Брозович – главный игрок нового «Интера». Поднимает качество и создаёт проблемы без мяча | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Брозович – главный игрок нового «Интера». Поднимает качество и создаёт проблемы без мяча — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Игроки
Серия А
23 октября 2019, 17:11
23 октября 2019, 17:11
Брозович – главный игрок нового «Интера». Поднимает качество и создаёт проблемы без мяча
Сергей Титов – о лидере новой команды Конте.
Содержание
01Игра в билд-апе при Конте. Время термина «Передача Брозовича»
02Работа Брозовича без мяча. Вытекающие из неё проблемы
03Как лучше и как нельзя закрывать Брозовича. Кейс матча с «Миланом»

Антонио Конте резко изменил «Интер», за одно лето (и серию качественных трансферов) собрав претендента на скудетто. Трансферы Лукаку, Година, Сенси и Бареллы подняли уровень команды, но главный игрок нового «Интера» – тот, кто прогрессирует уже не первый год. «Брозович всегда доступен партнёрам для контроля мяча, всегда следит за игрой, всегда рискует. Он даёт дыхание игры, хорошие решения и видение игры», – говорит о хорвате Массимо Амброзини, такой же в своё время недооценённый полузащитник, как и Брозович до нынешнего сезона. Брозович прогрессировал в работе с мячом и у Лучано Спаллетти, но перевод на позицию реджиста максимально раскрыл его.

Игра в билд-апе при Конте. Время термина «Передача Брозовича»

Тенденции действий Брозовича в билд-апе немного изменились по сравнению с прошлым сезоном – логично при смене тренера, схемы и идей в атаке. Ключевые зоны, откуда Брозович двигает мяч, не изменились – левый полуфланг и пространство в центре чуть ниже центрального круга. Одновременно Брозович реже пасует вперёд (на 6,9% по сравнению с прошлым сезоном) и входит в топ-6% игроков главных европейских лиг по количеству передач на чужой половине, в финальную треть, а также по точности передач в финальную треть. Одновременно Брозович чаще, чем когда-либо в карьере, делает длинные передачи и диагонали, но 2 из 3 его главных адресатов в текущем сезоне – ближние ЦП Сенси и Барелла. В «Интере» Спаллетти один из центральных полузащитников был только 6-й по частоте опцией Брозовича – после Асамоа, Шкриньяра, Д’Амброзио, Перишича и Политано.

Новый стиль Брозовича в одном тезисе – теперь он завязывает не фланговую игру «Интера», а всю игру команды. За счёт структуры он больше двигается в билд-апе и имеет больше адресатов в развитии. Также против билд-апа 3-1 очень сложно прессинговать, и против «Интера» неизбежен один из сценариев: перекрыть Брозовича, но дать свободу центральному защитнику (как минимум одному), запрессинговать всю тройку ЦЗ и открыть Брозовича, прессинговать всю четвёрку и создавать ситуации 1v1 для Сенси (тоже очень подвижен на мяче и может обострить), Лукаку (продавить) и Мартинеса (убежать).

Брозович ещё сильнее усложняет прессинг сопернику – он идеально выбирает позицию в сжатых пространствах, не сближаясь с прессингующими, за счёт скрининга ситуации вокруг себя хорошо избегает персональных ориентировок, а если не может сбросить опекуна, манипулирует его движением и создаёт свободу для де Врея или Шкриньяра.

Брозович открывается под прессингом «Барселоны» так, что никто не может накрыть его первое касание, вторым пасует на Сенси и сразу открывается под ответный пас

Быстрота работы с мячом и решений Брозовича особенно заметна, когда «Интер» начинает владение от Хандановича. Явная тенденция при Конте – «Интер» нацелен на розыгрыш мяча от вратаря низом и использует крайне рискованные решения даже под высоким прессингом в штрафной (например, против «Барселоны» и Ханданович, и Годин отрезали оппонентов передачами черпачком). При ударах от ворот «Интер» выходит через один из флангов, обычно через левый, по боковой линии. Здесь тоже помогает Брозович – часто предлагает себя крайнему или центральному защитнику, пасует ближнему и сразу же открывается в центр. Такое быстрое движение под ответный пас обычно встречается в комбинациях перед чужой штрафной, Брозович предлагает его в билд-апе.

