«Конечно, по стилю игры Влашич отличается от Александра Головина, который недавно покинул ЦСКА. Но Влашич вырос в спортивной семье и отличается отличными физическими данными», – говорил о своём клиенте хорватский агент Младен Клишкиниц. При этом в нашей прессе Николу Влашича позиционируют в первую очередь как замену Головину, тем более что хорват выделяется теми же качествами, что и Головин. Частичная правда в таких сравнениях есть… но только частичная.
Главное качество, из-за которого Николу Влашича сравнивают с Головиным. Как и Головин, Влашич отлично делает progressive runs – продвижение мяча вперёд на скорости на >10 метров. Куман и Эллардайс эксплуатировали силовой дриблинг Влашича даже сильнее, чем тренеры «Хайдука», где Никола, по логике, должен был сминать хорватских защитников: 2,32 progressive runs/90min в «Эвертоне», 1,97 в последнем сезоне за «Хайдук». Уже на уровне АПЛ Влашич классно управлял корпусом в дриблинге, ставя плечи защитникам, выбрасывавшимся в отбор. Дополнительные плюсы для Влашича как для дриблёра – высокая стартовая скорость и очень гибкий голеностоп. Интересно, что по ходу сезона в «Эвертоне» Влашич скинул 4 килограмма – по своим словам, чтобы быть в дриблинге ещё более взрывным.
Обычно Влашич начинает свои progressive runs с подбора бесхозного мяча и ускорения через центр и по прямой вперёд. Хорват отлично держит мяч на ноге и стоек, не падает после первого касания соперника. Собрал несколько моментов, где Влашич разбивает линии соперника при сопротивлении защитников, на видео – так будет показательнее.
Проблемы Влашича как двигающего мяч на дриблинге близки к проблемам Головина. Хорват уверенно разбивает линии, но испытывает проблемы дальше, когда надо обострять ситуацию пасом. Стандартная ситуация для Николы – после продвижения мяча отдать его ближнему, поперёк поля, или же затянуть с решением. Вторая проблема проявляется и при стандартном дриблинге. В АПЛ Влашич иногда заигрывался после первой успешной обводки, не расставался с мячом, и к нему подскакивал второй соперник. Вдвоём его уже накрывали.
Часто Влашич смещается с фланга в центр по диагонали, сохраняя зону радиуса, после чего пасует вразрез. Но об этом – в следующем разделе.
Оценивать пасовую статистику Влашича стоит вдвойне аккуратно из-за отсутствия стабильной позиции на поле. Если бы хорвата всегда ставили на любимую позицию, его цифры могли быть сильнее – вместо этого Влашич побыл «десяткой» в 4-2-3-1, правым и левым вингером. Небольшая временная выборка – ещё одна причина относиться к пасовой статистике Влашича мягче. Числа действительно слабые для игрока его характеристик:
17,22 Packing/90min
4,38 Impect/90min
Но стоп.
Здесь нужен контекст. Если переносить Packing-статистику Влашича в «Эвертоне» на РПЛ, как на графике выше, можно вывести закономерность: да, Никола слабо отрезал соперников, но его цифры адекватны для предсказуемого флангового игрока. Влашич рассказывал, что в центре ему удобнее, чем на фланге, и матчи за «Эвертон» (особенно у Биг Сэма) объясняют, почему так. Хорват часто получал мяч у боковой линии, на него вылетал крайний защитник соперника, и Влашич не знал, что делать дальше. Он не навешивал с места, из-за чего оставался со стандартной для себя вилкой действий – порвать зону рывком с мячом или сохранить мяч пасом ближнему. На фланге Влашич выбирал второй вариант намного чаще: за сезон у хорвата лишь 2 фланговые обводки в финальной трети, обе в матче с «Брайтоном».
Кластерный анализ делает числа Влашича ещё понятнее. Зададим выборку игроков по итогам сезона-2017/18 РПЛ со статистическим диапазоном Packing/90min {15; 20}, Impect/90min {4; 5}. Все пятеро – ярко выраженные игроки атаки: либо вингеры со свободой в атаке (Димитров, Кангва), либо вторые нападающие, заточенные под индивидуальные действия (Витиньо), либо игроки, сочетавшие обе тактические функции в минувшем сезоне (Карадениз, Маркелов).
В идеале мы должны сравнивать Влашича с Головиным и Дзагоевым, но его числа близки к Витиньо. Кстати, гипотетически Никола может играть второго форварда и в ЦСКА, но центр поля «армейцев» гораздо сильнее нуждается в усилении. Аргумента №14 достаточно?
