Мурад Мусаев продолжает мини-революцию в «Краснодаре» – команда впервые в истории нацелена на поиск баланса, а не на развитие игровой философии. Весной «Краснодар» жертвовал стилем ради баланса в отдельных матчах, а летом сделал серию трансферов, продолжающих идею Мусаева. Кайо и в меньшей степени Камболов уступают Каборе в игре на мяче, а купленный у «Фейеноорда» Тонни Вильена – более оборонительная восьмёрка, чем Юрий Газинский.
По разным причинам полузащита «Краснодара» полностью изменилась за лето, и именно фигура Вильены – главная для нового центра команды. Это покупка для баланса, а не для развития стиля.
На летних сборах Мусаев перестраивал «Краснодар» на 4-3-3 с треугольником вершиной вниз – логично, учитывая отсутствие чистой десятки типажа Перейры – где Вильена играл левее. При билд-апе «Краснодара» Вильена чаще опускался к Камболову, чем правый центральный полузащитник Ольссон. В последнем сезоне в «Фейеноорде» Джованни ван Бронкхорст чаще разворачивал треугольник полузащиты вершиной вверх (ей был ван Перси или Торнстра), но тоже использовал Вильену в четвёрке игроков, начинающих атаки, в левом полуфланге.
Краткие вводные по структуре «Фейеноорда»:
– стандартная структура билд-апа – 2-2, где Класи ищет мяч над центральными защитниками, Вильена располагается с ним на одной линии чуть левее. Допустимо смещение Вильены или Класи на одну линию к центральным защитникам. Опускаясь ниже, они играют через ЦЗ, который двигает мяч вперёд через полуфланг,
– оба инвертированных вингера, Ларссон и Бергхёйс, опускаются очень глубоко в полуфланги под приём первого паса. Особенно Бергхёйс справа, три наиболее частых последовательности передач «Фейеноорда» – передачи ему: 326 от Класи, 267 от правого защитника Сент-Юсте, 216 от Торнстры. На числах заметен крен «Фейеноорда» направо,
– если инвертированный вингер глубоко уходит за мячом, Вильена слева и Торнстра справа могут замещать его на флангах. Как следствие такой структуры – Вильена наиболее часто играл через Ларссона (212 передач), а чаще, чем от Ларссона, Вильена получал мяч только от Класи. Центральные защитники предпочитали играть через Класи (Боттегин – в равной степени через Класи и Бергхёйса).
И центральные защитники, и Класи чаще строили атаки через Бергхёйса и Торнстру в правом полуфланге, чем через Вильену. Возможно, не главная, но точно важная причина – в поведении Вильены в начале атаки, когда центральные защитники и Класи владеют мячом. Новичок «Краснодара» испытывает проблемы и против персональной ориентировки, и против принципа cover-shadow. Под прессингом Вильена оглядывается вокруг и может сделать пару шагов в сторону свободной зоны, но не дёргает опекуна ложными открываниями. Если Класи избавляется от давления разнообразными смещениями – как вглубь, так и в пространство между линиями прессинга, между прессингующими игроками – то Вильена мало двигается под мяч.
Типичная ситуация для Вильены. Он открывается под первый пас между линиями, но прессингующий игрок перекрывает линию передачи на него – Вильена остаётся на месте и не отклеивается правее и не уходит левее, в коридор между прессингующими игроками. Этот коридор чувствует Класи
В Эредивизии Вильена часто получал мячи от центрального защитника лицом к своим воротам, с прессингующим со спины игроком. В таких эпизодах Вильена быстро ориентируется и не теряет мяч – в 1-2 касания переводит мяч свободному центральному защитнику. Если соперник атакует в момент приёма, а отдать пас в свободную зону сложно, Вильена ставит корпус и ищет фол. Метрики передач (Packing, yardage) не оценивают разворот атаки через передачу назад, но для сохранения владения такие эпизоды важны. Вильена действует в них практически без ошибок.
Проблемы Вильены вскрываются, когда он получает мяч под прессингом (без активного отбора) лицом к чужим воротам. Голландец долго оценивает варианты, делает лишние касания, подрабатывая мяч с ноги на ногу, и редко рискует, даже если один из игроков удачно заполняет пространство. Частая ситуация при владении «Фейеноорда» в своей и средней трети: один из вингеров/Класи/Торнстра открывается под Вильену в свободном пространстве – Вильена часто видит игрока, но не рискует отдать ему (чем ближе к центру открыт игрок, тем меньше риска) – вместо паса в центр он играет через дом.