Статистика и пасовые связи Брозовича объясняют его разнообразие в развитии атак. Сенси – основной адресат Марцело в текущем сезоне – часто используется, когда перед Брозовичем есть вертикальное свободное пространство, между линиями или между игроками в линии. Когда такого пространства нет, и соперник перегружает центр, Брозович развивает владение диагональю на дальний фланг (против «Ювентуса» хорват неоднократно отрезал ромб подобными передачами на Д’Амброзио). Если соперник насыщает зону мяча и закрывает все варианты игры через ближнего, а потенциальная диагональ тоже не проходит, часто свободен дальний центральный защитник – тогда Брозович переводит мяч на него. Новая структура «Интера» позволяет использовать каждый из этих вариантов развития.

Кроме того, даже попадая под прессинг лицом к своим воротам, Брозович отлично выходит из-под давления передачами с разворота. Помимо оценки ситуации до приёма мяча и периферического зрения, ему помогает очень гибкий голеностоп – под давлением он часто делает передачи внешней стороной стопы, даже выполняет сильные диагонали на фланг. Это уже типичная для Брозовича передача.

Даже если изначально Брозович закладывает разворот в сторону, где его легче запрессинговать, он быстро меняет решение и двигается в более свободную зону:

Работа Брозовича без мяча. Вытекающие из неё проблемы

Оборонительные качества Брозовича – типичные для глубинного плеймейкера: он защищается на чтении игры и подвижности. В единоборствах он неактивно использует руки, а выбрасывая ногу к мячу, чаще вытыкает мяч из-под ног соперника, чем выдвигает её впереди ноги соперника, ставя «шлагбаум». Частично этим объясняется низкий процент отборов, возвращающих владение – 33,3%: Брозович может замедлить движение соперника, вступая в отбор, но в идеале рядом с ним должен быть партнёр, подбирающий мяч или помогающий в отборе.

Брозович хорош в эпизодах, когда необходимо быстро переориентироваться по мячу. Если соперник перегружает опорную зону, Брозович часто располагается в полупозиции между двумя игроками – как только пасующий выбирает, куда отдать, Брозович сдвигается к адресату. Чтобы закрыть мяч, он быстро выдвигается из позиции – как только игроку, получающему мяч, адресован пас, располагается перед мячом в 2-3 метрах и закрывает вертикальное продолжение.

Эпизод из матча с «Лацио» – «Интер» оборонялся 5-2-2-1, а не 5-3-2, как обычно. Когда мяч у защитника, Брозович располагается в полупозиции между Корреа и Милинковичем-Савичем. Диагональ направо – Брозович сдвигается к принимающему и закрывает мяч

Основная проблема без мяча, создаваемая Брозовичем, вытекает из тактики «Интера». В высоком прессинге «Интер» использует персональные ориентировки по каждому игроку в билд-апе соперника. Против 4-3-3 и 4-4-2 ромб Конте сталкивается со структурой билд-апа 2-1-2: нападающие зеркалят центральных защитников, Сенси и Барелла (или Гальярдини, Весино) зеркалят центральных полузащитников, а опорник – обычно ключевой игрок в билд-апе – остаётся без опеки. Поэтому к нему выдвигается Брозович.

Из-за включений Брозовича возникает сразу цепь проблем:

1. При высоком прессинге центральные защитники остаются без подстраховки опорного – возникает ситуация 3v3, проблемная в первую очередь для де Врея. Если пас пойдёт в недодачу на одного из игроков атакующей тройки, ЦЗ должен будет выдвинуться из линии за ним – де Врей в таких ситуациях не всегда быстро разворачивается и возвращается в позицию, в меньшей степени это касается Година.

2. Если соперник продолжит владение через фланг, потенциально уязвима передача оттуда в опорную зону – Брозович не всегда успевает туда вернуться.

3. Аналогичные выдвижения Брозовича к опорнику в среднем блоке провоцируют ситуации, когда нарушается компактность, хорвата отрезают и залезают в опорную зону. Этим пользовался «Ювентус», особенно в концовке первого тайма (когда «Интер» потерял компактность) и после 75-й минуты (переход на 5-4-1, где Брозович должен был контролировать ещё большее пространство, но сохранил ориентировку по опорнику) – Пьянич получал мяч с фланга, в 1-2 касания отрезал Брозовича, и «Ювентус» эффективно комбинировал через центр: забил два гола, один из которых был отменён.

