Почему Иванович – царь, а выход на замену Скроботова переоценён | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Почему Иванович – царь, а выход на замену Скроботова переоценён — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Матчи
РПЛ
19 апреля 2018, 16:18
19 апреля 2018, 16:18
Почему Иванович – царь, а выход на замену Скроботова переоценён
Сергей Титов разбирает для «Контрпресса» матч «Зенита» и «Динамо».
Содержание
01«Зенит» сохраняет схему 3-5-2
02Иванович – главный царь матча
03Скорость мысли – проблема «Динамо»
04Угловые как катализатор ошибок

Две главных драмы вчерашнего вечера в русском футболе разрешились за 15-20 секунд. «Тосно» выиграл у «Спартака» в серии пенальти почти одновременно с голом Ильи Скроботова в ворота «Динамо» – мощнейшая развязка сложного, шахматного матча, где ни одна из команд ничего не забила с игры. Роберто Манчини продолжил обкатку схемы 3-5-2, с которой набрал 7 очков из 9 в предыдущих матчах, а Дмитрий Хохлов снова поверил в свой оборонительный план, выбранный на матчи с «Краснодаром» и ЦСКА. Рауш играл левого полузащитника, левого защитника – Морозов, а Черных и заряженный на «Зенит» Марков начинали матч в запасе.

«Зенит» сохраняет схему 3-5-2

Главные тезисы насчёт новой схемы сине-бело-голубых:

1. При новой схеме «Зенит» дисциплинированнее защищается и допускает меньше тактических проблем. Караулятся и все пять вертикальных зон, через которые может атаковать соперник, и опорная зона, где выжигает Краневиттер. Система маскирует недостатки игроков (медлительность Ивановича, лень Паредеса, авантюрность Кришито) и помогает выжимать соперника подальше от своих ворот. «Динамо» ушло на перерыв без ударов, а впервые пробило из штрафной только на 69-й минуте – доказательство, что такую оборону сложнее взломать.

2. Атака «Зенита» всё равно работает как получится. Стиль стал более прямолинейным и завязался на нескольких алгоритмах: диагоналях Кришито и Ивановича на дальний фланг, забросах верхом под рывки Полоза и Дриусси… и дальнейших навесах в штрафную. «Зениту» удавалось доставлять мяч кроссами в глубокие зоны и создавать напряжение, но оно очень далеко от 10 голевых моментов, насчитанных Манчини по итогам матча. Как Big Chances по итогам игры трактованы всего два (оба – приведшие к голам).

3. «Зенит» перестроил расстановку билд-апа – если раскладывать на цифры, это 1-4-1-4, где один игрок в треугольнике полузащитников поднят сильно выше. Этим игроком был либо Леандро Паредес, либо Александр Ерохин. Причём любопытно, как они менялись при развитии атаки: часто Паредес начинал атаки в глубине поля, пасовал на фланг и сам ускорялся в «зону 14», а Ерохин садился чуть ниже (хотя его можно было использовать и в штрафной, с забеганиями под навесы). Это фишка конкретно матча с «Динамо», против «Анжи» таких смен позициями не было. Или же они не попадали в телекадр.

Выше на скриншоте – момент, когда Паредес сам разогнал атаку пасом на фланг, поменялся с Ерохиным местами, пошёл открываться в «зону 14» и оттуда пробил по воротам сам. Опять же схема раскрывает Паредеса с новой стороны: он ленится и недоигрывает эпизоды, как раньше, но его влияние на продвижение мяча «Зенита» сохранено, он остаётся одним из трёх пунктов доставки мяча вперёд. А без мяча у него есть качественная страховка – Краневиттер. Кстати, преимущество в центре поля (3v2) – одна из причин, из-за которых «Зенит» на протяжении большей части матча был целостнее.

4. Кажется, Роберто Манчини узнал что-то новое о «Ростове» Курбана Бердыева. Ерохин и Полоз получили в 3-5-2 функции, близкие к их функциям при КББ. Больше, конечно, это относится к Дмитрию Полозу. Весь второй тайм «Зенит» контратаковал через длинные и диагональные передачи под его забегания – так было и в «Ростове», где Бердыев пользовался умением Полоза динамично искать пространство. Заработанный пенальти – тоже персональная история Полоза.

Иванович – главный царь матча

Для Бранислава Ивановича переход «Зенита» на схему 3-5-2 – очень выгодное тактическое решение Манчини. Билд-ап СБГ теперь выглядит по-другому, цифрами его можно охарактеризовать как 1-4-1-4, и Кришито с Ивановичем здесь периодически как бы сдваивают фланг, помогая Жиркову и Кузяеву. Бано получил в 3-5-2 гибридную роль: он может начать атаку «Зенита» длинным пасом, раскрутить её диагональным переводом на дальний фланг под забегание Жиркова (уже разбирал такие передачи в хардкорном разборе), а может сам потащить мяч вперёд через фланг.

