Таланты, сюрпризы и провалы Серии А | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Таланты, сюрпризы и провалы Серии А — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Хардкор
Серия А
21 января 2019, 16:37
21 января 2019, 16:37
Таланты, сюрпризы и провалы Серии А
Михаил Громов – с кратким резюме по первой части итальянского чемпионата.
Содержание
01Команда-сюрприз
02Команда-разочарование
03Лучший матч
04Мистер Вечность

Итальянская Серия А вступила во второй круг – значит, пришла пора вспомнить, что было в первом. Этот материал не покроет и капли всего интересного, что происходит в Италии – но все основные моменты здесь есть. Я пристально следил за кальчо каждый тур и к возобновлению чемпионата решил составить победителей в нескольких номинациях.

Команда-сюрприз

В первой половине сезона Серии А хватает команд, которые не являются главной силой лиги, но приятно удивляют практически в каждом туре. Однако «Аталанта», «Фиорентина», «Сампдория» не первый сезон являются околотопами кальчо, и все лидеры усвоили, что эти команды испортят жизнь любому. Так что главным открытием стала «Парма», которая только вернулась в Серию А, но уже продемонстрировала свою конкурентоспособность. А ведь далеко не все команды, повысившиеся до элиты, могут сходу закрепиться на самом сложном уровне: «Фрозиноне» сейчас в зоне вылета, «Эмполи» — в трёх очках от неё. «Крестоносцы» же в середине таблицы и лишь в четырёх очках от зоны еврокубков (UPD: уже в трёх).

Тренер команды Роберто д’Аверса заведомо отказался от мудрёного футбола: если в Серии Б его ребята могли контролировать матчи, то сейчас они имеют самый примитивный стиль в лиге. «Парма» качественно организованна в обороне и не стремится держать мяч – «крестоносцы» владеют им всего лишь 39% процентов времени. Их главная цель – контроль важнейших игровых зон, особенно центра поля (флангам уделяется меньше внимания, из-за чего пармезанцы допускают много кроссов), а также поиск свободного пространства. В фазе владения «Парма» максимально вертикализирует игру длинными передачами, забросами. Как доказательство примите факт, что по коротким пасам команда д’Аверсы худшая в лиге.

«Крестоносцы» даже не имеют выстроенного билд-апа: в тройке центральных полузащитников нет ярко выраженного реджиста, да и «Парма» редко строит позиционные атаки с нуля. Чаще всего используются длинные передачи защитников или же вообще вратаря: Луиджи Сепе занимает седьмое место среди всех игроков команды по уровню вовлечённости в игру в пас, и защитники «Пармы» часто подключают его к игре ногами. Если соперник агрессивно прессингует, Сепе остаётся по сути единственным инструментом для перехода в атаку. Многие команды поняли этот момент, поэтому и Луиджи теперь помещён под давление – теперь «Парма» легко лишается мяча, хотя и старается им дорожить.

Ригони отыгрывает назад на Якопини вместо того, чтобы начать атаку через Штулаца. Якопини находится под давлением Бальде Кейта и рискует с дриблингом, но отдаёт-таки на Бруно Алвеша, который подключает Сепе. Но у Сепе мало времени и нет вариантов: после неудачного выноса на Гобби мяч переходит к «Интеру».

34% действий происходит в финальной трети «Пармы» — это худший показатель в лиге, но такой низкий оборонительный блок привлекает на половину поля «Пармы» огромные силы соперника. Нетрудно догадаться, что это позволяет пармезанцам создавать много свободных зон за спинами своих оппонентов, а это – идеальные условия для проведения контратак (в них забито 5 мячей из 13 с игры). Простейшая идея приносила проблемы «Ювентусу», мучила и в итоге подавила «Интер», устранила даже «Кальяри» — команду, которая редко раскрывается и здорово организовала оборону. Состав «Пармы» практически идеально подходит под контратакующий стиль, не хватает лишь диспетчера и техничных и скоростных крайних защитников, которые могут быть полезны в быстрых атаках – типа Диего Лаксальта, который киснет в «Милане». Но главное, что на месте два фундаментальных футболиста: столб Инглезе, который старается собирать выносы, и живчик Жервиньо, который идеально заполняет свободные зоны по всей горизонтали и протаскивает мяч на огромной скорости.

