Новые лица на манеже. Разбор побед «Енисея» и «Амкара» в стыках | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Новые лица на манеже. Разбор побед «Енисея» и «Амкара» в стыках — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Матчи
РПЛ
21 мая 2018, 13:22
21 мая 2018, 13:22
Новые лица на манеже. Разбор побед «Енисея» и «Амкара» в стыках
Сергей Титов специально для «Контрпресса» – о тактике стыковых матчей за место в Премьер-Лиге.
Содержание
01«Амкар» – «Тамбов»: на опыте концовок и лонг-боллов
02«Енисей» – «Анжи»: два матча как целый сезон

«Амкар» – «Тамбов»: на опыте концовок и лонг-боллов

До попадания в стыковые матчи Андрей Талалаев дал большое интервью «СДЗД», где нитью проходит мысль, что «Тамбов» понимает свои сильные стороны, в том числе скрытые, и очень правильно акцентируется на них. О скрытой силе нам писал тренер-аналитик «Тюмени» Игорь Мананников: игроки «Тамбова» привыкли тренироваться при выключенных кондиционерах и закрытых окнах, и если у них в такой парилке сохраняются силы, то соперники откровенно встают ко второму тайму. Чтобы не вставать в душном манеже и поддерживать прессинг, нужна сильная физика, и она у «Тамбова» есть. Эффективный вертикальный футбол, практикуемый «Тамбовом» в ФНЛ, тоже невозможно поставить без сильной физики.

Даже против команд ФНЛ «Тамбов» медленно выходил из-под стартового прессинга соперника, тяжело готовил первый пас и обычно заряжал вертикаль. Или искал Андрея Мурнина, искавшего продолжение атаки (нередко – вертикаль). Очевидно, что против соперника, ещё сильнее превосходящего в классе, «Тамбов» должен был сыграть точно так же. Под это Талалаев и заточил тактический план на игру в Перми. Как и в ФНЛ против соперников, превосходящих в классе, «Тамбов» перестроился на расстановку 5-3-2. Интересна специфика прессинга тамбовчан: первая линия, Бирюков и Игнатович, была сосредоточена на перекрытии зон левее от центра, а когда «Амкар» доставлял мяч Сивакову – левому центральному защитнику – в давление включался Максим Трусевич.

Тренерский штаб явно изучал матч «Амкара» с «Тереком» и сыграл по похожему сценарию – разница лишь в большей интенсивности прессинга. «Тамбов» грамотно разбирал соперников 1v1, когда «Амкар» начинал атаку или когда хозяева выигрывали подбор на своей половине поля. «Тамбов» выжимал соперника на фланги, создавал там прессинг-ловушки, и максимум, получаемый «Амкаром» в позиционных атаках в первом тайме – закинуть мяч к угловому флагу, откуда сложно придумать что-то острое.

Вот один из примеров, когда сработала ловушка «Тамбова». Шляков, Мищенко и Мурнин насытили небольшой квадрат поля, а на случай, если мяч каким-то образом вылетит из квадрата со смещением ближе к центру, уже готов к отбору Кашчелан. Рязанцев жестом показывает, что можно закинуть мяч верхом в штрафную, но а) при высокой плотности такой пас легко прерывать, б) Рязанцева уже накрывает Горбатюк. В этой атаке «Амкар» упрётся в угловой флаг и сделает навес в руки вратарю.

Так «Тамбов» урезал возможности пермяков, разбив игру «Амкара» в позиционной атаке. Помимо доставки мяча в запертые фланги и попыток разрезать насыщенный центр, «Амкар» предложил только диагонали на дальний край штрафной Михаила Сивакова – уже стандартное оружие Вадима Евсеева против закрытых команд. Их «Тамбов» тоже минимизировал за счёт прессинга Трусевича. Чтобы разбивать пространство между линиями, ниже опускался Браун Форбс – это тоже не помогало. Форбс брал другим: выигрывал забеги на скорости под длинные передачи, цеплялся за мяч перед штрафной и корпусом укрывал его от соперников, дожидаясь подключения игроков «Амкара» к воротам.

