Стандарты «Ливерпуля» довольно просты, но всё равно одни из лучших в мире. Разбираемся в основах стандартов Клоппа | Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике Стандарты «Ливерпуля» довольно просты, но всё равно одни из лучших в мире. Разбираемся в основах стандартов Клоппа — Контрпресс.ру — сайт о футбольной тактике
Команды
АПЛ
10 ноября 2019, 18:27
10 ноября 2019, 18:27
Стандарты «Ливерпуля» довольно просты, но всё равно одни из лучших в мире. Разбираемся в основах стандартов Клоппа
Алек Кегелес препарирует стандартные положения "Ливерпуля"
Содержание
01Ключевые элементы
02Типовой угловой «Ливерпуля»
03Розыгрыш штрафных ударов

«Ливерпуль» был одной из сильнейших команд на стандартах в атаке в прошлом сезоне – только в АПЛ команда Клоппа наколотила 21 мяч с угловых и непрямых штрафных, набрав чуть больше 16 xG за 38 матчей (10.43 с угловых и 5.76 с непрямых штрафных). В этом сезоне «красные», правда, стали слабее в этом компоненте, судя по xG-статистике: 0,23 xG с таких стандартов за игру в этом сезоне против 0,43 xG в прошлом.

Причины могут быть самыми разнообразными – от маленькой выборки в 11 матчей АПЛ до использования относительно новых или редких по прошлым сезонам элементов на постоянной основе. Так или иначе, по данным InStat, 36% стандартов с кроссами у «Ливерпуля» заканчиваются ударами, что очень даже неплохо – поэтому они достойны отдельного разбора.

Ключевые элементы

Под «ключевыми элементами» подразумеваются различные приемы, которые «Ливерпуль» использует в каждом (или почти каждом) розыгрыше стандартном положении. Понятно, что эти элементы – блоки, попытки увести соперника или, наоборот, освободиться от соперника на дальней штанге, варианты разыгрывания ситуаций 3v3 в центре штрафной – используются большинством команд, но, тем не менее, команда Клоппа здорово их применяет, а разбирать комплексные идеи проще, если сначала разбить их на компоненты.

Блок – самый базовый элемент на стандартах. Как правило, игроки средней комплекции типа Фирмино стараются придерживать либо соперников, играющих зонально, либо соперников, играющих персонально против крупных игроков в «красном» типа Ван Дейка, Ловрена, Ориги и Матипа.

Выше – типичный пример: Вертонген играл 1v1 против Матипа, но стартовать бельгийцу сначала помешал Мане (который, кстати, пробежал под рукой Ван Дейка), а затем ему поставил блок Вейналдум. В итоге Матип (и Мане) вдвоем оказались незакрытыми напротив ближней штанги.
Сейчас игроки «Ливерпуля» умудряются блокировать сразу по два соперника одновременно. Как правило, этим занимается Фирмино, который располагается на границе вратарской почти по центру, и блокирует одного зональщика и одного персональщика. Также можно блокировать двух персональщиков (своего и чужого), а еще есть вариант заставить двух соперников бежать по одной траектории, уведя их из нужной зоны.

На примере выше Фирмино заблокировал и Орье, и Кейна – первый играл с ним 1v1, второй играл зонально. Бразилец привел Орье к Кейну, ограничив тому движение, а затем поставил спину и расставил руки. В другой части штрафной Ван Дейк пытался поставить блок Санчесу – и отчасти это сделал, потому что колумбийцу пришлось резко менять направление движения, чтобы не упереться в выставленный голландцем корпус. При этом с Ван Дейком уже играл Сиссоко – получается, Вирджил, по факту, тоже заблокировал двоих. Также можно отметить рывок Мане на ближнюю штангу; Садио оттолкнулся от Алли и выбежал на край вратарской – но об этом движении чуть позже.

«Ливерпуль» также использует блоки на штрафных ударах. Подробнее про непрямые штрафные будет также позже;  сейчас – только про блоки соперников. Методов для блока соперников на непрямых штрафных не так много – либо встать перед ними и заблокировать вариант для движения в их штрафную, либо влезть между ними и партнером с одной из сторон.

На примере выше «Ливерпуль» применил сразу несколько приемов. Ван Дейк располагался выше линии «Юнайтед», но при перед подачей влез между Линделефом и Магуайром, отделив шведа (и Аарона Ван-Биссаку заодно) от англичанина. Матип же отделил Магуайра от Фирмино, ворвавшись в линию из глубины. В итоге получилось так, что Магуайр остался один против одновременно Мане (за спиной) и Матипа, а также Фирмино, который затормозил чуть раньше.