В контратаках Жервиньо – пожалуй, самый опасный футболист во всём чемпионате. В дебютном матче за «Парму» со старта, против «Юве», Жервиньо мучил соперника своими выпадами весь первый тайм. После перерыва сбавил темп, но это из-за плохих кондиций – позже он набрал форму, чтобы играть матчи целиком. «Крестоносцы» создают все условия для того, чтобы Жервиньо мог быстро убегать в контратаки. У африканца мало оборонительных обязанностей: «Парма» чаще всего сидит в обороне в две линии по четыре человека, а Жервиньо в это время ищет проблемные зоны, находит лучшую и ждёт, пока его партнёры доставят мяч. Причём контратакует он чуть ли не в одиночку – «Парма» редко ходит вперёд большими силами, и многие футболисты остаются на своей половине боля, чтобы на случай быстрой потери мяча быть готовыми к ответной атаке.

«Парма» выстроилась в две линии по четыре человека и не позволила «Кальяри» довести динамичную атаку до удара. Всё это время Жервиньо выбирал лучшую позицию для контратаки и не прогадал: получив мяч, он в одиночку ловко убежал от всех сардинцев и забил эффектный гол.

Кажется, что опрокинуть «Парму» с такими скудными тактическими идеями Д’Аверсы – нетрудная задача. На деле из этой простейшей тактики выжимается максимум, и многим соперникам тяжело найти противоядие. Больше всего это бросалось в глаза в матче с «Сассуоло», когда нероверди владели мячом 78% игрового времени, но не могли взломать две линии защиты «Пармы» и регулярно с треском проваливались без мяча. Тогда «крестоносцы» забили один гол после длинной передачи Бруно Алвеша, отрезавшей 7 игроков, и быстрых действий Жервиньо, ещё один – со стандарта. Роберто д’Аверса отработал переходы из одной фазы в другую до автоматизма, а индивидуальное мастерство отдельных игроков перевешивает некоторые эпизоды в сторону «Пармы».

Судя по расположению «Пармы» в турнирной таблице, команда на правильном пути, и качество её игры находится на таком уровне, который мало кто ожидал. Перед сезоном многие люди вообще прогнозировали вылет, и понять их было можно – состав у пармезанцев едва ли дотягивает до уровня Серии А, на бумаге хуже смотрятся только «Фрозиноне» и «Кьево». Но это не мешает д’Аверсе давать результат.

Команда-разочарование

Легендарная победа над «Барселоной» кажется такой далёкой. Сейчас в Риме о ней думают мало: первый круг, а особенно старт чемпионата, с треском провален, и выход из кризиса происходит медленно. В прошлом сезоне «Рома» Ди Франческо тоже стартовала слабо, но принципиальное различие со стартом этого сезона – тогда джаллоросси исправно набирали очки. Команда только строилась, тренер был полон энергии и новых идей, в которые все верили, и на начальном этапе было абсолютно нормально, что результат вытаскивался на индивидуальном мастерстве и знаниях футболистов. Коларов, Алиссон, Джеко, Раджа показывали мастерство в ключевых эпизодах матча – на старте сезона, когда все команды только вкатывались в курс дела, это делало разницу.

Притом Ди Франческо хватило не так много времени, чтобы наладить мощную работу без мяча. Да, в атакующей фазе можно было похвастаться крутым треугольником  Коларов-Строотман-Перотти и нацеленной вертикальной игрой. Но в первую очередь «Рома» была одной из лучших машин контрпрессинга Италии и Европы, и во многом благодаря контрпрессингу мирового уровня римляне сумели попасть в число топ-4 команд Лиги чемпионов.

В этом сезоне после трансферного окна команду пришлось строить заново, и Ди Франческо, оказавшись в более тяжелой ситуации, провалился. Состав обновился во всех линиях, кроме защитной, и нужно было искать новый подход. Однако Эузебио не успел отыскать лучшие связки во время предсезонной подготовки и, что ещё хуже, не смог определиться с планом развития этого состава. Алленаторе выбрал прошлогодний путь, но новый состав не смог обеспечивать разницу в классе и не смог адаптироваться под «Рому» образца прошлого сезона. Треугольника на левом фланге больше нет, вертикальная игра не получается (и линия атаки получает мячи с перебоями), про контрпрессинг не идёт и речи – джаллоросси уязвимы в контратаках, потому что попытки моментально накрыть соперника оборачиваются провалом, а переходы в оборонительную фазу слишком медленные. Неудачи старта этого сезона затянулись, и Ди Франческо не мог найти оптимальный вариант, не мог правильно распределить роли игроков.