Рывки Ивановича по флангу – скрытое оружие «Зенита» против «Динамо». По данным InStat серб настрогал 11 попыток дриблинга, 7 из них стали удачными, и большинство обводок Ивановича – на силовом дриблинге: подхватить мяч и потащить его в свободную зону, или же открыть себе пространство на движении. Иванович настолько осмелел, что в концовке после отбора убрал Маркова «улиткой» и потащил мяч через центр.

В силовом дриблинге Иванович использовал свои скорость и мощь. Протаскивая мяч через центр, Иванович включал в первую очередь мощь. Показателен момент на 43-й минуте, когда серб разбил корпусом Абдула-Азиза Теттеха – одного из самых физически сильных игроков «Динамо». На фланге Иванович часто прокидывал себе мяч мимо медленного на рывках Морозова, дважды получил по ногам (свистнули лишь однажды). И не забывайте, что голевой угловой «Зенита» случился после штрафного, а штрафной – после рывка Ивановича по флангу, когда его срезал Темников.

Тактическое задание Ивановича – слишком широкое, чтобы сбивать серба персонально-ориентированным прессингом, как пыталось «Динамо». На Бано выскакивал Рауш, но допустим, перекрывая вариант с пасом, легко нарваться на дриблинг Ивановича. Даже включаясь в финальную треть, Иванович не допускал типовых предсказуемых решений. Вот пример: Бранислав ускоряется в зону между Ташаевым и Панченко, пасует направо…

…и сам резко ускоряется в чужую штрафную.

Широкая роль Ивановича делает его и статистическим царём матча тоже. Лучший по количеству передач (73), лучший по точности (89%). Вероятно, и лучший по Packing – мы пока не считали матч. Сделал 3 острых передачи, больше только у Паредеса. 11 обводок – лучший результат на обе команды. Ивановичу новая тактика Манчини очень подходит.

Скорость мысли – проблема «Динамо»

После матча Роберто Манчини включил тролля и обратился к журналистам: «Напомните, сколько ударов сегодня нанесло «Динамо»? Мне кажется, Лодыгин даже перчатки не испачкал». Ну, тут Манчини прав – свой первый удар москвичи нанесли на 65-й минуте, когда Евгений Марков включил осеннего Панченко. До этого момента «Динамо» доставляло мяч в чужую треть и даже пыталось развернуть позиционную атаку, выстраиваясь 2-3-5 на чужой половине, но очень плохо конвертировало атаки в опасность.

Частично здесь виновата качественная игра «Зенита» без мяча. Петербуржцы выжимали атаки «Динамо» на фланги, где ставили ловушки для Ташаева и Рауша, и провоцировали либо потерю мяча, либо замедление атак. Когда «Динамо» удавалось вытащить Ивановича/Кришито из тройки защитников в прессинг и забежать в их зону (такие забегания делали Ташаев, Панченко и Луценко), в игру включался Мевля и похожим образом выжимал «Динамо» к боковой линии.

Проблема «Динамо» – ещё и в скорости понимания игры футболистами. Дмитрий Хохлов ищет, как команда должна задавать свой сценарий в каждом матче (отсюда явное желание диктовать темп игры, соблюдать аритмию темпа, переключаться с контратак на позиционки), но многие игроки далеки от вдумчивого футбола. «Динамо» удавалось взламывать полуфланги теми самыми открываниями, создавать ситуации под передачи с флангов, но команда – и отдельные игроки – своими решениями сбивали остроту атак.

Серия показательных примеров:

1. Первая фланговая атака «Динамо». Ташаев получает мяч справа, в штрафной – пустота. Важно, что это происходит именно в позиционке, а не после безадресного выноса. Луценко, как бы главный нападающий в такой схеме, глубоко. Панченко и Соу, ответственные за второй темп атак «Динамо» – тоже.

2. «Динамо» взламывает фланг резким забеганием Соу, и в это время между Краневиттером и Ерохиным, возникшим в своей штрафной, возникает большой коридор. Неплохой вариант, чтобы забежать туда Раушу. Краневиттер вроде как перекрывает пас на Рауша в статике, но если синхронно правильно совместить движение в коридоры, можно создать опасный момент.

Но Рауш… останавливается вместо того, чтобы сделать рывок. И предвосхищает печальную передачу Соу, до которой Панченко и Ташаев не могли добраться – защитники «Зенита» были ближе к мячу, плюс пас оказался слишком удобным для Лодыгина.

3. Ещё одна ситуация, где можно отдать под ускорение Ташаева в пустую зону – для инсайда «Динамо» действительно открывалось свободное пространство. Отдать на ход Ташаеву, вывернув стопу – лучшее решение для Рауша. Какое решение он принимает?

