Контролируй темп. Главные тактические тезисы финала Лиги Европы | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Контролируй темп. Главные тактические тезисы финала Лиги Европы — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Матчи
ЛЕ
17 мая 2018, 10:13
17 мая 2018, 10:13
Контролируй темп. Главные тактические тезисы финала Лиги Европы
Сергей Титов для «Контрпресса» – о том, почему «Марсель» быстро выдохся, как «Атлетико» забрал себе игру и что особенного сделал Антуан Гризманн.
Содержание
01Активный старт «Марселя». Темп взвинчен
02Роль Гризманна в атаке. Игра разбивается
03Что разладилось потом. Темп сбит
04Концовка матча от «Атлетико» – топ-класс. Тотальный контроль над темпом

Привычно отправив мяч в аут из центрального круга, Флориан Товен задал тон финалу Лиги Европы. В лучших традициях финалов он был богат на стыки, остановки, вылеты мяча за пределы поля и громадные паузы перед подготовкой стандартов – из-за этого чистое время матча не составило даже полноценный тайм (44:41). Для «Марселя» это не антирекорд сезона, буквально в минувшем туре против «Генгама» ОМ сыграл в матче, где чистого времени было ещё на 28 секунд меньше. У «Атлетико» в текущем сезоне не было игр с настолько сбитым темпом.

Темп – главное, о чём нужно говорить по итогам финала: вся тактическая борьба здесь свелась к управлению темпом. «Марсель», начавший матч с традиционного мощного выноса в аут, сделал ставку на стартовую активность. «Атлетико» переждал, забил в контратаке и полностью забрал темп игры в свои руки. Минимальное чистое время в сезоне – из-за тотального успеха мадридцев в сушке результата: второй тайм был начисто за «Атлетико».

Активный старт «Марселя». Темп взвинчен

Руди Гарсия уже приучил, что в стартовых 15-20-минутках «Марсель» взвинчивает максимальный темп, усложняя жизнь сопернику. Ауты помогают французам переводить мяч на чужую половину поля, провоцировать прессинг, возвращать его себе (правда, обычно тоже из аута), забрасывать вперёд и заново провоцировать прессинг. «Марсель» разбирал защитников «Атлетико» 1v1, вынуждал выносить мяч вперёд и собирал подборы. Начиная свои атаки, французы тоже не плели кружева, а выбивали мяч, чтобы навязать прессинг.

Свой лучший момент в матче «Марсель» начал с банального выноса – защитник «Атлетико» не положил мяч на землю, в череде стыков в центре поля мяч достался Замбо Ангисса, и камерунец покатил мимо испанцев на Димитри Пайета. В контратаке игроки «Марселя» разбираются сами, Руди Гарсия развязывает им руки – тренер отвечает только за то, как зарождаются атаки.

При длинных передачах против «Атлетико» работает только идея Виктора Гончаренко, которую Руди Гарсия пытался реализовать: навязанная борьба важнее выигранной. Так «Марсель» забрасывал длинные передачи в сторону Товена, под которого забегал Валер Жермен (правда, результата это не принесло). Ещё одной идеей Гарсии были регулярные атаки через фланги, в особенности через край Врсалько. Окампос был активен и бегал, как заведённая игрушка, но только в прессинге и контрпрессинге аргентинец сыграл действительно здорово. Но об этом позже.

Стартовый план «Марселя» сработал, но ещё по чемпионату Франции у меня возникал вопрос: что делать, когда стартовый отрезок не заканчивается тотальным доминированием или голом? Тогда проще сопернику, прессинг «Марселя» слабеет, а контролировать темп выходит хуже. Так случилось и против «Атлетико». Дело не только в том, что гол Антуана Гризманна морально раздавил французов, но и в специфике прессинга «Марселя». Команда Руди Гарсии была агрессивна, но выплеснула свою энергию и агрессию очень рано (причём не впервые в сезоне).

Роль Гризманна в атаке. Игра разбивается

Понимание игры Антуана Гризманна прямо или косвенно отмечали все тренеры, работавшие с французом – от Диего Симеоне до Дидье Дешама, менявшего схему в перерыве матча Евро-2016 под Гризманна и после совета Гризманна. Объяснить, как Антуан тащит, когда мяч в его ногах, проще – форвард «Атлетико» входит в касту топ-игроков, отлично ищущих пространство и делающих разницу громадным объёмом Impect (здесь же Месси, Дибала, Иньеста, Де Брёйне, Эриксен, Озил, недооценённый гений Ларс Штиндль). Работа Гризманна без мяча остаётся за кадром, и его первый гол «Марселю» – лучшая иллюстрация, чтобы оценить его работу в конкретном эпизоде.