Вернемся в рывкам на ближнюю штангу при розыгрышах угловых. В том или ином виде «Ливерпуль» использовал их и в прошлом сезоне, но чаще игрок, который бежал на ближнюю, начинал движение из центра штрафной (хотя были и исключения, например, игра с «Кардиффом» во втором круге) – как в первом скриншоте из этого текста. В текущем же сезоне Клопп стал чаще использовать рывки на ближнюю из середины вратарской – как правило, этим занимается Мане. Рывки из середины вратарской в целом кажутся более логичными по нескольким причинам:

— Из центра Мане зачастую уводит играющего по нему персональщика, так как зональщик не пойдет из центра на ближнюю штангу. В это время зональщики из центра вратарской чаще всего бегут на ближнюю штангу, когда туда летит мяч – соответственно, в таких ситуациях Мане действительно освобождает зону от игрока, который должен был там находиться в любом случае, а не от лишнего персональщика;

— Когда Мане уводит соперника из центра вратарской на ближнюю штангу, тот игрок бежит по прямой горизонтальной траектории до спины партнера, который уже стоял около ближней штанги. Этот игрок просто дублирует своего партнера – то есть отчасти выключается из игры. Если уводить соперника из центра, то он все равно прибежит в ту же точку, но по диагональной траектории, что даст ему возможность так или иначе поучаствовать в эпизоде;

— Рывки из-за спины сложнее контролировать, чем рывок сбоку;

— Часто разогнаться горизонтально через вратарскую проще, чем диагонально из центра, из-за менее насыщенного пространства.

Итог таких рывков – «Ливерпуль» получает либо менее насыщенную вратарскую (а так же дальнюю штангу), либо свободного игрока на ближней, а, благодаря скорости Мане, чаще всего и то, и другое.

Мане ускорился на ближнюю штангу практически по границе вратарской, увел оттуда игрока, создал пространство для Ориги. В итоге подача пошла на угол вратарской, и Мане пробил по воротам (и забил). Обратите внимание – Фирмино снова блокирует двоих.

Лаллана увел одновременно Мустафи и Торрейру из центра.

В розыгрышах угловых «Ливерпуля» есть один непонятный момент: команда Клоппа редко подает на дальнюю штангу – 10% подач от всех стандартов по версии InStat идет туда, причем непрямые штрафные занимают заметную часть от этого числа. Еще реже можно встретить скидку на дальнюю штангу после подачи на ближнюю или в центр штрафной. При этом «Ливерпуль» действительно здорово расчищает зону дальней штанги и, по данным все того же InStat, в 46% случаях подач в эту зону наносит удар – высокая эффективность. Более того, на любых непрямых штрафных «Ливерпуль» сильнее всего насыщает именно дальнюю от мяча часть штрафной, и большинство идей завязаны именно на создании свободного игрока в той зоне – поэтому причина, по которой «красные» так редко подают и тем более скидывают мяч на дальнюю штангу на угловых, не ясна.

 

На угловых «Ливерпуля» также интересно последить за тем, как они разыгрывают 3v3 – чаще всего именно такое количественное противостояние, в котором обычно участвуют два центрдефа «красных» и кто-то из набора Вейналдум-Фабиньо-Ориги, можно увидеть в центре штрафной соперника. Варианты розыгрыша таких ситуаций с разнообразными рывками не новы и вряд ли впервые применились именно «Ливерпулем», но оттого они не менее интересны – взять хотя бы пример из начала текста (второй скриншот), в котором Ван Дейк выставляет Санчесу корпус и создает свободу для Ловрена.

Обычно розыгрыши 3v3-ситуаций завязаны на двух приемах – блоках и скрещиваниях движения с рывками в соседние зоны штрафной. С первым все понятно, второе же касается попыток сбросить с себя персональщика путем их запутывания (рывок в зону, в которую в теории должен стартовать другой партнер), плюс благодаря скрещиванию движения персональщику приходится бежать за своим оппонентом через нескольких игроков, включая своих партнеров, которые движутся в обратном направлении.

 Ловрен блокирует одновременно и своего игрока, и игрока Ван Дейка. Сам Вирджил разгоняется в зону дальней штанги – Алдервейрелд ждал этого от Вейналдума, но вынужден переключаться на Ван Дейка, чтобы тот не остался один. В это время Вейналдум делает шаг в центр, а затем отскакивает чуть выше и остается совсем один в центре штрафной.

Типовой угловой «Ливерпуля»

«Ливерпуль» обладает набором типовых розыгрышей – по факту, в этом сезоне у «Ливерпуля» есть один общий шаблон, от которого команда Клоппа крайне редко отходит, лишь изменяя точку подачи и мелкии детали типа количество человек на подборе, а также изредка меняя положение игрока в одной из групп.