Форбс очень сильно затягивал с решением, когда цеплялся за мяч, но тем не менее: самой эффективной стратегией доставки мяча в штрафную «Тамбова» стали длинные передачи. Евсеев явно обратил на это внимание игроков в перерыве. Во втором тайме «Амкар» продолжил много контролировать мяч, выбивая дикие для себя 66% владения, но упростил игру и все свои шансы организовал либо из прессинга на чужой трети, либо лонг-боллами. Длинные забросы работали, когда «Тамбов» агрессивнее выдёргивался на мяч. За минуту до гола случился симптоматичный момент: Мищенко выдернулся на верховую борьбу, выиграл мяч, но выключился из момента. Огуде на подборе сразу закинул мяч в его зону – за спиной Мищенко уже сторожил Костюков.

При менее стихийных, подготовленных длинных забросах «Амкар» готовил ситуацию 3v3 против тамбовских защитников, после чего заряжались лонг-боллы преимущественно в зону Мищенко. Судя по поведению Евсеева на лавке – после одной из длинных передач он довольно крикнул Мильковичу «Во-о-о!» – этого коуч и добивался от команды.

Второй гол «Амкар» так и организовал. Огуде длинной передачей закинул мяч в зону Мищенко, Гащенков вступил в борьбу, а Форбс выиграл подбор. Плюс грубую тактическую ошибку допустил Гультяев – бросил Балановича и сместился в центр, реагируя на мяч при подборе. Кажется, так стыковые матчи выигрываются примерно везде.

Изначально ответный домашний матч был стратегическим преимуществом «Тамбова» (отбейся три тайма и дави на физике), но гол Балановича сделал счёт некомфортным, а «Амкар» на опыте очень грамотно задал темп ответного матча с первых минут. Показательный момент – если после первого фола «Амкара» тамбовчане быстро вернули мяч в игру, то после первого фола «Тамбова» Артур Нигматуллин, получивший пять жёлтых карточек за сезон (угадайте, за что!), отнял у соперника 34 секунды.

Дома Талалаев перестроился на стандартную расстановку 4-4-2, выпустил Часовских вместо Бирюкова и максимально упростил атаки. В Перми «Тамбов» тоже строил игру вертикально – если вскрывал зоны соперника, то одной-двумя вертикальными передачами, правильными забеганиями и даже мини-комбинациями. Вроде такой.

А в тамбовском матче было так.

Вероятно, это тоже установка Талалаева – максимально быстро доставлять мяч в атаку. «Тамбов» пулял мяч вперёд, как только отбирал, перехватывал мяч или находил его бесхозным после борьбы. Осмысленное начало атаки через вертикальные передачи низом «Тамбову» не удавалось: Форбс и Костюков встречали Горбатюка, Мищенко и уходившего ниже Мурнина, перекрывая линии передач. Оставалось только забрасывать. Свои редкие шансы – когда Игнатович бил с острого угла, когда Часовских немного опоздал на фланговый кросс – «Тамбов» создавал, выигрывая мяч после длинной передачи, доводя его на край и навешивая в штрафную. Опять же максимально простой рисунок, но мы должны делать скидку на класс игроков. И по бюджету, и по составу эта команда – всё ещё в лучшем случае середняк ФНЛ.

В гостях «Амкар» грамотно засушил игру, сбил темп мелкими фолами и затяжками времени и использовал ошибки «Тамбова» на стандартах. Когда Костюков открыл счёт, он опередил на добивании Горбатюка – здесь банально выиграл мяч тот, кто быстрее сориентировался. С другим моментом, когда промазал Конде, «Тамбов» недоработал уже всей командой. «Амкар» получил преимущество ещё до навеса: если не считать ориентированного на перехват на ближней штанге Часовских, пермяки создали ситуацию 5v4 при штрафном в атаке. Это удивительно. Марат Быстров, плохо выполнивший свою работу, не только поздно включился, но ещё и увязался за Огуде, по которому уже играл Шляков. Так Конде остался на дальней штанге совсем один.

Интересно, что будет с «Тамбовом» дальше. Абсолютно очевидно, что это тренерский проект, но Андрей Талалаев не скрывает предложений от других клубов. Правда, сложно понять, о ком речь, и скорее тренер набивает себе цену – «Арсенал» и «Урал» стилистически играют совершенно по-другому. Кажется, лучшим вариантом будет развивать «Тамбов» дальше. Команда уже добилась мощного прогресса, и ей есть куда расти дальше, просто сейчас она напоролась на громадную разницу в классе. Такой сильной, опытной и спокойной команды, как этот «Амкар», в стыках РФПЛ-ФНЛ не было никогда.