Подобные включения Брозовича более логичны, либо когда «Интер» сидит в низком блоке, либо когда соперник развивает атаку строго через центр – тогда ЦЗ держат перед собой оппонентов и готовы резко выдернуться за ними из линии, и возникшая свободная зона будет закрыта. Если Брозович выбрасывается на разыгрывающего опорника после паса с фланга в центр, это намного более опасно – линия защиты перестраивается, игроки в ней располагаются не лицом, а плечом вперёд по отношению к мячу. Если пас отрезает Брозовича, защитник должен быстро изменить и позицию, и положение корпуса (в баскетболе это качество обозначается термином lateral quickness) – гораздо более сложное действие, возникает больше коридоров между защитниками.

Также Брозович агрессивно включается на подборы к ближнему углу чужой штрафной относительно зоны, откуда пошла передача в штрафную. Удачные подборы Брозовича конвертируются в удары и вторую волну атаки, но если он проигрывает подбор, за спиной открывается большая свободная зона – особенно если дальний центральный полузащитник «Интера» не остаётся на подстраховке или некачественно страхует.

Как лучше и как нельзя закрывать Брозовича. Кейс матча с «Миланом»

Пока и Брозович, и вся структура билд-апа «Интера» испытывают наибольший стресс против высокого прессинга в 4-4-2 ромбом. Это редкая схема, где «Интер» одновременно численно проигрывает центр поля и при этом не получает комфортного преимущества в начале атаки (в теории похожий эффект даст 3-4-1-2 – на практике так пока не играл никто, хотя 3-Х-Х в Италии снова стала модной). В билд-апе «Интер» получает 4v3, свободного де Врея и связанного Брозовича – на него персонально ориентирован верхний игрок в ромбе. Он же напрягает де Врея при получении передачи от партнёра, выдвигаясь к нему так, чтобы перекрывать линию передачи на Брозовича и выжимать к одному из крайних ЦЗ.

Двигатель тренда на подобный прессинг-план – тренер «Славии» Йиндржих Трпишовски. Он перестроился на 4-4-2 ромб специально под «Интер», приставил к Брозовичу Николае Станчу и закрыл Брозовича: хорват сделал только 41 пас (с отрывом худший личный результат сезона) и всего дважды доставил мяч в финальную треть из-за её пределов. Качественно манипулировать прессингом тоже не получалось. Единственная идея, которую нашёл «Интер» – смещения Брозовича в первую линию билд-апа ближе к левому флангу, пас хорвату и поперечная передача де Врею: защитник получал пространство в центре перед собой и тащил мяч, а Станчу уже догонял его, а не встречал.

Осенью «Интер» ещё дважды играл против 4-4-2 ромбом – с «Миланом» и «Ювентусом». Миланское дерби в контексте опеки Брозовича более показательно. Марко Джампаоло приставил к Брозовичу более качественного прессингующего, Сусо (он не оправдал перевод на позицию десятки, но это не касается его движения без мяча), меньше ориентировал Сусо на сдвижение от Брозовича к де Врею, а по ходу игры поменял расстановку без мяча на 4-3-3.

«Милан» использовал 4-4-2 ромб примерно до 25-й минуты, и это был лучший отрезок матча для команды Джампаоло в высоком прессинге. На отрезке Брозович отдал 15 передач, из них только 5 – в начале атаки: чаще хорват получал мяч уже на чужой половине ближе к левому флангу, перенасыщая зону и предлагая себя под возможный разворот. Именно при билд-апе «Интера» Сусо отлично закрывал Брозовича центральным защитникам – перекрывал линию передачи, располагался почти вплотную к оппоненту, часто оценивал его открывания поворотами головы и корректировал свою позицию. К де Врею Сусо сдвигался редко и очень аккуратно, выжимая его ближе к правому флангу и не теряя контроль над Брозовичем.