С каждой неудачей тренер начинал лихорадочно перебирать тактики в надежде на то, что сумеет найти формулу успеха. Своей неопределённостью Эузебио только усугублял ситуацию: вместо того, чтобы потерпеть и понять, что именно хромает, он допускал новые ошибки, забывал старые и путался. А давление на него и на руководство клуба со стороны болельщиков не уменьшалось.

На второй тур «Аталанта» привезла в Рим дубль, чтобы сэкономить сил перед битвой в Лиге Европы. Кристанте и Пеллегрини, вышедшие в 4-3-3 по краям от Де Росси, выполняли неправильную установку тренера: они играли слишком высоко, по сути, оба в зоне трекварти, в то время как «Аталанта» без проблем отрезала линию атаки и полузащиты, имела численное преимущество в опорной зоне «Ромы» и на оставленных флангах (особенно страдал правый: Флоренци постоянно терял позицию, а Ундер не дорабатывал без мяча). При этом в атаке Лоренцо и Брайан не сделали разницы и зачастую лишь мешали Пасторе, с которым постоянно возникал зональный конфликт. Ди Франческо признал свою ошибку и заменил Пеллегрини и Кристанте в перерыве.

Кристанте и Пеллегрини находятся на одной линии и, после потери владения, даже не пытаются устроить контрпрессинг. Ундер включается слишком поздно, Флоренци выдёргивается и оголяет зоны за спиной. Лучшая иллюстрация того, насколько ужасна «Рома» без мяча – линии рассыпаются, словно карточный домик. 

Следующий тур: Ди Франческо переходит на схему с 3-4-1-2, уплотняет центр связкой Де Росси-Н’Зонзи, чтобы не повторить разрывов в опорной зоне, и ставит вперёд Шика с Джеко. На сей раз римляне казались слишком тяжёлыми как в атаке, так и в защите, связи между линиями регулярно грубо нарушались. Сочетания игроков были подобраны максимально плохо и, как результат, «Рома» получила детский мяч, за который ответственна вся команда: прострел Родригеса беспрепятственно рассёк вратарскую. В перерыве Ди Франческо пожертвовал Маркано, чтобы перейти на 4-3-3, стало лучше, но в конце матч был отдан из-за ещё одной командной ошибки.

Весь первый тайм «Милан» доминировал из-за позиционного беспорядка. Фасио не встречает игрока, Де Росси не держит опорную зону, три игрока «Ромы» занято включением Кессье, а Коларов (за скриншотом) не успевает вернуться и взять открывающегося в штрафную Сусо. 

В то же время несправедливо винить во всех бедах команды только тренера и руководство –трудно назвать человека, к которому нельзя предъявить претензии за первую часть сезона. Даже Манолас, который всегда казался гарантией прочности, выдал отрезок гораздо ниже своих возможностей. В том же матче с «Аталантой» Костас отдал Сапате практически все единоборства, проиграл две зоны – центральную и правый полуфланг – и стал виновником пропущенных мячей. К его напарнику по связке, Федерико Фасио, тоже много вопросов. В прошлом сезоне аргентинского защитника было очень трудно обыграть один в один и перевисеть в воздухе. Сейчас Федерико зачастую обыгрывает сам себя.

Ошибки на ровном месте возникали в самый неподходящий момент: Фасио неуверенно обращается с мячом, крайне медленно передвигается по полю и часто упускает своих оппонентов в самых опасных зонах. Если считать индивидуальные ошибки связки Манолас-Фасио, то мы получим, что на их совести 9 пропущенных мячей, которые стоили команде 14 очков. Возможно, очки считать грубо и не совсем правильно, но 9 голевых ошибок за половину сезона для связки центральных защитников – это очень много. А ведь ещё есть Коларов, который перестал возвращаться в защиту после подключений в атаку, и Флоренци, к которому нет претензий по бойцовским качествам, но есть вопросы по умению выдерживать позицию и концентрацию в течение матча.

Федерико Фасио на ровном месте ошибся и подарил мяч Чиро Иммобиле. После такого он не должен был больше появляться в старте, но у «Ромы» нет альтернатив – Маркано доказал, что ничем не лучше аргентинца.

