«Мы ждали таких действий не только от Резиуана Мирзова, а от всех игроков», – сказал Дмитрий Парфёнов после кубкового финала, отнявшего у тренера «Тосно» очень много нервных клеток (на флэш-интервью перед матчем Парфёнов пришёл комком нервов). Конечно же, он лукавит: тосненцы сделали ставку на индивидуальные действия Мирзова и, вероятно, заранее отработали тактический план в матче Премьер-Лиги с «Динамо». Движимый желанием решить всё в одиночку, Мирзов выдал матч жизни: забил победный гол и поставил свой индивидуальный рекорд по количеству попыток дриблинга за игру – 21. Предыдущим рекордом были 16 обводок в матче за костромской «Спартак» против «Пскова» (это 2013-й) и столько же в дерби «Торпедо» с «Динамо», когда Мирзов отвозил на фланге Бориса Ротенберга.
Вчера Парфёнова, Мирзова и тренерский штаб «Тосно» залило шампанским, но теперь все должны собраться и на трезвую голову признать – Резиуан не поднял планку своей игры. Визуальное впечатление крутости Мирзова создалось из-за специфичной тактики «Тосно», отсутствия на поле других дриблёров, заточенных ТОЛЬКО на свою обводку, и течения игры во втором тайме. «Авангард» прижался, а «Тосно» увеличил давление через фланг Мирзова. В целом это стандартный матч Мирзова, за который игрок должен получить привычный вагон претензий.
Главная тактическая идея Дмитрия Парфёнова – регулярно пасовать Резиуану Мирзову на свободное пространство, под создание изоляций (ситуаций 1v1). Расчёт делался на качества Мирзова как дриблёра: если другой крайний полузащитник, Вагиз Галиулин, более универсален, чаще обостряет из глубины и не злоупотребляет обводкой, то у Мирзова дриблинг – главная и единственная коронка. «Тосно» только в конце сезона так затачивает игру под Мирзова: пробная версия тактического плана на финал Кубка была в матче Премьер-Лиги с московским «Динамо». Резиуан замучил Алексея Козлова и сделал 13 попыток обводок – в хардкорном разборе тура мы это отмечали.
Тосненцы осознанно строили атаки через фланг Мирзова, где без мяча недоигрывал Альшин, а 1v1 встречал Нетфуллин – непрофильный крайний защитник. Под него затачивали игровые ситуации в позиционных атаках, взламывая линии «Авангарда»…
…при длинных передачах, как от одних ворот, так и от других…
…и даже при стандартах.
1. Он предсказуем. Несмотря на высокий процент удачных обводок, Резиуана Мирзова несложно раскусить – достаточно сократить количество ситуаций 1v1. Куряне допускали такие ситуации слишком часто, особенно в начале второго тайма, когда Альшин откровенно забил на помощь Нетфуллину без мяча. Тем не менее, стандартный алгоритм в голове Мирзова читается: он всегда нацелен на смещение в центр под действие правой ногой и почти всегда настроен на удар после своей обводки. Если Мирзов наметил в голове, что может улучшить позицию и сделать лишнее касание для подработки мяча под удобную ногу – он его сделает.
Как разбивать сольные проходы Мирзова, показал Кирилл Гоцук. Даже если Резиуан убрал финтами Нетфуллина и страхующего Дашаева, а в штрафной «Тосно» создаёт преимущество 4v3, достаточно банально перекрыть Мирзову дорогу в центр под удар, чтобы он сбился с алгоритма, пошёл обыгрывать не в центр и убежал в рекламный щит.
Позиция Гоцука позволяет отдать рабочей правой ногой пас на Галиулина или Жигулёва – оба уже располагаются в dangerzone без опеки, причём Жигулёв абсолютно свободен. Но Мирзов, увидев шлагбаум, не оценил ситуацию в штрафной, а просто поменял направление дриблинга. Более умный игрок сделал бы в этой ситуации гол.
2. Он не оценивает ситуацию, получая мяч. Частично объяснил тезис в первом подпункте, здесь есть ещё несколько мелких деталек. Контролируя мяч, Мирзов очень редко поднимает голову и действует скорее инстинктивно. Отсюда же – частые лишние касания и передерживание мяча в обводке: Мирзов настроен в первую очередь улучшать себе позицию.
Пример – момент, когда Мирзов с левого фланга сместился на угол штрафной, уложил Коробова и дважды Нетфуллина, а потом слабо пробил. До удара Мирзов сделал 12 касаний и ни разу – ни разу! – не поднял голову, чтобы оценить положение других игроков в штрафной.
3. Он часто выключается из эпизодов. Обычно это выглядит так:
Пока «Тосно» атакует другим флангом, Мирзов встаёт за линией офсайда, держится за колени и отдыхает, пока Нуну Роша на дриблинге пытается проникнуть в штрафную. Перехват делает опаснее потенциальный пас направо – между Черновым и Мирзовым образовалась громадная свободная зона. Резиуан понял свой косяк в игре без мяча, но как только сделал лёгкое ускорение к центру поля… выключился из эпизода вновь. Мирзову повезло, что куряне разогнали контратаку через середину, а не через правый край, и увязли в стартовом прессинге «Тосно» (в нём обладатель Кубка России был хорош).
Конкретно в этом моменте – ещё одна микропроблема Мирзова. Его манера игры очень энергозатратна, тактический план «Тосно» добавил Резиуану дополнительную нагрузку, вингер полноценно с ней не справился и не понял, как восстанавливать силы после своих рывков. Можно отдыхать после всплеска активности, расставаясь с мячом короткими передачами. Отдыхать в офсайде и смотреть в спину атаке соперника после потенциального перехвата – не очень правильно.
