Самым активно используемым оружием французов в позиционке стало насыщение правого фланга атаки, создания там численных преимуществ 3v2, 4v3. Если мяч по флангу тащил Павар, то над ним или в полуфланге открывался Мбаппе, и в эту же зону смещался Жиру, Гризманн или один из связки Погба-Канте. Уругвайцы всегда пытались реагировать на такие смещения, но часто это были действительно лишь попытки. Уже на второй минуте Погба вскрыл центр уругвайцев, как раз поймав их на попытке помешать насытить зону. Погба сместился на фланг под пас, создал 3v2 и уже после приёма на него выдвинулся опорник Торрейра. В итоге Погба начал готовить разрезной пас, а застрявший в полупозиции Торрейра, не чувствуя соперника за спиной, дёрнулся левее, чтобы прикрыть полуфланг. Но тем самым он расширил коридор между собой и партнёром, и Франция получила шанс свободно принять между линиями. Но не воспользовалась:
Истории, когда единственный опорник в уругвайских 4-3-1-2 (4-4-2 «ромб», если удобнее) смещался на фланг без мяча не редки – вероятно, это было частью плана Табареса. Когда Торрейра не запаздывал и не застревал на пол пути, как в эпизоде выше, то включался по третьему французу, который смещался под двух фланговиков, не вступал в отбор и «выдавливал» из фланга, вынуждал отдать назад.
Но лучше всего Уругвай «разбивал» количественные преимущества Франции, когда по включавшемуся во фланг игроку работал Бентанкур – верхний игрок «ромба». Во-первых, Родриго включался своевременно и грамотно, а, во-вторых, Уругвай попросту не оголял опорную зону смещениями Торрейры:
Также французы пользовались излишней компактностью Уругвая при игре без мяча, часто используя «перегрузы» и переводы мяча с одного фланга/полуфланга на другой. Первый опасный момент в матче французы создали так:
Это тот самый момент, когда Мбаппе в полном одиночестве пробил головой выше створа. Знаете, кто изначально играл по нему в штрафной, но, ориентируясь на полёт мяча, бросил его опекать? Торрейра. Стоит отметить широкий, но при этом малозаметный шаг Мбаппе в сторону от Торрейры в момент навеса Павара – это движение в миг «выключило» уругвайца из эпизода. Парень проделывает такое в 19 лет, на своём первом ЧМ. Что дальше?
Однако «перекомпактность» Уругвая можно было использовать ещё лучше – вы только посмотрите на это:
Здесь Уругвай настолько «переиграл» в компактность и в разбивку плана французов по перенасыщению, что в одной фланговой вертикальной зоне расположилось сразу 5 (!) игроков. На весь центр и противоположные полуфланг и фланг остался один защитник. Мяч в этом эпизоде дошёл до Канте, который даже не крутанул головой в сторону Эрнандеса, а сделал неудобный пас в касание назад.
Кстати, интересно, что французы практически не давили слева, на фланг Касереса, а всё внимание сосредоточили на правом для себя фланге Лаксальта. Похоже, Дешам учёл опыт Португалии в предыдущем матче, когда Касерес выиграл микроматч у Геррейру и обезвредил смещения Роналду налево. К тому же, не было смысла делать акцент на левый фланг атаки, где играла связка Эрнандес-Толиссо. Тем более, когда справа есть Мбаппе.
Касереса, кстати, можно считать одним из самых полезных игроков Уругвая на ЧМ. Во-первых, большой акцент Уругвай делал на резкие забегания Касереса в атаку из глубины или сразу в штрафную через полуфланги – к этому оказалась не готова Португалия в 1/8. Что странно, учитывая, что Касерес так даже забивал в отборе на ЧМ Боливии. Во-вторых, Касерес при частых включениях в атаку, не сыпался при переходах, чаще всего успевал сесть в оборону. В-третьих, Касерес умело вбрасывал длинные ауты Уругвая до чужой штрафной, правда, из этого не удалось выжать ни одного даже полумомента. Но это уже говорит о недоработанности плана – всё, что предлагал Уругвай при аутах – тупо численное насыщение штрафной с включением туда одного или двух ЦЗ и бросок в борьбу. Такие вбрасывания Касерес делал весь второй тайм с французами.