Прессинг-структура «Милана» в 4-3-3. Сусо закрывает линию передачи на Брозовича, плотно его опекает и не бросается на де Врея, что могло бы открыть центр. Леау и Пёнтек в узких позициях – контролируют потенциальные смещения Брозовича в полуфланг и готовы накрывать крайних ЦЗ

Сусо чуть выдвигается к де Врею, сохраняя контроль линии передачи на Брозовича. Это мог быть пример удачного прессинга «Милана» при начале атаки соперника, но здесь недоработал Леау, застрявший слишком узко и не закрывший Година

Когда «Интер» выходил из-под давления через фланги, Брозович тоже не получал мяч: под Д’Амброзио ближе к правому краю он не открывался, а при доводке до Асамоа Сусо перестраивался и снова вплотную контролировал хорвата. «Интер» всё-таки придумал идею, как доводить мяч до Брозовича в билд-апе: использовать розыгрыш в касание на третьего, где под первый пас вглубь опускался Сенси. Комбинация прошла дважды за отрезок, в одном из моментов Брозович тоже отдал в касание, отрезал центр поля и ускорил атаку.

Изначально Сусо закрыл линию передачи на Брозовича. При розыгрыше на третьего он перестраивается, но не успевает накрыть первое касание – этого времени хватает Брозовичу

Когда «Интер» переходил на чужую половину, Брозович получал больше свободы. Он стягивался ближе к левому флангу, под передачи Асамоа – Сусо уже не преследовал его, сохранял позицию в центре, а Пёнтек не садился настолько низко.

К 25-й минуте «Милан» перестроился с 4-4-2 ромб на чистые 4-3-3 без мяча – Пёнтек перешёл в центр, Сусо сместился ближе к флангу. Скорее всего, это было реакцией на явные голевые моменты «Интера»: выход Лукаку 1 на 1 с вратарём начался с ошибки Сусо с пасом назад из центра под давлением де Врея, а эпизод с ударом Мартинеса из штрафной и добиванием Д’Амброзио у пустых ворот начал как раз Брозович в левом полуфланге. Классическая ситуация – реакция тренера на явные эпизоды (Сусо привёз момент и дал свободу Брозовичу во втором, хотя это не его зона ответственности), а не на теневые, где игрок хорошо выполнял работу в прессинге.

С переходом на 4-3-3 Пёнтек при билд-апе «Интера» получил номинально ту же задачу, что и Сусо, а в позиционной обороне на Брозовича теперь выдвигался из опорной зоны Билья. Это полностью развалило игру «Милана» без мяча. Пёнтек совсем не справился с Брозовичем – бросался по мячу и игнорировал позицию хорвата. Из-за этого Брозович чаще получал мяч, стал лидером «Интера» по передачам внутрь финальной трети. Старые проблемы «Милана» не были решены (Сусо не садился к своей штрафной – Брозович, смещаясь ближе к левому флангу, снова создавал численный перевес), зато появились новые (контроль Брозовича, ситуация 6v7 или даже 7v7 при глубокой обороне).

Хаос при начале атаки «Интера»: Пёнтек идёт к де Врею, игнорируя Брозовича, Сусо застрял рядом с Асамоа, никто из опорников не выдвигается выше. Брозович получает мяч и быстро находит Сенси между линиями

Брозович получает мяч в финальной трети – ни Билья, ни Пёнтек не закрывают мяч и не поджимают его. Диагональ без давления налево

Два разных способа подстройки под Брозовича в одном матче объясняют комфортный и проблемный сценарии для хорвата. Комфортный – нет чёткого прессингующего (или есть, но слабый), есть свобода в средней трети. Проблемный – высокий прессинг, где у «Интера» только один свободный игрок, с чёткой персональной ориентировкой по Брозовичу.

**

Помимо вышесказанного, Брозович полезен и в финальной трети. Он кренится ближе к левому полуфлангу, но при подачах в штрафную и отскоках на дальний фланг быстро перемещается уже направо. В высокой плотности он не теряет скорость работы с мячом и иногда находит острые продолжения в штрафной – он отдал образцовый пас вразрез перед третьим голом в матче с «Сампдорией», не прочитанный ни защитниками, ни вратарём.

Важность Брозовича в завершении атак «Интера» тоже подчёркивается статистикой – он лидирует и по количеству попыток передач в штрафную (15), и по количеству точных (10); из авторов 5+ передач «Интера» в бокс у него наибольшая точность. Перфоманс Брозовича – уже сейчас заявка на статус самого влиятельного полузащитника при владении мячом в командах Конте.