Механический футбол от новичка РПЛ. Как играет «Оренбург» | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Механический футбол от новичка РПЛ. Как играет «Оренбург» — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Команды
РПЛ
1 сентября 2018, 14:14
1 сентября 2018, 14:14
Механический футбол от новичка РПЛ. Как играет «Оренбург»
Сергей Титов – о главном открытии старта Премьер-Лиги.
Содержание
01Интерпретация роли вингбэков
02Геометрия позиционной атаки
03Фактор Андрея Козлова
04Стандарты – потенциально лучшие в лиге
05Дополнительные факторы

На старте сезона Премьер-Лиги Владимир Федотов, главный тренер «Оренбурга», играет в шахматы даже с прессой. После победы над «Локомотивом» Федотов дал интервью «Спорт-Экспрессу», где назвал ключом к успеху чётко выполненный игроками план на матч.

– Ну и каким же был план?
– А вот это секрет. Наша внутренняя кухня.

Федотов выжимает максимум из эффекта неизученного новичка Премьер-Лиги и полностью ограничивает любую утечку информации из клуба. Так мы знаем от Федотова и ряда игроков, что в «Оренбурге» есть победный послематчевый ритуал, но никто не говорит, какой. Так Евгений Фролов вешает лапшу на уши всем, кто видит в его отбитых пенальти следы подготовки к бьющим по видео: «Я не готовлюсь. Просто прыгаю за мячом и всё. Даже не знаю, честно, на что тут можно полагаться». В интервью Федотов часто говорит о важности анализа, но игнорирует подробные разговоры о тактике, ограничиваясь анализом уже давно пройденных событий (например, вылета «Оренбурга» из Премьер-Лиги в дебютном сезоне) или специфики матчей (справедливо отметил в Тушино, что «Спартак» с игры ничего не создал).

При этом «Оренбург» – редкая команда Премьер-Лиги, обладающая чётким тактическим рисунком. Федотов не меняет схему и стиль игры под ближайшего соперника. Такой подход помогает в формировании механического футбола, к которому явно стремится «Оренбург». Это стиль, завязанный на многократно повторяемых на тренировках и в матчах комбинациях, геометрических фигурах на поле, движениях игроков.

Главный двигатель механического футбола в последние годы – Антонио Конте, и в тактике «Оренбурга» видны отсылки к «Челси» Конте. Федотов тоже использует схему 3-4-2-1 и наделяет игроков схожими ролями. Своего прототипа Н’Голо Канте у «Оренбурга» нет, зато есть свои прототипы Азара, Алонсо, Мозеса и Аспиликуэты. Из-за роли вингбэков, Терехова и Сутормина, тактический модуль «газовиков» – именно 3-Х-Х, а не 5-Х-Х. Называть «Оренбург» автобусом тоже в корне неверно, как и «Челси» Конте. Федотов построил чёткий контратакующий план, сработавший даже против «Спартака». В Тушино «Оренбург» не создал много опасности, но доставлял мяч в финальную треть поля и в штрафную точно так же.

Интерпретация роли вингбэков

Задачи Сергея Терехова и Алексея Сутормина – главная причина, почему модуль «Оренбурга» правильно оценивать как 3-Х-Х, а не 5-Х-Х. Терехов ещё по «Динамо» выглядел сильным пасующим защитником, идеальным для тактики с тремя центральными (физика + продуктивные подключения в атаку + ошибки в защите, вызванные пробелами в школе). Юрий Калитвинцев соглашался с этим, когда мы обсуждали Терехова, но не пробовал такой вариант. Сутормин до «Оренбурга» вообще не играл вингбэка. Он – переученный вингер, адаптированный под тактику. Похоже, Федотов долго готовил это решение. После ФНЛ, где правый фланг в 3-4-2-1 закрывал Малых, дававший только объём работы, тренер пробовал закрывать край целиком и Суторминым, и приезжавшим на просмотр Альшиным. Кроме того, Кулишева пока не тестировали как правого вингбэка, но качества игрока – подходящие для тактики.

И Терехов, и Сутормин в позиционных атаках и переходах участвуют в одинаковых комбинациях. Они получают пас вперёд/поперёк под удобную ногу или от крайнего центрального защитника, или от центрхава, чтобы сразу двигать мяч вперёд. После – выдают проникающие передачи в полуфланги под ускорения или мягкие кроссы. Доставка мяча до вингбэков – главная часть подготовки атак «Оренбурга»: мяч доходит до Терехова/Сутормина и диагоналями, и через подборы после длинных передач, и через серию коротких передач, разбивающих прессинг. Работает и справа:

И слева:

Глобальное отличие – в функциях и точках, где вингбэки принимают мячи. Терехов больше заточен на проникающий пас под забегание, отрезающий крайнего защитника соперника, после которого следует обостряющий со свободного пространства. Сутормин стабильно принимает мячи выше и более свободен в решениях – проникающие передачи он отдаёт с такой же частотой, как делает смещения в центр на дриблинге под удар. Или сразу навешивает в штрафную.

