Розыгрыш углового «Спарта» стал трендом. Это правда работает? | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Розыгрыш углового «Спарта» стал трендом. Это правда работает? — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Статистика
РПЛ
5 апреля 2019, 18:28
5 апреля 2019, 18:28
Розыгрыш углового «Спарта» стал трендом. Это правда работает?
Мини-исследование Сергея Титова.
Содержание
01Почему это работало у «Рубина»
02Много данных
03Маленькие команды пока не раскусили идею
04Вывод

Виталий Кафанов – создатель главного тренда стандартов в современной РПЛ. Угловой, придуманный на матчи «Ростова» с пражской «Спартой» в Лиге Европы, периодически приносил голы командам Кафанова полтора года, но стал вирусным только в этом сезоне. Если вы проспали весь сезон Премьер-Лиги или не смотрите русский футбол, вот суть: 4-5 игроков набивают вратарскую, или расставляясь по её периметру, или насыщая ближнюю штангу, и создают большую плотность. Подача обычно закручивается на ближнюю к воротам. В такой плотности любой отскок может привести к голу.

Гол Егора Сорокина «Ростову» в конце августа сделал розыгрыш трендом. В сезоне-2018/19 до гола только одна команда РПЛ, кроме «Рубина», использовала такой розыгрыш – «Зенит». В сентябре идею подхватил тренер «Оренбурга» Владимир Федотов, в октябре она стала тенденцией, а в марте доля таких угловых от «Рубина» относительно остальной лиги впервые стала ниже 50%.

При этом эффективность таких угловых вызывает вопросы. «Рубин» всё ещё конвертирует «Спарту» в голы чаще, чем все остальные клубы Премьер-Лиги. Оба исключения – с натяжкой: голы Ингасона «Краснодару» и Ерохина «Оренбургу». В обоих эпизодах атакующие команды набивали вратарскую, но не создавали плотность и жёсткий трафик перед вратарём, как «Рубин». Плюс ключевыми в эпизодах стали другие комбинации – перенасыщение ближней и скидка на дальнюю (гол Ингасона) и резкий рывок с дальней на ближнюю (гол Ерохина). Чистую «Спарту», как делает «Рубин», пока не конвертировал в гол никто в лиге.

Понятна логика, почему тренеры так высоко оценивают розыгрыш. Во-первых, он неизбежно создаёт давление на соперника. Во-вторых, его очень легко ставить при недостатке времени или плохих тренировочных условиях (и об этом говорил сам Кафанов). Но так ли эффективен угловой на самом деле? Я проанализировал и собрал данные по всем подобным розыгрышам в текущем сезоне РПЛ и ФНЛ, чтобы ответить на этот вопрос. Важно: я не учитывал альтернативные варианты, где команда перенасыщает ближнюю штангу, но оставляет игроков и в других зонах – так делает «Краснодар», ставя троих на ближнюю и 2-3 в разные зоны.

Почему это работало у «Рубина»

Кафанов воспитывал подающих. Тезис, неоднократно высказанный тренером – качественная подача всегда важнее для углового, чем движение внутри штрафной: оно бессмысленно, если мяч летит за ворота или в руки вратарю. В «Рубине» перед стартом сезона был только один стабильно подающий стандарты, Игорь Коновалов. Для более частого использования «Спарты» Кафанову требовался правоногий подающий, а поздней осенью, после травмы Коновалова, понадобился ещё один левоногий.

Так Кафанов натренировал Байрамяна и Калинина. Байрамян работал с Кафановым в «Ростове», но никогда не подавал угловые – с Калачёвым в составе это логично. Даже когда Хорен исполнял корнеры при штабе Бердыева, он или разыгрывал мяч через Нобоа, или тянул время. До «Рубина» он подал только 2 угловых в Премьер-Лиге, в 2012-м против нижегородской «Волги»: в руки вратарю и на дальнюю штангу за штрафную. Калинин до Кафанова подал только 11 угловых за карьеру – в первой лиге и турнире дублёров Украины, за юношескую сборную Украины и на Кубке ФНЛ. В «Рубине» Калинин стал лучшим подающим для «Спарты» – 2 гола после 7 кроссов.

Ещё один важный фактор – Кафанов максимально упрощал задачу для новых подающих: строго закручивать мяч на ближнюю штангу, к воротам. Скорее всего, редкие угловые, когда игроки «Рубина» подавали в центр – технический брак подающих.

Выбор правильного времени для розыгрыша. Читал теорию, что Кафанов специально перешёл на более частое использование «Спарты» поздней осенью – потому что из-за дубового поля, мяча и плохих тренировочных условий сложно наиграть что-то более толковое. Статистика угловых «Рубина» по месяцам подтверждает теорию – наиболее часто казанцы использовали розыгрыш в ноябре-декабре, ещё до успешного розыгрыша против «Динамо».

Правильный игрок на ближней штанге. «Рубин» использовал там Егора Сорокина – сейчас он лучший бомбардир команды наравне с Сердаром Азмуном. Бердыев отмечал голевое чутьё Сорокина, несвойственное защитнику, умение поймать мяч в нужной точке. Все удачные розыгрыши «Рубина» связаны с Сорокиным и его игрой на опережение.