«Енисей» – «Анжи»: два матча как целый сезон

Стыки с «Енисеем» – это вся весна «Анжи» в миниатюре. К чести Вадима Скрипченко, он признал свою вину после поражения в Красноярске и извинился перед болельщиками «Анжи» после второго подряд вылета из Премьер-Лиги, но это единственно правильная реакция на итог сезона. В отношении «Анжи» несправедливо только то, что команда не вылетела напрямую: она закончила регулярный чемпионат с 6-матчевой серией поражений, выдала лишь один сильный матч с точки зрения тактики – против «Краснодара», где умышленно перестроилась под соперника и встречала его атаки тройкой хавбеков в центре вместо двойки. Работа Скрипченко по ходу матчей изменилась, тренер перестал выпускать четверых центральных нападающих на поле одновременно, но тактических проблем «Анжи» меньше не стало.

Главная проблема – ужасная игра в центре поля. Середина проигрывалась в каждом матче, как бы ни комбинировалась двойка хавбеков из Антона, Тетрашвили и Бакаева, а опорники «Анжи» играли не парой, а поодиночке, очень несогласованно. Дмитрий Аленичев легко вычислил слабость «Анжи» при подготовке к матчу, о чём сказал после игры: «План, который задумали на игру – быстрый футбол. Проанализировали игру «Анжи» в последних матчах, увидели, что есть проблемы в обороне, особенно в центральной зоне, выпустили реактивного Саркисова».

Аленичев перестроился на 3-4-1-2 под соперника – стандартный ход под более сильного оппонента, плюс понимание, что Скрипченко играет в два таранных форварда, хотя просит интерпретировать схему как 4-2-3-1 – и сделал ставку на атаки через центральную зону. «Енисей» вытягивал соперника в прессинг, играл короткими быстрыми передачами перед штрафной и нацеливался на резкие передачи низом из глубины. Полузащита «Анжи» преодолевалась в один-два паса, как на скриншоте ниже: Кичин пасом отрезает четверых, Фатуллаев первым же касанием переводит мяч дальше в центр, и Егор Иванов возникает с мячом совсем один – центр поля «Анжи» отыгран.

Егор Иванов – царь матча в Красноярске. При подготовке плана на игру Аленичев наверняка был уверен, что Фатуллаев и Семакин будут прессинговаться Антоном и Тетрашвили, двумя опорными хавбеками «Анжи», и приставил за их спинами Иванова. План сработал: в первом тайме Егор ОЧЕНЬ часто получал мяч от центральных защитников между линиями, когда Антон и Тетрашвили выдёргивались на хавбеков «Енисея» и готовились атаковать в момент приёма мяча. Поиск пространства Ивановым был идеален: неоднократно он открывался ровно между Антоном и Тетрашвили, так, чтобы никто из опорников не успевал перехватить пас.

Удивительно, что Иванов отрезал на приёме передач из глубины всего 54 соперника за матч – визуально цифры казались совсем-совсем другими. Но Егор был хорош не только в открываниях. Он грамотно выбирал позицию при лонг-боллах, подстраиваясь под Кутьина, в прессинге активно накрывал Паула Антона и очень активно обострял. 18 Impect – с запасом лучший результат матча.

Иванов был крут, даже не касаясь мяча. Он – теневой герой второй голевой атаки «Енисея». Открываясь под первый пас Жирова, Иванов сместился чуть левее от себя под пас и вытянул за собой Тетрашвили. Одновременно за Егором выдернулся Армаш. Своей активностью Иванов настолько напугал игроков «Анжи», что они сами открыли Жирову пространство для рывка с мячом, а Кутьину – для забега под пас из глубины.

После такого матча Егора Иванова логичен вопрос, это настолько хорош Иванов или настолько плох в центре поля «Анжи»? Моя версия – один фактор гиперболизировал второй, но Иванов классно искал пространство и в других матчах ФНЛ, которые удавалось видеть. В других аспектах игры «Енисей» тоже был лучше, чем в большинстве увиденных матчей, но сохранял заготовки, сделанные по ходу сезона: рискованные первые передачи, перестройка в билд-апе под смещения Кичина или Гасанова на фланг обороны, чтобы поднять выше латераля, смещения Комкова и Чичерина с мячом в центр и стеночки с кем-то из атакующей тройки под дальнейший удар.

