Анатомия контратак сборной Мексики | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Анатомия контратак сборной Мексики — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Команды
Прочие лиги
5 июля 2018, 15:04
5 июля 2018, 15:04
Анатомия контратак сборной Мексики
Сергей Титов – о том, как футбол сборных изменил даже тактического гика, двинутого на владении.
Содержание
01Главный алгоритм перехода – вертикаль по флангу
02Ключевой игрок в контратаках Мексики – Лосано
03Даже при стандартах у своих ворот Мексика готова к контратаке
04Командные проблемы Мексики – лишние касания и индивидуализм

Тренер сборной Мексики Хуан Карлос Осорио – отличный теоретик. На мексиканском ТВ задолго до чемпионата мира Осорио разбирал сборную Германии, к которой готовился полгода, и её схему 3-4-3, а также обсуждал свой стартовый состав. Выступлением на телевидении Осорио разбил стереотип о себе как об оголтелом фанате ротации: да, обычно он подстраивает состав под каждого соперника, но костяк команды – Очоа, Морено, Сальседо, Гуардадо, Эррера, Лайюн, Чичарито, Вела – используется практически всегда. В сборной Мексики этот костяк прочнее, чем в других командах Осорио.

Отход от ротации под соперника Осорио доказал в матче ЧМ-2018 против Швеции. На прошлых крупных турнирах тренер мексиканцев специально подстраивался под атлетичных соперников – Ямайку, Новую Зеландию: добавлял в центральную зону больше рослых игроков. Атаку усиливал Рауль Хименес, защиту – Рафаэль Маркес. Против Швеции Осорио сыграл тем же быстрым составом, который вскрывал проблемы немцев, и ожидаемо получил 0:3.

Считать Хуана Карлоса Осорио несгибаемым фанатом атак через контроль мяча – такой же анахронизм, как и видеть в нём постоянного ротатора состава (по крайней мере, в футболе сборных). Играть во владение у Мексики получается всё тяжелее. Зато ежегодно Мексика прогрессирует в создании моментов из контратак:

– Кубок Америки-2016 – 1,5 удара, 11,3 быстрых атак за 90 минут, конвертация атак в удары – 13,3%;

– Кубок конфедераций-2017 – 2,78 удара, 15,3 быстрых атак за 90 минут, конвертация – 18,2%;

– Чемпионат мира-2018 – 3,5 удара, 15 быстрых атак за 90 минут, конвертация – 23,3%.

То есть конвертация контратак в удары выросла на 10% за два года. После Кубка конфедераций Мексика стала владеть мячом на 4 минуты чистого времени меньше. Она всё так же много контролирует мяч (57,5% на Кубке Америки, 55% по итогам ЧМ-2018), но тотальный контроль только ухудшает игру мексиканцев. Отличный пример – контрольный матч с Исландией в марте. Осорио преобразовал систему контроля 3-1-3-3 в дикие 3-1-6/1-3-6, исландцы в ответ на это низко опустили крайних полузащитников и не дали создать в позиционке вообще ничего. Исландию Мексика разбила на стандартах и контратаках, её контроль был стерилен.

После чемпионата мира тренд в игре сборной Мексики закрепился ещё прочнее. Теперь можно сразу делить матчи команды на три категории: изначальная игра на контратаках после полугодовой подготовки и много опасных ситуаций (Германия, Бразилия); начало через контроль, не вытекающий из логики игры забитый гол и разнос на контратаках (Исландия, Корея); тотальный стерильный контроль без голов и остроты, только ухудшающий ситуацию после пропущенного мяча (Швеция, Хорватия в мартовском товарняке). Контратаки намного чаще делают игру Осорио, чем игра во владение, и работа над ними заметна.

Главный алгоритм перехода – вертикаль по флангу

Контратаки Мексики стали такими острыми по двум причинам – Осорио разгружал от оборонительной работы или облегчал её трём игрокам, ставя на их скорость, а после отборов мяч быстро, в одно-два касания, доставлялся вперёд через вертикальную передачу. Нередко возникают ситуации, когда отбирающий целенаправленно выбивает в нужную сторону для подбирающего, который или сам ускоряет атаку, или готовит вертикальный пас. Удобнее для мексиканцев отбирать мяч на фланге – обычно туда забегает крайний защитник, и его легче ловить на подключениях вперёд.

Главная задача для мексиканцев в начальной стадии – через вертикальные передачи довести мяч до центральной зоны, чтобы у владеющего мячом были равные по возможности успеха варианты передач вперёд, во фланговые зоны и через центр. С одинаковым успехом мексиканцы практикуют и форсирующие вертикальные передачи верхом, преодолевающие опорную зону (таких передач было много против Бразилии)…

и розыгрыш с вертикальным пасом на фланг и дальнейшей доставкой в центр. Дальше ответственность на том, кто тащит мяч через центр. Для Мексики оптимальный вариант – кто-то из сильных пасующих полузащитников (Гуардадо, Эррера) или мобильный Лайюн.

Ключевой игрок в контратаках Мексики – Лосано

Лучший матч на чемпионате мира Лосано отыграл против Германии. Без мяча он располагался низко для сборной Мексики и работал по Йозуа Киммиху, но сразу после отбора резко забегал вперёд и переигрывал Киммиха на ускорении. Дважды Лосано сам забирал мяч на подборе, смещаясь в центр после стыков Айялы и Лайюна. Вертикально отдавал вперёд и снова ускорялся через фланг Киммиха.