«Ливерпуль» редко использует больше 5-6 игроков внутри штрафной, но этого им хватает. Чаще всего один из игроков располагается по центру на линии вратарской, еще один (Мане) бежит на ближнюю штангу либо из вратарской, либо примерно из центра штрафной между точкой пенальти и вратарской, в центре штрафной три мощных игрока расставляются (и чаще всего разыгрывают 3v3 с персональщиками), а за вокруг штрафной располагается три игрока. Расположение этих игроков самое разнообразное – ближний к угловому флажку игрок может подходить для розыгрыша, а может располагаться глубоко; игроков на линии штрафной может быть двое, если соперник оставляет игрока для контроля линии штрафной.

На дальнем углу штрафной либо располагается игрок, либо туда может сместиться игрок из центра, если между ним и ближним к угловому флажку партнером есть еще один игрок. После углового против «Тоттенхэма», который показан на примере выше, следовал еще один – тогда подача пошла на дальний угол штрафной, куда сместился Салах.

В эпизоде ниже еще один классический пример, на котором игроки «Ливерпуля» уже располагаются равномерно относительно штрафной соперника – Робертсон у углового флажка для розыгрыша, Кейта чуть левее центра, Салах – чуть правее. Благодаря четкой структуре «Ливерпуль» собирает практически все подборы.

Розыгрыши в короткий пас – не редкость для «Ливерпуля»: команда Клоппа выполняет и короткие розыгрыши для разнообразия кроссов, и более длинные, задействуя третьего игрока – обычно это происходит, если соперник ставит двух игроков максимально близко к разыгрывающим.

Само собой, Клопп изменяет расположение одного-двух игроков под соперника. Так, в ответном матче против «Генка», немец убрал игрока, выбегающего на ближнюю штангу (точнее, сменил задачу – теперь он просто должен был блокировать зональщика сбоку в этой зоне), а также добавил лишнего игрока в начале штрафной. Причина проста: «Генк» в штрафной играл полностью зонально, используя, во-первых, большое количество игроков на ближней, во-вторых, линию из трех игроков против вбегающих соперников. Клопп банально добавил четвертого вбегающего, заблокировал всю вторую линию (кроме дальнего игрока) и оставил Ван Дейка полностью свободным. Результат – три удара Вирджила только в первом тайме; голландец раз за раз оставался свободным.

Окслейд-Чермберлен блокирует зональщика на ближней, Фабиньо зональщика по центру, Вейналдум также вбегает для блока зональщика, который наиболее вероятно выскочит на Ван Дейка. Ориги также сначала бежал в направлении зональщика, но затем сменил направление и ушел на дальнюю штангу, где остался свободным.

Также «Ливерпуль» использует рывки в штрафную от игрока с линии штрафной. Это происходит реже, так как не всегда необходимо и нарушает баланс на подборе, но случается – в таких ситуациях в штрафную врывается кто-то помощнее, например, Фабиньо.

Понятно, что выиграть подбор, когда у соперника практически вся команда внутри его штрафной, а у «Ливерпуля» всего пятеро или шестеро, не так сложно. Но, во-первых, это все равно важно отметить, во-вторых, наличие структуры на подборе позволяет быстрее продолжить игру после отскока мяча, что в теории повышает шанс забить мяч (банально соперник хуже готов и вынужден реагировать на конкретную ситуацию).

Для продолжения атаки после подбора «Ливерпуль» использует одни и те же принципы, которые немного различаются в зависимости от точки подбора. После подбора «красные» чаще всего стремятся, во-первых, создать ширину в штрафной (чтобы либо растянуть линию защиты соперника, либо оставить свободного игрока в штрафной), во-вторых атаковать дальнюю штангу.

Когда подача готовится с дальней части поля (относительно точки, из которой подавался угловой), игрок «Ливерпуля» с ближней штанги уходит шире (как Ориги на примерах выше), а один из вбегавших из центра (на примерах выше – Ван Дейк) старается открыться за спины соперника на дальней штанге, после чего либо бьет сам, либо готовит поперечную скидку в центр, в зависимости от подачи.

Если же мяч подбирается на ближней к изначальной точке подачи половине, то ширину в ближней части штрафной создает тот же игрок, что бежал на угол вратарской. На дальней же штанге чаще всего происходят интересные перестановки: игрок, изначально бежавший на дальнюю из положения 3v3, возвращается в центр, а игрок из вратарской (чаще всего – Фирмино, как игрок с лучшим чувством пространства в команде), наоборот, уходит на дальнюю.

Базис стандартов «Ливерпуля» не меняется от матча к матчу. Последняя серьезная смена на постоянной основе произошла в начале этого сезона, когда «красные» перешли от предыдущего типа розыгрыша к нынешнему. Более того, «Ливерпуль» редко использует больше двух паттернов в течение одного матча – понятно, что направление подач и векторы рывков меняются по ходу матча, но суть остается одной. Это делает угловые проще для восприятия и изучения игроками – и при этом не упрощает задачу для соперника.