Вильена получает мяч без давления и перекладывает его под левую ногу. Класи открывается под него в пространстве между прессингующими игроками – можно отдать пас между линиями (к тому же с удобной ноги). Вильена не рискует, возвращает под правую и играет через фланг
Похожий эпизод и более опасное открывание Класи в центре (вероятность перехвата есть, но очень низкая – игрок соперника только заметил Класи, перед принимающим большое пространство). Пока Вильена подрабатывает мяч и думает, соперник успевает перекрыть линию передачи на Класи. Вместо обострения – пас назад
Так формируется тенденция в игре Вильены – он чаще двигает мяч через фланги, считая это менее рискованным вариантом. Если разделить поле на 18 зон (6х3), то три, куда Вильена пасовал с продвижением мяча вперёд наиболее часто – это участок слева в средней трети на чужой половине, участок справа там же и участок слева на старте финальной трети.
Первое касание Вильены в начале атаки тоже заслуживает тренировок. Он очень редко подрабатывает мяч с уходом в центр, даже когда нет давления (или назад, или во фланг) и практически всегда, когда ему оставляют пространство, тратит касание на обработку. Под слаженным прессингом это может стать проблемой. Уже играя за «Краснодар», Вильена пару раз опасно попал под давление из-за неудачного первого касания.
Удар от ворот. Вильена получает мяч от вратаря, делает неудачное первое касание (мяч подскакивает) и попадает под прессинг. С трудом выходит из-под него пасом на фланг
Показательная статистика: Вильена в 10% лучших игроков Эредивизии по отданным передачам внутри финальной трети за 90 минут (30,4), но из глубины отдаёт внутрь финальной трети только 6,29 передач (уже в 30% лучших). Его ближайший преследователь в прошлом сезоне голландской лиги – Маттейс де Лигт: центральный защитник, в системе «Аякса» наименее нацеленный на продвижение мяча. Кроме того, в прошедшем сезоне Вильена чаще отдавал назад, чем любой из основных центральных полузащитников «Краснодара»-2018/19. Не совсем корректное сравнение, учитывая разницу структур, но Газинский – наиболее близкий по позиции игрок к Вильене – делал на 3% больше передач вперёд.
Скорее всего, в билд-апе Вильена будет менее полезен, чем опорники «Краснодара», Ольссон и Намли. Потенциальный выход – его использование на подборе при длинных передачах, когда соперники «Краснодара» будут качественно прессинговать высоко. Против команд, усложнявших билд-ап, ван Бронкхорст поднимал Вильену к ван Перси или Йоргенсену. Полузащитник цеплял подбор и разворачивал атаку направо, через Бергхёйса или Торнстру.
В первую очередь Вильена – топ-апгрейд для прессинга «Краснодара». В «Фейеноорде» он подстраивался под любые требования ван Бронкхорста – включался в первую линию прессинга, когда нападающий заставлял одного центрального защитника пасовать другому; контролировал пасующего опорника соперника; помогал в создании флангового прессинга 1+3+1, мешая выйти через центр; качественно двигался и в высоком прессинге, и в мид-блоке.
Вильена отлично понимает принципы зонного прессинга. «Фейеноорд» использовал систему, где полузащитники не играли по конкретному игроку, а закрывали зону и сохраняли компактность, если игроки соперника перенасыщали зону. Отличные примеры такого прессинга – матчи с ПСВ и «Аяксом», где Вильена и Торнстра перекрывали двоих опорников. Вильена всегда держал зону левее Торнстры и против «Аякса» наиболее часто накрывал Шоне на приёме мяча в правом полуфланге. Но возникали эпизоды, когда де Йонг и Шоне вместе смещались в один полуфланг – тогда Вильена смещался к Торнстре и создавал численное равенство, сохраняя компактность. Или вместо Шоне в зону Вильены мог прийти де Йонг – полузащитник «Фейеноорда» продолжал игру по зоне.