Франка Замбо Ангисса обязательно съедят за технический брак, решивший судьбу финала, но Гризманн частично спровоцировал ошибку камерунца своей работой без мяча. Изначально два нападающих «Атлетико» обеспечивали высокий прессинг, как делают часто: один (Диего Коста) бросался на вратаря и делал рискованным вариант с пасом на центрального защитника, от которого убежал, второй (Гризманн) перекрывал другого ЦЗ. Защитники были разобраны, но в опорной зоне возник свободный Ангисса. Что делает Гризманн? Оценивая ситуацию, француз располагается ровно между Ангисса и Рами.

Ангисса видит Гризманна перед собой и понимает, что обрабатывать мяч с уходом в левую от себя сторону не стоит – есть риск, что Гризманн отберёт мяч. Камерунец принимает мяч под уход в правую от себя сторону, но допускает техническую ошибку и дарит мяч Габи.

Что делает Гризманн? Он начинает смещение в центр, как только Ангисса принимает мяч, и предугадывает ситуацию заранее. Расположение игроков «Марселя» – максимально уязвимое при ошибке: Густаво и Рами расставились под начало атаки слишком широко, а так как Ангисса не опустился третьим центральным защитником, он при потере создал глубину в центре. Паса в касание от Габи хватает, чтобы вывести Гризманна к воротам.

Гризманн – как бы антипример оценки всего «Атлетико». Команда Диего Симеоне уже стала великой из-за мощной ставки на прагматизм и работу без мяча, и её в «Атлетико» отмечают в первую очередь. При этом умение Коке и Сауля как двигать мяч, так и искать коридоры между линиями недооценивается, а первый пас Диего Година остаётся в тени бойцовских качеств. Антуана Гризманна оценивают ровно наоборот. Все знают, что француз хорош с мячом в ногах – мало кто видит, что Гризманн крут и без мяча.

Что разладилось потом. Темп сбит

Пропустить необязательный гол от лучшей команды планеты по умению сушить игру в финале крупного турнира – комбо, разбившее игру «Марселя». Даже без Диего Симеоне у поля «Атлетико» спокойно перестроился и разбил французов прессинг-ловушками. Когда атаки начинал Манданда или кто-то из центральных защитников, мадридцы разбирали всех ближайших адресатов 1v1 и провоцировали безадресные лонг-боллы. На флангах «Атлетико» спокойно расставлял прессинг-ловушки в своём стиле: один ориентирован на игрока с мячом, ещё 2-3 перекрывают ближайших адресатов для пасующего. Редкие шансы порвать фланг возникали, когда Лукас Окампос оставался 1v1 против Врсалько и прокидывал мяч мимо хорвата – так Врсалько быстро сел на жёлтую карточку, а потом боялся трогать Окампоса.

Ещё одна черта прессинга «Атлетико» – агрессивно налетать на Манданда или Луиса Густаво, когда они при начале атаки свободно делают больше одного касания и ищут решения. За рейды на игроков «Марселя» отвечал преимущественно Габи. На скриншоте Луиса Густаво изначально накрывает Корреа, но после того, как бразилец получает мяч, Корреа оттягивается назад. Густаво видит, что всё перекрыто, продолжает поиск решений, расставляет игроков «Марселя» жестами – это триггер для включения Габи. Он усложнял французам доставку мяча вперёд.

Травма Димитри Пайета, плакавшего после замены, больно ударила по креативным возможностям «Марселя». После замены Пайета на Максима Лопеса «Марсель» перестроился на 4-3-3, где Лопес чаще разыгрывал мяч в глубине, а Сансон сосредоточился на рывках в штрафную вторым темпом – но эти рывки обычно игнорировались. Смещения Товена в центр блокировались грамотной страховкой от Коке, Сауля и Люка Эрнандеса, а Лукас Окампос превратился в аргентинскую версию Резиуана Мирзова – был активен, агрессивно влетал в прессинг и контрпрессинг, помогал команде при обороне, но как только получал мяч, видел впереди только ворота.