Условия матча с Германией стали оптимальными для Лосано по двум причинам. Во-первых, Киммих включался очень высоко, а Кроос ужасно страховал его – из-за этого, получая мяч, Лосано видел перед собой большое свободное пространство. В таких ситуациях Ирвинг наиболее опасен: когда ему есть, куда разгоняться, Лосано включает режим танчика, и даже с фолом его сложно сбить. Во-вторых, тактика немцев позволила Лосано быть привязанным к левому флангу. В ПСВ инсайд выходит справа, но там под Ирвинга подстроены несколько деталей и домашних заготовок, вроде длинных передач с левого фланга и скидок де Йонга под ускорение. У Осорио Лосано эффективнее слева, вдобавок не снижается эффективность Карлоса Велы, которому удобнее справа.

На уровне Эредивизии Ирвинг Лосано вариативен, однако чемпионат мира подчеркнул две проблемы игрока. Во-первых, при получении мяча на боковой линии штрафной Лосано вообще не идёт обыгрывать в лицевую, а готовит ситуацию под удар с нужной ноги (на левом краю штрафной – с правой, на правом краю – с левой, удар отлично поставлен). Это точно либо тренерская установка Осорио, потому что в ПСВ Лосано делает много смещений именно в лицевую, либо боязнь идти в обводку 1v1. Лосано некомфортно в ситуациях 1v1 в целом, против более качественных защитников боязнь может проявляться ещё отчётливее. Чаще всего Лосано перекладывал мяч под ударную ногу, максимально сближаясь с защитником.

Более того, правильный контроль ударной ноги сбивал Лосано, провоцируя пас назад или потерю.

Вторая проблема вытекает из первой – если Лосано встречает сопротивление, он делает много лишних касаний. Это особенно проявилось в матче с Германией: как только Лосано накрывали, он тратил время на обводку и удобную подработку мяча, ухудшая своё положение. Перед голом Германии Ирвинг тоже испытал традиционную проблему: обводкой убрал Озила, но сделал лишнее касание до удара, увеличив шансы Крооса на удачный отбор. Возможно, он был бы сделан, если бы на месте Крооса был центральный защитник. Всё это делает странной волну слухов об интересе к Лосано различных топов: этот парень хорош, но, как по мне, переоценён.

Даже при стандартах у своих ворот Мексика готова к контратаке

Большинство контратак Мексика начинала после низкого отбора, но Хуан Карлос Осорио пытается использовать для создания остроты даже стандарты у ворот Очоа. Свою штрафную мексиканцы часто защищают впятером – четверо ориентированы на своих игроков, пятый на мяч. Ещё двое контролируют подбор или потенциальный розыгрыш (при угловых), обычно эти двое – Гуардадо и Эррера. У центральной линии их вертикальные передачи ждут три игрока. В матче с Германией ими были Лосано, Вела и Лайюн. Против Бразилии – Лосано, Вела и Гуардадо.

Так Осорио убивает двух зайцев. Во-первых, тренер уверен, что так проще играть защитникам и вратарю – им легче реагировать на мяч при меньшем сопротивлении (интересно, что будет, если мощная команда вроде Швеции специально перенасытит штрафную при своём угловом?). Во-вторых, это ещё один способ развить контратаку.

Из оборонительных стандартов Мексика ничего не извлекла. В таких ситуациях против мексиканцев играли максимально жёстко 1v1 – это делало более острыми игроков, заточенных под качественный пас на скорости (Гуардадо, Лайюн) и снижало эффективность дриблёров, против которых продолжали работать персонально (Лосано, Вела). Тем не менее, идея интересная – атакующим командам стоит взять её на вооружение.

Командные проблемы Мексики – лишние касания и индивидуализм

Контратаки Мексики в порядке, пока мяч не доходит до штрафной. Неправильные и затянутые решения в быстрых атаках – главные проблемы команды. Это испортило отличный в плане доставки мяча вперёд матч против Бразилии. Мексиканцы проходили опорную зону, забрасывали мяч за спину Касемиро, готовили атаки с численным равенством (3v3, 4v4). Однако завершающее действие стабильно делали неправильно. Лучший момент – атака 3v3 со включением Гальярдо. У мексиканца есть вариант сблизиться с Фагнером и отдать пас на Лосано, есть вариант поймать Тиаго Силву на встречном движении. Вместо этого Гальярдо бесхитростно пробил. Против Бразилии у мексиканцев было три таких ситуации.

Против Германии мексиканцы испытали другую проблему – игроки всем составом или затягивали с последним пасом, или запарывали его. Только Мигель Лайюн не тянул игру на себя и не сбивал темп атак. Из лучшего загубленного: выход 2v1, испорченный плохим пасом Чичарито на Велу, два запоздалых паса Лосано с левой линии штрафной, две контратаки, где Вела сбил темп (одну – передачей не в ногу, вторую – не сделанной вовремя диагональю в свободный фланг).

Эту сборную Мексики называют самой талантливой в истории, но эффективность контратакующего плана Осорио снизилась именно из-за класса игроков. Явные тактические фишки в развитии быстрых атак (заполнение одного фланга вдвоём, доставка мяча на боковую линию штрафной, открывания на углах штрафной при контратаках через центр) губились неправильными решениями. Без явных ошибок обошлись только Гуардадо и Лайюн, оба – игроки вспомогательных ролей, не включающие скорость, а разгоняющие атаки передачами и умеющие это хорошо в любой день. Когда в контратаке через центр мяч тащил Лосано, делающий ставку на дриблинг и свой удар, это гарантированно приводило к неверным решениям.