Розыгрыш штрафных ударов

Для розыгрыша штрафных ударов «Ливерпуль» использует блоки, старается больше насыщать дальнюю от точки подачи часть оборонительной линии соперника, пытаясь засунуть между игроками оппонента своих игроков (пример из матча против «Манчестер Юнайтед» из первого пункта показателен), использует рывки из чуть более глубокой позиции, а также часто прибегает к двум игрокам у мяча с ложными разбегами, короткими передачами на ход, остановками и так далее.

Игрок «Ливерпуля» у мяча чаще всего скатывает его на ход партнеру при фронтальных штрафных, особенно из глубины. Это логично – перед мячом все равно никого нет (даже на минимальном разрешенном расстоянии далеко не всегда есть игрок соперника), можно спокойно протащить его метров на семь. Более того, если изначально некоторые игроки «Ливерпуля» находятся в офсайде, то после такого розыгрыша они могут либо заблокировать игрока соперника, либо успеть встать на линию, либо сделать оба действия одновременно, как Ван Дейк на примере ниже. Дополнительно к этому при фронтальных штрафных «красные» используют не только широкое расположение одного игрока на дальней штанге, но и широкое расположение игрока на ближней части поля. На примере ниже таким игроком был Хендерсон – он еще и получил свободу, так как игравший с ним соперник переключился на Трента.

Также в эпизоде выше «Ливерпуль» использовал несколько блоков. Первый – блок от Фирмино; в нем не было большого смысла, учитывая, что Ловрен в ширине не контролировался, но отметить все равно надо. Второй блок интереснее: сначала Мингза заблокировал Ван Дейк, а затем между Вирджилом и соперником вбежал Мане, который поставил второй блок и отделил Мингза от партнера.

При стандартах сбоку – не важно, из глубины или ближе к концу поля – «Ливерпуль» часто использует ложные разбеги. Понятно, что соперники чаще всего не ведутся на них, хотя и такое бывает (пример ниже), но, тем не менее, оппонентам приходится смотреть на подающего, в то время как другие игроки в «красном» могут начать движение, например, зайти кому-то за спину, ворваться между игроками и так далее. Это заметно усложняет контроль для соперника.

«Тоттенхэм» повелся на ложный разбег от Салаха: Кейн сразу начал движение в штрафную, упустив Ван Дейка, которому даже не пришлось делать шаг назад; Вейналдум стягивал двоих, и те оттолкнули его в момент разбега Салаха, создав больше пространства для рывка Мане; сам рывок Мане тоже никто не контролировал. Итог – «Ливерпуль» получил 2v2 в точке подачи, причем у Ван Дейка было динамическое преимущество над Алдервейрелдом, которому пришлось немного менять траекторию, чтобы помещать голландцу, а Ловрен вообще оставил соперника за спиной – тот никак бы ему не помешал.

Другой пример штрафного – уже с другого фланга и из более высокой позиции. Принципы те же. Два игрока у мяча – без ложного разбега, но соперник знает, что «Ливерпуль» может так сделать, и поэтому не сразу после разбега Робертсона знает, кто будет подавать, в какой момент и куда будет закручен мяч (Роббо – левша, Трент – правша). Блок в штрафной – Ориги вообще не стремится пойти на мяч и просто выталкивает Эванса из линии. Также можно отметить Мане и Фабиньо – оба придерживают соперников в штрафной. Рывок между соперниками – Ловрен стартует из глубины и прибегает ровно в точку, из которой Ориги вытолкнул Эванса; у Сеюнджю нет никакого преимущества, потому что он позже начал разгон и потому что ему приходится выходить дальше, чем планировалось.

Подача пошла на Ван Дейка, который остановился перед линией вратарской – а соперники уже пролетели его. Это тоже можно отметить как прием: им же пользовался Фирмино из примера против «Юнайтед». Остановившись, Ван Дейк сбросил соперника с себя – тому было сложнее среагировать и сложнее выпрыгнуть на мяч. Впрочем, этот прием напрямую зависит от специфики подачи.

Также «Ливерпуль» использует розыгрыши штрафного на третьего, розыгрыши с ложным разбегом и передачей на ход разбегавшемуся – такие мелочи уже подбираются либо специально под соперника, либо являются креативом самих футболистов, которые смотрят по ситуации.

Самый известный пример креатива от игроков «Ливерпуля» – быстрый розыгрыш против «Барселоны» в ответном матче прошлогодней Лиги Чемпионов. «Красные» не так редко быстро разыгрывают угловые, но здесь, как и в другом креативе, в любом случае есть общий шаблон, ключевые элементы и понимание того, как правильно разыгрывать стандарты. Поэтому «Ливерпуль» хорош в этом компоненте – они не заучивают все новые и новые типы розыгрышей, но используют изученные механизмы, грамотно видоизменяя их время от времени.