4. Точно тезис, вытекающий из предыдущего: Мирзов очень слабо отрабатывает без мяча. Здесь важно разделять качества игрока – Резиуан вгрызается в мячи в активной фазе отбора, может ускориться за соперником, начинающим забегание рядом с ним. Но при позиционной защите Мирзов слаб, и оба лучших момента «Авангард» создал из-за недоработок Мирзова. Когда куряне сравняли счёт, Мирзов не среагировал на подсказку Чернова сесть в штрафную и сыграть по забеганию Игоря Киреева. Сам Чернов был изначально ориентирован на Федчука. Так Киреев оказался на углу штрафной в полном одиночестве.
Во втором моменте Мирзов проигнорировал забегание в свою зону Гурфова.
Игнорировать ярко выраженные плюсы Резиуана Мирзова тоже будет неправильно. Он грамотно создаёт ширину за спиной защитника, что позволяло «Тосно» регулярно создавать изоляции на фланге – пас Мирзову в край часто сразу же создавал ситуации 1v1. Его обводку можно критиковать, но стандартная для России оценка техничных игроков – «он хотя бы пытается обводить», – идеально подходит Мирзову; более того, в удачный день его дриблинг проходит.
Однако переоценка качеств Резиуана как дриблёра очевидна и скорее ложится в плоскость оценки «он хотя бы пытается»: его гораздо больше хвалят за смелость обводки, чем за качество. Кубковый финал не должен менять оценку Мирзова – как и Бернард Бериша, он техничен и полагается на свой дриблинг, но обладает массой недостатков, не исправленных ещё со времён дебюта в Премьер-Лиге за «Торпедо».
1. Багаев как ложный фулбэк «Авангарда». В свои 33 Михаил Багаев получил у Хасанби Биджиева очень широкую роль как в начале атаки, так и на финальной трети. При билд-апе левый защитник Багаев ситуативно менялся местами с Азаматом Гурфовым, становясь одним из двух центральных полузащитников. Правда, именно на функционирование билд-апа смена Багаева и Гурфова местами никак не влияла: куряне часто испытывали сложности в начале атак, катали мяч по U-образной траектории, а другие центральные полузащитники – Федчук и Коробов – умышленно поднимались высоко под лонг-болл, а не открывались под Гоцука и Дашаева.
Интереснее работа Багаева на чужой половине поля. При развитии атак Гурфов тоже регулярно создавал ширину, а Багаев располагался ближе к полуфлангу. Свои резкие забегания Багаев делал как во фланг, так и в полуфланг, и аналогично сужал пространство при попытках «Тосно» делать диагонали направо в сторону Галиулина.
2. Проблемы «Тосно» в правом полуфланге без мяча. Эта проблема тянется не первый мяч и связана с разной спецификой игры центральных полузащитников. В треугольнике «Тосно» в середине есть чёткая иерархия: Полетанович – самый нижний, глубинный плеймейкер, Палиенко – самый верхний и отвечает за прессинг, Жигулёв посередине. Проблема в том, что активность Жигулёва без мяча очень близка к активности Палиенко, он слишком высоко выдёргивается на мяч. Это делает «Тосно» более уязвимым к вертикальным передачам из глубины.
Пример: здесь Жигулёв выдёргивается из тройки полузащитников на Гурфова, владеющего мячом, и весь треугольник сваливается из-за Жигулёва в одну зону. Центр становится более уязвимым для вертикальной передачи, и Палиенко, экстренно вылетающий на Гоцука, не успевает её прерывать. Правда, на счастье «Тосно», наконечником атаки курян был Руслан Болов – форвард, слепо следовавший алгоритму «принять спиной к воротам и пробить», даже не оценивая ситуацию.
3. Отличная работа Коробова без мяча. Для меня удивителен факт, что Дмитрий Коробов не закрепился в Премьер-Лиге и теперь стал нужен только «Авангарду». Коробов понимает игру на уровне РФПЛ и обладает потенциалом выступлений за один из русских топ-клубов, что показал и в финале Кубка России. Коробов не был очень сильно вовлечён в игру и совершил меньше всех касаний мяча среди полевых «Авангарда», но опускался ниже, чтобы искать пространство передачами из глубины, и сам грамотно забегал в пустое пространство. Ещё по «Факелу» мы знаем, что Коробов это умеет – вчера было новое доказательство.
Пример: при смещении Альшина в центр Коробов начинает движение в коридор между линиями «Тосно». Его забегание с левого края никто не контролирует (новый привет прессингующему Жигулёву). Потенциально пас Коробову очень сильно обостряет игру, но Альшин принимает самое примитивное решение – пас поперёк.
Помимо этого, Коробов мешал «Тосно» начинать атаки. Когда Марко Полетанович не опускался третьим центральным защитником, а располагался спиной к Буйволову и Сухареву, Коробов накрывал серба до приёма мяча – при такой опеке Полетановичу очень неуютно. Когда Полетанович опускался ниже, Коробов выдёргивался на глубинного плеймейкера «Тосно» в момент приёма мяча и осложнял выбор решения. Из-за этого серб часто перепоручал решения в начале атаки Буйволову.
В любом случае, главные решения принимались не в центре поля, а на флангах – и вспышки, и ошибки Мирзова стали вчера ключевыми.