План Уругвая в атаке был в целом достаточно скуп, либо не все механизмы работали. Кавани – огромная потеря для сборной, если кто не в курсе. Связке Суарес-Кавани в своём превью Уругвая перед ЧМ я посвятил отдельный пункт – это стабильно работающий мощный дуэт, на котором завязано множество механизмов. Но их базис в том, что обе уругвайских звезды проделывают огромный объём именно с мячом вне штрафной, особенно на флангах, не мешая и дополняя друг друга. Стуани, как мы уже писали в паблике, форвард немного другого склада, который не смог осилить функции Кавани в подыгрыше, был намного пассивнее. Также он был намного слабее Кавани в прессинге, позволяя легко себя обыгрывать. Поэтому травма Кавани – одна из ключевых причин поражения, а если точнее, то скупой атакующей игры Уругвая. Впрочем, об этом знали даже эксперты с «Первого канала».
Одни из немногих работающих механизмов перехода в атаку были завязаны на Нандесе – правом игроке «ромба». Нандес открывался на фланге, получал среднюю передачу от Година или Касереса и, если передача шла верхом, скидывал мяч головой в полуфланг на форварда. Если Нандес принимал мяч в глубине на фланге, то делал резкий лонг-болл вперёд на кого-то из нападающих или забегающего Касереса:
На скриншоте выше Уругвай в пару касаний дошёл до штрафной, но всё запорол Стуани. Нандес скинул мяч головой на Суареса, Луис – тем же способом на ход Стуани. Кристиан снова доказал, насколько плохо у него отлажена «химия» с Суаресом. Луис после скидки сделал рывок к центру штрафной, а Стуани ожидал увидеть его рядом в полуфланге, куда и сделал короткий пас в ногу Канте.
Во втором тайме Уругвай часто взламывал левый фланг обороны Франции, откуда простреливал в штрафную. Дважды это было связано с позиционными ошибками Канте, допускавшего пас себе за спину между линиями. И все разы – с слишком стянутым в центр расположением Эрнандеса и/или Толиссо. На скриншоте ниже произошла цепная реакция. Суарес и Стуани единственный раз проявили крутое взаимодействие, скрестили движение и создали вертикальное расположение ЦЗ => Эрнандес был вынужден сместиться к центру, чтобы не создавать огромный разрыв. Толиссо ужасно сыграл в отборе по Бентанкуру и допустил большущий разрыв между ним и Эрнандесом:
Гол Варана – не случайность. Ещё до него Рафаэль успел нанести удар после навеса Гризманна со штрафного – Франция делала ставку на защитника «Реала» при стандартах. В эпизоде с голом Варан в стиле Мбаппе сделал грамотное малозаметное движение, отклеившее от Рафы соперника. Уже перед подачей он начал движение с линии штрафной в сторону ближней штанги. Во время подачи тормознул, сделал шаг в сторону ворот и микрокасанием оттолкнул Весино, сделав ещё один рывок на ближнюю. Это касание «выключило» Весино – Варан свободно выбегал на подачу:
Во втором тайме Варан пытался провернуть похожий трюк, но забегал слева с линии штрафной в центр. А навес Мбаппе со штрафного улетел одним рейсом с Уругваем.