Кто ещё заслуживает критики, так это Патрик Шик и Дженгиз Ундер. Но если первый не рассматривается в качестве игрока основы – даже полумёртвый в чемпионате Эдин Джеко приносит больше пользы хотя бы без мяча, то Дженгиза пытаются раскрутить как бренд, чтобы затем хорошо продать (стандартная схема для «Ромы») и превозносят его достоинства. В атаке это неплохой для своего возраста футболист. При нём техника, взрывная скорость, он юркий и при этом уверенный в себе паренёк, нацелен на ворота (хотя не всегда в них попадает, даже если они пустые). Порой Ундер даже перегибает с желанием пробить по воротам, потому что наносит много лёгких ударов; увесистых – всего три штуки за весь сезон (реализован лишь один).

Гораздо хуже он смотрится без мяча, и это с одной стороны типичная история для молодого индивидуалиста, но она требует срочного исправления. Ундер – лидер команды по потерям – 8,6 за матч в среднем, но беда в том, что эти эпизоды он не доигрывает до конца практически никогда. Неудачная обработка? Ундер психует, либо опускает голову, либо же просто останавливается, даже не думая о прессинге. Правило работает даже на половине поля «Ромы», когда вообще-то нельзя расслабляться без мяча, тем более в случае потери мяча. Ундеру всё равно, что из-за него команда всегда защищается вдевятером. Клюйверт, которого даже фанаты «Ромы» ставят на ступень ниже Ундера по значимости, отрабатывает намного добросовестнее.

Руи только готовится к обработке мяча после потери Ундера, но Дженгиз даже не хочет обозначить прессинг. Он дал португальцу четыре секунды, и Мариу сделал опасный навес в штрафную площадку, после которого Ольсен выронил мяч перед собой – окажись кто-нибудь из неаполитанцев рядом, был бы гол.

По ходу сезона «Рома» и Ди Франческо встречались с множеством проблем: я обратил внимание лишь на самые очевидные. Эузебио видит и знает гораздо больше, но, судя по тому, что положительных тенденций меньше, чем хотелось бы видеть, он не справляется с работой над ошибками. Он талантливый тренер, но тезис о том, что он исчерпал себя на данном конкретном посту в «Роме», остаётся открытым.

Лучший матч

Выбрать победителя в этой номинации оказалось самой тяжёлой задачей, потому что первая половина чемпионата Италии была богата на матчи, в которых хватало всего: тактики, мячей, крутого сценария. Однако самая удивительная игра прошла, пожалуй, в Бергамо – между «Аталантой» и «Интером».

На тот момент подопечные Спаллетти выдали мощный старт на обоих фронтах: в Лиге чемпионов готовились к выходу в 1/8, в чемпионате Италии имели серию из 7 побед подряд, хотя на их пути были крепкие клубы: «Фиорентина», «Сампдория», «Лацио» и «Милан». Учитывая тот факт, что бергамасков на старте трясло в первую очередь психологически – после вылета из Лиги Европы и болезни Йосипа Иличича подопечные Гасперини долго кисли – миланцы не ожидали проблем той ночью. Однако они забыли, что «Аталанта» шикарно настраивается на топ-матчи, в каком бы состоянии она ни находилась. К тому же Иличич уже полноценно вернулся в стартовый состав и позволил команде сделать скачок в атакующей игре. Влияние Иличича на качество игры бергамасков не секрет, и эта тема заслуживает отдельного текста, но вот краткое доказательство: с тех пор, как Йосип поправился, «Аталанта» стала делать вдвое больше касаний в чужой штрафной, а количество наносимых ударов в створ выросло на 40%.

Судя по стартовому составу «Интера» и наличию Гальярдини в нём, Лучано Спаллетти ещё до матча принял правила игры: «Аталанта» почти всегда стремится контролировать мяч (55,7% владения в среднем по сезону) и делает это за счёт атлетизма и агрессии, поэтому алленаторе гостевой команды добавил в центр поля мускулов. В первые минуты встречи «Интер» пытался разбивать владение «Аталанты» и использовал высокий прессинг, но бергамаски без труда выходили из-под давления, и у миланцев сразу возникали проблемы с обороной. Лидеры атаки бергамасков здорово разбегались: Иличич – в правый полуфланг, Сапата – в левый полуфланг, а Папу Гомес – по всей линии; так что нерадзурри не знали, на ком акцентировать внимание и старались обороняться компактно и максимально узко (в среднем 47,7м), не допуская разрывов между линиями. В полуфланге Иличича должны были работать Гальярдини и Перишич, в полуфланге Сапаты – выдирающийся со своей позиции Шкриньяр, которого страховал либо Весино, либо Брозович.