Смущающих деталей, игровых и статистических, всё равно много. В «Эвертоне» Влашич ОЧЕНЬ много пасовал, сохраняя мяч без продвижения вперёд. В АПЛ Никола отдавал всего 2,79 передач в финальную треть за 90 минут, зато 16,12 раз за такой же временной отрезок пасовал назад. По данным Opta, в АПЛ Влашич делал 48,8% своих передач назад. Цифры Wyscout ещё жёстче – 52,3% передач назад. Даже двигая контратаки рывками через центр, Влашич чаще оглядывался и отдавал ближнему вместо того, чтобы дальше взвинчивать темп или обострять.
Кроме того, в выступлении игрока мы должны учитывать побочные факторы. Слишком многое сложились против Влашича – психология, плохой старт, тактический бардак, перевод на неудобную позицию, игра в антиинтеллектуальном футболе Биг Сэма, увольнение Кумана, приглашавшего Николу в «Эвертон», очень маленькие порции игровой практики, возможно, слабая адаптация к Англии и точно слабая адаптация АПЛ. Это могло влиять на Влашича, заставлять искать более простые варианты, потому что риск окончательно перечёркивал шансы на место в составе. Похоже, так было в последних матчах Влашича при Эллардайсе: получая мяч на фланге, Никола строго отдавал назад, получая в полуфланге – строго поперёк под включение крайнего защитника.
Контраст усиливается на фоне цифр в «Хайдуке», где Влашич играл «десятку»: 5,61 передач в финальную треть за 90 минут, 34,43% передач назад, 3,09 передач в штрафную против 1,32 в «Эвертоне». При этом xA/90min, вес ударов после пасов Влашича, остаётся на уровне 0,13 – 0,14.
Возможно, мы должны переносить на РПЛ хорватские числа Влашича, а не английские, но даже по «Хайдуку» Никола не выделялся обостряющим пасом топ-уровня. Против лучших команд Хорватии, «Риеки» и загребского «Динамо», Влашич в последнем сезоне выделялся в первую очередь дриблингом, и лучшие пасовые решения тоже принимал после дриблинга. В тех самых матчах квалификации Лиги Европы с «Эвертоном», когда Куман захотел Влашича – тоже.
Важно: аналогичные смещения и передачи Влашич делал и в «Эвертоне»
Рисуется тенденция: чтобы отдавать качественные передачи, хорвату нужно сначала подержать мяч на ведении. Отражение тенденции – один из любимых вариантов передач Влашича, как на скриншоте выше: стянуть вокруг себя 3-4 соперников и отдать пас под ускорение. Качество паса в таких ситуациях высокое, как и в коротких розыгрышах в 1-2 касания, после которых Влашич либо выдаёт разрезающий пас в штрафную, либо закидывает диагональ на фланг под создание ширины. Но принимая мяч в позиционной атаке без свободного пространства, Влашич малополезен как пасующий.
Теневое сильное качество Влашича – о нём говорят реже, чем о дриблинге. Однако для тренеров «Хайдука» Никола был отличным инструментарием, чтобы влиять на игру правильным выбором позиции. В Сплите Влашич играл «десятку», насыщавшую различные зоны для создания численного преимущества в 4-2-3-1 (ой, знакомая роль). Он насыщал один из флангов, преимущественно правый, откуда либо смещался в центр на дриблинге, либо разыгрывал мяч ромбом в 4 игрока (он, ПП, ПЦП, ПЗ) с последующей диагональю под создание изоляции для Эрсега, левого вингера «Хайдука».
Помимо этого, в «Хайдуке» эксплуатировали ещё два качества Влашича. Первое – забегания под передачи вразрез из полуфланга: Никола отлично выбирал и момент стартового рывка, и точку, куда прилетит мяч, и очень резко топил вперёд. Скорости хватало, даже чтобы отыгрывать 2-3-метровую фору у защитников. Второе качество – выбор позиции на подборе: Влашич после борьбы часто искал мяч между линиями по центру или ближе к правому полуфлангу, забирал подбор и раскручивал атаку либо дриблингом, либо пасом на фланг. Реже – пасом вразрез.
В «Эвертоне» Рональд Куман затачивал Влашича под забегания вторым темпом при фланговых атаках. Эту комбинацию «ириски» неоднократно проделывали в сезоне-2017/18, но она сработала всего раз, против «Сток Сити». Суть – при фланговой подаче один игрок ускоряется из центра на ближнюю штангу и вытягивает защитника, а второй забегает в зону, откуда защитник только что был вытащен. Влашич правильно забегал в редких ситуациях, когда это от него требовалось.