Когда Франция играла в Екатеринбурге, французские журналисты и до матча, и после активно интересовались игрой Жиру. Судя по вчерашним словам Дешама, интерес к Оливье держится на новогоднем уровне. Не знаю, чем обусловлена такая популярность, но Дешам защищает и нахваливает Оливье чуть ли не больше всех, всегда выделяя его работу на команду. И да, Жиру проделывает громадный объём работы в подыгрыше. Цепляется за лонг-боллы, делает качественные скидки – помогает Франции в вертикализации игры, когда «барахлит» позиционка:
Без мяча Жиру также усердно отрабатывает и, что важно, классно взаимодействует с Гризманном. Против Аргентины оба успешно передавали друг другу Маскерано, против Уругвая – как вместе, так и поодиночке обезвредили Торрейру при билд-апе соперника. Французы, согласно тренду этого ЧМ, использовали сдержанный mid-прессинг в центральной зоне, а на флангах агрессивно встречали соперника с мячом по одному-двое и провоцировали отдать назад. Глубинный плеймейкер Уругвая, Торрейра, всегда находился на поводке у Жиру, Гризи или сразу у обоих:
Гризманн тоже умничка без мяча. Помимо взаимодействий с Жиру, он практически всегда включается в контрпрессинг «трёхцветных» и вовремя включается в высокий прессинг. Вспомните хотя бы вчерашний эпизод из начала второго тайма, когда Гризи врубил скорость и накрыл вынос замешкавшегося Муслеры.
При выходе в атаку низом Жиру часто опускается глубже, перемещается по разным вертикальным зонам, открываясь под передачу спиной к чужим воротам. В таких случаях, да и при лонг-боллах тоже, за его спину сбоку забегают партнёры (тот же Гризманн или Мбаппе), а Оливье в касание отпасовывает им. На скриншоте ниже Жиру вытягивает за собой защитника, а Гризманн уже на скорости принимает пас и направляется в оголённую зону:
Франция в целом успешно использовала контрпрессинг после потерь в атаке, особенно в первом тайме. В эпизоде с заработанным голевым штрафным французы аж дважды использовали контрпрессинг. В первом моменте потерявший мяч Мбаппе не сбавил скорости и пошёл за перехватившим мяч соперником, попутно перекрывая варианты отдать низом партнёрам в штрафной. Сразу после потери рывок по флангу сделал Павар, перекрывая Лаксальта. По итогу Торрейре пришлось вынести мяч верхом:
Сразу после ещё одной потери к уже находящимся на флангах партнёрам стянулся Гризманн (даже ещё во время первого момента, находясь за спиной возможного адресата Торрейры), а за единственным открытым уругвайцем с двух сторон стали стягиваться Толиссо и Канте. По итогу оба перекрыли возможность Бентанкуру свободно принять мяч. Канте спровоцировал сделать касание назад при приёме, а Толиссо перехватил мяч на неудачной обработке. Спустя миг он же и получил по ногам от Родриго:
Второй гол Франции – провал не только Муслеры, но и всей центральной линии «чарруа». Погба со спины обокрал Весино на приёме (косвенно именно ошибки на приёме мяча привели к обоим голам), улетел в контратаку, за ним увязался Торрейра, который дышал в спину Поля. В подстраховку с другого фланга прибежал Нандес, не слишком думая об открытом рядом Толиссо и открывая между собой и Торрейрой удобный коридор для паса Погба. Дальше пас Толиссо на Гризи и тот самый удар – весь центр поля отыгран одним Погба. Плюс по Гризманну пассивно сыграл Касерес:
Вышедший Кристиан Родригес занял место левого центрального в «ромбе», а на позицию «десятки» перешёл Весино. Родригес начал давать ширину слева, как это делал Нандес на другом фланге, но после второго пропущенного совсем потерялся. Более того, неудачный пас на Весино, которого обокрал Погба перед вторым голом, сделал именно Родригес. Выпуская Урретавискайю, Табарес сделал ставку на его мягкие навесы и точные передачи. По сути, тот выполнял функции заменённого им Нандеса – открывался справа на фланге и выцеливал мяч в штрафную. В концовке Уругвай вообще окончательно перешёл на лонг-боллы Година или Торрейры из глубины к чужой штрафной. В такой игре Родригес и Урретавискайя либо принимали забросы на флангах, либо собирали подборы и держали мяч в финальной трети, пытались развить атаку. Вышедший вместо Стуани Макси Гомес… Ой, а я не помню. Настолько эта замена провалилась.