Следуя установкам Гасперини, бергамаски взламывали оборону «Интера» и издевались над абсолютно каждой идеей Спаллетти по коллективной обороне: Сапата вчистую разорвал поднимающегося за ним Шкриньяра, крайки заполняли свободные зоны, а Гомес и Иличич запутали опеку координированными движениями. План «Аталанты» был прост: благодаря вертикализации игры скидывать прессинг соперника и максимально быстро находить Сапату или Иличича, разбегаться большими силами – латерали включались по ширине, в зависимости от ситуации вперёд подключались либо Толой, либо Фройлер, которых на случай потери страховал Де Рон.

Первый гол «Аталанты»

«Интер» проваливался так, как показано на видео, ещё до гола, так что забитый мяч стал логическим завершением (хотя скорее логическим началом конца). После Сапата, вновь разделавшийся со Шкриньяром, вошёл в штрафную и выкатил Иличичу под удар из вратарской – Ханданович справился. Спаллетти очень долго искал противоядие от алгоритма «Аталанты», но когда его нашёл, бергамаски стали двигаться активнее и изменили роли: теперь Гомес стал играть ближе к левому флангу, а Сапата ушёл бодаться в центр; хозяева стали задействовать больше ресурсов из глубины, и помимо Толоя в безопасных ситуациях стал подключаться Джанлука Манчини. За первый тайм «Аталанта» набила 3,62 ожидаемых гола, нанеся 12 ударов из пределов штрафной – тотальное превосходство и очевидное доказательство краха обороны гостевой команды.

Вряд ли «Интер» вернулся бы в игру, если бы не ошибка «Аталанты» вследствие потери концентрации: спустя всего 18 секунд после перерыва бергамаски устроили пожар в собственной штрафной, мяч попал в руку Манчини, и арбитр назначил пенальти, который идеально исполнил Мауро Икарди. Это опечалило хозяев, и они были близки к тому, чтобы поплыть: «Интер» полностью выровнял игру, заставив-таки своего соперника сесть в оборону. У бергамасков не получалось выходить в контратаки, и гости провели солидные 15 минут, хотя и не смогли потрясти Этрита Беришу.

Зато «Аталанта» доказала, что умеет хорошо защищаться и работать без мяча в оборонительной фазе. Самый большой и тяжёлый объём работы без мяча проделал Алехандро Гомес, который персонально следил за главным мозгом соперника – Марцело Брозовичем. Брозович не находился без внимания аргентинца ни секунды, и, хотя Папу сделал всего лишь один отбор (и тот на границах собственной штрафной), его грамотное присутствие и назойливость напрягали хорватского реджиста всё время. С грамотно закрытым Брозовичем у «Интера» априори мало вариантов для построения конструктивной атаки,  Спаллетти всё это видел и ещё в перерыве выпустил Борху Валеро, который значительно разгрузил хорватского полузащитника. Это, кстати, ещё одна причина (если не главная) позитивного начала второго тайма в исполнении «Интера».

Папу Гомес преследует Марцело Брозовича

«Аталанта» всё равно сумела переломить ход игры в свою пользу – как ни странно, для этого пригодились не только домашние заготовки Гасперини, но и индивидуальное мастерство футболистов. Бергамасков выручил штрафной удар: Гомес и Иличич в три касания подготовили подачу в штрафную площадь «Интера», а Манчини сумел занять лучшую позицию и переиграть в воздухе Гальярдини и Д’Амброзио одновременно. Единственное, что могло вновь взбодрить «Интер» — грамотные и своевременные замены, и здесь Спаллетти снова преуспел: выходы Кейта вместо Политано и Врсалько вместо Миранды увеличили потенциал «Интера» в атаке и дали надежду фанатам миланского клуба.