Похожие принципы прессинга сейчас ставит Мусаев. Против «Спартака» краснодарцы тоже использовали space-oriented прессинг, где Вильена и Ольссон играли по двум опорникам красно-белых. Изначально в зоне Вильены матч начинал Фернандо, но периодически уходил подальше от голландца к Зобнину – Тонни оставался в своей зоне. Когда полузащитник из зоны Вильены смещался на дальний фланг, игрок «Краснодара» шёл за ним. Вильена при необходимости способен и на постоянной основе оставаться в первой линии прессинга (например, против 4-4-2), и поочерёдно включаться туда с Ольссоном.
Встречая атаку соперника в полуфланге, Вильена не выбрасывается и нацелен на перекрытие передачи в свою зону. Вильена совершает 2,81 отбора, скорректированных на владение, за 90 минут, но редко отбирает мяч именно в полуфланге: 26 попыток за сезон, тогда как в центре сделал 45 попыток, а на левом фланге – 46. Скорее всего, это можно объяснить ситуациями, в которых Вильена вступал в отбор в разных зонах. В центре отбирал, когда отрезался пасом или когда соперник разгонял атаку справа налево (с перспективой разбить его полуфланг). На фланге – отбирал, когда соперник обыгрывал его 1-в-1 в любую сторону.
Если Вильена чувствует, что проигрывает эпизод, он моментально включается в отбор – выбрасывает ближнюю ногу, по возможности ставит плечо – и часто идёт на тактический фол.
Из-за системы прессинга «Фейеноорда» Вильена редко играл по забеганию конкретного соперника, но при необходимости тоже качественно выполняет эту работу. Против ПСВ в зоне Вильены играл Йоррит Хендрикс, часто делающий ускорения из глубины в штрафную даже при спокойном владении команды – Вильена доигрывал с Хендриксом и не проигрывал ему ни рывок, ни позицию.
Пожалуй, единственная системная проблема Вильены без мяча – он не всегда успевает в свою штрафную, когда его отыгрывают и проникают в его зону. Этот недостаток уже проглядывался в матчах «Краснодара»: «Спартак» в паре эпизодов отрезал Вильену и довёл мяч до чужой штрафной, где Ольссон и Намли раньше успели в зону Вильены, чем сам голландец. В «Фейеноорде» Вильена допустил ряд ситуаций, когда игрок, обыгравший его 1-в-1 или отрезавший пасом, ускорялся от него и резко включался в свободную зону – но из-за принципов обороны «Фейеноорда» мы можем допускать, что в тех эпизодах ошибался не Вильена, а центральные защитники, которым Тонни передавал этих игроков.
Важнейшая деталь структуры «Фейеноорда» для Мурада Мусаева – взаимосвязанное движение центральных полузащитников и инвертированных вингеров на флангах и в полуфлангах. Как мы уже разобрали выше, Вильена часто уходит широко налево, если левый вингер Ларссон уходит за мячом глубже или ближе к центру. Принцип работает во всех ситуациях и в разных зонах – например, если после длинной передачи и подбора мяч достаётся Ларссону в полуфланге, Вильена быстро заполняет его фланг.
Получая мяч слева на чужой половине, Вильена обычно играет по одному из двух сценариев – или разыгрывает мяч накоротке с Ларссоном (может отпасовать вингеру и сразу забежать под ответный пас), или протаскивает мяч по флангу и простреливает в штрафную, обычно низом на ближнюю штангу.
Движение Вильены ещё интереснее, когда Ларссон уходит в центр и разворачивает атаку на противоположный фланг (или когда идёт затяжная атака через правый фланг). Если «Фейеноорд» владеет мячом до штрафной, Вильена создаёт ширину слева, ожидая диагональ или доводку через серию коротких передач. Если игрока не подводит первое касание на приёме, Вильена обостряет ситуацию на углу штрафной. Варианты те же – рывок по боковой линии штрафной к лицевой с прострелом, пас в центр и забегание под ответный. Или удар, если выводят на ударную позицию.