Разница в функциях вингбэков подтверждается статистически. Оба входят в топ-4 «Оренбурга» по Impect/90min, но Терехов – второй игрок команды по этим числам после Поповича, ищущего мяч по всему полю. Это при том, что он принимает мяч глубже Сутормина: по количеству соперников, отрезанных на приёме мяча, Сутормин значительно превосходит Терехова и даже сильнее Бреева с Маляровым, выходивших на позиции инсайда.

Более того, Терехов – лучший крайний защитник стартового отрезка Премьер-Лиги по Impect/90min. Это при том, что по количеству соперников, отрезанных на приёме, в этой выборке он всего 14-й. В матче с «Краснодаром» Терехов отрезал 13 соперников – его персональный сезонный рекорд. Высокие позиции защитников, вылетающих на Терехова, только помогают ему, а отсутствие страховки в полуфланге от опорного полузащитника гарантированно создаст проблемы. Сутормин меньше обостряет проникающими передачами, но тоже входит в топ-10 игроков лиги по количеству отрезаемых защитников.

Зависимость «Оренбурга» от Терехова и Сутормина подтверждает и командная статистика. В первых турах доля Impect вингбэков «Оренбурга» от общекомандного составила 36,3%. Это очень много даже для вертикальной команды, играющей проще. «Уфа», где Йокич и Сухов запускают передачи за спины крайним защитникам под ускорения по своему флангу, играет в более вертикальном стиле, но у неё доля креатива вингбэков – 29,6%. У остальных не переваливает даже за 25%.

Поведение вингбэков в штрафной тоже отличается. Терехов включается строго с диагональными забеганиями на дальнюю штангу после передач с правого фланга – эффективное оружие против команд, плохо контролирующих зону, где крайнему защитнику плохо помогают. Сутормин при атаках левым краем неизменно ищет место в центре штрафной, скрещивая траектории с дальним инсайдом. Правда, такими открываниями «Оренбург» пока не пользуется – пока Сутормин нанёс так лишь один удар в сезоне, и тот не после прямой доводки.

Геометрия позиционной атаки

Позиция вингбэков позволяет «Оренбургу» регулярно выстраивать треугольники и ромбы на флангах в позиционной атаке, которые составляют сам вингбэк, инсайд на их краю, ближний к флангу центральный полузащитник и крайний центральный защитник. Обычно такие ромбы строятся справа – это следствие асимметрии, которую осознанно выстраивает Федотов. Причём в прошлом сезоне он строил её слева, с помощью Терехова, но получив Сутормина, перестроил акценты атаки.

Дело не только в крайних защитниках: Ойеволе агрессивнее подключается в атаку по флангу, чем Сиваков, и намного агрессивнее, чем начинавший сезон Андреев. Травма капитана «Оренбурга» и перевод Ойеволе направо только помогли команде в построении геометрии. Аналогично с инсайдами: слева, начиная с матча в Самаре, играет Сергей Бреев, нацеленный на прессинг-задачи, уплотнение зон, страховку центральных полузащитников. Комбинировать через Бреева невыгодно, он допускает простейшие ошибки в передачах. Зато справа выходит Попович, лучший игрок «Оренбурга» по обеспечению циркуляции мяча (79 Pack+Rec – никто не двигает мяч лучше словенца). Даже когда Попович садится в запас по тактическим соображениям, его заменяет другой подвижный пасующий – Маляров или Мишкич.

Попович – самый полезный игрок для такой геометрии. Из-за специфики Бреева словенец создаёт ромбы открываниями в обоих полуфлангах, хотя справа всё же чаще. Диапазон действий Поповича широк – он может сам продвинуть мяч вперёд с любой точки ромба, в том числе опустившись в глубину, или сделать ложное забегание, открыв свободную зону для рывка другого игрока. Так «Оренбург» забил «Анжи»: в зону, освобождённую Поповичем, открылся Сутормин.

Грамотная страховка в полуфлангах – лучшее оружие против оренбургских кружев. В каждом матче сезона, даже при тотальном контроле соперника, «Оренбургу» удаётся как минимум 2 атаки со вскрытием полуфланга и отрезанием крайнего защитника соперника. При грамотной подстраховке такие передачи или прерываются обороной в штрафной, или не делаются вообще – тогда «Оренбург» продолжает контроль и ищет возможность для взлома полуфланга. Или сразу акцентированно навешивает в штрафную.