«Интер» нагнетал и был близок к тому, чтобы увезти ничью из Бергамо: Перишич уходил на правый фланг и атаковал вместе со своим соотечественником Врсалько; Бальде Кейта по сути действовал с Икарди, но немного в оттяжке, и здорово помогал капитану своим движением; центр поля интеристы вернули под свой контроль. Переломный момент был так близок, но Икарди не хватило сантиметров, чтобы перевести мяч в ворота Бериши после хорошего кросса от Перишича – такие моменты аргентинец забивает по нескольку раз за сезон. Но не в тот вечер. Затем «Аталанта» воспользовалась ещё одним стандартным положением, а после Алехандро Гомес добил соперника голом, который фанаты бергамасков признали самым красивым в первом круге.

Почему именно этот матч – самый яркий?

— Несмотря на обилие голов (а значит, ошибок), это была сильная тактическая заруба. Гасперини и Спаллетти имели чёткие и рискованные планы на игру и пытались реализовывать их. Голы «Аталанты» со стандартов – как часть стратегии Гаспа;

— Спаллетти продемонстрировал отличный матч-менеджмент, угадав со всеми тремя заменами. Это позволило «Интеру» дважды овладевать контролем над игрой в, казалось бы, самые тяжёлые моменты матча;

— Все клубы итальянского чемпионата впервые убедились, что трио Гомес-Сапата-Иличич – самая сильная и продуктивная связка страны. Та ночь была их бенефисом, а на данный момент эти ребята забивают 57% мячей «Аталанты». Учитывая тот факт, что «Аталанта» — самая забивная команда, а трио действует вместе примерно с конца осени – это великолепно;

— До 85-й минуты никто не мог предсказать, чем всё закончится. Каждое касание могло стать решающим;

— Эта игра стала засечкой для обеих команд. «Аталанта» нащупала свою игру и сделала шаг к стабильности, а вместе с этим – к месту в топ-6 Италии. «Интер» же был спущен на землю и столкнулся лицом к лицу с проблемами, которые Спаллетти не может решить по сей день.

Мистер Вечность

Не перестаёт удивлять Фабио Куальярелла, для которого избитое выражение «вступил в период второй молодости» подходит лучше всего. Хотя будем честны: эта версия Куальяреллы определённо лучшая в его карьере, несмотря на все сомнения – когда «Сампдория» подписывала его, не все положительно оценивали этот шаг. Этот 35-летний Куалья даже лучше того Куальи образца «Ювентуса», который забивал важнейшие мячи в Лиге чемпионов в ворота «Челси». В раздевалке многие в шутку просят Куальяреллу рассказать секрет его вечной молодости, при этом Фабио не собирается останавливаться и в осеннем интервью для la Gazzetta dello Sport подтвердил, что хочет играть как минимум до 38 лет. Как играет Фабио Куальярелла? Что позволяет ему потрясти футбольную общественность? У нас есть предположения.

Куальярелла сменил свою роль. Практически всю свою карьеру Куальярелла играл на позиции чистого форварда. Раньше, скажем, десять лет назад, ещё не было широко распространённого термина «ложная девятка». Форвард – значит, форвард. На тренировках во времена «Наполи» он больше всего работал над завершением атак, ставил удар (нужно признать, поставил шикарно: у Куальяреллы – самый плотный и точный удар среди всех итальянских форвардов и по сей день).

Сейчас футбол изменился, и Фабио Куальярелла, накопивший большой опыт, адаптировался и внёс существенные коррективы в свою игру. В этом ему помог Марко Джампаоло, который предоставил итальянскому форварду свободу действий. Теперь Куальярелла мыслит совсем по-другому: «Я изменил подход. Знаю, что я должен забивать голы, но сейчас я думаю не только об этом. Раньше я останавливался, разворачивался и лупил по воротам – теперь я в первую очередь ищу свободного партнёра». Слова зрелого футболиста.

Фабио перестал открываться исключительно в штрафной или на подступах к ней: в этом сезоне он нередко опускается за мячом в глубину, открываясь между линиями в любой свободной зоне, а затем раскачивает атаку, выбирая наилучший вариант. За ним, естественно, сразу выдирается центральный защитник или же опорник команды соперника – таким образом, Куальярелла открывает важные зоны для партнёров. Поэтому неудивительно, что, когда Фабио опускается ниже в поисках мяча, треквартиста команды наоборот бежит вперёд и заполняет открытую зону.