При этом недостатки игры «Енисея» тоже были заметны. Владимир Сугробов попал под критику за три пропущенных мяча, каждый из которых частично на его совести, но вратарь красноярцев Филиппов тоже не был безгранично уверен в себе – в начале матча допустил ошибку при выходе через короткий пас, потом неуверенно играл на выходах из ворот. Бросались в глаза хаотичные действия Саркисова и Кутьина при передачах из глубины, что косвенно подтверждает пенальти перед первым голом: один уже попал в офсайд, другой летел на мяч и визуально будто мешал своему напарнику, но успел выскочить из офсайда. Они не всегда правильно распоряжались мячом на скорости и застревали за линией защиты (в Каспийске – тоже), но разрывы между центральными защитниками «Анжи» были такими же громадными, как и между Тетрашвили с Антоном. Ну и вопрос концентрации, опять же перед пенальти. Как так случилось, что Армаш и Самарджич при длинной передаче не только расставились слишком широко друг от друга, но и изначально проиграли позицию Саркисову и Кутьину?

Системные проблемы нельзя решить в трёхдневном цикле, это слишком наивно. Поэтому «Анжи» как в Красноярске, так и в Каспийске предстал такой же разбитой командой, что и в весенней части сезона Премьер-Лиги. Центр поля при контроле мяча снова был пуст – один блок игроков убегал на одну линию к защитникам, другой расставлялся на своей половине поля. Никакой Паул Антон при таком билд-апе ничего не сделает: всё, что можно сделать при такой расстановке – в тысячный раз закинуть мяч к чужой штрафной, проиграть стык, проиграть подбор и снова открыть центр. Ужасная игра без мяча в опорной зоне, плохая подстраховка – это нельзя было исправить, и «Енисей» ударно сыграл на слабостях «Анжи».

В Каспийске Дмитрий Аленичев чуть перестроил игру «Енисея»: Егор Иванов был больше привязан к Семакину и Фатуллаеву, а не держался обособленно (в особенности при игре без мяча), а к Кутьину в пару вышел такой же пробивной Марко Обрадович. «Енисей» оборонялся в девять человек, оставляя впереди только Обрадовича, а при своих атаках снова старался положить мяч вниз. Правда, первый гол «Енисей» забил после длинной передачи и выигранного подбора, но он тоже ложится в канву сезона «Анжи» – подбор снова проигран, Армаш снова смотрит на мяч и не замечает, как Обрадович вбегает в его зону.

Второй гол «Енисея» в Каспийске – ещё более удивительный. Да, красноярцы снова грамотно разыграли комбинацию через центр, но это даже не главное. Включите повтор и последите за игрой Мирала Самарджича по ходу всей атаки: он убегает на фланг, садится назад, снова выдёргивается вперёд, чтобы помешать Кутьину, садится в оборонительную четвёрку, а когда Иванов пасует из глубины Обрадовичу, словенец… выдёргивается на Семакина. Что? Зачем?

Давайте отметём вариант, что Самарджич хотел просчитать следующий шаг, потому что в итоге Мирал его не просчитал. Он выдернулся на Семакина, дал без сопротивления принять Обрадовичу и… встал. Кто забил после паса Обрадовича? Семакин. А Самарджич после того, как не прочитал потенциальный пас игрока «Енисея» Семакину, встал и выключился из эпизода. Причём из «Анжи» была информация, что Самарджич – один из самых тактически прошаренных игроков в команде: что тогда говорить об остальных?

После 5:0 по сумме двух матчей всё было кончено. «Анжи» забил четыре, а Владимир Полуяхтов положил два и сохранил себя в Премьер-Лиге ещё на один сезон, но команда Скрипченко снова осталась собой. Тренер снял Армаша и выпустил Калмыкова. Играя с одним центральным защитником, «Анжи» запустил выход 2v1 – Обрадович не забил чудом. «Анжи» добавил давления в чужой штрафной, но у своих ворот не давил вообще и справедливо получил пенальти в атаке, когда центр поля махачкалинцев размазали серией коротких передач. Что-то исправить было нельзя – исправлять надо было намного раньше.