Все параметры совпали в матче «Рубина» и «Динамо» в конце ноября при температуре -9°C к началу игры. Казанцы подали 5 угловых, все 5 – с использованием «Спарты», все 5 подал с правого фланга Калинин, а на ближней штанге главным по созданию трафика был Сорокин. Он не забил, но создал давление в зоне, а подачи Калинина вместе с этим давлением спровоцировали автогол Козлова.

Много данных

Использование «Спарты» делает «Рубин» лучшей командой Премьер-Лиги по голам, забитым после угловых (7), при 15-м количестве корнеров в чемпионате (74 – меньше только у «Анжи»). При этом казанцы конвертируют в удары 22,7% альтернативных розыгрышей угловых и только 13,3% розыгрышей с набитой вратарской. Это не аномалия – такая же тенденция наблюдается по всей Премьер-Лиге и с учётом «Рубина»:

12,3% розыгрышей «Спарта» с ударами
21,2% альтернативных розыгрышей с ударами

И без учёта:

11,6% розыгрышей «Спарта» с ударами
21,7% альтернативных розыгрышей с ударами

Кроме того, 60,3% таких подач срывает первый защитник на ближней штанге. Ещё 26% подач забирает вратарь – обычно он добирается до мяча, когда подача идёт не на ближнюю, а в центр. Из такой статистики вытекает, что использование «Спарты» невыгодно для атакующей команды. Но если оценивать опасность ударов после разных розыгрышей стандартов, картина изменится и создаст более полный вывод по розыгрышу:

6,8% розыгрышей «Спарта» с голами
3,4% альтернативных розыгрышей с голами

Конвертация ударов в голы, розыгрыш «Спарта»: 44% (+ не забываем про розыгрыш с автоголом Козлова – если учитывать его, процент подскочит до 50%)
Конвертация ударов в голы, альтернативные розыгрыши: 15,6%

Правда, совсем другие данные? Максимально простой вывод из цифр – «Спарту» сложнее доводить до удара, чем дефолтный розыгрыш с подачей, но удары после этого розыгрыша опаснее, чем после других угловых.

Ещё немного статистики по использованию «Спарты» в Премьер-Лиге:

– Подачи на дальнюю штангу при перенасыщении ближней подразумевают вбегание туда одного из игроков с линии штрафной, но чаще это технический брак: мяч или приземляется по слишком высокой траектории удобно для защитников, или перелетает вратарскую. Ни одна подача на дальнюю не заканчивалась ударом.

– «Зенит» и «Ростов» – лучшие команды чемпионата по конвертации угловых в удары: по 25% ударных розыгрышей.

– Наиболее часто розыгрыш применялся против «Уфы» (8 подач), причём логически объяснить это сложно. Александр Беленов – далеко не слабейший вратарь лиги по игре на выходах, и по воротам «Уфы» после таких розыгрышей не били ни разу.

Маленькие команды пока не раскусили идею

Слова Виталия Кафанова, что «Спарту» легко наигрывать, благословляют тренеров маленьких команд на адаптацию розыгрыша. Такие микротренды быстро распространяются в одной стране или одном небольшом кластере – так, в чемпионате Португалии почти все команды используют зонную оборону на угловых, и тренд проецируется на низшие лиги страны. (Я пытался найти корни тренда, но пока так и не нашёл – буду благодарен, если кто-то вдруг подскажет, откуда всё началось.) Логично, что за «Рубином» должны повторять в первую очередь местные команды уровнем ниже, но на ФНЛ тренд тоже слабо распространяется: там розыгрыш использовался всего 26 раз за сезон. При этом конвертация «Спарты» в опасность похожа на цифры Премьер-Лиги:

15,4% розыгрышей «Спарта» с ударами
7,7% розыгрышей «Спарта» с голами

Причём единственные команды, использовавшие «Спарту» относительно часто, следовали второму совету Кафанова – ставить на качественную подачу. Лидер ФНЛ по использованию розыгрыша, «Факел» (7 кроссов), обладает сразу двумя сильными подающими, Кузьминым и Афанасьевым. «Ротор» (5 навесов, причём только в 2 матчах – с «Сибирью» и «Томью») строил розыгрыши на подачах Артёма Самсонова с левой. Остальные команды ФНЛ, пробовавшие «Спарту», использовали её разово и неэффективно, часто портили розыгрыш плохими подачами.

Вывод

«Спарта» – это точно не панацея для команды, плохо исполняющей стандарты, пробить после неё значительно сложнее, чем после обычной подачи в борьбу на 11-метровую отметку. Но редкие удары после такого розыгрыша гораздо опаснее, чем из обычных позиций при стандартах. Если использовать «Спарту» как один из вариантов, готовить под неё подающего и правильно расставлять ближнюю штангу, этот розыгрыш может быть эффективным.

Но пока никто не приблизился к такой эффективности, как у «Рубина».