Если «Фейеноорд» доводит атаку до подачи с правого фланга, Вильена забегает на дальнюю штангу. Обычно нападающий роттердамцев, Йоргенсен или ван Перси, открывался на ближней и стягивал на себя центрального защитника (другой центральный при правильной оборонительной структуре смещался к боковой линии штрафной), а Вильена играл против крайнего защитника соперника и выскакивал на опережение. Он чувствует, когда нужно рвануть на мяч, и обычно замыкает прострел в касание – если не получается пробить первым касанием, он закапывается, опускает голову и принимает интуитивное решение. И при включениях в штрафную из глубины, и при ускорениях с мячом по флангу Вильена не выдаёт резкий старт – он набирает скорость постепенно, но сильно разгоняется и достигает пиковой скорости уже к штрафной.
Интересно, что при затяжных атаках «Фейеноорда» через левый фланг Вильена тоже может пойти на дальнюю штангу и ожидать подачу/диагональ, только уже на чужой стороне. Это тоже связано с подвижностью вингеров – Бергхёйс может сместиться налево, к Ларссону, и разыгрывать мяч накоротке уже там.
Эти функции Вильены помогут «Краснодару». Ещё до трансфера игрока сборной Нидерландов «Краснодар» вытащил из Эредивизии Юнеса Намли – до работы с Япом Стамом в «Зволле» он играл инвертированного вингера, а у Стама стал центральным полузащитником 8-10 с отличным контролем мяча под давлением, на узких пространствах. У меня нет инсайдов, но я уверен, что «Краснодар» видел Намли в треугольнике полузащиты в левом полуфланге, где он чаще получал мяч в «Зволле» – при таком раскладе Вильена вряд ли рассматривался бы скаутами клуба. Травма Классона изменила ситуацию. По моей информации, изначально «Краснодар» забирал из Эредивизии ещё одного вингера (не Идрисси), но потом что-то пошло не так.
Уже на сборах Мусаев классно сложил картинку. Намли – левый вингер с постоянными смещениями в центр, Вильена – полузащитник 6-8 с частыми включениями по левому флангу. Напрашивается связка на фланге со взаимосвязанным перемещением игроков, как Вильена-Ларссон в «Фейеноорде». В матчах против «Спартака» и «Крыльев» уже были зачатки их взаимодействия: Намли открывался под первый пас в левом полуфланге, смещался в центр и доигрывал атаку с позиции восьмёрки, а Вильена уходил на фланг и до потери мяча создавал ширину слева.
Первая волна атаки. Намли смещается в центр, доводит мяч направо и остаётся в позиционке. Вильена не сразу, но поднимается высоко и уходит налево
Мяч остаётся у «Краснодара», команда начинает новую атаку. Намли остаётся на позиции левой восьмёрки, Вильена – за кадром – остаётся слева
Намли точно выиграет от этой идеи – интересно, выиграет ли Вильена. «Краснодар» при Мусаеве чаще использует навесы, а кроссы с правого фланга в прошлом сезоне на дальней штанге замыкал Классон. Идея «Фейеноорда» поможет заменить Классона усилиями двоих игроков.
Вильена может выскочить на опережение и пробить головой, но только при низком сопротивлении – поэтому при угловых ван Бронкхорст ставил игрока за штрафной и давал ему важную роль. При корнерах «Фейеноорда» Вильена остаётся на подборе на дальнем углу штрафной. Если мяч отскакивает к нему, подаёт в штрафную – или вторым касанием с подбора, или после рывка к лицевой.
При угловых у ворот «Фейе» Вильена остаётся на дальней штанге и выбегает оттуда в момент подачи. В идеале, когда вратарь забирает мяч на выходе, полузащитник сразу стартует во фланг, получает бросок рукой себе на ход и вытаскивает мяч максимально далеко. На свободном пространстве Вильена значительно чаще рискует, чем на своей половине – может потащить мяч в центр на дриблинге или дождаться партнёра и разыграть с ним стенку.
Вильена занимает позицию на дальней штанге на линии ворот (альтернатива – за штрафной ближе к дальнему углу) и выходит из зоны уже в момент подачи
Вильена поздно, но получает мяч от вратаря – ускоряется по флангу, отыгрывает партнёру, вбегает под ответный пас и простреливает в штрафную
Неоднократная реакция Вильены на собственные ошибки (обычно на острые удары из-под него) – поднимается высоко, ожидая подачу внутри штрафной или перемещаясь по её линии. Похоже, что игрок осознаёт ошибки и стремится быстро исправить их у чужих ворот.