Такие ситуации, когда игроки «Динамо» долго думали и/или принимали неверные решения, были поставлены на поток. Главный такой эпизод – контратака в добавленное время, когда Черных мог разогнать контратаку 2v1, но не увидел открывания справа и затормозил (новое доказательство, что Черных плох с мячом ровно настолько же, насколько хорош без мяча). Именно из-за слабой скорости мысли «Динамо» не удавалось форсировать центр поля резкими передачами, выжимать больше из проникновений на финальную треть поля и выходить из-под прессинга «Зенита». Есть мысль, что такие проблемы у команды будут против всех качественно прессингующих соперников – именно поэтому очень вероятными выглядят три очка в Хабаровске, ноль с «Рубином» и что-то непонятное против «Тосно».

Угловые как катализатор ошибок

Роберто Манчини сам похвалил себя за выход Ильи Скроботова на замену, журналисты тоже нашли в решении тренера ПРОВИДЧЕСКИЙ ДАР – и никого не смущает, что вообще-то замена оказалась неудачной. Во-первых, Манчини выбрал неудачный момент для замены. «Динамо» только что подало угловой, Ерохин выбил мяч на новый корнер, и в таких ситуациях (и вообще перед стандартами у своих ворот) делать замены нельзя. Это вносит суматоху в действия оборонительной команды на стандарте: только что вышедший игрок может запутаться, кого именно держать, а остальные – передать своих игроков лавочнику. Важно, что момент для замены выбирал именно Манчини. Перед первым угловым он показал судье притормозить. Перед вторым – оформил замену.

Во-вторых, Скроботов не справился с главной задачей – засушить игру вместе с возвращением к схеме 5-3-2. Стандарт «Динамо» выбивается из игровой логики, но важнее, что при обороне ошибся и сам Скроботов. Москвичи забили после стандартного розыгрыша углового при Хохлове – навес идёт на ближнюю штангу, Шуньич подрезает мяч на дальнюю, и либо он сразу залетает в ворота, либо кто-то забегает замкнуть скидку. Если бы Шуньич не подрезал мяч напрямую в сетку, его бы внёс Алексей Козлов – он начал забегание за спину Скроботову и был первым на потенциальном отскоке, когда мяч влетел в ворота. Вина юного защитника – смотрел на мяч и вообще проигнорировал забегание Козлова.

Скроботов – единственный, кто сделал при результативном угловом «Динамо» именно ошибку. Шуньич выиграл позицию у Заболотного и грамотно поставил корпус – здесь не ошибка Заболотного, а именно проигранное единоборство. Лодыгин выручить не мог. Забегание Маркова контролировали. Зато Козлов за спиной Скроботова остался один… ну, спустя 5 минут случилось наоборот.

На угловом у своих ворот «Динамо» допустило калейдоскоп ошибок:

1. Главная ошибка – куда ускорился Козлов? Изначально Козлов опережал Скроботова в своей штрафной, но в момент подачи он резко побежал на ближнюю штангу, где Марков уже забрал Ерохина. Зачем Козлов бежал в их единоборство лишним? Плюс защитник не прочитал траекторию подачи – мяч полетел идеально в ту точку, откуда Козлов начал ускорение.

2. Второстепенная – Антон Шунин и выходы. Изначально вышел на мяч (что видно на скриншоте), а когда мяч полетел в голову Скроботову – попятился и получал удар уже при шагах к своим воротам. Велика вероятность, что мяч отлетел бы в ворота, даже если попал бы в Шунина – он уже начал падать назад. Опять же не первая подобная ошибка Шунина, и опять же я бы связал её с вратарской школой: тренируясь у Николая Гонтаря, Владимир Габулов ошибался точно так же.

3. Третьестепенная – та, о которой после матча говорил Дмитрий Хохлов: «Говорили перед матчем, что если игрок на стандарте остаётся свободным, надо быстро ориентироваться на него». Самба Соу не успел переключиться на Скроботова, но в потенциале Соу просто стал бы цепочкой ошибок – тогда на дальнюю штангу забежал бы Заболотный.

4. Теневая. Характерно, что Соу быстро понял командность ошибки, но набросился не на того игрока и атаковал Фёдора Черных, караулившего Полоза в зоне подбора. Здесь претензия явно к тому, что в штрафной «Динамо» было меньше игроков, чем планировалось изначально – Черных и Рауш караулили мяч перед штрафной, Ташаев ещё выше. Чистейшая потеря концентрации, вызванная желанием выиграть матч (тем более что до этого углового «Динамо» ещё ловило «Зенит» на быстрой атаке после его стандарта). Лишний игрок в своей штрафной мог бы усложнить ситуацию для соперника… ну, если бы не двигался, как Козлов.