаться в единоборства (10 за полчаса), но ни разу не получил мяч в штрафной, ни разу не пробил по воротам. Вдобавок Маркова, да и вообще всю атаку «Динамо», не нагружали навесами, под которые Евгений явно выходил. Активность на правом фланге снизилась с заменой Козлова, а Ташаева слева уже раскусили. Так что матч с «Локомотивом» должен вернуть в тонус не только всю команду, но и тренерский штаб: Хохлов грамотно управляет игрой, меняя тактику по ходу матча, но проседает в управлении игрой заменами.