Для Эрика тен Хага, сильнейшего тактика современной Эредивизии, работа над авторским «Аяксом» проходит сложно. Он принял команду зимой, сохранил запас идей предыдущих тренеров, а летнее межсезонье вышло укороченным из-за раннего старта в квалификации Лиги чемпионов. «К матчам со «Штурмом» мне готовиться с вагоном вопросительных знаков», – сказал тен Хаг после заключительного товарняка «Аякса», с «Вулверхэмптоном». Качество игры и тактической подготовки его снова не удовлетворяло (правда, тен Хаг редко доволен).
Однако тактическую перестройку «Аякса» тен Хаг анонсировал ещё в конце июня, в интервью Ajax TV, и даже заранее сказал, что подготовит новую тактику под матчи квалификации ЛЧ. Тен Хаг не обманул – против австрийского «Штурма» амстердамцы использовали новую тактику, которую очень сложно обозначить цифрами. Если всё-таки попробовать… это 3-2-4-1 при контроле мяча и 4-4-2 в линию без мяча.
Важно. Всё, что дальше – первые наблюдения по «Аяксу». Не стоит проецировать их на весь следующий сезон.
Новая тактика «Аякса» отражает философию Эрика тен Хага. Его «Утрехт» делал ставку на регулярное обострение через передачи вразрез, что сделало команду, во-первых, одной из самых часто забивающих после таких пасов, во-вторых, бережно доводящей атаки до ударов из dangerzone. Большое скопление игроков в центре – в «Утрехте» тен Хаг использовал 4-4-2 с узким ромбом – позволяло чаще и проще разбивать линии обороны соперника.
Судя по матчу со «Штурмом», этого же тен Хаг требует и от игроков «Аякса». И в начале атаки, и в её развитии амстердамцы поделены на четыре линии, насыщающие центр. Первую составляет тройка защитников, обычно скошенная влево: Тальяфико – де Йонг – де Лигт. Во второй – два разыгрывающих полузащитника: Шоне, опускающийся чуть ниже, даже к защитникам, и Эйтинг. В третьей – ван де Бек, зарекомендовавший себя как король второго темпа атаки, и свободный художник Зиех. Хунтелар перемещается ещё выше, а Нерес и Мазрауи ищут мяч на флангах.
Это не догма. Тен Хаг ставит структуру выше позиций конкретных игроков, что даёт «Аяксу» важный ключ ко вскрытию защиты соперника – смену направления движения футболистов при сохранении структуры. Опускаясь ниже под приём паса, аяксид вытянет за собой соперника или хотя бы отвлечёт его внимание. Одновременно с ним игрок из зоны, куда сделано смещение, забегает на позицию принимающего. Разбить такую структуру может man-oriented-прессинг, но «Штурм», не использовавший персональные ориентировки, плыл при сменах позиций с сохранением структуры.
Главный, кто извлекал выгоду из движения внутри структуры – Карел Эйтинг. В левом полуфланге он образовывал связку с ван де Беком, забегая выше, когда Донни опускался ниже. Ван де Бек принимал мяч за второй линией обороны «Штурма», отдавал обратно, и Эйтинг открывался уже между линиями. Такой фокус они исполняли неоднократно.
Ван де Бек опускается под приём мяча одновременно с движением Эйтинга вперёд
Эйтинг получает мяч, разбивая линии. Это не совсем стандартный эпизод, ван де Бек успевает вернуться на свою линию, но благодаря этому Донни получает мяч уже между линиями
Структура атаки может уплотняться, когда «Аякс» пытается разбить компактную оборону соперника на насыщенном участке поля. Могут сливаться линии, если Хунтелар сместится к двум игрокам, ищущим мяч между линиями. Перекос на левый фланг, когда Тальяфико участвует в атаке как левый центральный защитник, а Мазрауи – как вингер, нарушается при переводе мяча направо: тогда Мазрауи и Тальяфико меняются ролями. Структура может меняться частично, но не системно. 3-2-4-1 с перекосом на один из флангов неизменна.
1. Роли крайних защитников обязательно разнородны. Частично объяснил в абзаце выше. Тот, что ближе к мячу – чаще Тальяфико – опущен к центральным защитникам, помогает начинать атаки, уплотняет зону и готов к контратаке соперника. Дальний КЗ, обычно Мазрауи, открывается как вингер. Потенциально его можно использовать для перегрузов (против «Штурма» голландцы их не использовали). Забегания ближнего к мячу крайнего защитника допустимы, Тальяфико делал их неоднократно, но а) они должны совершаться через полуфланг – так их эффективность выше, б) его должны замещать. Рывок Тальяфико – сигнал для Фрэнки де Йонга сместиться левее. Аналогично с Мазрауи и де Лигтом.
2. При такой структуре у пасующего постоянно есть вариант в центре. Три нижних игрока в билд-апе контролируют центр и оба полуфланга – зоны, откуда логичнее делать проникающие передачи. Над ними сразу два разыгрывающих, Шоне и Эйтинг. В одиночестве они могут остаться только после удачного приёма мяча Шоне. Это лишает «Аякс» стандартной проблемы комбинирующих команд – зависимость от одного разыгрывающего. Когда их двое, и оба с сильным проникающим пасом, мешать билд-апу сложнее. И даже если Шоне с Эйтингом удастся закрыть, ниже опустится Зиех или ван де Бек – у пасующего появится +1 вариант в той же зоне.
Аналогично работает прессинг по разыгрывающему, когда он получает мяч. Даже сделав центр плотнее во втором тайме, «Штурм» давал ломать линии в том же алгоритме. Зиех и Эйтинг накрываются в момент приёма мяча, зато между линиями свободен ещё один игрок – ван де Бек. Пас, ещё пас, и ван де Бек остаётся на большом свободном пространстве.