Важно, что в матче с «Краснодаром», после перевода Даниэля Мишкича в центр полузащиты, геометрия «Оренбурга» заработала настолько качественно, как ни разу до этого. Хорват и кидал мяч на фланг Сутормину, и отдавал Поповичу, и врывался в освобождаемые зоны – так Мишкич организовал один из явных нереализованных моментов для Козлова. В чужой трети хорват намного полезнее Чиркина, начинавшего все предыдущие матчи с первых минут.

Фактор Андрея Козлова

Как и весь «Оренбург», Андрей Козлов извлекает выгоду из слабой изученности. Ещё в ФНЛ он эксплуатировал те же умения, которыми восхищает сейчас – в первую очередь нырки в правильные зоны под фланговые передачи. Козлов делает много рывков в пространство между вратарём и защитниками, очень неудобных для обороняющейся команды.

Главная фишка тренерского использования Козлова – персональное давление либо на более слабого, по мнению Федотова, центрального защитника, либо на более слабую зону. Только против такого защитника Козлов включается в верховую борьбу, а при навесах продавливает персонально его, часто забегая за спину и выжидая ошибку. Или же раскачивая защитника ложными движениями, выжидая шанс вырваться на свободное место (как на скриншоте ниже – так Козлов разбил Ведрана Чорлуку). Визави нападающего в первых матчах сезона были Жиго, Бурлак, Чорлука и Спаич, исключением стал лишь матч с «Анжи», где Козлов забегал на дальнюю штангу вне зависимости от фланга подачи. Штаб не попал только с Жиго, причём из-за того же фактора слабой изученности игрока.

Из остальных относительно справился с Козловым только Чорлука – дал нанести один удар из-под себя. Бурлак проиграл форварду половину единоборств и дал забить вообще без борьбы, ужасно выбрав позицию при передаче себе за спину. Спаич регулярно устраивал пожар перед своими воротами из-за неправильного принятия решений – привёз гол, врезавшись в Крицюка при фланговой подаче, и организовал для Козлова выход 1 на 1 с вратарём. Пытаясь остановить контратаку «Оренбурга», Спаич принял половинчатое решение: сначала бросился в активный отбор, потом резко затормозил. Козлов отыграл Спаича первым же касанием, прокинув мяч себе на ход. Именно такую неуверенность защитников и ищет штаб «Оренбурга», чтобы давить на них с помощью Козлова.

Козлов отлично чувствует моменты, когда именно нужно сделать движение на опережение или, наоборот, за спину защитнику. Это очень полезный скилл для нападающего. Как результат – все удары в сезоне Козлов нанёс из штрафной, большую часть – при прострелах/навесах в зоны между защитниками и вратарём, на которые сложно реагировать. Возможно, здесь Козлову помогает Федотов, оценивая моменты с точки зрения защитника и подсказывая, куда лучше открываться, чтобы сделать дефа более уязвимым.

При этом называть Козлова нападающим штрафной неправильно, его диапазон действий шире. До того, как соперник «Оренбурга» переходит центральную линию, Козлов помогает в позиционной обороне, мешая развивать атаки через опорника. В матче с «Краснодаром» Андрей так мешал Каборе. Африканец получал свободу, когда «Краснодар» переходил центр – тогда же Козлов концентрировался на моментах выхода из обороны, когда нужно резко стартовать. У него хороший стартовый рывок, он ускоряется в правильные зоны, где больше свободы, может протащить мяч на скорости и нежаден в таких выпадах. Так Козлов организовал контратаку против «Краснодара», выдернувшись на длинный заброс почти от центральной линии, когда соперник всеми полевыми игроками перешёл за неё.

На старте сезона Федотов подчёркивал единственную серьёзную проблему в игре Козлова – отсутствие ему полноценного сменщика. Всё-таки Кулишев – игрок другого склада, полезный в штрафной, но хуже цепляющийся за длинные мячи и не напрягающий защитников настолько активно. Здесь «Оренбург» заслужил конфетку за системность трансферной работы. И Галаджан, и Деспотович, подписанные в последнюю неделю окна – нападающие похожего склада: с качественной работой в подыгрыше, сильными открываниями и завершением первым касанием. Теперь Федотов может менять Козлова, не ослабляя команду.

Стандарты – потенциально лучшие в лиге

«Оренбургу» очень повезло с Денисом Поповичем. Помимо перемещений и создания ромбов, словенец выполняет большинство ударных штрафных команды (лишь иногда, на точках под левую ногу, мяч забирает Терехов), подаёт много фланговых штрафных и угловых. В прошлом сезоне Попович забил 5 мячей со штрафных, причём его удары очень вариативны. Словенец бьёт над стенкой, в обвод стенки, во вратарский угол, в выставленную стенку из игроков «Оренбурга». Обводящие удары удаются Поповичу лучше всего, точка чуть левее центра для него идеальна.