Куальярелла опустился в зону трекварти и получил передачу от Экдаля. Фабио привлёк внимание сразу четверых игроков «Фиорентины», но сумел развернуться под давлением и отдать передачу на Дефреля, который спустя несколько секунд опасно пробьёт по воротам. Обратите внимание и на открывание Капрари, который в том матче играл треквартиста: он заполнил зону, в которой по умолчанию находится Куальярелла.

Такие рокировки в атаке «Сампдории» наблюдаются практически каждый матч, но не чаще парочки раз за игру: соперник всё-таки привыкает к отходам Куальареллы в глубину. Тогда Фабио либо продолжает оставаться на своей позиции (но всё равно немного в оттяжке от второго форварда), либо уходит в полуфланги – причём для него без разницы, левый или правый. Куальярелла стал более командным и универсальным футболистом, чем был раньше – вот один из его секретов. И в этой ситуации применим III закон Ньютона: когда ты делаешь команду лучше, она помогает расти и тебе.

Куальярелла – мастер открываний. Про его открывания в глубине, которые становятся трендом для многих форвардов, уже упомянуто выше. В этом пункте речь пойдёт об открываниях Куальяреллы именно в чужой штрафной, под удар, а также во время стандартных положений. В лиге очень мало людей, кто отрывается от опеки лучше, чем Фабио Куальярелла: Икарди (лучший в чемпионате и, наверное, в мире), Иммобиле (всем всё доказал, но в этом сезоне испытывает проблемы), Криштиану Роналду (но это не ведущее его качество). Далее идёт как раз Куальярелла и за ним Патрик Кутроне.

Почему Куальярелла так высоко котируется за свои открывания в штрафной? Хотя он не может похвастаться габаритами, он исправно забивает из убойных точек после прострелов и навесов любой частью тела; тренер команды соперника всегда отправляет самого поворотливого защитника на опеку Фабио… но не всегда это спасает. Куальярелла всегда старается действовать разнообразно: у него нет излюбленной тактики по открываниям, и предугадать, куда именно побежит Фабио, трудно. Предсказать его действия можно во время стандартных положений: Куальярелла чаще всего стремится забегать на дальнюю штангу, растягивая оборонительный блок по ширине. А вот когда мяч находится в игре, становится тяжелее.

Благодаря своему искусству правильного открывания в чужой штрафной Фабио Куальярелла забил целых 9 мячей из 12 в первом круге. Причём все девять – в одно касание, но разными частями тела: и головой, и ногами. Однако самый показательный момент возник в игре против «Эмполи», когда Куальярелла в течение одной минуты убежал от Расмуссена двумя разными способами: сначала он держался чуть правее и в нужный момент оторвался от соперника, затем открылся более прямолинейно, сумел грамотно положить корпус и вколотил мяч в ворота. В этих эпизодах защитник отыграл ужасно, но это вопрос опыта: Куальярелла хитёр, у него было много таких ситуаций за карьеру, а Расмуссену всего лишь 21 год.

Куальярелла – изящный футболист. Как бы сильно мы ни любили тактику, всегда приятно наблюдать за эффектными действиями игроков. Фабио Куальярелла может похвастаться не только новой тактической ролью, не только поставленным ударом с обеих ног и освоенным искусством открывания в опасных зонах: он играет эстетично, изящно – так, что порой челюсть у зрителей отвисает. При этом очень важно, когда футболист использует элегантные трюки не ради того, чтобы покрасоваться, а на благо своей команды – и это относится к Фабио Куальярелле, который действует элегантно именно из командных соображений.

Фабио любит использовать пятку, раздавая ей передачи или же даже забивая мячи, но он никогда не пойдёт на такой шаг, если не уверен в себе, если есть большая вероятность ошибки. И на самом деле не заигрываться, не злоупотреблять – важная вещь в таких случаях. Куальярелла умеет чувствовать грань, и именно это позволяет ему быть одновременно практичным, полезным и зрелищным футболистом:

«Наполи» проигрывал 0:2 в очень трудном для себя матче, но пытался переломить исход поединка. Однако Фабио Куальярелла своей пяткой отправил ребят из своего родного города в нокаут. Причём технический приём, применённый Фабио, был единственным реальным способом забить гол в данной ситуации.

В этом сезоне Фабио Куальярелла помимо результата делает на поле очень многое. Главное его качество: за какую бы работу он ни взялся, он делает её круто. И такой широкий комплекс умений, который демонстрирует Фабио в свои 35 лет (он даже скорость до сих пор потерял не так сильно), поражает.