3. Если пробиться через центр всё-таки не удаётся, «Аякс» использует пас на фланг, чтобы резко, в 1-2 касания, вернуть мяч в середину. Или сыграть на забегающего во фланг Зиеха/Нереса. Стандартный алгоритм, но тоже разбивающий линии соперника. Если пас идёт в край, цель забегающего – сохранить его и начать розыгрыш мяча в узком квадрате поля.
4. «Аякс» нацелен на разбивку линий не только через пас, но и через силовой дриблинг. Против «Штурма» его неоднократно применяли разные игроки – де Лигт, де Йонг, Зиех, Нерес. Такой дриблинг используется и в преодолении стартового прессинга, и в финальной трети, и цель та же – создать численное преимущество в зоне.
Это явно причина, по которой Эрик тен Хаг так ценит Фрэнки де Йонга. Если забыли, роль «ложного центрального защитника» де Йонгу придумал не он, а предыдущий коуч «Аякса» Марсель Кайзер, но тен Хаг сохранил роль и органично вписал её в тактику. «Он очень важен для нас. Сегодня я наслаждался тем, как Фрэнки выполнял свою задачу», – сказал тен Хаг после матча со «Штурмом». Неоднократное использование силового дриблинга в начале атаки, в том числе в рискованных ситуациях – главная причина похвалы, после одного такого прохода Хунтелар пробил издали в штангу.
По итогам матча со «Штурмом» Зиех стал лучшим по xGChain, сделал больше всех обводок (11 попыток, 7 удачных), выдал 3 острые передачи – статистическое подтверждение того, что Хаким снова держит свой уровень. В 3-2-4-1 тен Хага Зиех – правый атакующий полузащитник в четвёрке, чаще получавший мяч в правом полуфланге. При атаках левым краем он открывался под выход из насыщенной зоны, правее остальных игроков, при атаках через центр – открывался в своей главной зоне. Когда «Аякс» открыл счёт, Зиех как раз открылся между линиями в правом полуфланге, а перед голевым ударом убрал вылетевшего на него защитника.
Как обычно, Хаким немного перегибает с индивидуальными решениями, замедляющими командную атаку, и недорабатывает без мяча, однако в новой расстановке тен Хаг может подчинить плеймейкера команде. Против «Штурма» Зиех использовал дриблинг, как способ ломать линии – тренеру это нравится. Смещался направо, помогая Мазрауи и насыщая зону. Обострял из правого полуфланга. Грозно смотрится его потенциальная связка с Тадичем, где оба игрока будут выполнять одинаковые задачи, только поделят между собой зоны – серб будет левее, марокканец правее.
В июле Зиех сказал, что не покинет «Аякс», если не найдёт идеального для себя варианта. Кажется, идеальный вариант под носом – тактика тен Хага позволит ему проявить себя на максимуме и, возможно, сделает Хакима ещё более командным.
Оба звёздных новичка «Аякса», поднимающих планку ожиданий от сезона, вышли в середине второго тайма. Душан Тадич, заменив Эйтинга, опустил ван де Бека во вторую линию структуры (к Шоне) и «клонировал» Зиеха – начал атакующим центральным полузащитником, иногда уходящим насытить фланг. Однако по ходу матча Тадич выполнял задачи, свойственные не только Зиеху, но и уходившему направо Нересу – опускался глубже и во фланг под розыгрыш, занимал позицию, удобную для перегруза, навешивал после открываний, растягивавших защиту соперника. Тадич успел проявить себя как разбивающий линии, в том числе на дриблинге, и много комбинировал с Зиехом. «Мы сразу нашли взаимопонимание на поле. Футбольный язык универсален, хорошие игроки понимают его сразу», – сказал Тадич после матча.
Дейли Блинд вышел на последнюю 10-минутку в опорную зону, тоже к Шоне, и сразу взялся расставлять игроков при начале атаки. Интересно, что тен Хаг поставил Блинда разыгрывающим полузащитником, хотя идеальную роль Блинду тренер уже придумал. Левый центральный защитник, отвечающий за начало атак, с сильным первым пасом – Блинд может принести даже больше пользы там, где против «Штурма» играл Тальяфико.
***
Пока у «Аякса» заметны только две проблемы, и обе касаются игры без мяча. Включаясь в контрпрессинг после потери мяча, голландцы оставляли слишком большие зазоры, и длинные передачи создавали большое напряжение. Тальяфико, де Йонг и де Лигт оставались одни, а Шоне и Эйтинг возвращались назад позже, чем подбиравшие игроки «Штурма». Австрийцы пару раз создавали опасные подходы за счёт длинных передач, преодолевавших прессинг – против мощных соперников, вроде «Штурма», навязывающего защитникам борьбу в воздухе, «Аякс» будет проигрывать верх и подбор.
Вторая проблема – зона Мазрауи, когда правый защитник подключался в атаку. Пока «Штурм» не расклеился окончательно, команда много забрасывала мяч в зону между Мазрауи и де Лигтом, за спину правому защитнику. Однажды это кончилось острым сольным смещением в центр Фрайдэя Эзе. Кажется, это стандартная болезнь голландских крайних защитников, и тактическая модель тен Хага только усугубляет проблему в зоне Мазрауи.
Следить за тактическим развитием «Аякса» по ходу сезона будет очень интересно – обязательно наметьте +1 цель из чемпионатов за пределами топ-5. Интересно, сохранит ли тен Хаг эту тактику, сделает ли основной, найдут ли слабости соперники выше уровнем, чем разбитый «Штурм». Интересно, как тренер впишет Тадича и Блинда в тактику. Будем следить и писать об этом по ходу сезона. Намечается самая мощная тактическая стройка в Эредивизии за последние годы.