Попович подаёт и угловые, хотя здесь конкуренция выше – часть корнеров себе забрал пришедший летом Мишкич. «Оренбург» большими силами, по 5-6 человек, идёт в чужую штрафную и делает много обманных движений. Обязательно используется скрещивание между двумя игроками на 11-метровой, возможно забегание игрока в центре штрафной на дальнюю штангу. Вдобавок у «Оренбурга» сильный ударный подбор, из Сутормина и джокера Чуканова.

Помимо этого, «Оренбург» обладает, пожалуй, сильнейшей бригадой пенальтистов в РПЛ:

– Козлов: 6 ударов, 6 голов

– Сутормин: 8 ударов, 8 голов

– Кулишев: 14 ударов, 13 голов

– Попович: 11 ударов, 10 голов

Важны не только цифры – к каждому из пенальтистов очень сложно готовиться. Никто из них не соблюдает чёткую стратегию, куда именно бить. Только у Поповича есть точки в воротах, куда он пробил по 3 одинаковых пенальти в карьере, но для вратаря это тоже загадка: какую из точек выбрать для прыжка? Самый классный пенальтист в «Оренбурге» – Артём Кулишев. Здесь тоже решает стратегия: Кулишев ждёт, куда вратарь дёрнется до удара, и бьёт в противоположный угол. Обмануть его тоже сложно – в прошлом сезоне вратарь «Химок» Вячеслав Исупов не дёрнулся до удара и ждал удара по центру, но получил в угол и не среагировал. Кулишев не забил лишь однажды, и даже тогда обманул вратаря, но попал в штангу.

Дополнительные факторы

1. Нынешний сезон – идеальный для взлёта такой команды, как «Оренбург». Не обязательно биться за чемпионство, но побороться за еврокубки, как Владимир Федотов декларировал перед сезоном, можно и с возможностями «Оренбурга». Этому несколько причин:

– одновременный спад уровня чемпионата и заметный спад грандов на фоне этого чемпионата. Никто из топ-5 не стал сильнее одновременно по качеству игры и по составу, слабее стали главные преследователи предыдущего сезона по качеству – «Уфа» и «Рубин». Идеальные условия, чтобы подняться на фоне общего спада – «Ростов» точно готов этим воспользоваться;

– «Оренбург» всё ещё плохо знают и, возможно, недооценивают. По крайней мере, «Краснодар» явно не готовился под соперника;

– низкий блок обороны «Оренбурга», к которому всё ещё сложно подобрать ключи – хотя, на мой взгляд, его качество переоценено.

2. «Оренбургу» фартит. Важный фактор взлёта «Оренбурга», который нельзя сбрасывать со счетов. Несмотря на высокое качество перехода в атаку и доводки атак до ударов, «Оренбург» – 11-я команда стартового отрезка сезона по xPoints, 14-я по Impect. Новичок далёк и от лидерства по продуктивности владения: по Packing на минуту владения «Оренбург» 13-й в лиге, по Impect – 8-й (что всё равно далеко от образцов вертикального футбола). Если вести турнирную таблицу по явным голевым моментам, «Оренбург» снова будет 11-м с вводными легендарного «Сатурна» Вайсса: 5 матчей, 5 ничьих, разница созданных моментов 5-5.

Тем не менее, фарт – неизменное слагаемое успеха чемпионской команды, вопрос только, в каком масштабе. По качеству игры и создаваемых моментов «Оренбург» перебрал против «Локо» и, возможно, «Крыльев» (здесь важен вклад Евгения Фролова – не готовится к пенальти, ага), недобрал против «Спартака» и «Краснодара», а против «Анжи» добился вытекавшего из хода матча результата. Не назвал бы это диким фартом.

Да и потом, после первого сезона в РПЛ должно же «Оренбургу» фартить.

3. «Оренбургу» может не хватить глубины состава. Окей, после грамотной работы на финише трансферного окна у команды есть ротация на всех позициях… кроме вингбэков. Что будет, если Терехов и Сутормин вылетят из состава? Теоретически Сутормина можно заменить Кулишевым, но вопрос, насколько он впишется в непривычную для себя роль (хотя в теории должен). Или Малых, но тогда атака сильно потеряет в качестве. Заменить Терехова вообще некем. В этом плане зависимость от вингбэков – очень вредная штука: они могут схватить лишнюю карточку, получить травму или банально устать, и тогда качество «Оренбурга» в атаке и в переходных фазах сильно просядет.