Несколько раз за первый тайм Окампос либо перекрывал линию передачи, под которую открывался партнёр, чтобы самим потащить мяч, либо не видел классных открываний. Вот пример: Окампос получил мяч в полуфланге, начал смещение в центр, и тогда же классное забегание начал Максим Лопес – точный пас вразрез выводил Лопеса на свободное пространство. Вместо паса аргентинец затянул, остался 1v1 против Врсалько, дождался, когда Сауль переключится на него и заблокирует дорогу в центр – осталось только обыгрывать во фланг.

Единственный шанс Окампоса выстрелить заключался в боязни Врсалько получить вторую жёлтую при быстрой атаке «Марселя», но перед штрафной хорвата грамотно страховали и разбивали Окампоса, а замена Врсалько на Хуанфрана вновь создала ситуацию, когда «Атлетико» мог безболезненно допустить ошибку и сорвать атаку соперника тактическим фолом. Это не потребовалось – Хуанфран выиграл одно единоборство у Окампоса, не дал ему развернуться на старте второго тайма, после чего аргентинца справедливо заменили на Н’Жи.

Проблема «Марселя» нетипична для команд Руди Гарсии. Если его предыдущие команды – «Лилль», «Рома» – были более алгоритмичными, комбинационными, то «Марсель» при владении мячом заточен на индивидуальные действия игроков. Это проявлялось и до замены Пайета, часто принимавшего решения самостоятельно, и после. Без Пайета игра французов сбилась на попытки Окампоса, Бума Сарра и даже Луиса Густаво тащить мяч вперёд в одиночку, на победу в ситуациях 1v1. Только против «Атлетико» такой подход проблемен: во-первых, мадридцы на большинстве позиций сильнее 1v1, во-вторых, у них отлично работает подстраховка. Если «Марселю» и удавалось отыскать свободное пространство, то лишь глубоко во фланге, откуда приходилось навешивать. В полуфланг «Атлетико» не пускал.

Концовка матча от «Атлетико» – топ-класс. Тотальный контроль над темпом

Симеоне и Бургос отлично разыграли шахматную партию, которая проходит у «Атлетико» не впервые в сезоне. В Севилье, когда Антуан Гризманн оформил хет-трик, мадридцы выиграли 5:2 по схожему сценарию – отдали мяч и инициативу, дождались первой же ошибки (причём косяк Эвера Банеги сравним с ошибкой Замбо Ангисса), а потом улетели наказывать на контратаках. Если «Атлетико» выигрывает, команде вообще не нужен мяч – в позиционной атаке команда часто не ищет путь к воротам, а банально сбивает темп.

Изначально «Марсель» пытался управлять темпом, но после пропущенного мяча упустил нити игры – и «Атлетико» идеально засушил счёт. Отрезок в 2,5 минуты, начиная с 73-й – эстетика того, как надо правильно управлять темпом и контролировать игру. «Атлетико» готовил два штрафных по 38 и 55 секунд, спокойно катал мяч и выходил из-под прессинга, а когда грузил ближе к воротам – выигрывал подборы или накрывал принимающего игрока «Марселя» высоким давлением сразу после выноса. Бить по воротам даже не нужно: за матч «Атлетико» нанёс всего 1 удар после позиционных атак.

«Атлетико» хладнокровно разбил центр поля «Марселя» в быстрых атаках, после подборов и отскоков – именно так, как Руди Гарсия планировал выиграть центр в начале матча. Так, перед вторым голом Ангисса тоже допустил ошибку, если оценивать его в связке с другим опорником – встал при ауте вертикально относительно Сансона, застрял в полупозиции, когда Сауль головой отдал на Гризманна, и был отрезан пасом в центр. Изначально Ангисса играл по Гризманну, но потом поплыл и потерял всё – и своего игрока, и пространство в середине поля.

Понятно, что уровень сопротивления в финале был невысок, а разница игроков в классе на некоторых позициях громадна – но «Атлетико» такой игрой в финале лишний раз доказал, что его футбол живёт, процветает и вроде как не заслуживает слов о кризисе. Пока Габи извиняется за своё декабрьское выражение, что Лига Европы – это дерьмо, Хуанфран уже говорит о борьбе за другой еврокубок через год. И его слова снова выглядят реалистичными.