Гончаренко может использовать это как почву для новой домашней заготовки. Полузащитники с такими включениями вторым темпом в РПЛ очень эффективны, в том числе из-за общей тактической подготовки игроков. По подобным забеганиям редко доигрывают обороняющиеся хавбеки, что создаёт комфорт таким, как Пауревич и Ерохин, и может создать комфорт Влашичу. Тем более у ЦСКА есть и сильный подающий (Фернандес), и нападающий, уводящий за собой соперников (Чалов).
Влашич уверен, что удар – не его сильнейшая сторона, признаётся, что больше заточен под обостряющий пас, чем под удар, и открыто говорит о своём недостатке: готовя момент для удара, он затягивает и делает лишние касания. Эта же проблема преследовала Александра Головина, но сам он бил больше, чем Влашич даже в рамках чемпионата Хорватии, а комментаторы создавали вокруг Головина ореол игрока с сильным дальним ударом. Правда, реализация дальних ударов Александра в ЦСКА стандартна – 3,29%.
В «Эвертоне» Влашич почти перестал бить, нанося меньше удара за игру. В «Хайдуке» у полузащитника было 1,78 удара за 90 минут (у Головина – больше в каждом из трёх последних сезонов), при этом процент попадания в створ был низким – 28,7% (у Головина – 40,9%). Влашич слишком зациклен на подготовке удара, из-за чего ему осложняют ситуацию или накрывают удар. Даже внутри штрафной Никола часто делает подготовительное касание и бьёт вторым – защитники успевают его съесть.
Скрытый резерв – польза от Влашича на стандартах. Последние два гола он забил за сборную Хорватии U21 молдаванам, оба – головой после навесов со штрафного и углового. Влашич пробивной, с хорошим прыжком и сильно выбирает позицию – ещё одно доказательство, что Гончаренко при желании может вырастить себе Ерохин-type-игрока.
Без мяча Влашич – специфичный игрок. Он силён на перехватах, подборах бесхозных мячей, но недостаточно успешен и агрессивен в отборах (чистые 50% удачных по сезону в «Эвертоне») и обязательно нуждается в страхующем. Влашич может пропадать при переходах из атаки в оборону, успевая только на второй темп атаки соперника – такое часто случалось в АПЛ.
Включения игрока в отбор выборочны. Часто он отбирает, когда соперник владеет мячом в узком квадрате, где он уже насыщает зону. Тогда Никола может жёстко поставить корпус, отобрать и вытащить мяч из набитой зоны, пресекая контрпрессинг. Если же соперник перехватывает мяч перед Влашичем и катит свою атаку, он вступает в отбор через раз. Этим пользовались даже в чемпионате Хорватии: в мае 2017-го «Риека» открыла счёт после брошенного «Хайдуком» аута, когда игрок «Риеки» перехватил мяч перед Влашичем и сместился в центр под удар. Никола ему не помешал.
Ещё одна серьёзная проблема Влашича – слабая концентрация на движении соперника в своей трети. «Арсенал», против которого хорват вышел центральным полузащитником в 3-4-2-1, разбивал «Эвертон» резкими ускорениями Рэмси, Озила и Алексиса через зону Влашича. Стандартная ошибка Николы – сработать по первому ускорению и добежать за игроком, но затем переориентироваться на мяч, застрять в полупозиции и открыть зону для приёма мяча опекаемым игроком. Похожие проблемы были и в «Хайдуке», когда Влашич успевал домой только ко второму темпу атаки. Кажется, это стандартная проблема атакующих игроков – они сами делают такие забегания в свободные зоны, но без мяча им не хватает концентрации, чтобы противостоять аналогичным от соперника.
Гончаренко однозначно получает толкового дриблёра, способного двигать атаки вперёд на рывках. При этом нынешнюю главную проблему ЦСКА, отсутствие игрока, обеспечивающего креатив передачами из глубины (особенно остро стоящую из-за травмы Дзагоева) Влашич не решит – по качествам он гораздо ближе к Головину, чем к Дзагоеву. Более того, инструментарий хорвата позволяет использовать его, как дополнительного нападающего, вбегающего в штрафную из глубины, как делали Ерохин в «Ростове» Бердыева и Пауревич в «Уфе». Мощные физические данные + сильный выбор позиции в штрафной + отсутствие одной из главных проблем Влашича, возможности сделать касание для подработки – при навесах Влашич решает первым.
Никола может стать даже вариативнее, чем Головин.
В материале использованы данные InStat, Wyscout и нашей Packing-базы.